Научная статья на тему 'МЕНЕДЖМЕНТ ДОВЕРИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: "ДОВЕРИЕ" КАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА ВИРТУАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

МЕНЕДЖМЕНТ ДОВЕРИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: "ДОВЕРИЕ" КАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА ВИРТУАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
78
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ДОВЕРИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / МЕНЕДЖМЕНТ ДОВЕРИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / VIRTUAL ORGANIZATION / DIGITAL ECONOMY / TRUST OF A VIRTUAL ORGANIZATION / SCIENTIFIC DIRECTION / DIGITAL ECONOMY MANAGEMENT / TRUST MANAGEMENT OF A VIRTUAL ORGANIZATION / EDUCATIONAL PROGRAMS OF BACHELOR'S AND MASTER'S DEGREES IN DIGITAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шеве Герхард, Хюзиг Стефан, Гумерова Гюзель Исаевна, Шаймиева Эльмира Шамилевна

Разработка новых направлений исследований в области менеджмента цифровой экономики на основе научных исследований, межвузовских программ способно обеспечить включение российских высших учебных заведений в глобальное международное сотрудничество в рамках конкретных программ международного научного обмена. Цель: 1) разработка методики настоящего исследования для развития научного направления «Менеджмент доверия цифровой экономики»; 2) проведение сравнительного анализа содержания работ российских и зарубежных исследователей по ключевым словам темы настоящего исследования; 3) раскрытие содержания процесса менеджмента доверия; 4) формирование рекомендаций по созданию научного направления «Менеджмент доверия виртуальной организации». Объектом исследования являются труды российских и зарубежных авторов за период 2006-2019 г. по теме «менеджмент цифровой экономики». Предметом исследования выступают работы за тот же период по подтеме «Менеджмент доверия виртуальной организации». Методы: систематизация, классификация, группировка, сравнительный анализ, логический, источниковедческий. Результаты работы : разработана авторская методика, которая включает выбор критериев и результаты поиска по ключевым словам поиска «доверие виртуальных организаций» и «доверие» в Национальной электронной библиотеке, проведен сравнительный анализа работ российских и зарубежных исследователей по теме «доверие виртуальных организаций»; раскрыто содержание процесса менеджмента доверия на основе подхода Fladtnitzer M.; обоснована необходимость формирования отдельной дисциплины «Менеджмент на основе доверия» для конкретных учебных программ бакалавриата, магистратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Шеве Герхард, Хюзиг Стефан, Гумерова Гюзель Исаевна, Шаймиева Эльмира Шамилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRUST MANAGEMENT OF VIRTUAL ORGANIZATIONS AS A SCIENTIFIC DIRECTION OF DIGITAL ECONOMY MANAGEMENT: "TRUST" AS AN INDICATOR OF MANAGEMENT OF VIRTUAL ORGANIZATIONS

The development of new areas of research in the field of digital economy management based on scientific research, interuniversity programs can ensure the inclusion of Russian higher education institutions in global international cooperation in the framework of specific programs of international scientific exchange. Goal: 1) the development of the methodology of the present study for the development of scientific direction "Management of trust in digital economy"; 2) a comparative content analysis of works by Russian and foreign researchers on key words of this research topic; 3) disclosure of the content of the trust management process; 4) formation of recommendations for the creation of the scientific direction "trust Management of a virtual organization". The object of the research is the works of Russian and foreign authors for the period 2006-2019 on the topic "Management of the digital economy". The subject of the research is the work for the same period on the sub-theme "Trust management of a virtual organization". Methods: systematization, classification, grouping, comparative analysis, logical, source studies. Results: the author developed a methodology that includes the selection of criteria and search results for keywords "trust of virtual organizations" and "trust" in the National electronic library, conducted a comparative analysis of the works of Russian and foreign researchers on the topic "trust of virtual organizations"; disclosed the content of the process of trust management based on the approach of Fladtnitzer M.; justified the need to form a separate discipline "trust-based Management" for specific bachelor's and master's degree programs.

