Научная статья на тему 'Менеджмент международных краткосрочных образовательных программ СПбГПУ'

Менеджмент международных краткосрочных образовательных программ СПбГПУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / МОДЕЛЬ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ / КРАТКОСРОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрова Татьяна Валентиновна, Краснощеков Виктор Владимирович

В статье проанализированы подходы к менеджменту международных образовательных программ методами стратегического управления и управления проектами. Построена модель повышения качества подготовки в университете, основанная на внедрении достижений международных краткосрочных образовательных программ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Александрова Татьяна Валентиновна, Краснощеков Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches to management of international educational programs are analyzed on the base of strategic management and project management. The model of university quality improvement is created implementing the achievements of short-time international educational programs

Текст научной работы на тему «Менеджмент международных краткосрочных образовательных программ СПбГПУ»

Поэтому, создание на базе политехнического вуза принципиально новой системы инновационного энергоэкологического мониторинга

позволяет сформировать новый современный для России подход к проблеме энергоэффективности и энергосбережения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Итоговый отчет по инновационной образовательной программе Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. «Развитие политехнической системы подготовки кадров в инновационной среде науки и высокотехнологич-

ных производств Северо-Западного региона России», 2008 г. - Том 6.

2. www.cfin.ru

3. www.lamit.fi

УДК 338.45

Т.В. Александрова, В.В. Краснощекое

МЕНЕДЖМЕНТ МЕЖДУНАРОДНЫХ КРАТКОСРОЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ СПБГПУ

Построение инновационной экономики невозможно без выпуска специалистов с высшим образованием, качество подготовки которых должно обеспечить устойчивое развитие страны. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определяет стратегическую «цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина» [1].

Одной из мировых тенденций в сфере образования является его интернационализация, которая породила европейскую образовательную интеграцию, в частности, Болонский процесс. Примерами реализации Болонского процесса служат совместные образовательные программы, развитие академической мобильности студентов. Согласно исследованию, проведенному Национальным фондом подготовки кадров, самым главным барьером на пути академической мобильности студентов российских вузов является барьер ресурсный [2]. Он связан с отсутствием достаточных средств как у студентов для участия в программах мобильности, так и у университетов для обеспечения

поддержки таких программ. В этой связи очевидна актуальность создания российскими вузами международных краткосрочных образовательных программ (МКОП), которые, с одной стороны, являются ответом на вызовы современности, а с другой, реализуют принцип доступности образования.

Международной краткосрочной образовательной программой (МКОП) называется совокупность организационно-методических мероприятий, ограниченных временными рамками от 1 недели до 1 семестра, направленных на повышение качества подготовки в вузе с привлечением российских и иностранных преподавателей, российских и иностранных студентов. Под повышением качества подготовки понимается развитие ценностных ориентаций студентов и совершенствование их общих, социальных и профессиональных компетенций, а также развитие потенциала вуза: кадрового, материально-технического, методического, научно-исследовательского и управленческого. Предложенный авторами подход к МКОП как к инновационному проекту [3], позволяет осуществлять управление программой с помощью методов управления проектами [4]. Реализация принципа непрерывного улучшения качества во взаимодействии основных образовательных

программ вуза (ООП) и международных краткосрочных образовательных программ пред-

ставлена на рис. 1.

ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МКОП В ПРОЦЕССЫ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВУЗА

РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА: КАДРОВОГО, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО, МЕТОДИЧЕСКОГО, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО

ПРОЕКТА (МЕЖДУНАРОДНОЙ КРАТКОСРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ)

Рис. 1. Взаимодействие МКОП и ООП в цикле непрерывного улучшения качества подготовки в вузе

