Научная статья на тему 'Менеджмент организации: внешние факторы успешности и удовлетворенности профессиональной деятельностью'

Менеджмент организации: внешние факторы успешности и удовлетворенности профессиональной деятельностью Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
291
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОФИЛЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ / DURATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY / MANAGEMENT OF THE ORGANIZATION / PROFILE OF INTERPERSONAL RELATIONS PERSONNEL MANAGEMENT / АЛ-ФИХРИСТ / JOB SATISFACTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузнецова Алеся Анатольевна

Введение: в модусе происходящих реформ в последнее время существенно возрастают требования общества к содержанию и качеству профессиональной деятельности государственного служащего. Усложняются требования к квалификации, профессиональным и личностным особенностям самих служащих. Эффективно управлять профессиональной деятельностью возможно только через понимание его мотивации и повышение удовлетворенности трудом, что, в свою очередь, имеет позитивные экономические последствия. Материалы и методы: в статье представлены результаты эмпирического исследования, целью явилось изучение внешних факторов успешности и удовлетворенности профессиональной деятельностью государственных служащих. Внешние факторы разделены на две группы: организационные (занимаемая должность и длительность профессиональной деятельности в организации) и социально-психологические (типы межличностных отношений). Для реализации поставленной цели использованы методики: «Шкала субъективного благополучия» А. Перуэ-Баду (адаптированная М. В. Соколовой); «Методика диагностики удовлетворенности деятельностью» В. А. Ядова (модификация Н. В. Кузьминой, А. А. Реана); Тест межличностных отношений Т. Лири. Достоверность сделанных выводов достигалась с помощью методов качественного анализа данных, непараметрического критерия U-Манна-Уитни. Результаты: осуществлен библиометрический и тематический анализ по данным информационной базы РИНЦ, что обусловливает научную актуальность исследуемой проблемы, показатели удовлетворенности профессиональной деятельностью и субъективного благополучия в аспекте должностной дифференциации характеризуются обратной U-образной динамикой в процессе продвижения по карьерной лестнице, средние значения большинства показателей типов отношений входят в зону низких уровней выраженности признака, преобладающими являются авторитарный и дружелюбный типы. Обсуждение: осуществив эмпирическое исследование, направленное на изучение внешних факторов успешности и удовлетворенности профессиональной деятельностью государственных служащих, были выявлены некоторые качественные и количественные тенденции: статистически значимые различия и зависимость удовлетворенности профессиональной деятельностью как от занимаемой должности, так и от длительности пребывания на государственной службе; сглаженный профиль межличностных отношений, который может свидетельствовать об адаптированности межличностного поведения. Заключение: полученные данные могут быть использованы при планировании мероприятий по мотивации трудового поведения кадров, планированию карьерного роста и общей стратегии развития организации в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кузнецова Алеся Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF THE ORGANIZATION: EXTERNAL FACTORS OF SUCCESS AND SATISFACTION WITH PROFESSIONAL ACTIVITY

Introduction: in the mode of ongoing reforms in recent years significantly increasing the requirements of society to the content and quality of professional activities of civil servants. Requirements to qualification, professional and personal features of employees become more complicated. Effective management of professional activity is possible only through understanding its motivation and increasing job satisfaction, which in turn has positive economic consequences. Materials and methods: the article presents the results of empirical research; the aim was to study the external factors of success and satisfaction with the professional activities of civil servants. External factors are divided into two groups: organizational (position and duration of professional activity in the organization) and socio-psychological (types of interpersonal relationships). To achieve this goal, the following methods were used:" scale of subjective well-being « of A. Perue-Badu (adapted by M. V. Sokolova)»; «Methods for diagnostics of satisfaction with the activities of the» V. A. Yadov (modification of N.V. Kuzmina, A. A. Rean); Test of interpersonal relationships T. Leary. The reliability of the findings was achieved using methods of qualitative data analysis, nonparametric u-Mann-Whitney test. Results: the bibliometric and thematic analysis is carried out according to the RSCI information base, which determines the scientific relevance of the problem under study, the indicators of satisfaction with professional activity and subjective well-being in the aspect of job differentiation are characterized by reverse U-shaped dynamics in the process of promotion through the career ladder, the average values of most indicators of the types of relations are included in the zone of low levels of expression of the trait, the authoritarian and friendly types are predominant. Discussion: having carried out an empirical study aimed at studying the external factors of success and satisfaction with the professional activities of civil servants, some qualitative and quantitative trends were identified: statistically significant differences and dependence of satisfaction with professional activity both on the position held and on the duration of stay in the public service; smoothed profile of interpersonal relations, which may indicate the adaptation of interpersonal behavior. Conclusion: the obtained data can be used in the planning of measures to motivate labor behavior of personnel, career planning and the overall development strategy of the organization as a whole.

