Научная статья на тему 'Правовые аспекты сохранения воинских захоронений, монументов и иных мемориальных сооружений, посвящённых погибшим при защите Отечества'

Правовые аспекты сохранения воинских захоронений, монументов и иных мемориальных сооружений, посвящённых погибшим при защите Отечества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2814
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-МЕМОРИАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ / УВЕКОВЕЧЕНИЕ / СОХРАНЕНИЕ / ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ / MEMORY IMMORTALIZATION / MONUMENTS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR / MEMORIAL STRUCTURES / OBJECTS OF CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рубин Владимир Александрович

В статье анализируются правовые аспекты сохранения отечественных военно-мемориальных объектов. Автор акцентирует внимание на правовых проблемах, возникающих в связи с отсутствием единой военно-мемориальной политики в Российской Федерации (на примере Оренбургской области). Высказаны предложения, которые позволят устранить пробелы в действующем законодательстве в сфере увековечения военной истории и сохранения воинских захоронений, монументов и иных мемориальных сооружений (в том числе объектов культурного наследия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рубин Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF PROTECTION THE MILITARY BURIALS, MONUMENTS AND OTHER MEMORIAL STRUCTURES DEVOTED TO KILLED IN DEFENSE OF OUR MOTHERLAND

Legal aspects of protection the native military-memorial objects have been studied. The author draws special attention to the legal problems, connected with the lack of a common military-memorial policy in the Russian Federation (on the pattern of Orenburg region). Some ideas that would help to bridge the gaps in the existing legislation connected with immortalizing the war history and protection of military burials, monuments and other memorial structures (with the objects of cultural heritage among them) are submitted.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты сохранения воинских захоронений, монументов и иных мемориальных сооружений, посвящённых погибшим при защите Отечества»

Правовые аспекты сохранения воинских захоронений, монументов и иных мемориальных сооружений, посвящённых погибшим при защите Отечества

В.А. Рубин, к.и.н., Оренбургский ГАУ ния [1]. Весомым свидетельством актуальности

исследований в сфере сохранения россий-Военно-мемориальная работа имеет осо- ских мемориалов является регулярное внима-бое значение. Ответственность за неё лежит ние со стороны главы государства к данному на регионах и органах местного самоуправле- вопросу.

Военно-мемориальная политика в Российской Федерации, на наш взгляд, в настоящее время охватывает все монументальные сооружения. Однако данной сфере не хватает единства. В анализируемых трёх федеральных законах наличествуют: 1) объекты культурного наследия (памятники мемориального искусства); 2) воинские захоронения; 3) монументы и мемориальные сооружения, посвящённые погибшим при защите Отечества (без праха погибших); 4) памятники Великой Отечественной войны. Очевидно, что выработка единого закона «О военно-мемориальной политике в Российской Федерации» — дело недалекого будущего.

На начало 2012 г. в Оренбургской области насчитывалось 973 памятных места и сооружения, посвящённых Великой Отечественной войне. Из них в западном Оренбуржье — 413 мемориалов; в центральном Оренбуржье — 401 памятник; на востоке региона — 159 памятных сооружений [2]. Следовательно, на западе области сосредоточено 42,5%, в центральной части — 41,2%, на востоке — 16,3% всех мемориальных сооружений, посвящённых Великой Отечественной войне. Большая часть мемориалов установлена в западном и центральном Оренбуржье — 814, или 83,7% всех памятных мест области. Указанная группа мемориалов составляет 2/3 всех военномемориальных сооружений области.

Принятая федеральная целевая программа «Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011—2015 годах» распространяется исключительно на военно-мемориальные объекты (воинские кладбища; отдельные воинские участки на общих кладбищах; братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ; колумбарии и урны с прахом погибших; находящиеся на кладбищах и вне их надгробия, памятники, стелы, обелиски; элементы ограждения и др. мемориальные сооружения), посвящённые погибшим в Великой Отечественной войне и современных локальных конфликтах.

Следовательно, памятные места и сооружения, посвящённые казачеству, Отечественной войне 1812 г., русско-турецким войнам, Первой мировой войне 1914—1918 гг., Гражданской войне 1918—1920 гг., погибшим военнослужащим в мирное время, а также все другие воинские монументы, посвящённые погибшим, но не содержащие праха павших защитников Отечества, не подпадают под действие указанной федеральной целевой программы. В частности, в Оренбургской области таких объектов около 160, или 10—12% всех военно-мемориальных сооружений региона [3]. Однако российская военная история до 1941 г. богата на события и представляет несомненный интерес с точки зрения национальной политики сохранения исторической памяти.

