Научная статья на тему 'Проблематика создания и сохранения советских воинских захоронений в Чехии'

Проблематика создания и сохранения советских воинских захоронений в Чехии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
415
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / SECOND WORLD WAR / ВОИНСКИЕ МЕМОРИАЛЫ И КЛАДБИЩА / СОВЕТСКИЕ ВОИНСКИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ В ЧЕХИИ / MILITARY MEMORIALS AND CEMETERIES / SOVIET MILITARY BURIAL SITES IN CZECH REPUBLIC

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Обернихин Е. А., Трякин А. Н.

Более 70 лет прошло с того времени, как закончилась самая кровопролитная в истории человечества война. Советский Союз ценой неимоверных усилий и жертв отстоял свое право на существование. В памяти нашего народа навечно останется подвиг воинов Красной армии, которые отдали свою жизнь в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Более четырех миллионов советских солдат и офицеров погибли вдали от Родины. В странах Восточной Европы расположено более 11 тыс. воинских захоронений, на которых увековечена память о них. Одной из ярких страниц военной истории Второй мировой войны, без сомнения, является освобождение Чехословакии от немецкого нацизма воинами Красной армии. Мемориальные комплексы и обелиски на воинских кладбищах в различных местах сегодняшней Чехии наглядно напоминают европейским народам о подвиге советских воинов-освободителей. Их строительство проходило в тяжелое, в первую очередь для Советского Союза, послевоенное время, хотя состояние экономики Чехии не было столь плачевно. Анализ архивных источников выявил ряд проблем в организации учета и захоронения советских воинов. В частности, многие воины Красной армии не были погребены в соответствии с требованиями приказов НКО СССР. Для создания воинских кладбищ органы военного управления в Центральной группе войск (ЦГВ) разработали нормативные документы, связанные не только с укрупнением существующих одиночных и братских могил, но и с компактным расположением в дальнейшем таких кладбищ. Однако на местах поисковые команды и команды погребения столкнулись с рядом проблем, исходя из которых возникли сложности с определением персональных данных захороненных воинов. В результате проведенных работ численность Неизвестных Солдат только возросла. Для создания воинских кладбищ командование ЦГВ привлекало строительные команды воинских частей и подразделения инженерно-строительного профиля. Тем не менее ряд объективных и субъективных факторов, в том числе слабое финансирование, помешали командованию не только качественно провести работы по созданию и укрупнению воинских кладбищ, но и в полном объеме сохранить биографические данные захороненных советских воинов. В результате многие одиночные и братские могилы так и не были перенесены на крупные воинские кладбища. После завершения строительных работ представители командования ЦГВ передавали кладбище по актам для обустройства и сохранения местным органам власти в Чехословакии. Акт оставался единственным правовым документом о передаче конкретного воинского захоронения органам местного самоуправления для ухода и содержания. Он сохранил свою силу и актуальность вплоть до 27 июня 1990 г., когда была утверждена МО СССР форма паспорта воинского кладбища. Необходимо подчеркнуть, что население Чехословакии не было равнодушно к судьбам погибших советских воинов. В архивных документах отражены факты о внимательном отношении к обнаруженным останкам павших советских воинов и воинским захоронениям. И в настоящее время на средства чешских граждан проводятся мероприятия капитального ремонта воинских захоронений бойцов Красной армии. Процесс по установлению судеб и увековечению памяти погибших советских воинов требует серьезного планирования и ответственного подхода к делу исполнителей, в котором не должно быть места спешке и назначению крайних дат в выполнении поставленных задач. Только такая работа позволит вернуть из небытия имена погибших и создать легитимную базу для возвращения достоверных данных о погибших воинах на могильные плиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Обернихин Е. А., Трякин А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of creating and preserving Soviet military burials in Czech Republic

Over 70 years have passed since the end of mankind’s bloodiest war. The Soviet Union defended its right to exist at the cost of incredible efforts and human losses. Our people will for ever remember the feat of Red Army warriors who laid down their lives fighting the Nazi invaders. More than 4 million Soviet military personnel died abroad. In Eastern Europe, there are over 11,000 military burial sites commemorating them. A most vivid page in military history of the Second World War is certainly Czechoslovakia’s liberation from German Nazism by the Red Army. Memorial centres and obelisks scattered throughout today’s Czech Republic are a graphic reminder for European peoples about the feat of the Soviet liberators. They were built during the hard times after the war, which were especially hard for the Soviet Union, though Czechoslovakia’s economy was not in such a sorry plight. Analysis of archives has revealed a number of problems in registering and burying Soviet soldiers. In particular, many of the Red Army’s dead were not buried in accordance with the procedures set by the People’s Commissariat of Defence of the Soviet Union. In order to create cemeteries, the headquarters of the Central Group of Forces worked out normative documents implying not only the consolidation of individual and mass graves, but the making of such cemeteries compact enough. However, search and burial teams operating in the field encountered several problems, which caused difficulties with identifying the fallen. The work done only increased the number of unknown soldiers. To create military cemeteries, the Central Group of Forces used construction teams furnished by units and combat engineer units as well. Nonetheless, several objective and subjective factors and poor financing prevented the quality work on creating and consolidating military cemeteries and the proper registration of the buried soldiers. For this reason, many individual and mass graves were not moved to large military cemeteries. Having built a cemetery, the Central Group of Forces would hand it over to Czechoslovak local authorities for beautification and preservation and a handover certificate would be signed. The handover certificate was the only legal document on the handover of a particular military cemetery to local authorities for care and upkeep. The certificates had been in effect and relevant before 27 June 1990, when the Soviet Defence Ministry approved a military cemetery passport. Mention should be made that the local population in Czechoslovakia did not remain aloof to the Soviet fallen. Archives contained numerous examples of their advertence to the remains of Soviet soldiers found and to military cemeteries. Major repairs of Red Army cemeteries keep on being conducted at the expense of Czech citizens. The identification and commemoration of the Soviet fallen necessitates good planning and responsible approach to work without undue haste and unnecessary deadlines. Only this approach will allow the names of the fallen to be recovered from oblivion and a legitimate basis to be created in order to get the reliable information about the fallen to gravestones.