Текст научной работы на тему «Менеджмент организации: внешние факторы успешности и удовлетворенности профессиональной деятельностью»

08.00.05

УДК 331.224, 331.103

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ: ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

© 2019

Алеся Анатольевна Кузнецова, доцент кафедры «Психология здоровья и нейропсихология», исполняющий обязанности декана факультета повышения квалификации

Курский государственный медицинский университет, Курск (Россия)

Аннотация

Введение: в модусе происходящих реформ в последнее время существенно возрастают требования общества к содержанию и качеству профессиональной деятельности государственного служащего. Усложняются требования к квалификации, профессиональным и личностным особенностям самих служащих. Эффективно управлять профессиональной деятельностью возможно только через понимание его мотивации и повышение удовлетворенности трудом, что, в свою очередь, имеет позитивные экономические последствия.

Материалы и методы: в статье представлены результаты эмпирического исследования, целью явилось изучение внешних факторов успешности и удовлетворенности профессиональной деятельностью государственных служащих. Внешние факторы разделены на две группы: организационные (занимаемая должность и длительность профессиональной деятельности в организации) и социально-психологические (типы межличностных отношений). Для реализации поставленной цели использованы методики: «Шкала субъективного благополучия»

A. Перуэ-Баду (адаптированная М. В. Соколовой); «Методика диагностики удовлетворенности деятельностью»

B. А. Ядова (модификация Н. В. Кузьминой, А. А. Реана); Тест межличностных отношений Т. Лири. Достоверность сделанных выводов достигалась с помощью методов качественного анализа данных, непараметрического критерия U-Манна-Уитни.

Результаты: осуществлен библиометрический и тематический анализ по данным информационной базы РИНЦ, что обусловливает научную актуальность исследуемой проблемы, показатели удовлетворенности профессиональной деятельностью и субъективного благополучия в аспекте должностной дифференциации характеризуются обратной U-образной динамикой в процессе продвижения по карьерной лестнице, средние значения большинства показателей типов отношений входят в зону низких уровней выраженности признака, преобладающими являются авторитарный и дружелюбный типы.

Обсуждение: осуществив эмпирическое исследование, направленное на изучение внешних факторов успешности и удовлетворенности профессиональной деятельностью государственных служащих, были выявлены некоторые качественные и количественные тенденции: статистически значимые различия и зависимость удовлетворенности профессиональной деятельностью как от занимаемой должности, так и от длительности пребывания на государственной службе; сглаженный профиль межличностных отношений, который может свидетельствовать об адаптированности межличностного поведения.

Заключение: полученные данные могут быть использованы при планировании мероприятий по мотивации трудового поведения кадров, планированию карьерного роста и общей стратегии развития организации в целом. Ключевые слова: длительность профессиональной деятельности, менеджмент организации, профиль межличностных отношений, управление персоналом, успешность профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом.

Для цитирования: Кузнецова А. А. Менеджмент организации: внешние факторы успешности и удовлетворенности профессиональной деятельностью// Вестник НГИЭИ. 2019 № 2 (93). С. 109-118.

MANAGEMENT OF THE ORGANIZATION: EXTERNAL FACTORS OF SUCCESS AND SATISFACTION WITH PROFESSIONAL ACTIVITY

© 2019

Alesya AnatoVevna Kuznetsova, the associate professor of the chair of health psychology and neuropsychology, Acting Dean of the faculty of advanced training

Kursk state medical University, Kursk (Russian Federation)

Annotation

Introduction: in the mode of ongoing reforms in recent years significantly increasing the requirements of society to the content and quality of professional activities of civil servants. Requirements to qualification, professional and personal features of employees become more complicated. Effective management of professional activity is possible only through understanding its motivation and increasing job satisfaction, which in turn has positive economic consequences. Materials and methods: the article presents the results of empirical research; the aim was to study the external factors of success and satisfaction with the professional activities of civil servants. External factors are divided into two groups: organizational (position and duration of professional activity in the organization) and socio-psychological (types of interpersonal relationships). To achieve this goal, the following methods were used:" scale of subjective well-being « of A. Perue-Badu (adapted by M. V. Sokolova)»; «Methods for diagnostics of satisfaction with the activities of the» V. A. Yadov (modification of N.V. Kuzmina, A. A. Rean); Test of interpersonal relationships T. Leary. The reliability of the findings was achieved using methods of qualitative data analysis, nonparametric u-Mann-Whitney test. Results: the bibliometric and thematic analysis is carried out according to the RSCI information base, which determines the scientific relevance of the problem under study, the indicators of satisfaction with professional activity and subjective well-being in the aspect of job differentiation are characterized by reverse U-shaped dynamics in the process of promotion through the career ladder, the average values of most indicators of the types of relations are included in the zone of low levels of expression of the trait, the authoritarian and friendly types are predominant.

Discussion: having carried out an empirical study aimed at studying the external factors of success and satisfaction with the professional activities of civil servants, some qualitative and quantitative trends were identified: statistically significant differences and dependence of satisfaction with professional activity both on the position held and on the duration of stay in the public service; smoothed profile of interpersonal relations, which may indicate the adaptation of interpersonal behavior.

