Н. А. Соловьева, аспирант, кафедра философии,
Забайкальский государственный университет,
г. Чита, Россия
nadezd.c@yandex.ru
МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ НА МОДИФИКАЦИЮ КУЛЬТУРЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ
КИТАЯ*
Китай — полиэтническое государство, где на территории протяженностью 9,6 млн квадратных километров проживает 56 народностей. Основная доля среди национальностей приходится на ханьцев, составляющих почти 92% населения, чуть больше 8% населения страны составляют 55 национальных меньшинств. Согласно данным последней всекитайской переписи этнического населения, ханьцы составляют 1,22 млрд человек, доля национальных меньшинств составляет 111,3 млн человек1. К крупным национальным меньшинствам можно отнести такие как чжуан, хуэй, уйгуры, мяо, маньчжуры, казахи, тибетцы, монголы, ту-цзя, буи, корейцы, дун, яо, бай, хани. К малочисленным народам относятся дауры, мулао, гелао, сибо, цзинпо, салары, буланы, маонань2. Обширный национальный состав обуславливает наличие в Китае многообразия национальных культур, являющегося своеобразной отличительной особенностью китайской культуры в целом.
Распад СССР является ярким примером утопической идеи построения моноэтнического госу дарства, в котором гражданская идентичность постепенно станет превалировать над этнической идентичностью, единый государственный язык поглотит другие национальные языки народов, в результате чего произойдет ассимиляция этносов.
Рассмотрение вопросов, связанных с плюрализмом этнических культур в Китае, заставляет задуматься о том, удается ли в действительности правительству КНР сохранить этническую самобытность народов, не подрывая при этом целостности социокультурного пространства страны. Использование руководством Китая опыта других государств способствует модернизации системы управления национальными меньшинствами.
Распад СССР является ярким примером утопической идеи построения моноэтнического государства, в котором гражданская идентичность постепенно станет превалировать над этнической идентичностью, единый государственный язык поглотит другие национальные языки народов, в результате чего произойдет ассимиляция этносов. Согласно теории многолиней-ности, которой придерживался основатель культурной антропологии в США Ф. Боас, у каждого народа свой путь развития, поэтому нивелирование культурного много-
* Статья подготовлена в рамках Соглашения 14.В37.21.0031 Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.
образия становится невозможным. Руководство КНР в отношении национальных меньшинств использует гибкие методы управления, которые способствуют ассимиляции ханьцами наци- -ональных меньшинств и консолидации этнических групп. Важными механизмами влияния на культуру национальных меньшинств являются национальная политика и реформирование.
Национальная политика Китая складывалась веками. Уже с середины II в. до н.э. в эпоху империи Хань проводилась политика последовательного присоединения территорий с некитайским населением. В ханьский период возникла политическая практика «слабого руководства варварами». Позднее при правлении династии Тан были выдвинуты идеи полиэтнического (многонационального) государства, в котором совместно могут проживать ханьцы и «варва-ры»3.
Принцип гибкого управления нехань-ским населением сегодня является основой современной национальной политики и Конституции КНР, в которой прописаны следующие положения:
1) Равенство всех народов, проживающих на территории КНР;
2) Запрет любой дискриминации и притеснения по национальному признаку;
3) Поддержка государством районов, на которых проживают национальные меньшинства для повышения их экономического и социального уровня;
4) Обеспечение государством права всех народов использовать и развивать родной язык, как письменный, так и устный, и сохранять или улучшать свои народные обычаи и традиции4.
Таким образом, руководство КНР обязуется не только отстаивать права национальных меньшинств, но и экономически поддерживать уровень развития слаборазвитых регионов, в которых они проживают. Правительство Китая заинтересовано не только не потерять эти регионы, но и укрепить в них свои позиции. Однако следует отметить, что все регионы КНР развиваются неравномерно. Например, этническая
В условиях строгой демографической политики в Китае запрещается иметь более одного ребенка,
однако представителям национальных меньшинств разрешается иметь троих детей.
группа мосо, насчитывающая около 40 тыс. человек и населяющая приграничные территории Сычуань и Юньнань, по-прежнему хранит устои матриархального общества.