Текст научной работы на тему «Проблематика создания и сохранения советских воинских захоронений в Чехии»

УДК 9.94

Е. А. Обернихин, А. Н. Трякин

Обернихин Е.А., доцент, кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, доцент кафедры, Московское высшее общевойсковое командное училище, e-mail: [email protected]

Трякин А. Н., заместитель руководителя Представительства Минобороны России по организации и ведению военно-мемориальной деятельности в Чешской Республике; Третий секретарь Посольства РФ в Чехии. Управление Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества. e-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМАТИКА СОЗДАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ СОВЕТСКИХ ВОИНСКИХ ЗАХОРОНЕНИЙ В ЧЕХИИ

Более 70 лет прошло с того времени, как закончилась самая кровопролитная в истории человечества война. Советский Союз ценой неимоверных усилий и жертв отстоял свое право на существование. В памяти нашего народа навечно останется подвиг воинов Красной армии, которые отдали свою жизнь в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

Более четырех миллионов советских солдат и офицеров погибли вдали от Родины. В странах Восточной Европы расположено более 11 тыс. воинских захоронений, на которых увековечена память о них.

Одной из ярких страниц военной истории Второй мировой войны, без сомнения, является освобождение Чехословакии от немецкого нацизма воинами Красной армии. Мемориальные комплексы и обелиски на воинских кладбищах в различных местах сегодняшней Чехии наглядно напоминают европейским народам о подвиге советских воинов-освободителей. Их строительство проходило в тяжелое, в первую очередь для Советского Союза, послевоенное время, хотя состояние экономики Чехии не было столь плачевно.

Анализ архивных источников выявил ряд проблем в организации учета и захоронения советских воинов. В частности, многие воины Красной армии не были погребены в соответствии с требованиями приказов НКО СССР. Для создания воинских кладбищ органы военного управления в Центральной группе войск (ЦГВ) разработали нормативные документы, связанные не только с укрупнением существующих одиночных и братских могил, но и с компактным расположением в дальнейшем таких кладбищ. Однако на местах поисковые команды и команды погребения столкнулись с рядом проблем, исходя из которых возникли сложности с определением персональных данных захороненных воинов. В результате проведенных работ численность Неизвестных Солдат только возросла.

Для создания воинских кладбищ командование ЦГВ привлекало строительные команды воинских частей и подразделения инженерно-строительного профиля. Тем не менее ряд объективных и субъективных факторов, в том числе слабое финансирование, помешали командованию

не только качественно провести работы по созданию и укрупнению воинских кладбищ, но и в полном объеме сохранить биографические данные захороненных советских воинов. В результате многие одиночные и братские могилы так и не были перенесены на крупные воинские кладбища.

После завершения строительных работ представители командования ЦГВ передавали кладбище по актам для обустройства и сохранения местным органам власти в Чехословакии. Акт оставался единственным правовым документом о передаче конкретного воинского захоронения органам местного самоуправления для ухода и содержания. Он сохранил свою силу и актуальность вплоть до 27 июня 1990 г., когда была утверждена МО СССР форма паспорта воинского кладбища.

Необходимо подчеркнуть, что население Чехословакии не было равнодушно к судьбам погибших советских воинов. В архивных документах отражены факты о внимательном отношении к обнаруженным останкам павших советских воинов и воинским захоронениям. И в настоящее время на средства чешских граждан проводятся мероприятия капитального ремонта воинских захоронений бойцов Красной армии.

Процесс по установлению судеб и увековечению памяти погибших советских воинов требует серьезного планирования и ответственного подхода к делу исполнителей, в котором не должно быть места спешке и назначению крайних дат в выполнении поставленных задач. Только такая работа позволит вернуть из небытия имена погибших и создать легитимную базу для возвращения достоверных данных о погибших воинах на могильные плиты.

Ключевые слова: Вторая мировая война; воинские мемориалы и кладбища; советские воинские захоронения в Чехии.

