Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ-МЕМ КАК МЕТОД ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ'

ИНТЕРНЕТ-МЕМ КАК МЕТОД ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1277
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политический процесс / политическая коммуникация / медиа / Интернет / интернет-мем / видеомем / мем-картинка / текстовый мем / креолизованный мем / political process / political communication / media / internet / internet meme / video memes / picture meme / text meme / creolized meme

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Напалкова Ирина Геннадьевна, Семенов Алексей Сергеевич

В данной статье рассмотрен современный метод политической коммуникации – интернет-мем, который может выступать как средством выражения политического мнения широкой общественности, так и быть своеобразным индикатором политического рейтинга субъекта политической кампании. Анализируются разновидности интернет-мемов, релевантные в политической среде, в частности: текстовые, картинки, креолизованные мемы и др., а также рассмотрены их примеры. Текущая обострившаяся политическая обстановка в связи с проведением специальной военной операции войсками России на Украине по демилитаризации и денацификации породила большой всплеск мемотворчества. Авторы приходят к выводу, что потенциал воздействия данной технологии на общественность высок, что объясняется его быстрым вирусным распространением, широким охватом и точной ориентацией на целевую аудиторию, мем адаптируется под разные жанры, кодирует эмоции, чувства, ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET-MEME AS A METHOD OF POLITICAL COMMUNICATION

This article discusses a modern method of political communication – an Internet meme, which can act as a means of expressing the political opinion of the general public, and be a kind of indicator of the political rating of the subject of a political campaign. The varieties of Internet memes relevant in the political environment are analyzed, in particular: text, pictures, creolized memes, etc., and their examples are considered. The current aggravated political situation, in connection with the conduct of a special military operation by Russian troops in Ukraine on demilitarization and denazification, has given rise to a large surge of meme-making. The authors conclude that the potential of using this technology on the public is high, which is explained by its rapid viral spread, wide coverage and accurate orientation to the target audience, the meme adapts to different genres, encodes emotions, feelings, values.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ-МЕМ КАК МЕТОД ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ»

УДК 32.019.51

DOI: 10.24411/2618-8120-2022-2-55-72

И. Г. Напалкова

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»,

Саранск, Россия, e-mail: zamisi@yandex.ru

А. С. Семенов

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»,

Саранск, Россия, e-mail: sa8510@yandex.ru

ИНТЕРНЕТ-МЕМ КАК МЕТОД ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

В данной статье рассмотрен современный метод политической коммуникации - интернет-мем, который может выступать как средством выражения политического мнения широкой общественности, так и быть своеобразным индикатором политического рейтинга субъекта политической кампании. Анализируются разновидности интернет-мемов, релевантные в политической среде, в частности: текстовые, картинки, креолизованные мемы и др., а также рассмотрены их примеры. Текущая обострившаяся политическая обстановка в связи с проведением специальной военной операции войсками России на Украине по демилитаризации и денацификации породила большой всплеск мемотворчества. Авторы приходят к выводу, что потенциал воздействия данной технологии на общественность высок, что объясняется его быстрым вирусным распространением, широким охватом и точной ориентацией на целевую аудиторию, мем адаптируется под разные жанры, кодирует эмоции, чувства, ценности.

Ключевые слова: политический процесс, политическая коммуникация, медиа, Интернет, интернет-мем, видеомем, мем-картинка, текстовый мем, креолизованный мем.

I. G. Napalkova

National Research Ogarev Mordovia State University,

Saransk, Russia, e-mail: zamisi@yandex.ru

A. S. Semenov

National Research Ogarev Mordovia State University,

Saransk, Russia, e-mail: sa8510@yandex.ru

INTERNET-MEME AS A METHOD OF POLITICAL COMMUNICATION

This article discusses a modern method of political communication - an Internet meme, which can act as a means of expressing the political opinion of the general public, and be a kind of indicator of the political rating of the subject of a political campaign. The varieties of Internet memes relevant in the political environment are analyzed, in particular: text, pictures, creolized memes, etc., and their examples are considered. The current aggravated political situation, in connection with the conduct of a special military operation by Russian troops in Ukraine on demilitarization and denazification, has given rise to a large surge of meme-making. The authors conclude that the potential of using this technology on the public is high, which is explained by its rapid viral spread, wide coverage and accurate orientation to the target audience, the meme adapts to different genres, encodes emotions, feelings, values.

Keywords: political process, political communication, media, internet, internet meme, video memes, picture meme, text meme, creolized meme.

Введение

В современном информационном обществе остро стоят вопросы поиска и использования новых способов политической коммуникации, влияющих на политическую мобилизацию граждан, потому что, как отмечает Н. Бордюжа, Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности в 2003-2016 гг., «фактически информационная деятельность превращается в своего рода оружие, которым пользуются некоторые политические силы» [4]. Одним из новых элементов современной цифровой культуры стал политический интернет-мем. Использование интернет-пространства для коммуникаций позволяет значительно удешевить и упростить политическое взаимодействие большого числа людей, нивелировать пространственные и временные факторы.

Мем (или медиамем) - это особый род медиа сообщения, краткий фрагмент медийного текста, сочетающий в себе информационное содержание с яркой упаковкой и подвергающийся благодаря этому многократному копированию в культурной среде заинтересованной аудиторией [27, с. 18]. Он становится выражением ценностей того или иного сообщества, создает его внутренние «языки», «шифры», «коды», фиксирует значимые символы и ритуалы и т. д. Специфика же интернет-коммуникации предопределяет создание «идеальной среды для существования и развития смеховой стихии» лежащей в основе мема [28, с. 160].

Согласно концепции медиапространства, разработанной Д. Рашкоффом, мем относится к медиа-вирусам (медиа-событиям, вызывающим подлинные социальные перемены), в качестве которых могут выступать «событие, изобретение, технология, система идей, музыкальная фраза, визуальный образ, научная теория, сексуальный скандал, стиль одежды или даже поп-знаменитость - главное, чтобы она, оболочка, привлекала наше внимание» [18, с. 10].