Conclusion: the obtained data can be used in the planning of measures to motivate labor behavior of personnel, career planning and the overall development strategy of the organization as a whole.

Key words: duration of professional activity, management of the organization, profile of interpersonal relations personnel management, success of professional activity, job satisfaction.

For citation: Kuznetsova A. A. Management of the organization: external factors of success and satisfaction with professional activity // Bulletin NGIEI. 2019 № 2. (93). P. 109-118.

Введение

Государственная служба - это профессиональная деятельность, направленная на реализацию целей и функций государственных органов, она является составной частью государственного управления. Среди приоритетных задач можно выделить экономические и социально-экономические. Первые рассматриваются как осуществление механизма функционирования экономических методов рыночных отношений осуществление финансово -налоговой политики, поддержка международной конкурентоспособности отечественной экономики, участие в разработке мероприятий по развитию и расширению торгово-экономических и финансовых связей, а вторые - как поддержка социально незащищенных слоев населения; поддержка оптимального уровня занятости населения; создания условий для оптимизации и увеличения производительности труда и доходов граждан, что опосредованно выступает гарантом экономической стабильности в целом.

В модусе происходящих реформ в различных областях профессиональной деятельности в настоящее время возрастают требования и ожидания общества как к содержательным, так и к качественным характеристикам и критериям качества предоставляемых услуг сотрудниками государственной службы. Усложняются требования как к уровню квалификации, что закрепляется на нормативно-правовом уровне, так и к профессиональным и личностным особенностям сотрудников государственных служб (знание основ экономики, менеджмента, управления персоналом, управление проектами, коммуникативная компетентность, стрессоустойчивость, мобильность и многое другое). Качество деятельности органов власти зависит от конкретных людей, их особенностей и квалификации, а меры по совершенствованию законодательства, реформированию органов власти - лишь условия для реализации должностного функционала и их эффективной работы, что, в свою очередь, имеет позитивные экономические последствия на макроуровне.

Изменение угла зрения и преобразования в политической и экономической жизни общества требуют быстрых преобразований в системе государственного управления, стимулируют разработку и актуализируют потребность применения новых более действенных методов повышения эффективности деятельности государственных служащих, которая, по мнению многих авторов, напрямую может зависеть от удовлетворенности профессиональной деятельностью [1]. Активно развиваются различные модели управления персоналом, разрабатываются и рассчитываются индивидуальные показатели эффективности, осуществляется формирование и обучение кадрового резерва в организации, применяется проектное и стратегическое управления и многое другое, что повышает эффективность деятельности в частности и экономическую стабильность в общем.

Существующие исследования отечественной и зарубежной науки, посвященные изучению факторов, влияющих на удовлетворенность и успешность профессиональной деятельности не дают однозначного ответа на этот вопрос[2; 3; 4; 5; 6].

В научной психологической литературе рассмотрению категории «успешность деятельности» большое внимание уделено в работах А. Н. Леонтьева, который создал психологическую модель деятельности [7]. Внешняя оценка успешности, как правило, опирается на категорию результативность, в то время как затратам личности на обеспечение этой величины не уделяется должного внимания [8]. Результативность, как правило, оценивается и критеризиру-ется в абсолютных значениях, а эффективность - это соотношение результатов к затраченным личностью ресурсам, на их достижение [9].

Категория профессиональной успешности рассмотрена различными научными деятелями. Так И. В. Арендачук предлагает определение профессиональной успешности через категорию оценки: «это оценочный критерий (как самооценка со стороны субъекта деятельности, так и внешняя оценка со стороны окружающих), непосредственно связанный с эффективностью и результативностью деятельности; выражается в уровне субъективной удовлетворённости субъекта своим трудом; является одним из факторов профессиональной самореализации индивида» [10]. Предложенное автором определение интегрирует целый ряд современных исследовательских изысканий по проблеме профессиональной успешности личности. Среди факторов, влияющих на успешность в профессиональной деятельности, многие исследователи выделяют внешние и внутренние. Удовлетворённость трудом среди них выступает пара-

метром оценки успешности деятельности. Он рассматривается «как психологическое состояние, вызванное соотношением определённых притязаний субъекта, трудовой деятельностью и возможностью их осуществления» [11].

Как мы уже говорили удовлетворенность трудом зависит от некоторой общности факторов, взаимосвязи между которыми описаны условно, зачастую представлены разрозненные данные, которые предьявлены в целом ряде научных трудов [12; 13]. Можно выделить составляющие, объективно и субъективно регистрируемые, включающие длительности профессиональной деятельности, уровень оплаты труда, организационные факторы, социальную привлекательность и ценность профессии, должностную дифференциацию, стабильность занятости и др., все эти нашло свою представленность в научных работах отечественных и зарубежных авторов (А. Я. Кибанов, А. П. Ерошкин, Ф. Герцберг, Э. Мэйо, Л. Портер, Э. Лоулер) [14; 15; 16; 17].

