Научная статья на тему 'МЕМ КАК ДИАГНОСТИРУЮЩАЯ ЕДИНИЦА КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА'

МЕМ КАК ДИАГНОСТИРУЮЩАЯ ЕДИНИЦА КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
300
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕМ / КЛАССИФИКАЦИЯ МЕМОВ / ФУНКЦИИ МЕМОВ / ТИПЫ МЕМОВ / СФЕРЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕМОВ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Борисенко Виктория Александровна, Мкртчян Тамара Юрьевна

Исследуется функционирование мемов в современном коммуникативном пространстве. Наряду с рассмотрением сущности, признаков, функций, типов мемов, представленных в современном Интернет-пространстве, интерес представляет роль мема в организации межличностного общения и манипуляции сознанием коммуникантов, а также его потенциал как диагностирующего средства при определении ключевых проблем современного социума и оказания воздействия на общественное сознание. Проведенный анализ русскоязычных мемов 2020-2022 гг. показал, что ключевое событие 2020-2021 гг. - пандемия новой коронавирусной инфекции - явилось основанием для создания огромного количества мемов о вакцинации, учебе и работе, в то время как мемы первой половины 2022 г. вследствие другого доминирующего в мире события - специальной военной операции России на Украине - в большей степени посвящены темам экономики, бизнеса и политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEME AS A DIAGNOSTIC UNIT OF KEY PROBLEMS IN MODERN SOCIETY

The study is devoted to the functioning of memes in the modern communicative space. Along with consideration of definitions, main features, functions and types of memes presented in the modern Internet space, the role of the meme in the organization of social interaction and manipulation as well as its potential as a diagnostic tool in determining the key problems of society and its influence on public consciousness is the issue of topical interest. Analysis of Russian-language memes of 2020-2022 showed that the key event of 2020-2021 - Covid-19 - was the basis for the creation of a huge number of memes about vaccination, study and work, while the memes of the first half of 2022 due to another world-dominating event - Russia’s special military operation in Ukraine - primarily deal with economics, business and politics.

Текст научной работы на тему «МЕМ КАК ДИАГНОСТИРУЮЩАЯ ЕДИНИЦА КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»

ФИЛОЛОГИЯ

(шифр научной специальности: 5.9.8)

Научная статья УДК 81

doi: 10.18522/2070-1403-2022-94-5-36-42

МЕМ КАК ДИАГНОСТИРУЮЩАЯ ЕДИНИЦА КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

© Виктория Александровна Борисенко1, Тамара Юрьевна Мкртчян2

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия 1vaborisenko@sfedu.ru 2tymkrtchyan@sfedu.ru

Аннотация. Исследуется функционирование мемов в современном коммуникативном пространстве. Наряду с рассмотрением сущности, признаков, функций, типов мемов, представленных в современном Ин -тернет-пространстве, интерес представляет роль мема в организации межличностного общения и манипу -ляции сознанием коммуникантов, а также его потенциал как диагностирующего средства при определении ключевых проблем современного социума и оказания воздействия на общественное сознание. Проведенный анализ русскоязычных мемов 2020-2022 гг. показал, что ключевое событие 2020-2021 гг. - пандемия новой коронавирусной инфекции - явилось основанием для создания огромного количества мемов о вакци -нации, учебе и работе, в то время как мемы первой половины 2022 г. вследствие другого доминирующего в мире события - специальной военной операции России на Украине - в большей степени посвящены темам экономики, бизнеса и политики.

Ключевые слова: мем, классификация мемов, функции мемов, типы мемов, сферы функционирования мемов. Для цитирования: Борисенко В.А., Мкртчян Т.Ю. Мем как диагностирующая единица ключевых проблем современного общества // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 94. № 5. С. 36-42. doi: 10.18522/20701403-2022-94-5-36-42.

PHILOLOGY

(specialty: 5.9.8)

Original article

Meme as a diagnostic unit of key problems in modern society

© Viktoria A. Borisenko1, Tamara Yu. Mkrtchyan2

Southern federal university, Rostov-on-Don, Russian Federation 1vaborisenko@sfeduru 2tymkrtchyan@sfedu.ru

Abstract. The study is devoted to the functioning of memes in the modern communicative space. Along with consideration of definitions, main features, functions and types of memes presented in the modern Internet space, the role of the meme in the organization of social interaction and manipulation as well as its potential as a diagnostic tool in determining the key problems of society and its influence on public consciousness is the issue of topical interest. Analysis of Russian-language memes of 2020-2022 showed that the key event of 2020-2021 - Covid-19 - was the basis for the creation of a huge number of memes about vaccination, study and work, while the memes of the first half of 2022 due to another world-dominating event - Russia's special military operation in Ukraine - primarily deal with economics, business and politics.

