Научная статья на тему 'Мемуары интеллигенции Мордовии в едином информационном пространстве финно-угорского мира'

Мемуары интеллигенции Мордовии в едином информационном пространстве финно-угорского мира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
62
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мемуары интеллигенции Мордовии в едином информационном пространстве финно-угорского мира»

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Статья подготовлена при поддержке фонда РГНФ. Проект № 11-03-00040а.

2 Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда. Историко-краеведческий семинар. М. ; Л., 1928. С. 6.

Г. М. Агеева,

доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат культурологии

Мемуары интеллигенции Мордовии в едином

информационном пространстве финно-угорского мира

Культура финно-угорских народов транслируется многими способами: объективируется в искусстве, предметах быта, традициях, а также передается через народные обряды и праздники. Рассказы о том, как распространялись и усваивались обычаи и культурные нормы, отмечались те или иные события, какой след они оставили в сознании людей, как повлияли на жизнь человека впоследствии, можно найти в воспоминаниях представителей финно-угорских республик России, особенно интеллигенции, думающей, часто связанной по роду деятельности с литературным трудом и способной ярко и образно живописать прошлое.

Пропущенная через человеческую жизнь, окруженная личными подробностями, осмысленная отдельной личностью история предстает совершенно в ином качестве, нежели отвлеченное, оторванное от конкретной судьбы повествование. Поэтому описанное в мемуарах кажется более ярким, зримым, легче принимается на веру и заимствуется. В этих текстах можно найти описания языческих молений и ритуалов, очевидцами и участниками которых мемуаристам приходилось бывать; подробности уклада жизни финно-угров. Так, актер Малого театра, театральный педагог Н. Ф. Чалеев, детство которого прошло в Костромской губернии, где проживало древнее финно-угорское племя меря, еще в первой трети ХХ в. написал воспоминания, при издании которых в 2006 г. необходимо было сделать словарь диалектных мерянских слов. Следует добавить, что многие ученые и писатели (авторы книг по истории и этнографии финно-угорских земель) опирались в своих работах не только на

192

Круглый стол

архивные материалы, но и на воспоминания современников. Таковы, например, «Записки краеведа» (Пермь, 2009) и «Родом из Ероздино» (Сыктывкар, 2008) А. А. Бахматова и др. Исследователям процессов и тенденций развития финно-угорской культуры необходимо учитывать этот аспект и уделять подобным источникам больше внимания.

В связи с этим могут быть интересны мемуары интеллигенции Республики Мордовия. Их авторами являются ученые И. Е. Автайкин, Л. В. Агапова, А. В. Алешкин, Ю. Ф. Ба-сихин, С. И. Бреев, М. С. Букин, М. А. Валюгин, Н. Л. Васильев, Н. И. Воронина, Г. И. Горбунов, А. В. Диалектова, В. Б. Естифеева, И. В. Капитонов, С. С. Конкин, А. В. Ко-сихин, Н. Г. Куканова, В. Ф. Кутергин, И. Л. Наумченко, В. Л. Пешонова, Ф. И. Сетин, А. И. Сухарев, Л. К. Чикина, А. Д. Шуляев; врачи Р. З. Аширов, И. Н. Пиксин, В. С. Поро-сенков; работники сферы образования и культуры В. М. Жи-ваев, П. Е. Казаков, Л. И. Кожевникова, Н. В. Кошелева, А. Н. Куликова, И. К. Макаров, А. П. Сернова; писатели Ф. К. Андрианов, И. М. Девин, Н. Л. Иркаев (Никул Эркай), П. К. Любаев, Г. И. Пинясов, М. Л. Сайгин, А. П. Тяпаев; журналисты М. Н. Бычков, Т. М. Ковалева, А. А. Черны-шов; политические деятели А. И. Березин, Н. И. Бойнов, А. О. Пиксаев, А. Н. Поршаков, В. С. Учайкин и др.

В информационном обществе культура передается и посредством цифровых технологий. Электронная среда аккумулирует и транслирует опыт прошлого, актуализируя и осовременивая знания, полученные от предков, посредством реализации различных инновационных решений. В Интернете представлена масса проектов, направленных на выявление и сохранение народных традиций и промыслов. Ряд проектов имеет в своей структуре мемуарный компонент: «История семьи в истории родного края»1 и др. Национальные СМИ на своих сайтах публикуют материалы, побуждающие читателей рассказывать о своей жизни, делиться воспоминаниями. Благодаря Интернету становится широко известным все, что происходит в финно-угорском мире, в том числе и в «мемуарном смысле»: презентации книг воспоминаний, вечера памяти выдающихся людей, мемориальные выставки, краеведческие чтения имени известных личностей и т. д.

Воспоминания писателей, ученых, общественных и государственных деятелей выпускаются сегодня и в электронном

формате. Например, посвященное памяти главного редактора журнала «Сятко» А. В. Арапова электронное издание «Александр Арапов. Избранные произведения. Воспоминания о поэте» (2011) содержит стихотворения автора на эрзянском и русском языках, очерки, а также воспоминания о поэте К. В. Смородине, А. А. Бажанове, очерки П. Дорониной и Т. С. Баргова. В любом случае цифровая среда и Интернет объединяют финно-угорские народы, способствуют консолидации их усилий в деле продвижения национальных языков и культур, их популяризации и, что особенно важно, сохранения и развития в эпоху глобализации.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 См.: URL: http://www.finnougoria.ru (дата обращения: 15.05.2012).

Информационные ресурсы и технологии

как фактор интеграции финно-угорского сообщества

Выявление информационного потенциала финно-угорского мира требует, с одной стороны, обращения к историческому наследию, с другой — обобщения современного опыта работы библиотечно-информационных учреждений республик и областей Российской Федерации с компактным проживанием финно-угорских народов. На этой основе возможна выработка стратегии совместной деятельности по формированию инфосферы финно-угорского мира в XXI в.

Г. А. Аверьянов,

соискатель кафедры библиотечно-информационных ресурсов Национального исследовательского Мордовского государственного университета

Типография Н. Е. Струйского в культурной жизни Поволжья

Типографское дело занимает значительное место в культуре любого региона. Каждое издание является хранителем и носителем информации, представителем исторических и эстетических предпочтений определенного периода, частью культуры. Издательская деятельность мордовского края началась в конце XVIII в. с типографии Н. Е. Струйского. Николай Еремеевич Струйский — дворянин из старинного рода князей Шуйских. Выйдя в отставку после прохождения службы в лейб-гвардии Преображенского полка, он полу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.