Научная статья на тему 'Формирование и развитие нормативно-правовых основ сохранения памяти о Великой Отечественной войне в 1941-2019 годах'

Формирование и развитие нормативно-правовых основ сохранения памяти о Великой Отечественной войне в 1941-2019 годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
614
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / УВЕКОВЕЧЕНИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КНИГА ПАМЯТИ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ / РОССИЯ / ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА / GREAT PATRIOTIC WAR / PERPETUATION / LEGAL SUPPORT / MEMORIAL BOOK / CONTINUITY OF GENERATIONS / RUSSIA / CHUVASH REPUBLIC

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Андреев Олег Васильевич, Широкова Марина Александровна

Сохранение памяти о погибших, вкладе советского народа в достижение победы в Великой Отечественной войне в целом важнейший фактор обеспечения преемственности поколений. Связь поколений в России окрепнет, если государственные органы и общественные объединения, исследователи продолжат совместную работу по изучению темы о решающей роли поколения победителей советского народа в разгроме фашистской Германии и её союзников. В современных условиях на фоне организованных действий на Западе по искажению истории войны чрезвычайно актуально продолжение работы по укреплению нормативной правовой базы увековечения памяти о Великой Отечественной войне. К сожалению, в историографии войны по этой теме на общероссийском и региональных уровнях и по настоящее время существует серьезный пробел. Отсюда цель статьи проанализировать процесс становления и развития нормативно-правового обеспечения сохранения памяти о Великой Отечественной войне в 1941-2019 гг. в масштабах Советского Союза, Российской Федерации и Чувашии. На основе опубликованных документов и научных исследований представлена характеристика исторической обстановки и содержания решений, принятых высшими органами власти страны и республики, по правовому обеспечению деятельности Комиссии по истории войны, празднования Дня Победы, подготовки и издания Книг Памяти, работы государственных органов и общественных объединений по укреплению преемственности поколений. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что решения партийно-государственных органов в самых тяжелых условиях начального этапа Великой Отечественной войны, предусматривавшие организацию сбора материалов о событиях на фронте и в тылу войск агрессора, работе народного хозяйства, заложили нормативно-правовую базу увековечения памяти о вкладе народа и армии в победу. Данный процесс был продолжен в последующие десятилетия, несмотря на противоречия и трудности в общественно-политическом развитии страны. Современный комплекс нормативно-правовых актов по увековечению памяти о Великой Отечественной войне, сохранив связь с правовыми документами советской эпохи, приобрел системный характер и содействует укреплению преемственности поколений в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Андреев Олег Васильевич, Широкова Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE LEGAL FRAMEWORK FOR COMMEMORATING THE GREAT PATRIOTIC WAR IN 1941-2019

Preserving the memory of the deceased, the contribution of the Soviet people to achieving victory in the Great Patriotic war as a whole is the most important factor in ensuring the continuity of generations. The generational bridge in Russia will become stronger if state bodies and public associations, researchers continue to work together to study the decisive role of the victorious generation the Soviet people and their allies in defeating the Nazi Germany. In modern conditions, against the background of organized actions in the West to distort the history of the war, it is extremely important to continue to strengthen the regulatory framework for perpetuating the memory of the Great Patriotic war. Unfortunately, there is still a serious gap in the historiography of the war at the national and regional levels. Hence, the purpose of the article is to analyze the process of forming and developing legal support for preserving the memory of the Great Patriotic war in 1941-2019 on the scale of the Soviet Union, the Russian Federation and Chuvashia. On the basis of published documents and research the authors present the characteristics of the historical context and the content of the decisions made by the country's and the Republic's supreme authorities for legal support of the activities carried out by the Commission on the history of the war, celebrating the Victory Day, preparation and publication of Memorial Books, the work of state bodies and public associations to strengthen the continuity of generations. The analysis enables to conclude that the decisions of the party and state bodies in the most difficult conditions at the initial stage of the Great Patriotic war, which provided for the organization of collecting the materials about the events at the front and in the rear of the aggressor's troops, the work of the national economy, laid the legal framework for commemorating the contribution of the people and the army to victory. This process was continued in the following decades, despite contradictions and difficulties in the socio-political development of the country. The modern set of legal acts to perpetuate the memory of the Great Patriotic war, keeping in touch with the legal documents of the Soviet era, has acquired a systemic character and promotes for strengthening the continuity of generations in Russia.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие нормативно-правовых основ сохранения памяти о Великой Отечественной войне в 1941-2019 годах»

УДК [94(470) «1941/1945»:394.46]:34 ББК Т3(2)622К1М8

О.В. АНДРЕЕВ, М.А. ШИРОКОВА

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ

СОХРАНЕНИЯ ПАМЯТИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В 1941-2019 ГОДАХ*

Ключевые слова: Великая Отечественная война, увековечение, нормативно-правовое обеспечение, Книга Памяти, преемственность поколений, Россия, Чувашская Республика.

