шение на вас самих, это тот топор, который завтра же опустится на вашу голову, револьвер, который убийцы тайком суют в руки вашего ребенка. О, если бы вы, прочитав мою книжку, подумали над тем, что происходит перед вашими глазами! О, если бы вы только хорошенько подумали над всем этим! [1, II, с. 448]. Ю. Домбровский не боится риторики и назидательности. Желание упредить повторение трагедии было сильнее художественных задач.
Список литературы
1. Домбровский Ю. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: ТЕРРА, 1993.
2. Домбровский Ю. Обезьяна приходит за своим черепом. Роман. - Алма-Ата: Википедия, 1991.
Михайлова М.А.
Мемуарная литература в «Новом мире» эпохи А.Т. Твардовского: стратегия отбора и тактика публикации
В статье предпринято исследование принципов и критериев отбора мемуаров, опубликованных в журнале «Новый мир» в годы «оттепели». Показано, как решение о публикации воспоминаний соотнесено с общей этико-эстетической стратегией журнала под руководством А. Твардовского. Предпринята попытка типологизации мемуаров «Нового мира».
Ключевые слова: «Новый мир», мемуарная литература, правда факта, личное свидетельство, типология.
В русской литературной истории ХХ века «Новый мир» среди других многочисленных журналов занял позицию, которая отвечала самой природе литературы, принципам ее развития в эпоху «оттепели». До января 1970 года журнал возглавлял А.Твардовский. Это было время перелома в жизни общества, соответственно, и в мире литературы. Основной эстетической задачей того времени был уход от всего того, что напластовалось за прошедшие десятилетия. К концу пятидесятых годов для большинства авторов стало привычным исходить не из жизни, а из заданных идей. Вяч. Воздвиженский отметил: «Сложилось представление о творчестве, нуждающемся в постоянной опеке, контроле, указаниях. Главным делом критиков и, что еще хуже - редакторов и издателей - стали именно вмешательство и контроль. Сами художники в большинстве своем приняли как естественную принадлежность опеку над собой, следование обязательным нормативам» [2, с. 3].
Задача подцензурной литературы в эти годы состояла в том, чтобы мягко изменить курс движения, вернуться к опыту освоения подлинной жизни, обрести самостоятельность, совершить переоценку ценностей в сознании читателей. Всё это стал осуществлять «Новый мир». Г. Владимов
116
писал: «В 50-е, в 60-е годы массовый читатель еще исповедовал ленинизм, социализм, ждал наступления коммунизма, не отвык думать, что 60 миллионов жертв ГУЛАГа - это “нарушение ленинских норм соцзаконности”; этот читатель попросту отвернулся бы от слишком откровенных деклараций, их радикальность была бы для него преждевременной и неусвояемой, между тем “Новый мир” проделывал работу над миропониманием сотен тысяч людей и безболезненней, и эффективней. Для многих имели значение сама официальность, дозволенность журнала, во главе которого стоял человек всенародно признанный, награжденный, обласканный властями, состоявший в депутатах Верховного Совета, в кандидатах ЦК КПСС, ну и заслуженный талантливый поэт, автор “Василия Теркина”. Сам журнал был на порядок выше своих конкурентов, культурнее, интеллигентнее, смелее, и если был приемлем их уровень, то какие же могли быть сомнения в его соответствии задачам времени, жизни страны?» [1, с. 149].
Безусловно, русская литература советской эпохи знала и культивировала мемуарный жанр в разных его ипостасях: биография, автобиография, дневник писателя, «такой-то в воспоминаниях современников». Но все это внешнее разнообразие зачастую, если судить по тому, что было опубликовано в советской печати в 1930-1950-е годы сводилось к единому пафосу: «жизнь замечательных людей». В 1950-1960-е годы Твардовский и его редколлегия на страницах своего журнала также культивировал мемуары, но мемуары принципиально другие. Основной принцип отбора произведений мемуарного характера для публикации был соотнесен с категорическим «нравственным императивом» правды, главным и для Твардовского, и для журнала.
Публикация правдивых свидетельств «о времени и о себе» и разрушение советских мифов осуществлялись редколлегией «Нового мира» настолько, насколько позволяла цензура в шестидесятые годы, при том, что журнал оставался подцензурным изданием. Большой пласт мемуаров связан с событиями революции 1917 года и ее деятелями, и в этих произведениях верховенствовала мысль о безусловности веры в новую государственность, мысль, покинувшая самого А. Твардовского только в самые последние годы его жизни.
