Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СТУДЕНЧЕСКИМ СООБЩЕСТВОМ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ИНСТИТУТА ДЕТСТВА МПГУ'

МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СТУДЕНЧЕСКИМ СООБЩЕСТВОМ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ИНСТИТУТА ДЕТСТВА МПГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенческие объединения / студенческое сообщество / профессиональные компетенции / дефектологический факультет / обучающиеся вузов / развитие личности / student associations / student community / professional competencies / the Faculty of Defectology / university students / the development of personality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Земскова Людмила Владимировна

В статье говорится о взаимодействии со студенческими объединениями дефектологического факультета Института детства МПГУ ‒ научно-исследовательскими, волонтерскими, вожатскими, творческими и их роли в развитии профессиональных компетенций, а также приобретению лидерских качеств, становлению гражданской позиции и развитию личности обучающихся вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF INTERACTION WITH THE STUDENT COMMUNITY IN THE PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS OF THE DEFECTOLOGY FACULTY OF THE INSTITUTE OF CHILDHOOD OF MOSCOW PEDAGOGICAL STATE UNIVERSITY

The article talks about interaction with student associations of the Faculty of Defectology of the Institute of Childhood at Moscow Pedagogical State University ‒ research, volunteer, leader, creative and their role in the development of professional competencies, as well as the acquisition of leadership qualities, the formation of a civic position and the personal development of university students.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СТУДЕНЧЕСКИМ СООБЩЕСТВОМ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ИНСТИТУТА ДЕТСТВА МПГУ»

УДК 378.1+376+37.032

МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СТУДЕНЧЕСКИМ СООБЩЕСТВОМ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ИНСТИТУТА ДЕТСТВА МПГУ

Земскова Людмила Владимировна

старший преподаватель кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики, федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет»,

г. Москва, РФ E-mail: zemskova.lyudmila@bk.ru

MECHANISMS OF INTERACTION WITH THE STUDENT COMMUNITY IN THE PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS OF THE DEFECTOLOGY FACULTY OF THE INSTITUTE OF CHILDHOOD OF MOSCOW PEDAGOGICAL STATE UNIVERSITY

Zemskova Lyudmila Vladimirovna

senior lecturer of the Department of Inclusive Education and Sign Language

Teaching, Moscow Pedagogical State University,

Moscow, Russia E-mail: zemskova.lyudmila@bk.ru

Аннотация. В статье говорится о взаимодействии со студенческими объединениями дефектологического факультета Института детства МПГУ -научно-исследовательскими, волонтерскими, вожатскими, творческими и их

роли в развитии профессиональных компетенций, а также приобретению лидерских качеств, становлению гражданской позиции и развитию личности обучающихся вуза.

Abstract. The article talks about interaction with student associations of the Faculty of Defectology of the Institute of Childhood at Moscow Pedagogical State University - research, volunteer, leader, creative and their role in the development of professional competencies, as well as the acquisition of leadership qualities, the formation of a civic position and the personal development of university students.

Ключевые слова: студенческие объединения, студенческое сообщество, профессиональные компетенции, дефектологический факультет, обучающиеся вузов, развитие личности.

Keywords: student associations, student community, professional competencies, the Faculty of Defectology, university students, the development of personality.

Вовлечение студентов в самоуправление обеспечивает их прямое участие в реализации учебно-воспитательного процесса, формирует у них понимание и уважение к правам и обязанностям, а также умение принимать коллективные решения и выступать с инициативами. Все это важно для установления активной жизненной позиции, которая является ключевой для успешной профессиональной и социальной деятельности. Таким образом, студенческое самоуправление является неотъемлемым элементом образовательного процесса, который оказывает значимое влияние на формирование профессиональных и социальных компетенций студентов.