Интернет-мем на уровне жанровых признаков имеет много общего с политической карикатурой, а именно обладает юмористической составляющей,

адресностью, завершенностью и лаконичностью [14, с. 70]. Однако, политические карикатуры создаются профессионалами с целью пропаганды или контрпропаганды, в то время как политические интернет-мемы позиционируются как проявление своеобразного народного творчества, фиксируемого и тиражируемого в интернет-пространстве (существует множество сервисов, т. н. мемогенераторов, позволяющих любому желающему создавать и делиться мемами). Хотя нередко они генерируются и внедряются самими политическими акторами, мимикрируя под массовое творчество, т. н. форсед мемы или кооптированные мемы (возникшие спонтанно, но активно раскручивающиеся заинтересованной стороной).

Эксперты также считают мемы разновидностью прецедентных феномененов, которые имеют «надличностный характер, хорошо известны представителям национального лингвокультурного сообщества, обладают признаками актуальности и рекуррентности, значимы для коммуникантов с точки зрения когнитивной оценки ситуации, полученной информации и эмоционального опыта» [6, с. 232]. Мемы апеллируют к определенным эмоциям: как положительным (радость, восхищение, ликование, восторг, улыбка и т. п.), так и отрицательным (гнев, обида, страх, отвращение, тоска, ненависть, испуг и т. п.).

Одной из значимых функций политического мема, помимо интерпретации политической ситуации, формирования имиджа, дискредитации оппонентов, является компенсация отчуждённости. Как отмечают Е. В. Бродовская и

B. А. Лифанова [5, с. 5], мем способен быстро дать человеку ощущение своей принадлежности к группе и на его основе полноценно вступить в коммуникацию, благодаря структуре социальных сетей, подразумевающей возможность завязывания новых контактов разными путями.

В рамках актуализированного предметного поля можно выделить несколько исследовательских направлений.

Во-первых, теоретико-методологические работы по проблемам политической коммуникации под авторством А. А. Албогачиева [2],

C. Д. Гаврилова [7], Ю. И. Детинко и Л. В. Куликовой [10], М. А. Родионова [19] и др. - Особое внимание уделяется увеличению объемов непрямой коммуникации в политике, росту возможностей манипулятивных технологий, используемых в информационном противоборстве, созданию иллюзий сближения власти и общества, росту информационных шумов, происходящему за счет увеличения объема информации, информационных потоков и количества потенциальных акторов в пространстве политической коммуникации и др.

Во-вторых, использование интернет-коммуникации в т. ч. в политической практике рассмотрено в публикациях Ю. Д. Артамоновой и С. В. Володенкова [3], М. Н. Грачева и Р. В. Евстифеева [9], О. И. Зазнаева и Э. И. Авзаловой [13], Н. К. Радиной [17] и др. Исследователи подчеркивают, что спонтанному распространению среди интернет-пользователей подвержена далеко не всякая информация, а только та, которая «каким-либо образом оставляет многих пользователей неравнодушными к ней, вызывает интерес или порождает какие-

либо ассоциации» [29, с. 86]. При этом интернет-коммуникация, выраженная, например, в форме онлайн-комментариев по политической тематике, является способом политической мобилизации, формируя новые роли и социальные практики у участников интерент-дискурса [17, с. 115]. Особенно обострены онлайн-дискуссии по вопросам участия российской армии в демилитаризации и денацификации Украины.

В-третьих, специфика интернет-мемов как инструмента политической манипуляции раскрыта в работах Д. С. Горбатова и П. Ю. Гурушкина и [8], Е. Н. Добрыниной и А. В. Кирничук [12], С. В. Канашиной [14], В. В. Скоробогатова и Е. С. Сухаревой [21], С. А. Шомовой [26], Ю. В. Щуриной [28; 29] и др. Интернет-мем предстает в качестве «единицы информации, набирающей спонтанную популярность в среде, обслуживаемой информационными технологиями», как юмор «не для всех», а лишь для тех, «кто понимает», при этом обладающий вирусной природой, благодаря яркости, броскости смыслового содержания и / или визуальной «упаковки». Исследователи подчеркивают политический потенциал интернет-мемов, которые, с одной стороны, являются «барометром» общественных настроений, а с другой - сами формируют эти настроения [8, с. 27].

Основная цель данного исследования - рассмотреть специфику использования разнотипичных интернет-мемов в политической сфере.

Методы

В основу исследовательской методологии вошли:

- системный подход, позволяющий рассмотреть интернет-мем как сложное образование, все элементы которого образуют структурное, визуальное и смысловое единство, оказывая комплексное воздействие на реципиента;

- критический подход, с позиции которого мем анализируется не только как развлекательный интернет-продукт, но и как разновидность политической манипуляции, способной навязать целевым адресатам свое видение ситуации, свои идеи, оценки и т. д.;

- аналитический метод, фокусирующий внимание на частных примерах интернет-мемов и позволяющий описать их специфику;

- сравнительный тематический анализ, позволяющий раскрыть специфику разных типов мемов.

Так как мем является «единицей культурной информации», «инструментом влияния», «элементом языка сетевой коммуникации», не существующей в отрыве от социокультурного и исторического контекста, данная работа основывается также на культурологической, герменевтической и аксиологической парадигмах.

Результаты и обсуждение

В современном интернет-пространстве представлены разные типы интернет-мемов. По способу выражения выделяют: текстовый мем; мем-картинка; медиамем; гиф; креолизованный мем [29, с. 87].

Текстовый мем выражен в слове или фразе. В качестве примеров можно привести высказывания российских политиков, ставшие знаменитыми мемами

«Денег нет, но вы держитесь»2 Д. А. Медведева («Просто денег нет сейчас. Найдем деньги - сделаем индексацию. Вы держитесь здесь, вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья» [1]), «Лэт ми спик фром май харт» В. Мутко (фраза из речи на представлении в Цюрихе заявки России в качестве страны-хозяйки Чемпионата мира по футболу - 2018), «Надо меньше есть!» И. Гафнера («Это не так страшно. Если не хватает средств, нужно вспомнить о том, что мы все россияне, русские люди, мы прошли и голод, и холод... Надо просто задуматься о собственном здоровье: поменьше питаться, например» [24]), «Государство вам ничего не должно, йоу, и не просило вас рожать!» О. Глацких («Молодые люди считают, что государство им все должно. Нет, вам государство вообще в принципе ничего не должно. Вам должны ваши родители, потому что они вас родили. Государство не просило их вас рожать» [20]) и др.

