Научная статья на тему 'Механизмы защиты и копинг-стратегии, как психологические корреляты формирования аллостатической нагрузки у сотрудников ОВД, участвовавших в боевых действиях'

Механизмы защиты и копинг-стратегии, как психологические корреляты формирования аллостатической нагрузки у сотрудников ОВД, участвовавших в боевых действиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
122
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Ключевые слова
СТРЕСС / STRESS / АЛЛОСТАЗ / АЛЛОСТАТИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / ALLOSTATIC LOAD / КОПИНГ СТРАТЕГИИ / COPING STRATEGIES / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ / PSYCHOLOGICAL DEFENSE / ALLOSTASIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алексеева Алена Михайловна

В настоящей статье рассматриваются результаты исследования влияния психологических защит, копинг стратегий на формирование аллостатической нагрузкиу военных до и после боевых командировок. Результаты могут быть применены при отборе военных сотрудников для выполненияочередного боевого задания, а также имеют практическую значимость в работе клинического психолога, для выявления им терапевтических мишеней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алексеева Алена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL DEFENSES AND COPING STRATEGIES AS PSYCHOLOGICAL CORRELATES OF THE ALLOSTATIC LOAD FORMATION IN THE MILITARY PERSONNEL INVOLVED IN COMBAT MISSIONS

This article examines the results of research of influence of psychological protection, coping strategies to the shaping influence of allostatic load among the military before and after combat missions. The results can be applied in the selection of military personnel for the next combat mission, and also have practical significance in the work of the clinical psychologist to identify therapeutic targets.

Текст научной работы на тему «Механизмы защиты и копинг-стратегии, как психологические корреляты формирования аллостатической нагрузки у сотрудников ОВД, участвовавших в боевых действиях»

МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ И КОПИНГ-СТРАТЕГИИ, КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ ФОРМИРОВАНИЯ

АЛЛОСТАТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ У СОТРУДНИКОВ ОВД, УЧАСТВОВАВШИХ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ.

Алексеева Алена Михайловна

студентка Национального исследовательского Томского государственного университета, 634050Р.Ф. Томская область, г. Томск, проспект Ленина, 36

PSYCHOLOGICAL DEFENSES AND COPING STRATEGIES AS PSYCHOLOGICAL CORRELATES OF THE ALLOSTATIC LOAD

FORMATION IN THE MILITARY PERSONNEL INVOLVED IN

COMBAT MISSIONS.

Alena Alekseeva

Student of the National Research Tomsk State University, 634050R.F.

Tomsk Region, Tomsk. Tomsk, Lenin Avenue, 36

Аннотация

В настоящей статье рассматриваются результаты исследования влияния психологических защит, копинг - стратегий на формирование аллоста-тической нагрузки у военных до и после боевых командировок. Результаты могут быть применены при отборе военных сотрудников для выполнения очередного боевого задания, а также имеют практическую значимость в работе клинического психолога, для выявления им терапевтических мишеней.

Abstract

This article examines the results of research of influence of psychological protection, coping strategies to the shaping influence of allostatic load among the military before and after combat missions. The results can be applied in the selection of military personnel for the next combat mission, and also have practical significance in the work of the clinical psychologist to identify therapeutic targets.

Ключевые слова: стресс, аллостаз, аллостатическая нагрузка, копинг - стратегии, психологические защиты.

Keywords : stress, allostasis, allostatic load, coping - strategies, psychological defense.

Участие военнослужащих в боевых действиях, выполнение профессиональных обязанностей в повседневной работе непосредственно связаны с риском для жизни и здоровья. Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных условий жизни, является стресс [1,2,3,4]. Известно, что под воздействием стрессовых усло-

вий в организме выделяются так называемые «гормоны стресса», которые помогают преодолеть стрессовую ситуацию и восстановить нормальное состояние организма [4,5,6,7 и др.]. Однако, при избытке этих гормонов или при их выработке уже после прекращения воздействия стресс-факторов нормализация функций организма не наступает. В этом случае исследователи говорят о формировании аллостатической нагрузки (allostatic load), которая рассматривается как результат избыточной реакции на стресс, ведущий к преждевременному изнашиванию организма человека (П. Стерлинг, Дж. Эйер, B.McEwen, B.Макьюэн, Р.Сапольски и т.д). Понятия «аллостаз» и «аллостатическая нагрузка» были предложены такими авторами как П. Стерлинг, Д. Эйер, в 1988 г. университета Пенсильвании (штат США). Аллостаз - это термин буквально означает «достижение стабильности через изменения». Термин «аллостаз» относится к активному процессу, при помощи которого организм отвечает на ежедневные события и поддерживает гомеостаз[4]. Можно констатировать, что эти понятия достаточно «молодые» и в основном исследуются за рубежом (P.Sterling, J.Eyer, S. Fisher, J. Reason, B. McEwen, J. Schulkin, M. Dallman и т.д.).