Key words: meme, classification of memes, types of memes, functions of memes, scope of memes. For citation: Viktoria A. Borisenko, Tamara Yu. Mkrtchyan Meme as a diagnostic unit of key problems in modern society. The Humanities and Social Sciences. 2022. Vol. 94. No 5. P. 36-42. doi: 10.18522/2070-1403-2022-94-5-36-42.

Введение

Изучение мема как важного средства межличностного общения является актуальной темой многих современных лингвистических исследований. Однако, несмотря на высокую популярность данного феномена, он все еще остается малоизученным и актуальным с точки зрения рассмотрения структуры, тематической направленности, концептуального содержания, поскольку мемы не только оказывают юмористический эффект и положительное эмоци-

ональное воздействие на реципиента, но и влияют на многие сферы жизни современного общества, передают текущие общественные настроения, помогают понять идеологию и проникнуть в общественное сознание. Обсуждение

Термин «мем», впервые появившийся в работе Р. Докинза «Эгоистичный ген», и рассматриваемый им как элемент «культурного кода» общества» [2, с. 374-375], сегодня привлекает к себе внимание все большего количества исследователей из-за интересного и увлекательного способа подачи сюжета и неоднократного повторения. Мемы являются любой популярной идеей во всяком ее представлении и получают широкое распространение во всех сферах нашей жизни, что позволяет исследователям говорить об их сходстве с настоящим вирусом, так как по способу передачи мемы также бесконтрольны и молниеносны [10, с. 67; 5]. Д. Рашкофф, внесший огромный вклад в изучение мемов, называет их инструментами масс-медиа, «медиа-вирусами», подчеркивая тем самым разрушительное свойства мема, способного приносить изменения в обществе и в восприятии людей. Медиа-вирус быстро распространяется средствами массовой информации, а социальные сети и Интернет-пространство становятся его средой обитания. Оболочкой же такого вируса являются действие, слово, идеи, картинки, известные личности [11, с. 3]. М. Кронгауз под мемами понимает речевые клише, которые связаны с конкретной ситуацией или определенным текстом, и которые, становясь популярными, далее «воспроизводятся во множестве других ситуаций, уместно или неуместно» [3, с. 63].

Д.В. Попов называет мем универсальным трансграничным иероглифическим письмом, которое пришло на смену «устному слову как последовательности звуков, письменному слову - как последовательности букв», которое создало свой уникальный метод зашифровки информации при помощи сочетания слов, символов и изображений и, которое позволяет одновременно выразить ряд различных состояний (интеллектуальных, эмоциональных, эстетических, нравственных) [10, с. 68]. Мемы, представляя из себя элементы общения в Интернет-пространстве, дают возможность сочетать текстовую и графическую информацию, комбинировать звуковой ряд и видеоизображение [там же]. Мем можно назвать знаком, к которому не требуются пояснения, принимающим форму фразы, события, звука, изображения с некой конкретной концепцией [9]. Таким образом, главными признаками мема признаются комби-нированность словесной и бессловесной частей, обусловленность контекстом, краткость, внезапность, широкий охват, простое понимание сути и захват внимания [10, с. 67].

Говоря о структуре мема, следует отметить наличие следующих элементов: информация (текст), ссылка на другие сведения (контекст) и имеющаяся уже тема (гипертекст). То есть мемы содержат все вышеперечисленные элементы, создавая особую связь между ними и, в итоге, получается новый оригинальный продукт. В зависимости от наличия/отсутствия прочих элементов, выделяют пять типов Интернет-мемов, функционирующих в современном медиа-пространстве: текстовый мем, мем-картинка, видеомем, гифка, крео-лизованный мем, состоящий из текстовой и визуальной части [13, с. 164-167]. Рассмотрим подробнее обозначенные типы мемов.