Студенческие объединения представляют собой важную форму самоуправления и предлагают обучающимся возможности для совмещения учебы и активного образа жизни. Эти объединения занимаются организацией и реализацией различных научных, социальных и творческих проектов и мероприятий, сотрудничая как с преподавательским составом и

администрацией университета, так и с работодателями и партнерскими организациями. «Активное вовлечение студентов в разные виды студенческой жизни, участие в кружках, студиях, конкурсах, в научной профессионально-направленной деятельности (научные кружки, выступления с докладами, участие в разных видах проектной исследовательской деятельности, публикационной в том числе), общефакультетских и общеуниверситетских мероприятиях может играть роль альтернативного круга общения, сообщества по интересам, способствующего личностному и профессиональному развитию всех обучающихся» [3, с. 10]. Однако стоит отметить, что успех работы этих организаций во многом зависит от активности и инициативы самих студентов. Ведь именно от них зависит проведение различных мероприятий, участие в конференциях и соревнованиях, самостоятельный поиск новых форм внеучебной деятельности. «Культурно-досуговое направление воспитательной работы также предполагает формирование профессиональных компетенций и профессиональной культуры у будущих дефектологов» [5, с. 25].

Однако «эффективное развитие студенческого самоуправления возможно только при грамотном педагогическом руководстве» [4, с. 30]. Поддержка со стороны преподавателей и администрации института обеспечивает обучающихся «информацией, ресурсами и необходимыми документами» [4, с. 30] для их деятельности. «Контроль» за работой студенческих объединений также «может проводиться в виде анализа проведенных мероприятий, планов и отчетов» [4, с. 30].

Еще одним важным элементом грамотного ведения педагогического процесса являются «субъект-полисубъектные» отношения «данная технология имеет гуманистическую направленность, ориентированную на развитие личности» [3, с. 9], которые формируются между активом студентов и другими участниками образовательного процесса: другими студентами, преподавателями и администрацией. Старосты студенческих групп играют основную роль в этом процессе, выполняя функции связующего звена между различными структурами в области студенческого самоуправления. Они

осуществляют контакт с преподавательским составом, выпускающими кафедрами, сотрудниками деканата и администрацией учебного заведения. Они также оказывают поддержку и принимают активное участие в организации и проведении университетских и факультетских мероприятий, таким образом, играя важную роль в координации различных аспектов учебной и социальной деятельности в рамках студенческого самоуправления.

«Большую роль в формировании профессионального самосознания играют межличностные отношения студентов, участие в разных формах учебной и внеучебной деятельности, жизни студенческого научного общества» [2, с. 16], поэтому, в Московском педагогическом государственном университете, и в частности, в Институте детства, развитие студенческого самоуправления признается важным аспектом образовательного процесса и воспитательной работы. Это также считается ключевым фактором в профессиональной подготовке студентов. «Студенческое самоуправление в Институте детства включает студенческий совет, который организует деятельность студенческих организаций (волонтерских, творческих, спортивных), студенческое научное общество, профсоюзную организацию обучающихся и актив академических групп» [4, с. 31].

Студенческий совет в Институте детства играет роль основного организатора студенческого самоуправления. «Он разрабатывает и реализует внеучебные мероприятия, сохраняет и развивает традиции Института и университета, формирует ориентацию на здоровый образ жизни, обеспечивает сотрудничество с администрацией института и факультетов» [4, с. 31].

Студенческий совет Института детства Московского педагогического государственного университета занимается следующими видами деятельности:

1. Волонтерство: Совет поддерживает и организовывает добровольческую деятельность, которая позволяет студентам вносить свой вклад в общество и развивать навыки лидерства.

2. Культурно-массовая работа: Организация и проведение различных мероприятий и событий являются важной частью работы совета. Это может

включать концерты, театральные представления, выставки и т. д.

3. Спортивная деятельность: Студенческий совет привлекает студентов к активному участию в спортивных мероприятиях, способствуя здоровому образу жизни.

4. Научно-исследовательская работа: Совет поддерживает участие студентов в исследовательских проектах, помогая им развивать свои академические и профессиональные навыки.

5. Профориентационная деятельность: Совет помогает студентам в выборе профессионального пути, организуя профориентационные мероприятия и консультации.