Сохранение памяти о погибших, вкладе советского народа в достижение победы в Великой Отечественной войне в целом - важнейший фактор обеспечения преемственности поколений. Связь поколений в России окрепнет, если государственные органы и общественные объединения, исследователи продолжат совместную работу по изучению темы о решающей роли поколения победителей - советского народа - в разгроме фашистской Германии и её союзников. В современных условиях на фоне организованных действий на Западе по искажению истории войны чрезвычайно актуально продолжение работы по укреплению нормативной правовой базы увековечения памяти о Великой Отечественной войне. К сожалению, в историографии войны по этой теме на общероссийском и региональных уровнях и по настоящее время существует серьезный пробел. Отсюда цель статьи - проанализировать процесс становления и развития нормативно-правового обеспечения сохранения памяти о Великой Отечественной войне в 1941-2019 гг. в масштабах Советского Союза, Российской Федерации и Чувашии. На основе опубликованных документов и научных исследований представлена характеристика исторической обстановки и содержания решений, принятых высшими органами власти страны и республики, по правовому обеспечению деятельности Комиссии по истории войны, празднования Дня Победы, подготовки и издания Книг Памяти, работы государственных органов и общественных объединений по укреплению преемственности поколений.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что решения партийно-государственных органов в самых тяжелых условиях начального этапа Великой Отечественной войны, предусматривавшие организацию сбора материалов о событиях на фронте и в тылу войск агрессора, работе народного хозяйства, заложили нормативно-правовую базу увековечения памяти о вкладе народа и армии в победу. Данный процесс был продолжен в последующие десятилетия, несмотря на противоречия и трудности в общественно-политическом развитии страны. Современный комплекс нормативно-правовых актов по увековечению памяти о Великой Отечественной войне, сохранив связь с правовыми документами советской эпохи, приобрел системный характер и содействует укреплению преемственности поколений в России.

Вооруженная борьба советского народа с фашистской Германией и ее сателлитами предопределила исход Второй мировой войны и развитие всей системы международных отношений на длительный период. В то же время Великая Победа, завоеванная при решающей роли СССР и ценой огромных людских и материальных потерь, оказала огромное воздействие на официальную идеологию и мировоззрение советских граждан. Она способствовала укреплению основополагающего элемента в системе ценностей, сложившихся в течение многовековой истории государства и общества, - сохранению памяти о соотечественниках, пожертвовавших своими жизнями ради независимости страны, возможности мирно жить и трудиться.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Чувашской Республики в рамках научного проекта № 19-49-210004.

В Советском Союзе нормативно-правовое обеспечение стало основополагающим фактором процесса увековечения памяти о Великой Отечественной войне. Ему было уделено особое внимание ещё на начальном этапе войны. Так, для создания летописи Великой Отечественной войны (в первую очередь, «Летописи обороны Москвы») при Московском комитете ВКП(б) в декабре 1941 г. была создана Комиссия по истории обороны Москвы, а в январе 1942 г. Президиумом АН СССР была образована Комиссия по истории Великой Отечественной войны (неофициальное название - «Комиссия Минца») под руководством доктора философских наук, профессора, начальника Управления агитации и пропаганды ЦК ВКП(б) Г.Ф. Александрова (председатель) и члена-корреспондента АН СССР И.И. Минца (заместитель председателя) [2]. В формировании и деятельности Комиссии наряду с И.И. Минцем (инициатором и фактическим руководителем в 1941-1945 гг.) также участвовал секретарь ЦК ВКП(б) и, одновременно, первый секретарь Московского горкома ВКП(б) А.С. Щербаков.

С завершением Великой Отечественной войны в Советском Союзе была продолжена работа по её нормативно-правовому увековечению [6]: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 г. было введено празднование дня Победы 9 мая, который был объявлен выходным днем1. Позднее советское правительство приняло Постановление от 18 февраля 1946 г. № 405-165с «О взятии на учет воинских захоронений, о благоустройстве и сохранении братских могил и захоронений бойцов и командиров Красной Армии, партизан и партизанок Великой Отечественной войны»2, в соответствии с которым военным отделам комитетов партии, местным советам, районным военкоматам предписывалось: до 1 июня 1946 г. взять на учет все имевшиеся на подведомственной территории воинские захоронения; создать учет военных кладбищ, братских и одиночных могил погибших военнослужащих и партизан по районам и областям; до 1 августа 1947 г. - завершить работу по их благоустройству. Для этого захоронения фотографировались и описывались, создавались книги учета и альбомы. Началась работа по установке памятников и других мемориальных объектов. В структуре Министерства обороны СССР 23 марта 1946 г. создан в качестве самостоятельного отдела Архив Генерального штаба Вооруженных Сил СССР (с 1991 г. - Историко-архивный и военно-мемориальный Центр Генштаба, с 1997 г. - Военно-исторический центр, с 1999 г. - Военно-мемориальный центр Вооруженных Сил Российской Федерации, с 2006 г. - Управление по увековечению памяти погибших при защите Отечества).

О противоречивости процесса увековечения памяти о Великой Отечественной войне свидетельствует Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 декабря 1947 г., на основании которого с 1948 г. праздничный выходной

1 Об объявлении 9 мая праздником победы: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 08.05.1945 г. // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. -июль 1956 г. М.: Госюриздат, 1956. С. 216.

2 О взятии на учет воинских захоронений, о благоустройстве и сохранении братских могил и захоронений бойцов и командиров Красной Армии, партизан и партизанок Великой Отечественной войны: Постановление Совета народных комиссаров СССР от 18.02.1946 г. № 405-165с // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. - июль 1956 г. М.: Гос-сюриздат, 1956 [Электронный ресурс] 11^: Ь|Прз://ги.\\1к1зоигсе.огд/\\1к1/Индекс:8Ьогп1к_2акопоу_ 1938-1956.фи (дата обращения: 07.09.2019).

