Научная статья на тему 'Менделеев и Куинджи: взаимосвязь науки и искусства'

Менделеев и Куинджи: взаимосвязь науки и искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1368
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Менделеев и Куинджи: взаимосвязь науки и искусства»

Панкова Светлана Ивановна

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого факультет искусств, социальных и гуманитарных наук (2 курс)

МЕНДЕЛЕЕВ И КУИНДЖИ: ВЗАИМОСВЯЗЬ НАУКИ

И ИСКУССТВА

На фотографии 1907 года Дмитрий Иванович Менделеев и Архип Иванович Куинджи играют в шахматы (рис. 1). Каким же образом великие люди связаны между собой?

Рис. 1. Менделеев и Куинджи5

Д.И. Менделеев знаком нам как ученый, открывший периодическую систему химических элементов. А. И. Куинджи -пейзажист 2-й половины XIX века, которого называли «художником света». Ему приписывали использование «лунных красок» из-за одного случая, который подчеркивает магию его творчества [4].

«Лунная ночь на Днепре» - известная картина Куинджи, над которой он работал летом и осенью 1880 г. (рис. 2).

Рис. 2. А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

5 Менделеев и Куинджи см.: в свободном доступе сети Интернет

2019 43

В Петербурге распространились слухи о том, что готовится что-то совершенно невероятное. Выставка была организована в зале Общества поощрения художников, экспонировалась всего одна работа. Куинджи велел задрапировать окна и осветить полотно направленным на него лучом электрического света. Посетители входили в темный зал и, будто под гипнозом, замирали перед магической картиной. На улице толпилась очередь. Публику пускали в помещение группами, чтобы избежать давки. О невероятном эффекте картины ходили легенды. Сияние лунного света было настолько фантастичным, что художника заподозрили в использовании неведомых перламутровых красок и даже обвиняли в связях с нечистой силой [4]. Скептики заглядывали за полотно, пытаясь обнаружить скрытый источник света.

Конечно, весь секрет заключался в необычайном художественном мастерстве Куинджи, и таком сочетании красок, которое создавало эффект удивительного сияния.

И. Репин писал, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине»: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих, и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Поэт Я. Полонский удивлялся: «Положительно я не помню, чтобы перед какой -нибудь картиной так долго застаивались... Что это такое? Картина или действительность?». А поэт К. Фофанов под впечатлением от полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку [4].

Какова же была «магия» красок и световых потоков на картине Куинджи? Знакомство художника с Д.И. Менделеевым состоялось в середине 1870-х годов. Дмитрий Иванович любил живопись, был ее тонким знатоком и ценителем, обладал значительной художественной коллекцией. Познания его в этой области были столь серьезны, что впоследствии он был избран действительным членом Академии художеств [1].

В истории русской культуры широко известны менделеевские «среды», на которых собиралась творческая интеллигенция столицы, цвет русской культуры (рис 3).

» I

> ЦТ

Рис. зМенделеевские «среды»6

Менделеевские «среды» см.: в свободном доступе сети Интернет

6

Здесь бывали почти все передвижники: Крамской, Репин, Куинджи, Ярошенко, Васнецовы, Шишкин [1]. Менделеев ввел Куинджи в круг ученых, познакомил его с выдающимся физиком, профессором Петербургского университета Федором Фомичом Петрушевским. Помимо своей основной деятельности, этот ученый занимался научной разработкой технологии живописи [3].

Вот что писал в своих воспоминаниях Илья Ефимович Репин: «В большом физическом кабинете на университетском дворе мы, художники-передвижники, собирались в обществе Д. И. Менделеева и Ф. Ф. Петрушевского для изучения под их руководством свойств разных красок. Есть прибор-измеритель чувствительности глаза к тонким нюансам тонов. Куинджи побивал рекорд в чувствительности до идеальных тонкостей, а у некоторых товарищей до смеху была груба эта чувствительность» [3].

Отлично разбираясь в живописи, Менделеев, тем не менее, никогда не выступал в печати на эту тему. Единственное исключение из этого правила он сделал для Куинджи, когда появилась его «Лунная ночь на Днепре». Восторг, вызванный этим шедевром русской живописи, был так велик, что Дмитрий Иванович посвятил картине специальную статью [6]. Он писал: «Перед Днепровской ночью А.И.Куинджи, как я думаю, забудется мечтатель, у художника явится невольно своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия - всякому она дает свое».

Двух товарищей сближала не только любовь к живописи, но и к природе, красоту которой Менделеев чувствовал сильно и ярко. В одном из своих писем из Гейдельберга он писал: «Мы идем на гору вышиной к версту, справа скачет ручей Рейхенбах, скалистая гора проросла елями, усталый стираешь пот и вдруг между деревьями видишь снеговую пирамиду, блестящую, отражающую свет. Кажется, простая штука, а нет, так и охватывает всего, что-то прекрасное, пропадает усталость... Не забудешь этой минуты, рад будешь десять верст лезть чтобы еще раз испытать то же.» [7]

Выясняя возможности смешения красок и решая проблему их долговечности, Дмитрий Иванович Менделеев с Архипом Ивановичем Куинджи проделали множество опытов [2]. Однако, к сожалению, это не спасло «Лунную ночь»: у картины оказалась печальная судьба. Полотно купил Великий князь Константин Константинович и взял его с собой в кругосветное путешествие. Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас: «Нет никакого сомнения, что картина вернется совершенно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха», - писал он [4]. Тургенев пытался уговорить князя оставить на время картину в Париже, но тот был слишком привязан к волшебному видению Куинджи.

2019

45

Панкова С.И.

Pankova S.I.

Сегодня мы не можем в полной мере оценить первоначальный эффект картины: краски померкли, до нашего времени она дошла в искаженном виде.

Однако эта страница биографии Д.И. Менделеева помогла нам узнать его не только как ученого-химика, но и человека, оставившего заметный след в русском искусстве.

Литература

1. Д.И. Менделеев и А.И. Куинджи. - URL: http://old-mariupol.com.ua/d-i-mendeleev-i-a-i-kuindzhi/ (дата обращения: 16.03.2019)

2. Д.И. Менделеев и искусство. - URL: http://him.isep.ru/article.php?ro=2006020i3 (дата обращения: 16.03.2019)

3. Куинджи, Менделеев и Лунная ночь на Днепре. В чем секрет? - URL: https://subscribe.ru/group/pole-chudes/5161966/ (дата обращения: 17.03.2019)

4. «Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи . - URL: https://kulturologia.ru/blogs/171016/31808/ (дата обращения: 16.03.2019)

5. Мельникова, Л. Архип Иванович Куинджи, 1842-1910 / [авт. текста: Л. Мельникова]. - М.: Директ-Медиа, 2009. - 48 с. : цв. ил.

6. Менделеев, Д.И. Перед картиною А. И. Куинджи. - URL: http://www.prom-front.ru/pered-kartinoyu (дата обращения: 17.03.2019)

7. Писаржевский, О. Н. Дмитрий Иванович Менделеев. - URL: https://unotices.com/book.php?id=125141&page=18 (дата обращения: 16.03.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.