Широкий ажиотаж у мемологов имела фраза В. В. Путина, сказанная в ходе переговоров с Э. Макроном об обязательствах Украины по выполнению Минских соглашений: «Нравится, не нравится - терпи моя красавица» («Что касается Минских соглашений, живы они и имеют ли какую-то перспективу или нет. Я считаю, что другой альтернативы просто нет. Повторяю еще раз, в Киеве то говорят, что будут соблюдать, то говорят, что это разрушит их страну. Действующий Президент недавно заявил, что ему ни один пункт не нравится из этих Минских соглашений. «Нравится, не нравится - терпи, моя красавица». Надо исполнять. По-другому не получится» [23]).

Часто в основу текстовых мемов берутся политические слоганы: «Сильный Президент - сильная Россия» (В. В. Путин), «Приеду, разберусь, посажу» (В. В. Жириновский), «Заставим вернуть украденное!» (Г. А. Зюганов), «На одной ноге с народом» (Д. Сергин) и др.

Текстовые мемы используются в качестве подписей в других жанрах, например в креолизованных мемах. За рубежом существует такой термин, как ЬОЬШсб (ЬОЬ - аббревиатура, расшифровывающаяся как «много смеха» или «громко смеюсь»), обозначающий «цифровые тексты, представляющие собой проявление политического юмора» [26, с. 28] как реакцию на новостное событие или промах, допущенный политиком. «Человеком-мемом» именуют В. Кличко, известного нетривиальными высказываниями, так называемыми «Кличко-приколами»: «Чем старее человек, тем больше ему лет», «Кто не обедает, тот не ест», «Когда-нибудь наступит завтра, но не сегодня», «Зачем говорить, если можно сказать» и др. Самым «мемным политиком» в России считают В. В. Жириновского, фразы из выступлений которого активно используются пикчерами, в частности: «Однозначно!», «Кому не нравится, до свидания! Чемодан, вокзал, на!», «Думай быстрее, пес», «Хватит это терпеть!», «Что ты гонишь, еще рано», «Бессовестная сидишь здесь, фигуристка!» и др.

Мемы-картинки содержат запоминающиеся изображения, которые часто являются репрезентацией новостной повестки. В последнее время растиражированными стали серии картинок: «Зеленский краш» (фанатские

2 Здесь и далее приводятся надписи мемов с сохранением авторской орфографии и пунктуации.

мемы с Президентом Украины В. Зеленским), «Зеленский - новый Гитлер» (изображению украинского лидера придают схожесть с А. Гитлером за счет формы и усов, фото В. Зеленского располагают рядом с фюрером и т. п.), «Высвободи меня из плену» (серия картинок с задержанным СБУ В. Медведчуком) и др.

В рамках политической практики это могут быть как рисунки, так и фотографии политиков (групповые или индивидуальные), односоставные и многосоставные.

Среди мемов-картинок выделяют фотожабы - разновидность фотомонтажа, результат изменения изображения с помощью графических редакторов. Одной из популярных фотожаб является образ Министра иностранных дел РФ С. В. Лаврова, держащего на плече древко с флагом России (данное изображение появилось в Твиттере @MID_RF в июле 2018 г.), помещенное на фото-скриншот «Внешний долг США ($ 19,252,128,599,99» программы НТВ «Центральное телевидение». Много фотожаб было основано на одном из самых популярных кадров с церемонии награждения в рамках «Чемпионата мира по футболу FIFA 2018» в Лужниках, когда во время дождя зонтом укрыли только Президента России, а стоящие рядом Эммануэль Макрон (Президент Франции), Колинда Грабар-Китарович (Президент Хорватии) и Джанни Инфантино (Президент ФИФА) остались мокнуть под ливнем.

Во многих электронных СМИ, блогах, форумах активно тиражируется фотожаба «Зеленский-стриптизер» [22], выложенная в социальных сетях Дональдом Трампом-младшим с критикой правительства Джо Байдена, растрачивающего бюджет страны на нужды Украины.

Фейсы - интернет-мемы, представляющие отрисованные изображения лиц, передающие разные эмоции и чувства (веселье, усердие, подобострастие, возбуждение, подозрительность и др.). Для прорисовки могут быть использованы образы известных политиков.

Видеомем (медиамем). Примечательно, что некоторые видеомемы задумываются и снимаются как пародии, а другие, напротив, становятся источником комизма неожиданно для самого героя видеозаписи. Так, в 2014 году клип видеоблогера Enjoykin «Nyash Myash», состоящий из нарезок интервью, телесюжетов с участием прокурора Крыма Натальи Поклонской, мультиков и рисунков в стиле анимэ, стал хитом (47 млн. просмотров на 25.05.2022), основными словами которого стали «няш мяш Крым наш», активно тиражируемые не только в блогосфере, но и на сувенирной продукции (футболки, кружки, магниты и т. д.).

Гиф - это анимированные картинки, короткие невербальные зарисовки, фиксирующие, как правило, некую эмоциональную реакцию [29, с. 87]. На сайте Gifer.com, дающем возможность скачать гифы на разнообразные темы, в разделе «Политические гифки» представлен широкий спектр картинок «Танцующий Б. Н. Ельцин» (с хештегом #Радуется#Веселье#Политика), «Задумчиво кивающая Ангела Меркель» (#Скучный#Muede#Политика), «Дональд Трамп, грозящий указательным пальцем» (#Дональд #Самый #Наиболее)», «Хилари

Клинтон, смахивающая несуществующую пыль с пиджака» (#Политика #Годы) и др. Наиболее популярные гифы, в т. ч. политические, визуализирующие «фейспалм» - жест, прикрывающий рукой лицо как реакция на глупость, нелепость, абсурдность. А также гифы-классы (как жесты одобрения), например, изображения В. В. Путина с поднятым вверх большим пальцем руки.

Креолизованный мем состоит из текстовой и визуальной части (изображение на часто однотипном фоне) [16, с. 76]. Вербальная часть состоит из одной или нескольких фраз, зачастую верхняя фраза является завязкой, а нижняя - неожиданной развязкой, несущей в себе комический эффект. Широко растиражированы подобные мемы с В. В. Жириновским, имеющим однотипный визуал - фотографию лидера ЛДПР на фоне пресс-вола с логотипом партии и вербальные составляющие: «У тебя есть своя группа ВКонтакте... А у меня есть своя партия!», «Политический лидер. Обязательный признак политической партии», «Грязь на дорогах? Надо было выбирать меня!» и т. п.