Obernikhin Y. A.

Associate professor, department of the humanities and socio-economical subjects, Moscow Higher Combined Arms Command School, e-mail: [email protected], cell phone 8-915-251-3699

Tryakin A. N.

Deputy head of the Russian Defence Ministry Commemoration Office in the Czech Republic. Third secretary of the Embassy of the Russian Federation in the Czech Republic. Russian Defence Ministry Fallen Military Personnel Commemoration Department, e-mail: [email protected]

PROBLEMS OF CREATING AND PRESERVING SOVIET MILITARY BURIALS IN CZECH REPUBLIC

Over 70 years have passed since the end of mankind's bloodiest war. The Soviet Union defended its right to exist at the cost of incredible efforts and human losses. Our people will for ever remember the feat of Red Army warriors who laid down their lives fighting the Nazi invaders.

More than 4 million Soviet military personnel died abroad. In Eastern Europe, there are over 11,000 military burial sites commemorating them.

A most vivid page in military history of the Second World War is certainly Czechoslovakia's liberation from German Nazism by the Red Army. Memorial centres and obelisks scattered throughout today's Czech Republic are a graphic reminder for European peoples about the feat of the Soviet liberators. They were built during the hard times after the war, which were especially hard for the Soviet Union, though Czechoslovakia's economy was not in such a sorry plight.

Analysis of archives has revealed a number of problems in registering and burying Soviet soldiers. In particular, many of the Red Army's dead were not buried in accordance with the procedures set by the People's Commissariat of Defence of the Soviet Union. In order to create cemeteries, the headquarters of the Central Group of Forces worked out normative documents implying not only the consolidation of individual and mass graves, but the making of such cemeteries compact enough. However, search and burial teams operating in the field encountered several problems, which caused difficulties with identifying the fallen. The work done only increased the number of unknown soldiers.

To create military cemeteries, the Central Group of Forces used construction teams furnished by units and combat engineer units as well. Nonetheless, several objective and subjective factors and poor financing prevented the quality work on creating and consolidating military cemeteries and the proper registration of the buried soldiers. For this reason, many individual and mass graves were not moved to large military cemeteries.

Having built a cemetery, the Central Group of Forces would hand it over to Czechoslovak local authorities for beautification and preservation and a handover certificate would be signed. The handover certificate was the only legal document on the handover of a particular military cemetery to local authorities for care and upkeep. The certificates had been in effect and relevant before 27 June 1990, when the Soviet Defence Ministry approved a military cemetery passport.

Mention should be made that the local population in Czechoslovakia did not remain aloof to the Soviet fallen. Archives contained numerous examples of their advertence to the remains of Soviet soldiers found and to military cemeteries. Major repairs of Red Army cemeteries keep on being conducted at the expense of Czech citizens.

The identification and commemoration of the Soviet fallen necessitates good planning and responsible approach to work - without undue haste and unnecessary deadlines. Only this approach will allow the names of the fallen to be recovered from oblivion and a legitimate basis to be created in order to get the reliable information about the fallen to gravestones.

Key words. Second World War; military memorials and cemeteries; Soviet military burial sites in Czech Republic.

Человек умирает два раза - первый раз физически, второй раз, когда о нем забывают

Арон Вигушин

Память - именно она подлежит увековечению. Это понятие лежит в основе Федерального закона № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» от 14 января 1993 г. Память о людях, отдавших жизнь за свободу и независимость своего государства и народов Европы в самой страшной войне ХХ столетия, память об их подвиге и самопожертвовании во имя победы над фашизмом не имеет срока давности.

В последнее время отношение к России в некоторых странах Европы меняется, и не всегда в лучшую сторону. Русофобские настроения и демонизация России поставлены в ранг государственной политики во многих европейских странах, однако чешскому и словацкому народам в целом удалось вырваться за рамки дихотомии «великая свободная Америка - агрессивная тоталитарная Россия», сумев правильно дать оценки разным историческим периодам. Так, президент Чехии Милош Земан, который, в отличие от своих коллег по Евросоюзу, выступая против переписывания истории Второй мировой войны, заявил о вкладе 150 тыс. советских воинов павших за освобождение Чехословакии [«КГ» - телеканал]. Этим выступлением президент Чехии лишний раз подчеркнул отношение чешских властей на самом высоком уровне к исторической миссии Советской армии в разгроме фашистской Германии.

В условиях острой идеологической борьбы актуальность изучения истории создания и обустройства советских воинских кладбищ в Чехословакии (в настоящее время Чешская и Словацкая Республики) очевидна. Она обусловлена существованием целого ряда проблем в этой области:

1) после проведения перезахоронений в 1945-1946 гг. для укрупнения воинских кладбищ, число безымянных могил не уменьшилось, а увеличилось. Несмотря на то, что подавляющая часть потерь личного состава при освобождении Чехословакии связана с наступательными военными операциями;

2) неудовлетворительное состояние многих воинских захоронений обусловлено сжатыми сроками и значительным числом перезахоронений, дефицита и (или) невысокого качества использовавшихся строительных материалов;

3) недостаточный объем финансирования для выполнения работ по строительству и оборудованию воинских кладбищ;

4) отсутствие оформленных паспортов воинских захоро-нений1;

5) ошибки при указании первичных персональных биографических данных о погибших воинах при создании мемориальных надписей на кладбищах, в ходе проведения работ по перезахоронению.

