Научная статья на тему 'Механизмы взаимодействия промышленных предприятий и системы СПО'

Механизмы взаимодействия промышленных предприятий и системы СПО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / БИЗНЕС / КЛАССИФИКАЦИЯ / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP / PRIVATE SECTOR / CLASSIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сатдыков А. И.

Подавляющее большинство профессиональных образовательных организаций являются госу дарственными. Требования, предъявляемые современной экономикой к профессиональной квалификации кадров, зачастую превосходят возможности образовательных организаций. Для решения этой проблемы необходима кооперация потенциальных работодателей и образовательных организаций. Статья посвящена рассмотрению основных механизмов взаимодействия между указанными агентами. Приведена классификация основных форм взаимодействия бизнеса и системы СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main part of secondary vocational education providers in Russia are state institutions. They often can’t cope with providing education services at the level required by modern economy. To solve the problem the partnership among state education institutions and private companies who are potential employers is crucial. The article is devoted to the analysis of main forms of partnership among mentioned above agents. The article also contains classification of main partnership forms.

Текст научной работы на тему «Механизмы взаимодействия промышленных предприятий и системы СПО»

УДК: 37.072

Механизмы взаимодействия промышленных предприятий и системы СПО*

Аннотация. Подавляющее большинство профессиональных образовательных организаций являются государственными. Требования, предъявляемые современной экономикой к профессиональной квалификации кадров, зачастую превосходят возможности образовательных организаций. Для решения этой проблемы необходима кооперация потенциальных работодателей и образовательных организаций. Статья посвящена рассмотрению основных механизмов взаимодействия между указанными агентами. Приведена классификация основных форм взаимодействия бизнеса и системы СПО.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование; государственно-частное партнерство; бизнес; классификация.

Abstract. The main part of secondary vocational education providers in Russia are state institutions. They often can’t cope with providing education services at the level required by modern economy. To solve the problem the partnership among state education institutions and private companies - who are potential employers - is crucial. The article is devoted to the analysis of main forms of partnership among mentioned above agents. The article also contains classification of main partnership forms.

Keywords: secondary vocational education; public private partnership; private sector; classification.

Сатдыков А.И.,

аспирант кафедры «Системный анализ в экономике» Финансового университета Н ayratishe@gmaiL.com

Современная промышленность требует от работников все больших знаний и умений. Подготовка подавляющего большинства из них осуществляется в государственных профессиональных образовательных организациях. Они находятся в ведении региональных властей [1], их финансирование сильно варьируется от региона к региону и, как правило, недостаточно.

Но проблема не только в недостаточном финансировании, но и в низкой престижности системы СПО по отношению к общему и высшему образованию - как следствие, туда поступают те, кто не смог поступить в высшие учебные заведения, и не идут работать молодые преподаватели. Решение этих и многих других вытекающих проблем является одной из важнейших задач, стоящих перед системой образования. Тесное сотрудничество в этом

вопросе с бизнесом абсолютно необходимое условие успешного решения проблемы.

На рисунке приведена схема, на которой представлена классификация форм взаимодействия бизнеса и системы среднего профессионального образования [7].

Основные формы взаимодействия объединены под общим названием государственно-частного партнерства (ГЧП) [3]. В классическом понимании оно предполагает отношения по поводу имущества между публичным и частным партнером. Этими отношениями, тем не менее, не исчерпывается все многообразие взаимодействия профессиональных образовательных организаций и частных компаний. Представленная классификация выделяет четыре большие группы:

а) государственно-частное партнерство;

б) социальное партнерство;

в) благотворительность;

г) отношения, не основанные на партнерстве.

В основе классификации лежит критерий распределения рисков и выгод, распределение инструментов управления и выгодополучателей. Так, к примеру, благотворительность отличается от ГЧП тем, что частный партнер, передавая средства

Научный руководитель: Клейнер Г.Б., доктор экономических наук, профессор. ' СПО - среднее профессиональное образование.

