Научная статья на тему 'Мемориально-ландшафтный парк "Соколиная гора", с разработкой туристического центра в С. Верхний Услон, как новый бренд Республики Татарстан'

Мемориально-ландшафтный парк "Соколиная гора", с разработкой туристического центра в С. Верхний Услон, как новый бренд Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
299
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ / БРЕНДИРОВАНИЕ / СЕЛЬСКИЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / МЕМОРИАЛЬНО-ЛАНДШАФТНЫЙ ПАРК / DEVELOPMENT OF TERRITORIES / BRANDING / RURAL TOURIST COMPLEX / TOURIST CENTER / MEMORIAL LANDSCAPE PARK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гафиятуллина Алия Фанисовна, Фахрутдинова Инесса Алековна

Постановка задачи. В статье проводится предпроектное исследование исторической части села Верхний Услон, которое послужило обоснованием выбора территории под мемориальный парк, обозначило его значимость для туристического развития Республики Татарстан и повлияло на композиционное и образное решение туристического комплекса. Авторы поставили перед собой следующие задачи: 1) рассмотреть историю и топографию села, выявить исторические факты и ландшафтные характеристики, определить проектный участок; 2) разработать концепцию функциональной и образной модели самого парка и здания туристического центра. Результаты. Основные результаты исследования состоят в определении территории мемориального парка в селе Верхний Услон и разработке архитектурно-функциональной модели туристического центра. Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры состоит в разработке нового для Республики Татарстан туристического объекта мемориального парка «Соколиная Гора», который включает в себя важные культурные и исторические составляющие. Также авторами предложена новаторская модель сельского туристического комплекса, способного удовлетворить различные потребности туристов. Строительство такого объекта, как мемориальный комплекс с разработкой туристического центра в селе Верхний Услон, может дать положительный результат для экономического развития самого поселения и развития туристической отрасли Республике Татарстан в целом. Предложенная функционально-планировочная модель туристического комплекса расширяет типологию сельских общественных зданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Memorial landscape park "Sokolinaya Gora" with the development of the tourist center in the village Upper Uslon 4eas a new brand of the Republic of Tatarstan

Problem statement. The article conducts a study of the creation of a memorial park «Sokolinaya Gora» with the development of a tourist center in v. Upper Uslon. The authors set the following tasks: 1) Review the history and topography of the village, identify historical facts and landscape characteristics in order to understand the significance for the area. A study is being conducted for the project concept, which could be used to substantiate the choice of the territory for the memorial park and designate its significance for the tourist development of the Republic of Tatarstan, and influence the compositional decision of the tourist complex. 2) Develop the concept of a functional and imaginative model of the park itself and the tourist center. Results. The main results of the study are to determine the territory of the memorial park in the village of Verkhniy Uslon and the architectural and functional model of the tourist center. Conclusions. The significance of the results for architecture consists in the development of a new tourist object for the Republic of Tatarstan the Sokolinaya Gora memorial park, which includes important cultural and historical components. The authors also proposed an innovative model of a rural tourist complex capable of satisfying the different needs of a tourist. The construction of such an object as a memorial complex with the development of a tourist center in the area can give a positive result for the development of tourism in the Republic of Tatarstan.

Текст научной работы на тему «Мемориально-ландшафтный парк "Соколиная гора", с разработкой туристического центра в С. Верхний Услон, как новый бренд Республики Татарстан»

УДК 721

Гафиятуллина Алия Фанисовна

архитектор

E-mail: [email protected]

ООО «Роста Групп»

Адрес организации: 420140, Россия, г. Казань, ул. Юлиуса Фучика, д. 90А

Фахрутдинова Инесса Алековна

кандидат архитектуры, доцент

E-mail: [email protected]

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1

Мемориально-ландшафтный парк «Соколиная гора», с разработкой туристического центра в с. Верхний Услон, как новый бренд Республики Татарстан

Аннотация

Постановка задачи. В статье проводится предпроектное исследование исторической части села Верхний Услон, которое послужило обоснованием выбора территории под мемориальный парк, обозначило его значимость для туристического развития Республики Татарстан и повлияло на композиционное и образное решение туристического комплекса. Авторы поставили перед собой следующие задачи: 1) рассмотреть историю и топографию села, выявить исторические факты и ландшафтные характеристики, определить проектный участок; 2) разработать концепцию функциональной и образной модели самого парка и здания туристического центра.