день и парад Победы на Красной площади 9 мая были отменены1. Положение изменилось лишь в год 20-летия Победы: по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1965 г. дата 9 мая была объявлена нерабочим праздничный днем2. Следующим Указом Президиума Верховного Совета СССР № 3566-У!, принятым 8 мая 1965 г., введена высшая степень отличия -«Город-Герой»3. Столица страны г. Москва стала первым городом, удостоенным этого высокого звания. Вошли в традицию проведение военных парадов, уроки мужества в школах с участием ветеранов войны и поисковая работа.

В развитие решения правительства Советского Союза от 18 февраля 1946 г.4 Советом Министров СССР был принят в 1970-е гг. ряд постановлений, в частности, Постановление от 11 апреля 1979 г. № 339 «О дополнительных мерах по благоустройству и приведению в порядок военных кладбищ и могил советских воинов и партизан»5 предписывало усиление работы по выявлению новых воинских захоронений. Контроль за ходом выполнения указанного постановления был возложен на Министерство обороны СССР.

Следующим официальным решением - Постановлением Совета Министров РСФСР № 349 от 10 августа 1984 г. «О 40-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»6 - были намечены перенос одиночных могил из малонаселенных районов и благоустройство, уход за кладбищами и памятниками. В современной России издан ряд директив Министра обороны Российской Федерации, которые конкретизировали задачи органов военного управления.

Сооружение мемориальных объектов на территории Чувашии в 19601980-е гг. осуществлялось на основе решений партийных и советских органов республики. В частности, в 1961 г. был установлен мраморный монумент на братской могиле воинов, умерших от ран в госпиталях г. Чебоксары в 19411945 гг. (кладбище № 1, ул. Б. Хмельницкого). В соответствии с Постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 25 февраля 1974 г. № 128 «Об утверждении списков памятников истории и культуры Чувашской АССР, подле-

1 Об объявлении 1 января нерабочим днем: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23.12.1947 г. // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. -июль 1956 г. М.: Госюриздат, 1956. С. 376.

2 Об объявлении 9 мая нерабочим днем: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.04.1965 г. [Электронный ресурс] // Гарант: информ.-прав. система. URL: https://base.garant.ru/6341190/ (дата обращения: 07.09.2019).

Об утверждении положения о высшей степени отличия - звании «Город-Герой»: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 08.05.1965 г. № 3566-VI [Электронный ресурс] // Гарант: ин-форм.-прав. система. URL: URL: https://base.garant.ru/6341219 (дата обращения: 07.09.2019).

4 О взятии на учет воинских захоронений, о благоустройстве и сохранении братских могил и захоронений бойцов и командиров Красной Армии, партизан и партизанок Великой Отечественной войны: Постановление Совета народных комиссаров СССР от 18.02.1946 г. № 405-165с // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. - июль 1956 г. М.: Гос-сюриздат, 1956 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Индекс:Sbornik_zakonov_ 1938-1956.djvu (дата обращения: 07.09.2019).

5 О дополнительных мерах по благоустройству и приведению в порядок военных кладбищ и могил советских воинов и партизан: Постановление Совета Министров СССР от 11.04.1979 г. № 339 6Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/430516606 (дата обращения: 07.09.2019).

О 40-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов: Постановление Совета Министров РСФСР от 10.08.1984 г. № 349 [Электронный ресурс]. URL: https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/2580168 (дата обращения: 07.09.2019).

жащих государственной охране»1, он был объявлен памятником регионального значения. На территории кладбища № 1 г. Чебоксары 18 мая 1975 г. был торжественно открыт мемориальный комплекс.

Важнейшим направлением деятельности по увековечению подвига граждан Советского Союза, сложивших головы при защите Отечества, стало нормативно-правовое обеспечение сбора материалов и начала издания в 1980-е гг. Книг Памяти. В Постановлении секретариата ЦК КПСС от 17 января 1989 г. «О Всесоюзной Книге Памяти»2 сообщалось о выпуске таких книг в ряде республик Советского Союза. Для обеспечения системности в данной деятельности было предложено поддержать и развить инициативу, а разработку методики поручить редакции Всесоюзной Книги Памяти, которая ещё не была создана. Нормативно-правовой основой для продолжения работы по составлению Книг Памяти наряду с Постановлением ЦК КПСС от 17 января 1989 г. «О Всесоюзной Книге Памяти» стал Указ Президента СССР от 8 февраля 1991 г. «О дополнительных мерах по увековечению памяти советских граждан, погибших при защите Родины в предвоенные годы и в период Великой Отечественной войны, а также исполнявших интернациональный долг»3. Ответственность за подготовку и издание Книг Памяти в республиках и областях возлагалась на местные органы власти. Уточнение понятия «погибшие на войне» и узаконивание отбора персоналий для Книг Памяти стали возможными благодаря Постановлению Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 марта 1991 г. «Об увековечении памяти погибших при выполнении конституционной обязанности по защите Отечества»4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. № 1004 «Вопросы подготовки Книг Памяти»5 работа по их изданию была возложена на руководство субъектов Российской Федерации.