Специалисты в области политической коммуникации И. В. Кудашов и Е. В. Спирин отмечают креолизацию образа Президента РФ В. В. Путина и выделяют несколько его типажей, используемых в мемах [15, с. 197-199]. Во-первых, образ «настоящего мужчины», в котором российский Президент показывается в отличной физической форме, владеющий оружием и навыками управления различными видами транспорта. Символы этого направления - мемы «Путин верхом», «Походка Путина», «Путин и животные» [15, с. 198].

Во-вторых, «образ политика» [15, с. 199]. В мемах, эксплуатирующих этот тип, В. В. Путин предстаёт как мировой лидер, принимающий самостоятельные решения, действующий без оглядки на западный истиблишмент, а во внутренней политике - как руководитель, обладающий безграничной властью. Так, один из известных мемов в качестве визуала использует фотографию улыбающегося с прищуром Президента РФ. Верхняя фраза-завязка содержит факт: «Депутат Рады заявил, что украинская армия проведет парад на Красной площади». Фраза-развязка: «Не хочу вас расстраивать, но гейпарады у нас запрещены».

В Интернет-пространстве много «картинок-диалогов» между Президентом РФ и лидерами других стран. Например, фотография Б. Обамы со словами: «Если любишь - отпусти. Если вернется - то твое.» (в контексте Крыма). Рядом фотография В. В. Путина: «Вот то же самое про Аляску хотел тебе сказать». Или задумчивый Б. Обама с фразой: «Как победить Россию?» и фотография улыбчивого российского президента с ответной фразой: «Никак! Поплачь и смирись.».

В-третьих, образ «Путин - чекист» («агент спецслужб» «ПутинБонд», «ПутинШтирлиц»), особо популярный на западе и отражающий стереотип восприятия России «как страны - вызывающей страх», а Президент России, служивший в резидентуре советской внешней разведки и возглавлявший в свое время ФСБ, ассоциируется с таинственностью, загадочностью, непредсказуемостью, тактической изощренностью.

Кроме выделенных типов, мемы градируют по содержанию, выделяя персонажные, синтаксические, компаративные, экзистенциальные, метамемы и ситуативные комиксы [11, с. 77-78].

Персонажные мемы ориентированы на образ политика, популярного в текущий момент времени. Сейчас это мемы с В. В. Путиным, В. А. Зеленским и Дж. Байденом (в связи с проведением российской армией специальной военной операции на Украине), А. А. Навальным (отбывающим срок в колонии строгого режима).

Синтаксические мемы базируются на повторяющейся структуре текста, в которой меняют отдельные элементы. Так, преобразован афоризм «Можно бесконечно смотреть на три вещи: огонь, воду и... <последняя фраза «как работают другие» - заменяется> ... и эту фотографию Обамы». Выражение, ставшее крылатым благодаря роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»: «У нас хотя и не Париж, но милости просим. <фраза «к нашему шалашу» - заменяется> .к нашей хатке. Поражение сборной Хорватии на ЧМ-2018 г. обыграно в меме перефразой Г. Жеглова из кинофильма «Место встречи изменить нельзя»: «А теперь <Горбатый> ... хорваты! Я сказал: <Горбатый> ... хорваты!»

Компаративные мемы основаны на сравнении нескольких точек зрения, сопоставлении изображений (что было «до», как стало «после», «идеальное» vs «реальное»). Например, двусоставной мем: (1) - фото Е. Б. Мизулиной; (2) - фото К. Эштон. Надпись-сравнение: «США закрыли въезд для Мизулиной. РФ может запретить въезд Кэтрин Эштон. Я б вообще выгнал обеих красавиц с планеты». Или серия мемов: «Что будет после избрания К. Собчак президентом?». пятисоставной мем: (1) - фото К. Собчак, надпись «президент»; (2) - фото О. Бузовой, надпись «премьер-министр»; (3) - фото М. Виторгана, подпись «первая леди»; (4) - фото С. Шнурова, подпись «министр культуры»; (5) - фото К. Бородиной, подпись «пресс-секретарь». К компоративным можно отнести и разнообразные мемы о политике двойных стандартов в отношении России: (1) «Американские / европейские спортсмены принимают стимуляторы». WADA: «Все в порядке. Они не россияне и у них синдром дефицита внимания». Противопоставление: «Российские спортсмены принимают стимуляторы». WADA: «Российские? Доказательства не нужны. Отстранить от игр всю паралимпийскую сборную России». (2) «Американские / европейские самолеты разбомбили свадьбу / госпиталь / позиции САА». Pentagon: «Незначительные эпизоды. Это сопутствующий урон и обычная для войны ошибка». Противопоставление: «Российские / сирийские ВВС разбомбили террористов». Pentagon: «Неслыханно! Мы озабочены, возмущены и проявляем обеспокоенность!». Или «Презентация в США антироссийского доклада по Сирии»: (1) - слайд презентации с текстовой строкой: «Привет»; (2) - с утверждением: «Виновата Россия»; (3) - с надписью: «Пока».

Экзистенциальные мемы несут в себе своеобразную депрессивную иронию, показывая комично безысходные ситуации, размышления о смысле бытия. К такому типу можно отнести мем с грустным Н. Валуевым, сидящим в

зале заседаний Государственной Думы: «снимаюсь в рекламе.», «совсем ничего не понимаю!», «что же дальше?», «даже спинка стула больше меня.», «все смеются». Другой пример: изображение чиновника из Евросоюза, который стоит у трубы с российским газом и держит в руках взрыв-пакет: «Дрова наколоты! Печки побелены! Можно угрожать!».

Метамемы - образы, для понимания которых нужно специальное знание. Особенно популярны мемы, отсылающие к массовой культуре - когда один политик изображается как злодей, а второй - как супергерой, один - сильный, другой - слабый [11, с. 78]. В марте 2022 г. видео с Дж. Байденом, который поднимаясь на борт президентского самолета несколько раз споткнулся и упал, моментально разлетелось по всем мировым СМИ. Это стало основой интернет-мема «Путин стреляет - Байден падает», визуал которого совместил момент падения Президента США и В. В. Путина, смотрящего в прицел винтовки СВЧ-308 на фоне логотипа «Колашников-концерн» под заголовком «Не уйдешь.». Примером метамема является и работа В. Подвицкого, посвященная санкционной войне, на которой изображен Б. Обама, завернутый в рулон с надписью «Ответные санкции» и спич-бабблом: «А может не надо, а? Это же не ваш метод». Напротив него стоит медведь с розгами и ответным спичем «Надо, Барак, надо» (обыгранная сцена и цитата из художественного фильма «Операция "Ы" и другие приключения Шурика»).