Взаимоотношения,не основанные на партнерстве

Формы взаимодействия бизнеса и системы СПО

образовательной организации, не может контролировать их распределение на те или иные нужды. Он может лишь потребовать вернуть сумму в случае ее «нецелевого использования». Получателем выгод в этом случае является только профессиональная образовательная организация, в то время как в ГЧП-проекте частный партнер получает свою выгоду, размер которой прописан в договоре. Рассмотрим классификации более подробно.

Наиболее важной частью классификации являются различные формы ГЧП. Классификация опирается на определение ГЧП - систему средне-и долгосрочных отношений между государством и частным сектором по реализации совместных проектов на основе распределения доходов, нематериальных выгод, расходов и рисков [5]. При этом следует выделить следующие черты ГЧП:

• средне- и долгосрочный характер отношений;

• взаимодействие публичных и частных партнеров;

• фиксация отношений (договор);

• объединение ресурсов для осуществления деятельности;

• распределение рисков и расходов;

• проектный подход.

Партнерство может принимать две основные формы - договорную или контрактную и институциональную. Механизмы контрактного или договорного типа предполагают наличие договора, в котором закреплены основные положения партнерства. Институциональная форма предполагает наличие нового юридического лица или институциональной организации. В большинстве случаев основной формой партнерства является контрактная форма. Институциональная, тем не менее, обладает определенными преимуществами, хотя на данный момент не получила достаточного распространения.

В работах под руководством Я. М. Миркина в рамках НИР по изучению ГЧП в системе образования в России были проанализированы существующие виды взаимодействия бизнеса и образовательных организаций и выделены четыре основных направления [5]. Классификация будет использована и в данной статье с небольшими дополнениями:

а) механизмы ГЧП в управлении имуществом образовательной организации и инвестиционной деятельности, связанной с профессиональным образованием;

б) механизмы ГЧП в области экономической поддержки системы СПО;

в) механизмы ГЧП в управлении содержательными компонентами образования;

г) механизм ГЧП в организации научно-исследовательской и научно-практической деятельности образовательной организации.

Механизмы ГЧП в области управления имуществом и инвестиционная деятельность образовательных организаций ориентированы на управление и распоряжение имуществом с целью повышения эффективности его использования,развития и укрепления материально-технической базы. Возникающие в связи с этим отношения предполагают механизмы передачи в управление и сдачи имущества в аренду, механизмы соинвестирования, привлечения заемного финансирования, участия в создании юридических лиц. Все это - классические механизмы ГЧП. Прежде всего - концессионные договора и соглашения о ГЧП.

Концессионное соглашение [2], когда частный партнер принимает на себя все обязательства по созданию образовательной организации и ее дальнейшей эксплуатации, представляет собой вид соглашения о ГЧП, в котором наибольшее количество рисков несет частный партнер. По концессионному соглашению частная компания берет на себя большую часть рисков и финансовых обязательств. Но если, скажем, при сооружении транспортных объектов частная компания может рассчитывать на получение прибыли от их использования, то в случае с образовательной организацией это маловероятно. Поэтому главным мотивом для частной компании является качественная подготовка специалистов для собственных нужд. Поэтому участниками в договорах концессий могут быть только крупные компании, которые способны себе позволить содержать инфраструктуру профессиональной образовательной организации, нести текущие расходы на подготовку специалистов, повышение их квалификации. Это можно проследить на примере таких компаний, как Сибур, Газпром, РЖД, Норильский Никель [6].

Существует немало разновидностей соглашений о ГЧП, основанных на комбинации типичных для проектов ГЧП форм участия частного партнера: проектирование,строительство, реконструкция, эксплуатация, содержание, финансирование, модернизация образовательной организации. Возможна реализация следующей модели: проектирование - сооружение - финансирование -передача. В этом случае на региональном уровне заключается договор между частной строительной компанией и регионом в лице уполномоченного органа власти, по которому компания за счет собственных и привлеченных средств строит образовательную организацию и передает ее на баланс

региона. Впоследствии здание будет использоваться государственной образовательной организацией, а компания будет получать из бюджета на протяжении нескольких лет выплаты в погашение собственных затрат.

