Научная статья на тему 'ЧТО ЕСТЬ МЕМ? МЕМ КАК МАРКЕР ЭПОХИ, ИНФОПОВОД И РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ'

ЧТО ЕСТЬ МЕМ? МЕМ КАК МАРКЕР ЭПОХИ, ИНФОПОВОД И РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
293
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕМ / МЕДИАВИРУС / ВИРУС СОЗНАНИЯ / МЕМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Федорова М.А.

Мем полностью интегрировался в социальную жизнь. Мем существует не только онлайн как интернет-мем, он также способен жить и размножаться оффлайн. Общество окружено мемами: из-за клипово-сти мышления общество думает мемами, измеряет эффективность медиа в мемах, по мемам без труда можно отследить происходящие в обществе события. Так что же все-таки есть мем?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHAT IS A MEME?MEME AS A MARKER OF THE ERA, NEWSWORTHY EVENT AND ENTERTAINMENT CONTENT

Meme has completely integrated into social life. Meme lives online as an Internet meme, as well as it lives and multiplies offline. The society is surrounded by memes: because of the clip-thinking mentality society thinks memes, measures the effectiveness of media in memes, memes make it is easy to trace events occurring in society without difficulty. So what is a meme?

Текст научной работы на тему «ЧТО ЕСТЬ МЕМ? МЕМ КАК МАРКЕР ЭПОХИ, ИНФОПОВОД И РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ»

М.А. Федорова

Алтайский государственный университет тазка/ейогоиа@пЪох. ги

Научный руководитель - д. филос. н., проф. Т.А. Семилет

ЧТО ЕСТЬ МЕМ? МЕМ КАК МАРКЕР ЭПОХИ, ИНФОПОВОД И РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ

Аннотация

Мем полностью интегрировался в социальную жизнь. Мем существует не только онлайн как интернет-мем, он также способен жить и размножаться оффлайн. Общество окружено мемами: из-за клипово-сти мышления общество думает мемами, измеряет эффективность медиа в мемах, по мемам без труда можно отследить происходящие в обществе события. Так что же все-таки есть мем?

Ключевые слова: мем, медиавирус, вирус сознания, маркер эпохи, мемплекс, культурген

Автором первого упоминания о мемах стал биолог Ричард До-кинз. В своем обширном труде «Эгоистичный ген» он рассказал о неких базовых единицах - мемах. Он определил мем как базовую единицу культурной информации. Они, подобно генам, подвержены отбору, мутации и искусственной селекции. Тогда и возникла наука ме-метика. Однако она не получила моментального распространения.

Немногим позже вслед за Докинзом концепция мемов стала развиваться американскими биологами и социологами Эдвардом Осбор-ном Уилсон и Чарльзом Ламсденом. Исследователи предложили концепцию «культургена», так же построенную на аналогии между механизмами передачи генетической и культурной информации.

Сюзен Блэкмор во всех своих работах, предшествующих труду «Мем-машина», использовала термин «мем» применительно к любой информации, которая копируется людьми: истории в книгах, идеи, воплощенные в новых технологиях, веб-сайты и так далее. Причину этого Блэкмор объясняет тем, что не видит принципиального различия между «естественными» для человека мемами (как слова, привычки, мода, искусство и религия) и мемами «искусственными» (веб-сайты и высокотехнологичные товары). В то же время исследователь отмеча-

ет, что интуитивно все же очевидно отличие естественных и искусственных мемов [1].

В труде Томаса Бретта «Руководство по мемам: путеводитель пользователя по вирусам сознания» конкретизируется выдвинутый Ричардом Докинзом концепт: «Мемы - это фундаментальные воспроизводящиеся единицы культурной эволюции. Заразные информационные паттерны, которые воспроизводятся паразитически, инфицируя сознание людей и видоизменяя их поведение, заставляя их распространять этот паттерн. Отдельные слоганы лозунги - заклинания, музыкальные мелодии, визуальные изображения, изобретения, мода -типичные мемы» [1].