Текст научной работы на тему «МЕНЕДЖМЕНТ ДОВЕРИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: "ДОВЕРИЕ" КАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА ВИРТУАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

экономические науки

Шеве Герхард, Хюзиг Стефан, Гумерова Гюзель Исаевна, Шаймиева Эльмира Шамилевна МЕНЕДЖМЕНТ ДОВЕРИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК НАУЧНОЕ ...

УДК 330.65

DOI: 10.26140/anie-2020-0901-0098

МЕНЕДЖМЕНТ ДОВЕРИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: «ДОВЕРИЕ» КАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА ВИРТУАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

© 2020

ORCID: 0000-0002-3199-2837

Шеве Герхард, доктор, профессор, директора Центра Менеджмента, заведующий кафедрой экономики предприятий: организация, персонал и инновации

Вестфальский Университет им. Вильгельма (48143, Германия, Мюнстер, Университетская ул. 14-16, e-mail: Gerhard.Schewe@wiwi.uni-muenster.de) ORCID: 0000-0002-9074-2360 ScopusID: 6508106054

Хюзиг Стефан, доктор, профессор, заведующий кафедрой инновационных исследований и технологического менеджмента, декан учебной программы магистратуры по менеджменту Технический Университет (09126, Германия, Хемнитц, Тюрингер Вег, 7, e-mail: stefan.huesig@wirtschaft.tu-chemnitz.de) SPIN: 4426-5494 AuthorID: 854110 ResearcherID : H-6985-2017 ORCID: 0000-0002-5198-7576 ScopusID: 6506026980

Гумерова Гюзель Исаевна, доктор экономических наук, профессор, профессор Департамента менеджмента Финансовый университета при Правительстве РФ (125993, Россия, Москва, Ленинградский проспект, 49, e-mail: GIGumerova@fa.ru) SPIN: 5592-5270 AuthorID: 476619 ResearcherID: P-7565-2015 ORCID: 0000-0002-9588-0199 ScopusID: 56644835900

Шаймиева Эльмира Шамилевна, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, заведующий научно-исследовательской лабораторией менеджмента знаний факультета

менеджмента и инженерного бизнеса Казанский инновационный университет им. В.Г.Тимирясова (420111 Россия, Казань, ул. Московская, 42, e-mail: shaimieva@ieml.ru) Аннотация. Разработка новых направлений исследований в области менеджмента цифровой экономики на основе научных исследований, межвузовских программ способно обеспечить включение российских высших учебных заведений в глобальное международное сотрудничество в рамках конкретных программ международного научного обмена. Цель: 1) разработка методики настоящего исследования для развития научного направления «Менеджмент доверия цифровой экономики»; 2) проведение сравнительного анализа содержания работ российских и зарубежных исследователей по ключевым словам темы настоящего исследования; 3) раскрытие содержания процесса менеджмента доверия; 4) формирование рекомендаций по созданию научного направления «Менеджмент доверия виртуальной организации». Объектом исследования являются труды российских и зарубежных авторов за период 2006-2019 г. по теме «менеджмент цифровой экономики». Предметом исследования выступают работы за тот же период по подтеме «Менеджмент доверия виртуальной организации». Методы: систематизация, классификация, группировка, сравнительный анализ, логический, источниковедческий. Результаты работы: разработана авторская методика, которая включает выбор критериев и результаты поиска по ключевым словам поиска «доверие виртуальных организаций» и «доверие» в Национальной электронной библиотеке, проведен сравнительный анализа работ российских и зарубежных исследователей по теме «доверие виртуальных организаций»; раскрыто содержание процесса менеджмента доверия на основе подхода Fladtnitzer M.; обоснована необходимость формирования отдельной дисциплины «Менеджмент на основе доверия» для конкретных учебных программ бакалавриата, магистратуры. Ключевые слова: виртуальная организация, цифровая экономика, доверие виртуальной организации, научное направление, менеджмент цифровой экономики, менеджмент доверия виртуальной организации, образовательные программы бакалавриата и магистратуры цифровой экономики