Возможно также применение другой модели: реконструкция - владение - эксплуатация. В этом случае компания реконструирует здания и сооружения образовательной организации и затем выполняет функции управляющей компании по отношению к имуществу - проводит текущий ремонт, следит за исправностью инженерных систем и т.д.

Для регионального и муниципального бюджетов выгода от такого рода соглашений заключается в том, что появляется возможность избежать капитальных затрат в краткосрочном периоде и перенести затраты на среднесрочный и даже долгосрочный период. Второй положительный аспект заключается в том, что ГЧП-проекты меньше подвержены риску превышения затрат над сметой и сроков, чем обычные государственные заказы.

Механизмы доверительного управления предполагают передачу части имущества образовательной организации частному партнеру, чтобы последний распорядился им и передал образовательной организации денежные средства. Договор аренды сходен с этим механизмом и часто распространен среди образовательных организаций.

Механизмы соинвестирования, привлечения заемных средств активно используются при реализации описанных выше соглашений о ГЧП. Создание нового юридического лица является одним из таких механизмов. Необходимость создания совместно с частным партнером юридического лица может быть обусловлена особенностью ситуации и договора.

Механизмы ГЧП в области экономической поддержки системы СПО и НПО не относятся к классическим схемам ГЧП, связанным с управлением имуществом, тем не менее практика взаимоотношений бизнеса и образовательных организаций показывает, что они достаточно распространены. Экономическая поддержка принимает, как правило, следующие виды:

а) передача имущества образовательной организации и модернизация образовательной инфраструктуры частным партнером;

б) негосударственное пенсионное обеспечение сотрудников образовательной организации;

в) стипендиальная и грантовая поддержка студентов и преподавателей;

г) образовательное кредитование при поддержке частных партнеров, а также оплата пред-

приятиями стоимости обучения студентов. Все эти формы взаимодействия бизнеса и системы СПО можно отнести к ГЧП только в том случае, если все они закреплены формально в договорах, носят долгосрочный характер взаимодействия и вообще удовлетворяют всем критериям ГЧП, определенным в первом разделе. Если, к примеру, частная компания организует за свой счет ежегодно производственные соревнования и олимпиады среди студентов на основании договора с образовательными организациями, то эти взаимоотношения можно отнести к ГЧП. Если же частная компания просто передает образовательной организации списанное имущество, то это будет не чем иным как благотворительностью [4]. Участие частного партнера в экономической поддержке образовательной организации очень выгодно последней, но и частный партнер получает выгоду от качества подготовки выпускников. Здесь возникает небольшая трудность - частный партнер заинтересован в том, чтобы получать высококвалифицированные кадры только для своего предприятия - этот аспект необходимо обговаривать в договоре - либо ограничивать доступ студентов к оборудованию, либо заключать с ними договора на прохождение практики на предприятии - партнере.

Варианты ГЧП в области управления содержательными компонентами образования нацелены на повышение качества образовательных программ и их сближение с требованиями рынка труда. Партнерство в этой сфере связано с привлечением представителей частного сектора к разработке требований образовательных программ, самих образовательных программ. Так как 30% времени отведено в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов СПО на предметы по выбору и самостоятельные работы - это время можно использовать для разработанных совместно с работодателями предметов, курсов и практик [8].

Система управления содержательными компонентами основана на контрактных формах взаимоотношений и включает:

а) совместные образовательные проекты (конференции, «круглые столы», семинары, мастер-классы) при участии представителей образовательных организаций и частных партнеров;

б) участие образовательных организаций в корпоративных образовательных программах;

в) заказы частных партнеров на подготовку специалистов по определенным программам и специальностям;

г) проекты в области издательской деятельности;

д) создание образовательных центров и иных образовательных структур для подготовки или переподготовки собственных и сторонних работников.

