Научная статья на тему 'Менеджмент и менеджер'

Менеджмент и менеджер Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7589
480
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведев Н. А.

Медведев Н.А. МЕНЕДЖМЕНТ И МЕНЕДЖЕР. В статье раскрывается понятие и сущность менеджмента, роль менеджера в организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medvedev N.A. MANAGEMENT AND MANAGER. In the clause the concept and the essence of management are discovered. The role of manager in organization is also considered there.

Текст научной работы на тему «Менеджмент и менеджер»

ЭКОНОМИКА

МЕНЕДЖМЕНТ И МЕНЕДЖЕР

Н.А. МЕДВЕДЕВ, проф. каф. менеджмента и маркетинга МГУЛ, д-р экон. наук

Английский термин «менеджмент» не переводится на русский язык дословно. Его принято переводить как «управление», а «менеджер» - как «руководитель». Менеджмент - это обязательно управление хозяйственной деятельностью. Есть и другие отличия. На Западе под менеджером подразумевают человека, который занимается управлением в определенной организации. В более широком смысле употребляется обезличенная форма - «администрация», «администрирование». Менеджер - это специально подготовленный профессиональный управляющий, который знает, что он принадлежит к особой профессии, а не является специалистом в какой-либо области.

Чтобы стать менеджером, необходимо обязательно занимать управленческую должность и (что очень важно) осознавать профессиональную принадлежность к менеджменту, (обладать знаниями в этой области), придерживаться норм поведения, присущих менеджерам.

Менеджмент выступает как самостоятельный вид профессиональной деятельности. Профессионал в этой области работает по найму на должности менеджера. Современное производство основано на применении новейших технологий в соединении с высоким уровнем профессионализма работников. Будучи специалистом высокого уровня, менеджер обеспечивает связь и единство всего производственного процесса и оказывает влияние на эффективность производства, поэтому труд менеджера является производительным трудом. Менеджмент объединяет под своим началом труд многих специалистов: экономистов, статистиков, инженеров, психологов, юристов, бухгалтеров и др.

В качестве объекта менеджмента выступает хозяйственная деятельность предприятия в целом или ее конкретная сфера (финансы, сбыт и т. д.). Какой бы характер хозяйственная деятельность ни носила, но если она направлена на получение прибыли или предпринимательского дохода, то можно сказать, что она осуществляется при помощи менеджмента.

Особенности содержания хозяйственной деятельности предприятия определяются сферой его деятельности. Но общим для всех сфер является обеспечение процесса производства необходимыми ресурсами и поддержание его непрерывности. Под воздействием менеджмента находятся такие виды деятельности, как внедрение в производство результатов научных исследований, совершенствование технологического процесса, поддержание необходимого уровня качества продукции, материально-техническое снабжение, учет и отчетность, обеспечение финансовыми ресурсами и кадрами.

Хозяйственная деятельность предприятия требует от менеджера такого стиля работы, который основывается на непрерывном поиске способов рационального привлечения и использования необходимых ресурсов и повышения эффективности производства.

Одной из главных задач менеджмента является определение целей деятельности организации. Цели в организации - это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хочет добиться коллектив при совместной работе. Формальные организации определяют цели через процесс планирования.

Целевое управление - это процесс, состоящий из четырех этапов: 1) выработка ясной и сжатой формулировки цели; 2) разработка реальных планов их достижения; 3) систематический контроль и измерение качества работы и результатов; 4) принятие корректирующих мер для достижения планируемых результатов.

Менеджер - это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной ответственностью можно утверждать, что менеджеры являются «ключевыми людьми» в организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль в организации, не все менеджеры занимают одинаковую позицию в организации, задачи, решаемые различными менеджерами, далеко не одинаковы и, нако-

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

47

ЭКОНОМИКА

нец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже не идентичны. Это связано с тем, что в организации существует иерархия, выполняются различные функции, и наконец, с тем, что существуют различные виды управленческой деятельности.

Организация не может существовать без менеджеров, и для этого существует ряд причин:

- менеджеры обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;

- менеджеры проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;

- менеджеры разрабатывают стратегии поведения организации в изменяющемся окружении;

- менеджеры обеспечивают служение организации интересам тех лиц и учреждений, которые контролируют организацию;

- менеджеры являются основным информационным звеном связи организации с окружением;

- менеджеры несут формальную ответственность за результаты деятельности организации;

- менеджеры официально представляют организацию в церемониальных мероприятиях.

Являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, менеджеры играют в организации ряд разнообразных ролей. Среди них можно выделить, во-первых, роль по принятию решения, выражающуюся в том, что менеджер определяет направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер. Он несет ответственность за последствия принятого решения, поэтому должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения. Это может сделать специалист по подготовке решений или даже машина. Менеджер должен решиться на то, чтобы рискнуть повести руководимый им коллектив в определенном направлении. Это бывает зачастую сделать гораздо труднее, чем рассчитать оптимальное решение.

Во-вторых, информационную роль,

состоящую в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет информацию в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, насколько он может ясно и четко доводить информацию до членов организации, очень сильно зависит результат его работы.

В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, направляющего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации. Менеджер должен быть человеком, за которым люди готовы идти, идеям которого они готовы верить. Поддержка членами коллектива своего руководителя в современных условиях является той базой, без которой ни один менеджер, каким бы хорошим и грамотным специалистом он не был, не сможет успешно управлять своим коллективом.

В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач, характера реализуемых функций данные роли могут быть присущи им в большей или меньшей мере. Однако каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем по отношению к определенной организации.

Итак, менеджер - профессионально подготовленный управляющий, имеющий в подчинении группу работников, занимающий постоянную должность, наделенный в определенной сфере деятельности полномочиями по принятию решений и распоряжению ресурсами, а также ответственностью за достижение конечных результатов деятельности организации.

По меткому и выразительному определению Роберта Фалмера, «управляющий - это множество людей. Управляющий - это историк, пытающийся извлечь пользу из опыта других, психолог, учитывающий особенности природы людей, ученый - социальный психолог, признающий, что групповое состояние является очень важным инструментом управления, специалист по управлению группой на

48

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

ЭКОНОМИКА

основе понимания общественных систем, логики, употребляющий последние методы принятия решения, математик, применяющий системный подход к решению проблемы, и сложный коммуникационный центр, принимающий, упорядочивающий и перераспределяющий информацию».

М.Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури приводят классификацию ролей менеджеров Генри Минцберга, которая включает три крупные группы: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Как указывает Минцберг, роли не могут быть независимы одна от другой. Наоборот, они взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействий с людьми. Эти межличностные роли делают руководителя центром сосредоточения информации, что заставляет его играть информационные роли. Для качественного выполнения указанных ролей современный менеджер должен обладать определенными качествами, характерными чертами. Р.М. Фалмер выделяет несколько таких характеристик, главные из которых:

- ориентация на людей - больше времени посвящать взаимодействию с людьми и меньше времени проводить в офисе за разработкой всевозможных стратегий;

- отношение к исполнению - должен быть сделан упор на исполнение выполняемых работ, на решение поставленных задач;

- дух соперничества - современный менеджер (управляющий) должен уметь добиваться успеха в условиях острой конкуренции;

- внешняя перспектива - современный управляющий должен быть в состоянии управлять по нескольким направлениям; управленческое мастерство должно быть направлено на подчиненных и равных себе по рангу, на высших руководителей и на внешние отношения (на любого, кто имеет отношение к успеху) руководимой им организации;

- ориентация на системы - современный руководитель должен быть управляющим системами, где решения, которые принимает управляющий, часто зависят от вклада людей, не видимых им и не находящихся в зоне

его прямого контроля; поэтому управляющие должны расширить видение своей сферы деятельности и рассматривать свои действия в более далекой перспективе, т. е. в пределах всей системы;

- прагматизм, гибкость и способность иметь дело с неопределенностью: успешные управляющие, как правило, гибки и изменчивы, могут быстро реагировать на изменения в обстановке и вносить коррективы в план даже в процессе выполнения работы, поставленной задачи;

- ориентация на будущее - успешно работающий руководитель мыслит в соответствующем «временном интервале», который повышается с ростом уровня управления: руководитель на верху управленческой пирамиды должен предвидеть будущее по меньшей мере на 10-20 лет вперед, руководителям нижнего уровня управления обычно необходима как минимум трехмесячная перспектива.