В 2005 г. был завершен выпуск 10-томной Книги Памяти, содержащей сведения о более 140 тысячах граждан Советского Союза, погибших во время военных конфликтов 1923-1982 гг. В том же году была издана книга «Памяти павших. Великая Отечественная война, 1941-1945» [4].

В Чувашии в указанные годы успешно осуществлена подготовка и публикация Книги Памяти - историко-мемориального издания об участниках Великой Отечественной войны, уроженцах и жителях Чувашии. Начало такой большой и ответственной работы было положено в 1989 г. [3]. Книга Памяти Чувашии издана в соответствии с Законом Российской Федерации от 14 января

1 Об утверждении списков памятников истории и культуры Чувашской АССР, подлежащих государственной охране: Постановление Совета Министров Чувашской АССР от 25.02.1974 г. № 128. [Электронный ресурс]. URL: gov.cap.ru>home/12/1/2011/doc/128.rtf (дата обращения: 07.09.2019).

О Всесоюзной Книге Памяти: Постановление Секретариата ЦК КПСС от 17.01.1989 г. // Известия ЦК КПСС. 1989. № 2 С. 37.

3 О дополнительных мерах по увековечению памяти советских граждан, погибших при защите Родины в предвоенные годы и в период Великой Отечественной войны, а также исполнявших интернациональный долг: Указ Президента СССР от 08.02.1991 г. № VII-1440 // Сборник Указов Президента СССР. 1992. Т. 1. С. 64.

4 Об увековечении памяти погибших при выполнении конституционной обязанности по защите Отечества: Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 15.03.1991 г. [Электронный рсурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901607367 (дата обращения: 07.09.2019).

5 Вопросы подготовки Книг Памяти: Постановление Правительства РФ от 22.12.1992 г. № 1004 [Электронный ресурс] // Гарант: информ.-прав. система. URL: https://base.garant.ru/6310273/ (дата обращения: 07.09.2019).

1993 г. «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»1. В 19952000 гг. вышла в свет первая часть (в 6 томах), а в 2003-2007 гг. - вторая часть (в 5 томах) республиканской Книги Памяти (главный редактор издания -Н.В. Пыркин). Первая часть содержит сведения о более 100 тысячах человек: фамилии погибших, умерших в госпиталях и в плену, пропавших без вести в Великой Отечественной войне (включая павших в войне с Японией в 1945 г.), в локальных военных конфликтах 1946-2000-х гг. Вторая часть содержит более 100 тысяч фамилий участников Великой Отечественной войны, вернувшихся домой. Издание также содержит очерки о боевых подвигах и трудовых достижениях отдельных фронтовиков и тружеников тыла, фотоиллюстрации. Сведения представлены по районам и населённым пунктам. Были уточнены цифры призванных и погибших на фронтах Великой Отечественной войны. В 2014 г. книга стала доступна в электронном виде. Также были изданы Книги Памяти районов: Книга Памяти Козловского района (2002 г.) и др.

В конце 1980-х - 1991 гг. партийно-государственные органы, реагируя на перемены в настроениях общества и в целях улучшения работы по увековечению памяти, приняли комплекс нормативно-правовых актов. Так, совместное Постановление Коллегии Министерства обороны СССР и Бюро ЦК ВЛКСМ от 19 октября 1988 г. способствовало ежегодному проведению (с 1989 г.) вместо Всесоюзного похода по местам революционной, боевой и трудовой славы Всесоюзной акции «Вахта Памяти», созданию в 1989 г. Координационного центра Минобороны СССР по увековечению памяти защитников Отечества. В развитие Постановления ЦК КПСС от 17 января 1991 г. «О Всесоюзной Книге Памяти»2 вышел Указ Президента СССР от 8 февраля 1991 г. №У!!-1440 «О дополнительных мерах по увековечению памяти советских граждан, погибших при защите Родины в предвоенные годы и в период Великой Отечественной войны, а также исполнявших интернациональный долг»3. В преамбуле Указа была дана высокая оценка работе по увековечению памяти защитников Отечества, но в то же время указывалось на озабоченность общественности проявлениями равнодушного отношения некоторых органов власти и граждан к памяти погибших, содержанию могил и памятников не на должном уровне. С учетом многочисленных предложений со стороны общественности, большого политического и нравственного значения работы, постановлялось: подготовить проект закона для организации в общесоюзном масштабе всего комплекса работ по увековечению памяти защитников Родины; создать постоянно действующие органы; разработать государственную программу по сохранению воинских захоронений (включая заключение соглашений с иностранными государствами); создать Всесоюзную и республиканские Книги Памяти погибших как при защите Родины, так и при исполнении интернационального долга в предвоенные и послевоенные годы; органи-

1 Об увековечении памяти погибших при защите Отечества: Закон РФ от 14.01.1993 г. № 4292-1 (в ред. от 19 июля 2018 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://fzrf.su/zakon/1993-01-14-n-4292-1 (дата обращения: 07.09.2019).

О Всесоюзной Книге Памяти: Постановление секретариата ЦК КПСС от 17.01.1989 г. // Известия ЦК КПСС. 1989. № 2 С. 37.