TRUST MANAGEMENT OF VIRTUAL ORGANIZATIONS AS A SCIENTIFIC DIRECTION OF DIGITAL ECONOMY MANAGEMENT: "TRUST" AS AN INDICATOR OF MANAGEMENT OF VIRTUAL ORGANIZATIONS

© 2020

Schewe Gerhard, Doctor, Professor, Director of the Management Center, Chair of Business Administration - Organization, Personnel and Innovation

University of Muenster

(48143, Germany, Münster, Universitetskaya, 14-16, e-mail: Gerhard.Schewe@wiwi.uni-muenster.de) Huesig Stefan, Doctor, Professor, holder of the Chair for Innovation Research and Technology Management, Dean of the master's program "Management and organizational research"

Technische University

(09126, Germany, Hemnitts, Thüringer Weg, 7, e-mail: stefan.huesig@wirtschaft.tu-chemnitz.de) Gumerova Guzel Isaevna, Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Management Financial University under the Government of the Russian Federation

_(125993, Russia, Moscow, Leningradsky prospect, 49, e-mail: GIGumerova@fa.ru)_

Schewe Gerhard, Huesig Stefan, Gumerova Guzel Isaevna, Shaimieva Elmira Shamilevna

TRUST MANAGEMENT OF VIRTUAL ORGANIZATIONS AS A SCIENTIFIC DIRECTION ..

economic sceinces

Shaimieva Elmira Shamilevna, Doctor of Economics, Professor of Management Chair, head of the research laboratory of knowledge management by faculty of management and engineering business Kazan Innovative University named after V.G.Timiryasov (420111, Russia, Kazan, Moskovskaya Str., 4, e-mail: shaimieva@ieml.ru) Abstract. The development of new areas of research in the field of digital economy management based on scientific research, interuniversity programs can ensure the inclusion of Russian higher education institutions in global international cooperation in the framework of specific programs of international scientific exchange. Goal: 1) the development of the methodology of the present study for the development of scientific direction "Management of trust in digital economy"; 2) a comparative content analysis of works by Russian and foreign researchers on Keywords of this research topic; 3) disclosure of the content of the trust management process; 4) formation of recommendations for the creation of the scientific direction "trust Management of a virtual organization". The object of the research is the works of Russian and foreign authors for the period 2006-2019 on the topic "Management of the digital economy". The subject of the research is the work for the same period on the sub-theme "Trust management of a virtual organization". Methods: systematization, classification, grouping, comparative analysis, logical, source studies. Results: the author developed a methodology that includes the selection of criteria and search results for keywords "trust of virtual organizations" and "trust" in the National electronic library, conducted a comparative analysis of the works of Russian and foreign researchers on the topic "trust of virtual organizations"; disclosed the content of the process of trust management based on the approach of Fladtnitzer M.; justified the need to form a separate discipline "trust-based Management" for specific bachelor's and master's degree programs..

Keywords: virtual organization, digital economy, trust of a virtual organization, scientific direction, digital economy management, trust management of a virtual organization, educational programs of bachelor's and master's degrees in digital economy

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблема в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Цифровое глобальное пространство, развиваясь на основе нано,-био,- инфо,- когнитивных технологий, опирается на конкретные научные направления, дисциплины, знание которых отражается в освоение конкретных компетенций узкими специальностями цифровой экономики [1, 2, 3]. Университеты, высшие учебные заведения (ВУЗ) как образовательные, технологические платформы по освоению компетенций цифровой экономики для предприятий своего региона как неразрывной части глобального пространства должны обеспечивать идентификацию в.у. новых и новейших компетенций цифровой экономики, формируя новые научные направления, новые учебные дисциплины [4, 5]. Разработка новых направлений исследований на основе научных исследований, межвузовских программ способно обеспечить включение российских ВУЗов в глобальное международное сотрудничество в рамках конкретных программ международного научного обмена (ERASMUS, Fulbright и др.) [4, 5, 6]

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновываются авторы; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В работе проанализированы труды российских исследователей [11, 12, 13, 14, 15, 16, 20], зарубежных исследователей [17, 18, 19]. Методика анализа данных работ является объектом, предметом настоящего исследования, что изложено в п. «Методология», «Результаты».