Результаты. Основные результаты исследования состоят в определении территории мемориального парка в селе Верхний Услон и разработке архитектурно-функциональной модели туристического центра.

Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры состоит в разработке нового для Республики Татарстан туристического объекта - мемориального парка «Соколиная Гора», который включает в себя важные культурные и исторические составляющие. Также авторами предложена новаторская модель сельского туристического комплекса, способного удовлетворить различные потребности туристов. Строительство такого объекта, как мемориальный комплекс с разработкой туристического центра в селе Верхний Услон, может дать положительный результат для экономического развития самого поселения и развития туристической отрасли Республике Татарстан в целом. Предложенная функционально-планировочная модель туристического комплекса расширяет типологию сельских общественных зданий.

Ключевые слова: развитие территорий, брендирование, сельский туристический комплекс, туристический центр, мемориально-ландшафтный парк.

Введение

Отрасль туризма в Республике Татарстан становится все более значимой в структуре республиканской экономики. В последние десятилетия в Казани и по всей республике активно возводятся объекты, работающие на внешний и внутренний туризм: историко-ландшафтные и музейные комплексы, объекты физкультурно-спортивной и гостиничной инфраструктуры, развлекательные центры, аквапарки, дельфинарии и многое другое... [1].

История и природа Республики Татарстан настолько богаты, что многие исторические места и поселения имеют потенциал для развития в рамках туристической отрасли. Например, в селе Верхний Услон до наших дней сохранились окопы белочехов, оборонявших высоту от отрядов красной армии, также в неизмененном виде сохранилась основание артиллерийского пушечного орудия. На горе находится памятник чешским легионерам и обзорная площадка. В настоящее время село Верхний Услон уже служит притягательной точкой для многих туристов - отсюда, с высокого берега Волги,

раскрываются прекрасные панорамы на Казань. Актуальности развития данного места увеличивают и значимые для истории России даты - 100-летие Октябрьской революции, 100-летие защиты Казани во время гражданской войны, 100-летие образования ТАССР. У авторов возникла идея разработки мемориального парка и туристического центра в селе Верхний Услон, которые могут стать новым брендом для Республики Татарстан.

Историческая справка развития села Верхний Услон

Историческое поселение Верхний Услон (тат. Югары Ослан), село, административный центр Верхнеуслонского района, расположенное в северо-восточной части Приволжской возвышенности, на правом берегу реки Волги и ее притока реки Свияги. На севере и северо-западе район граничит с Зеленодольским муниципальным районом, на востоке через водораздел Волги - с Кировским районом г. Казань и Лаишевским муниципальным районом. На юге и юго-западе граничит с Камско-Устьинским, Апастовским и Кайбицким муниципальными районами [2].

Эти территории уже в древнейшие времена освоили первобытные люди, останки стоянок которых находят в большом количестве на этом берегу Волги недалеко от Верхнего Услона. Современная история села известна с середины 16-го века, с освоения территории выходцами Троицко-Сергиева монастыря - с 1553 года земли нынешних Верхнего и Нижнего Услона принадлежали Троице-Сергиеву монастырю, но поселений здесь не было. В Писцовой книге 1567 года сохранилась запись, что имеются «...Займища новые у реки у Волги на берегу выше Гостина острова, а ниже Каменных гор на горной стороне, в черном и диком лесу. А на займище двор монастырский и пять шалашей, а живут в них монастырские детеныши. ».

В 1594 году сельцо получает название село Большой Услон, а с течением времени стало именоваться Верхним. В писцовых книгах 1594 года Верхний Услон описывается так: «.сельцо Услон, что было займище у реки у Волги на берегу, выше Гостина острова, а ниже Каменных гор, против Ирехова острова, а ниже изголовья Казанского устья, на горной стороне, а в селе храм Николы Чудотворца, а в храме образы, и книги, и сосуды церковные, и колокола, и всякое церковное строение, монастырское, Троице-Сергиева монастыря, а в селе двор монастырский.» [2].

В 18 веке село, образованное как монастырское, было передано в ведение Коллегии экономики, а затем Министерству государственных имуществ. С конца 19 века с. Верхний Услон становится волостным центром. В начале 20-го века поселение становится популярным местом отдыха казанцев - здесь строятся первые дачи.

В годы гражданской войны на Волге в районе Верхнего Услона проходили бои за город Казань. Войска Красной Армии в начале сентября 1918 года под прикрытием огня с кораблей Волжской флотилии развернули наступление на Верхний Услон и освободили его. Именно с Услонской горы напротив Казани артиллерия Троцкого начала штурм и освобождение Казани, занятой белочехами и отрядами КОМУЧа, что привело к коренному перелому в Гражданской войне в России в 1918 году [3].