3 О дополнительных мерах по увековечению памяти советских граждан, погибших при защите Родины в предвоенные годы и в период Великой Отечественной войны, а также исполнявших интернациональный долг: Указ Президента СССР от 08.02.1991 г. № VII-1440 // Сборник Указов Президента СССР. 1992. Т. 1. С. 64.

зовать усилиями правительств республик, исполнительных комитетов советов народных депутатов, органов силовых ведомств поисковую работу по выявлению без вести пропавших, захоронению останков воинов, обнаруженных на территории районов, в которых в годы Великой Отечественной войны прошли боевые действия, установлению имен неизвестных воинов; решительно пресекать проявления безнравственного отношения к памятникам и могилам погибших, а правоохранительным органам - привлекать всех виновных к ответственности, предусмотренной законом [3].

Благодаря Постановлению Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 марта 1991 г. «Об увековечении памяти погибших при выполнении конституционной обязанности по защите Отечества»1 удалось окончательно определиться с понятием «погибшие на войне», что позволило законодательно утвердить принципы отбора персоналий в Книгу Памяти.

Закон Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292-1 (с изменениями в 2004-2018 гг.) «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» определил: формы увековечения; мероприятия и порядок захоронения (перезахоронения) погибших; государственный учет, содержание и благоустройство, обеспечение сохранности, восстановление воинских захоронений; организацию и проведение поисковой работы; полномочия, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по увековечению памяти погибших воинов; финансовое и материально-техническое обеспечение процесса увековечения памяти погибших; ответственность за нарушение данного Закона 2.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. № 217 «О порядке изготовления и сооружения надгробий на могилах Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»3 предписывалось: изготавливать и устанавливать надгробия усилиями местных органов исполнительной власти с последующим возмещением финансовых расходов из федерального бюджета; изготовление надгробий поручать только специализированным художественно-производственным предприятиям и только из камня (мрамор, гранит); устанавливать сроки изготовления и установления на могиле - не позднее 18 месяцев со дня смерти или со дня присвоения звания; при отсутствии у погибшего (умершего) близких родственников содержание могил и надгробий должны осуществлять органы исполнительной власти [3].

Важное значение для патриотического воспитания граждан, сохранения исторической памяти и преемственности поколений имеет Федеральный закон от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах

1 Об увековечении памяти погибших при выполнении конституционной обязанности по защите Отечества: Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 15.03.1991 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.lawmix.ru/docs_cccp/417 (дата обращения: 25.11.2018).

2 Об увековечении памяти погибших при защите Отечества: Закон РФ от 14.01.1993 г. № 4292-1. [Электронный ресурс] // Гарант: информ.-прав. система. URL: https://base.garant.ru/1583840/ (дата обращения: 02.08.2019).

3 О порядке изготовления и сооружения надгробий на могилах Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы: Постановление Правительства РФ от 21.03.1994 г. № 217. [Электронный ресурс] // Гарант: информ.-прав. система. URL: https://base.ga-rant.ru/6154057/ (дата обращения: 25.11.2018).

России» (принят Государственной Думой 10 февраля 1995 г.)1. Преамбула документа содержит формулировку: «История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти»2. Закон включает в себя целый перечень статей: о днях воинской славы и памятных датах России; о способах сохранения памяти об отличившихся в сражениях; об организации проведения дней воинской славы; о порядке проведения воинских ритуалов и праздничных мероприятий в Вооруженных Силах России; о финансовом обеспечении мероприятий. В Федеральный закон включены: перечень дней воинской славы и памятные даты, статьи по регулированию вопросов увековечения памяти погибших воинов и проведению праздничных мероприятий.

В свою очередь, Федеральный закон № 80-ФЗ от 19 мая 1995 г.3 устанавливал день Победы, подтверждал возрождение традиции проведения парада Победы, дежурство почетного караула у могилы Неизвестного солдата, а также регулирование вопросов о военных памятниках и борьбы с фашизмом. С 1996 г. дата 22 июня получило официальное название «День памяти и скорби», который в 2007 г. по Указу Президента Российской Федерации был

4

внесен в список памятных дат .

Неоспорима роль в увековечении памяти воинов, погибших в Великой Отечественной войне, поискового движения Советского Союза, получившего официальный статус в 1988 г. В качестве самостоятельной общесоюзной общественной организации оно оформилось в Министерстве юстиции СССР в августе 1991 г. как Ассоциация поисковых объединений «Народная память о защитниках Отечества (АсПО)». Однако с распадом СССР единство поисковых организаций и объединений, их законодательные основы деятельности были разрушены. Их удалось восстановить только с принятием Закона Верховного Совета Российской Федерации от 14 января 1993 г.5. В результате поисковая работа вновь получила нормативно-правовую базу и поддержку в обществе, приобрела системный характер. Новый закон содержал положения о порядке организации поисковых работ, органах управления ими, средства и формы увековечения памяти военнослужащих, погибших при выполнении воинского долга. В результате процедуры переоформления в декабре 1995 г. организация стала называться «Союз поисковых отрядов России».

Процесс организации поисковой работы и сохранения памяти о погибших воинах регламентируется следующим перечнем нормативных актов: Федераль-

1 О днях воинской славы и памятных датах России: Фед. закон от 13.03.1995 г. № 32-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант: информ.-прав. система. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/1518352/

paragraph/13637/ (дата обращения: 25.11.2018). Там же.