МЕТОДОЛОГИЯ Формирование целей статьи (постановка задания). Исследовательскими задачами настоящего исследования являются: 1) разработка методики настоящего исследования для развития научного направления «Менеджмент доверия цифровой экономики»; 2) проведение сравнительного анализа содержания работ российских и зарубежных исследователей по ключевым словам темы настоящего исследования; 3) раскрытие содержания процесса менеджмента доверия на основе подхода Fladtnitzer M., 4) формирование рекомендаций по созданию научного направления «Менеджмент доверия виртуальной организации» в общей теме «Менеджмент цифровой экономики» [7, с. 14-15]. Объектом исследования являются труды российских и зарубежных авторов за период 2006-2019 г. по теме «менеджмент цифровой экономики». Предметом исследования выступают работы за тот же период по подтеме «Менеджмент доверия виртуальной организации».

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результа-

тов. Методика и выводы исследования авторов по двум группам ключевых слов «доверие виртуальных организаций» и «доверие» в Научной электронной библиотеке (НЭБ) следующая:

1.Ключевые понятия поиска: «доверие виртуальных организаций», где областью запроса являются: название организации, аннотация, ключевые слова (24 работы):

а) В двадцати четырех работах российских исследователей, исследователей дальнего зарубежья, размещенных в Научной электронной библиотеке НЭБ за период 2006-2019 гг. и проанализированных авторами благодаря НЭБ выявилось следующее: в 12 из 24 работах исследуются вопросы репутации организации, имеющей активы в виртуальном пространстве.

П.Ключевые понятия поиска: «доверие виртуальных организаций», где областью запроса являются: название организации, аннотация, ключевые слова, полный текст публикации (25272 работы); ключевые понятия поиска «доверие» (414125 работ): изучение (выборочно) отдельных работам из этого списка показало, что в полном тексте данных работ может упоминаться понятие «доверие» как результат работы других исследователей, однако само явление в работе не исследуется [8].

III. Ключевое слово поиска «доверие», где областью запроса являются: (1) название организации, аннотация, ключевые слова (18796 работы); (2) название организации, аннотация, ключевые слова, полный текст публикации (414125 работы): количество работ значительно выше в сравнение с ключевым словом «Доверие виртуальных организаций», что означает, что тема менеджмента виртуальных организаций в российском экономическом пространстве носят стартовый характер; б) анализ (выборочно) работ из этой группы показал тенденцию изучения темы доверия в работах российских исследователей на мезо,- макроуровнях, без опоры на модель, процесс доверия в организации (микроуровень исследования) [9]. Результаты исследования авторов по двум группам ключевых слов «доверие виртуальных организаций» и «доверие» в Научной электронной библиотеке (НЭБ) представлены в таб. 1.

В таб. 2 приведены результаты сравнительного анализа работ российских и зарубежных исследователей (таб. 2). В числе российских авторов приведены (выборочно) работы из числа 12, упомянутых выше. В число работ зарубежных авторов включены работы, полученные в процессе научной стажировки по гранту ДААД (2018 г.), где поиск происходил в библиотечной системе Вестфальского университета им. Вильгельма по аналогичному ключевому слову.