Ситуативные комиксы представлены последовательностью картинок, на которых обыгрывается в определенной последовательности фиксированная ситуация. Одним из популярных героев таких мемов благодаря ярким, выразительным мимическим способностям является В. В. Жириновский. Картинка обычно визуально разбивается на 3-4 сценки, в каждой содержится образ политика, сопровождающийся комментариями. Например, мем «Промокший под дождем Жириновский предложил разогнать Мосгидромет»: (1) сценка - «Эти говорят без осадков»; (2) сценка - «Эти облачно, с прояснением»; (3) - «Эти вообще + 25 и солнечно»; (4) - «Вы чо, на улицу не выходите?». Ситуативные мемы часто обыгрывают актуальные политические события. Так, США неоднократно обвиняли Россию в уничтожении сирийской оппозиции, не признающий власть Асада. Теме неадекватных комментариев со стороны американских политиков посвящен комикс-мем «Диалог С. В. Лаврова с В. В. Путиным»: «Видимо наши бомбы самые мощные в мире». «Почему?». «Потому, что сбрасываем мы их на ИГИЛ, а бомбит аж в Америке!». В 2016 г. ряд американских мнйнстримных медиа опубликовали информацию о сотрудничестве кандидата в Президенты от демократической партии Дональда Трампа с Россией, обвиняя российские власти в попытках влияния на президентскую гонку. Данная тема была обыграна во множестве мемов. Например, «Телефонный разговор Путина с Трампом»: «Hello? Vladimir Vladimirovich» - «Да ладно, можешь по русски, тут все свои».

В отношении политических интернет-мемов существует также типология по критерию информационно-эмоционального воздействия, в рамках которой

эксперты (П. Ю. Гирушкин, Д. С. Горбатов, С. А. Шомова и др.) выделяют мемы «агрессоры» и «протекторы».

К мемам-агрессорам относятся содержащие насмешку или издевку над противниками «правильной» точки зрения (от политических пристрастий до предпочтений проведения досуга или представлений о здоровом питании) [8, С. 29]. Так, примером выступает надпись, выполненная на фоне в цвет флага Украины: «Разгромили Сбербанк России. Разгромили посольство России. Россия агрессор». Другой пример, подпись на фоне российских военных, выносящих детей из разрушенных домов: «Российские агрессоры начали с захвата украинских детей».

Мемы-протекторы выражают одобрение и поддержку тех персон, идей или социальных групп, которые воспринимаются выразителями «наших» позиций [8, С. 29]. Так, «протектором» является дополнение новостей о мерах, предпринимаемых по борьбе с коронавирусом, и введении ряда ограничений, картинкой с Президентом России и надписью: «Половцев и печенегов победили, одолеем и коронавирус».

Активно мемы используются оппозицией как средство воздействия на массы, особенно на молодежь. Так, одним из популярных героев рунета является А. Навальный. Общую массу мемов, посвященных оппозиционеру, можно градировать по месседжам «за» («Навальный - наш президент!») и «против» (фотография Навального с жестом «под козырек» и надписью: «Служу Госдепу», фотография Навального, жующего галстук, подписанная: «Навальный - это российский Саакашвили» и др.). Также политик сам активно использует мемы как инструмент привлечения внимания интернет-общественности и продвижения своих идей. В частности, средствами мемов А. Навальный транслирует свои версии событий («Коррупция - наша национальная идея», «Раствор бриллиантового зеленого - лучшее средство от свободы слова», «Чаёк для оппозиции»); форсит близость с простым народом через создание образа «я такой же как и все» (мем «Навальный поедающий лапшу быстрого приготовления» с надписью: «Во время короткого перерыва на обед») и популяризирует образ «пострадавший за правду» (мемы о задержании, вынесении приговора и пребывании в колонии).

Исходные мемы часто становятся антиподами: так, «Навальный поедающий лапшу» был обыгран противниками оппозиционера и пользователями соцсетей, посчитавших фото постановочным: Навальный ест лапшу в окружении гастарбайтеров из Средней Азии на встрече с Дональдом Трампом (надпись: «Кто его сюда пустил?»), во время интервью Ю. Дудю («Сколько ты зарабатываешь?»), за столом с пьющими чай В. В. Путиным и Д. А. Медведевым («"Повелитель Доширака" или не дают человеку развернуться») и др.

В мемах для полноты раскрытия транслируемой идеи и привлечения внимания используются разнообразные риторические приемы, за счет которых усиливается манипуляционный эффект, срабатывает т. н. «магия слова». Рассмотрим некоторые из них.

- Аллюзия - намек, отсылка к известному высказыванию, событию, факту исторической, политической жизни, художественному или литературному произведению. Например, мем-картинка «Тайная вечеря», героями которой выступают известные политики, отсылает нас к одноименной картине Леонардо да Винчи. Название фильма Э. Рязанова «Ирония судьбы, Или с легким паром» стало аллюзией к мему о «газовых переговорах» России с Украиной: «Ирония трубы, или С легким газом». Материалом для аллюзии может быть и уже известный интернет-мем: изображение В. Путина, побеждающего Б. Обаму в боксерском поединке с надписью «К-к-к-комбо» - отсылка к известному «заикающемуся мему» из файтинг-игр Killer Instinct, где «К-к-к-комбо» произносится закадровым голосом во время нанесения серии мощных ударов противнику.

- Астеризм - использование фразы или слова для привлечения внимания к последующему высказыванию: «Эй, парень! Не хочешь немного ЛДПР?». Наглядным примером является также подпись мема, обыгрывающего тему задолженностей Украины за поставки российского газа: «Слушай сюда! Я тебе газ перекрою!».

- Гипербола - намеренное, чрезмерное преувеличение. Так, в мемах часто гиперболизируют образ В. В. Путина, представляя его в ролях «героя», «победителя», «борца с мировым злом», усиливая эффект визуальным рядом, символизирующим мощь России (оружие, энергоресурсы, природа, масштабность территории и др.).

- Litotes - намеренное преуменьшение объекта, к которому хотят привлечь внимание на фоне других, например, на картинке, изображающей лидеров мировых держав, В. Зеленский предстает в образе гнома.

