Научная статья на тему 'ФЕСТИВАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ'

ФЕСТИВАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ / КУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ / КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА / МАСТЕР-КЛАСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кроткова А.В., Микляева Н.В.

В статье рассматривается фестивальное движение как форма организации научно-методической деятельности будущих педагогов-дефектологов, обобщаются основные признаки и идентифицируются особенности фестивалей и конкурсов как вида культурных событий дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета (МПГУ). В качестве методов исследования используются методы комплексного подхода, реализации культурно-исторического подхода, типологический метод, функциональный метод, метод структурного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кроткова А.В., Микляева Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FESTIVAL MOVEMENT AS A FORM OF ORGANIZING ACADEMIC AND METHODOLOGICAL ACTIVITIES OF FUTURE SPECIAL EDUCATION TEACHERS

The article considers the festival movement as a form of organization of academic and methodological activity of future special education teachers, sums up the main features and identifies specific features of festivals and contests as a type of cultural events of the Faculty of Defectology of MPSU. As the methods of research methods of a comprehensive approach, implementation of the cultural-historical approach, typological method, functional method, the method of structural analysis are used.

Текст научной работы на тему «ФЕСТИВАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ»

УДК 377.031 ББК 74.40

DOI: 10.31862/1819-463X-2023-3-133-144

ФЕСТИВАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ

А. В. Кроткова, Н. В. Микляева

Аннотация. В статье рассматривается фестивальное движение как форма организации научно-методической деятельности будущих педагогов-дефектологов, обобщаются основные признаки и идентифицируются особенности фестивалей и конкурсов как вида культурных событий дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета (МПГУ). В качестве методов исследования используются методы комплексного подхода, реализации культурно-исторического подхода, типологический метод, функциональный метод, метод структурного анализа.

Ключевые слова: подготовка педагогов-дефектологов, культурное событие, культу-ротворческое взаимодействие, научно-методическая разработка, мастер-класс.

Для цитирования: Кроткова А. В., Микляева Н. В. Фестивальное движение как форма организации научно-методической деятельности будущих педагогов-дефектологов // Наука и школа. 2023. № 3. С. 133-144. DOI: 10.31862/1819-463Х-2023-3-133-144.

FESTIVAL MOVEMENT AS A FORM OF ORGANIZING ACADEMIC AND METHODOLOGICAL ACTIVITIES OF FUTURE SPECIAL EDUCATION TEACHERS

A. V. Krotkova, N. V. Miklyaeva

Abstract. The article considers the festival movement as a form of organization of academic and methodological activity of future special education teachers, sums up the main features and identifies specific features of festivals and contests as a type of cultural events of the Faculty of Defectology of MPSU. As the methods of research methods of a comprehensive

© Кроткова А. В., Микляева Н. В., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

approach, implementation of the cultural-historical approach, typological method, functional method, the method of structural analysis are used.

Keywords: preparation of special education teachers, cultural event, cultural and creative interaction, academic and methodological development, workshop.

Cite as: Krotkova A. V., Miklyaeva N. V. Festival movement as a form of organizing academic and methodological activities of future special education teachers. Nauka i shkola. 2023, No. 3, pp. 133-144. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-3-133-144.

Содержание образовательных программ подготовки педагогов-дефек-тологов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» ориентировано на формирование компетенций, обеспечивающих готовность к реализации задач профессиональной деятельности таких типов, как: педагогический, проектный, методический, организационно-управленческий, культурно-просветительский, сопровождения. При этом освоение образовательных программ обучающимися происходит преимущественно в учебной деятельности. Обладая широким развивающим потенциалом, она обеспечивает теоретическую и практическую подготовку в области диа-гностико-консультативной и коррекцион-но-развивающей работы будущего пе-дагога-дефектолога. Однако готовность к реализации организационно-методической направленности профессиональной деятельности дефектолога требует, на наш взгляд, более глубокого понимания как специфики развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его социального окружения, так и системы организации образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями. Ресурсом для этого направления профессионального становления специалиста может стать научно-исследовательская деятельность обучающихся.