В отношении психологических факторов, определяющих возможность человека справляться со стрессами, отмечается, что на сегодняшний день они изучались с различных методологических подходов в психологии (З.Фрейд, А.Фрейд, Т.Л. Крюкова, R.S.Lazarus, S.Folkman, К.К.Платонов, Б.М. Теплов, Л.И. Анцыферова и др.) С позиции когнитивного подхода таким фактором является копинг-поведение и копинг-ресурсы личности (R.S.Lazarus, S. Folkman, С. Кохен, Л.И. Корсакова, Е.Р.Исаева, Т.Л. Крюкова и т.д. ).

В связи с тем, что многочисленные работы, выполненные в рамках медицинской психологии, показали связь копинг-стратегий с формированием психических и соматических расстройств (Г.АБутрим, А.А. Колма-ков, Н.А. Сирота, М.А. Ярославская, М.А. Пальчиков, К.С. Белоусова, А.В. Копытов, Д.Е. Виринская, Л.М. Махнач, М. Broda,E.Heim, R.Moss, L.Mussgay, R.Olbrich и т.д.) возникает предположение, что у людей, использующих не эффективные копинг-стратегии в трудных ситуациях, более высокий риск формирования аллостатической нагрузки.

Целью исследования явилось определение особенностей копинг-поведения как возможных психологических коррелят формирования алло-статической нагрузки у сотрудников ОВД, выполнявших служебные задания в зоне боевых действий. В исследовании принимали участие 90 сотрудников ОВД. Возраст испытуемых варьирует от 23 лет до 41 года, все респонденты мужского пола. Были выделены три группы респондентов по количеству служебных командировок (СК): 1-я группа - 1-2 командировки, 2-я группа - 3-4 командировки, 3-я группа - 5 и более СК. Также все испытуемые были разделены на пять групп по критерию «тип стресса»: норма, ОС (острый стресс), ПС (переходное состояние), СПБ (сбалансиро-

ванная патология), ХС (хронический стресс). Методы исследования: биохимический анализ на выявление гормонов стресса; психодиагностические методики: опросник «Индекс жизненного стиля» (разработан Р. Плутчи-ком в соавторстве с Г. Келлерманом и Х.Р. Контом), методика копинг-стратегий (Р. Лазарус).

При статистической обработке применялись непараметрические методы: критерий знаковых рангов Вилкоксона, а также непараметрический критерий для «К» независимых выборок Краскела-Уоллиса, также проводился корреляционный анализ г-Спирмена. При математической обработке результатов исследования применялась программа статистической обработки данных - STATISTICA: программный пакет для статистического анализа, разработанный компанией StatSoft.

Для начала мы провели таблицу сопряженности со шкалами «количество командировок» и «тип стресса». Результаты биохимического анализа показали, что до выезда в служебные командировки респонденты с типом стресса «норма» составили всего 20% от всей выборки. У большинства исследуемых (38,89%) уровень гормонов соответствует острому стресса, каждый четвертый (24,44%) находится в переходном состоянии, наименьшему количеству респондентов соответствует сбалансированная патология и хронический стресс (11,11% и 5,56%). Повторный срез биохимического анализа после служебных командировок показал следующие изменения: количество респондентов с нормой снизились с 20% до 16,67%. У большинства также преобладает острый стресс (36,67%), испытуемые с показателем стресса «сбалансированная патология» (25,55%) увеличились вдвое после СК, испытуемые с ПС незначительно уменьшилось (21,1%). Показатели хронического стресса не были отмечены в результатах анализов респондентов после участия в служебных командировках.

Результаты по группам выявили, что у испытуемых 1 -ой и 2-ой группы преобладает острый стресс, как до, так и после ЧС. У военнослужащих 3-ей группы до выезда в ЧС преобладает переходное состояние, а после сбалансированная патология.

Следующий этап исследования предполагал выявление психологических коррелят аллостатической нагрузки. Результаты до СК и после СК свидетельствуют о том, что для большинства респондентов характерно использование таких МПЗ, как «отрицание» и «интеллектуализация». Статистически значимых различий до и после командировок у респондентов всей выборки не выявлено. Показатель общей напряженности защиты, как критерий, указывающий на способность респондентов к саморегуляции, показал, что у большинства респондентов ОНЗ в интервале ниже нормы, как до (91,11%), так и после ЧС (85,56%), что указывает на хорошие способности к саморегуляции у доминирующего большинства испытуемых.

Далее был осуществлен сравнительный анализ МЗ до и после СК между группами респондентов с различным количеством СК. Сравнительный анализ показал, что испытуемые 2-ой группы значимо чаще, чем 1 и 3-

я группы используют «реактивные преобразования» до СК (р=0,023), а респонденты 1-ой группы значимо чаще используют «интеллектуализацию» (р=0,034). Корреляционный анализ показал, что больше испытуемые выезжают в СК, тем реже используют интеллектуализацию, как МПЗ (г=-0,215, p=0,042). Респонденты находящиеся в состоянии ОС до СК значимо чаще используют «регрессию» (р=0,057), как способ совладания со стрессовой ситуацией, что составило 38,89% от всей выборки.