Исходя, из выше сказанного актуальным является проведение эмпирического исследования, уточняющего существующие научные данные с целью планирования мероприятий, усиливающих эффективность и результативность профессиональной деятельности.

Материалы и методы

Цель исследования: изучение внешних факторов успешности и удовлетворенности профессиональной деятельностью государственных служащих.

Согласно цели применялись следующие методики: «Методика диагностики удовлетворенности деятельностью» В. А. Ядова (модификация Н. В. Кузьминой, А. А. Реана); «Шкала субъективного благополучия» А. Перуэ-Баду (адаптированная М. В. Соколовой); тест межличностных отношений Т. Лири.

Общий объем выборки составил 60 человек. Достоверность сделанных выводов достигалась с помощью методов качественного и количественного анализа данных. Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью программы Stat Soft Statistica v 6.0 Multilingual.

Результаты

По данным информационной базы РИНЦ по запросу «менеджмент организации» найдено более 20 000 научных публикаций, только за последнее десятилетие (2008-2018 гг.) выпущено более 18 000 публикаций, что однозначно может свидетельствовать об актуальности данной тематики как в научном, так и в практическом модусах. Однако по критерию «факторы успешности и удовлетворенности профессиональной деятельностью» найдено 18 публикаций и

всего 7 научных публикаций - по критерию «повышение успешности и удовлетворенности профессиональной деятельностью», 6 публикаций по критерию «факторы удовлетворенности деятельностью государственного служащего». В свою очередь, был реализован тематический библиометрический анализ публикационной активности по вопросу факторы успешности и удовлетворенности профессиональной деятельностью, который позволил выделить несколько тематических направлений исследований «внешние факторы удовлетворенности профессиональной деятельностью», «мотивация как фактор удовлетворенности профессиональной деятельностью», «удовлетворенность в аспекте учебной деятельности».

Исследование реализовано по экспериментальному плану ex-post-facto («эксперимент, на который ссылаются»). Данный план в полной мере соответствует цели исследования. Экспериментатор сам не воздействует на испытуемых, а в качестве воздействия выступает некоторое реальное событие из их жизни, в данном случае сфера деятельности [18].

Исследование внешних факторов успешности и удовлетворенности профессиональной деятельностью государственных служащих осуществлялось в два этапа: исследование организационных факторов успешности и удовлетворенности профессиональной деятельностью; исследование социально-психологических факторов успешности и удовлетворенности

профессиональной деятельностью. Внешние факторы успешности и удовлетворенности профессиональной деятельностью государственных служащих целесообразно разделить на две группы: организационные и социально-психологические [19], данное распределение отмечается в работах ряда ученых. В свою очередь, к организационным факторам относятся занимаемая должность и длительность профессиональной деятельности в организации. В качестве социально-психологических факторов рассматриваются типы межличностных отношений [19].

С учетом должностной дифференциации удовлетворенность профессиональной деятельностью снижается при переходе от младшего специалиста к старшему и возрастает при переходе от старшего к ведущему (по специфике обработки методики, направленной на выявление уровня удовлетворенности профессиональной деятельностью, более высокие показатели свидетельствуют о снижении качественной характеристики признака) Аналогичная динамика по средним показателям уровня субъективного благополучия, однако по специфике обработки методики более высокие показатели свидетельствуют о повышении качественной характеристики признака. Показатели субъективного благополучия в аспекте должностной дифференциации характеризуются обратной ^образной динамикой в процессе продвижения по карьерной лестнице. Результаты представлены на рисунке 1.

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

младшии специалист/junior specialist

старшии специалист/senior specialist

ведущии специалист/leading specialist

■удовлетворенность деятельностью/job satisfaction

■субъективное благополучие/subjective well-being

Рис. 1. Гистограмма средних значении показателей удовлетворенности профессиональной деятельностью, субъективного благополучия государственных служащих Fig.1. The histogram of average values of indicators of satisfaction with professional activity, subjective well-being of civil servants Источник: составлено авторами на основании первичной обработки данных по эмпирическому исследованию методиками: «Методика диагностики удовлетворенности деятельностью» В. А. Ядова

(модификация Н. В. Кузьминой, А. А. Реана); «Шкала субъективного благополучия» А. Перуэ-Баду (адаптированная М. В. Соколовой)

Аналогичные закономерности в динамике выявляются также в зависимости от длительности работы в данной организации. При длительности работы до 10 лет показатели по удовлетворенности снижаются, а по субъективному благополучию возрастают, а при длительности работы в данной организации свыше 10 лет удовлетворенность возрастает, а вот уровень субъективного благополучия снижается.