Данные формы взаимодействия нашли широкое применение в российской практике. Однако, если частная компания просто посылает несколько человек на повышение квалификации в государственную образовательную организацию - это никакое не ГЧП, а обычные коммерческие отношения. Но если это происходит перманентно на основании договора, и если еще образовательная программа разрабатывается совместно, то это уже пример ГЧП.

ГЧП в области научно-исследовательской и научно-практической деятельности предполагает совместные научно-исследовательские проекты образовательной организации и частного партнера. И хотя такая форма сотрудничества больше подходит для вузов и государственных НИИ, чем для СПО, есть примеры и таких взаимоотношений.

Благотворительность выделена в классификации в отдельную категорию. Под благотворительностью в законе «О благотворительности» понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки [4].

Благотворитель - частная компания бескорыстно передает благополучателю, в нашем случае -образовательной организации, имущество и интеллектуальную собственность, наделяет правами владения, пользования и распоряжения объектами права собственности, выполняет работы и оказывает услуги. Компания передает образовательным организациям, как правило, оборудование для обучения на нем студентов.

Благотворитель вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований. Благотворительность отличается от проектов ГЧП тем, что в этом случае нет как такового распределения рисков между участниками - бизнесом и образовательной организацией. Бизнес отдает имущество, не имея в дальнейшем инструментов оперативного управления им.

В случае с благотворительностью также не происходит объединение ресурсов для достижения установленной цели по совместной деятельности, так как совместной деятельности как таковой не происходит.

Недостаток благотворительности и пожертвований - в невозможности оперативного управ-

ления имуществом со стороны дарителя. Закон также не обязывает организацию - получателя пожертвования отчитываться об использованном имуществе.

В Западной Европе и США благотворительность дает преимущества благотворителю. В России таких преимуществ для юридических лиц нет. Физические лица могут получить налоговые вычеты за благотворительную деятельность, но они не являются благотворителями в отношении образовательной организации. Тем не менее факты благотворительности имеют место. Это объясняется наличием неформальных договоренностей между бизнесом и образовательными компаниями. Получая от бизнеса имущество или денежные средства для студентов или преподавателей, образовательная организация берет на себя обязательства по устной договоренности.

В классификации к типичным примерам благотворительности отнесена передача имущества, как правило, это оборудование от предприятия. Передача имущества осуществляется посредством заключения договора дарения, после которого оборудование переходит на баланс образовательной организации. Недостатки этого взаимодействия вполне понятны - четкого законодательного закрепления прав частного партнера не происходит.

Также примером из практики является назначение студентам стипендии за счет предприятия. То же самое относится и к различного рода выплатам за счет компании учителям.

Наиболее значимым в последнее время видом благотворительности является создание целевых капиталов, более известных как эндаумент-фонды. Эндаумент-фонд представляет собой целевой капитал, который состоит из пожертвований физических и юридических лиц и создается с целью покрыть расходы образовательных организаций. Собранные деньги передаются управляющей компании, которая распоряжается ими. Образовательная организация имеет право пользоваться доходом, который получает управляющая компания, благодаря операциям с капиталом и до 10% самого капитала эндаумента в год. Цель создания эндаумент-фон-да - увеличить средства, которыми располагает образовательная организация.

Эндаумент-фонд формируется из вкладов физических и юридических лиц. Благотворители имеют право вкладывать средства в фонд и указывать цели, на которые они могут быть потрачены. Благотворители также вправе получать информацию о том, как расходуются их средства. Если пройтись по критериям ГЧП-соглашений, то энда-

умент-фонд - это среднесрочные и долгосрочные отношения между образовательной организацией и частным партнером. Отношения фиксируются договором. Однако создание эндаумент-фонда нельзя отнести к ГЧП, так как в этом случае нет распределения ресурсов, рисков и выгод. Образовательная организация не несет каких-либо рисков. Частный партнер не получает оформленных договором выгод. Они могут быть только репутационные, но это не закрепляется в договоре. В этих отношениях частный партнер выступает даже не как инвестор, а как благотворитель.

