Научная статья на тему 'Подходы научных дисциплин к определению понятия «Доверие»: социологический, психологический, экономико-управленческие аспекты'

Подходы научных дисциплин к определению понятия «Доверие»: социологический, психологический, экономико-управленческие аспекты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
141
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ДОВЕРИЕ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ВИРТУАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / МЕНЕДЖМЕНТ ДОВЕРИЯ / DIGITAL ECONOMY / TRUST AS A FACTOR OF SUCCESS OF A VIRTUAL ORGANIZATION / TRUST MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гумерова Гюзель Исаевна, Шаймиева Эльмира Шамилевна

В фокусе настоящей статьи находится понятие «доверия». Научно-практический интерес к понятию «доверие», процессу его возникновения и институты его поддержания в организациях вызван в связи с его значением с различных точек зрения менеджмента цифровой экономики: построения виртуальных организаций, организаций с различным уровнем виртуализации активов, социальных сетей, бизнес-моделей организаций цифровой экономики. В статье представлен подход Fladtnitzer M. в изучении доверия как фактора успеха виртуальной организации. Подход Fladtnitzer M. заключается в изучении «доверия» с точки зрения социологических, психологических, экономико-управленческих наук. Отдельное положение в подходе Fladtnitzer M. в изучении доверия для менеджмента виртуальных организаций занимает управленческий аспект. Перспективы настоящего исследования лежат в области детального изучения подхода Fladtnitzer M., сравнительного анализа данного подхода с достижениями российских исследователей понятия и процесса «доверия» для менеджмента виртуальных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES OF SCIENTIFIC DISCIPLINES TO THE DEFINITION OF "TRUST": SOCIOLOGICAL, PSYCHOLOGICAL, ECONOMIC AND MANAGERIAL ASPECTS

This article focuses on the concept of "trust". Scientific and practical interest in the concept of "trust", the process of its origin and the institutions of its maintenance in organizations is caused due to its significance from various points of view of digital economy management: building virtual organizations, organizations with different levels of asset virtualization, social networks, business models of digital economy organizations. The article presents the approach of Fladtnitzer M. in the study of trust as a factor of success of a virtual organization. M. Fladtnitzer′s approach consists in the study of "trust" from the point of view of sociological, psychological, economic and managerial sciences. A separate position in the approach of Fladtnitzer M. in the study of trust for the management of virtual organizations is occupied by the management aspect. The prospects of this research are in the field of detailed study of the Fladtnitzer M. approach, comparative analysis of this approach with the achievements of Russian researchers of the concept and process of "trust" for the management of virtual organizations.

Текст научной работы на тему «Подходы научных дисциплин к определению понятия «Доверие»: социологический, психологический, экономико-управленческие аспекты»

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia INFLUENCE OF SOCIAL FACTORS ON THE CHOICE OF TEACHING PROFESSION

Abstract: This article presents the results of the study of the influence of social factors on the choice of teaching profession, discusses the importance of some factors in choosing a profession.

Key words: factors, social factors, choice of profession, self-determination, pedagogicalpro-fession.

УДК 330.65

ПОДХОДЫ НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ДОВЕРИЕ»: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ, ЭКОНОМИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ

АСПЕКТЫ Гумерова Гюзель Исаевна, д.э.н., профессор, профессор Департамента Менеджмента Финансовый университет при Правительстве РФ, г.Москва, Россия

(e-mail: GIGumerova@fa.ru), Шаймиева Эльмира Шамилевна, д.э.н., профессор кафедры менеджмента, заведующий научно-исследовательской лабораторией менеджмента знаний факультета менеджмента и инженерного бизнеса Казанский инновационный университет им. В.Г.Тимирясова (ИЭУП)

г.Казань, Россия (e-mail: shaimieva@ieml.ru)