В данной статье авторы проанализировали проблемы увековечения, которые касаются советских воинских захоронений на территории Чехии. Однако можно с большой долей уверенности предположить, что они являются типичными и для других восточноевропейских стран, и поэтому безусловно в определенной мере могут представлять интерес для исследователей, занимающихся аналогичной проблематикой.

По информации начальника Управления Минобороны России по увековечению памяти погибших при защите Отечества В. В. Попова, в странах Восточной Европы расположено четыре тысячи памятников и воинских мемориалов, паспортизовано 11 842 захоронения, на которых покоятся более четырех миллионов советских солдат и офицеров, погибших в годы Великой Отечественной войны [Международный коллоквиум... 2015]. Только на территории Чехии в 672 воинских захоронениях похоронено 53 142 наших соотечественника [Их подвиг бессмертен... 2008].

Для более объективного анализа проблематики советских (российских) воинских захоронений и памятных мест на территории Чехии необходимо обратиться к истории этого вопроса и проследить хронологию развития событий.

Нередко захоронение погибших проводилось с отступлением от требований приказов и распоряжений командиров и начальников. В своих письмах и воспоминаниях фронтовики сетовали на то, что не смогли достойно похоронить товарища или друга. Так, в частности, офицер запаса Д. И. Доценко вспоминал, что «тысячи

1 Паспорт воинского захоронения - это один из важнейших вопросов учета объекта в виде одиночного или братского захоронения, представляющий собой правовой документ, в котором подписями и печатями закреплена ответственность должностных лиц принимающей стороны по сохранению и содержанию данного объекта.

людей похоронены как Неизвестные Солдаты, и сегодня 20 лет спустя после Победы, многие семьи так и не знают, где покоится прах их отца, мужа, брата, хорошего друга» [ГА РФ. Ф.Р-9541. Оп.1. Д.993. Л.5].

Организации учета личного состава в Красной армии уделялось должное внимание. Достаточно сказать, что с 1941 по 1945 год органами военного управления СССР были разработаны нормативные документы, в которых была установлена система персонального учета личного состава в подразделениях и отдельных воинских частях и учета безвозвратных потерь в Красной армии1. Ее наличие, особенно в последние месяцы войны, позволяло, на первый взгляд, сохранить на фронтах личные данные о каждом погибшем и захороненном в Европе советском солдате и офицере. Однако, несмотря на наличие нормативной базы, жестких требований командования к организации учета личного состава и потерь в войсках, а также к захоронению погибших в боях воинов, численность неизвестных солдат на братских могилах и воинских кладбищах не снижалась. Подтверждением тому служат приводимые далее в статье примеры.

Анализ архивных источников свидетельствует о том, что имели место не только халатные действия команд погребения и поисковых команд, но и определенные просчеты командования в организации работ по укрупнению воинских кладбищ после войны. Так, были «нередки случаи, когда по пути боевых действий воинских частей встречаются плохо оформленные отдельные могилы, вместо пирамиды или памятника воткнут простой неуклюжий кол и надпись сделана на куске картона или фанеры простым карандашом» [ЦА МО РФ. Ф.233. Оп.2376. Д.31. Л.173]. Кроме того, нахождение погибшего военнослужащего в могиле без документов2

1 Приказ НКО № 138 от 15.3.1941 г. вводил в действие «Положение о персональном учете потерь и погребении погибшего личного состава Красной армии в военное время»; Приказ НКО № 023 от 04.02.1944 г. вводил в действие «Наставление по учету личного состава Красной армии в военное время».

2 Введенная Приказом НКО № 330 от 11.10.1941 г. для удостоверения личности, красноармейская книжка, изымалась у погибшего воина командами погребения при захоронении или поисковыми командами и сдавалась в штаб воинской части.

или иных средств1, позволяющих его идентифицировать, а также невысокая ответственность должностных лиц в частях, по учету погибших, сделали невозможным во многих случаях опознание останков погибшего при укрупнении воинских кладбищ.

После окончания войны, чтобы убрать с полей, придорожных территорий и частных владений одиночные и хаотично расположенные могилы, в штабах групп войск и объединений были разработаны указания войскам о проведении сплошной проверки территорий и мест боев Красной армии. К ней были привлечены крупные соединения армии. Например, территория Чехословакии была разбита на 10 районов, по одному району на дивизию [ЦА МО РФ: Ф.275; Оп.213384с.; Д.2.; Л.595]. Командование дивизий направляло поисковые команды (средства транспорта и от 8 до 15 чел. во главе с офицером) по местам ведения боевых действий. Перед участниками поисковых команд ставились следующие задачи:

- поиск незахороненных погибших однополчан;

- поиск, согласно имевшейся в подразделениях и частях информации, одиночных и братских могил погибших однополчан, расположенных на боевом пути части;

- перезахоронение останков погибших на кладбища, указанные старшим начальником;

- составление схем захоронений и письменный доклад о результатах работы [ЦА МО РФ: Ф.315; Оп.4477; Д.4.; Л.185].

