тем, что процесс социального структурирования общества еще далек от завершения. Разные группы активно перемещаются в социальной структуре, и в этом смысле сам средний класс представляет собой некий «перекресток мобильности». Вместе с тем для формирования в России гражданского общества большое значение имеют процессы коллективной интеграции, самозащиты и самоорганизации в рамках локальных социальных сообществ.
Таков далеко не полный перечень проблем, от которых зависит формирование гражданского общества в России. К ним можно добавить правовой нигилизм, макиавеллизм в политике, породивший пренебрежение нормами морали, а нередко и права, недоверие к власти, отсутствие ощущения гражданами личной безопасности, несоблюдение гражданских прав и свобод, низкий уровень информированности населения об общественных объединениях. Все это ставит под сомнение перспективы построения гражданского общества в современной России. Противодействие этому мы видим прежде всего в развитой системе политического и правового воспитания граждан.
Библиографический список
1. Перспективы развития гражданского общества в области назвали «неблагоприятными». Ш.Ь: http://news.sarbc.ru/main/2008/11/05/84900.html (дата обращения: 05.11.2008).
2. Сидорина Т.Ю. Социальный контракт и гражданское общество в исторической перспективе и современных российских реалиях // Экономич. вестн. Ростов. гос. ун-та. 2007. Т. 5, № 2.
3. Шушпанова И.С. Гражданское общество в социологическом измерении // Социологич. исследования. 2008. № 11.
4. Андронова И.В. Политические и социокультурные условия становления гражданского общества в современной России: дис. ... д-ра полит, наук. Саратов, 2004.
E.S. Mikhailova Mechanisms of Political Parties and Groups of Interests’ Interaction from the Viewpoint of the Societal Demarcation Theory
Forms and directions of interaction between political parties, and groups of interests with the regard to their societal nature are considered. Russian specificity in comparison with the European one is shown.
Key words and word-combinations: political party, groups of interests, mechanisms of interaction.
Рассматриваются формы и направления взаимодействия политических партий и группы интересов в зависимости от их социальной природы. Показана российская специфика в сравнении с европейской.
Ключевые слова и словосочетания: политическая партия, группы интересов, механизмы взаимодействия.
УДК 329 ББК 66
Е.С. Михайлова
МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ГРУПП ИНТЕРЕСОВ В АСПЕКТЕ ТЕОРИИ СОЦИЕТАЛЬНЫХ РАЗМЕЖЕВАНИЙ
^Возникновение партийных систем различными исследователями объясняется разными причинами, одной из которых называ-
ется столкновение интересов многочисленных социальных групп в обществе. Столкновения могут носить кратко- или долгосрочный характер, оказывать незначительное или значительное влияние на функционирование политической системы. При этом краткосрочные столкновения социальных интересов, как правило, характеризуют деятельность групп интересов и выступают составной частью долгосрочных столкновений, находящих свое выражение в борьбе политических партий.
Нельзя не отметить диверсификации функций групп интересов и политических партий. Несмотря на то, что политические партии и группы интересов выполняют во многом схожие функции артикуляции и агрегации общественных интересов, тем не менее они заметно отличаются в институциональном плане.
Так, политическая партия характеризуется как организация, длительно существующая в политическом пространстве и стремящаяся к овладению политической (государственной) властью. Ввиду организованности политических партий и закрепленности их политико-правового положения, они способны оказывать прямое влияние на процесс управления и органы публичной власти, а также устанавливать тесные связи с таковыми.
В свою очередь, группы интересов являются добровольными ассоциациями индивидов и институциализированных субъектов, которые структурируют многочисленные интересы, имеющиеся в обществе, формально оставаясь вне процессов борьбы за политическую власть. Их деятельность ученые рассматривают как вспомогательную, поскольку они информируют общественность и политических лидеров о потребностях и взглядах тех или иных социальных групп, организуют действия для продвижения своих интересов (например, забастовки и митинги). Причем основой возникновения подобных групп может стать практически любой социально значимый статус или признак - возраст, пол, этничность, профессионально-статусные характеристики [1, с. 121].
Однако, несмотря на указанные различия, имеющиеся между политическими партиями и группами интересов, для реализации своих специфических целей и задач они нуждаются друг в друге и поэтому организуют более или менее продуктивное взаимодействие. Оно во многом обусловлено объективными по своей природе причинами. Так, Г. Алмонд и С. Верба отмечали, что даже полностью аполитичное общество готово транслировать свои интересы органам власти, а задача партийных структур состоит в том, чтобы услышать их. В связи с этим ученые предположили: для построения действенной системы взаимоотношений политических партий и групп интересов необходима четкая вертикаль (механизм), идущая снизу вверх и транслирующая проблемы граждан через группы интересов к политическим партиям, а от них - к органам власти [2, с. 132].
Таким образом, напрашивается вывод, что своеобразным полем пересечения сфер политического приложения партий и групп интересов являются социально значимые проблемы, решение которых видится через применение властных механизмов. Наличие таких проблем в значительной степени обусловлено постоянно порождающимися в обществе социальными противоречиями.