- А ведь эта традиция господствовала еще в позднем палеолите, 10 тыс. лет назад. В горных районах провинции Сычуань этнические группы цян, ляху, булан и хани все еще живут, = пользуясь подсечно-огневым методом земледелия5. При этом, в других провинциях наблюдается высокий темп урбанизации и высокие показатели экономического роста (например, провинции Шаньдун, Хэйлунцзян). В связи с этим, реформирование социальной политики направлено на улучшение качества жизни населения национальных районов. Например, для повышения уровня образованности в отдаленных регионах было создано 14 специальных высших учебных заведений для подготовки национальных кадров — институты (университеты) национальностей. Из 55 национальных меньшинств Китая, 53 имеют свой язык. Обучение на двух языках проводится с использованием учебных материалов на языке 21 национальности. Ежегодно выпускается более 3500 видов учебных материалов для средней и начальной школы, тиражом 100 млн экземпляров. Введение всеобщего обязательного образования и поддержка правительства КНР расширяет возможности получения высшего образования6. Таким образом, правительством КНР принимаются меры по созданию благоприятных условий жизни для этнических меньшинств.
Помимо реформирования, направленного на повышение уровня образования, введена система льгот и пособий. Национальные предприятия в зависимости от вида налога освобождаются от их уплаты или оплачивают их по льготному тарифу. Для тех, кто желает основать свое хозяйство, предусмотрены безвозмездные пособия, а также предоставление техники. В условиях строгой демографической политики в Китае запрещается иметь более одного ребенка, однако представителям национальных меньшинств разрешается иметь троих детей.
Численность представителей национальных меньшинств в период с 2003 г. по 2011 г. увеличилась с 80,17 млн человек до 111,3 млн человек7. Правительство КНР способствует улучшению качества жизни национальных меньшинств. За последние 10 лет повысился уровень образованности среди представителей малочисленных народов; строительство дорог и улучшение коммуникаций в отдаленных районах устранили географическую «изолированность» неханьских народов; повысилось качество медицинского обслуживания.
Однако воплотить в жизнь все поставленные задачи во время процесса реформирования правительству удалось не в полной мере. Возможность получить высшее образование для многих выпускников среди национальных меньшинств не является гарантией трудоустройства. По этой причине некоторые студенты теряют интерес к учебе, так как считают, что образование в их дальнейшей жизни не пригодится. После получения диплома они возвращаются в населенный пункт, где проживают их родители и, как правило, работают в сфере
обслуживания, торговли или занимаются сельским хозяйством. При этом преподаватели китайских вузов очень часто относятся благосклонно к таким студентам, так как понимают, что образование в их жизни не сыграет важной роли. Такая ситуация в сфере образования заставляет руководство государства законодательным образом обязать ресурсодобывающие предприятия, а также учредителей компаний в национальных районах обучать и принимать на работу установленное число работников из представителей национальных меньшинств, а также обеспечивать их официальное длительное трудоустройство8.
Несмотря на недостатки реформирования, качество жизни национальных меньшинств все же повысилось. Однако необходимо учитывать, что были реализованы проекты, которые не изменили реальных условий жизни национальных меньшинств. Например, количество школ и учебных заведений стало больше, но качество образования при этом не стало лучше. Позиции приложения усилий государства в области национальной политики
достаточно противоречивы. С одной стороны, происходят изменения, направленные на улучшение социально-экономического уровня жизни национальных меньшинств, с другой стороны, многие меры, предпринятые правительством, фактически не реализованы. Например, хуэйцы вынуждены в целях заработка переезжать из родных провинций (провинции Ганьсу, Цинхай, Гуйчжоу и т.д.) в другие районы Китая. Они открывают кафе и таким образом обеспечивают рабочие места членам своей семьи. Ярким примером может служить провинция Шаньдун, где очень часто можно встретить на вывеске кафе две надписи (на арабском и китайском языке). При этом хуэй-цы, поработав несколько лет (от 3 до 7), возвращаются в ту автономию, откуда прибыли. Уезжая, они уступают рабочее место своим ближайшим родствен никам, которые в свою очередь через не сколько лет поступят аналогичным обра зом.
Ослабевание культурных границ все же происходит, современная одежда сменяет традиционный костюм, господствует индивидуальный успех, а не коллективный (общинный).