В настоящее время наиболее распространенными формами организации исследовательской деятельности студентов являются научные кружки и проблемные группы, а в качестве объекта внимания выступают особенности психического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Содержание и технологии коррекцион-но-развивающей работы оказываются в поле зрения начинающих исследователей редко, и в первую очередь в связи с ограниченностью практического опыта и неуверенностью в личной готовности к данному направлению профессиональной деятельности. Эта тенденция особенно характерна для обучающихся по программам бакалавриата [1]. Вместе с тем активное включение студентов 1-11 курсов в проектную деятельность в рамках освоения учебных дисциплин и научных кружков позволяет уже начальном этапе освоения профессии познакомиться с такими понятиями, как «проект», «управление проектом», «новация», «новшество» и т. д., что открывает большие возможности для развития творческого потенциала и освоения такого сложного аспекта профессиональной подготовки, как методическое сопровождение образовательного процесса. Таким образом студент не только изучает и выявляет особенности психофизического состояния, образовательные потребности и ресурсы лиц с ограниченными возможностями здоровья, но и моделирует содержание и технологии

образования и психолого-педагогического сопровождения.

Безусловно, важным фактором для развития мотивации к такому сочетанию научно-исследовательской и методической деятельности будущих педагогов-дефектологов является публичность результатов, возможность реализации разработок, их оценка педагогическим сообществом. Существующее конкурсное движение внутри студенческого научного сообщества на местном, региональном, федеральном уровнях позволяют в большей мере оценить результаты научно-исследовательской деятельности. В то же время представить объективную оценку методического потенциала исследовательских и творческих проектов без привлечения более широкого круга экспертов, в первую очередь, из числа сотрудников образовательных и иных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы, сложно. В связи с чем более пяти лет назад на кафедре дошкольной дефектологии Института детства МПГУ был организован первый всероссийский фестиваль творчества, посвященный презентации комплексной программы «Оживший мир: территория сотворчества детей и взрослых», в разработке которой приняли участие обучающиеся по программам бакалавриата и магистратуры. Накопленный к настоящему времени опыт организации научно-методической деятельности будущих педагогов-дефектологов, на наш взгляд, требует описания и обобщения, поэтому фестивальное движение стало предметом нашего исследования. Мы посчитали возможным систематизировать основные признаки и идентифицировать особенности фестивалей как вида культурных событий дефектологического факультета Института детства МПГУ что и стало целью данной статьи.

Ключевыми методами исследования стали [2]:

• методы комплексного подхода, позволяющие сочетать различные пред-

метные области, а также подходы и методы разных наук при определении фестиваля как базового понятия,

• методы реализации культурно-исторического подхода, которые позволили рассмотреть фестиваль не только в общем контексте культуры, но и в динамике его развития, применительно к системе профессионального образования в вузе;

• типологический метод, который был использован для классификации фестивалей и конкурсов;

• функциональный метод, позволивший нам выявить особенности фестиваля как формы организации научно-методической деятельности студентов и площадки для межкультурных коммуникаций;

• метод структурного анализа, который помог выявить структурные элементы фестиваля и степень их значения для системы профессиональной подготовки будущих педагогов-дефектологов.

Рассмотрим результаты использования данных методов в контексте решения поставленных задач.

Само слово «фестиваль» латинского происхождения (festivus), используется как синоним слова «праздник». В русском языке термин «фестиваль» имеет более конкретизированное значение, связанное с определенной формой культуры [3]. Поэтому с точки зрения науки изучение фестивалей определяется традицией, заложенной в исследованиях культуры, воспитательных потенциалов и духовной жизни общества. Она простирается на несколько гуманитарных областей знания, включая [1; 4; 5]:

• философию культуры (С. А. Аве-ринцев, М. М. Бахтин, А. Я. Гуревич, С. Н. Иконникова, М. С. Каган, Дж. П. Мердок, В. Н. Топоров и другие);

• социологию и социальную антропологию (В. Г. Виноградский, Б. С. Ерасов, Е. Р. Ярская-Смирнова);

• этнографию (В. П. Алексеев, А. К. Байбурин, Т. А. Бернштам, Н. Н. Велец-кая, Л. М. Ивлева);

• искусствоведение (А. Д. Авдеев, М. А. Некрасова, Т. С. Семенова), фольклористику (А. С. Каргин, В. Я. Пропп) и культурологию (В. Е. Гусев, Б. Н. Путилов, В. М. Розин, А. Я. Флиер);

• событийный менеджмент и теорию стейкхолдеров («теорию заинтересованных сторон») (Э. Фриман, Д. Гетс, М. В. Дедова).