Выявление особенностей копинг-стратегий до и после командировок показало, что большинство респондентов используют «планирование» (13,18±3,945) и «самоконтроль» (11,21±4,526), как основные способы совладания с экстремальной ситуацией. Выраженность данных стратегий отражает специфику профессиональной деятельности и полностью ей соответствуют. До и после СК были выявлены значимые различия по шкале «конфронтация» (р<0,001). Данная копинг - стратегия после СК практически не используется респондентами. Сравнение выраженности копинг-стратегий между респондентами групп с различным количеством командировок до и после СК показало, что респонденты 1 -ой группы значимо чаще используют «дистанцирование», как до (р=0,036), так и после (р=0,007) СК. По остальным копинг-стратегиям значимых различий по группам не обнаружено. Корреляционный анализ г-Спирмена показал, что с увеличением числа командировок респонденты реже используют «дистанцирование» и «конфронтацию», как способы совладания.

Результаты по типу стресса показали, что до СК испытуемые в состоянии «норма» значительно чаще используют конфронтацию (р=0,029), как копинг-стратегию. После СК респонденты с «переходным состояние значимо чаще других групп используют «дистанцирование» (р=0,003) и «самоконтроль» (р=0,027).

Обсуждение результатов:

- большинство респондентов до и после служебных командировок находятся в состоянии острого стресса, что может указывать на стресс ожидания и на то, что, несмотря на отсутствие объективной опасности после СК, у многих продолжают интенсивно выделяться гормоны стресса, что может являться фактором риска накопления аллостатической нагрузки;

- во всех трех группах респондентов увеличивается число исследуемых с показателем стресса «сбалансированная патология», данный тип стресса выступает показателем накопления аллостатического груза в нашей работе. Наибольшей процент выявлен в третьей группе, которая была в СК от 5 и более раз.

-большинство респондентов используют как до, так и после служебной командировки используют «интеллектуализацию» и «отрицание»;

- военнослужащие, которые выезжают в первые командировки значимо чаще -используют «интеллектуализацию», как способ совладания после СК. С увеличением количества боевых выездов респонденты все реже прибегают к «интеллектуализации». Испытуемые, которые были в служеб-

ной командировке 3-4 раза, значимо чаще других групп используют «реактивные преобразования».

- респонденты, которым соответствует состояние острого стресса, значимо чаще используют «регрессию» до боевой командировки, как механизм психологической защиты;

- большинство военнослужащих до и после служебных командировок используют копинг-стратегии - «планирование» и «самоконтроль». Данные копинг-стратегии отражают специфику профессиональной деятельности военнослужащих;

- после служебной командировки военнослужащие значимо реже прибегают к «конфронтации», как способу совладания. Можно предположить, что данную стратегию они реализуют в служебных командировках и поэтому в повседневной жизни практически не используют;

- респонденты с наименьшим числом выездов в командировки в со-владании со стрессовой ситуацией прибегают к «дистанцированию» до и после СК. С частотой выездов в СК респонденты все реже прибегают «дистанцированию» и «конфронтации»;

- респонденты с показателем стресса «норма» до служебных командировок значимо чаще используют «конфронтацию», показатель которой у них в пределах нормы, т.е. мобилизуются на ситуацию, как опасную. В меньшей степени ее используют респонденты со «сбалансированной патологией».

- военнослужащие с «переходным состоянием» от «нормы» к СПБ после служебной командировки значимо чаще используют «дистанцирование» и «самоконтроль», чем респонденты с другими типами стресса. «Дистанцирование» предполагает преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее.

Список литературы:

1. В.А. Бодров - «Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы». М., Институт психологии РАН, 1995, 128 с

2. Китаев-Смык Л.А. 'Психология стресса - Москва: Наука, 1983 -с.368

3. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрес-сов.1993.—123с.

4. Сапольски. Р. Психология стресса. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2015. — 480 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»)

5. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. С 49

6. Дж. Теппермен. Х. Теппермен - Физиология обмена веществ и эндокринной системы, М.,Мир,1989

7. Седерберг У. Нейрофизиологические аспекты стресса // Эмоциональный стресс / Под ред. Л.Леви. Л.: Медицина, 1970. С. 116-128

References:

1. V.A. Bodrov - "Psychological stress: the development of the teaching and the current state of the problem". M., Institute of Psychology RAS, 1995, 128 s

2. Kitaev-Smyk LA 'Psychology of stress - Moscow: Science, 1983 - p.368

3. Leonova AB, Kuznetsova AS Psychoprophylaxis of stresses.1993.-123c.

4. Sapolski. R. Psychology of stress. 3rd ed. - St. Petersburg: Peter, 2015. -480 p.: Ill. - (Series "Mastera psychology")

5. Selye G. Stress without distress. M.: Progress, 1979. From 49

6. J. Tepperman. H. Tepperman - The physiology of the metabolism and endocrine system, M., Mir, 1989

7. Soderberg U. Neurophysiological aspects of stress / / Emotional stress / Ed. L.Levi. L.: Medicine, 1970. P. 116-128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.