Научная статья на тему 'Мемориальная культура в конституционноправовом аспекте'

Мемориальная культура в конституционноправовом аспекте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ОБЪЕКТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / УВЕКОВЕЧЕНИЕ / ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ / CULTURE / OBJECT OF REGULATION IN THE FIELD OF CONSTITUTIONAL RIGHTS / PERPETUATING / MEMORIALS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сазонникова Е. В.

в статье рассматривается проблематика конституционно-правового регулирования мемориальной культуры в части увековечения событий, личностей, институтов конституционной системы государственности. Внимание автора направлено на конституционно-правовые источники федеральной государственной политики в сфере увековечения. Предпринята попытка рассмотреть современную систему способов увековечения в России, а также осветить некоторые проблемные вопросы конституционно-правового регулирования увековечения в современный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сазонникова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

this article discusses the problem of constitutional-legal regulation of memorial culture in the perpetuation of the events, personalities, institutions, the constitutional system of the state. Note the author refers to the constitutional-legal sources of federal public policy in perpetuating. The article attempts to examine ways of perpetuating the current system in Russia, as well as highlight some issues that the constitutional-legal regulation of the perpetuation of the modern period.

Текст научной работы на тему «Мемориальная культура в конституционноправовом аспекте»

УДК 342.7

МЕМОРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОМ АСПЕКТЕ

Е. В. Сазонникова

Воронежский государственный университет

Поступила в редакцию 11 июня 2009 г.

Аннотация: в статье рассматривается проблематика конституционноправового регулирования мемориальной культурны в части увековечения событий, личностей, институтов конституционной системы государственности. Внимание автора направлено на конституционно-правовые источники федеральной государственной политики в сфере увековечения.

Предпринята попытка рассмотреть современную систему способов увековечения в России, а также осветить некоторые проблемные вопросы конституционно-правового регулирования увековечения в современный период.

Ключевые слова: культура, объект конституционно-правового регулирования, увековечение, памятные даты.

Abstract: this article discusses the problem of constitutional-legal regulation of memorial culture in the perpetuation of the events, personalities, institutions, the constitutional system of the state. Note the author refers to the constitutional-legal sources of federal public policy in perpetuating.

The article attempts to examine ways of perpetuating the current system in Russia, as well as highlight some issues that the constitutional-legal regulation of the perpetuation of the modern period.

Key words: rnlture, object of regulation in the field of constitutional rights, рerpetuating, мemorials.

Мемориальный — «служащий для увековечения памяти кого-нибудь, чего-нибудь»1; под мемориальной культурой для целей настоящей статьи понимается совокупность общественных достижений в области увековечения памяти. Мемориальная культура многолика, она может быть выражена документами, речами, художественными произведениями, церемониями, ритуалами, днями праздников и траура, наградами и премиями, присвоением имен, наименованием населенных пунктов, местами захоронений и иным образом. В формировании мемориальной 33 культуры участвуют самые разные субъекты: отдельные личности, объединения людей, организации, органы государства и их должностные лица.

Актуальность статьи обусловлена отсутствием в современной отечественной правовой науке комплексного системного исследования мемориальной культуры в конституционно-правовом аспекте.

В данной статье внимание обращено на ту часть мемориальной культуры, которая создается и сохраняется по инициативе государства

1 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2004.

С. 350.

© Сазонникова Е. В., 2009

3. Заказ 6252

2009. № 2

в интересах государственно-значимого увековечения событий, личностей, институтов конституционной системы государственности2. Посредством конституционно-правового регулирования государство как важнейшая часть политической системы общества влияет на создание, состояние и популяризацию мемориальной культуры. Особое значение для методологической основы данного исследования имеют культурологический метод и метод историзма.

В избранном ракурсе исследования мемориальная культура складывается как результат целенаправленной деятельности государства в интересах формирования определенного представления о событиях и личностях в сознании государственно-организованной общности людей, а феномены мемориальной культуры выступают одновременно как средства, способы и результаты идеологического воздействия.

На состояние мемориальной культуры влияет международная и внутригосударственная политика в разных областях — архивном, музейном, библиотечном деле, образовании, науке, охране памятников истории и культуры, градостроительстве, спорте и физической культуре, таможенном деле и т.д.

В условиях федерации государственная политика в области мемориальной культуры осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях. В данной статье обратимся только к конституционно-правовым источникам федеральной государственной политики в сфере увековечения.