Вместе с тем существуют злободневные вопросы на региональном, муниципальном и общественном уровнях.

Так, федеральным законодательством чётко не определена роль государственного органа охраны объектов культурного наследия (госор-гана) в сфере сохранения военно-мемориальных сооружений региона. Например, при разработке и принятии документов по сохранению военномемориального наследия Оренбургской области, как правило, многие структуры в первую очередь обращаются в госорган, компетенция которого распространяется исключительно на объекты культурного наследия [4, 5]. В частности, управлению государственной охраны объектов культурного наследия и развития традиционной народной культуры (оренбургскому госоргану) приходится периодически координировать работу и решать вопросы по сохранению монументов, де-юре не относящихся к памятникам истории и культуры. Необходимо отметить, что среди оренбургских объектов культурного наследия насчитывается 180 памятников монументального искусства (12% всех военномемориальных сооружений региона, большая часть которых — воинские захоронения времён Гражданской войны).

Нерешённым остаётся также вопрос отсутствия собственников и балансодержателей военно-мемориальных памятных мест и сооружений. Проблема заключается в том, что многие памятники, установленные в 1950—80-х гг. и построенные за счёт средств предприятий, в уставный капитал при приватизации не вошли и в установленном порядке не были переданы муниципальным образованиям. Работа по определению собственников мемориальных мест началась в канун 65-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне (основанием послужили поручения президента Российской Федерации). Однако как показало время, финансовые трудности, правовой нигилизм, нежелание муниципальных властей что-либо делать в данной сфере в неюбилейные годы приостановили либо тормозят эту работу.

Активным участником военно-мемориальной политики должны быть и общественные институты, а именно шефские организации. Сегодня данная работа проводится в основном силами общеобразовательных школ. Многие предприятия и учреждения остаются в стороне, хотя могли бы внести существенный вклад.

На основании вышеизложенного, целесообразно сделать вывод о разрозненности действий различных уровней власти и общества по формированию целенаправленной политики сохранения военно-мемориальных сооружений. Координирующим и информационным центром должна выступить именно региональная адми-

нистрация с целью объединить усилия и донести до муниципальных властей основы федерального законодательства в сфере сохранения памяти погибших при защите Отечества.

Мы проанализировали четыре закона (три федеральных и один областной) об объектах культурного наследия (памятниках мемориального искусства), воинских захоронениях, монументах и иных памятных сооружениях, памятниках Великой Отечественной войны [4—7].

В первую очередь целесообразно рассмотреть Федеральный закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (от 14.01.1993 г.). В соответствии с ним к формам увековечения памяти погибших относится сохранение и благоустройство воинских захоронений, установка стел, обелисков, увековечивающих память погибших (в том числе без праха военнослужащих), занесение фамилий погибших при защите Отечества и других сведений о них в Книги Памяти, создание мемориальных музеев и др. [6]. Ответственность за содержание мест захоронения, оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на органы местного самоуправления [6].

Воинские захоронения подлежат государственному учёту. На территории Российской Федерации их учёт ведётся местными органами власти и управления. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт [6]. Однако непонятно — должны ли муниципальные власти вести учёт памятных мест и сооружений без праха военнослужащих. Частичный ответ на этот вопрос даёт ст. 7 данного закона, в которой написано, что «пришедшие в негодность воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению органами местного самоуправления» [6]. Следовательно, монументы без праха военнослужащих подлежат учёту муниципальной властью.

В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны. Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населённых пунктов, строительных объектов разрабатываются с учётом необходимости обеспечения сохранности воинских захоронений. Предприятия, организации, учреждения и граждане несут ответственность за сохранность воинских захоронений, находящихся на землях, предоставленных им в пользование. Сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления [6].

Органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений,

мемориальных сооружений, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Оренбургской области [6].

Расходы на проведение мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, могут осуществляться за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления, установленной настоящим законом, а также добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц.