Резюмируя, стоит определить мем как самореплицирующийся культурный код. Он может видоизменяться, комбинироваться и разделяться, чтобы формировать новые мемы.

Такое уникальное явление, как мем, следует рассмотреть с разных позиций, чтобы определить все его грани. Определив все существующие грани мемического объекта, можно воссоздать его - увидеть полную картину.

1. Мем как маркер эпохи.

Мем являет определенный след в бытии культуры, в котором заложены как положительные, так и отрицательные импульсы. Одновременно мемический образ благоприятствует рождению нового, вызывая дальнейшее его развитие, и в то же время паразитирует в современности на духовной пустоте и имморализме. Мем становится привычным, даже обыденным явлением, не требуя от потребителя рефлексивности.

Яркими и наиболее древними примерами такого типа мемов являются религиозные постулаты. 10 заповедей Библии есть мем, а именно:

Возлюби Бога всем сердцем своим.

Не сотвори себе кумира.

Не произноси имя Господа напрасно.

Шесть дней работай, седьмой отдай Богу.

Почитай отца твоего и матерь твою.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не лжесвидетельствуй.

Не возжелай жены ближнего своего и ничего чужого.

Первоначально функциональная направленность заповедей заключалась в моральном самоопределении. Это ортодоксальные правила жизни каждого. Соответственно эти тезисы транслировались из поколения в поколение, однако со временем они приобретали все новые значения, все более представляя собой культурную ценность, нежели религиозную. Учитывая основные маркирующие признаки мема (популярность и реплицируемость), можно однозначно говорить о принадлежности 10 заповедей к разновидности мема. Такой мем является маркером эпохи теоцентризма.

Также мемами, обнажающими отрезки эпохи, являются лозунги.

Так, древнегреческий лозунг «Хлеба и зрелищ» есть маркер эпохи жестоких римских развлечений. Эта крылатая фразу первоначально была составляющей 10 Сатиры Ювенала, где автор противопоставлял приземленные интересы римского народа его героическому прошлому.

Политический лозунг «Цель оправдывает средства» был создан итальянским мыслителем Николо Макиавелли в труде «Государь». Он был сформулирован во время Великой французской революции. Эта вырванная из контекста изначально стала политическим мемом, защищающим вседозволенность во время революции. Немаловажно, что трансформируясь и модифицируясь, этот мем остался жив и сегодня, неся тот же политический посыл.

Наиболее яркие примеры мемов-маркеров можно проследить во время Великой Отечественной войны. Такие известные по сей день формулировки часто встречаются как в исторической литературе, так и, трансформируясь и неся несколько иной, скорее иронический посыл, в Интернете.

К таким можно отнести лозунг «Родина-мать зовет». Это не просто голый текстовый мем, это креолизованный мем. Что касается его нынешнего состояния упомянутого мема, сегодня используется в виде креолизованного мема, но неизменной остается лишь иконическая часть. Сеть пестрит подобными мемами с текстом «Родина-мать зовет... танцевать/делать уроки. Также встречаются пародии «Кузькина мать зовет» и т.д.

Такая же ситуация возникает и с другими советскими плакатами. Креолизованный мем «Нет!», призывающий бороться с пьянством, подвергается различной трансформации в Сети. Стал мемом и плакат «Не болтай», его также адаптируют, добавляя посторонние смыслы.

Важно не путать сущность понятий, называя все советские плакаты мемами. Если вышеупомянутые подходят под это определение, став тиражируемым, самореплицирующимся феноменом естественного происхождения, то огромная масса подобных плакатов потерялись во времени, так и не став мемами.

Что качается современности, тенденция сохраняется. Мемами становятся фразы, сказанные медийными личностями. Таким образом родился мем «Денег нет, но вы держитесь». Первоначально нынешний мем был частью высказывания премьер-министра Дмитрия Медведева во время визита в Крым в ответ на жалобы пенсионеров на размер пенсии в 2016 году. Этот прецедент вызвал настолько сильный ажиотаж, что начал тиражироваться миллионами, превратившись тем самым в образцовый мем. Причем этот мем обрел всевозможные мемические формы.