3 Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов: Фед. закон от 19.05.1995 г. № 80-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант: информ.-прав. система. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/1518946/paragraph/8934/highligh/ (дата обращения: 07.09.2019).

4 О днях воинской славы и памятных датах России: Фед. закон от 24.10.2007 г. № 231-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/26362 (дата обращения: 07.09.2019).

5 Об увековечении памяти погибших при защите Отечества: Закон РФ от 14.01.1993 г. № 4292-1 (ред. от 19 июля 2018 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://fzrf.su/zakon/1993-01-14-n-4292-1/ (дата обращения: 07.09.2019).

ным законом от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»1, Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 22 января 2006 г. № 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества»2 и др. Значительным подспорьем стала Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации в 2001-2005 гг., соответственно, четвертая по счету программа, рассчитанная на 2016-2020 годы3.

Указом Президента Российской Федерации от 22 января 2006 г. № 37 предусматривалось: возложение полномочий по организации и руководству работой по увековечению памяти на территории Российской Федерации и за её пределами на Министерство обороны Российской Федерации как уполномоченного федерального органа исполнительной власти в данной сфере; создание для выполнения военно-мемориальной работы на территориях государств, где имеются российские воинские захоронения, представительств Министерства обороны России. В конечном счете новые задачи и масштабы работы предопределили создание в 2006 г. в структуре Министерства обороны Российской Федерации специального органа - Управления по увековечению памяти погибших при защите Отечества (начальник Управления - генерал-майор запаса, кандидат военных наук В.В. Попов) [1. С. 183].

Во исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации «Вопросы организации военно-мемориальной работы в Российской Федерации» от 23 апреля 2003 г. № пр-6984, касающихся вопросов организации воен-но-мемориал5ьной работы в масштабах всей страны и Указа от 22 января 2006 г. № 375, Министерством обороны осуществлен масштабный проект: подготовлен единый электронный банк данных о погибших и пропавших без вести в Великой Отечественной войне, в локальных войнах и вооруженных конфликтах послевоенного периода (ОБД Мемориал: http://www.obd-memorial.ru).

В целях обеспечения взаимодействия и координации деятельности по обеспечению сохранности воинских захоронений на территории стран СНГ и увековечения памяти захороненных, главами стран Содружества Независимых Государств было подписано 3 сентября 2011 г. специальное соглашение6. Рабочим органом Совета министров обороны государств-участников СНГ стал Военно-мемориальный комитет. В ноябре 2016 г. его председателем был избран референт заместителя Министра обороны Российской Федерации А.В. Кирилин [5. С. 8].

1 О погребении и похоронном деле: Фед. закон от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ [Электронный ресурс] // Кон-сультантПлюс: инфом.-прав. система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8919/ (дата обращения: 07.09.2019).

Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества: Указ Президента РФ от 22.01.2006 г. № 37. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/23367 (дата обращения: 07.09.2019).

3 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493 [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 25.11.2018).

4 Перечень поручений Президента Российской Федерации «Вопросы организации военно-мемориальной работы в Российской Федерации» от 23.04.2003 г. № пр-698 [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov.ru/media/files/41 d5955b7a69d880995f.pdf (дата обращения: 25.11.2018).

5 Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества: Указ Президента РФ от 22.01.2006 г. № 37 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/23367 (дата обращения: 25.11.2018).

6 Соглашение об увековечении памяти о мужестве и героизме народов государств - участников Содружества Независимых Государств в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов [Электронный ресурс]. URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=3151 (дата обращения: 25.11.2018).

Согласно Федеральному закону № 68-ФЗ от 9 мая 2006 г. «О почетном звании Российской Федерации "Город воинской славы"»1 был проведен открытый Всероссийский конкурс на архитектурно-скульптурное решение памятной стелы «Город воинской славы». Результаты конкурса были утверждены Российским организационным комитетом «Победа», образованным по Указу Президента Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 14412. Председателем комитета стал Президент Российской Федерации В.В. Путин, а первым заместителем - Министр обороны России С.Б. Иванов (в настоящее время - генерал армии С.К. Шойгу)3.

Во исполнение Указа Президента России от 22 января 2006 г. № 37 федеральным правительством принято соответствующее Постановление № 802 от 26 ноября 2007 г.4. В нём было отмечено, что расходы на проведение мероприятий, связанных с организацией работы, включая и обеспечение координации поисковой деятельности, должны осуществляться за счет средств федерального бюджета, предусмотренных для Министерства обороны Российской Федерации [3].

Как и в советскую эпоху, на серии нормативных актов, касающихся увековечения памяти и военно-патриотического воспитания молодежи, строится работа Министерства обороны Российской Федерации. Прежде всего это: Приказ Министра обороны от 15 октября 2014 г. № 745 «Об утверждении порядка взаимодействия органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации при организации и проведении мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации»5 и Приказ от 21 апреля 2016 г. № 210 «Об утверждении Ведомственной программы Министерства обороны Российской Федерации по реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы"»6.

