Научная статья на тему 'МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА - ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ СИБИРИ'

МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА - ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ СИБИРИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
89
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СКУЛЬПТУРА / РЕЗЬБА / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / SMALL SCULPTURE / FOLK ART / CULTURE / TRADITION / HERITAGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бугаенко Татьяна Федоровна

В статье рассматривается актуальный вопрос культуры Сибири - связь народного искусства и современной скульптуры малых форм, о ее роли в историческом процессе. Автор подробно рассматривает исторические корни возникновения мелкой пластики. Также представлена обзорная информация о влиянии многонациональности традиционной народной культуры. В статье отмечен вклад русских художников, ставших инициаторами возрождения традиций в декоративно-прикладном искусстве. Автор анализирует творчество сибирских мастеров и преемственность народных традиций в их произведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL SCULPTURE - PART OF SIBERIAN CULTURE

The article deals with the topical issue of Siberian culture - the connection of folk art and contemporary small sculpture, its role in the historical process. The author considers in detail the historical roots of small plastic. In addition, the author presents an overview of the impact of multinational traditional folk culture. In the article, the contribution of Russian artists initiated the revival of traditions in arts and crafts is noted. The author analyzes artworks of the Siberian masters of folk traditions and continuity in their works.

Текст научной работы на тему «МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА - ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ СИБИРИ»

и конкретной личности. Но мы должны хорошо понимать, что на генном уровне данное осознание не передается, а надежда на воспитание и привитие толерантности в семьях не всегда оправдана. Таким образом, без помощи школы, в том числе и начальной, разрешение данной проблемы не всегда возможно.

Работая в рамках данного направления педагогу необходимо всегда помнить о том, что духовно-нравственная культура не равняется (и не является синонимом) религиозной культуры. Духовность человека всегда рассматривалась как преобладание в нем нравственных интересов над материальными. Сегодня, как никогда, такое понимание очень важно для нашего общества, т. к. сама идея формирования духовности искажается, если педагоги будут понимать указанные понятия как синонимические.

Список литературы:

1. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа : обобщение опыта учеб.-воспитат. работы в сел. сред. школе / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1979. - 396 с.

МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА - ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ СИБИРИ

Бугаенко Татьяна Федоровна

доцент кафедры Дизайна, Рисунка и Живописи Омского государственного института сервиса,

РФ, г. Омск E-mail: artistan@bk.ru

SMALL SCULPTURE - PART OF SIBERIAN CULTURE

Tatiana Bugaenko

associate professor, Omsk state Institute of Service,

Russia, Omsk

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается актуальный вопрос культуры Сибири -связь народного искусства и современной скульптуры малых форм, о ее роли в историческом процессе. Автор подробно рассматривает

www.sibac.info

исторические корни возникновения мелкой пластики. Также представлена обзорная информация о влиянии многонациональное™ традиционной народной культуры. В статье отмечен вклад русских художников, ставших инициаторами возрождения традиций в декоративно-прикладном искусстве. Автор анализирует творчество сибирских мастеров и преемственность народных традиций в их произведениях.

ABSTRACT

The article deals with the topical issue of Siberian culture - the connection of folk art and contemporary small sculpture, its role in the historical process. The author considers in detail the historical roots of small plastic. In addition, the author presents an overview of the impact of multinational traditional folk culture. In the article, the contribution of Russian artists initiated the revival of traditions in arts and crafts is noted. The author analyzes artworks of the Siberian masters of folk traditions and continuity in their works.

Ключевые слова: скульптура; резьба; декоративно-прикладное искусство.

Keywords: small sculpture; folk art; culture; tradition; heritage.

Скульптура - один из самых древних видов изобразительного искусства. Археологами обнаружены наскальные рисунки с тончайшей гравировкой на камне, вырезанные рельефные изображения, барельефы, а также скульптуры, изображавшие животных ледникового периода: мамонтов, оленей, лошадей, пещерных львов и огромные великолепные статуи, поражающие воображение современного человека, созданные многие тысячелетия назад. Малая пластика на протяжении всей своей истории, берущей начало в истоках человеческой культуры, была неразрывно связана с бытом человека, удовлетворяла его практические потребности, выражала его эстетические вкусы, мировоззрение.

Родовой тотем, изваянный из дерева или камня, идол домашнего очага, религиозная, ритуальная, бытовая скульптура малых форм Древнего Египта, античной Греции и Рима, мелкая пластика скифов, славянских племен, и затем Древней Руси - все это примеры реальной необходимости такого вида искусства, украшавшего жилище, служившего идейно и практически.

Этнический состав населения Сибири - это сложная и разнообразная структура, находящаяся в постоянной динамике и развитии, сформировавшая самобытную культуру края. Основные жители были кочевники. Все свое возили с собой, и музеев не строили.

Суровые климатические условия способствовали высокой миграции на сибирских территориях.

Почти все народы Южной Сибири - якуты, алтайцы, тувинцы испытывали влияние монголов и включали в свои декоративные произведения монгольские элементы. Форма тувинских шахмат имела монгольский облик (ладья - монгольская юрта, слон - двугорбый верблюд и т. п.) Культурно-исторические связи были взаимно обогащающими.

Первопроходцы и переселенцы, осваивавшие обширную территорию Сибири, приносили с собой собственные традиции бытовой культуры из различных регионов России. В начале XVII века были организованны первые экспедиции русских в Сибирь, обнаружившие первые художественные произведения человека, предметы быта, кости мамонта, которым уже больше 30 тыс. лет!

