Научная статья на тему 'Меморандум о сотрудничестве государствучастников СНГ в области создания совместимых национальных телемедицинских консультационно-диагностических систем'

Меморандум о сотрудничестве государствучастников СНГ в области создания совместимых национальных телемедицинских консультационно-диагностических систем Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
239
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Меморандум о сотрудничестве государствучастников СНГ в области создания совместимых национальных телемедицинских консультационно-диагностических систем»

Ш.МШШ

1 и информационные

технологии

Актуальные нормативные документы

ОБЗОР АКТУАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ

ДОКУМЕНТОВ

МЕМОРАНДУМ

о сотрудничестве государств-участников СНГ в области создания совместимых национальных телемедицинских консультационно-диагностических систем

I

Правительства государств-участников Содружества Независимых Государств (далее — Правительства), руководствуясь Концепцией дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Планом основных мероприятий по ее реализации в части развития здравоохранения и телемедицины в государствах-участниках СНГ,

выражая свою приверженность целям и принципам положений итоговых документов Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (Женева, 2003 год; Тунис, 2005 год) и 58-й сессии Всемирной организации здравоохранения (WHA 58.28), касающихся развития «электронного здравоохранения» («e-Health»), осознавая международный характер проблемы и необходимость повышения уровня медицинского обслуживания населения в государствах-участниках СНГ на основе расширения услуг «электронного здравоохранения» в интересах здоровья людей, будучи заинтересованными в создании совместимых национальных телемедицинских консультационно-диагностических систем и других систем в области «электронного здравоохранения», отвечающих современным требованиям и стандартам, согласились о нижеследующем:

1. Совместимые национальные телемедицинские консультационно-диагностические системы, создаваемые Правительствами, рассматриваются как приоритетное и перспективное направление развития «электронного здравоохранения», составная и неотъемлемая часть интегрированной телемедицинской системы государств-участников СНГ и в перспективе — общемировой телемедицинской системы.

2. Для целей настоящего Меморандума используемые в нем термины имеют следующие значения:

электронное здравоохранение — экономически эффективная и надежная форма использования информационно-коммуникационных технологий в интересах здравоохранения и связанных с ним областей, включая службы медико-санитарной помощи, медицинского надзора, медицинской литературы, медицинского образования, знаний и научных исследований в области здравоохранения (WHA 58.28);

«электронный паспорт здоровья» («электронная медицинская карта») — совокупность сведений о состоянии здоровья человека в течение его жизни, включая анамнез жизни и заболеваний, результаты медицинских диагностических исследований, вакцинацию, назначения лекарственных препаратов, способы лечения и другие данные, формируемые в электронном виде, доступ к которым и защита которых устанавливаются законодательными актами и обеспечиваются современными информационно-коммуникационными технологиями;

телемедицина — комплекс организационных, финансовых и технологических мероприятий, обеспечивающих деятельность системы дистанционной консультационно-диагностической медицинской услуги, при которой пациент или врач, непосредственно проводящий обследование или лечение пациента, получает дистанционную консультацию другого специалиста, используя современные информационно-коммуникационные технологии;

— отсроченные консультации, консультации в реальном времени, дистанционный контроль за физиологическими параметрами организма пациента, дистанционное проведение диагностических и лечебных манипуляций, медицинские видеоконференции, телеконсилиумы, телесеминары, теле-

1 76 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Актуальные нормативные документы

www.idmz.ru

гааэ, №г

*

wmmm

ьввв

лекции и прочие медицинские услуги, оказываемые с использованием современных информационнокоммуникационных технологий.

3. Правительства будут стремиться:

— повышать доступность и качество телемедицинских услуг, обеспечивать их соответствие международным стандартам на основе создания и развития совместимых национальных консультационно-диагностических телемедицинских систем с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения, Международной организации труда и Международной организации по миграции;

— создавать гармонизированное технологическое пространство для развития телемедицинских услуг;

— определять стратегию развития телемедицинских услуг, согласовывать главные направления и организационные формы сотрудничества при создании и взаимодействии национальных телемедицинских систем и их интеграции;

— содействовать обеспечению финансирования мероприятий по созданию и развитию совместимых национальных телемедицинских систем, в том числе путем реализации пилотных проектов в каждом государстве как за счет собственных средств государств-участников СНГ, так и средств международных организаций.

4. Правительства в соответствии с национальным законодательством будут осуществлять мероприятия, направленные на содействие развитию «электронного здравоохранения» и телемедицины в государствах, включая:

— анализ существующей ситуации по использованию информационно-коммуникационных технологий и формирование потребностей в развитии медицинских услуг;

— инвентаризацию действующей нормативно-правовой базы по вопросам оказания телемедицинских услуг;

— разработку концепций и стратегий развития телемедицинских услуг на основе информационно-коммуникационных технологий, в том числе создания «электронных паспортов здоровья»;

— развитие национальных информационных медицинских систем и корпоративных систем управления здравоохранением в части создания телемедицинских систем и услуг;

— внедрение международных стандартов в сфере «электронного здравоохранения» в государ-ствах-участниках СНГ;

— создание совместных предприятий;

— совместное внедрение научно-технических проектов;

— обмен опытом и специалистами, а также налаживание контактов по вопросам, представляющим взаимный интерес.