1. Текстовые мемы состоят из слов (часто сленговых) («Превед», «Аффтаржжот», «Баян»), словосочетаний («Йа криветко!»), фраз («Это фиаско, братан», «Синк эбаут ит», «Ясно, автору... лет») или же просто являются коротким замечанием или мыслью вслух (такой подвид часто можно встретить в социальной сети «Твиттер»). К данному типу мемов можно также отнести речевые клише, начинающие или оканчивающие высказывание. Например, мем начинается со слов «когда» или «никто», за которыми следует любое высказывание автора. Как правило, такие слова стоят в начале текстовой части мема, полностью занимают первую строчку и используются как «сет-ап»; основная суть мема (чего никто не ждал, о чем никто не просил и т.д.) излагается на следующей строчке. Текстовые мемы описывают простые неловкие ситуации из повседневной жизни «рядовых» пользователей.

2. Мемы-картинки подразделяются на два основных типа. Первый тип представляет из себя популярную и легко узнаваемую иллюстрацию или изображение медийного персонажа таких как «Ждун», «Лягушонок Пепе», «Шрек», «Кермит», «Кот в сапогах» и пр. Второй тип мема-картинки - это «фотожаба», то есть фотография или картинка в комическом стиле обработанные при помощи графического редактора. Пользователи используют мем-картинки для большей наглядности при демонстрации своих эмоций.

3. Видеомемом называют видеоролик, специально снятый в комическом стиле, или же видеосюжет, который получившееся смешным по чистой случайности. Такой тип мемов часто можно встретить на видеохостинге «Ютуб», в то время как остальные типы мемов преобладают в социальных сетях. Популярность того или иного видео-мема оценивается количеством просмотров и лайков.

4. Гифка - это специальный формат, при помощи которого легко воспроизводится простая анимация. Особенностью этого формата является цикличность видео, то есть, заканчиваясь, гифка запускается снова. Быстро завоевав популярность, гифки стали неотъемлемой частью Интернет-мемов. Пользователи сохраняют в таком формате комические моменты из сферы мультимедиа, реальной жизни, или же искусственно-созданные видео. Часто мемом становится гифка сама по себе, но также она может идти с подписью, описанием «сеттинга», что позволяет отнести ее к креолизованным мемам.

5. Креолизованный мем - это двукомпонентный мем, состоящий из вербальной (надпись/подпись) и невербальной (рисунок, фотография, таблица) частей, которые неразрывно дополняют друг друга, и по отдельности теряют свой комический эффект. Часто подпись осуществляет роль завязки, а иконическая часть приводит к некому «пан-ч-лайну» комической развязки [6, с. 2].

Перейдем к рассмотрению ключевых функций мемов. По словам Д. Рашкоффа, задачей мема, введенного в масс-медиа, становится распространение его концепции, идеи с целью оказать влияние на эмоциональную и умственную составляющую человека, то есть на его сознание, эмоции и представления. Воздействующая функция мемов проявляется в их влиянии на такие аспекты жизни индивида, как коммуникация, обучение, работа и даже на мироощущение. Е.Н. Лысенко к основным функциям мемов также относит функцию информирования, репрезентации, трансляции и интеграции, а также эмоциональную и контактоустанавливающую [8, с. 416]. Рассмотрим реализацию данных функций на примере некоторых русскоязычных мемов.

Функция информирования связана со способностью мема указывать на конкретную информацию, без знания которой, пользователь не поймет комичности и сути мема: «Изначально его [мем] понимают только те, кто знает культурный контекст, в котором мем зародился» [12, с. 118]. Эта функция хорошо прослеживается в мемах на тему истории или литературы. Приведем пример функции информирования. На серии соединенных в один мем картинок (мем-комикс) изображен Родион Раскольников, главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион замахивается топором и задевает обухом старушку, спрашивающую его как пройти в библиотеку. Текстовая часть мема, гласящая «Как рубит дрова Родион Раскольников...», информирует читателя об отношении героя к старухе-процентщице - он считает ее ненужным обществу человеком, причиной страданий множества людей, искренне ненавидит её и не видит в ее убийстве ничего противоестественного и греховного - для него она «дрова». Данный мем отсылает реципиента к описанным в произведении событиям, информирует об орудии убийства (в романе Родион убивает старуху- процентщицу обухом) и о том, что он не испытывает при этом никаких угрызений совести.