Руководство Китая в рамках стратегического развития государства заинтересовано и дальше укреплять свое влияние на формирование социокультурного пространства национальных меньшинств локального уровня, что, в свою очередь, даст возможность консолидации регионов и центра. Результатом процесса консолидации должно стать укрепление целостности социокультурного пространства страны. Необходимо отметить, что культура национальных меньшинств продолжает существовать и является неотделимой частью традиционной китайской культуры.
- Значимым является тот факт, что формирование гражданской нации происходит на основе взаимного сосуществования ханьского населения и национальных мень-= шинств, что определено доктриной китайского национализма (чжунхуа миньцзу) как части этнической политики, которая основана на нескольких принципах:
1) консолидация народов, проживаю щих на территории КНР;
2) формирование у граждан «регио нального сознания» (общегосударствен ной идентичности) при одновременном перемещении этнического сознания национальных меньшинств на второй план9;
3) развитие чувства патриотизма;
4) психологическая зависимость хань-ского населения от национальных меньшинств и национальных меньшинств от ханьского населения.
Национальная политика наряду с реформами внутреннего характера направлена на сбалансированное развитие национальных районов и экономически развитых районов и основывается, прежде всего, на принципе конкуренции. Правительством КНР разработан план миграции ханьцев в национальные районы. Данный план является частью более глобального плана китайского руководства — «плана освоения Запада». Правительство поддерживает миграцию кадров из числа ханьцев в западные районы для ускорения темпов освоения Запада, при этом искусственно увеличивается концентрация ханьцев в районах компактного проживания национальных меньшинств10. Направляя ханьцев в районы проживания национальных меньшинств, руководство КНР ссылается на то, что именно среди ханьцев наибольший процент как высокообразованных инженеров, управленцев, аналитиков, врачей, так и дешевой рабочей силы. Кроме того, интенсивно растущая экономика КНР нуждается в энергетическом сырье, для получения и обработки которого требуется направлять рабочие руки в западные провинции.
В целом национальная политика и реформирование имеют два основных направления: первое — сохранение культуры национальных меньшинств и, пусть медленное, но повышение качества их жизни; второе — поглощение и ассимиляция хань-цами представителей этнических групп. Яркий примером этой двойственности является процесс искусственной миграции ханьцев в национальные районы. При этом
Однако при этом традиции и обычаи не растворяются, а приобретают новую форму, которая сохраняет ценностные ориентиры.
следует отметить, что одни народы покоряются, другие же, наоборот, противостоят ассимиляции.
Помимо национальной политики, реформирования и иных проводимых руководством КНР мер внутреннего характера, существуют и другие механизмы влияния на культуру национальных = меньшинств. Одним из таких механизмов является модернизация. Модернизационные изменения оказывают положительное влияние на повседневный образ жизни народов. Технический прогресс влечет за собой расширение возможностей общения и формирование мировоззрения нового поколения. При этом ментальность народов не утрачивает ценность, а скорее наоборот — начинает проявляться ее значимость. Безусловно, ослабевание культурных границ все же происходит, современная одежда сменяет традиционный костюм, господствует индивидуальный успех, а не коллективный (общинный). Однако при этом традиции и обычаи не растворяются, а приобретают новую форму, которая сохраняет ценностные ориентиры. Например, в начале XX в. у многих народов (мяо, ва, ли) все еще существовал обряд жертвоприношения, во время которого было принято приносить в дар богам животное (буйвола). В современной культуре эта традиция получила новую форму — в качестве жертвоприношения используют деньги или продукты питания. Таким образом, ментальность народов в современной культуре выражается в новых формах, но с прежним значением.
В культуре национальных меньшинств происходят и естественные изменения. Например, маньчжуры и хэдже практически ассимилированы ханьцами. Это является естественным процессом, поскольку хань-цы имеют численное превосходство над маньчжурами и хэдже. Поэтому не удивительно, что более сильная культура поглотила более слабую. При этом цель «сплочение, равноправие и всеобщее обогащение» обладает символическим значением, но не является принципом. Например, «равноправие» трудноосуществимо, поскольку изменить положение «фактического неравен-
ства» миллиарда ханьцев и 5 тыс. эвенков не представляется возможным11. Следует отметить, что традиции северных национальных меньшинств также отразились на жизни ханьцев. Например, -вплоть до династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) ханьцы обычно сидели на полу, позже они стали сидеть на стульях, позаимствовав соответствующую привычку у народов Западного края. Кроме того, такие сельскохозяйственные культуры, как пшеница и ячмень, а также способы их обработки и измельчения в муку появились после проникновения из Западного края12. Благодаря влиянию северных народов мучные изделия постепенно завоевали любовь ханьцев и вошли в их повседневный обиход.