В необходимости появления мемуарно-документальной литературы в шестидесятые годы сошлось многое: и готовность авторов «вспомнить», и настрой читателей на достоверность, а не на мифологию, и стратегическая задача журнала по «вочеловечиванию» истории. «Настало время, - пишет один из авторов журнала, - когда можно вспомнить тех людей, которые, казалось, обречены на забвение, посмотреть на события минувших дней “свежими, нынешними очами”» [5, с. 206].
В статье «По случаю юбилея» А. Твардовский сформулировал эстетические принципы своего журнала, среди которых - предпочтение произведениям, «правдиво, реалистически отражающим действительность». Особую заслугу «Нового мира» главный редактор видел в том, что он «широко
117
открыл двери произведениям мемуарного жанра» [7, с. 7]. Подлинность и большая сила личности автора составляли ценность этой литературы. Твардовский считал, что в мемуарах дефицит правды «художественной» восполняется правдой личного свидетельства: «В особом внимании читателя к мемуарной форме, несомненно, нашло косвенное выражение и недовольство литературой профессиональной, стремление дополнить ее фактами, которых она или вовсе не касалась, или касалась не глубоко, не до конца правдиво» [7, с. 7].
Среди основных параметров идейно-эстетической позиции «Нового мира» в отношении к мемуарам на первом плане стоит правдивое изображение действительности, «правда факта и правда явления». Журнал был непримирим к отрицательным явлениям недавнего прошлого и современности и требовал того же от своих авторов. Особую роль в борьбе «Нового мира» с фальсификацией истории имела публикация книги мемуаров генерала Горбатова «Годы и войны» (1964), в которой автор рассказал о своем пребывании в исправительно-трудовом лагере с 1939 по 1941 годы, раскрыл свою точку зрения на ведение военных операций во время Великой Отечественной войны, обличил некомпетентность отдельных военачальников и трагические последствия необдуманных приказов.
Непременным условием для авторов-мемуаристов, сотрудничавших с «Новым миром», была установка на достоверность. Именно установка, а не безусловное требование достоверности, поскольку, как справедливо полагает Л.Я. Гинзбург, «никакой разговор, если он сразу же не был записан, не может быть через годы воспроизведен в своей словесной конкретности. Никакое событие внешнего мира не может быть известно мемуаристу во всей полноте мыслей, переживаний, побуждений его участников - он может о них только догадываться» [3, с. 9]. Твардовский прекрасно понимал, что полная достоверность объективно невозможна, отсюда и весьма точная «формула жанра»: «субъективная правдивость» [6, с. 20].
Важнейшим принципом работы с мемуарами была неизменная требовательность к художественному уровню, эстетическому качеству произведений. Об этом писал заместитель главного редактора А. Кондратович: «Напечататься в "Новом мире" значило бы получить знак качества, утвердить себя в глазах читателей как серьезного писателя. Об этом говорили многие писатели, а те, кто не попадал под обложку "Нового мира", придумали в свое оправдание, что в "Новом мире" печатают только "своих". Каких своих, если мы печатали много совершенно неизвестных авторов и ввели их в литературу? Начиная с того же Солженицына» [4, c. 139]. Поэтому особое место на протяжении всего существования «Нового мира» под руководством А. Твардовского занимали мемуары писателей: Б. Пастернак «Люди и положения» (1967), И. Эренбург «Люди, годы, жизнь» (1960-1963, 1965), В. Каверин «Несколько лет» (1966), В. Катаев «Трава забвения» (1967), «Святой колодец» (1967), «Кубик» (1969), Д. Гранин «Два лика» (1968). И. Ильф «Записные книжки. Письма из Америки»
118
(1961) , Б. Лавренев «Автобиография» (1959), «1913-й, 1918-й...» (1963),
С. Маршак «Дом, увенчанный глобусом» (1968), В. Некрасов «Три встречи» (1959), Б. Полевой «Нет, это не старость!» (1966) и др.
Мемуарная проза «Нового мира» шестидесятых годов не только качественна по эстетическому уровню, но и достаточно широка по многообразию тем и новизне художественных решений. При всем богатстве жанрового реестра мемуарной литературы, опубликованной в «Новом мире» эпохи А.Т. Твардовского, ее можно типологизировать по следующим параметрам.