- Гипофора - прием, используемый схему «вопрос - четкий ответ». Например, мем с Президентом Беларуси А. Лукашенко: «Знаете, чем отличается аспирин от американских санкций?» - «Аспирин работает!».

- Метафора - перенос названия, символа с одного предмета на другой на основании сходства. Представители современной власти могут метафорично изображается кукловодами, с атрибутами короны и трона, державы и скипетра и т. д.

- Противопоставление / контраст / антитеза - сопоставление чего-либо для привлечения внимания к противоположности действий, состояний, признаков и др.: «Скажите, мистер Путин, каково это быть президентом самой агрессивной страны мира?» «Не знаю, я же не президент США!».

- Сравнения - уподобление одного объекта или явления другому по общему признаку. Например, мемы из серии «Дипломатия большой палки» (демонстрация доминирования одной страны над другими) отсылает к «Политике большой дубинки», провозглашенной в начале XX в. США в отношении стран Латинской Америки.

- Окказионализмы - индивидуальные авторские слова, образованные специально или случайно, путем нарушения словообразовательных,

грамматических, семантических или лексических норм языка: серия мемов, обыгрывающих события Евромайдана на Украине с надписью «Майданутые». Многие путинизмы (оказзионализмы В. В. Путина) цитируются в мемах: «Уконтропупить», «Шакалить», «Сапоги всмятку», «Замучаетесь пыль глотать», «Расхристанная квазисвобода и др.

Категория политического и неполитического в мемах достаточно условна и легко меняется путем присоединения того или иного элемента. Так, если заменить лемура Мориса из мультфильма «Пингвины Мадагаскара» с надписью «Узбагойся» на фотографию или карикатуру политика, этот широко известный мем-эдвайс приобретет политический подтекст.

Заключение

Таким образом, интернет-мемы стали инструментом влияния на общественное мнение за счет широкого охвата аудитории, быстрого (вирусного) распространения, высокой эмоциональной нагрузки, точного попадания в актуальную тематику. Из-за клиповости мышления «общество думает мемами, измеряет эффективность медиа в мемах, по мемам без труда можно отследить происходящие в обществе события» [25, с. 90].

Интернет-мемы могут конструироваться на основании разнообразного контента (видеофрагментах, мелодиях, идеях, фразах, фотографиях и т. д.) и оперировать широким спектром риторических приемов, имеющих манипуляционный эффект. Снижая рациональность восприятия, они распространяют политические идеи, позиционируют и дискредитируют имидж политиков / политических партий, мобилизуют пользователей, формируют чувство принадлежности к группе. Мемы одновременно могут быть спонтанным результатом народного творчества, своеобразным «цифровым фольклором», а могут - инструментом политического PR, использующимся как официальной российской властью, так и представителями оппозиции.

Библиографический список

1. 10 «отлитых в граните» цитат Дмитрия Медведева // Реальное время. URL: https://realnoevremya.ru/articles/60105-10-samyh-znamenityh-citat-dmitriya-medvedeva (дата обращения 25.05.2022).

2. Албогачиев А. А., Хаматханова М. М., Гандалоев Р. Б. Политические коммуникации в современной системе государственного управления // Современная наука и инновации. 2020. № 4 (32). С. 130-141.

3. Артамонова Ю. Д., Володенков С. В. Трансформация интернета как пространства общественно-политических коммуникаций : от глобализации к гло(локал)анклавизации // Социологические исследования. 2021. № 1. С. 87-97.

4. Банников В. Кыргызстан // News-Asia. URL: https://www.news-asia.ru/view/ks/interview/706 (дата обращения: 25.05.2022).

5. Бродовская Е. В., Лифанова В. А. Политический интернет-мемы как инструмент формирования общественного мнения о политических лидерах и политических партиях (на примере пенсионной реформы в России) // Известия

Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2021. № 1. С. 3-14. DOI: 10.24412/2071-6141-2021-1-3-14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Великолуг Л. В. Лингвокультурологический анализ прецедентных феноменов какспособ формирования межкультурной коммуникации // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. 2020. Вып. 7 (836). С. 231-241.

7. Гаврилов С. Д., Морозов С. И. Стратегии коммуникации в публичном политическом пространстве России : от интеграции до протеста // Право и политика. 2021. № 2. С. 25-34.

8. Горбатов Д. С., Гурушкин П. Ю. Приемы пропаганды в новостных интернет-мемах мессенджера Телеграмм // Власть. 2021. № 3. С. 26-35.

9. Грачева М. Н., Евстифеева Р. В. Политический язык и жанры политической коммуникации в современном интернет (опыт стран Северной Америки и Западной Европы) // Журнал политических исследований. 2019. Т. 3. № 3. С. 46-57.

10. Детинко Ю. И., Куликова Л. В. Политическая коммуникация : опыт мультимодального и критического дискурс-анализа: монограф. Красноярск : Изд-во Сибирского федерального университета, 2017. 168 с.

11. Дмитриева М. Д. Интернет-мем как метод политической коммуникации // Современная медиасфера : традиции, актуальные практики и тенденции, взгляд молодых исследователей. СПб. : Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, 2018. С. 74-80.

12. Добрынина Е. Н., Кирничук А. В. Интернет-мем как средство манипуляции общественным сознанием в политическом дискурсе // Deutsche Internationale Zeitschrift für zeitgenössische Wissenschaft. 2021. № 20. С. 45-55.

13. Зазнаев О. И., Авзалова Э. И. Проблема взаимосвязи интернета и политики в современных отечественных исследованиях // Политическая экспертиза : Политэкс. 2019. Т. 15. № 2. С. 91-106.

14. Канашина С. В. Интернет-мем и политика // Политическая лингвистика. 2017. №1. С. 69-72.

15. Кудашов И. В., Спирин Е. В. Креолизация образа В. В. Путина через интернет-мемы // История мировых цивилизаций: восприятие, образ, репрезентация власти : материалы IX Всеросс. науч. конф. Красноярск : Изд-во Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2016. С. 194-202.

16. Микитенко Н. Ю., Есенова Т. С., Митриев И. М. Латинские изречения в интернет-мемах // Вестник Калмыцкого университета. 2020. № 4 (48). С. 75-84

17. Радина Н. К. Цифровая политическая мобилизация онлайн-коментаторов материалов СМИ о политике и международных отношениях // Полис. Политические исследования. 2018. № 2. С. 115-129.

18. Рашкофф Д. Медиавирус! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. Екатеринбург : Ультра, Культура, 2003. 368 с.