Сегодня близкое расположение Верхнеуслонского муниципального района к городу Казани позволяет активное посещение городскими жителями привлекательных для кратковременного отдыха территорий района. Так популярными объектами паломнического туризма стали Вознесенский Макарьевский монастырь - мужской монастырь Казанской епархии Русской Православной Церкви, расположенный в 30 км от Казани ив 2 км от Свияжска в с. Введенская Слобода. Вблизи памятника природы Печищинского геологического разреза расположен музей белорусского поэта Янки Купалы. По статистике в 2013 году музей посетили 2000 туристов, в 2014 году - 2500 туристов [4].

В Верхнем Услоне расположены все общественные центры, необходимые для жизни: среднеобразовательная школа, верхнеуслонская центральная районная больница, плавательный бассейн и др. Но, несмотря на свое расположение, популярность и имеющееся уникальные памятники истории и архитектуры, в Верхнем Услоне до сих пор нет цельного туристическо-рекрационного комплекса и инфраструктуры, которые могли бы увеличить интерес к поселению и дать ему новое развитие.

Мемориальный парк, как новый бренд Верхнего Услона и Республики Татарстан

Как изложено выше, история Верхнего Услона тесно связана с событиями гражданской войны - летом 1918 года здесь развивались судьбоносные для России боевые действия между красной армией и белочехами. История этих дней изучена, составлена карта боевых действий, на горе Верхнего Услона сохранились уникальные артефакты тех дней и установлен памятник павшим в боях белочехам. Однако широко об уникальности данного места мало кто знает, и, тем более, не отдано должного внимания памяти другой стороне боевых действий - памяти бойцам, погибшим за Красную армию. По мнению авторов, необходимо восстановить историческую справедливость, сохранить историко-ландшафтный памятник и превратить его в новый центр паломничества через строительство на этом месте рекреационного мемориально-ландшафтного парка1.

Создания нового бренда для города или ребрендинга служат такие примеры как:

- Диснейленд и Диснеймир - наиболее значимые общественные пространства конца XX века. Компания Дисней - это новатор глобального масштаба в области символической экономики технологий и развлечений, кроме того, компания оказывает огромное влияние на символическую экономику городов [5];

- Ребрендинг Парижа, как современного мегаполиса, был сложной задачей. Однако, в рамках новаторского движения, Париж решил отремонтировать и перерабатывать памятники, фабрики и морги в самые современные пространства. За последние годы благодаря расширению современного искусство в ткань всего Парижа, город утвердил себя как глобальный игрок искусства и успешно работал, чтобы переименовать себя в современный город. Современное искусство обрамляет и изменяет образ Парижа и Франции путем ребрендинга прошлой славы, как Гранд Дворец в места будущего. Постоянно растущая природа парижского арт-сообщества продвигает город и помогает ребрендингу. Наконец, новые места и события современного искусства в местах, исходящих из центра, расширяют Париж [6];

- В 2004 году, во время крупного проекта реконструкции и дополнения, Биомедицинская библиотека Калифорнийского университета в Сан-Диего временно переехала из своего постоянного места рядом с медицинскими и аптечными школами в основную библиотеку. Обновление и переезд вдохновили администраторов и сотрудников библиотеки на разработку и формулирование бренда для библиотеки. Хотя проект реконструкции был стимулом для развития бренда библиотеки, сам процесс брендинга, мозговой штурм и рефлексия, был профессионально бодрящим для всех уровней библиотечного персонала [7].

Мемориально-ландшафтный парк может стать местом для проведения различных мероприятий - исторических реконструкций боевых действий, различных фестивалей на военную или фольклорную тематику. Березовая роща, расположенная рядом, издревле используется для приходских и церковных праздников. Также Верхнеуслонская гора популярна среди спортсменов и любителей дельтапланеристов, что усиливает потенциал места, как центра притяжения туризма.

Все это наводит на мысль, что через строительство мемориально-ландшафтного парка, Татарстан может получить новый бренд интересный не только жителям Татарстана, но и гостям Республики. Вследствие этого, парк необходимо дополнить развитой инфраструктурой - местом временного проживания и отдыха, музеем гражданской войны, спортивным центром и другими функциями, которые могут обеспечить объектом туристического центра при мемориальном парке.