Важное значение в борьбе против фальсификаций, ревизий фундаментальных положений по истории Второй мировой и Великой Отечественной войн имеет Протокол заседания Российского организационного комитета «Победа» от 4 мая 2017 г. «О развитии гуманитарного сотрудничества с за-

1 О почетном звании Российской Федерации «Город воинской славы»: Фед. закон № 68-ФЗ от 09.05.2006 г. [Электронный ресурс] // Гарант: информ.-прав. система. URL: https://base.garant.ru/ 189454/ (дата обращения: 25.11.2018).

2 О Российском организационном комитете «Победа»: Указ Президента РФ от 05.08.2000 г. № 1441 [Электронный ресурс]. URL: https://www.lawmix.ru/pprf/22943 (дата обращения: 25.11.2018).

3 Об утверждении состава Российского организационного комитета «Победа»: Указ Президента РФ от 01.11.2018 г. № 627 [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/551528348 (дата обращения: 25.11.2018).

О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22.01.2006 г. N 37: Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 г. № 802 [Электронный ресурс] // Гарант: информ.-прав. система. URL: https://base.garant.ru/192295/ (дата обращения: 25.11.2018).

5 Об утверждении порядка взаимодействия органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации при организации и проведении мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации: приказ Министра обороны РФ от 15.10.2014 г. № 745 [Электронный ресурс]. URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/documenti/prikaz-minoborony-n745-ot-15-10-2014.html (дата обращения: 25.11.2018).

6 Об утверждении Ведомственной программы Министерства обороны Российской Федерации по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: приказ Министра обороны РФ от 2104.2016 г. № 210 [Электронный ресурс]. URL: https://doc.mil.ru/documents/quick_search/more.htm?id=12106865%40egNPA (дата обращения: 25.11.2018).

рубежными странами на государственном и общественном уровнях в целях продвижения объективной исторической и актуальной информации о Российской Федерации, в том числе о её роли в победе над нацизмом»1.

Подтверждением преемственности в деятельности центральных и местных органов государственной власти советской эпохи и современной России по сохранению памяти служат Указы Президента Российской Федерации и Главы Чувашской Республики по проведению мероприятий, посвященных празднованию 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.2

На уровне Чувашской Республики в рамках мер по увековечению памяти о защитниках Отечества в 2000-е гг. был принят ряд нормативно-правовых актов. Так, в связи с подготовкой к празднованию 70-летия победы в Великой Отечественной войне был издан Указ Главы Чувашской Республики от 19 апреля 2013 г. № 373. Одним из направлений работы по его реализации стали благоустройство и ремонт памятников и других мемориальных объектов. Во исполнение решения руководства Чувашской Республики в муниципальных районах и городских округах в 2014-2015 гг. проведена масштабная работа по реконструкции, текущему ремонту и благоустройству мемориальных объектов и сооружений, посвященных Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В свою очередь, Министерством культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики с ноября 2014 г. по апрель 2015 г. была проведена паспортизация воинских захоронений и мемориальных объектов. Указом Главы Чувашии М.В. Игнатьева от 10 сентября 2018 г. № 100 продолжена работа по увековечению памяти о Великой Отечественной войне и определены конкретные задачи, в частности, перед Кабинетом министров Чувашской Республики совместно с органами местного самоуправления - принятие всех необходимых мер по сохранению мемориальных музеев, памятников, обелисков, стел и других мемориальных сооружений, их ремонту и обустройству прилегающих территорий4.

1 О развитии гуманитарного сотрудничества с зарубежными странами на государственном и общественном уровнях в целях продвижения объективной исторической и актуальной информации о Российской Федерации, в том числе о её роли в победе над нацизмом: протокол заседания Российского организационного комитета «Победа» от 04.05.2017 г. [Электроннный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/councils/by-council/1031/54453 (дата обращения: 28.11.2018).

2 Об утверждении состава Российского организационного комитета «Победа»: Указ Президента РФ от 01.11.2018 г. № 627 [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/551528348 (дата обращения: 25.11.2018); О подготовке и проведении празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов: Указ Президента РФ от 09.05.2018 г. № 211 [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805100002 (дата обращения: 25.11.2018); О подготовке и проведении празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов: Указ Главы Чувашской Республики от 10.09.2018 г. № 100 [Электронный ресурс]. URL: http://gov.cap.ru/Laws.aspx?id=317057&gov_id=712 (дата обращения: 12.06.2018); О проведении в Российской Федерации Года памяти и славы: Указ Президента РФ от 08.07.2019 г. № 327 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/60954 (дата обращения: 29.07.2019).

3 О подготовке и проведении празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов: Указ Главы Чувашской Республики от 19.04.2013 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/1553184 (дата обращения: 25.11.2018).

4 О подготовке и проведении празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов: Указ Главы Чувашской Республики от 10.09.2018 г. № 100 [Электронный ресурс]. URL: http://gov.cap.ru/Laws.aspx?id=317057&gov_id=712 (дата обращения: 12.06.2018).

Таким образом, в Российской Федерации в начале ХХ1 в. в целом сложилась система нормативно-правового обеспечения увековечения памяти о Великой Отечественной войне, сохранения преемственности поколений, непрерывности процесса дальнейшего формирования патриотического сознания граждан. При этом современные нормативно-правовые акты сохранили связь с правовыми документами советской эпохи и охватили деятельность практически всех государственных и общественных структур.

Литература

1. Андреев О.В. Оборонно-массовая и военно-патриотическая работа в России (ХХ - начало ХХ1 в.). Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. 436 с.