Известно несколько эндаумент-фондов, созданных при различных университетах, в частности -МГИМО, Финуниверситете, МИСиС. Для среднего профессионального образования это гораздо менее вероятно. Это связано с тем, что доступ на высшие должности имеют только обладатели дипломов вузов, а достигшие успеха без образования миллионеры имеют, как правило, возможность получать в вузах дипломы не для образования, а для повышения своего статуса. Речь идет именно о таких людях, так как именно они, как правило, являются благотворителями эндаумент-фондов. Выпускники вузов в подавляющем большинстве зарабатывают гораздо больше выпускников профессиональных образовательных организаций. В связи с этим источников пополнения для эндаументов, создаваемых при профессиональных образовательных организациях, не так много. Выходом из этой ситуации могло бы стать создание одного общего «зонтичного» эндаумента для нескольких организаций СПО. Только не совсем понятно, что будет двигать частных партнеров жертвовать туда средства.

Особым видом взаимоотношений является социальное партнерство. Под социальным партнерством в классификации понимается участие частного и публичного партнера в разрешении общих для всех участников образовательного процесса проблем. Иными словами, при такой форме партнерства распределение рисков и выгод происходит среди всех участников, и выделить конкретных получателей выгод практически невозможно.

Примером социального партнерства служит создание бизнесом профессиональных стандартов. Отдельная компания, создавая профессиональный стандарт и вынося его на обсуждение, создает благо для всех участников системы профобразования. Другим примером являются совместные совещания и конференции между представителями бизнеса и образовательных организаций по важным вопросам, затрагивающим интересы обеих сторон.

Профессионально-общественная аккредитация, когда представители бизнеса оценивают образовательную организацию и выносят свое мнение о качестве преподавания, тоже является примером социального партнерства.

Итак, мы рассмотрели основные механизмы взаимодействия профессиональных образовательных организаций и бизнеса. Наиболее перспективными на данный момент, безусловно, являются соглашения о ГЧП, экономическая помощь образовательным организациям и совместная работа над содержанием образовательных программ. Развитие и укрепление горизонтальных связей между образовательными организациями и бизнесом вполне может стать тем путем, который позволит решить проблемы профессионального образования.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

2. О концессионных соглашениях: Федеральный закон от 21.07.2005 № 115 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

3. Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации: законопроект федерального закона № 238827-26 // Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru/ main. nsf/%28Spravka% 29? OpenAgent&RN =238827-6 (27.11.2013),

4. О благотворительности и благотворительных организаций: федеральный закон от 11.08.1995 № 135 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

5. Организационно-экономические механизмы развития ГЧП в начальном и среднем профессиональном образовании. Проект: Разработка и апробация методического обеспечения внедрения современных механизмов частно-государственного партнерства (ЧГП) в профессиональном образовании, включая предложения по нормативному правовому обеспечению их внедрения [электронный ресурс] // Под руководством Я.М. Миркина - М., 2009. Режим доступа: http://www.partner-fin.ru/u/org-econom-meh-NPO-SPO.pdf (20.01.2014).

6. Сатдыков А.И. Государственно-частное партнерство в системе среднего профессионального образования - Государственночастное партнерство в Росси: новый инструмент развития инфраструктуры: труды конференции 9-11 октября 2013 года / под ред. д-ра экон. наук, проф. В.В. Глухова - Спб. Изд-во Поли-техн. ун-та, 2013.- С.140-144.

7. Сатдыков А.И. Развитие государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования // Дополнительное образование в стране и мире. 2013. № 6. С. 25-30.

8. Верхотурцев В.С. Экономико-правовое обоснование целесообразности организационных форм социального партнерства // Среднее профессиональное образование 2014. № 1. С. 48-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.