Во время проведения работ по формализованному документальному учету, например, на территории Центральной группы войск (ЦГВ) подлежали:

- воинские кладбища, одиночные и братские могилы воинов Красной армии;

- отдельные памятники павшим героям;

- кладбища и одиночные могилы погибших советских военнопленных и советских граждан [ЦА МО РФ: Ф.315.; Оп.4477.;

Д.1.; л.68]._

1 Военнослужащему выдавался медальон, состоящий из эбонитового пенала, в который помещали два вкладыша из пергаментной бумаги с указанием краткой информации о нем, что позволяло установить его личность. Однако Приказом НКО № 376 от 17.11.1942 г. медальоны были упразднены.

По итогам проверки констатировалось, что сотни воинов Красной армии погребены неподобающим образом. Воинские кладбища почти отсутствуют, одиночные и братские могилы разбросаны и не оформлены [ЦА МО РФ: Ф.275.; Оп.213384с.; Д.2.; Л.597]. По состоянию на 5 ноября 1945 г. было учтено только 7 055 советских военнослужащих, похороненных в 492 населенных пунктах [там же, Л.594]. Командование предполагало, что приведенные выше цифры, можно рассматривать как ориентировочные.

Следует признать, что из-за несогласованности действий в процессе поиска тел погибших воинов и их перезахоронения, численность обезличенных останков после начальных поисковых мероприятий только возрастала. Поисковые команды частей и соединений начали проведение работ по поиску погибших однополчан на огромных территориях и в разное время. Отсутствие общего руководства и взаимодействия между поисковыми командами привело к тому, что границы ответственности при осуществлении поисковых мероприятий непроизвольно нарушались. Поисковые команды часто не находили своих погибших однополчан на созданных ранее первичных воинских захоронениях, так как останки уже были изъяты поисковыми командами других частей [ЦА МО РФ: Ф.315.; Оп.4477.; Д.4.; Л.214].

Такая ситуация была характерна для всей территории восточноевропейских стран. Например, на кладбище «Трептов», Кирхольц-штрассе, микрорайон Баумшуленвег в Берлине (Германия): захоронена 1 тыс. погибших, опознано - 72; в г. Щитно (Польша) ул. Остроленка: захоронено 1 008 погибших, опознано - 29; в с. Виска (Чехия): захоронено 143 погибших, опознанных нет; в г. Турда (Румыния) городское кладбище: захоронено 343 погибших, опознано - 2 [Каталог учтенных захоронений..., с. 79, 140, 159, 179]. В списках военнослужащих Красной армии захороненных в г. Ниски (Германия) на военном кладбище района Вайсвас-сер указывается, что «в одиночных могилах № 36-106 биографические данные установить не возможно» [ГА РФ: Ф. Р-7317 сч.; Оп.21.; Д.6.; Л.306]. Называется только предполагаемый период гибели - 18.4 - 25.4.1945 г.

Для проведения работ по строительству и первичному обустройству воинских кладбищ в соединениях создавались команды

из офицеров и солдат, имевших определенные навыки в строительстве, которые укомплектовывались инженерным инструментом, средствами связи и автомашинами. Для иллюстрации докладов о результатах проделанной работы в состав команд включали фотографов. Разрешалось привлекать для оборудования кладбищ и проведения строительных работ «граждан СССР, находящих в лагерях и сборно-пересыльных пунктах» [ЦА МО РФ: Ф.315.; Оп.4477.; Д.2.; Л.57].

Для выполнения сложных в техническом плане задач по созданию воинских кладбищ командованием назначались части инженерно-строительного профиля. Например, для сооружения гарнизонных кладбищ в Чехословацкой Республике был привлечен 16-й Отдельный дорожно-строительный батальон. Силами и средствами которого в короткие сроки (с 1.12.1945 по 15.4.1946) было перезахоронено 57 928 погибших советских воинов и оборудовано 21 кладбище. Общая стоимость выполненных батальоном работ составила 39 млн 830,5 тыс. крон [ЦА МО РФ: Ф.275.; Оп.422333.; Д.51.; Л.5].

В дальнейшем представители воинских частей передавали по актам, находящиеся под их контролем, гарнизонные и армейские воинские кладбища военным комендантам городов для выполнения задач по их сохранности [ЦА МО РФ: Ф.275.; Оп.213384с.; Д.2.; Л.336] и дальнейшему благоустройству или напрямую, также по актам, местным органам власти. Органы военного управления ЦГВ строили свою работу таким образом, чтобы финансирование работ по укрупнению воинских кладбищ, а также уходу и содержанию за ними проводилось за счет бюджетов местных народных и земских выборов1 и правительства Чехословакии [ЦА МО РФ: Ф.275.; Оп.312464с.; Д.3.; Л.23]. Данный порядок действий был характерен для всех стран Восточной Европы [ГА РФ; Ф. Р-9526.; Оп.6.; Д.491.; Л.261].