Функция репрезентации связана со способностью мема выражать свою концепцию, основную идею, передавать мнение отдельно взятого индивида или же группы людей. Например, на картинке изображен кот с ехидной улыбкой, сообщающий, что 2020 г. был всего лишь трейлером к 2021 г. Автор демонстрирует свое мнение о том, что наступивший 2021 год будет наполнен еще большим количеством негативных событий, чем прошедший 2020.

Функции трансляции и интеграции отвечают за передачу взглядов создателя мема, его чувств по отношению к чему-то/кому-то. Эти функции раскрывают потенциал мемов как воздействующей на общество силы, подчеркивают их весомость в медиа сфере. Агитационным характером мемов часто пользуются в коммерческих целях и в политике. Так, например, невербальная часть креолизованного мема представлена двумя изображениями: в верхней части мема-картинки - два кандидата на пост президента США в 2021 году (Дональд Трамп и Джо Байден), в нижней части - действующий президент РФ В.В. Путин, смотрящий на свое отражение в окне. Интеграция этих двух частей картинки и текстовых сообщений в зоне каждой части изображения («Политические битвы в США» и «Политические битвы в России») позволяет выявить транслируемый смысл мема и отношение его автора к процедуре выборов в нашей стране и к ее «вечному» президенту, у которого нет реальных политических соперников: «Выборы без выбора» в России - это нелепо и абсурдно, но неизбежно и реально.

Эмоциональная и контактоустанавливающая функции являются наиболее простыми базовыми функциями любого мема. Они отвечают за коммуникативную составляющую: передачу эмоций, поддержание связи и поднятие настроения. Например, популярным в феврале 2020 г. стал мем со словами «просто здравствуй, просто как дела», где на картинке изображен солист дуэта «Непара». Часто люди пересылают друг другу такие мемы, чтобы начать беседу, расположить собеседника к общению или просто заставить улыбнуться.

Основной сферой распространения и функционирования мемов является виртуальное пространство сетевой коммуникации. Однако мемы давно перестали быть только средством развлечения, они стали массово использоваться в самых разнообразных сферах, начали активно влиять на многие аспекты жизни общества. Одними из самых распространенных сфер применения мемов в манипулятивных целях являются политика, образование и коммерция.

В наше время Интернет-мемы являются эффективным инструментом политической коммуникации. Именно в политической сфере очевидна борьба идеологий. Сфера влияния мемов - мировоззрение, сознание, а их цель - трансформация мировоззрения. При помощи мемов можно описывать и интерпретировать определенные ситуации политической жизни, изменять или поддерживать политические настроения в обществе, что подчеркивает их большой манипулятивный потенциал.

Практическое применение мемов для образовательного процесса предложил А.М. Калугин. Он считает, что если учитель применит мем на уроке, то учебное занятие станет более запоминающимся для обучающихся. Благодаря такому свойству мема, как «захват» внимания, он «вцепляется» в память. «Мем ничего не говорит напрямую, иносказательно намекает на важные проблемы, имея при этом несерьезную, полушутливую, провокационную, легкую для запоминания форму» [4]. Мемы помогают учителю сфокусировать внимание учащихся на теме урока и закрепить изученный материал. Ученик должен, по мнению А.М. Калугина, сначала получить необходимую информацию, а далее, с помощью мемов, закрепить свои знания. Однако мемы могут быть использованы со злым или провокационным умыслом, чтобы преднамеренно унизить и оскорбить целую группу людей и меньшинств, навязать недопустимые и неприемлемые концепции и т.д. Но, в основном, мемы служат не столько средством целенаправленного негативного воздействия, сколько играют развлекательную и познавательную роль.

Еще одной сферой активного использования мемов в манипулятивных целях стала коммерция. В статье М.В. Лукьянчиковой и Э.Н. Бердниковой [7] мемы рассматриваются в качестве способа рекламирования товара, средства манипуляции покупателями. Отмечается, что они обладают такими полезными бизнес-свойствами, как быстрота распространения, простота в понимании, привлечение аудитории к взаимодействию (при помощи лайков и комментариев) и лёгкость создания, что и делает их мощным «рычагом» медиа-маркетинга. Для данного феномена существует даже специальный термин - «рекламный мем». Такое явление часто встречается в социальных сетях, куда оно органично вписывается, потому что именно там циркулируют все популярные мемы [7, с. 55].

