Научная статья на тему '«Культурные гнезда» финно-угорского мира: след в инфосфере'

«Культурные гнезда» финно-угорского мира: след в инфосфере Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
65
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Культурные гнезда» финно-угорского мира: след в инфосфере»

становится осмысление действительности, которое происходит одновременно в двух пересекающихся направлениях: наделение смыслом единого информационного пространства финно-угорских регионов и поиск собственного смысла в нем.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Статья подготовлена при поддержке фонда РГНФ. Проект № 11-03-00040а.

Ю. А. Елисеева,

заведующая кафедрой библиотечно-информационных ресурсов Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор философских наук, профессор

«Культурные гнезда» финно-угорского мира: след в инфосфере1

Несмотря на изначальную междисциплинарность, современное финно-угроведение так и не преодолело до конца некоторой разобщенности исследований, поэтому в настоящее время остро стоит проблема поиска общего мета-объекта для идейной интеграции финно-угорского научного сообщества. Большинство исследователей-гуманитариев предлагают рассматривать в качестве такого мета-объекта финно-угорский мир.

Сам термин несколько метафоричен, но легко концептуализируется в русле системного подхода. Онтологическая категория «мир» предполагает целостный охват разнородных сущностей, причем их объединение создает эмерджентный эффект (система как целое обладает новыми возникающими свойствами, которыми не обладают ее элементы по отдельности). Это исключительно важно, поскольку финно-угорские народы осознают, что только путь единения сможет помочь им выстоять в условиях глобализации, не раствориться среди других народов и не потерять свою уникальность и самобытность.

Выбор концепта «финно-угорский мир» в качестве базового имеет принципиальное значение на современном этапе развития финно-угроведения. На его основе могут выстраиваться фундаментальные и прикладные исследования, направленные на выявление социокультурной специфики финно-угров в различных областях их жизнедеятельности. Одна из привлекательных междисциплинарных сфер

190

Круглый стол

исследовательской активности — информационная сфера (инфосфера) финно-угорского мира как структурированное информационное пространство, в котором осуществляются генерация, передача и накопление значимой социокультурной информации. Общепризнанно, что характерной чертой финно-угорских культур является их открытость, толерантность к иным культурным ценностям. Поэтому закономерно, что финно-угры, где бы они ни проживали, стремятся активно общаться друг с другом, в частности, обмениваться опытом противостояния тенденциям унификации, сохранения социокультурных кодов самобытных этносов в глобализирующемся мире.

Моделирование инфосферы финно-угорского мира предполагает выявление ее структуры. В современном социогумани-тарном дискурсе она может быть реконструирована с опорой на понятие «культурное гнездо», впервые использованное Н. К. Пиксановым в начале ХХ в. Он подчеркивал, что «культурное гнездо» есть «не... механическая совокупность культурных явлений и их деятелей, а их тесное соединение между собою, некое органическое слияние»2.

Во второй половине 80-х — начале 90-х гг. ХХ в. это понятие пережило второе рождение. Обобщая многочисленные дефиниции отечественных культурологов, философов, эстетиков, искусствоведов и не выходя за рамки избранной темы, определим «культурное гнездо» как информационный «сгусток». Плотность, сгущенность информационных связей обеспечивает «строительный материал» для «культурного гнезда» и определяет его огромное значение как генератора и транслятора этносоциальных и этнокультурных ценностей.

Важно, что информационное измерение «культурных гнезд» коррелирует с топологическим (пространство «просматривается» диалогически, становится всесторонне обжитым, родным), хронологическим (выпестывание «птенцов» — продолжателей этнокультурных традиций обеспечивает поколен-ческую преемственность) и энергетическим (информационные связи обусловливают синергию компонентов «культурных гнезд») измерениями.

Представляется, что исследование и картирование «культурных гнезд» финно-угорского мира как структурного «каркаса» его инфосферы — весьма перспективное направление современного финно-угроведения.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Статья подготовлена при поддержке фонда РГНФ. Проект № 11-03-00040а.

2 Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда. Историко-краеведческий семинар. М. ; Л., 1928. С. 6.

Г. М. Агеева,

доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат культурологии

Мемуары интеллигенции Мордовии в едином

информационном пространстве финно-угорского мира

Культура финно-угорских народов транслируется многими способами: объективируется в искусстве, предметах быта, традициях, а также передается через народные обряды и праздники. Рассказы о том, как распространялись и усваивались обычаи и культурные нормы, отмечались те или иные события, какой след они оставили в сознании людей, как повлияли на жизнь человека впоследствии, можно найти в воспоминаниях представителей финно-угорских республик России, особенно интеллигенции, думающей, часто связанной по роду деятельности с литературным трудом и способной ярко и образно живописать прошлое.

Пропущенная через человеческую жизнь, окруженная личными подробностями, осмысленная отдельной личностью история предстает совершенно в ином качестве, нежели отвлеченное, оторванное от конкретной судьбы повествование. Поэтому описанное в мемуарах кажется более ярким, зримым, легче принимается на веру и заимствуется. В этих текстах можно найти описания языческих молений и ритуалов, очевидцами и участниками которых мемуаристам приходилось бывать; подробности уклада жизни финно-угров. Так, актер Малого театра, театральный педагог Н. Ф. Чалеев, детство которого прошло в Костромской губернии, где проживало древнее финно-угорское племя меря, еще в первой трети ХХ в. написал воспоминания, при издании которых в 2006 г. необходимо было сделать словарь диалектных мерянских слов. Следует добавить, что многие ученые и писатели (авторы книг по истории и этнографии финно-угорских земель) опирались в своих работах не только на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.