5. В целях повышения эффективности сотрудничества и взаимодействия национальных систем здравоохранения государств-участников СНГ Правительства признают в качестве приоритетного направления разработку и реализацию пилотных проектов в области телемедицинских систем, включая проекты:

— консультативно-диагностической телемедицинской помощи;

— профилактического осмотра и диспансеризации населения, включая сельские и труднодоступные регионы, с использованием мобильных телемедицинских комплексов;

— экстренной медицинской помощи;

— экстренной вакцинопрофилактики;

— комплексной помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях;

— специализированной медицинской помощи, включая борьбу с эпидемиями социально опасных заболеваний;

— дистанционного обучения в системе профессионального образования и повышения квалификации персонала учреждений здравоохранения;

— ускоренного внедрения высокотехнологичной медицинской помощи.

6. Правительства будут содействовать обмену информацией в части характеристики состояния и перспектив развития информационно-телекоммуникационных технологий в области телемедицины и других систем «электронного здравоохранения».

7. Пра вительства будут сотрудничать при проведении необходимых исследований и разработок в области телемедицинских услуг и «электронного здравоохранения», создания совместимых национальных телемедицинских систем, в том числе в рамках международных проектов, в решении организационных, правовых, экономических и социальных вопросов, обеспечении информационной безопасности в соответствии с международными нормами и стандартами.

8. В целях создания и развития интегрированной международной телемедицинской системы и других систем «электронного здравоохранения»

в в в в в вв в в в ввв в в в вв в в ввв в в ■ ■ 77 ■

brill

Актуальные нормативные документы

и информационные

технологии

> Правительства будут способствовать согласованию мероприятий, осуществляемых уполномоченными национальными органами в сфере здравоохранения, информационных технологий и связи.

9. В целях согласования вопросов реализации настоящего Меморандума по конкретным международным проектам в области создания совместимых национальных телемедицинских систем и других систем развития «электронного здравоохранения» заинтересованные Правительства будут проводить дву- и многосторонние консультации и совещания и при необходимости образовывать совещательные органы и рабочие группы высокого уровня.

10. Правительства будут осуществлять мероприятия по развитию сотрудничества при создании совместимых национальных телемедицинских кон-

сультационно-диагностических систем государств-участников СНГ и их последующей интеграции в телемедицинскую систему государств-участников СНГ и общемировую телемедицинскую систему.

Проведение совместных мероприятий по развитию сотрудничества осуществляется на принципах равноправия и взаимной выгоды с учетом экономических и географических особенностей каждого государства-участника настоящего Меморандума.

11. Перечень уполномоченных национальных органов, обеспечивающих выполнение настоящего Меморандума, определяется каждым Правительством. Правительства обмениваются перечнями уполномоченных национальных органов, ответственных за реализацию настоящего Меморандума, в течение 30 дней с даты подписания.

Совершено в городе Кишиневе 14 ноября 2008 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящий Меморандум, его заверенную копию.

За Правительство Азербайджанской Республики За Правительство Республики Молдова

За Правительство Республики Армения За Правительство Российской Федерации За Правительство Республики Беларусь За Правительство Республики Таджикистан За Правительство Республики Казахстан За Правительство Республики Узбекистан За Правительство Кыргызской Республики За Правительство Украины

A. Раси-заде (с особым мнением) З. Гречаный (с оговоркой)

Т. Саркисян (с особым мнением)

B. Путин

C. Сидорский А. Акилов

К. Масимов Р. Касымов И. Чудинов

Ю. Тимошенко (с оговоркой)

Особое мнение Республики Армения

1. Республика Армения готова применять на основе взаимности права, обязанности и положения указанного документа в отношении Азербайджанской Республики и полагает, что эффективность полноценной реализации положений документа требует устранения последствий конфликта вокруг Нагорного Карабаха, возникшего вследствие применения Азербайджанской Республикой военной силы против свободно изъявленной воли народа и агрессии в отношении Нагорно-Карабахской Республики.

2. Для Республики Армения настоящий Меморандум вступит в силу после выполнения необходимых внутригосударственных процедур.

Премьер-министр Республики Армения Т. Саркисян

Оговорка Республики Молдова

Республика Молдова будет участвовать в реализации положений Меморандума в той части, в которой они не противоречат требованиям национального законодательства и международным обязательствам Республики Молдова в данной области, в пределах средств национального бюджета, предусмотренных на эти цели.

Для Республики Молдова Меморандум вступит в силу после выполнения внутригосударственных процедур.

Премьер-министр Республики Молдова З. Гречаный

Оговорка Украины

За исключением положений, предусматривающих гармонизацию и унификацию законодательства.

Для Украины Меморандум вступает в силу после выполнения внутригосударственных процедур.

