Научная статья на тему 'Современное информационное пространство и культура'

Современное информационное пространство и культура Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
614
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное информационное пространство и культура»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНА

183

КРУГЛЫЙ СТОЛ «ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ФИННО-УГОРСКИХ РЕГИОНОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ»

Реализация в Национальном исследовательском Мордовском государственном университете приоритетного национального направления (ПНР-2) «Фундаментальные и прикладные исследования в области финно-угроведения» актуализирует обращение к феноменам информационного пространства финно-угорского сообщества. Под ним понимается среда генерирования и функционирования информационных ресурсов, отражающих самобытность финно-угорских народов и обеспечивающих их социокультурное единство. Проблемы, избранные для обсуждения на этом круглом столе, можно объединить в три блока: инфосфера финно-угорского мира в аспекте социогуманитарного моделирования, информационные ресурсы и технологии как фактор интеграции финно-угорского мира, модусы информационного пространства в культурологическом дискурсе.

Инфосфера финно-угорского мира как объект теоретико-практического моделирования

Инфосфера — структурированное определенным образом информационное пространство, в котором осуществляются создание, передача, накопление, использование и хранение значимой социокультурной информации. Для финно-угорских народов инфосфера предстает как инструмент и одновременно результат межнационального, межкультурного и межконфессионального диалога, обусловливающего целостное бытие финно-угорского мира в культурном универсуме. Главная задача современного социогуманитарного дискурса — построение валидных моделей инфосферы финно-угорского мира в русле системной парадигмы.

Н. Л. Новикова,

заведующая кафедрой иностранных языков для гуманитарных специальностей Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор философских наук, профессор

Современное информационное пространство и культура1

Бурное развитие научно-технического прогресса привело к выделению информации в качестве новой «всеобъемлю-

184

Круглый стол

щей координаты мироустройства». Отмечая неизбежность и необходимость становления информационного общества, В. В. Миронов пишет о втягивании в информационное пространство человека и культуры в целом, связывая использование термина «втягивание» с повышенной активностью нечто нового в этом процессе по отношению к традиционной культуре, «с агрессивностью ко многим традиционным элементам культуры». Активность информационных процессов обусловливает подчиненное положение традиционных элементов культуры, «изменяется и традиционная система культурной коммуникации». Именно информационно-коммуникативными системами, по мнению Е. С. Устиновича, обеспечивается «успешность коммуникации» человека в сложной «ткани» современной культуры, так как эти системы расширяют пространство культуры и раздвигают временные рамки, «приучают» человека «жить в условиях открытости и постоянных изменений, наполняя культуру общества ценностно-смысловым содержанием».

Таким образом, современное общество становится свидетелем необходимой адаптации всей системы культуры к активно развивающемуся глобальному информационному пространству. Ценности культуры не исчезли, но существенно изменились: прежняя культура видела их в трансцендентной сфере, помимо жизни; новая культура открывает их в спонтанной области биологического и понимает как витальные ценности. Поскольку философия, по словам Б. А. Маркова, перестала претендовать на управление обществом, «не дает советов, как жить и не ищет абсолютных истин», эту функцию берут на себя СМИ, которые «фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры». При этом информация становится своеобразным «социальным наркотиком».

Современная культура, претерпев существенные изменения, во многом определяется новым мировосприятием, которое присуще современному человеку. Постмодернизм объявил некогда незыблемые каноны западной демократии, выраженные в понятиях «человек», «разум», «цивилизация», «прогресс», несостоятельными в нравственном и интеллектуальном смысле. Не случайно Б. А. Марков, размышляя о «кризисе идеи человека, кризисе ориентирования», «кризисе культуры», с сожалением констатирует, что человек, наде-

Единое информационное пространство финно-угорских регионов ... 185

ленный «волей» и «сущностью» и ориентированный вечными идеями и ценностями, стал стремительно «закатываться за горизонт», а взамен его взошло нечто новое, «что уже и светилом назвать нельзя», ибо это «нечто аморфное, незаметное и всепроникающее», как сама повседневность. Конечно, глубокие изменения в мышлении, происходящие в жизнедеятельности современного человека, вызваны социальными и гносеологическими причинами. Осмысливая эти глобальные интеллектуальные трансформации, постмодернистская философия встает в оппозицию к существующей социальной действительности и ее ценностям.

Итак, компьютерная революция, порожденная возникновением высоких и, прежде всего, информационных технологий, оказалась не этапом в поступательном развитии глобальной сверхсистемы, а, как точно замечает А. И. Ракитов, суммарным индикатором перехода к принципиально новому цивилизационному состоянию, следовательно, и к изменению содержания и статуса этнических, профессиональных, локальных и региональных культур всех уровней, притом в глобальном масштабе.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Статья подготовлена при поддержке фонда РГНФ. Проект № 11-03-00040а.

В. М. Резонова,

доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат культурологии

Информационная парадигма национальной культуры

Вопросы культурной реабилитации и выбора путей дальнейшего развития культуры сегодня актуальны для всех народов Российской Федерации. Однако культурное возрождение — это не только возвращение к культурным истокам и восстановление традиционных культурных норм и типов социального поведения, но и сознательное преодоление культурной замкнутости, возможность самоопределения в пределах мировой, а не локальной культуры. Это не грозит потерей национальной специфики, поскольку специфика и уникальность могут сохраниться только в рамках мировой (межнациональной) кооперации благодаря отказу от исторической инерции и переходу к активному движению вперед.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.