Согласно определению П. В. Николаевой, фестиваль - это универсальная форма глобального культуротворческого процесса, являющаяся одновременно способом рефлексии культуры в ее многообразии и средством генерации новой культуры, способной отвечать потребностям общества [2]. Особенно это важно для системы профессионального образования и развития ее воспитательных потенциалов.

Если экстраполировать, то есть провести аналогию и преобразование данного термина к дефектологическому образованию, то можно констатировать, что фестивальное движение как форма организации учебно-профессиональной деятельности студентов соответствует принципу культурно-исторического подхода [6], который определяет содержание профессиональной психолого-педагогической культуры как системы норм и способов регуляции активности будущего учителя-дефектолога в процессе взаимодействия с преподавателями и членами экспериментальных площадок, представителями научно-методического сообщества как носителями системы норм и способов деятельности коррек-ционного педагога и специального психолога (Л. С. Выготский, Ю. М. Лотман, В. С. Мухина). Так, целью Всероссийского смотра-конкурса «Планета детей», проводимого Институтом детства МПГУ, является консолидация усилий семьи и детского сада в реализации образовательной программы дошкольного образования и индивидуальных адаптированных образовательных программ на основе разработки комплекта рабочих

тетрадей в условиях совместной предметно-практической деятельности детей и взрослых. Такие рабочие тетради предназначены для родителей и оптимизации домашнего воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ. Конкурс также проводится с целью поддержки инновационного движения, выявления и поддержки лучших специалистов кор-рекционного профиля и педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности и ограниченные возможности здоровья, повышения престижа их профессии и значимости психолого-педагогической поддержки организации самостоятельной работы таких обучающихся.

С другой стороны, идеи субъектного подхода внутри фестивального движения поддерживают процесс подготовки студентов к профессиональной деятельности, выделяя субъектные позиции, необходимые для обучения и воспитания (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, А. А. Деркач, Е. И. Исаев, Е. А. Климов, В. И. Слобод-чиков, В. Д. Шадриков и др.) [6]. Поэтому номинации фестиваля или конкурса соответствуют модулям образовательной программы профессиональной подготовки и отражают инновации, которые разрабатывает наш университет, поддерживает факультет и кафедра дошкольной дефектологии. Например, в рамках Международного фестиваля «Дети радуги: социализация и развитие коммуникативных способностей» традиционно выделяется три-четыре номинации:

• «Вместе с родителями»: развитие коммуникативных способностей.

• Интерактивное развивающее оборудование: эффективная организация совместной деятельности дошкольников и младших школьников.

• Инновации в области социально-коммуникативного развития нормально развивающихся детей и обучающихся с ОВЗ.

• От социально-коммуникативного развития - к нравственному и духовному

воспитанию в условиях инклюзии и интеграции.

Анализ образовательных технологий с позиции эффективности воздействия на субъект деятельности является ключевым моментом раскрытия этого процесса. Спецификой применения социально-ориентированных технологий в фестивальном движении выступает организация фестиваля [5; 7]:

• как мероприятия, включающего в качестве основных семиотических элементов открытие, демонстрацию достижений в какой-либо сфере, в том числе в профессиональном и научном сообществе, а в качестве подвижных признаков: конкурс творческих достижений, ярмарку, шествие, карнавал, мастер-класс и т. п.;

• как системы взаимодействия с представителями профессиональной культуры, учитывающей разноуровне-вость, многоаспектность и полифункциональность деятельности будущего учи-теля-дефектолога и опыт сопровождения детей с ОВЗ, обеспечивающий практико-ориентированное обучение студентов;

• как особой профессионально-развивающей и социокультурной образовательной среды, интегрирующей возможности учреждений, в которых воспитываются и обучаются дети с ОВЗ, и научно-образовательной лаборатории при дефектологическом факультете университета, позволяющей разрабатывать и апробировать новые идеи, приемы и методики коррекционно-педа-гогической работы.

С точки зрения Р. Г. Аслаевой [6], подтвержденной результатами диссертационного исследования, это позволяет реализовать принципиально новый научно-педагогический подход к обучению дефектологов в педагогическом вузе, включающий создание профессионально развивающей, социоразвиваю-щей, социокультурной образовательной среды, интегрирующей возможности вуза и коррекционных учреждений, «специальных вертикальных служб».