Культура, словно живой организм, изменчива. Многие традиции перерождаются в новые формы естественным путем. Например, процесс урбанизации привел к тому, что традиции анимизма у многих народов (мяо, ли, ва) проявляются в современной культуре по-новому. В анимизме
Коммерциализация национальной культуры является еще одним механизмом влияния на культуру национальных меньшинств.
мя сна душа человека покидает тело. Среди молодого поколения такие убеждения не встречаются, однако сохраняется вера в сновидения и гадания. Стоит отметить, что научные знания меняют мировоззрение представителей национальных меньшинств, но не кардинально.
_ Коммерциализация
национальной культуры является еще одним механизмом влияния на культуру национальных меньшинств. Существует несколько ее проявлений: этнографический туризм, национальные парки и развитие бизнеса по продаже предметов материальной культуры.
Этнографический туризм на сегодняшний день активно практикуется в Китае. Ярким примером является созданная на острове Хайнань фольклорная деревня народов ли и мяо, которая включает в себя большой культурный комплекс. На территории комплекса можно посетить традиционное жилище, пронаблюдать этапы проведения свадебного обряда, а также купить национальный костюм. В начале XX в. иностранцу
существует представление о том, что во вре- посетить храм народов ли и мяо было невоз-
Согласно верованиям народов душа покидает тело человека. В связи с этим, к фотографиям ли и мяо относились крайне негативно, ведь, по их мнению, с помощью снимка можно нанести вред здоровью и душе человека.
можно. Во-первых, в силу географических ритории Китая существует большое коли-особенностей: народы ли и мяо проживали чество магазинов одежды и аксессуаров в труднодоступных местах особой «изоли- национальных меньшинств. Огромное ко-рованности», поэтому добраться до их по- личество вещей с этническими мотивами селений было нелегко. Во-вторых, даже добравшись до поселений ли или мяо, иностранцу не удалось бы войти в храм, так как это священное место, предназначенное только для жителей деревни. В этнографической деревне посетить храм разрешается любому желающему.
Согласно верованиям народов душа покидает тело человека. В связи с этим, к фотографиям ли и мяо относились крайне негативно, ведь, по их мнению, с помощью снимка можно нанести вред здоровью и душе человека. В этнографической деревне съемку можно вести без ограничений. Пожилые женщины с татуировками на теле практически не обращают на нее внимания. Причина этого кроется в том, что этническая принадлежность ли и мяо является способом заработка. Таким образом, мы видим, что национальная культура стала ориентироваться на развитие этнографического туризма. В парках по праздникам и выходным дням обычно осуществляются выступления народных коллективов. Материальная поддержка государством творческих коллективов проходит в рамках национальной политики и ориентирована на пропаганду Китая как полиэтнического государства.
Этнографический туризм приносит немалый доход и способствует появлению рабочих мест. Кроме того, в туристических зонах у местных жителей есть возможность осуществлять торговлю изделиями, которые были изготовлены вручную.
Производство на- =
циональной одежды и предметов материальной культуры национальных меньшинств Китая пользуется популярностью не только у туристов, но и у ханьцев. На тер-
Государственные механизмы влияния, такие как национальная политика, реформирование способны воздействовать не только на изменения материальной культуры, но и на духовную культуру.