19. Родионов М. А., Волкова Т. А. Трансформация политической коммуникации в условиях динамики современных властных элит // Коммуникология. 2019. Т. 7. № 1. С. 128-142.

20. Свердловская чиновница на встрече с молодежью : «Государство не просило вас рожать» // Реальное время. URL: https://realnoevremya.ru/news/119138-sverdlovskaya-chinovnica-na-vstreche-s-molodezhyu-gosudarstvo-ne-prosilo-vas-rozhat (дата обращения: 25.05.2022).

21. Скоробогатов В. В., Сухарева Е. С. Интернет-мем как механизм формирования общественного мнения о политических явлениях // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 6 (95). С. 26-30.

22. Сын Трампа выложил фотожабу с «Зеленским-стриптизером» // Газета.ги. URL: https://www.gazeta.ru/politics/news/2022/05/13/17731430.shtml (дата обращения: 25.05.2022).

23. «Терпи, моя красавица» : как в соцсетях шутили над фразой Путина о Зеленском // Новое издание. URL: https://novoeizdanie.com/terpi-moya-krasavicza-kak-v-soczsetyah-shutili-nad-frazoj-putina-o-zelenskom-podborka-memov/ (дата обращения: 25.05.2022).

24. Уральский депутат посоветовал россиянам меньше есть // Комсомольская правда. URL: https://www.ural.kp.ru/daily/26332/3215468 (дата обращения: 25.05.2022).

25. Федорова М. А. Что есть мем? Мем как маркер эпохи, инфоповод и развлекательный контент // PR и реклама в изменяющемся мире : региональный аспект. 2017. № 16. С. 90-97.

26. Шомова С. А. Развлекать и властвовать: образы российской власти и оппозиции в интернет-мемах // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2019. № 3. С. 23-43. DOI: 10.30547/vestnik.journ.2.2019.2343.

27. Шомова С. А. Мемы как они есть. М. : Аспект Пресс, 2019, 136. с.

28. Щурина Ю. В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации // Научный диалог. 2012. № 3. С. 160-172.

29. Щурина Ю. В. Интернет-мемы : проблема типологии // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 6. С. 85-89.

References

1. 10 «otlitih v granite» citat Dmitriya Medvedeva (10 «cast in granite» quotes by Dmitry Medvedev) // Realnoe vremya. URL: https://realnoevremya.ru/articles/60105- 10-samyh-znamenityh-citat-dmitriya-medvedeva (data obrascheniya 25.05.2022).

2. Albogachiev А. А., Hamatkhanova М. М., Gandaloev R. B. Pоliticheskie communikacii v sovremennoy sisteme gosydarstvennogo upravleniya (Political communications in the modern system of public administration) // Sovremennay nayka I innovacii. 2020. № 4 (32). S. 130-141.

3. Artamonova Yu. D., Volodenkov S. V. Transformaciya interneta как prostranstva obshestvenno-politicheskix communikacij : оt globalizacii к glo (local)аnкlаvizаcii (Transformation of the Internet as a space of socio-political communications : from globalization to global (locale)enclavizations) // Sоciоlоgicheskie issledovaniya. 2021. № 1. S. 87-97.

4. Bannikov V. Kyrgyzstan // News-Asia. URL: https://www.news-asia.ru/view/ks/interview/706 (data obrasheniya: 25.05.2022).

5. Brodovskaya E. V., Lifanova V. A. Politicheskie internet-mеmy как instrument formirovaniya obshestvennogo mneniya о politicheskix liderax I politicheskix partiyax (m primere pensionnoy reform v Rossii) (Political Internet memes as a tool for forming public opinion about political leaders and political parties (on the example of pension reform in Russia)) // Izvestiya Известия Tul'skogo gosudarstvennogo yniversiteta. Gumanitarnye nauki. 2021. № 1. S. 3-14. DOI: 10.24412/2071-6141-2021-1-3-14.

6. Velikolug L. V. Lingvokul'turologicheskij analizprecendentnyx fenomenov как sposob formirovaniya megkul'turnoj communikacii (Linguoculturological analysis of precedent phenomena as a means of forming intercultural communication) // Vestnik MGLU. Gumanitarnye nauki. 2020. Vyp. 7 (836). С. 231-241.

7. Gavrilov S. D., Morozov S. I. Strategii communikacii v publichnom politicheskom prostranstve Rossii: оt иntеgrаcii dо prоtеstа (Communication strategies in the public political space of Russia: from integration to protest) // Pravo i politika. 2021. № 2. S. 25-34.

8. Gorbatov D. S., Gurushkin P. Yu. Priемy prоpаgаndy v nоvоstnyx internet-мемах меssеndgеrа Те^гамм (Propaganda techniques in Internet news memes of the Telegram messenger) // Vlast'. 2021. № 3. S. 26-35.

9. Gracheva M. N., Evstifeeva R. V. Politicheskij yazik i ganry politicheskoj communikacii v sovremennom internete (opyt stran Severnoj Ameriki i Zapadnoj Evropy) (Political language and genres of political communication in the modern Internet (experience of the countries of North America and Western Europe)) // Gurnal politicheskix issledovaniy. 2019. Т. 3. № 3. S. 46-57.

10. Detinko Yu. I., Kulikova L. V. Politicheskaya communikaciya: оpyt muГtiмоdаГnоgо i kriticheskogo diskurs-аnаlиzа (Political communication: experience of multimodal and critical discourse analysis): моnоgrаf. Krasnoyarsk : Izd-vо Sibirskogo Federal'nogo Universiteta, 2017. 168 s.

11. Dmitrieva M. D. Internet-mеm как mеtоd politicheskoi kommunikacii (Internet meme as a method of political communication) // Sovremennaya mediasfera: tradicii, aktualnie praktiki i tendencii, vzglyad molodih issledovatelei. SPb. : Visshaya shkola jurnalistiki i massovih kommunikacii, 2018. S. 74-80.

12. DobryninaE. N., KirnichukA. V. Internet-mem kak sredstvo manipulyacii obschestvennim soznaniem v politicheskom diskurse (Internet meme as a means of manipulation of public consciousness in political discourse) // Deutsche Internationale Zeitschrift für zeitgenössische Wissenschaft. 2021. № 20. S. 45-55.