Разработанная западными исследователями С. Липсетом и С. Рокканом теория социетальных размежеваний не только объясняет причины возникновения политических партий, но и выявляет возможные механизмы взаимодействия
политических партий и групп интересов [3, с. 87]. При этом ученые акцентируют внимание на том, что содержание взаимодействия политических партий и групп интересов в значительной степени зависит от состояния политической культуры и наличия в обществе социальных расколов. По мнению С. Липсета и С. Роккана, в политическом пространстве могут существовать четыре основных социетальных размежевания:
«буржуазия - наемные работники»;
«центр - периферия»;
«государство - церковь»;
«город - село».
Нам представляется интересным рассмотреть особенности организации взаимодействия политических партий и соответствующих им в рамках обозначенных социетальных размежеваний групп интересов. Таким образом становится возможным установить зависимости форм политических действий от их социальной природы и проанализировать процессы институциализации общественных интересов.
Первое из обозначенных размежеваний - раскол по социальному основанию, который институционально, политически и идеологически оформляется в противопоставлении «буржуазная партия - партия рабочих».
В современной интерпретации буржуазная партия характеризуется представительством интересов предпринимателей, поэтому такого рода партии тесно взаимодействуют с предпринимательскими ассоциациями и представителями бизнеса. Взаимодействие институционально оформленных предпринимательских групп интересов с социально близкими буржуазными политическими партиями зримо выражается в форме оказываемой партиям финансовой поддержки и выделения средств на проведение предвыборных кампаний. Рабочие партии представляют интересы работников наемного труда и чаще всего идентифицируются как социал-демократические. Они обычно устанавливают тесные связи с профсоюзами, которые не только оказывают им финансовую поддержку, но и могут являться составной частью партии (члены профсоюза - членами партии), активно участвуют в построении и парламентской деятельности политической партии.
В российской действительности как в общем, так и в частностях наблюдаются отличия от западной модели. Связь отечественных партий с соответствующими группами интересов носит скорее «закулисный», чем открыто публичный характер. Группы интересов часто не прибегают к услугам политических партий, а решают значимые для себя проблемы иными - теневыми способами. Российские партии стремятся, по возможности, заручиться поддержкой профсоюзов, общественных движений и иных институциализированных групп интересов и в случаях проведения массовых политических акций синхронизируют с ними свои политические действия. Непосредственного финансирования политических партий соответствующими группами интересов чаще всего не наблюдается, либо определенная группа интересов может финансировать сразу несколько идеологически и социально достаточно различающихся партий.
Отмеченное С. Липсетом и С. Рокканом размежевание по основанию «центр -периферия» способствует возникновению общенациональных и региональных политических партий. Спецификой функционирования общенациональных партий
является нацеленность на осуществление масштабных и долгосрочных политических проектов. Поэтому они взаимодействуют исключительно с теми группами интересов, которые своими масштабами охватывают значительную часть регионов страны или территорию государства в целом. Взаимодействие общенациональных партий с группами интересов характеризуется разнообразием применяемых организационных механизмов: патрон-клиентеллистские, корпоративные, сетевые, РР-технологии, работа с адресными социальными группами.
Партии, возникающие на периферии, появляются только в том случае, когда государство состоит из территориальных единиц, имеющих правовую, экономическую и финансовую самостоятельность по отношению к Центру, а также из территорий со своей заметной и уникальной исторической, национальной и культурной спецификой. При этом территория становится политическим ресурсом, базой для политической и социальной мобилизации населения и коллективной деятельности. Все это способствует формированию (макро) региональных партий, движений, партийных систем [4].
Следует отметить, что в силу особенностей партийного законодательства функционирование региональных политических партий в Российской Федерации невозможно. Тем не менее некоторый их институциализированный аналог обнаруживается в региональных отделениях всероссийских политических партий или в сильных региональных общественно-политических организациях. Эти структуры в значительной степени оказываются ориентированными на региональную повестку дня и часто транслируют ожидания, генерируемые региональными группами интересов.
Социетальное размежевание между государством и церковью порождается тем, что интересы государства и церкви значительно различаются. Церковь как социальный институт вынуждена искать политических посредников, способных защитить ее интересы на государственном властном уровне. В отечественной политической системе раскол «государство - церковь» не проявляется, что обусловлено многонациональным и многоконфессиональным составом российского общества. Кроме того, в Федеральном законе «О политических партиях» отмечено, что в Российской Федерации не допускается создание политических партий по признаку религиозной принадлежности [5, ст. 9].
В противоположность России, в странах Западной Европы религиозные партии получили достаточное распространение и очевидную поддержку со стороны групп интересов. В частности, христианско-демократические и христианско-социальные партии тесно взаимодействуют с различными социальными группами - преподавателями, врачами, государственными служащими, рабочими [6]. Анализ функционирования религиозных партий Германии и Италии показал, что политические партии религиозной направленности сотрудничают с ассоциированными группами интересов и мобилизуют электорат, актуализируя религиозные ценности.