продается ежедневно в различных провинциях КНР. При этом, чем дальше провинция от юга, тем выше цена на изделия и одежду. Например, в г. Харбин такого рода одежда и украшения по ценовой категории выше, чем в г. Янтай, расположенном на юго-западе Китая. Популяризация вещей этнического характера приносит доход представителям национальных меньшинств. Кроме того, это дает возможность пожилым людям заниматься традиционным видом деятельности: вышивкой, вязанием, шитьем. Большая часть товара изготавливается вручную и имеет необычный внешний вид, который вызывает интерес у покупателей. Таким образом, у национальных меньшинств появляется возможность заработка, а в отношении культурного фактора происходят изменения этнической идентификации. Продавцы зачастую путают, какие конкретно вещи относятся к тем или иным народам. Производители очень часто добавляют различные элементы к одежде, чтобы повысить уровень продаж, не задумываясь о том, что таких символов в культуре конкретного народа не содержится. Таким образом, постепенно традиционный костюм национальных меньшинств приобретает формы современной одежды с этническими элементами. При этом наряды фольклорных коллективов практически полностью идентичны внешнему виду праздничных национальных костюмов народов.
Таким образом, механизмы влияния на культуру национальных меньшинств оказывают разную степень воздействия. Существуют естественные изменения, которым подвержена культура народов. Государственные механизмы влияния, такие как национальная полити-
ка, реформирование способны воздействовать не только на изменения материальной культуры, но и на духовную культуру. Таким образом, этническая идентичность национальных меньшинств уходит на второй план, уступая место культурной идентичности. Процесс коммерциализации способствует популяризации культуры национальных меньшинств как внутри страны, так и за её пределами, что является своеобразным способом проявления этнической уникальности национальных меньшинств.
Подводя итог, можно сделать вывод, что культуры национальных меньшинств Китая подвержены существенным изменениям под воздействием различных внешних и внутренних факторов. На сегодняшний день происходит доминирование ханьского языка, традиций, культуры повседневности. Необходимо отметить, что национальные районы характеризуются как полиэтничные (ранее они обозначались как моноэтнич-ные), при этом увеличивается рост ханьско-го населения. Молодое поколение народов мяо, яо, ли, буи, сибо, лису, ва являются в большой степени носителями ханьской культуры. Постепенно происходит стирание, размывание культурных границ между национальными меньшинствами и ханьца-ми. Нельзя сказать, что происходит уничтожение культур, скорее доминирует процесс диффузии (проникновения) элементов культуры ханьского населения в культуру этнических групп. ^
6.Алексеева И. Д. Образование этнических групп Китая // Вестник БГУ. 2012. №8. С. 132-136.
7. Zhongguo tongji nianjian 1996 — 2011 (Статистические ежегодники КНР 1996 — 2011) / [Электронный ресурс]. URL:http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj (дата обращения: 10.09.2013).
8. Чукэ У. Все должны быть ханьцами? О национальной политике Китая. Хуанцю шибао, 23.01.2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.milli-firka. org/content/31062866 (дата обращения: 18.10.2013).
9. Ли Пин. Культурная регионализация в условиях межкультурного взаимодействия (на примере автономного района Внутренняя Монголия КНР). Чита, 2008. С. 208.
10. План поддержки городами Востока подготовки специалистов для Запада 2013 г. /ЩШЖШ&Ш^^
[Электронный ресурс]. URL: http:// www.gov.cn/zwgk/2013-01/15/content_2312647.htm (дата обращения: 18.05.2013).
11. См.: Чукэ У. Все должны быть ханьцами? О национальной политике Китая. Хуанцю шибао, 23.01.2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www. milli-firka.org/content/31062866 (дата обращения: 18.10.2013).
12. Слияние народов // Китай, 2013 № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kitaichina.com/se/ txt/2013-02/21/content_518866.htm (дата обращения: 18.10.2013).
1. Численность национальных меньшинств по данным всекитайской переписи 2010 года. /^Щ'УШ^Ш ÀP [Электронный ресурс]. URL: http://www.360doc. com/content/13/0401/15/80095_275304522.shtml (дата обращения: 20.09.2013).
2. Chengsi Yun., Chung Mousi. Introduction to Chinese Culture. Beijing , 2011, P. 179-180.
3. Булдакова В. Г. Национальная политика КНР в отношении малочисленных народов // Россия и АТР. 2006. №4. C.77-78.
4. The Constitution of the PRC. Article 4 / The Central People's Government of the People's Republic of China [Электронный ресурс]. URL: http:/www.gov.cn (дата обращения: 10.09.2013).
5. Чуаньци Хэ., Лапин Н. И. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010). М., 2011, с. 256.