Научная статья на тему 'Менеджмент: управление высшей школой и научной деятельностью'

Менеджмент: управление высшей школой и научной деятельностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управление
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьев В. Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Менеджмент: управление высшей школой и научной деятельностью»

УПРАВЛЕНИЕ № 1 (1) / 2013. 96:78-87.

ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ

УДК 331.108 DOI: 10.12737/1211

Менеджмент: управление высшей школой и научной деятельностью

Отзыв на книгу «Менеджмент» Резника С.Д.

Менеджмент: В 3 кн. — Кн. 2. Управление высшей школой и научной деятельностью: Избранные статьи / С.Д. Резник. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 359 с. — (Научная мысль; Менеджмент).

ISBN 978-5-16-006234-1

Вышла в свет книга избранных статей заслуженного деятеля науки РФ, доктора экономических наук, профессора Семена Давыдовича Резника, посвященная менеджменту в высшей школе и научной деятельности. Книга наглядно показывает, что профессиональный менеджмент сегодня нужен не только производственной сфере — предприятиям и организациям, но и образовательным учреждениям — вузам, а также научно-исследовательским институтам. Современное высшее учебное заведение — крупная, многопрофильная социально-экономическая система. Любое несовершенство внутри вузовской системы менеджмента способно нанести ущерб качеству подготовки квалифицированных кадров, развитию фундаментальной и отраслевой науки.

Повышение качества менеджмента в различных областях деятельности вуза, включая технологии и организацию обучения студентов, содержание деятельности профессорско-преподавательского состава, профессионализм руководящих кадров, технологии управления учебным процессом, научной деятельностью, экономической, социальной и воспитательной работой и многое другое — задачи, решение которых может способствовать интенсивному развитию отечественной индустрии вузовского образования.

В сборник вошли такие оригинальные авторские статьи, как: «Кто он — глава кафедры», опубликованная в 1985 г. в газете «Известия», в которой ставился вопрос: заведующий кафедрой — кто же он в большей степени — преподаватель, получающий 20-процентную доплату к ставке за выполнение обязанностей главы кафедры, или администратор, чье фактическое положение должно быть закре-

плено юридически, получающий доплату за преподавание; «Руководство кафедрой: вопросы управления», опубликованная в Вестнике высшей школы в 1987 г., в которой убедительно показывается, что успешная деятельность кафедры зависит не только от педагогического и научного авторитета ее заведующего, но и от обоснованного планирования и правильной организации работы всего коллектива, от тактичного, не задевающего личного достоинства подчиненных, направления их действий, от умелого стимулирования качества их труда, эффективного контроля; «Я б заведовать пошел, пусть меня научат», опубликованная в журнале «Лидеры образования» в 2002 г., рассматривающая вопрос: почему не всегда работа руководителей в сфере образования оказывается эффективной; «Кадровый резерв вуза», опубликованная в журнале «Высшее образование сегодня» в 2002 г., знакомящая читателя с опытом организации и работы школы управленческого персонала, созданной в 2000 г. на базе Пензенской государственной архитектурно-строительной академии (ныне — университета).

В каждой новой статье подходы, идеи, инновации С.Д. Резника как ученого, профессионального педагога, грамотного исследователя, а самое главное — эффективного руководителя вузовской сферы предлагали конкретные решения. Этим отличаются такие публикации, как: «Заведующий кафедрой вуза: черты коллективного портрета» (СОЦИС, 2003); «Кафедры наших вузов очень часто управляются непрофессионально», «Управление персоналом» (2003); «Стратегическое управление выпускающей кафедрой современного вуза» (ИПНЭ, 2005) и др.

Автор никогда не ограничивал внутривузовское управление рамками кафедры, уделяя особое внимание более сложной задаче, требующей значительных усилий и высокого уровня компетентности, профессиональных знаний, умений и навыков, выполнения организационно-управленческих обязанностей декана факультета. В статье «Деканы России: Кто они? Педагоги? Ученые? Менеджеры?» (Университетское управление, 2007) на основании опроса более 100 деканов из 43 вузов страны проанализировано содержание управления факультетами, отражена его специфика и осуществлена классификация и моделирование организационно-управленческих качеств руководителя факультета высшего учебного заведения.

Подробный анализ изменения численности и состава проректоров высших учебных заведений, подведомственных Рособразованию, с 1998 по 2006 г. приведен автором в статье «Инновационные процессы в структуре проректорского корпуса высшей школы» (ИПУ РАН, 2007). Автор справедливо подчеркивает, что повышение качества управления высшими учебными заведениями требует профессионального вузовского управления со стороны ректоратов, грамотной работы с персоналом, высокого уровня организации учебно-воспитательного процесса научной и методической деятельности, повышения уровня организации личного труда.

В статье «Укрепление управленческой вертикали в региональном вузе: опыт и перспективы» (Университетское управление: практика и анализ, 2008) остро ставится вопрос о необходимости укрепления управленческой вертикали власти в высшем учебном заведении. Автор выделяет здесь задачу эффективного осуществления управленческих функций в вузе, требующую, чтобы современный вузовский руководитель овладел необходимыми компонентами менеджерского мастерства: умение взаимодействовать с людьми разного уровня (студент, аспирант, преподаватель, вспомогательный персонал, родители, деловые круги, начальство); умение устанавливать деловые и творческие отношения с коллегами, использовать устную и письменную речь для воздействия на партнеров и достижения взаимопонимания.