Содержание актов о передаче не было формализовано для всех групп войск, в тоже время это был единственный правовой документ о передаче конкретного воинского захоронения органам местного самоуправления для ухода и содержания, который сохранил свою силу и актуальность, вплоть до 27 июня 1990 г., когда

1 Местные органы власти.

Директивой Минобороны СССР1 была утверждена форма учетной карточки (паспорта) воинского кладбища. При этом необходимо подчеркнуть, что на одиночные могилы акт не составлялся, что впоследствии могло помешать созданию паспорта воинского захоронения, и как результат, одиночная могила могла быть не учтена.

Следует признать, что ряд объективных и субъективных факторов помешали командованию соединений и частей качественно провести работы по созданию и укрупнению воинских кладбищ не только в Чехословакии, но и в других странах Восточной Европы. Изучение архивных документов показывает, что к таким факторам можно отнести:

- запоздалые решения отдельных органов военного управления об осуществлении поиска и перезахоронения погибших воинов с первичных воинских захоронений на постоянные кладбища [ЦА МО РФ: Ф.275.; Оп.213384с.; Д.2.; Л.585];

- огромные пространства и территории, на которых осуществлялись мероприятия по поиску одиночных и братских боевых захоронений;

- сжатые сроки выполнения работ для поисковых команд, определенные командованием [там же, Л.572];

- форсирование графиков выполнения работ строительными командами и, как следствие, их не высокое качество [ЦА МО РФ: Ф.275.; Оп.295844.; Д.6.; Л.46];

- формальный подход (во многих случаях) команд погребения к учету захороненных воинов [ЦА МО РФ: Ф.275.; Оп.295844.; Д.11.; Л.43];

- смена мест дислокации соединений и частей, в том числе их вывод на территорию СССР или расформирование;

- трудности в приобретении строительных материалов воинскими частями [ЦА МО РФ: Ф.315.; Оп.4477.; Д.4.; Л.214].

Понимая сложность и специфику предстоящих работ, связанных со строительством воинских кладбищ, а также то, что среди подчиненного личного состава не достаточно специалистов инженерного профиля, командование частей заключало договора с местными

1 Директива МО СССР № Д-35 от 27.6.1990 г. «О проведении паспортизации воинских захоронений и улучшении контроля за их состоянием». -Прим. авторов.

организациями и фирмами [ЦА МО РФ; Ф.275.; Оп.295844.; Д.6.; Л.8]. Воинская часть, как правило, разрабатывала проект, отправляла солдат на подсобные работы и транспорт для доставки строительных материалов. К договору прилагалась смета, в которой подробно указывали объем работ и стоимость их выполнения [там же, Л.9.; 10].

Кроме того, отсутствие системности со стороны Министерства обороны СССР в финансировании работ по укрупнению и обустройству воинских кладбищ, существенно тормозило ход выполнения задач, определяемых командованием ЦГВ и других групп войск. Нехватка денежных средств на выполнение строительных работ не позволяла воинским частям своевременно завершить начатые работы [ЦА МО РФ: Ф.275.; Оп.213384с.; Д.2.; Л.542]. Привлекавшиеся к их выполнению местные фирмы также не имели возможности работать в долг [ЦА МО РФ: Ф.275.; Оп.295844.; Д.6.; Л. 55].

При проведении работ по укрупнению воинских кладбищ силами местных органов власти производилось обновление учетной базы данных советских военнослужащих, покоящихся на обустраиваемом кладбище. Составляя новые списки захороненных воинов Красной армии, сотрудники строительных организаций и похоронных фирм могли неверно трактовать информацию с первоначальных списков или с табличек на могилах, изменяя тем самым данные о погибшем. Например, биографические данные военнопленных подвергались неоднократным переводам с русского на немецкий, с немецкого на чешский, а затем снова на русский язык. В результате фамилии и имена нередко искажались.

Например: Базин Макар Николаевич 1905 г. р. в единой чешской базе числится как Басиус Макар [Министерство обороны ЧР]. В паспорте Минобороны России от 2010 г. он увековечен, как Басиус Макар [Российский обобщенный банк данных. ]. Кроме того, существуют учетные записи в ОБД «Мемориал» о пропавшем без вести и погибшем в плену Базине Макаре Николаевиче [Портал МО РФ]. Таким образом, призван Базин - увековечен Басиус. К сожалению, подобные искажения биографических данных характерны не только для Чехии, но и для других стран Центральной и Восточной Европы [Обернихин 2015].