В качестве таких «вертикальных служб», согласно А. М. Меньшикову, может быть использована трехуровневая система формирования брендинга фестиваля [7]:

1) научно-методические разработки, создаваемые студентами на базе экспериментальных площадок факультета во время освоения учебных дисциплин и прохождения производственных педагогических практик, как «продукты-бренды первого уровня». Например, во время фестиваля «Дети радуги: социализация и развитие коммуникативных способностей детей с ОВЗ», проводимого Институтом детства МПГУ, был организован конкурс социально-ориентированных и социально-игровых проектов студентов и педагогов-практиков системы специального и инклюзивного образования с участием воспитанников с нарушениями речи и интеллекта, расстройствами аутистического спектра и слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата;

2) собственно сам коллектив организаторов фестиваля под руководством директора Института детства МПГУ, доктора педагогических наук, профессора А. А. Алмазовой и членов профессионального жюри, объединившего ученых и преподавателей разных вузов России и стран ближнего зарубежья (Беларуси, Украины, Германии и т. д.), представителей международного сообщества. Например, уже упомянутый фестиваль, который проходил в 2020-2022 гг., организовался на общественной инициативе при поддержке AiBZ - Agentur für internationale Bildungszusammenarbeit e.V. («Агентство международного сотрудничества по развитию образования», Германия) в рамках международного сотрудничества и распространения результатов проектов программы ERASMUS+ (программы Европейского Союза, направленной на поддержку сотрудничества в области образования, профессионального обучения, молодежи и спорта).

Этот уровень обеспечивает имя, имидж фестиваля - это «бренд второго уровня». Его поддерживают спонсоры.

Например, в качестве спонсоров в 2022 г. выступили ООО «Вей Той», ООО «Мерсибо», Онлайн институт коррекционной педагогики «Дефектология Проф», интернет-магазин «Детский сад» А. В. Кузнецовой, издательство «АРКТИ». Благодаря им победители получили комплекты сенсомоторных напольных игр, развивающих игр и игрушек, годовую или полугодовую подписку на использование компьютерных игр «Мерсибо», безлимитную карточку специалиста коррекционного профиля, с возможностью прохождения бесплатных курсов повышения квалификации, стажировки и аттестации.

3) сам фестиваль как «бренд третьего уровня», или так называемый «зонтичный бренд». Такой «зонтичный бренд» был создан благодаря тому, что фестивали и конкурсы творческих проектов стали традицией Института детства и Студенческого научного общества дефектологического факультета. Первый фестиваль творчества был организован кафедрой дошкольной дефектологии в 2018 г., как Всероссийский фестиваль «Оживший мир», ориентированный на формирование у детей с ОВЗ целостной картины мира и ознакомление с окружающим, развитие речи и элементарных математических представлений на основе методики передвижной аппликации.

За пять лет было проведено восемь Всероссийских и Международных фестивалей и конкурсов:

• Всероссийский смотр-конкурс рабочих тетрадей «Планета детей» для организации совместной образовательной деятельности с дошкольниками, имеющими особые образовательные потребности (2020, 2021, 2023);

• Международный фестиваль «Дети радуги: социализация и развитие коммуникативных способностей детей с ОВЗ» (2020, 2021, 2022);

• Международный фестиваль детского дизайна и архитектуры «Каравай для всех»: психолого-педагогического сопровождение детей с ОВЗ и их семей (2019);

• Всероссийский фестиваль «Оживший мир: территория сотворчества детей и взрослых» (2018).

Обобщение тенденций в развитии данного движения на базе Института детства МПГУ демонстрирует классическую периодизацию истории развития данного феномена [2]:

1) этап смотров самодеятельности, главной целью которого было стимулирование генерации и популяризации принципиально новых форм творчества студентов;

2) этап фестивализации смотров-конкурсов, актуализация которого была обусловлена необходимостью отказа от формального подхода в данной области и апробацией новых форм научно-методической деятельности студентов и преподавателей СНО, - критериями ее оценки, например для фестиваля «Дети радуги: социализация и развитие коммуникативных способностей», выступают:

• обоснованность и оригинальность идеи проекта;

• мастер-класс как часть общей системы работы с детьми;

• демонстрация приоритетных методов и приемов работы, их понимание участниками;

• результаты проектной деятельности и ее влияние на развитие коммуникативных способностей и нравственности.

3) этап фестиваля, характеризующегося формированием брендинговой системы.