Увековечение выдающихся событий и личностей предопределено базовыми ценностями, изложенными в преамбуле Конституции Российской Федерации3. Формирование института увековечения выдающихся в истории государственности событий и личностей в новой республиканской истории России началось с законодательного регулирования увековечения, связанного главным образом с военными, а не с мирными событиями.

Основы федеральной государственной политики в сфере увековечения были заложены Федеральными законами: «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»4, «О днях воинской славы и памят-34 ных датах России»5, «Об увековечении победы советского народа в

2 Здесь и далее по тексту понятия «мемориальная культура» и «увековечение» используются как синонимы.

3 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием

12 декабря 1993 года. М., 1993.

4 Об увековечении памяти погибших при защите Отечества : федеральный закон от 14 марта 1993 г. № 4292-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 7. Ст. 245; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 35. Ст. 3607; 2006. № 45. Ст. 4631.

5 О днях воинской славы и памятных датах России : федеральный закон от

13 марта 1995 г. № 32-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 11. Ст. 943; 2004. 335. Ст. 3607; 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 26; 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3109; 2006. № 17 (ч. 1). Ст. 1777; 2007. № 10. Ст. 1149; 2007. № 44. Ст. 5249.

Великой Отечественной войне 1941—1945 годов»6, «О наименованиях географических объектов»7.

Развитие законодательного регулирования увековечения продолжилось в отношении Великой Отечественной войны (в 2006 и 2007 гг. были приняты Федеральные законы «О почетном звании Российской Федерации «Город воинской славы»»8 и «О Знамени Победы»9).

Особенностью современного состояния конституционно-правового регулирования мемориальной культуры, на наш взгляд, является обращение к вопросу о государственных праздниках. В Конституции Российской Федерации отсутствуют конкретные предписания о государственных праздниках. Если говорить о некой идеальной модели, то в основном законе государства можно было бы отразить, к компетенции какого органа государственной власти относится установление дней государственных праздников, а также закрепить перечень государственных праздников10.

На современном этапе формируется система способов увековечения института президентуры в России:

— для изучения и публичного представления исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, как неотъемлемой части новейшей истории России, развития демократических институтов и построения правового государства в России будут создаваться центры исторического наследия Президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий»11;

— как информационное и связующее звено для всей библиотечной системы страны создана национальная Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина — первого Президента России, на базе областных и республиканских библиотек идет создание региональных центров Президентской библиотеки12 ;

6 Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов : федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 21. Ст. 1928; 2004. № 35. Ст. 3607.

7 О наименованиях географических объектов : федеральный закон от 18 декабря 1997 г. № 152-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 51. Ст. 5718.

8 О почетном звании Российской Федерации «Город воинской славы» : федеральный закон от 9 мая 2006 г. № 58-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 20. Ст. 2158.

9 О Знамени Победы : федеральный закон от 7 мая 2007 г. № 68-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 20. Ст. 2369.

10 Анализ содержания европейских конституций позволяет сделать вывод о том, что традиция закреплять дни государственных праздников в основных законах не получила распространения.

11 О центрах исторического наследия Президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий : федеральный закон от 13 мая 2008 г. № 68-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 20. Ст. 2253.

12 См. : Послание Президента России В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. // Рос. газ. 2007. 27 апр.; О биб-

Е. В. Сазонникова. Мемориальная культура..,

2009. № 2

— ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет

— УПИ» переименовано в ФГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет — УПИ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»13.

Президент Российской Федерации играет особую роль в отношении увековечения, которая выражается как в определении основных направлений политики увековечения в целом, так и в государственном признании выдающегося вклада конкретных событий и личностей в отечественную культуру14 .

Анализ федеральных законов, регулирующих увековечение, позволяет сформулировать следующие характерные черты конституционноправового регулирования увековечения:

1. В Федеральных законах «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» и «О днях воинской славы и памятных датах России» система основных форм увековечения несколько различна, однако в целом выдержана в едином ключе и предусматривает: создание музеев, публикации в средствах массовой информации, обустройство территорий, присвоение имен населенным пунктам, улицам и площадям, физико-географическим объектам. Формы увековечения в обоих федеральных законах перечислены не исчерпывающе.