Социальное размежевание «город - село» создает социально-политические условия для возникновения сельских (аграрных) и городских (промышленнобуржуазных) партий. Аграрные партии представляют интересы сельского населения - как простых работников сельскохозяйственной сферы, так аграрной элиты [7]. В современном российском пространстве до недавнего времени
существовала Аграрная партия России, но в ноябре 2008 г. она прекратила свое существование, объединившись с политической партией «Единая Россия». Таким образом, структура утратила свое самостоятельное значение представителя социальных интересов, передав эту функцию универсалистской в отношении социального представительства партии «Единая Россия».
Исследование и систематизация социетальных размежеваний и возникающих на их основе различных взаимодействий политических партий и групп интересов позволяет нам разработать авторскую типологию идеальных механизмов взаимодействия политических партий и групп интересов, которая способна описать особенности возникновения политических партий в России и механизмы взаимодействия с группами интересов:
финансовый - предполагает финансирование группами интересов деятельности политических партий;
организационный - дает возможность группам интересов реализовывать конкретные краткосрочные цели путем инициирования политических действий или создания структур;
мобилизационный - выражается в воздействии политических партий на группы интересов с целью вовлечения их в политический процесс, легитимации политических программ и приобретения политического веса;
договорный - включается в результате подписания договоров (соглашений), которые действуют для достижения общих целей, соответствующих интересам каждой из сторон.
Сотрудничество политических партий и групп интересов может быть реализовано посредством обмена информацией, разработки и реализации общих программ и мероприятий, участия в совместных акциях.
Взаимодействуя с группами интересов, российские политические партии прибегают к различным механизмам, которые в большинстве своем представляют собой комбинирование указанных нами «модельных» вариантов взаимодействия политических партий и групп интересов. При этом предпочтение отдается организационному и мобилизационному механизмам. Так, анализ деятельности КПРФ показал, что, отстаивая в большей степени интересы рабочего класса, партия стремится объединить своих сторонников посредством организации митингов, шествий и акций протеста. «Единая Россия» и «Справедливая Россия», помимо организационного механизма, прибегает и к мобилизационному, что обусловлено имеющимися в их распоряжении административным, информационным и кадровым ресурсами.
Следует отметить, что в практической политической деятельности выявленные механизмы взаимодействия политических партий и групп интересов не встречаются изолированно друг от друга, а существуют в тесной взаимосвязи. В последнее время в российском политическом пространстве намечается тенденция к созданию демократических механизмов взаимодействия политических партий и групп интересов, переход от мобилизационных и организационных механизмов к более эффективным и продуктивным политическим механизмам, основанным на обратной связи с представителями общества - договорным, что вызвано строительством демократического государства в России.
Таким образом, можно сделать вывод, что теория социетальных размежеваний, предложенная С. Липсетом и С. Рокканом, применима в большей степени для анализа западных политических систем. В современной российской политической системе представлены два основных социетальных размежевания -«буржуазия (средний слой) - рабочие» и «город - село», а также (в трансформированном виде) - размежевание «центр - периферия». Эти размежевания находят политическое выражение в формировании институциализирован-ных политических субъектов - партий и групп интересов - и осуществлении взаимодействий между ними. Обоюдная заинтересованность этих видов субъектов, выстраивание ими долгосрочных партнерских отношений способствуют решению целого круга вопросов: укреплению лояльности избирателей по отношению к политическим партиям, стабилизации политической системы, упрочению авторитета политической и государственной власти.
Библиографический список
1. Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор / под ред. М.В. Ильина, А.Ю. Мельвиля. М., 2002.
2. Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования. 1992. № 4.
3. Lipset S.M., Rokkan S. Cleavage Structures // Party Systems and Voter Alignments. N.Y., 1967.
4. Бусыгина И. Территориальный фактор в европейском сознании. URL: http://cosmopolis. mgimo.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=124
5. О политических партиях: Федер. закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.
6. Калывас С. Религиозные партии и демократическое развитие: опыт Западной Европы, выводы для современного мира. URL: http://www.inop.ru/page529/reading/page135/
7. Аграрная либеральная партия. URL: http://wikipedia.org
A.S. Kremez
Features of Social Responsibility of the Russian Political Parties
The essence and mechanisms of functioning of the social responsibility of the Russian political parties are considered. The public opinion of Russians on issues of parties' social responsibility is analyzed.
Key words and word-combinations: social responsibility, political parties.
В статье рассматривается сущность и механизмы социальной ответственности российских политических партий. Анализируется общественное мнение по проблемам социальной ответственности партий.
Ключевые слова и словосочетания: социальная ответственность, политические партии.
УДК [31 6.334.3:329] (470+5+1)
ББК 60.56(2Рос)
А. С. Кремезь
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОССИЙСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
I I а текущем этапе социально-экономических и политико-правовых изменений, происходящих в России, институт социальной ответственности начинает играть веду-