Что повлияло на развитие данного движения? Решением професссорско-преподавательского состава кафедры дошкольной дефектологии Института детства МПГУ Всероссийский конкурс «Планета детей» и Международный фестиваль «Дети радуги» в 2021 г. было

решено сделать традицией кафедры и проводить их каждый год, по очереди. Такие фестивали и конкурсы выполняли и до сих пор выполняют функцию формирования учебно-профессионального сообщества и сетевого научно-методического партнерства. Они имеют очевидный практико-ориентированный компонент, направленный на методическую поддержку студентов и молодых специалистов. Например, в рамках Всероссийского фестиваля «Каравай для всех» (2018) студенты СНО провели более 10 мастер-классов по конструированию с дошкольниками с нарушением речи, слуха, интеллекта и ЗПР.

С течением времени появился и стал более выраженным еще один аспект фестивального движения на дефектологическом факультете Института детства МПГУ. Сложилась система дифференцированной оценки проектов, а именно общественного и профессионального голосования на этапе оценки учебно-профессиональных достижений студентов и научно-методических разработок участников конкурсов и фестивалей. Практически все конкурсы и фестивали проводятся в течение учебного года: с ноября по май. В феврале стартует общественное голосование, длится до 1 мая, затем наступает черед профессионального голосования. Благодаря этому на церемонии закрытия проводится награждение не только тех, кто стал лауреатом фестиваля на основании решения профессионального жюри, но и тех, кто получил приз зрительских симпатий в своей номинации. Например, в общественном голосовании Всероссийского смотра-конкурса рабочих тетрадей «Планета детей» для организации самостоятельной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в 20222023 учебном году приняло участие 21 845 человек из разных регионов России и мира. Естественно, что большинство голосов поступило из России, однако и зарубежные коллеги и родители не

остались в стороне: 20% респондентов представляли Кипр, 11,5% - Нидерланды, по 8,6% - Германию, Казахстан, Северную и Западную Африку; 5,7% - Мексику, Туркмению, США; 3% - Люксембург, Эстонию, Финляндию, Ирландию, Украину, Францию, Беларусь и Данию. Это стало крайне неожиданным, но радостным фактом и позволило принять решение о расширении ареала конкурса и анонсирование его как мероприятия с международным участием. Кроме того, в номинации «Рабочая тетрадь по развитию речи и формированию целостной картины мира» лучшим проектом с точки зрения общественного голосования стал проект «Путешествие в страну билингвизма»: интерактивная тетрадь для исследования коммуникативно-речевых компетенций детей-билингвов старшего дошкольного возраста, автором которой является О. А. Гюргюч, слушатель программы дополнительного профессионального образования «Логопедия» Института детства МПГУ (проект с международным участием: Россия - Турция, с участием Российско-Турецкой ассоциации матерей)). В 2022 г. в финал вышел проект «Окно в Италию» по формированию межкультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста на основе социально-исторической коммуникации России и Италии - Долгопрудный (Московская область, МАДОУ детского сада № 4 «Рябинка») и проекты из Беларуси («Путешествие по странам и континентам», «Территория БЕЗопасности» и др.).

Отрадно, что международный уровень признания пришел к проектам, чьи авторы являются членами студенческого научного общества дефектологического факультета Института детства. Например, в конкурсе 2023 г. лауреатами стали проекты:

• Интерактивная тетрадь «В доме: тут и там»: активизация речи и предметно-игровой деятельности детей (автор -студентка Института детства МПГУ

Е. Д. Зинченко (IV курс, профиль «Олигофренопедагогика»));

• «Прятки с гласными» для детей с ОНР 5-6 лет (авторы - студенты Института детства МПГУ: А. А. Иванова, А. Д. Шурова, Я. О. Алексеева, А. В. Ново-щинская, М. А. Серченко, Е. А. Вергуно-ва, П. К. Черняева, Д. С. Черенова, Н. Р. Зиброва, А. А. Мишечкина (III курс, профиль «Дошкольная дефектология»); сотрудники ГБОУ СОШ № 69 г. Москвы: учитель-логопед М. В. Павловская, воспитатель И. Г. Галактионова, старший воспитатель Л. И. Мишенко).