Необходимо принять во внимание и тот факт, что уточнение списков погибших производили солдаты с различным уровнем

грамотности, что также влияло на точность переноса персональных данных погибших, и в том числе на могильных плитах и кладбищенских пилонах. Кроме того, надписи на могильных табличках к моменту эксгумации солдатских останков часто с трудом поддавались прочтению (солнце и осадки разрушали нестойкие надписи). При этом воинские части, личный состав которых производил захоронения и организовал первичный учет погибших воинов, сменили места дислокации или были расформированы. Поэтому часть объективных данных о первичных воинских захоронениях утрачивалась, а их уточнение серьезно осложнялось.

Порядок работ, связанный с проведением перезахоронения погибших на новые воинские кладбища, не позволял объективно и в полном объеме сохранить биографические данные захороненных в одиночных и братских могилах советских воинов. И многие, вновь образованные, братские могилы стали безымянными. По мнению ряда исследователей, в Чехословакии после выполнения таких работ из 84 600 погибших воинов, известных по донесениям воинских частей, увековеченными на памятниках остались имена только 16 760 [цит. по: Садовников 2017].

При осуществлении перезахоронения в июне 1946 г. останков погибших советских офицеров с кладбища в г. Новы-Замки (Чехословакия) на новое кладбище в г. Паркань, все работы выполняла команда из местных жителей под руководством представителя местного народного выбора М. Гайдушек. Отсутствие представителя Красной армии при проведении работ, незнание рабочими русского языка и спешка при выполнении работ привели к тому, что останки 15 офицеров перевезли на новое кладбище обезличенными и захоронили в безымянных индивидуальных могилах [ЦА МО РФ: Ф.275.; Оп.295844.; Д.11.; Л.34].

Тем не менее в Чехословакии местное население не было равнодушно к судьбам погибших советских воинов. В архивных документах имеется достаточное количество информации о внимательном отношении к обнаруженным останкам павших советских воинов и воинским захоронениям. Так, жителями деревни Комаров района Брно (Чехия) 24 января 1955 г., были обнаружены обломки советского самолета и не захороненные останки погибшего летчика. Документы летчика не сохранились. По запросу Советского посольства в Центральный архив МО СССР, а также

рассказов сослуживцев, было установлено, что «в район Брно, на самолете Як-9т в 14.45 21 апреля1945 г. вылетал на боевое задание лейтенант Дмитриев Григорий Ефимович, 1918 г. р., уроженец Воронежской области, с. Горенские Выселки» [АВП РФ: Ф.138.; Оп.36.; П.104.; Д.3.; Л.3]. С задания летчик на свой аэродром не вернулся. Сотрудники Советского посольства известили мать лейтенанта Дмитриева о том, что ее сын похоронен с воинскими почестями на Центральном кладбище советских солдат и офицеров в г. Брно.

Данный пример далеко не единичный случай проявления благодарности к памяти погибших советского народа-победителя [АВП РФ: Ф.138.; Оп.39.; П.116.; Д.26.; Л.6]. Не только местное население, но и общественные организации Чехословакии проводили работу по сохранению мест памяти о солдатах Советской армии. В частности, Союз чехословацко-советской дружбы приглашал граждан СССР посетить могилы их погибших родственников, причем все материальные расходы и решение административных вопросов брала на себя эта общественная организация [АВП РФ: Ф.138.; Оп.40.; П.120.; Д.16.; Л.1]. Кроме того, чехословацкая сторона предоставляла в Посольство СССР альбомы с фотографиями мест захоронения для родственников, погибших воинов [АВП РФ: Ф.138.; Оп.38.; П.113.; Д.31.; Л.44].

И в настоящее время на средства чешских граждан проводится капитальный ремонт воинских захоронений бойцов Красной армии. В качестве иллюстрации такой деятельности достаточно привести пример с Еленой Вичановой и Радимом Литтербахом, которые провели комплекс работ на пяти мемориалах за свои личные средства [Официальная страница Посольства. Электронный ресурс]. Наряду с участием в восстановлении памятников и воинских захоронений чешскими гражданами, выделяются денежные средства из городского бюджета Праги и других населенных пунктов. Стоит отметить, что в последние годы каждое мероприятие, связанное с открытием восстановленных воинских захоронений и мест памяти, не проходит без участия представителей ветеранской организации «Чешский союз борцов за свободу» в лице руководителя Ярослава Водичка и его заместителя полковника Эмиля Кулфанека. В своих выступлениях руководители организации отмечают важность сохранения памяти о советских

воинах и недопустимости искажения истории Второй мировой войны.