Российские ученые, такие как М.Ф. Русинов, М.Л. Разу, главными качествами современного высококвалифицированного менеджера считают высокий профессионализм, умение поддерживать новшества и поощрять совершенствование; заинтересовать персонал в откровенности и проведении эффективных групповых дискуссий; поощрять персонал за хорошую работу и критиковать при необходимости; оказывать помощь подчиненным, когда они в этом нуждаются; умение придерживаться принципиальной линии даже в кризисных ситуациях, не бросаясь в крайности; способность не откладывать дела, а решать их в порядке важности, устанавливая для себя жесткие сроки; неукоснительное соблюдение правил, принятых в системе; оперативность в принятии обоснованных решений, в том числе в ситуациях, связанных с риском.

Менеджмент должен обеспечить достижение цели при минимальных затратах и максимальной эффективности и повседневно заниматься предпринимательством.

Термин «предприниматель» ввел в научный оборот француз Р. Кантиллон, живший в начале XVIII в. Он охарактеризовал предпринимателя как человека, который за определенную цену покупает средства производства, чтобы произвести продукцию и продать ее в

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 3/2007

49

ЭКОНОМИКА

целях получения дохода, и который, принимая на себя обязательства по издержкам, не знает, по каким ценам может осуществляться реализация. В таком определении предпринимательство понимают как функцию с элементом риска.

В словарях предприниматель определяется как человек, профессионально занятый в сфере торговли, но в настоящее время под предпринимателем понимают человека - владельца предприятия, лицо, занимающееся какой-либо экономической деятельностью, приносящей ему прибыль (доход). Он должен понимать структуру потребностей и сочетать это понимание со знаниями в области управления производством. Он должен также иметь достаточно способностей творчески решать задачи согласования потребностей с производственными ресурсами, располагать капиталом, необходимым для организации дела.

Любой предприниматель одновременно является и менеджером. Для него характерны профессиональное знание сферы деятельности и наличие определенных знаний в области теории и практики управления производственно-сбытовой и маркетинговой деятельностью.

Право собственника - это право владения, пользования и распоряжения имуществом. Предприниматель сам использует это имущество в качестве средств производства для выпуска продукции и получения предпринимательского дохода. Таким образом, он превращается в управляющего, менеджера. Отношения собственности здесь выступают как управленческие отношения.

Современная экономическая наука выделяет следующие черты предпринимателя: принимает самостоятельно решения; восприимчив к новому; привержен к риску; поглощен результатами деятельности; крайне требователен к себе и к своим компаньонам.

Предприниматель не всегда может быть хорошим менеджером (разработчиком стратегии), имеющим навыки управления людьми. Слишком большая уверенность в себе мешает ему делегировать свои полномочия. Часто это незаурядная личность, всегда устремленная на достижение поставленной цели, получение запланированных результатов.

Предприниматель создает организацию и управляет хозяйственным процессом независимо от вида и сферы деятельности. Сфера хозяйственной деятельности включает финансовые, расчетные, правовые отношения, отношения, связанные с товародвижением, страхованием, рекламой продукции и услуг и др.

Предпринимательская деятельность может осуществляться как физическими, так и юридическими лицами. Их деятельность называется индивидуальной предпринимательской деятельностью, регулируемой законами государства, которые разрешают заключать сделки, обязывают к ответственности.

Юридические лица осуществляют коллективное предпринимательство и являются носителями имущественных прав и обязанностей. В хозяйственном обороте юридические лица выступают от своего имени и существуют независимо от лиц, входящих в его состав, по обязательствам несут самостоятельную имущественную ответственность. В обеих формах предпринимательской деятельности может применяться или не применяться наемный труд работников.

Индивидуальный предприниматель может пускать в оборот свой, заемный капитал или использовать арендованное имущество для организации хозяйственной деятельности, приносящей предпринимательский доход и прибыль. Он пользуется правом создавать любые организации, принимать и увольнять работников на предусмотренных законом условиях, открывать счета в банках, производить расчетные и кассовые операции.

Предпринимательская деятельность осуществляется на постоянной основе, т.е. как систематическая хозяйственная деятельность. Рыночные отношения позволяют получать прибыль, которая идет на личное потребление и вкладывается в дальнейшее развитие хозяйственной деятельности.

Суть предпринимательства заключается в том, чтобы в условиях неопределенности рынка находить способы наиболее эффективного использования собственности в виде капитала, имущества, патентных прав и других ресурсов и добиваться использования этих возможностей в хозяйственной деятельности.

50

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.