Таким образом, анализ трехуровневой структуры брендинга фестивального движения позволяет утверждать [4]: бренды разных уровней взаимодействуют друг с другом. Это происходит благодаря активности «стейкхолдеров события» - к ним относятся человек или группа людей, которые могут влиять на проведение фестиваля, конкурса или испытывают на себе его влияние. Это все, кто занят в организации и проведении фестиваля, а также члены жюри и спонсоры, представители общественности как консультанты экспериментальных площадок и все, кто попадает под влияние события, например, участвуя в поддержке проекта специалиста со стороны родителей группы, общественном голосовании и благотворительной акции. Так, привлечение новых талантливых студентов, объединение студенческих и преподавательских коллективов, включение педагогов-практиков в состав участников уже сформировавшегося фестиваля с устоявшейся харизмой ведет к дальнейшему развитию, популяризации, повышению его рейтинга. Это приводит к появлению совершенно нового разнопланового фестивального продукта, отражающего специфику стратегии социально-профессиональной подготовки дефектологов в педагогическом вузе [6]:

• на первом уровне брендинга: проект - лауреат фестиваля на основании

голосования профессионального жюри, проект - призер зрительских симпатий;

• на втором уровне брендинга: публикация лучших научно-методических разработок в виде статей в педагогической периодике (в научно-методических журналах - партнерах фестиваля: «Современный детский сад», «Детский сад: от А до Я», «Инклюзия в образовании») и издательствах (например, «Развивающая тетрадь «Пчелиная семья» как условие совместного обучения ребенка и родителя» педагога-психолога А. Н. Бу-ричевой, проект тетради по обучению математике детей с нарушением слуха, разработанный студентами и сурдопеда-гогиками ГБОУ Школы «На проспекте Вернадского» под руководством профессора кафедры дошкольной дефектологии Института детства Л. А. Головчиц и т. д.);

• на третьем уровне брендинга: создание сайта или электронной страницы фестиваля или конкурса, отражение динамики его проведения в разделе новостей на сайте университета, церемония закрытия фестиваля с творческими (песенными, танцевальными, акробатическими) номерами и этюдами, подготовленными лауреатами фестиваля и представителями экспериментальных площадок.

Хотелось бы отметить еще одну устоявшуюся черту фестивального движения: фестиваль как межкультурный феномен выступает в качестве средства уравновешивания процессов интеграции и дифференциации как на локальном, так и на международном уровне [2; 5; 7]. Это обусловлено следующими факторами, описанными П. И. Николаевой [3]: во-первых, это достигается семиотическими средствами фестиваля, в качестве которых выступают языки межкультурных архетипов и символов и знаково-символические языки локальных культур. Например, отмеченный дипломом победителя Международного фестиваля детского дизайна и

архитектуры «Каравай для всех» в номинации «Думаем о детях» (Приз зрительских симпатий) дизайнерский проект «Поздравляем с Рождеством!» (автор - Г. К. Динкова и детский коллектив детского сада «Надежда», г. Асе-новграда, Пловдивской области, Республика Болгария) продемонстрировал сходство и различие в праздновании Рождества в России и Болгарии и был интересен своей интегрирующей культу-ротворческой направленностью, благодаря которой и участники проекта, и активно голосовавшие за него родители российский и болгарских воспитанников объединились.

Во-вторых, искомый баланс обеспечивается за счет уникального комплекса коммуникативных средств фестиваля [2; 3]: непосредственного межкультурного и профессионального общения, «коммуникации по поводу свободы» и рефлексии, позволяющей осознать себя как часть реального мира, свое место и роль в этом мире, искусства, творчества и суггестивных свойств фестиваля. Например, в том же фестивале «Каравай для всех» были одинаково отмечены с точки зрения определения учреждением своего места в системе коррекционно-развивающего и инклюзивного образования и аутекомпетентности педагогов как конструктивно-игровой проект «Особенный автомобиль для замечательных людей», разработанный для инклюзивной группы (авторы - Е. В. Кирпичнико-ва, Л. В. Токарева и детский коллектив АНОДО Детский сад № 157 «Светлячок» г. Тольятти), так и конструктивно-игровой проект «Цветочный город» с участием воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта (авторы - О. Ю. Михайлова, С. В. Кравец и детский коллектив ГБОУ Школа № 922 г. Москвы), дизайнерский проект «Музейный центр "Детская усадьба" в дошкольной образовательной организации» с участием детей с нарушениями речи (авторы -

Е. В. Данилкова, Е. Е. Кривенко, В. А. Бобровская, сотрудники МАДОУ детский сад № 29 Краснодарского края г. Армавир).