13. Zaznaev O. I., Avzalova E. I. Problema vzaimosvyazi internetа i politiki v sovremennih otechestvennih issledovaniyah (The problem of the relationship between the Internet and politics in modern domestic research) // Politicheskaya ekspertiza : Politeks. 2019. Т. 15. № 2. S. 91-106.

14. Kanashina S. V. Internet-mеm и politica (Internet meme and politics) // Politicheskaja lingvistika. 2017. № 1. S. 69-72.

15. Kudashov I. V., Spirin E. V. Creolizaciea obraza V. V. Putina cherez internet-memy (Creolization of V. V. Putin's image through Internet memes) // Istoriya mirovyx civilizacij : vospriyatie, obraz, reprezentaciya vlasti : materialy IX Vseross. nauch. Konf. Krasnoyarsk : Izd-vo Krasnoyarskij gos. ped. un-t hm. V. P. Astafieva, 2016. S. 194-202.

16. Mikitenko N. Yu., Esenova T. S., Mitriev I. M. Latinskie izrecheniya v internet-memah (Latin sayings in Internet memes) // Vestnik Kalmickogo universiteta. 2020. № 4 (48). S. 75-84

17. Radina N. K. Cifrovaya politicheskaya mobilizaciya onlain-komentatorov materialov SMI o politike i mejdunarodnih otnosheniyah (Digital political mobilization of online commentators of media materials on politics and international relations) // Polis. Politicheskie issledovaniya. 2018. № 2. S. 115-129.

18. Rashkoff D. Mediavirus! Kak pop-kultura taino vozdeistvuet na vashe soznanie (Mediavirus! How Pop Culture Secretly Affects Your Consciousness). Ekaterinburg : Ultra, Kultura, 2003. 368 s.

19. Rodionov M. A., Volkova T. A. Transformaciya politicheskoi kommunikacii v usloviyah dinamiki sovremennih vlastnih elit (Transformation of political communication in the dynamics of modern power elites) // Kommunikologiya. 2019. T. 7. № 1. S. 128-142.

20. Sverdlovskaya chinovnica na vstreche s molodejyu : «Gosudarstvo ne prosilo vas rojat » (Sverdlovsk official at a meeting with young people : «The state did not ask you to give birth») // Realnoe vremya. URL: https://realnoevremya.ru/news/119138-sverdlovskaya-chinovnica-na-vstreche-s-molodezhyu-gosudarstvo-ne-prosilo-vas-rozhat (data obrascheniya: 25.05.2022).

21. Skorobogatov V. V., Sukhareva E. S. Internet-mem kak mehanizm formirovaniya obschestvennogo mneniya o politicheskih yavleniyah (Internet-meme as a mechanism for forming public opinion about political phenomena) // Obschestvo: politika, ekonomika, pravo. 2021. № 6 (95). S. 26-30.

22. Sin Trampa vilojil fotojabu s «Zelenskim_striptizerom» (Trump's son posted a photo with a «Zelensky stripper») // Gazeta.ru. URL: https://www.gazeta.ru/politics/news/2022/05/13/17731430.shtml (data obrascheniya: 25.05.2022).

23. «Terpi, moya krasavica» : kak v socsetyah shutili nad frazoi Putina o Zelenskom («Be patient, my beauty» : how in social networks they joked about Putin's phrase about Zelensky) // Novoe izdanie. URL: https://novoeizdanie.com/terpi-moya-krasavicza-kak-v-soczsetyah-shutili-nad-frazoj-putina-o-zelenskom-podborka-memov/ (data obrascheniya: 25.05.2022).

24. Uralskii deputat posovetoval rossiyanam menshe est (The Ural deputy advised Russians to eat less) // Komsomolskaya pravda. URL: https://www.ural.kp.ru/daily/26332/3215468 (data obrascheniya: 25.05.2022).

25. Fedorova M. A. Chto est mem? Mem kak marker epohi, infopovod i razvlekatelnii kontent (What is a meme? Meme as a marker of the era, information guide and entertainment content) // PR i reklama v izmenyayuschemsya mire: regionalnii aspekt. 2017. № 16. S. 90-97.

26. Shomova S. A. Razvlekat i vlastvovat: obrazi rossiiskoi vlasti i oppozicii v internet-memah (To entertain and rule: images of the Russian government and the opposition in Internet-memes) // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 10. Jurnalistika. 2019. № 3. S. 23-43. DOI: 10.30547/vestnik.journ.2.2019.2343.

27. Shomova S. A. Memi kak oni est (Memes as they are). M. : Aspekt Press, 2019. 136. c.

28. Shchurina Yu. V. Internet-memi kak fenomen internet-kommunikacii (Internet-memes as a phenomenon of Internet communication) // Nauchnii dialog. 2012. № 3. S. 160-172.

29. Shchurina Yu. V. Internet-memi: problema tipologii (Internet-memes : the problem of typology) // Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 6. S. 85-89.

Сведения об авторах

Напалкова Ирина Геннадьевна - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (Саранск). Область научных интересов: пространственное развитие, имидж государства, имиджевые технологии, символический капитал, прикладные исследования в области политологии, политические технологии. Автор более 200 научных и учебно-методических работ. ORCID: http://orcid/org/0000-0003-3896-1600 e-mail: zamisi@yandex.ru

Семенов Алексей Сергеевич - политолог, научный сотрудник НОЦ «Политический анализ территориальных систем» ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (Саранск). Область научных интересов: политические технологии, политическая коммуникация, Интернет-коммуникация, мемосфера, символический капитал. ORCID: https://orcid.org/0000-0001 -9669-3718 e-mail: sa8510@yandex.ru

About the authors

Napalkova Irina Gennadyevna is the historical science PhD, the associate professor, the associate professor of the chair of general history, political science and regional studies Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "National Research Ogarev Mordovia State University" (Saransk). Field of scientific interests: spatial development, image of the state, image technologies, symbolic capital, applied research in the field of political science, political technologies. Author of more than 200 scientific, educational and methodical works. ORCID: http://orcid/org/ 0000-0003-3896-1600/ e-mail: zamisi@yandex.ru

Semenov Alexey Sergeevich is a political scientist, researcher at the REC "Political Analysis of Territorial Systems" of the Ogarev National Research Mordovian State University (Saransk). Research interests: political technologies, political communication, Internet communication, memosphere, symbolic capital. \ORCHID: https://orcid.org/0000-0001 -9669-3718. e-mail: sa8510@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.