По мнению Е.И. Головановой и Н.В. Часовского мемы стали полноценной частью СМИ. В статье «Интернет-мем как элемент визуализации в СМИ» авторы подчеркивают способность мема привлекать внимание к нашумевшим событиям и даже менять мнение общества по отношению к ним. Но в отличие от традиционных средств массовой информации, журналистом может стать буквально каждый пользователь, освещающий какую-либо новость в таком простом и понятном виде, как мем, что примечательно еще и тем, что помогает развить креативный потенциал не только рядовых создателей мемов, но и профессиональных репортеров для успешной конкуренции за внимание целевой аудитории [1, с. 138].

Как уже отмечалось ранее, мемы в высшей степени восприимчивы к любым переменам в общественной жизни. Нетрудно заметить, что сдвиги в социальной и политической сферах приводят к возникновению большого числа тематических мемов, что в очередной раз доказывает, насколько хорошо мемы отражают культурный код общества, настроения людей, их ценности и идеологию, позволяют определять ключевые социальные и экономические проблемы. Проследим диагностирующий потенциал мемов на примере тематической классификации мемов 2020-2022 гг.

Проведенный анализ русскоязычных мемов за 2020-2022 гг. показывает, что основными тематическими группами их употребления являются здоровье, образование, работа, экономика и политика. Ключевое событие 2020-2021 гг. - пандемия новой коронавирусной инфекции (Covid-19) - нашло отражение в большом количестве мемов всех вышеупомянутых групп. Эта непростая ситуация, затронувшая каждого члена нашего общества, прежде всего, отразилась в мемах о здоровье, а именно о самоизоляции, ношении масок, мытье рук, разработке вакцины, как способах уберечь себя от вируса и выжить в этой непростой реальности.

В сфере образования тоже настали большие перемены. Оживленное обсуждение как родителями, так и самими школьниками плюсов и минусов дистанционного обучения не могло не отразиться на появлении и многочисленном тиражировании мемов про онлайн занятия. В тематической группе «работа» преобладают мемы о сложности работы из дома, с вечно мешающими детьми и домашними питомцами. Мемы на экономическую тему в основном посвящены понижению доходов населения и росту безработицы. Много мемов в данной тематической группе о росте цен на лекарства в аптечных сетях, о дороговизне дезинфицирующих средств, масок и перчаток в магазинах, о нехватке основных товаров народного потребления в начале пандемии. Политические мемы, в основном, были посвящены выборам президента США, выходу Великобритании из Евросоюза и скандалу вокруг Навального. Как видно, ключевое событие прошлого года повлекло за собой создание огромного количества мемов, которые демонстрируют широкий спектр эмоций и чувств россиян и позволяют диагностировать их отношение к событиям и переменам в их жизни.

Проведенный анализ мемов первой половины 2022 года показал, что ключевое событие наступившего 2022 года - специальная военная операция России в Украине, отодвинувшая на второй план многие другие крупные события (такие, как 24-е зимние Олимпийские игры в Пекине и вспышка оспы обезьян в апреле 2022 г.) - привело к созданию большого количества мемов на темы экономики и политики. Наиболее популярными являются мемы отражающие панику, связанную с уходом многих иностранных компаний с российского рынка, грядущим дефицитом некоторых товаров, безработицей, инфляцией и ростом цен. Кроме того, преобладают мемы на тему санкций, введенных против России, и ответный удар России в виде продажи газа Евросоюзу за рубли и блокировки Россией соцсетей Facebook, Twitter, Instagram.

Выводы

В большом информационном потоке мемы привлекают к себе огромное внимание коммуникантов, и сегодня тяжело найти человека, который бы не прибегал к использованию мемов в своей переписке с родственниками, друзьями и коллегами в социальных сетях и мес-сенджерах. На сегодняшний день имеется достаточно работ, внесших большой вклад в понимание феномена «мем», его культурной значимости, роли в обществе, способности создавать

перемены и определять ход истории. Рассмотрев основные функции, признаки, особенности и сферы функционирования Интернет-мемов в современном коммуникативном пространстве, мы приходим к выводу, что мемы не только пользуются огромной популярностью в нашем обществе, но и обладают огромным коммуникативным, воздействующим и диагностирующим потенциалом, а их исследование остается актуальным и перспективным направлением.

Список источников

1. Голованова Е.И., Часовский Н.В. Интернет-мем как элемент визуализации в СМИ // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5. С. 136-139.