Новые и продолжающие свое развитие проекты несут не только культурот-ворческую, но и миротворческую миссию [2; 7]. В этом отношении особенно хочется отметить Международный фестиваль «Дети радуги: социализация и развитие коммуникативных способностей». Фестиваль организуется для семей детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и нормально развивающихся дошкольников и младших школьников, а также представителей служб комплексного сопровождения таких семей и детей. В Фестивале традиционно принимают участие представители семейных детских садов, детско-родительских клубов, педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций и дошкольных отделений школ, начальных школ, а также центров психологической коррекции и дополнительного образования.

Кроме традиционных номинаций, ежегодно вводятся дополнительные, которые обеспечивают динамику фестиваля. Например, в рамках фестиваля «Дети радуги: социализация и развитие коммуникативных способностей» в 2022 г. 8 проектов было отмечены специальным призом жюри - «Большое сердце». В качестве призов выступил программно-методический комплект по развитию эмоционального и социального интеллекта дошкольников и младших школьников с ОВЗ, в разработке которого принимали участие преподаватели Института детства МПГУ и АГПУ.

Новшество фестивального движения в 2022-2023 г. - это проведение параллельно с общественным голосованием за лучший проект благотворительной акции. Поводом послужила победа проекта «Дом для особых детей: тьюторское сопровождение ребенка из приемной семьи» (с использованием программы

Ar Tutor), разработанного с участием фонда помощи детям-сиротам магистрантами Института детства МПГУ: Т. Е. Басницей, О. В. Ижденевой, А. Д. Люсовой, Ю. А. Понкратовой, А. А. Андриановой, К. С. Кузнецовой Оказалось, что много людей готовы не просто голосовать за полюбившиеся проекты, но и готовы материально поддержать тех, ради которых они создаются, - детей с ОВЗ, инвалидностью, в том числе оставшихся без попечения родителей. Так родилась идея проведения благотворительной акции. Например, в 2023 г. общественная благотворительная акция проводилась в рамках Всероссийского конкурса «Планета детей»:

• на первом этапе проекты, которые больше всех понравились экспертам, скачивались из портфолио конкурса, и использовались в коррекционно-разви-вающей работе с детьми с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста (статистика показала, что наибольшее число проектов было скачано из третьей номинации - 1292 скачивания);

• на втором этапе, если эксперты считали, что апробация прошла удачно и проект достоин распространения и дальнейшего использования в коррекци-онно-педагогической практике, то его включали в номинацию «Специальный приз» (в целом за разные проекты участники проголосовали 636 раз);

• на третьем, заключительном этапе выбор победителей в данной номинации осуществлялся путем смс-голосования, или пожертвования по QR-коду через фонды «Линия жизни» и «Живи, малыш» на индивидуальное сопровождение детей, или организацию психолого-педагогической поддержки их семей после реабилитационных мероприятий.

Всего в акции приняло участие 1846 человек, собрано 1 600 600 руб. Победителем в номинации «Специальный приз: участие в благотворительной акции» стал проект, который набрал 64%

голосов: это тетрадь «Чудеса в тетрадке: я познаю мир» для организации совместной и самостоятельной деятельности детей с ОВЗ в условиях семейного воспитания и обучения, разработанная выпускницей дефектологического факультета, учителем-дефектологом ГБОУ Школы № 1538 г. Москвы А. А. Сидель-никовой.

Таким образом, можно констатировать, что определение фестиваля как культуротворческого пространства особого типа в системе профессиональной подготовки будущих педагогов-дефекто-логов дает возможность выделить его основные характеристики: двухмерность пространства, содержательную глубину и эмоционально насыщенную атмосферу [3]. Двухмерность является сочетанием реального и виртуального пространств создания и апробации проекта на практике, общественного и профессионального голосования, проведения церемонии закрытия фестиваля. Содержательная глубина объединяет задачи развития, обучения и воспитания в одном фестивальном проекте. Она также способна раскрыть общую идею всего проекта и является художественной характеристикой единого пространства фестиваля: с опорой на коммуникативную, художественно-творческую и конструктивную, речевую и познавательную, математическую деятельность детей. Атмосфера создается благодаря ассоциативному восприятию и эмоциональному отклику субъекта на фестивальные мероприятия. Она отражает не только информационную, но и художественно-эмоциональную функции и призвана донести значимость творческого замысла и научно-методической поддержки участников за счет мастер-классов, проведения благотворительных акций, концерта творческой самодеятельности участников на этапе закрытия конкурса или фестиваля.