I. Авторская. Поскольку, как было сказано выше, особое место в журнале отводилось произведениям профессиональных литераторов, то можно выделить мемуары писателей и мемуары непрофессиональных авторов. Среди писательских мемуаров особо выделяются такие, как «Опыт автобиографии» Б. Пастернака «Люди и положения», книга мемуаров И. Эрен-бурга «Люди и положения», мемуарная трилогия В. Катаева «Трава забвения», «Святой колодец», «Кубик» и «Несколько лет» В. Каверина. Последнее произведение в 1990-х выйдет без купюр отдельной книгой под названием «Эпилог».
II. Тематическая.
1. О писателях: С. Алянский «Встречи с Блоком» (1967), С. Бондарин «Эдуард Багрицкий» (1961), А. Воронский «Встречи и беседы с Максимом Горьким» (1966), А. Дерман «Воспоминания о В.Г. Короленко» (1958), А. Исаакян «Ованес Туманян» (1969), И. Майский «Бернард Шоу» (1961), А. Медников «Сила и цельность души (Об Эм. Казакевиче)» (1968), И. Минц «Беседы с А.М. Горьким (Крым. Тессели. Декабрь 1935 года)» (1970), Г. Мунблит Г. «Две встречи (Из воспоминаний об А. С. Макаренко)» (1962), Л. Пантелеев «О Маршаке» (1966), Е. Ратманова-Кольцова «Путешествие в прожитые годы» (1961), «Современники о Маяковском» (1963), Н. Стальский «Молодой Киршон» (1962), К. Чуковский «Куприн»
(1962) , И. Каховская «Горький 9 января 1905 года» (1959), Д. Любимов «На вечере у Толстого» (1960), А. Цингер «Ненаписанный рассказ Толстого» (1960), А. Сергеенко «Встречи с Толстым» (1960), В. Поль «Встречи с Толстым» (1960).
2. О революции и Гражданской войне: «Москва, 1918» (1957), Е. Дра-бкина «Черные сухари» (1959), А. Дорохов «Молодежь революции» (1968), Д. Драгунский «Вспоминаю Ленина» (1970), Н. Крупская «По градам и весям Советской Республики» (1960), «Ленин в Октябре» (1958), Л. Отмар-Штейн Из воспоминаний участников революции (1958). И. Раневский «О революционном Петрограде» (1967), Е. Ямпольская Е. «В те памятные годы» (1960), Дубинский «В строю червонных казаков» (1959).
3. О Великой Отечественной войне: маршал Н.И. Крылов «В боях за Одессу», маршал И. Конев «Сорок пятый год. Страницы воспоминаний», маршал А. Новиков «В небе Ленинграда», генерал А.В. Горбатов «Годы и войны», генерал Д.А. Драгунский «В конце войны», В. Бондарец «Незабы-
119
ваемый, победный», Н. Антипенко «Записки из плена», «Тыл фронта», «Почетная служба (воспоминания пограничника)», В. Бережков «На рубеже мира и войны. С дипломатической миссией в Берлине (1940-1941)», А. Бибик «Духом окрепнем в борьбе...», И. Майский «Борьба за второй фронт. Из записок посла», В. Сухомлин «Гитлеровцы в Париже», С. Бланк, Д. Шинберг «По дну Ладоги».
4. О профессиях: А. Бердышев А. «Мои друзья - колхозники» (Из записок председателя колхоза) (1970), И. Майский «Первые шаги посла» (1962), «Дни испытаний» (1964), «Борьба за второй фронт» (1965), «Из лондонский воспоминаний (1925-1927)» (1968), М. Галлай «Из записок летчика-испытателя» (1960)
5. О «Новом мире»: Н. Смирнов «Первые годы “Нового мира”» (1964), В. Лакшин «Марк Щеглов (Напоминание об одной судьбе)» (1969).
III. Жанровая.
1. Мемуары: И. Эренбург «Люди, годы, жизнь», И. Дубинский «В строю червонных казаков» (1959), Алянский «Встречи с Блоком» (1967),
A. Медников «Сила и цельность души (Об Эм. Казакевиче)» (1968), Л. Пантелеев «О Маршаке» (1966), Е. Ратманова-Кольцова «Путешествие в прожитые годы» (1961).
2. Автобиография: Б. Лавренев «Автобиография» (1959). О. Берггольц «Поход за Невскую заставу» (1959), И. Константиновский «Первый арест»
(1959) , С. Маршак «В начале жизни. Страницы воспоминаний» (1960), Б. Пастернак «Люди и положения» (1967).