Таким образом, проведя анализ исторических аспектов создания и сохранения советских воинских кладбищ в Чехии, можно сделать следующие выводы:

1) в ходе Великой Отечественной войны военнослужащие Красной армии не имели при себе надежного средства (опознавательного медальона или жетона), с помощью которого можно было бы определить личность погибшего при отсутствии у него доку-ментов1;

2) количество безымянных погибших советских солдат, в силу ряда причин, после проведения эксгумации и перезахоронения существенно возросло;

3) сжатые сроки, нехватка качественных материалов и непродуманность в технологии оборудования воинских кладбищ, а также сбои в финансировании работ, обусловило их последующее разрушение в течение непродолжительного времени;

4) на сегодняшний день паспортизация российских воинских захоронений в Центральной и Восточной Европе полностью не завершена. В таких странах, как ФРГ, Польша, Венгрия, Словакия паспорта воинских захоронений подписываются представителем Минобороны России и уполномоченным органом страны нахождения воинского захоронения. В Чешской Республике процесс оформления паспортов2 начался лишь в 2017 г. Воинские захоронения находятся в единой чешской базе, однако это лишь часть вопроса учета. Отсутствие подписанного паспорта ставит вопрос сохранности воинского захоронения в зависимость от многих факторов, в том числе и от политической конъюнктуры. Процесс оформления паспортов положительно повлияет на взаимодействие между ответственными органами Чешской Республики и Российской Федерации в области взаимного содержания воинских захоронений.

1 Под надежностью авторы в первую очередь подразумевают долговечность материала, на котором указываются личные данные о военнослужащем, и сохраняемость его в различных погодных и климатических условиях.

2 Под оформленностью паспортов авторы в первую очередь подразумевают подписание паспорта (учетной карточки) соответствующими органами Минобороны Чехии и России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принимая во внимание доклад межведомственной рабочей группы под руководством МИД России1, а также учитывая исключительную важность вопроса паспортизации, целесообразно проработать вопрос добавления в Соглашение о взаимном содержании военных захоронений нового термина «паспорт воинского захоронения» как неотъемлемую часть учета. Завершение работ по паспортизации воинских захоронений в Чехии позволит не только систематизировать имеющиеся учетные данные в Российской Федерации, но и закрепить ответственность Чехии за сохранностью и содержанием могил и мест памяти о воинах Красной армии, погибших в годы Второй мировой войны.

В настоящее время в работе по установлению судеб и увековечению памяти погибших не должно быть места спешке и назначению крайних или окончательных сроков выполнения поставленных задач «к круглым или знаменательным датам». Только комплексный подход к этому вопросу и кропотливый труд специалистов в данной области позволит сократить число безымянных воинских могил, вернуть из небытия имена погибших и создать легитимную базу для возвращения достоверных данных о погибших воинах на могильные плиты. Участие же широких слоев населения, общественных организаций и официальных инстанций Чехии в сохранении, содержании и реставрации могил советских воинов, равно как и в дальнейшем поиске информации о погибших военнослужащих Второй мировой войны будет служить укреплению мира и добрососедства между народами и государствами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Архив внешней политики Российской Федерации. Ф. 138. «Референтура

по Чехословакии». Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. Р-7317 сч. Советская военная администрация в Германии - Документы,

1 Доклад от 20.04.2017 г. межведомственной рабочей группы под руководством МИД России во исполнение решения 37-го заседания Российского организационного комитета «Победа» «О развитии гуманитарного сотрудничества с зарубежными странами на государственном и общественном уровнях в целях продвижения объективной исторической и актуальной информации о Российской Федерации, в том числе о ее роли в победе над нацизмом».

регламентирующие содержание и уход за советскими воинскими кладбищами и мемориальными памятниками в Германии.

ГА РФ. Ф. Р-9526. Документы Управления уполномоченного совета министров СССР по делам репатриации, период 1944-1953 гг.

ГА РФ. Ф. Р-9541. Советский комитет ветеранов войны (СКВВ).

Их подвиг бессмертен. М. : Лесар-Арт, 2008. 174 с.

Каталог учтенных захоронений советских воинов, военнопленных и гражданских лиц, погибших на территории зарубежных государств в годы Второй мировой войны. Минск : Беларусь, 2005. 219 с.

Международный коллоквиум «Память о погибших: советские воинские захоронения периода 1941-1945 гг. в России и Германии». М. : Центральный музей ВС РФ. 26 ноября 2015 г.

Обернихин Е. А. Проблемные аспекты поиска информации о воинских захоронениях мемориала в Тиргартене // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 3 (26). С. 110-113.

Официальная страница Посольства России в Чехии на фейсбуке. URL: www.facebook.com/AmbRusCZ/posts/1744547725765933

Портал Министерства обороны Российской Федерации «Память народа». URL: pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_dopolnitelnoe_donese nie58031437

«RT» - телеканал // Президент Чехии Милош Земан: Игнорировать 9 мая в Москве - значит, оскорбить память советских воинов. URL: russian. rt.com/article/78412

Российский обобщенный банк данных (электронный архив) «ОБД-Мемориал». URL: www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=84128486

Садовников С. И. «Война участвует во мне...». Комплексные поисковые исследования как основа реконструкции биографий участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М. : Золотой теленок, 2017. 320 с.

Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦА МО РФ). Ф.233. Полевое управление 1-го Белорусского фронта.

ЦА МО РФ. Ф.275. Управление Центральной группы войск.

ЦА МО РФ. Ф.315. Полевое управление 3 Гвардейской танковой армии.

Электронный реестр воинских захоронений Министерства обороны Чешской Республики. URL: www.evidencevh.army.cz/Evidence/vysledky-hledani-v-cr?pfil=True &srn=basius&st=1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.