В фокусе настоящей статьи находится понятие «доверия». Научно-практический интерес к понятию «доверие», процессу его возникновения и институты его поддержания в организациях вызван в связи с его значением с различных точек зрения менеджмента цифровой экономики: построения виртуальных организаций, организаций с различным уровнем виртуализации активов, социальных сетей, бизнес-моделей организаций цифровой экономики. В статье представлен подход Fladtnitzer M. в изучении доверия как фактора успеха виртуальной организации. Подход Fladtnitzer M. заключается в изучении «доверия» с точки зрения социологических, психологических, экономико-управленческих наук. Отдельное положение в подходе Fladtnitzer M. в изучении доверия для менеджмента виртуальных организаций занимает управленческий аспект. Перспективы настоящего исследования лежат в области детального изучения подхода Fladtnitzer M., сравнительного анализа данного подхода с достижениями российских исследователей понятия и процесса «доверия» для менеджмента виртуальных организаций.

Ключевые слова: цифровая экономика, доверие как фактор успешности виртуальной организации, менеджмент доверия

В работе Fladtnitzer M. представлен анализ подходов дисциплин, изучающих доверие как явление и процесс54. Согласно Fladtnitzer M. различные дисциплины вносят свой специфический вклад в природу доверия. Далее представлены основные положения данных дисциплин.

Социологический аспект

Первичная функция доверия носит социологическую природу55, 56. Это связано с природой возникновения доверия: без социальных отношений не существует повода, необходимости для доверия. Однако согласно Fladtnitzer M. не только функция, но и основа (природа) доверия носит со-

57

циальный характер. В отличие от социальной психологии в социологии доверие рассматривается как феномен социальных структур и показателей

58 59

культуры , .

В случае, если доверие присутствует в группах как социальная реальность, то автоматически имеет место межличностное доверие. Это явление не может быть сведено до индивидуальной психики человека.

Доверие основывается на совместных нормах и ценностях сообщества, которые оказывают сильное влияние на поведение членов данного сообщества. Это могут быть, в частности, глубокие ценности, связанные с религией, нормы поведения в профессиональной жизни или нормы поведения правильного поведения. Поведение рассматривается здесь зачастую как результат социального порядка.

В сообществах доцифровой эпохи социальное включение было существенным ресурсом для доверия, так как субъекты и объект доверия принадлежали одной социальной группе. Таким образом, только доверенным лицам выдавалось доверие. В связи с деперсонализацией общества, не обязательно, что противоположного доверия становится меньше. Речь идет о трансформации от личного доверия к системному доверию.

Со стороны социологов критикуется факт того, что экономисты зачастую пренебрегают включением социологических положений экономических активностей в анализы социально-экономического положения субъекта исследования. Современные социальные системы, примером которых выступают предприятия, опираются в своей основе на личностные взаимо-

54 Fladtnitzer M. Vertrauen als Erfolgsfaktor virtueller Unternehmen. Grundlagen, Rahmenbedingungen und Maßnahmen zur Vertrauensbildung // Deutscher Universitäts-Verlag, Wiesbaden, 2006. C14-15

55 Malte L. Vertrauen in Wertschöpfungspartnerschaften zum Transfer von retentivem Wissen. Gabler Verlag, 2008. 1060 S.

56 Frey U. Vertrauen durch Strategie. Strategien in KMU einfach entwickeln und damit Vertrauen schaffen // Gabler, 2016. 203 S. DOI 10.007/978-3-658-12940-8

57 Fladtnitzer M. Vertrauen als Erfolgsfaktor virtueller Unternehmen. Grundlagen, Rahmenbedingungen und Maßnahmen zur Vertrauensbildung // Deutscher Universitäts-Verlag, Wiesbaden, 2006. Q 15-30

58 Becker W., Ulrich P., Botzowski T. (2017). Industrie 4.0 im Mittelstand. Best Practices und Implikationen für KMU. Springer Gabler.152 S.