2. Вклад историков в сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне. На материалах Комиссии по истории Великой Отечественной войны АН СССР, 1941-1945 гг. /

A.Г. Гуськов, К.С. Дроздов, С.В. Журавлев и др. М.; СПб., 2015. 383.

3. Воинская память Чувашской Республики [Электронный ресурс]. 1^1.: http://soldiers.chuvsu.ru.

4. Памяти павших. Великая Отечественная война, 1941-1945 / М.А. Гареев, В.И. Амосов,

B.М. Андронников и др. М.: БРЭ, 2005. 299 с.

5. Попов В.В. Война не окончена, пока не похоронен последний солдат // Военно-исторический журнал. 2017. № 11. С. 4-11.

6. Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. - июль 1956 г. М.: Госюриздат, 1956. 500 с.

АНДРЕЕВ ОЛЕГ ВАСИЛЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (olevasandr@mail.ru).

ШИРОКОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА — кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (mlemaeva@mail.ru).

O. ANDREEV, М. SHIROKOVA FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE LEGAL FRAMEWORK FOR COMMEMORATING THE GREAT PATRIOTIC WAR IN 1941-2019

Key words: The Great Patriotic war, perpetuation, legal support, the Memorial Book, continuity of generations, Russia, the Chuvash Republic.

Preserving the memory of the deceased, the contribution of the Soviet people to achieving victory in the Great Patriotic war as a whole is the most important factor in ensuring the -continuity of generations. The generational bridge in Russia will become stronger if state bodies and public associations, researchers continue to work together to study the decisive role of the victorious generation - the Soviet people and their allies - in defeating the Nazi Germany. In modern conditions, against the background of organized actions in the West to distort the history of the war, it is extremely important to continue to strengthen the regulatory framework for perpetuating the memory of the Great Patriotic war. Unfortunately, there is still a serious gap in the historiography of the war at the national and regional levels. Hence, the purpose of the article is to analyze the process of forming and developing legal support for preserving the memory of the Great Patriotic war in 1941-2019 on the scale of the Soviet Union, the Russian Federation and Chuvashia. On the basis of published documents and research the authors present the characteristics of the historical context and the content of the decisions made by the country's and the Republic's supreme authorities for legal support of the activities carried out by the Commission on the history of the war, celebrating the Victory Day, preparation and publication of Memorial Books, the work of state bodies and public associations to strengthen the continuity of generations.

The analysis enables to conclude that the decisions of the party and state bodies in the most difficult conditions at the initial stage of the Great Patriotic war, which provided for the organization of collecting the materials about the events at the front and in the rear of

the aggressor's troops, the work of the national economy, laid the legal framework for commemorating the contribution of the people and the army to victory. This process was continued in the following decades, despite contradictions and difficulties in the sociopolitical development of the country. The modern set of legal acts to perpetuate the memory of the Great Patriotic war, keeping in touch with the legal documents of the Soviet era, has acquired a systemic character and promotes for strengthening the continuity of generations in Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Andreev O.V. Oboronno-massovaya i voenno-patrioticheskaya rabota v Rossii (XX - nachalo XXI v.) [Defense and military-patriotic activities in Russia (20th - beginning of the 21st century]. Cheboksary, Chuvash University Publ, 2019, 436 p.

2. Gus'kov A.G., Drozdov K.S., Zhuravlev S.V. et al. Vklad istorikov v sokhranenie istoricheskoi pamyati o Velikoi Otechestvennoi voine. Na materialakh Komissii po istorii Velikoi Otechestvennoi voiny AN SSSR, 1941-1945 gg. [Historians to Conserve the Memory of the Great Patriotic War. Based on materials of the Commission of the History of the Great Patriotic War of the USSR Academy of Sciences]. Moscow, St. Petersburg, 2015, 383 p.

3. Voinskaya pamyat' Chuvashskoi Respubliki [Memory of the soldiers of the Chuvash Republic]. Available at: http://soldiers.chuvsu.ru/

4. Gareev M.A. et al. Pamyati pavshikh. Velikaya Otechestvennaya voina, 1941-1945 [In memory of the fallen. The Great Patriotic War, 1941-1945]. Moscow, Bol'shaya Rossiiskaya entsiklopediya Publ., 2005, 299 p.

5. Popov V.V. Voina ne okonchena, poka ne pokhoronen poslednii soldat [The war is not over until the last soldier is buried]. Voenno-istoricheskii zhurnal, 2017, no 11, pp. 4-11.

6. Sbornik zakonov SSSR i ukazov Prezidiuma Verkhovnogo Soveta SSSR. 1938 g. - iyul' 1956 g. [Collection of USSR laws and decrees of the Presidium of the Supreme Council of the USSR. 1938 - July 1956]. Moscow, State Law Publ., 1956, 500 p.

ANDREEV OLEG - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Russian History, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (olevasandr@mail.ru).

SHIROKOVA MARINA - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Russian History, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (mlemaeva@mail.ru).

Формат цитирования: Андреев О.В., Широкова М.А. Формирование и развитие нормативно-правовых основ сохранения памяти о Великой Отечественной войне в 1941-2019 годах // Вестник Чувашского университета. - 2019. - № 4. -С. 23-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.