Изучение культуры Сибири начинается с мелкой пластики эпохи неолита, дошедших до нас изображений медведя, лося (Западная Сибирь). Затем золотые произведения скифского периода Горного Алтая и Хакасии, уникальной Тувинской резьбы по камню, бурятской бронзы и ювелирных украшений из серебра и золота. Современная культура Сибири, вобравшая элементы Востока и Запада, является неотъемлемой частью российской культуры. Декоративное искусство развивалось под непосредственным влиянием национальных традиций, а скульптура малых форм неразрывно связана с народными ремеслами.

Сюжеты сибирских скульпторов - это исторические события и бытовые сцены из жизни людей, показывающие повседневную жизнь, передающие настроение человека, стилизованные скульптуры животных и птиц.

Основными материалами для скульптуры малых форм служат бронза, серебро, золото, медь, драгоценные камни, мягкий поделочный камень (цветной гипс, селенит, талькохлорит), керамика, а также кость, конский волос и дерево. Произведения также выполняются в технике художественного литья, ковки и смешанной технике, иногда имеют ярко выраженный авторский стиль, в основе которого лежат элементы этнической культуры, что проявляется в постоянном обращении к традиционным сибирским темам, протягивая нить между далеким прошлым и современным динамичным миром.

Отдельную нишу в сибирской мелкой пластике занимает резьба по кости, бивню мамонта, пришедшая в Сибирь около трехсот лет назад с пленными шведами после Полтавского сражения. Традиционные образы такой резьбы - это охотники, рыбаки, олени

www.sibac.info

и мамонты, чукчи в собачьих упряжках, воины и всадники, сакральные фигуры, волшебные женщины и матери с детьми, родовые покровители сибирских авторов, тотемные животные и мифологические существа.

Первую косторезную мастерскую в Тобольске открыл Иван Ефимович Овешков в1872 г. и называлась она «Сибирская мастерская изделий из мамонтовой кости». Занимался он археологией, орнаментом народов Севера и их резьбой по мамонтовой кости. Отличала Тобольскую резьбу по кости от других детальная проработка и использование элементов северной тематики. В 1920-е годы в Тобольске создается Музей изящных искусств и художественно -промышленная школа с отделением резьбы по кости. В 60-70-е годы XX века характер изделий и скульптур все больше меняется: идет отказ от подставок, появляется мягкая обобщенность, резьба с последующей полировкой, но одновременно, идет и сохранение северной тематики, что явилось устойчивым стилеобразующим направлением и по сей день. Бивни мамонта все еще можно найти на берегу Иртыша, но уже реже. Прикладники осваивают новые материалы - зуб кашалота, клык моржа, кость животного. Кустарное производство получает техническое оснащение, и становиться механическим. В конце ХХ века появляются новые имена в косторезном промысле. В Омске самые известные косторезы -братья Виктор и Владимир Синицких, Николай Перестов.

Параллельно в Сибири развивается «истинно славянский» вид прикладного искусства - резьба по дереву: внешнее и внутреннее украшение дома, посуда, домашняя утварь, детские игрушки. С приходом православного христианства распространение получила резная православная икона, называемая в древних летописях «Икона на рези». Но первоначально резьба икон осуществлялась на камнях, которые обкладывались драгоценными металлами и камнями, начиная с пятнадцатого века, постепенно вытесняются резными иконами из дерева, а с XVII века в храмах устанавливаются резные иконостасы, скульптурные изображения Иисуса Христа и святых.

Существует несколько техник резьбы - рельефная, сквозная и гладкая резьба. Рельефное изображение (горельеф, барельеф) достигается путем вынесения основного контура рисунка на плоскость, отличную от фона. При гладкой резьбе создание рисунка происходит в одной плоскости. Сквозная резьба (прорезанная, ажурная) предполагает отсутствие фона, как такового.

Развитию деревянной пластики на Севере и в Сибири способствовала многонациональность здешних поселений: русская

резьба была «скрещена» с фольклором коренных северных и сибирских народов, родившая новые поколения уникальных и самобытных мастеров резьбы по дереву.

Сегодня работает несколько церковных и светских творческих мастерских резного и позолотного мастерства: Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавры, Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Псково-Печерский, Михаило-Архангельский и Свято-Озерский Валдайский монастыри, творческие мастерские на Урале и в Сибири: в Омске, Новосибирске и Иркутске. Летом 2012 года состоялось освящение Анадырьского кафедрального собора, пятиярусный иконостас которого был собран из живописных и резных икон омских мастеров -Минина Павла (резьба) и Патрахина Сергея (живопись) [3, с. 2].

Лучшие работы резчиков, признанные произведения искусства в музеях московского Кремля, в Эрмитаже, Русском музее, Третьяковской Галерее, реставрационном центре им. Грабаря. Невозможно переоценить значение рельефной иконы для слепых и слабовидящих верующих, формирующих православный образ исключительно на тактильных ощущениях. Современная мелкая пластика, входящая в раздел декоративно-прикладного искусства -является одной из главных составляющих сибирской многонациональной культуры.

Список литературы:

1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. М., Высшая школа, 1977.

2. Кузнецова Ф.С. История Сибири. Часть 1. Присоединение к России: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - Новосибирск: Инфолио-пресс, 2002. - 256 с.

3. Павел Минин. Икона сего дня. Каталог. ООО «Омскбланкиздат» 644007, г. Омск, ул. Орджоникидзе, 34, 2012. - 52 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.