Очевидно, что МКОП является своего рода полигоном для инноваций в сфере образования. Во-первых, отсутствие жесткой регламентации, диктуемой федеральными государственными образовательными стандартами, позволяет производить оперативные изменения в формате и содержании программы на базе анализа итогов выполненного образовательного проекта. Таким образом достигается высокая степень удовлетворенности потребителей МКОП - российских и иностранных студентов, а также заказчиков программы в России и за рубежом. В свою очередь удовлетворенность потребителей служит важнейшим показателем качества образовательной программы. Именно этот показатель наиболее проблематичен для ООП ввиду их существенной временной протяженности. Значит при встраивании МКОП в регулярный учебный процесс, осуществляемый при реализации ООП, удается добиться повышения удовлетворенности потребителей образовательных услуг в процессе их предоставления. Во-вторых, ввиду временной локализации

МКОП, снижаются риски, возникающие вследствие возможного неуспеха конкретной краткосрочной программы. Т.е. неудача при реализации проведенной МКОП не ведет к фатальному результату для учебного процесса университета в целом. Наоборот, негативные отзывы потребителей МКОП позволяют провести улучшения методами оперативного управления: скорректировать номенклатуру курсов краткосрочной программы, их содержание, произвести ротацию преподавательского состава, задействованного при проведении МКОП, улучшить вспомогательные процессы путем повышения качества работы подразделений, обеспечивающих проживание, питание, транспортное обслуживание, информационную поддержку и безопасность студентов. Все это, несомненно, приводит и к совершенствованию деятельности вуза в целом.

Для анализа внешних факторов, необходимых для выявления перспектив и проектирования планов развития международных краткосрочных образовательных программ, в страте-

гическом менеджменте предлагается использовать STEP-метод ("Social - Technological -Economic - Political") [5]. Этот метод позволяет прогнозировать влияние групп факторов на развитие объекта, в данном случае МКОП. Построенная STEP-матрица для общего состояния МКОП СПбГПУ слишком обширна, поэтому в настоящей работе приводятся только выводы STEP-анализа. Для устойчивого развития международных краткосрочных образовательных программ руководству и подразделениям СПбГПУ следует решать следующие задачи:

- активизировать маркетинговую деятельность, расширять круг организаций - партнеров;

- поддерживать и совершенствовать систему улучшения качества МКОП;

- расширять спектр программ (по направлениям подготовки и по формату проведения);

- изменять номенклатуру курсов краткосрочных программ;

- наращивать материально-техническую базу;

- увеличивать число мест в благоустроенных общежитиях.

Для анализа внутренней ситуации, складывающейся при реализации МКОП, применяется SWOT-анализ. Это один из методов стратегического управления, ориентированный на поиск внутренних резервов организации в целях улучшения ее деятельности [5]. Составляется SWOT-матрица, размером 2 Х 2, графы которой именуются «Strengths - Weaknesses - Opportunities - Threats», т.е. «Сильные стороны -Слабые стороны - Возможности - Угрозы (Риски)». Соответственно, анализ сильных сторон дает возможность развития организации, а анализ слабых - помогает выбрать стратегию, минимизирующую риски. Обычно SWOT-матрица строится для всей деятельности организации, в настоящей работе она охватывает только деятельность, связанную с реализацией МКОП. Ниже приведены только ключевые компоненты граф SWOT-матрицы.

Сильные стороны СПбГПУ таковы:

1. Известный крупный вуз, привлекательный как для российских, так и для иностранных студентов.

2. Обладает значительным кадровым потенциалом, в том числе объединяет преподавателей, владеющих английским языком.

3. Имеет достаточное материально-техническое обеспечение основных и вспомогательных процессов.

4. Обучается достаточное количество студентов, владеющих иностранными языками.

5. Имеет развитую партнерскую сеть, основанную на договорах о сотрудничестве с российскими и зарубежными вузами, промышленными предприятиями.

Слабые стороны СПбГПУ:

1. Малое (по сравнению с зарубежными вузами) число иностранных студентов.

2. Недостаточное количество подготовленных и проводимых МКОП.

3. Отсутствие единой деятельности в области маркетинга и рекламы МКОП.