3. Дневники: «Дневник Анастасии Васильевны Якушкиной» (1964).
4. Дневник писателя: И. Андроников «Личная собственность» (1960),
B. Инбер «Эхо в горах» (1960), И. Андроников «О собирателях редкостей»
(1960) .
5. Записки: В. Бондарец «Записки из плена» (1959).
6. Очерки: А. Масс «На целине. Из записок студентки» (1959), А. Крон «На ходу и на якоре» (1960), А. Твардовский «Заметки с Ангары» (1959), К. Ваншенкин «Армейская юность» (1960), Е. Дорош «Два дня в Райгороде» (1958), В. Некрасов «Первое знакомство» (1958).
«Новый мир» в эпоху «оттепели» обрел самостоятельную идейноэстетическую позицию, - именно это сделало его роль в истории русской литературы ХХ века очень значимой. Многие мемуары, впервые опубликованные на страницах этого журнала, впоследствии издавались самостоятельной книгой и некоторые из них стали классикой данного жанра. Новомирские мемуары были важным шагом на пути к новой литературе, свободной от советских штампов и предубеждений, исторически ценной, более объективной и высокой по художественным и эстетическим параметрам. Широко публикуя документальную литературу, мемуары, письма, архивные материалы «Новый мир» постоянно обращал внимание читателей на это направление современного литературного процесса, подчеркивая его роль в пробуждении в общественном сознании путем сопоставления факта и легенды импульса к самостоятельному мышлению и самостоятельным выводам.
120
Список литературы
1. Александр Твардовский и его «Новый мир». Свидетельства, подготовленные Мариной Лунд нестоличная Россия // Знамя. - 2010. - №1. - С. 139-156.
2. Воздвиженский В. Позиция. «Новый мир» шестидесятых годов // В мире книг. -1988. - № 3. - С. 2-5.
3. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - Л.: Сов. писатель, 1971. - 464 с.
4. Кондратович А.И. Новомирский дневник 1967-1970; сост. В. А. Кондратович; вступ. ст. и общ. ред. И. А. Дедкова. - М.: Сов. писатель, 1991. - 528 с.
5. Малюгин Л. Сочинение с ошибками (Заметки на полях мемуаров А. Штейна) // Новый мир. - 1964. - №12. - С. 206-212.
6. Снигирева Т.А. А.Т. Твардовский. Поэт и его эпоха. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1997. - 384 с.
7. Твардовский А. По случаю юбилея // Новый мир. - 1965. - № 1. - С. 3-18.
Паньков Е.А.
Эссеистические вариации романа «Ведомство» Тадеуша Брезы
В статье рассматривается роман Т. Брезы «Ведомство», совмещающий романные и эссеистические приемы образного и фрагментарного письма, с помощью которых автору удается передать свой внутренний мир, выработать собственный взгляд на реальность, представить свое понимание красоты, гармонии.
Ключевые слова: польская литература XX века, роман, эссе, автор, образ, символ.
В 1960 году увидел свет роман «Ведомство» польского писателя, дипломата и журналиста Тадеуша Брезы (1905-1970). Использование эссеи-стической техники образного представления повествовательной ситуации приближает произведение Т. Брезы к эссеистическим проявлениям в творчестве Уильяма Шекспира (трагедия «Гамлет»), а среди польских авторов, прежде всего, в творчестве Станислава Выспяньского (драма «Свадьба»). Общие конструкционные эссеистические элементы «Ведомства» и «Свадьбы» заключаются в обращении к художественным знакам-образам «замкнутого круга» и «заколдованного круга». Можно также предположить, что, принимая во внимание распространенность в польской художественной традиции образов, использованных Выспяньским, мотив танца Соломенного Чехла оказал определенное влияние на художественную технику романа.
В своем произведении Тадеуш Бреза вынужден решать сложные художественные задачи, поскольку эссеистически структурированный сюжет требовал совмещения композиционных особенностей романа с проявлениями литературного эссе и необходимостью разрешения в границах текстового пространства возникших композиционных противоречий. Только на первый взгляд повествование ведется от первого лица, главного героя - автора. Постепенно влияние собственно автора, выступающего под маской героя произведения, становится доминирующим. Повествование из персонального трансформируется в описательное. Роман все реже рассказывает о приехавшем в Рим молодом поляке, но гораздо больше о механизмах функциониро-
121