1 Среди всего разнообразия рекреационной системы, созданные за последние годы, мемориально-ландшафтные комплексы занимают особое место. Мемориальные комплексы и парки отличаются от других классификаций своим назначением, принципами объемно-пространной композицией и размещением памятников на территории. Кроме всего вышеперечисленного, мемориальные парки имеют разные эмоциональные характеристики: торжественного наполненные символикой триумфа и победы (образы победы в войне, трудовые подвиги народа или покорение космоса); траурного наполнения утраты и скорби (надгробные памятники, вечный огонь и различные монументы). На территории мемориальных парков должны организовываться несколько функциональных зон, включающие в себя мемориальные объекты и культурно-обучающие объекты, такие как музей или информационный центр.

Градостроительное обоснование выбора территории

Территория проектирования рекреационного мемориально-ландшафтного парка находится в лесопарковой зоне на одной из самых высоких точек верхнеуслонского района, территория граничит с жилыми одноэтажными застройками села Верхний Услон и Печищи. Несмотря на свое расположение, в непосредственной близости от села, проектная территория пустует и отчуждена от самого села. Из коммуникаций имеется лишь грунтовая дорога, соединяющая поселок Верхний Услон с селом Печищи.

Расстояние от центра Верхнего Услона до проектируемого участка - 1 км, такое расстояние можно пройти за 20 мин, а это значит, что все необходимые услуги находятся в пешей доступности. Кроме того, серединное расположение парка между Верхним Услоном и Печищами взаимовыгодно для всех исторических объектов и может способствовать обогащению туристической программы проектируемого объекта.

Одна из сложностей проектирования на данной территории заключается в неоднородном рельефе со значительными перепадами. Сам проектный участок представляет собой неоднородный рельеф, но этот факт можно обыграть новыми методами многоуровневого проектирования, что сделает объект композиционно богаче и интереснее в восприятии.

Данная территория проектирования имеет особую ценность в мировой истории. В начале 2010-х годов власти приняли решение установить на горе памятник чехословацким легионерам. 24 октября 2013 года его открыли заместитель министра обороны Чехии Ленка Мелихарова-Птачкова и заместитель премьер-министра Татарстана Юрий Камалтынов. Этот монумент, безусловно, влияет на границы проектируемого участка и становится одним из основных элементов.

Концепция генерального плана заключается в идее создания туристического маршрута, который берет свое начало с пляжа, проходит через село и поднимается наверх к туристическому центру на горе. Основное ядро концепции в сохранении природной среды и в подчеркивании исторической особенности данной территории. Разрабатываемый генеральный план в функциональной и композиционной идее использует оставшиеся окопы белочехов и другие исторические артефакты, тем самым подчеркивая особенности и историческую ценность территории.

Композиционная структура парка состоит из нескольких основных акцентов, которые служат притягательными зонами:

- зона массовых мероприятий - площадь перед въездом в парк;

- тихая зона с амфитеатром и интерактивным кинотеатром на открытом воздухе.

Главный вход находится в юго-восточной части парка, именно с этой стороны

предлагается развитие инфраструктуры парка и прохождение основных потоков движения. На отдельной площадке находится вертолетная площадка для скорой помощи. Начинается парк с большой площади - здесь располагаются небольшие зоны отдыха со скамейками и велопарковками. Отсюда же начинают движение пешеходные потоки в трех направлениях: первый путь идет по направлению к туристический центру, второй пешеходный путь ведет через ярмарочную площадь к окопам белочехов, третий путь является прогулочным.

Прогулочные дорожки имеют плавную извилистую конфигурацию и небольшие связи между площадками. Данная форма стирает грани между различными зонами -происходит плавный переход из одной активной зоны в другую. Переходы между зонами выделяются очертанием и материалом:

- основная дорога прокладывается плиткой;

- второстепенные переходы мостятся деревянными дощечками или зеленым полотном.

Прогулочная зона предназначена для организации тихого и прогулочного отдыха для различных групп населения. Она расположена на внешнем круге территории, на ней расставлены небольшие активные точки. Одной из таких точек является амфитеатр с кинотекой на открытом воздухе. Здесь посетители парка и туристического центра могут посидеть в тени деревьев и отдохнуть в тишине, или же посмотреть анимацию.

Для обеспечения проектируемой территории местами хранения и парковками автотранспорта, проектом предусмотрено размещение наземной автостоянки 100 машиномест, включая гостевые и служебные места (рис. 1).