На основе сопоставительного анализа некоторых работ российских и зарубежных исследователей можно сделать вывод о том, что исследования понятия, про-

экономические науки

Шеве Герхард, Хюзиг Стефан, Гумерова Гюзель Исаевна, Шаймиева Эльмира Шамилевна МЕНЕДЖМЕНТ ДОВЕРИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК НАУЧНОЕ ...

цесса, модели «доверия» как фактора успеха виртуальных организаций осуществляется с различных позиций. В работах по ключевому слову «Доверие виртуальных организаций» понятие «доверие» авторами настоящего исследования не выявлено. В работах по ключевому слову «Доверие» выделяются следующие определения понятия: «.. .доверять - значит, действовать так, как если бы «риска» не существовало» [20]. На основе работы Дюндина М.А. можно выделить понятие «социальной репутации» на основе социального доверия, в основе которой - социальная ответственность организации. Согласно Fladtnitzer М. «.доверие - это намерение действовать так, как если бы люди или безличные системы вели себя оцениваемым, приемлемым образом. Эти оценки базируются на опыте, и субъект осознает последующий риск» [7, с. 14-15]. На рис.1 представлена базовая схема структуры доверия в организации (микро-уровень) согласно Fladtnitzer М., которая включает общее и специфичное доверие, структуру управления доверием [7, с. 36-38].

Таблица 1 - Критерии и результаты поиска по ключевым словам поиска «доверие виртуальных организаций» и «доверие» в Научной электронной библиотеке (НЭБ)

Ключевое слово 1 вариант 2 вариант

Критерии поиска («тле терминологии НЭБ) Кол-во работая) Критерии поиска («где искать» согласно терминологии НЭБ) Кол-во работ (ед)

1. Доверие внртуальньгх организаций -название публикации. - аннотация. 24 - название публикации. - аннотация, 25272

2.Доверие -название публикации. 1S796 - название публикации. 414125

3. В исследовании раскрыто содержание процесса менеджмента доверия на основе подхода Fladtnitzer М., включающего структуру управления доверием, оценку надежности специфичных объектов. 4. Ввиду развития международного сотрудничества российских ВУЗов обоснована необходимость формирования отдельной дисциплины «Менеджмент на основе доверия» (в частности, для учебных программ бакалавриата по направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент», профиль подготовки «Менеджмент организации»; направления подготовки 38.04.02 «Менеджмент», профиль подготовки «Организация предпринимательской деятельности» (уровень подготовки магистратура).

Выделено серым цветом: предмет настоящего исследования

Источник: разработка авторов на основе НЭБ [10] Таблица 2 - Сравнительный анализ работ российских и зарубежных исследователей по теме «доверие виртуальных организаций»

ВО- виртуальная организация *Под «показателем» понимается: ключевое слово исследования; значимая составляющая исследуемого объекта, предмета исследования; название главы, подтемы исследования

Источник: на основе [11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19,]

РЕЗУЛЬТАТЫ

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. 1-2. Результаты исследования опираются на авторскую методику, которая включает выбор критериев и результаты поиска по ключевым словам поиска «доверие виртуальных организаций» и «доверие» в НЭБ, проведение сравнительного анализа работ российских и зарубежных исследователей по теме «доверие виртуальных организаций».

Рисунок 1 - Структура доверия на основе Fladtnitzer M.

Источник: на основе [7, с. 36-38] СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лещев С.В. Интерфейсы социальной экологии: от технологической конвергенции к интернету вещей // Философские науки. 2014. № 11. С. 103-111

2. Лещев С.В. Феноменология когнитивности и искусственный интеллект: коммуникация, нейрофизиология, технология // Полигнозис. 2011. № 3-4 (42). С. 16-25.

3. Лещев С.В. Большие данные — информационная оптика знания //В книге: НАУЧНАЯ СЕССИЯНИЯУ МИФИ-2015 Аннотации докладов: в 3-х томах. отв. ред. О.Н. Голотюк. 2015. С. 124a.