В законе также говорится о том, что все воинские захоронения, памятники и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших при защите Отечества, охраняются государством. Однако не уточняется, в чьей компетенции находится государственная охрана — муниципальной власти, государственного органа охраны объектов культурного наследия, иных структур региональной администрации.

Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов» (19.05.1995 г.) даёт определение термину «памятники Великой Отечественной войны» [7]. В ст. 5 закона указано, что к памятникам Великой Отечественной войны относятся скульптурные, архитектурные и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великой Отечественной войны (очевидно, к ним относятся и мемориальные доски). В соответствии с законом федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления ответственны за сохранение памятников Великой Отечественной войны, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне.

Сохранение и реставрация памятников Великой Отечественной войны обеспечиваются выделением средств из бюджетов субъектов Российской Федерации — на памятники регионального значения и местных бюджетов — на памятники местного (муниципального) значения, а также пожертвованиями физических и юридических лиц. И здесь возникает справедливый вопрос: данная норма закона является основанием для выделения средств на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) фе-

дерального, регионального и муниципального значения или на любые другие скульптурные сооружения, посвящённые событиям 1941—1945 гг. (не объекты культурного наследия)? Также в законе написано, что в Российской Федерации сооружаются, сохраняются и реставрируются памятники и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о погибших в Великой Отечественной войне.

Несомненный научный интерес представляют Федеральный закон «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» (от 25.06.2002 г.) и Закон Оренбургской области «Об объектах культурного наследия в Оренбургской области» (от 06.10.2003 г.) [4, 5]. В Оренбуржье на сегодняшний день насчитывается 2633 объекта культурного наследия. Следовательно, памятники истории и культуры монументального искусства составляют 6,8% от всего культурного наследия региона. Их государственной охраной и учётом занимается управление государственной охраны объектов культурного наследия и развития традиционной народной культуры.

Если выделить мемориальную составляющую в федеральном законе, то к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, искусства, социальной культуры. Объекты культурного наследия включают следующие виды: памятники (мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные); ансамбли (некрополи); достопримечательные места (памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей) [4].

К полномочиям органов местного самоуправления относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов. В соответствии с нормами областного закона источниками финансирования мероприятий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, а также выявленных объектов культурного наследия являются: федеральный бюджет; областной бюджет; вне-

бюджетные поступления; местные бюджеты. Из бюджетов муниципальных образований области финансируются мероприятия по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности [4].

Таким образом, руководствуясь действующим федеральным законодательством, для формирования и реализации региональной военно-мемориальной политики целесообразно: 1) разработать и принять областной закон «О военно-мемориальных объектах и сооружениях в Оренбургской области»; 2) принять на уровне региона, городских округов и муниципальных районов долгосрочные целевые программы по сохранению и благоустройству военно-мемориальных сооружений; 3) организовать учёт воинских захоронений, монументов и иных мемориальных сооружений, посвященных погибшим при защите Отечества; памятников Великой Отечественной войны; объектов культурного наследия мемориального искусства, находящихся в муниципальной собственности, и завершить их регистрацию в службе Росреестра; 4) органам местного самоуправления разместить и ежегодно обновлять на официальном сайте муниципальный реестр военно-мемориальных сооружений с обязательным указанием собственника, пользователя, шефской организации, результативности мероприятий по сохранению, объёмов финансирования восстановительных работ каждого объекта. Принятие указанных мер позволит повысить эффективность и ускорит решение проблемных аспектов в деле сохранения, использования, популяризации и государственной охраны военно-мемориального наследия.

Литература

1. Послание Президента Федеральному Собранию. 30 ноября 2010 г. [Электронный ресурс]: сайт Президента России / Администрация Президента Российской Федерации. Москва, 2010. URL: Шр://президент.рф.

2. Рубин В.А. Государственная политика России в сфере сохранения мемориального наследия и её реализация в Оренбуржье // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 2 (16): в 2 ч. Ч. 1. С. 169-173.

3. Распределение объёмов финансирования // Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011 — 2015 гг.: Федеральная целевая программа. Приложение № 5.

4. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ.

5. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Оренбургской области: закон Оренбургской области от 06.10.2003 г. № 495/67-Ш-ОЗ.

6. Федеральный закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» от 14.01.1993 г. № 4292-1.

7. Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов: Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 80-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.