Рис. 1. Генеральный план мемориального парка (иллюстрация авторов)

Архитектурно-функциональная модель и концепция туристического центра

Здание туристического комплекса спроектировано на участке с ограничениями и сложной геометрией внешних пространств. Вокруг центра формируется непрерывный внешний маршрут посетителей. Здание центра состоит из двух объемов, объединенных стилистически, функционально и коммуникативно, что создает визуальное единство

комплекса. Геометрическая усложненность формы выгодно демонстрирует постройку со всех точек обзора (рис. 2).

Рис. 2. Внешний вид мемориального парка и туристического комплекса (иллюстрация авторов)

Функциональная структура туристического центра состоит из трех основных функциональных зон, которые будут сообщаться между собой:

- первая зона - выставочная (музей гражданской войны);

- вторая - селитебная (жилье временного пребывания);

- третья - детская развлекательная зона.

Два объема здания туристического центра соединяются между собой переходом на втором этаже. За счет этого перехода возникают связи между различными функциональными зонами: гостиничной частью и музейным центром в одном объеме и тренажерно-спортивным комплексом в другом (рис. 3).

Рис. 3. Внешний вид туристического комплекса (иллюстрация авторов)

Таким образом, туристический комплекс включает в себя:

- музейный комплекс;

- конференц-зал (кинозал);

- творческая мастерская;

- выставочная галерея;

- творческая летняя площадка (арт-платформа);

- жилье временного пребывания;

- ресторан;

- тренажерный комплекс (рис. 4).

Рис. 4. План первого и второго этажа (иллюстрация авторов)

Уровень первого этажа является главным парадным уровнем, в котором происходит основное разделение функциональных процессов. Именно на этом уровне расположены основные входы в блоки. Перед каждым входом располагается встречающая площадь, которая создает такой эффект, что, находясь в одном здании, мы словно попадаем в систему зданий.

Туристический комплекс вписывается в окружающее пространство, он становится одним из объектов пешеходного и велосипедного маршрута, он связан с площадками для отдыха и самим мемориальным парком. Форма здания практически повторяет форму рельефа горы.

По типологии туристический комплекс служит универсальным объектом, выполняющим несколько функций: образовательную, досугово-развлекательную и музейно-просветительскую, что является новаторским приемом для проектирования сельских туристических центров.

В туристическом комплексе предусмотрено жилье временного пребывания, для одиночных путешественников и семейных групп. Номера в туристическом комплексе спроектированы с панорамными видами на г. Казань. Сам туристический комплекс будет отлично просматриваться со стороны р. Волги, что обогатит береговую панораму села.

Капитальность здания туристического центра позволит ему работать круглогодично, что обеспечит его окупаемость и даст экономическое и социальное развитие ближайшим поселениям.

Заключение

Представленные идеи по строительству мемориально-ландшафтного парка и туристического центра - это инновационное предложение, которое не только разумно вписывается в окружающую среду, но и формирует, преображает пространство вокруг себя, придавая ему новое социально-культурное значение. Туристический центр -новаторский тип сельской архитектуры, включающий в себя информационно-исторический музей, гостиницу временного пребывания, центр обучения полетов на параплане, ресторан и смотровую площадку на крыше.

Внедрение данного объекта может стать связующим звеном в рекреационной системе города Казань и Верхнеуслонского района, поднять общее экономическое благосостояние, а главное, стать центром притяжения мировой культуры и при этом выражать самобытность и национальное богатство Республики Татарстан.

Разработанный, в рамках дипломного проектирования, проект прошел апробацию в таких конкурсах как:

- XXV Международного фестиваля «Зодчество» (Диплом Союза архитекторов России, лауреат) [8];

- Международный архитектурный конкурс «Архистоун-2018» (Диплом победителя) [9];

- Архитектурный конкурс «Insulating Design-2018» (3-е место в номинации «Студенческий проект») [10].

Список библиографических ссылок

1. Арсланова Г. Х., Юркина И. А., Яруллина Л. Р. Тенденции развития туристской сферы в Республике Татарстан // Вестник КазГУКИ. 2013. № 4-2. С. 248.

2. Верхнеуслонский муниципальный район // История района. URL: http://verhniy-uslon.tatarstan.ru/rus/istoriya-rayona.htm (дата обращения: 28.12.2018).

3. ЦБС Верхнеуслонского муниципального района // Официальный сайт. URL: http://uslon-cbs.ru/index.php/2013-08-27-09-29-19 (дата обращения: 28.12.2018).