4. Терлыга А.Ф., Терлыга Н.Г., Кортов С.В. Подходы к развитию университета как центра технологического лидерства // Качество. Инновации. Образование. 2016. № 8-10 (135-137). С. 18-24.

5. Кокшаров В.А., Кортов С.В., Шульгин Д.Б. Федеральный университет: стратегии и механизмы развития инновационной деятельности //Инновации. 2012. № 11 (169). С. 12-19.

6. Кортов С.В., Шульгин Д.Б., Терлыга Н.Г. Предпринимательская модель развития федерального университета // Инновации. 2014. № 8 (190). С. 42-50

7. Fladtnitzer M. Vertrauen als Erfolgsfaktor virtueller Unternehmen. Grundlagen, Rahmenbedingungen und Maßnahmen zur Vertrauensbildung //Deutscher Universitäts- Verlag, Wiesbaden, 2006. С.14-15

8. Воронцов В.В., Котенко И.В. Модели обнаружения и сдерживания сетевых червей на основе проактивного подхода // В сборнике: Информационная безопасность регионов России (ИБРР-2007) Материалы конференции. 2007. С. 47-48.

9. Калюжнова Н.Я. Экономика недоверия (институт доверия и его роль в конкурентоспособности региона) // Экономика региона. 2014. № 1 (37). С. 56-65.

10. Официальный сайт Научной электронной библиотеки https:// elibrary.ru/query_results.asp (дата обращения 25.12.2019)

11. Шала Е.А. Репутация виртуальной организации // Вестник университета. 2012. № 4. С. 178-184

12. Громова О.Н., Шала Е. А. Технология управления репутацией виртуальной организации // Вестник университета. 2014. № 14. С. 127-134.

13. Мирошкин М.О. Социальный капитал как основа сетевой экономики и современных коммуникационных технологий // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2016. Т. 26. № 6. С. 41-46.

14. Шагдарова Б.Б. Репутация университета в коммуникативном пространстве новых медиа // В сборнике: Россия и монгольский мир: вектор на сближение (Егуновские чтения - VII) Сборник статей международной научно-практической конференции в рамках XII Международного всебурятского фестиваля "Алтаргана". Ответственный редактор Н.С. Байкалов. 2017. С. 127-132.

15. ЮдинаЕ.Н., КорнийчукМ.С. Социальные сети интернета как

Schewe Gerhard, Huesig Stefan, Gumerova Guzel Isaevna, Shaimieva Elmira Shamilevna

TRUST MANAGEMENT OF VIRTUAL ORGANIZATIONS AS A SCIENTIFIC DIRECTION ..

economic sceinces

инструмент формирования среды доверия в организации // Труд и социальные отношения. 2016. № 3. С. 115-128.

16. Устинова Н.Г. Институциональные инновации развития бизнес-структур в условиях информатизации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17. № 1. С. 37-43.

17. Рыжков Р.М. Защищенный документоооборот на платформе SUN-Documentum // Защита информации. Инсайд. 2006. № 6 (12). С. 54-57.

18. Malte L. Vertrauen in Wertschöpfungspartnerschaften zum Transfer von retentivem Wissen. Gabler Verlag, 2008. 1060 S.

19. Frey U. Vertrauen durch Strategie. Strategien in KMU einfach entwickeln und damit Vertrauen schaffen. Gabler, 2016. 203 S. DOI 10.007/978-3-658-12940-8

20. Дюндина М.А. Доверие в региональной предпринимательской среде: теоретические концепции и социальная реальность // Инновационная деятельность. 2013. № 3 (26). С. 48-57.

Статья подготовлена в рамках научных исследований, выполненных при финансовой поддержке гранта ДААД (Германской службы Академических обменов [German Academic exchange service]) (грант ДААД 2018 г. «Научные стажировки для ученых и преподавателей ВУЗов, Бонн, 24.10.2017 г.).

Статья поступила в редакцию 07.01.2020

Статья принята к публикации 27.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.