2. Докинз Р. Эгоистичный ген. М.: ЛитРес, 2016. 610 с.

3. Змазнева О.А., Исаева Н.В. Феномен Интернет-Мема // Русская Речь. 2014. № 3. С. 62-64.

4. Калугин А.М. Интернет-мемы как средство формирования интереса у учащихся к уроку истории. 2017. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-memy-kak-sredstvo-formirovaniya- interesa-u-uchaschihsya-k-uroku-istorii (дата обращения 10.06.2022).

5. Кронгауз М.А. Мемы в интернете: опыт деконструкции // Наука и жизнь. 2012. № 11. -URL: https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/431893/Memy_v_internete_opyt_ dekonstruktsii (дата обращения 15.01.2021).

6. Куценко С.Ю. Креолизованный контент как основа современных социальных медиа // Евразийское научное объединение. 2019. № 1-7 (47). С. 370-372.

7. Лукьянчикова М.В., Бердникова Э.Н. Специфика использования интернет-мемов в маркетинговых целях // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2017. № 4(30). С. 53-58.

8. Лысенко Е.Н. Интернет-мемы в коммуникации молодежи // Вестник СПбГУ. Социология. 2017. Т. 10. Вып. 4. С. 410-424.

9. Петров И. Мем - это вирус ума. - URL: https://www.cossa.ru/234/2414/ (дата обращения 12.06.2022).

10. Попов Д.В. Мем как средство коммуникации, сетевая ценность и фактор развития культуры // Научный вестник Омской Академии МВД России. 2016. № 3. С. 13-34.

11. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М.: Ультра. Культура. 2003. 368 с.

12. Хавторина Ю.В. «Интернет-мемы» в рекламе: способ создания универсального кросскультурного языка или причина деградации? // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2017. № 2. С. 116-117.

13. Щурина Ю.В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации // Научный диалог. 2012. № 3. С. 164-167.

References

1. GolovanovaE.I., ChasovskyN.V. Internet meme as an element of visualization in the media // Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2015. No. 5. P. 136-139.

2. Dawkins R. Selfish gene. M.: LitRes, 2016. 610 p.

3. Zmazneva O.A., Isaeva N.V. Internet meme phenomenon // Russian Speech. 2014. No. 3. P. 62-64.

4. Kalugin A.M. Internet memes as a means of forming students' interest in the history lesson. 2017. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-memy-kak-sredstvo-formirovaniya-in-teresa-u-uchaschihsya-k-uroku-istorii (accessed 10.06.2022).

5. Krongauz M.A. Memes on the Internet: the experience of deconstruction // Science and Life. 2012. No. 11. - URL: https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/431893/ Memy_v_internete_opyt_dekonstruktsii (accessed 15.01.2021).

6. Kutsenko S.Yu. Creolized content as the basis of modern social media // Eurasian Scientific Association. 2019. No. 1-7 (47). pp. 370-372.

7. Lukyanchikova M.V., Berdnikova E.N. The specifics of the use of Internet memes for marketing purposes // Human Science: Humanitarian Studies. 2017. No. 4(30). pp. 53-58.

8. Lysenko E.N. Internet memes in youth communication // Bulletin of St. Petersburg State University. Sociology. 2017. Vol. 10. Issue. 4. P. 410-424.

9. Petrov I. Meme is a mind virus. - URL: https://www.cossa.ru/234/2414/ (accessed 12.06.2022).

10. Popov D.V. Meme as a means of communication, network value and a factor in the development of culture // Scientific Bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. No. 3. P. 13-34.

11. Rashkoff D. Mediavirus. How pop culture secretly influences your consciousness. M.: Ultra. Culture. 2003. 368 p.

12. Khavtorina Yu.V. "Internet memes" in advertising: a way to create a universal cross-cultural language or a cause of degradation? // Economic and social-humanitarian researches. 2017. No. 2. P. 116-117.

13. Shchurina Yu.V. Internet memes as a phenomenon of Internet communication // Scientific dialogue. 2012. No. 3. P. 164-167.

Статья поступила в редакцию 07.09.2022; одобрена после рецензирования 17.09.2022; принята к публикации 25.09.2022.

The article was submitted 07.09.2022; approved after reviewing 17.09.2022; accepted for publication 25.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.