4. Отсутствие финансовой поддержки участников МКОП.

Возможности СПбГПУ состоят в привлечении для участия в МКОП большего числа российских и иностранных студентов за счет:

1. Усиления работы с зарубежными вузами-партнерами, стремящимися к созданию совместных программ, в том числе МКОП.

2. Расширения числа предлагаемых МКОП различных профилей подготовки.

3. Объединения усилий маркетинговых подразделений университета.

4. Привлечения для участия в качестве преподавателей специалистов промышленности, сферы бизнеса.

Угрозы СПбГПУ состоят в потере контингента российских и зарубежных студентов МКОП вследствие:

1. Ухудшения имиджа университета, старения преподавательского состава.

2. Несогласованности маркетинговой деятельности университета и его подразделений, отсутствия единого центра управления МКОП.

3. Снижения удовлетворенности потребителей, возрастания количества негативных отзывов о проведенных МКОП.

Таким образом, для реализации возможностей и компенсации рисков при проведении МКОП следует заботиться о постоянном

улучшении основных и обеспечивающих процессов краткосрочных программ. Во-первых, необходимо повышать квалификацию преподавательского состава, вести подготовку молодых преподавателей, привлекаемых для проведения МКОП, шире использовать связи с промышленностью, в том числе и для кадрового обеспечения МКОП. Во-вторых, следует добиваться улучшения менеджмента программ за счет унификации маркетинговой деятельности, управления МКОП, усиления взаимодействия всех подразделений университета, прежде всего, международных служб СПбГПУ, а также повышения квалификации персонала международных служб. В-третьих, желательно интегрировать результаты и достижения МКОП в основные и вспомогательные процессы основных образовательных программ СПбГПУ (рис. 1), поскольку именно в этом случае преимущества МКОП могут быть использованы для повышения качества процессов СПбГПУ.

Очевидно, что роль центра, координирующего деятельность международных краткосрочных программ СПбГПУ, может выполнять Институт международных образовательных

программ совместно с подразделениями, обеспечивающими международную деятельность СПбГПУ. Задачами центра координации МКОП служат:

1. Ведение базы данных партнеров СПбГПУ;

2. Разработка схем поддержки, реализации и продвижения МКОП, опирающихся на возможности СПбГПУ и минимизирующих риски;

3. Помощь в поисках источников финансирования МКОП;

4. Ведение базы данных преподавателей, привлекаемых для обеспечения курсов МКОП;

5. Разработка схем и мониторинг внедрения достижений МКОП в учебный процесс ООП;

6. Привлечение студентов СПбГПУ для участия в командах инновационных образовательных проектов (МКОП).

Решение этих задач, несомненно, расширит число внутренних потребителей международных краткосрочных образовательных программ - факультетов и кафедр СПбГПУ, что приведет к повышению качества подготовки в университете в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция долгосрочного социально- 3. Александрова Т.В., Краснощеков В.В. Ме-экономического развития Российской Федерации на ждународная краткосрочная образовательная про-период до 2020 года. Утверждена распоряжением Прави- грамма как инновационный проект// Научно-тельства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N технические ведомости СПбГПУ. Серия «Наука и 1662-р. - http://www.economy.gov.ru/ ттес/ аСтойу/ образование». Инноватика, 2009, 5 (87). С. 224-227. 8есйоп&Гср/га8р_2008_п1662_ге^08.08.2009. 4. Управление инновационными проектами/

2. Интернационализация высшего образования: И.Л.Туккель, А.В.Сурина, Н.Б.Культин под. ред. тенденции, стратегии, сценарии будущего/ И.Л.Туккеля. СПб., БХВ-Петербург, 2011. - 416 с. М.Л.Агранович, И.В.Аржанова, В.А.Галичин и др. 5. Егоршин А.П. Стратегический менеджмент. М., Логос, 2010. - 280 с. Н.Новгород, НИМБ, 2009. - 592 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.