2. Мем как инфоповод.

На мой взгляд, стоит именно так охарактеризовать данный тип мема, так как речь пойдет о феноменах, представляющих общественную реакцию на некое событие.

Последнее невероятно резонансное событие, всколыхнувшее общество, - это эфир от 31.01.2017 «Пусть говорят. В разгар вечеринки». Передача была посвящена обсуждению изнасилования несовершеннолетней Дианы Шурыгиной. Весь ажиотаж изначально вспыхнул вокруг наказания фиктивного 21-летнего насильника на 8 лет строгого режима. После эфира общественность была крайне возмущена поведением девушки на ток-шоу. Запутанное дело вкупе с несоответствующим поведением жертвы изнасилования вызвали шквал мемов в Рунете. Мемы о Диане представляли собой креолизованные: использовались скриншоты с программы или фото девушки, приправленные ее фразами, вырванными из контекста. Это привело к удивительному явлению - сама Диана Шурыгина стала мемом, благодаря чему обрела бешеную популярность. Именно это явление обсуждалось на последних передачах «Пусть говорят» из «цикла Шурыгиной». К таким ме-мам относятся «На донышке», «8 лет строгача», «Хотите сказать -

скажите молча», «Водочки нам принеси - пацанов щас на 8 лет сажать будем» и т.д.

Такие мемы условно названы инфоповодом, так как никакие СМИ не в силах игнорировать такие общественные волнения, переданные в мемах. Именно этот резонанс становится инфоповодом.

3. Мемы как развлекательный контент.

Сегодня мем ассоциируется именно с сетевыми шутками, обрамленными в одну из четырех возможных мемических форм.

К таким относится цикл мемов про Ждуна. Ждун - это скульптура Маргрит ван Брифорт, созданная специально для нидерландского Лейденского университета. С помощью Ждуна художник изобразила ребенка, который ждет приема у врача. В Рунете персонаж был назван Ждуном. Впоследствии мемические изображение мема «Ждун» трансформировалось, приобретая все новые обрамления. Причем, новые смыслы мем приобретает с добавлением тестовой составляющей. Так иконический мем становится креолизованным.

Похожая ситуация ранее наблюдалась с Грэмом, человеком, способным выжить в ДТП. Австралийская художница по госзаказу создала модель такого человека, которую назвали Грэм. В Рунете его прозвали «символом пофигизма», способного выжить абсолютно в любой ситуации.

Также большую популярность в 2016 году обрели ряд мемов «Будь как Петя», «Я человек простой», «Законом не запрещено - парю, где хочу», «Школьник в болоте», «Ожидание -реальность», «Шла-коблокунь», «Нельзя так просто взять и.», и, конечно, «Кот Вжух!».

Также мем «Проблема с доступом с Джой казино» не обошел мимо ни одного Интернет -пользователя. Эта фраза стала символом неизбежной надоедливой рекламы, которую вставляют во все паузы или молчаливые напряженные моменты фильма. «Проблемы с доступом к Джой казино» также приобретали всевозможные формы и различные саркастические смыслы.

4. Мем-медиавирус.

Нельзя не упомянуть еще один важный мемический аспект - это медиавирус. Этот аспект развис и объяснил Дуглас Рашкофф в одноименном труде «Медиавирус». Автор называет медиавирусами некие медиа-события, вызывающие подлинные социальные перемены [5]. Следовательно, медиавирус как разновидность мема

есть реакция, оценка социальных событий, вызывающих подлинные социальные перемены. Мем имеет вирусную природу, однако нельзя отождествлять понятия «мем» и «медиавирус».