Оценка достоверности различий степени выраженности успешности и удовлетворенности профес-

сиональной деятельности в зависимости от длительности профессиональной деятельности и занимаемой должности свидетельствует о том, что они оказывают влияние в аспекте их внутрипрофессиональ-ных различий на уровне тенденций( p<0Д). Высокий уровень статистической значимости различий мы можем констатировать при p <0,01, статистически значимые различия при p<0,05. Данные по коэффициентам значимости различий представлены в таблице 1.

Таблица 1. Значимость различий в уровнях выраженности показателя успешности профессиональной деятельности (^Манна-Уитни) в зависимости от длительности профессиональной деятельности и занимаемой должности

Table 1. The significance of differences in the levels of the indicator of professional success (U-Mann-Whitney) depending on the duration of professional activity and position

Длительность профессиональной деятельности/ Государственные служащие/ Civil servant

Duration of professional activity

Цэмп р

До 1 года - от 1 года до 5 лет/ Up to 1 year - from 1 year to 5 years 584,5 0,981

От 1 года до 5 лет - от 5 лет до 10 лет/ From 1 to 5 years - from 5 years to 10 848,6 0,419 years

От 5 лет до 10 лет - свыше 10 лет/ From 5 to 10 years - over 10 years 456,5 0,103

До 1 года - от 5 лет до 10 лет/ Up to 1 year - from 5 years to 10 years 381,5 0,503

До 1 года - свыше 10 лет/ Up to 1 year-more than 10 years 335,0 0,573

От 1 года до 5 лет - свыше 10 лет/ From 1 to 5 years-more than 10 years 700,0 0,277

Наименование должности/ The name of the position

Младшая группа - старшая группа/ Junior group - senior group 962,0 0,643

Старшая группа - ведущая группа/ Senior group - lead group 1 399,0 0,652

Младшая группа - ведущая группа/ Junior group - lead group 417,5 0,633

Источник: составлено авторами на основании статистической обработки данных по выявлению значимости различий с использованием непараметрического критерия и-Манна-Уитни.

При исследовании уровня выраженности показателя удовлетворенности профессиональной деятельности в зависимости от длительности профессиональной деятельности и занимаемой должности выявлено влияние стажа до одного года, когда происходит вхождение в профессию и от 5 до 10 лет, когда происходит накопление профессионального опыта, формирование индивидуального стиля и планирование дальнейшей карьеры. Это также может быть также обусловлено совпадение данного временного интервала (длительность 5-10 лет) с возрастным

нормативным кризисом, что еще более усиливает оценку удовлетворенности профессиональной деятельностью. Данные по коэффициентам значимости различий представлены в таблице 2.

Также выявлены значимые различия успешности и удовлетворенности профессиональной деятельностью в зависимости от гендерных особенностей. Так мужчины в самооценке успешности, удовлетворенности трудом показывают более высокие результаты (икр =1486, Шмп = 234,60, р = 0,665; иэмп = 253,05, р = 0,710 соответственно).

Таблица 2. Значимость различий в уровнях выраженности показателя удовлетворенности профессиональной деятельности в зависимости от длительности профессиональной деятельности и занимаемой должности (по U-Манна-Уитни)

Table 2. The significance of differences in the levels of the indicator of satisfaction of professional activity depending on the duration of professional activity and position (U-Mann-Whitney)

Длительность профессиональной деятельности/ Duration of professional activity

Государственные служащие/ Civil servant

иэмп Р

474,0 0,074

922,0 0,494

606,0 0,809

318,5* 0,047

290,5 0,088

839,5 0,756

До 1 года - от 1 года до 5 лет/ Up to 1 year - from 1 year to 5 years От 1 года до 5 лет - от 5 лет до 10 лет/ From 1 to 5 years-from 5 years to 10 years

От 5 лет до 10 лет - свыше 10 лет/ From 5 to 10 years - over 10 years До 1 года - от 5 лет до 10 лет/ Up to 1 year - from 5 years to 10 years До 1 года - свыше 10 лет/ Up to 1 year - more than 10 years От 1 года до 5 лет - свыше 10 лет/ From 1 to 5 years - more than 10 years

Наименование должности/ The name of the position

Младшая группа - старшая группа/ Junior group - senior group Старшая группа - ведущая группа/ Senior group - lead group Младшая группа - ведущая группа/ Junior group - lead group

1 079,0 1 378,5 434,5

0,927 0,229 0,415

Источник: составлено авторами на основании статистической обработки данных по выявлению значимости различий с использованием непараметрического критерия и-Манна-Уитни

Исследование социально-психологических факторов успешности и удовлетворенности профессиональной деятельностью реализовано через измерение типов межличностных отношений.

Средние значения большинства показателей входят в зону низких уровней выраженности признака, однако преобладающими являются, казалось бы, противоположные, авторитарный, и дружелюбный типы. Соответствующие в количественном выражении диапазону средних значений (Хср = 9,77±2,44; Хср = 9,65±2,31 соответственно). Профиль межличностных отношений, построенный по средним значениям представлен на рисунке 2.