59 Kett I., Schewe G. Management Skills. Beziehungen nutzen, Probleme lösen, effektiv kommunizieren. Gabler Verlag, 2010. C. V-VI.

связи, хотя они характеризуются ослаблением фамильярно встроенных отношений .

Психологический аспект

В целом, в психологии существуют два исследовательских направления. Приверженцы теории личности (РегБоИпНсЬкекБШеопе) характеризуют доверие как психологическую конструкцию, которую человек развивает до определенного уровня. В рамках данной теории была разработана шкала измерения межличностного доверия в качестве характеристики личности.

Поведенческая психология (социальная психология) исследуют доверие в лабораторных условиях: поведение, основанное на доверии в дилемме заключенного. При этом доверие приравнивается к кооперативному (совместному) поведению. Здесь анализируется, какие ситуационные показатели влияют на кооперацию или конкуренцию61.

Экономический аспект

В экономических науках анализируются, как правило, экономические

62 -гг

преимущества ввиду присутствия доверия . При этом анализируются, напр., воздействие доверия клиентов и доверия между кооперирующими организациями, между сотрудниками, между сотрудниками и их руководителем. Экономисты видят в качестве основы доверия рациональный расчет или институты. Также здесь имеются различные исследовательские направления, которые основывают преимущества наличия доверия. Наиболее часто используемым подходом здесь является теория транзакционных издержек и теория игр. В теория транзакционных издержек аргументируется, что внутри и между экономическими структурами в долгосрочном периоде успех имеют такие актеры, которые обладают кооперативным поведением. В данном случае под «кооперативным поведением» понимается поведение на основе доверия и надежности. Кроме того, теория транзакционных издержек описывает выбор «структуры управления», на которую риск и доверие оказывают особое влияние.

В теории игр доверие понимается как рискованный результат, обусловленный несовершенной информацией и сопровождаемая ослабленной, атакующей позицией. Зачастую в данной ситуации возникает проблема, когда одному лицу было бы выгодно, оказать доверие, а для другого лица - злоупотребить доверием и - таким образом - разочаровать (подвести) другого. Лицо, получающее доверие (субъект доверия) имеет возможность, посредством последовательного доказательства доверия создать репутацию и -тем самым - повысить свою надежность.

60 Fladtnitzer M. Vertrauen als Erfolgsfaktor virtueller Unternehmen. Grundlagen, Rahmenbedingungen und Maßnahmen zur Vertrauensbildung // Deutscher Universitäts-Verlag, Wiesbaden, 2006. С.182-183

61 Fladtnitzer M. Vertrauen als Erfolgsfaktor virtueller Unternehmen. Grundlagen, Rahmenbedingungen und Maßnahmen zur Vertrauensbildung // Deutscher Universitäts-Verlag, Wiesbaden, 2006. С.182-183

62 Kinkel S., Schemmann B., Lichtner R., Migas S. Engpasskompetenzen für die Innovationsfähigkeit von Wertschöpfungschampions - Herausforderungen und Lösungsszenarien в: Ahrens D., Molzberger G. Kompetenzentwicklung in analogen und digitalisierten Arbeitswelten. Springer-Verlag: Berlin, 2018. С. 17-28

Таблица 1. Обзор мероприятий по укреплению доверия

в виртуальной организации согласно Flad tnitzer M.

Мероприятие по укреплению доверия Первичный объект доверия Основа для доверия со стороны сотрудника Факторы, оказывающие влияние на доверие Инициатор Фазы виртуальной работы команды

¡.Совместный старт Сотрудник (и) Доверие путем идентификации Создание сообщества и чувства принадлежности к нему отдельных сотрудников Менеджмент Начало (зарождение компании)

2. Справедливы е отношения: «Ввод-вывод» Сотрудник (и) Позитивная оценка способностей Восприятие справедливости Менеджмент, сотрудник (и) Начало, весь жизненный цикл организации