Медиавирус - это лишь кусок пирога под названием «Мем». Медиавирусы, распространившись по всему «организму» инфосферы, распространяются в сетях медиа-пространства. Вирусное начало такого феномена объясняется имеющимся вирусным остовом. Интернет - благоприятная среда для размножения мемов. Интернет -мем - единица информации, объект, который спонтанно получил популярность, обслуживаемой информационными технологиями. Мемы имеют свойство, попав в сознание человека, подобно вирусу закрепляться в нем и вынуждать «носителя» прилагать усилия для его распространения. Люди являются переносчиками таких медиавирусов, причем невольно. Так, распространяется вирус, не имеющий реального смысла или практической пользы. Отдельная отрасль медиавирусов - вирусная реклама, суть которой заключается в искусственном конструировании мемов, способных понравиться человеку и заставить его пересылать рекламное сообщение друзьям и знакомым.

В 2016-2017 г. ярким примером медивируса стал ролик из Сиднейского зоопарка Таронга. Работник зоопарка Грейг Тонкинс ударил кенгуру, который душил его собаку. Ролик, захватил Интернет в декабре 2016 г., но снят был еще в июле прошлого года. СМИ долго спорили о правомерности действий работника зоопарка. Защитники животных требовали уволить сотрудника зоопарка, но руководство решило не идти на поводу у группы активистов.

К ярким вирусным мемам можно отнести различные музыкальные клипы. Как правило, вирусными становятся возмущающие эпатажные ролики. Последним подобным явлением, взорвавшим весь Рунет, стало появление клипа «Тает лед» малоизвестной украинской группы. Клип на этот музыкальный трек набрал более 10 млн просмотров на УоиТиЬе. Интересен факт трансформации изначально аудиовизуального мема во всевозможные мемические формы. Текстовый мем «Между нами тает лед» существует как самостоятельно, так и в интеграции с изображениями, становясь креолизованным.

Резюмируя, стоит процитировать Т.Е. Савицкую, которая в работе «Интернет-мемы как феномен массовой культуры» писала: «Варианты в новых медиа сегодня крайне разнообразны, а потому вопрос этот трудно решаем на практике; сетевое творчество развивается настолько быстро, а палитра возможных модификаций мемов настолько широка, что сам «список» вариантов данных коммуникативных сообщений остается, видимо, надолго открытым» [6].

Мемы способны приобретать самые неожиданные формы. Мемы прочно интегрировались во все сферы человеческой жизни При этом мемы иносферы, интернет-мемы, занимают отдельную нишу. Как говорил Левинсон, мем - переломный момент в культурной и социальной эволюции человечества. Мемы изменяют поведение людей, трансформируют их разум, ставят под сомнение устоявшиеся убеждения, меняют общество, не говоря уже об их беспрецедентном влиянии на покупательское поведение человека. [4] Мем -эффективное оружие, которое стоит применять для привлечения внимания к глобальным проблемам.

Литература

1. Блэкмор С. Третий репликатор эволюции: гены, мемы - что дальше? // New Scientist. 2009. № 2719. С. 118-123.

2. Бретт Т. Руководство по мемам: путеводитель пользователя по вирусам сознания. Электронный ресурс. URL:

http://asocial.narod.ru/material/memes.htm (дата обращения: 15.05.2017).

3. Докинз Р. Эгоистичный ген. - М.: Corpus, 2013. - 512 с.

4. Левинсон Дж. К. Партизанская креативность. - М., 2007.

5. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура воздействует на ваше сознание. - Екатеринбург. : У-Фактория, 2003. - 368 с.

6. Савицкая Т.Е. Интернет-мемы как феномен массовой культуры. Электронный ресурс. URL: http :// inf oculture.rsl. ru/NIKLib/althome/news/KVM_archive/artic les/2013/ 03/2013- 03_r_kvm-s3.pdf (дата обращения: 15.05.2017).

Fedorova Maria A.

Altai State University

What is a Meme?Meme as a Marker of the Era, Newsworthy Event and Entertainment Content

Abstract

Meme has completely integrated into social life. Meme lives online as an Internet meme, as well as it lives and multiplies offline. The society is surrounded by memes: because of the clip-thinking mentality society thinks memes, measures the effectiveness of media in memes, memes make it is easy to trace events occurring in society without difficulty. So what is a meme?

Key words: meme, media virus, consciousness virus, epoch's marker, memplex, cultigen

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.