Премьер-министр Украины Ю. Тимошенко

1 78 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Актуальные нормативные документы

www.idmz.ru

гааэ, №г

Ф

рчн

ьвн

СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВЕДЕТСЯ ПО НОВЫМ ФОРМАМ

Приказ Федеральной службы государственной статистики от 28 января 2009 г. № J2 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минздравсоцраз-вития России федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения»

С отчета за 2008 г. введены новые годовые формы статистического наблюдения, сбор и обработка данных по которым ведется в системе Минздравсоцразвития России: № 8 «Сведения о заболеваниях активным туберкулезом»; №12 «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения»; № 13 «Сведения о прерывании беременности (в сроки до 28 недель)»; № 14 «Сведения о деятельности стационара»; № 30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении»; № 31 «Сведения о медицинской помощи детям и подросткам-школьникам»; № 33 «Сведения о больных туберкулезом»; № 47 «Сведения о сети и деятельности учреждений здравоохранения».

Указанные сведения представляются в адреса и сроки, установленные в формах. Даны указания по заполнению форм.

НОВЫЕ ФОРМЫ МЕДИЦИНСКИХ СВИДЕТЕЛЬСТВ О РОЖДЕНИИ И О СМЕРТИ

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 декабря 2008 г. № 782н «Об утверждении и порядке ведения медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 декабря 2008 г. Регистрационный № 13 055.

Утверждены новые учетные формы медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти.

Так, в форме № 103/у-08 «Медицинское свидетельство о рождении» имеются две колонки для внесения отдельно сведений о матери и ребенке. В отличие от прежней формы, в новой указывается занятость матери, но не указывается ее национальность. Кроме того, не отражаются медицинские факторы риска беременности, осложнения родов, акушерские процедуры, осложнения новорожденного, врожденные аномалии.

Форма №106/у-08 «Медицинское свидетельство о смерти» предусматривает новые обстоятельства, в результате которых произошла смерть: военные или террористические действия. Также уточнены важные состояния, способствовавшие смерти, но не связанные с болезнью или патологическим состоянием, приведшим к ней. К ним относятся, употребление алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ, содержание их в крови, а также операции. Кроме того, выделена строка для отражения сведений о наступлении смерти в результате ДТП.

В форме № 106-2/у-08 «Медицинское свидетельство о перинатальной смерти» выделены две колонки для внесения отдельно сведений о матери и ребенке. Не будут указываться критерии живорождения ребенка (плода), оценка по шкале Апгар, число предшествующих беременностей, продолжительность беременности и количество посещений врача (фельдшера).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новые учетные формы должны применяться в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой.

Приказ Минздравсоцразвития России, которым ранее была утверждена документация, удостоверяющая случаи рождения и смерти, признан утратившим силу.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 79 ■

I и информационные

технологии

>

СТАТСВЕДЕНИЯ ПО ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ИНФЕКЦИОННЫМИ И ПАРАЗИТАРНЫМИ БОЛЕЗНЯМИ СЛЕДУЕТ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ПО НОВЫМ ФОРМАМ

Приказ Федеральной службы государственной статистики от 26 декабря 2008 г. № 326 «Об утверждении статистического инструментария для организации Роспотребнадзором федерального статистического наблюдения за заболеваемостью населения инфекционными и паразитарными болезнями»

Утверждаются новые формы статистического наблюдения за заболеваемостью населения инфекционными и паразитарными болезнями.

Сведения об инфекционных и паразитарных болезнях следует направлять ежемесячно (начиная с отчета за январь 2009 года) и ежегодно (начиная с отчета за 2009 год) по формам № 1 и № 2, соответственно.

Установлены порядок и сроки представления форм.

Прежние формы статистического инструментария за заболеваемостью населения инфекционными и паразитарными болезнями признаны утратившими силу.

КАЖДЫЙ ГОД НЕОБХОДИМО СОСТАВЛЯТЬ ОТЧЕТ ОБ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ГРАЖДАНАМ БЕЛАРУСИ

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21 января 2009 г. № 12 «Об утверждении отраслевой статистической отчетности»

Утверждена форма отраслевой статистической отчетности № 1-РБ «Сведения об оказании медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации».

Отчетность составляется ежегодно.

Амбулаторно-поликлинические и больничные учреждения, больницы и станции (отделения) скорой помощи представляют форму №1-РБ органу местного самоуправления. Сводный отчет, подготовленный этим органом, передается в орган управления здравоохранением субъекта РФ, который направляет его в Минздравсоцразвития России.

В отчете отражаются сведения, касающиеся амбулаторно-поликлинической помощи (число обратившихся, число посещений врачей, число выездов на дом, зарегистрированные заболевания); стационарной помощи (число выписанных больных, количество проведенных койкодней, число умерших, состав больных, сроки и результаты лечения); стоматологической помощи (число посещений); скорой помощи (количество и причины выездов).

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС» Тел.: 8 800 200 8888 (бесплатный междугородный звонок), 8 495 647 6238 (для Москвы) Интернет: www.garant.ru

ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Полные тексты документов доступны на сайтах компании «Гарант» и Издательского дома «Менеджер здравоохранения»: www.idmz.ru

80 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.