4. Стратегия социально-экономического развития Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан на 2016-2021 годы и плановый период до 2030 года. // Официальный сайт. URL: http://verhniy-uslon.tatarstan.ru (дата обращения: 28.12.2018).

5. Zukin S. Urban Culture. Massachusetts, United States. 2000. P. 49-50.

6. Elizabeth Tiso. Paris: exhibitors and contemporary art // Texts of Frozen. 26 (1). P. 26.

7. Stimson N. F. Changing the library as a branding opportunity: connect, reflect, explore, discover // News of colleges and scientific libraries. 2007. 68 (11). P. 694-698.

8. Победители фестиваля «Зодчество-2018» // URL: http://zodchestvo.com/results/ winners/ (дата обращения: 28.12.2018).

9. Победители конкурса // URL: http://www.archi-expo.ru/archive/contests/2018/8919/ winners/?_ga=2.115751238.1534320534.1548613324-365507226.1538513413 (дата обращения: 28.12.2018).

10. Итоги конкурса Insulating design 2018 // URL: https://www.isopan.ru/ magazine/itogi-konkursa-insulating-design-2018 (дата обращения: 28.12.2018).

Gafiyatulina Aliya Fanisovna

architect

E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

LLC «Rosta Group»

The organization address: 420140, Russia, Kazan, Julius Fuchik st., 90A

Fakhrutdinova Inessa Alekovna

candidate of architecture, associate professor

E-mail: [email protected]

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1

Memorial landscape park «Sokolinaya Gora» with the development of the tourist center in the village Upper Uslon 4eas a new brand of the Republic of Tatarstan

Abstract

Problem statement. The article conducts a study of the creation of a memorial park «Sokolinaya Gora» with the development of a tourist center in v. Upper Uslon. The authors set the following tasks: 1) Review the history and topography of the village, identify historical facts and landscape characteristics in order to understand the significance for the area. A study is being conducted for the project concept, which could be used to substantiate the choice of the territory for the memorial park and designate its significance for the tourist development of the Republic of Tatarstan, and influence the compositional decision of the tourist complex. 2) Develop the concept of a functional and imaginative model of the park itself and the tourist center.

Results. The main results of the study are to determine the territory of the memorial park in the village of Verkhniy Uslon and the architectural and functional model of the tourist center.

Conclusions. The significance of the results for architecture consists in the development of a new tourist object for the Republic of Tatarstan - the Sokolinaya Gora memorial park, which includes important cultural and historical components. The authors also proposed an innovative model of a rural tourist complex capable of satisfying the different needs of a tourist. The

construction of such an object as a memorial complex with the development of a tourist center in the area can give a positive result for the development of tourism in the Republic of Tatarstan.

Keywords: development of territories, branding, rural tourist complex, tourist center, memorial landscape park.

References

1. Arslanova G. H., Yurkin I. A., Yarullina L. R. development Trends of tourism sector in the Republic of Tatarstan // Vestnik KazGUKI. 2013. №. 4-2. P. 248.

2. Upper Uslon municipal district // History of the district. URL: http://verhniy-uslon.tatarstan.ru/rus/istoriya-rayona.htm (reference date: 28.12.2018).

3. Central library system of Upper Uslon municipal district // Official website. URL: http://uslon-cbs.ru/index.php/2013-08-27-09-29-19 (reference date: 28.12.2018).

4. Strategy of socio-economic development of the Upper Uslon municipal district of the Republic of Tatarstan for 2016-2021 and the planning period until 2030 // Official site. URL: http://verhniy-uslon.tatarstan.ru (reference date: 28.12.2018).

5. Zukin S. Urban Culture. Massachusetts, United States. 2000. P. 49-50.

6. Elizabeth Tiso. Paris: exhibitors and contemporary art // Texts of Frozen. 26 (1). P. 26

7. Stimson N. F. Changing the library as a branding opportunity: connect, reflect, explore, discover // News of colleges and scientific libraries. 2007. 68 (11). P. 694-698.

8. The winners of the festival «Zodchestvo-2018» // URL: http://zodchestvo.com/results/ winners/ (reference date: 28.12.2018).

9. The Winners // URL: http://www.archi-expo.ru/archive/contests/2018/8919/winners/?_ ga=2.115751238.1534320534.1548613324-365507226.1538513413 (reference date: 28.12.2018).

10. Results of the competition Insulating design 2018 // URL: https://www.isopan.ru/ magazine/itogi-konkursa-insulating-design-2018 (reference date: 28.12.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.