3. Адаптация, кооперация между сотрудниками Сотрудник (и) Доверие путем идентификации Создание приятной рабочей атмосферы Менеджмент Начало

4. Формировани е корпоративной идентичности Институт доверия Трансфер институционального доверия Доверие путем идентификации Формирование живого сообщества Менеджмент Весь жизненный цикл организации

5. Культура предприятия Институт доверия Сотрудник (и) Трансфер институционального доверия Доверие путем идентификации Формирование живого сообщества Менеджмент Весь жизненный цикл организации

6.Цифровое представление (представление в цифровом пространстве) Сотрудник (и) Позитивная оценка способностей Доверие путем идентификации Чувство доверия Менеджмента заказа Начало

7 Определение целей Институт доверия Доверие путем идентификации Мотивация к достижению целей Менеджмента заказа Начало

8 Контроль достижений участников (сотрудников) Институт доверия Сотрудник (и) Трансфер институционального доверия Позитивная оценка способностей Восприятие надежного, ясного свода правил Менеджмент Весь жизненный цикл организации

9 Создание свободной атмосферы для идей и предложений по решения вопросов Сотрудник (и) Институт доверия Позитивная оценка способностей Содействие творчеству и инновациям Менеджмент, менеджмент заказа, сотрудник (и) Весь жизненный цикл организации

Источник: на основе: Fladtnitzer M63.

63 Fladtnitzer M. Vertrauen als Erfolgsfaktor virtueller Unternehmen. Grundlagen, Rahmenbedingungen und Maßnahmen zur Vertrauensbildung // Deutscher Universitäts-Verlag, Wiesbaden, 2006. 0.227-229

Данная ситуация представляет собой образец доверия, которое встречается регулярно в экономическом обмене.

Согласно Fladtnitzer M. в экономических науках, также как и в других научных областях, феномен доверия активно исследуется в последние пятьдесят лет, несмотря на то, что значение «доверия» было известно намного раньше. В частности, в то время, когда для получения информации требовалось намного больше времени для того, чтобы пройти путь от ее отправителя до получателя, требовалось выявить большое доверие к информации, для того, чтобы не получить задержку в перепроверке этой информации.

Выводом большинства экономических работ в области доверия является положение о том, что доверие имеет преимущества для всех экономических отношений ввиду того, что доверие формирует основу социального капитала. В случае, если отдельные актеры обесценивают значение доверия, то их действия заключаются в том, чтобы не оказывать содействия развитию и поддержанию этого института. Доверие делает возможным кооперативное поведение, содействует таким обучаемым формам организации как социальные сети, минимизирует эффект конфликтов с ущербом, снижает транзакционные издержки и является действенным инструментом

64

для преодоления кризисов .

Отдельным положением с экономической точки зрения являются предложенные Fladtnitzer M.65 мероприятия по укреплению доверия в виртуальной организации (таб. 1).

Данные мероприятия включают: уровень, на который осуществляется доверие в организации; факторы, оказывающие доверие»; инициаторов доверия; фазы виртуальной работы команды (таб. 1).

Перспективы настоящего исследования лежат в области детального изучения подхода Fladtnitzer M., сравнительного анализа данного подхода с

достижениями российских исследователей понятия и процесса «доверия»

66

для менеджмента виртуальных организаций .

Список литературы

1. Fladtnitzer M. Vertrauen als Erfolgsfaktor virtueller Unternehmen. Grundlagen, Rahmenbedingungen und Maßnahmen zur Vertrauensbildung // Deutscher UniversitätsVerlag, Wiesbaden, 2006. С.14-15

2. Malte L. Vertrauen in Wertschöpfungspartnerschaften zum Transfer von retentivem Wissen. Gabler Verlag, 2008. 1060 S.

64

Kleiner T.-M. (2014). Vertrauen in Nationen durch kulturelle Nähe. Analyse eines sozialen Mechanismus Springer: Wiesbaden. 278 S.