Студенты Института детства МИГУ активно участвуют в организации и проведении различных профориентационных мероприятий для учеников старших классов. Для этого они разрабатывают и проводят разнообразные программы, такие как профессиональные квесты, мастер-классы по выбору профессии, встречи в школах на тему выбора вуза, проводят тестирование «Я выбираю профессию», которое позволяет выявить главные наклонности учащихся и понять, к какой профессии они склонны. Их цель - помочь школьникам определиться со своим профессиональным путём. Кроме того, студенты вместе с волонтерами информационного отдела создают видеоролики, направленные на привлечение будущих студентов и формирование положительного имиджа университета и факультета.

Повышая уровень знаний о специфике работы в сфере дефектологии, студенты дефектологического факультета Института детства МИГУ каждый год активно участвуют в университетской игре-квесте «МИГУ». В этом году команда студентов 3-го и 4-го курсов создала уникальную «станцию Тифлопедагогика» (обучение и воспитание слепых и слабовидящих). Этот интерактивный модуль погрузил школьников в мир дефектологии, предложив им разгадать кодовую фразу по алфавиту Брайля - набором тактильных символов, используемых для чтения и письма людьми с нарушениями зрения. Помимо интересного задания, студенты подготовили и предоставили ряд

информативных материалов о тонкостях дефектологии и особенностях работы кафедр их факультета. Это дало школьникам возможность материализовать свои представления о дефектологии и увидеть, как разнообразны и многосторонни профессии в этой сфере.

Участие студентов дефектологического факультета под руководством квалифицированных педагогов Института детства в Неделе профориентации и выездных педагогических профориентационных экспедициях в школы, которые организованы под названием «Открываем возможности», является значительным вкладом в развитие системы профориентации обучающихся. Такие мероприятия позволяют школьникам более глубоко познакомиться с профессией дефектолога, увидеть ее изнутри и осознать ее важность. Обмен опытом, знаниями и навыками в процессе этих экспедиций является ценным ресурсом для молодых людей, помогающим им сделать свой выбор в пользу одной из профессий в области дефектологии.

Во время мероприятий обучающиеся могли более подробно познакомиться с историей МПГУ и актуальными тенденциями дефектологического факультета Института детства. Школьники имели возможность узнать о полном спектре существующих профилях обучения в рамках специального (дефектологического) образования. Презентовались такие направления, как логопедия - наука о речевых нарушениях и их коррекции; сурдопедагогика, специализирующаяся на работе с глухими и слабослышащими людьми; тифлопедагогика, занимающаяся обучением и воспитанием слепых и слабовидящих; дошкольная дефектология, работающая с детьми дошкольного возраста со специальными потребностями; а также образовательное и психолого-педагогическое сопровождение учащихся, страдающих расстройствами аутистического спектра. Мероприятия несут значимую информацию для формирования более точного понимания широкого спектра возможностей и направлений в дефектологии.

Важность всестороннего развития студентов за пределами академической жизни не может быть недооценена. Поэтому в рамках наших мероприятий мы

также обсуждаем внеучебные возможности для студентов. В частности, обучающиеся могут узнать о различных секторах студенческого сообщества дефектологического факультета. Мы представляем работу нашего волонтерского центра, где студенты могут добровольно помогать в различных проектах и инициативах, познакомиться с вожатской деятельностью, приняв участие в наших отрядных программах, или включиться в спортивную деятельность для поддержания хорошей физической формы и здоровья. Кроме того, студенты могут присоединиться к информационному сектору, который занимается распространением актуальных новостей и информации, или к культурно-массовому сектору, который организовывает разнообразные культурные и социальные мероприятия для студентов. Таким образом, у студентов есть множество возможностей для личного развития, общения и участия в активной жизни университета.