Кроме того, благодаря анализу и обобщению практики фестивального

движения в системе профессиональной подготовки педагогов-дефектологов, проведенному в данной статье, были идентифицированы особенности фестивалей как вида культурных событий дефектологического факультета:

• фестивали имеют регулярный характер проведения, им присущи периодичность и систематичность в отличие от других видов культурных событий, которые могут проводиться однократно или нерегулярно;

• фестивали в большей степени, чем другие культурные события факультета,

используют интерактивные методы работы со студентами, вовлекая их не только в разработку научно-методических проектов, но и культуротворческую деятельность, самоорганизацию в сфере культуры и межкультурное взаимодействие;

• фестивали являются формой диссеминации опыта коррекционно-педагогической деятельности учите-ля-дефектолога среди широкой общественности, которая откликается на него как на эффективную имиджевую акцию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кроткова А. В., Микляева Н. В. Особенности профессионально-личностного становления студентов дефектологического факультета. Сообщение 2 // Дефектология. 2023. № 2. С. 72-77.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Морозова А. П. Этнокультурный фестиваль как активная форма межкультурного взаимодействия в поликультурном обществе // Человек в мире культуры. Региональные культурологические исследования. 2016. № 3 (19). С. 13-19.

3. Николаева П. В. Семиотика фестиваля как формы праздничной культуры: дис. ... канд. культурологии: 24.00.01. Краснодар, 2010. 229 с.

4. Дедова М. А. Формирование целевой системы услуг фестивалей культуры: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. СПб., 2015. 16 с.

5. Жукова О. М. Фестиваль как художественное пространство взаимодействия искусств: (на примере Витебского региона): автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.09. Минск, 2017. 24 с.

6. Аслаева Р. Г. Стратегия социально-профессиональной подготовки дефектологов в педагогическом вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. Ижевск, 2011. 42 с.

7. Меньшиков А. М. Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01. М., 2004. 20 с.

REFERENCES

1. Krotkova A. V., Miklyaeva N. V. Osobennosti professionalno-lichnostnogo stanovleniya studentov defektologicheskogo fakulteta. Soobshchenie 2. Defektologiya. 2023, No. 2, pp. 72-77.

2. Morozova A. P. Etnokulturnyy festival kak aktivnaya forma mezhkulturnogo vzaimodeystviya v polikulturnom obshchestve. Chelovek v mire kultury. Regionalnye kulturologicheskie issledovaniya. 2016, No. 3 (19), pp. 13-19.

3. Nikolaeva P. V. Semiotika festivalya kak formy prazdnichnoy kultury. PhD dissertation (Cultural Studies). Krasnodar, 2010. 229 p.

4. Dedova M. A. Formirovanie tselevoy sistemy uslug festivaley kultury. Extended abstract of PhD dissertation (Economics). St. Petersburg, 2015. 16 p.

5. Zhukova O. M. Festival kak khudozhestvennoe prostranstvo vzaimodeystviya iskusstv: (na primere Vitebskogo regiona). Extended abstract of PhD dissertation (Art History). Minsk, 2017. 24 p.

6. Aslaeva R. G. Strategiya sotsialno-professionalnoy podgotovki defektologov v pedagogicheskom vuze. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Izhevsk, 2011. 42 p.

7. Menshikov A. M. Festival kak sotsiokulturnyy fenomen sovremennogo teatralnogo protsessa. Extended abstract of PhD dissertation (Art History). Moscow, 2004. 20 p.

Кроткова Алевтина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент; профессор, заведующий кафедрой дошкольной дефектологии Института детства, Московский педагогический государственный университет e-mail: av.krotkova@mpgu.su

Krotkova Alevtina V., PhD in Education, Associate Professor; Full Professor, Head, Preschool Defectology Department, Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University e-mail: av.krotkova@mpgu.su

Микляева Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент; профессор кафедры дошкольной дефектологии, Московский педагогический государственный университет

e-mail: 461119@mail.ru

Miklyaeva Natalia V., PhD in Education, Associate Professor; Professor, Preschool Defectology Department, Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University e-mail: 461119@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.05.2023 The article was received on 25.05.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.