65 Fladtnitzer M. Vertrauen als Erfolgsfaktor virtueller Unternehmen. Grundlagen, Rahmenbedingungen und Maßnahmen zur Vertrauensbildung // Deutscher Universitäts-Verlag, Wiesbaden, 2006. С.182-183

66 В частности, авторам были изучены труды российских авторов в области «доверия», «доверия виртуальных организаций»: Дюндиной М.А; Калюжновой Н.Я. См.: Дюндина М.А. Доверие в региональной предпринимательской среде: теоретические концепции и социальная реальность // Инновационная деятельность. 2013. № 3 (26). С. 48-57; Калюжнова Н.Я. Экономика недоверия (институт доверия и его роль в конкурентоспособности региона) // Экономика региона. 2014. № 1 (37). С. 56-65.

3. Frey U. Vertrauen durch Strategie. Strategien in KMU einfach entwickeln und damit Vertrauen schaffen // Gabler, 2016. 203 S. DOI 10.007/978-3-658-12940-8

4. Becker W., Ulrich P., Botzowski T. (2017). Industrie 4.0 im Mittelstand. Best Practices und Implikationen für KMU. Springer Gabler.152 S.

5. Kett I., Schewe G. Management Skills. Beziehungen nutzen, Probleme lösen, effektiv kommunizieren. Gabler Verlag, 2010. C. V-VI.

6. Kinkel S., Schemmann B., Lichtner R., Migas S. Engpasskompetenzen für die Innovationsfähigkeit von Wertschöpfungschampions - Herausforderungen und Lösungsszenarien в: Ahrens D., Molzberger G. Kompetenzentwicklung in analogen und digitalisierten Arbeitswelten. Springer-Verlag: Berlin, 2018. С. 17-28.

7. Kleiner T.-M. (2014). Vertrauen in Nationen durch kulturelle Nähe. Analyse eines sozialen Mechanismus Springer: Wiesbaden. 278 S.

8. Дюндина М.А. Доверие в региональной предпринимательской среде: теоретические концепции и социальная реальность // Инновационная деятельность. 2013. № 3 (26). С. 48-57.

9. Калюжнова Н.Я. Экономика недоверия (институт доверия и его роль в конкурентоспособности региона) // Экономика региона. 2014. № 1 (37). С. 56-65.

Gumerova, Gjuzel' I.

doctor of economic Sciences, Professor, Professor of the Department of Management of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, RussiaE-mail: GIGumerova@fa.ru, Shajmieva Jel'mira Sh.

doctor of economic Sciences, head of the research laboratory of knowledge management by faculty of management and engineering business of "Kazan Innovative University named after V.G.Timiryasov (IEML)", Kazan E-Mail: shaimieva@ieml.ru, kaz03@yandex.ru APPROACHES OF SCIENTIFIC DISCIPLINES TO THE DEFINITION OF "TRUST": SOCIOLOGICAL, PSYCHOLOGICAL, ECONOMIC AND MANAGERIAL ASPECTS

Annotation. This article focuses on the concept of "trust". Scientific and practical interest in the concept of "trust", the process of its origin and the institutions of its maintenance in organizations is caused due to its significance from various points of view of digital economy management: building virtual organizations, organizations with different levels of asset virtualiza-tion, social networks, business models of digital economy organizations. The article presents the approach of Fladtnitzer M. in the study of trust as a factor of success of a virtual organization. M. Fladtnitzer's approach consists in the study of "trust" from the point of view of sociological, psychological, economic and managerial sciences. A separate position in the approach of Fladtnitzer M. in the study of trust for the management of virtual organizations is occupied by the management aspect. The prospects of this research are in the field of detailed study of the Fladtnitzer M. approach, comparative analysis of this approach with the achievements of Russian researchers of the concept and process of "trust" for the management of virtual organizations.

Keywords: digital economy, trust as a factor of success of a virtual organization, trust management

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.