В статье «Карьера ректора: какой ей быть» (Университетское управление, 2009) автором представлен анализ результатов мониторинга состава и профессиональной карьеры ректорского корпуса всех вузов, подведомственных Рособразованию на август 2006 г. и июнь 2008 г.

В статьях «Формирование компетенций преподавательского и управленческого корпуса вузов России: опыт, проблемы, методическое обеспечение» (Вестник высшей школы, 2010) и «Преподаватель вуза: проблемы и перспективы» (Вестник Московского государственного университета, 2011) автор ведет разговор о проблемах преподавательского корпуса высшей школы, которые предлагает решать на уровне вуза, факультета, кафедры, а самое главное — на уровне самого преподавателя, давая ему определенные ориентиры самоподготовки, тем самым помогая потенциальному профессиональному педагогу самому вытаскивать себя на педагогический Олимп.

Статьи «Пути повышения конкурентоспособности студентов и выпускников высших учебных заведений на рынке труда» (Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2006); «Интенсивное содействие экономической самостоятельности, конкурентоориентированности и трудоустройству студентов: опыт выпускающей кафедры высшего учебного заведения» (Университетское управление: практика и анализ, 2009); «Система и технологии интенсивного содействия экономической самостоятельности и конкурентоспособности студенческой молодежи» (Вестник университета, ГУУ, 2010); «Механизмы управления конкурентоспособностью студентов высшего учебного заведения» (Вестник университета, ГУУ, 2010); «Студент как будущий работник: формирование конкурентоспособности» (Кадровый менеджмент, 2011); «Система управления конкурентоориентированием студенческой молодежи вузов России» (Проблемы современной экономики, 2011); «Конкурентоориентирование студентов: состояние и опыт управления процессом» (Университетское управление: практика и анализ, 2011) и ряд других автор посвящает непосредственно обучающимся, их целям, задачам, проблемам и перспективам.

В статье «Интенсивное введение в специальность» (Высшее образование в России, 2004) автор оценивает, как студентам с самого начала занять активную жизненную позицию, превратить процесс обучения из пассивного следования указаниям преподавателей в осознанную самостоятельную деятельность по построению своей успешной карьеры. В статье «Система управления содействием трудоустройству молодежи» (Предпринимательство, 2007) анализируются механизмы управления занятостью молодежи в регионе, классифицированные по трем уровням: государственный, региональный, местный. Статья «Повышение роли предприятий-работодателей

в системе профессиональной подготовки управленческих кадров» (Кадровик: кадровый менеджмент, 2009) обращает внимание на необходимость построения системы социального партнерства «вуз — работодатель — студент — органы исполнительной власти» в пространстве региона, формирующего у студенческой молодежи знания, навыки и умения конкурентоспособного специалиста, а также ценности, потребности и способности самореализации личности.

Заканчивается первый раздел книги статьями, в которых поднимается важная проблема формирования и развития организационной культуры в студенческой среде: «Организационная культура студенчества: система и механизмы управления» (Проблемы теории и практики управления, 2010); «Механизмы управления организационной культурой в студенческой среде» (Университетское управление: практика и анализ, 2010), в которых подчеркивается, что организационная культура в вузе образует в целом устойчивую систему отношений, представляет своеобразный очаг стабильности в непрерывно изменяющемся образовательно-воспитательном пространстве.

Во втором разделе издания, названном «Менеджмент в науке», рассматриваются проблемы управления процессами подготовки и аттестации научно-педагогических кадров России. Сделанные выводы опираются на результаты мониторинга деятельности диссертационных советов, анализ качества диссертационных работ и предложения по его повышению. В статье «Методический комплекс председателя диссертационного совета» (Экономическое возрождение России, 2010) рассматривается, как диссертационные советы становятся основным субъектом процесса аттестации научно-педагогических кадров.

Статья «Организация делопроизводства в диссертационном совете» (Вестник высшей школы, 2008) дает практические рекомендации на этот счет, использование которых позволит исключить ошибки и замечания, отмечаемые ВАК, касающиеся ведения делопроизводства в диссертационном совете и организации документооборота. Ряд статей рецензируемой книги подготовлен в рамках реализации проектов, выполненных по заданию Минобрнауки России, в том числе: «Система и механизмы управления повышением эффективности аттестации научных кадров России», и «Разработка механизмов повышения эффективности подготовки аспирантов высших учебных заведений к самостоятельной научной и педагогической деятельности».

Научный уровень серии статей, посвященных менеджменту в высшей школе и науке, опирается на обобщение серьезных научных источников, использование результатов исследований в области теории и практики управления системой высшего образования, собственные исследования С.Д. Резника и его коллег, проведенные в рамках программ Министерства образования и науки Российской Федерации. В целом книга отражает комплексный подход к проблемам управления высшим учебным заведением и позволяет создать единое информационное поле как в вузовской среде, так и среди участников диссертационного процесса: от аспиранта до председателя диссертационного совета и эксперта ВАК, будет способствовать повышению эффективности их деятельности.

Афанасьев В.Я., д-р экон. наук, профессор, и.о. проректора Государственного университета управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.