«Территория взаимодействия» [1, с. 91] это поистине уникальная и эмоционально насыщенная программа, которая, без сомнения, оставляет глубокие впечатления у ее участников. Этот проект представляет собой живую и интерактивную форму обучения, которая вовлекает учеников в прямое знакомство с разнообразием жизненных ситуаций, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями. Главная цель «Территории взаимодействия» - показать, что люди с ограниченными возможностями, это полноценные члены общества, жизнь которых так же важна и интересна, как и кого бы то ни было другого. Студенты погружаются в различные сценарии, направленные на обучение эмпатии и пониманию; они учатся включаться в общение с людьми, у которых есть зрительные, слуховые или физические ограничения. Личный опыт участия в таких симуляциях, во многом, помогает студентам более глубоко понять, каково это - сталкиваться с препятствиями и ограничениями, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью или ограниченными возможностями. Такой завораживающий и мощный подход «раскрывает глаза» и способствует более глубокому уважению и пониманию людей с ограниченными возможностями. Команда старших студентов-

дефектологов, которые проводят игру, делает свою работу максимально информативной и поддерживающей участников. «Территория взаимодействия» помогает формировать взаимопонимание, эмпатию и уважение, а также всесторонне подготавливает будущих специалистов для работы с людьми, имеющими особые потребности.

Все перечисленные мероприятия, направленные на профориентационную деятельность, содействуют профессиональному самоопределению обучающихся через привлечение мотивированных студентов и формированию профессиональных компетенций студентов через практическую деятельность.

Вовлечение студентов в студенческие организации и сообщества имеет многогранное влияние на их обучение и профессиональное развитие. Студенческая деятельность, включая активное участие в профориентационных мероприятиях, дает уникальную возможность приобрести ценный опыт, критический для профессионального развития в области дефектологии. Такие возможности позволяют студентам не только глубже проникнуться и прочувствовать профессию, но и применить теоретические знания на практике, участвуя в различных ролевых играх, проведении мероприятий и оказании поддержки своим сверстникам. Участие в студенческом самоуправлении помогает обучающимся развить сильные лидерские качества, такие как управление проектами, коммуникация, принятие решений и многое другое. Эти навыки не только пригодятся в профессиональной деятельности, но и позволят студентам стать более самостоятельными и уверенными в своих способностях. Таким образом, активное участие студентов во внеучебной деятельности важно для их профессионального и личностного развития, особенно в такой значимой и ответственной области, как дефектология.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ковалев Е.В., Кулакова Е.В., Любимова М.М. Социокультурный проект «Территория взаимодействия» как технология воспитательной работы в педагогическом вузе // Социально-воспитательная деятельность в вузе как

52

условие обеспечения качества подготовки учителя-дефектолога: методические указания / под общей редакцией А.А. Алмазовой, В.П. Мерзляковой. - М.: МПГУ, 2022. - С. 91-110. - ISBN 978-5-4263-1148-0. - Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. - URL:

https: //e.lanbook.com/book/338930.

2. Кроткова А.В., Микляева Н.В. Роль разных видов учебной и внеучебной деятельности в формировании образа себя как профессионала у будущих учителей-дефектологов // Социально-воспитательная деятельность в вузе как условие обеспечения качества подготовки учителя-дефектолога: методические указания / под общей редакцией А.А. Алмазовой, В.П. Мерзляковой. - М.: МПГУ, 2022. - С. 15-19.

3. Речицкая Е.Г., Вовненко К.Б. Воспитательное пространство современного вуза при подготовке учителя-дефектолога // Социально-воспитательная деятельность в вузе как условие обеспечения качества подготовки учителя-дефектолога: методические указания / под общей редакцией А.А. Алмазовой, В.П. Мерзляковой. -М.: МПГУ, 2022. - С. 9-14.

4. Соломина. Е.Н. Студенческое самоуправление как один из механизмов воспитательной работы // Социально-воспитательная деятельность в вузе как условие обеспечения качества подготовки учителя-дефектолога: методические указания / под общей редакцией А.А. Алмазовой, В.П. Мерзляковой. - М.: МПГУ, 2022. - С. 27-34.

5. Филатова И.А., Бездетко С.Н. Формирование профессиональных компетенций у будущих дефектологов в процессе воспитательной работы // Социально-воспитательная деятельность в вузе как условие обеспечения качества подготовки учителя-дефектолога: методические указания / под общей редакцией А.А. Алмазовой, В.П. Мерзляковой. - М.: МПГУ, 2022. - С. 20-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.