2. Уникальная система форм увековечения памяти участников, ветеранов и жертв войны закреплена в Федеральном законе «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов»:

День 9 Мая — всенародный праздник — День Победы. День Победы ежегодно отмечается военным парадом и артиллерийским салютом; Почетный караул у могилы Неизвестного солдата в городе Москве; Государственные награды и другие знаки отличия, связанные с событиями Великой Отечественной войны;

Государственная премия Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова;

Памятники Великой Отечественной войны (к памятникам Великой Отечественной войны относятся скульптурные, архитектурные и дру-36 гие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великой Отечественной войны);

лиотечном деле : федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 1. Ст. 2.

13 О переименовании государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный технический университет УПИ» : распоряжение Правительства РФ от 21 апреля 2008 г. № 541-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 17. Ст. 1921.

14 См., например: Об увековечении памяти А. И. Солженицына : указ Президента РФ от 6 мая 2008 г. № 1187 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 32. Ст. 3782.

Борьба с проявлениями фашизма.

Не установлены в Федеральном законе «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов» в системе способов увековечения войны, но по существу являются таковыми государственная реликвия Знамя Победы и почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы».

3. В Федеральном законе «О днях воинской славы и памятных датах России» основные формы увековечения закреплены только применительно к дням воинской славы, в отношении памятных дней этот вопрос не регулируется. Видимо, такая ситуация является следствием того, что на момент принятия в 1995 г. данный закон имел своим предметом только дни воинской славы, а нормативные предписания о памятных датах были включены в него намного позднее, в 2005 г.

4. Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» слабо популяризируется. Дни воинской славы и памятные даты как система позиционируются только на законодательном уровне, но не в общественном сознании.

К сожалению, многие даты неизвестны значительному числу людей, хотя они, бесспорно, знаменательны для истории российского государства. Например, в результате проведенного опроса о том, что случилось в русской истории 1 декабря 1853 г., никто из респондентов не ответил, что это День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп.

5. Система дней воинской славы и памятных дат является динамичной, отчетливо проявляется тенденция к расширению перечня дней воинской славы и памятных дат. В ряде случаев изменялись наименования событий, которые увековечены конкретным днем воинской славы.

Так, 23 февраля как день воинской славы до 2006 г. знаменовал День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 г.) — День защитников Отечества; с 2006 г.15 — День защитника Отечества.

6. При сравнительно-правовом анализе федеральных нормативных правовых актов выявляются сложные взаимосвязи и соотношения между разными способами увековечения.

Во-первых, есть дни, в которых одновременно выражаются разные способы увековечения. Например, 7 ноября согласно Федеральному закону «О днях воинской славы и памятных датах России» — это и день воинской славы — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 г.), и памятная дата — День Октябрьской революции 1917 года.

15 О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» : федеральный закон от 15 апреля 2006 г. № 48-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 17 (ч. 1). Ст. 1777.

Е. В. Сазонникова. Мемориальная культура...

Во-вторых, имеются примеры (по нашему мнению, это негативная ситуация), когда день, который знаменует событие, имеет разные статусы и даже разные наименования. Например, 9 Мая согласно Федеральному закону «О днях воинской славы и памятных датах России» — день воинской славы, согласно Федеральному закону «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов» — всенародный праздник. Кстати, в двух названных федеральных законах установлены разные названия этого дня (соответственно): День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов (1945 г.) и День Победы. Другой пример: 12 декабря согласно Федеральному закону «О днях воинской славы и памятных датах России» — памятная дата, согласно указу Президента РФ от 19 сентября 1994 г. № 1926 «О Дне Конституции Российской Федерации»16 — государственный праздник.

Итак, сегодня назрела объективная потребность обратиться к феномену мемориальной культуры, складывающейся в связи с увековечением значимых для истории и традиций государственности событий, личностей, институтов, механизм конституционно-правового регулирования которой является до конца не изученным. Вследствие этого идеологический потенциал, заложенный в самой идее увековечения, остается в полной мере нереализованным.

16 О Дне Конституции Российской Федерации : указ Президента Рос. Федерации от 19 сентября 1994 г. № 1926 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 22. Ст. 2466.

Воронежский государственный университет

Сазонникова Е. В., кандидат юридических наук, доцент кафедрыь конституционного права России и зарубежны1х стран

------ E-mail: [email protected]

38 Тел.: 8(4732) 20-83-78

Voronezh State University Sazonnikova E. V., Candidate of Legal Science, Senior Lecturer of the Russian and Foreign Constitutional Law Department E-mail: [email protected] Tel.: 8(4732) 20-83-78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.