Обсуждение Как было указано выше, активно развивающиеся модели управления персоналом, расчёт индивидуальных показателей эффективности и результативности труда сотрудников, формирование кадрового резерва для усиления внутриорганизаци-онной мобильности и ротации кадров, обучение основам проектного управления и многое другое направлены на повышение эффективности деятельности в частности и экономическую стабильность в

общем. Профиль межличностных отношений у государственных служащих сглаженный, что может свидетельствовать об адаптированности межличностного поведения.

Осуществив эмпирическое исследование, направленное на изучение внешних факторов успешности и удовлетворенности профессиональной деятельностью государственных служащих, были выявлены некоторые качественные и количественные тенденции.

Внешние факторы успешности и удовлетворенности профессиональной деятельностью государственных служащих рассмотрены в логике изучения организационных и социально-психологических показателей. Показатели удовлетворенности профессиональной деятельностью снижаются при переходе от младшего специалиста к старшему и повышаются при переходе от старшего к ведущему, а вот показатели субъективного благополучия возрастают при переходе от младшего специалиста к старшему и снижаются при переходе от старшего к ведущему. Аналогичные результаты в динамике выявлены в зависимости от длительности работы в данной организации.

• стили/styles

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Профиль межличностных отношений государственных служащих Fig. 2. Profile of interpersonal relations of civil servants. Источник: составлено авторами на основании первичной обработки данных по эмпирическому исследованию методикой: тест межличностных отношений Т. Лири

Максимально высокие показатели субъективного благополучия при одновременном снижении удовлетворенности деятельностью выявлены в группе старших специалистов, что может объясняться возможностью их дальнейшего продвижения по карьерной лестнице, определенным профессиональным опытом. А вот снижение субъективного благополучия при переходе к ведущему специалисту может быть обусловлено как расширением функционала и обязанностей, так, возможно, и отсутствием у сотрудников необходимых компетенций в области менеджмента, экономики, хотя данные компетенции в настоящее время являются одними из важнейших среди требований, предъявляемых к сотрудникам и закрепленные в существующих профессиональных стандартах и квалификационных справочниках.

В результате исследования влияния организационных факторов на успешность и удовлетворенность профессиональной деятельностью нами выявлены различия на уровне тенденций.

При исследовании особенностей межличностных отношений у государственных служащих выявлено равнопредставленное по количественному выражению большинства показателей, варьирующих в границах слабо выраженного признака, однако преобладающими являются, казалось бы, противоположные, авторитарный и дружелюбный типы.

Авторитарный стиль может проявляться в уверенном поведении, директивности, настойчиво-

сти, бескомпромиссности, доминантности, требовании к себе уважения, настойчивости и упорстве. При этом данная личность необязательно должна являться лидером, часто ориентируется на формальные требования, а не на личностные и «человеческие» отношения, что зачастую необходимо для данного рода профессиональной деятельности. А вот дружелюбный в данном сочетании может выступать как компенсирующий стиль. Данный тип характеризуется ориентацией на социальное принятие, готовностью к помогающему стилю отношений, инициативностью, гибкостью в решении неоднозначных и конфликтных ситуаций, зачастую личность с данным стилем внешне может позиционировать конформность, подчиняется условностям, требованиям и правилам, диктуемыми как нормами права, так и требованиями социального окружения, руководства. Также может стремиться привлекать к себе внимание, быть в центре внимания, получать признание окружающих. Данные особенности могут проявляться как в авторитетном лидерстве, доминировании над окружающими, успешности в делах, а также в ориентированности на принятие и социальное одобрение, дружелюбности.

Заключение Таким образом, в результате реализованного эмпирического исследования организационных факторов выявлены следующие тенденции: зависимость удовлетворенности профессиональной деятельно-

стью как от занимаемой должности, так и от длительности пребывания на государственной службе; длительность профессиональной деятельности и занимаемая должность не оказывают влияние на успешность служащих в аспекте их внутрипрофессиональ-ных различий. Для стабилизации удовлетворенности деятельностью и субъективного благополучия необходима организованная целенаправленная работа с «молодыми» сотрудниками при поступлении на службу, а также работа с кадровым резервом через компетентностную модель дополнительного профессионального образования. В программу могут войти такие программы повышения квалификации, как «Управление проектами», «Актуальные вопросы экономики и менеджмента», «Коммуникативная

компетентность», «Медиаторство в государственной службе» и другие.

В результате исследования социально-психологических факторов выявлен сглаженный профиль межличностных отношений, однако с преобладанием авторитарного и дружелюбного типов межличностных отношений.

Полученные данные могут быть использованы при планировании мероприятий по мотивации трудового поведения кадров, планированию карьерного роста и общей стратегии развития организации, повышению производительности и результативности деятельности, что будет отражаться на экономическом благосостоянии организации в частности и экономической стабильности в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Замфир К. Удовлетворенность трудом. Мнение социолога. М. : Политиздат. 1983. 142 с.

2. Марадзе Л. М., Кузнецова А. А. Удовлетворенность профессиональной деятельностью: критериально-феноменологический анализ // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2012. 2. С. 308-313.

3. Шендель Т. В. Удовлетворенность трудом персонала как интегрированный показатель социальной эффективности предприятия // Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики. 2017. № 7. С. 287-294.

4. Keeley M. A. Contingency Framework for Performance Evaluation // Academy of Management Reveiw (July 1978), pp. 428-438.

5. Lawler E. E., Rhode J. G. Information and Control in organizations. Goodyear, 1976. 245 p.

6. Levinson H. Appraisal of What What Performance? Harvard Business Review (July-August, 1976), 30 p.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М. : Политиздат. 1975. 304 с.

8. Храпенко И. Б. Проблема успешности в профессиональном развитии психолога // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011. № 1. С. 162-168.

9. Кузнецова А. А., Никишина В. Б. Эффективный контракт как технология управления результативностью профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза // Иннов: электронный научный журнал, 2018. № 4 (37). URL: http://www.innov.ru/science/economy/effektivnyy-kontrakt-kak-tekhnologi/

10. Арендачук И. В. Индивидуально-психологические факторы успешности личности в научно-педагогической деятельности // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2010. 1. С. 29-34.

11. Филатова О. В. Контроль (самоконтроль) и оценка (самооценка) как детерминанты эффективности профессиональной деятельности // Психология XXI столетия. Ярославль: МАПН. 2008. 2. С. 257-262.

12. Кузнецова А. А., Никишина В. Б. Менеджмент высшей школы: самоэффективность и удовлетворенность профессиональной деятельностью преподавателей высшей школы административного сектора // Иннов: электронный научный журнал, 2018. № 4 (37). URL: http://www.innov.ru/science/economy/menedzhment-vysshey-shkoly-samoeffe/

13. Кузнецова А. А., Никишина В. Б. Стимулирование через мотивацию профессиональной деятельности педагогов как функция управления образовательным учреждением // Иннов: электронный научный журнал, 2018. № 4 (37). URL: http://www.innov.ru/science/economy/stimulirovanie-cherez-motivatsiyu-p/

14. Кибанов А. Я. Еще раз о парадигме и философии управления персоналом организации // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2015. Т. 4. № 2. С. 6-8.

15. Романова И. М., Романова Ф. А., Шарабарина К. А. Основные факторы влияющие на удовлетворенность трудом работников // Вестник современных исследований. 2018. № 1.1 (16). С. 86-91.

16. Hackman J. R., Lawler E. E. Employee Reactions to Job Characteristics. Journal of Applied Psychology, 1971. V. 55.pp.259-286.

17. Porter L. W., Hackman J. R. Behavior in organizations. McGraw-Hill, 1975. 300 p.

18. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб. : Издательство «Питер». 2000. 320 с.

19. Никишин И. С. Внешние факторы успешности и удовлетворенности профессиональной деятельностью муниципальных служащих с учетом специфики профессиональной деятельности // Известия Юго-Западного государственного университета. 2013. № 4 (49). С. 125-132.

Дата поступления статьи в редакцию 01.10.2018, принята к публикации 27.12.2018.

Информация об авторе:

Кузнецова Алеся Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология здоровья и нейропсихология», исполняющий обязанности декана факультета повышения квалификации Адрес: Курский государственный медицинский университет, г. Курск, Россия 305041, Курск, Карла Маркса, 3 E-mail: kuznetsova.a80@mail.ru Spin-код 5055-983

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Zamfir K. Udovletvorennost' trudom. Mnenie sotsiologa [Job Satisfaction. The opinion of the sociologist], Moscow: Politizdat, 1983.142 p.

2. Maradze L. M., Kuznetsova А. А. 2012. Udovletvorennost' professional'noj deyatel'nost'yu: kriterial'no-fe-nomenologicheskij analiz [Satisfaction with professional activities: criterion-phenomenological analysis], Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika i pedagogika [News of southwest state University. Series: Linguistics and pedagogy], No. 2, pp. 308-313.

3. Shendel' T. V. Udovletvorennost' trudom personala kak integrirovannyj pokazatel' sotsial'noj effektivnosti predpriyatiya [Employee satisfaction as an integrated indicator of social efficiency of the enterprise], Upravlenie che-lovecheskimi resursami - osnova razvitiya innovatsionnoj ekonomiki [Human resource management - the basis of the innovative economy], 2017, No. 7, pp. 287-294.

4. Keeley M. A. Contingency Framework for Performance Evaluation, Academy of Management Reveiw, July 1978,pp.428-438.

5. Lawler E. E., Rhode J. G. Information and Control in organizations, Goodyear, 1976, 245 p.

6. Levinson H. Appraisal of What What Performance? Harvard Business Review (July-August, 1976), 30 p.

7. Leont'ev А. N. Deyatel'nost', soznanie, lichnost' [Activity, consciousness, personality], Moscow : Politizdat, 1975, 304 p.

8. Khrapenko I. B. Problema uspeshnosti v professional'nom razvitii psikhologa [Problem of success in the professional development of the psychologist], Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki [Bulletin of Moscow state regional university. Series: Psychological Sciences], 2011, No. 1, pp.162-168.

9. Kuznetsova А. А., Nikishina V. B. Effektivnyj kontrakt kak tekhnologiya upravleniya rezul'tativnost'yu pro-fessional'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti prepodavatelya vuza [Effective contract as a technology of the University teacher's performance management], Innov: elektronnyj nauchnyj zhurnal [Innov: electronic scientific journal], 2018, No. 4 (37), URL: http://www.innov.ru/science/economy/effektivnyy-kontrakt-kak-tekhnologi/

10. Arendachuk I. V. Individual'no-psikhologicheskie faktory uspeshnosti lichnosti v nauchno-pedagogicheskoj deyatel'nosti,[ Individual psychological factors of personal success in scientific and pedagogical activity], Uchenye zapiski Pedagogicheskogo instituta SGUim. N. G. Chernyshevskogo. Seriya: Psikhologiya, Pedagogika [Scientific notes of Pedagogical Institute of SSU. N. G. Chernyshevskogo. Series: Psychology. Pedagogy], 2010, No. 1, pp. 29-34.

11. Filatova O. V. Kontrol' (samokontrol') i otsenka (samootsenka) kak determinanty effektivnosti professional'noj deyatel'nosti, [Control (self-control) and assessment (self-assessment) as determinants of professional performance], Psikhologiya XXI stoletiya. YAroslavl', MAPN [Psychology of the XXI century. Yaroslavl: IPSA], 2008, No. 2, pp.257-262.

12. Kuznetsova A. A., Nikishina V. B. Menedzhment vysshej shkoly: samoeffektivnost' i udovletvorennost' professional'noj deyatel'nost'yu prepodavatelej vysshej shkoly administrativnogo sektora [Higher school Management: self-

efficacy and satisfaction with professional activity of teachers of higher school of administrative sector], Innov: ehlek-tronnyj nauchnyj zhurnal [Innov: electronic scientific journal], 2018, No. 4 (37), URL: http://www.innov.ru/sci-ence/economy/menedzhment-vysshey-shkoly-samoeffe /

13. Kuznetsova A. A., Nikishina V. B. Stimulirovanie cherez motivatsiyu professional'noj deyatel'nosti peda-gogov kak funktsiya upravleniya obrazovatel'nym uchrezhdeniem , [Stimulation of teachers ' professional activity through the motivation as a function of the educational institution management], Innov: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal [Innov: electronic scientific journal], 2018, No. 4 (37), URL: http://www.innov.ru/science/economy/stimulirovanie-che-rez-motivatsiyu-p/

14. Kibanov A. YA. Eshche raz o paradigme i filosofii upravleniya personalom organizatsii, [Once again on the paradigm and philosophy of personnel management in the organization], Upravlenie personalom i intellektual'nymi resursami v Rossii [Personnel and intellectual resources Management in Russia], 2015, Vol. 4, No. 2, pp. 6-8.

15. Romanova I. M., Romanova F. A., Sharabarina K. A. Osnovnye faktory vliyayushhie na udovletvorennost' trudom rabotnikov [Main factors affecting job satisfaction of employees^ Vestnik sovremennykh issledovanij[Journal of modern research], 2018, No. 1 (16), pp. 86-91.

16. Hackman J. R., Lawler E. E. Employee Reactions to Job Characteristics, Journal of Applied Psychology, 1971, Vol. 55, pp. 259-286.

17. Porter L. W., Hackman J. R. Behavior in organizations, McGraw-Hill, 1975, 300 p.

18. Druzhinin V. N. Eksperimental'naya psikhologiya [Experimental psychology], Saint-Petersburg: «Piter», 2000, 320 p.

19. Nikishin I. S. Vneshnie faktory uspeshnosti i udovletvorennosti professional'noj deyatel'nost'yu municipal'nyh sluzhashchih s uchetom specifiki professional'noj deyatel'nosti [External factors of success and satisfaction in professional activity of municipal officials taking into account specifics of professional activity], Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta [News of southwest state University], 2013. Vol. 4 (49). pp. 125-132.

Submitted 01.11.2018, revised 27.12.2018.

About the authors: Alesya A. Kuznetsova, Ph. D. (Psychology),

Associate Professor of the Department "Health Psychology and Neuropsychology",

Acting Dean of the Faculty of Advanced Studies

Address: Kursk State Medical University, Kursk, Russia

305041, Kursk, Karl Marx, 3 E-mail: kuznetsova.a80@mail.ru

Spin-code: 5055-983

Аuthor have read and approved the final manuscript

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.