УдК 39 (510)
ББК 63.5-73 ББК Т5-73
Надежда Алексеевна Соловьева
аспирант,
Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30)
e-mail: [email protected]
К вопросу о взаимодействии национальных меньшинств и ханьского этноса в этнокультурном пространстве Западного региона КнР
Статья посвящена исследованию программы освоения большого Запада (Go West) и её влияния на процесс ассимиляции национальных меньшинств ханьцами. Автор статьи уделяет внимание трансформации элементов этнической культуры национальных меньшинств в рамках экономических преобразований программы «Go West». Помимо этого статья затрагивает вопросы этнического характера, являющиеся чрезвычайно актуальными в современном Китае. Важное значение в исследовании уделяется деятельности китайского государства, связанного с национальными меньшинствами Китая: взаимоотношению национальных меньшинств друг с другом, взаимоотношению правительства и национальных меньшинств, взаимоотношению ханьцев с национальными меньшинствами. Взаимоотношения малочисленных народов друг с другом характеризуются как мирным существованием, так и военными столкновениями. Правительство КНР на официальном уровне при помощи программы освоения большого Запада заинтересовано консолидировать население и сохранить целостность китайского государства. Взаимоотношения ханьцев и представителей национальных меньшинств строится по принципу «неделимости» и «взаимного сосуществования».
Автор приходит к выводу, что с помощью программы освоения большого Запада правительство Китая ускоряет процесс ассимиляции национальных меньшинств ханьцами, добиваясь, таким образом, этнической однородности на территории КНР Кроме того, экономические преобразования в Западных районах способствуют повышению качества жизни национальных меньшинств, улучшению транспортных сетей, открытию производственных фабрик и заводов, что увеличивает количество рабочих мест, крайне необходимое представителям национальных меньшинств. В основе программы освоения большого Запада находится вера в непоколебимую силу экономической модернизации, которая снизит уровень региональной дифференциации.
Ключевые слова: ассимиляция, национальные меньшинства, этническая культура, программа освоения большого Запада, традиционная культура.
Nadezdhda Alekseyevna Solovyeva,
Postgraduate Student, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya St., Chita, Russia, 672039) e-mail: [email protected]
To the Issue of Interaction of Minority and Khan Ethnic in the Ethno-Cultural Space of the Western Region of China
The article investigates the development program of large West (Go West) and its impact on the process of assimilation of national minorities Han. The author focuses on the transformation of the elements of ethnic minority cultures within the economic transformation program «Go West». In addition, the article raises questions of an ethnic nature, which are extremely important in today's China. Importance in the study is focused on three areas: the relationship of national minorities with each other, relations between the government and ethnic minorities, the relationship with the Han ethnic minorities. Each of these areas has certain characteristics of an ethnic nature. Indigenous people's relationships with each other, are characterized differently from peaceful coexistence to armed clashes. As for the government of the PRC, it is on an official level with the help of the program of development of large population of the West is interested to consolidate and maintain the integrity of the Chinese state. Relationships between Han and minorities are based on the principle of “indivisibility” and “mutual co-existence”.
The author concludes that with the help of large program of development of the West, the Chinese Government accelerates the assimilation of national minorities Han, achieving thus
168
© Н. А. Соловьева, 2014
ethnic homogeneity in China. In addition, the economic transformation in the Western areas contribute to the quality of life of ethnic minorities, improving transport networks, opening manufacturing factories and increase the number of jobs that are essential for national minorities. At the heart of the program there is the development of large West unwavering belief in the power of economic modernization, which will reduce the level of regional differentiation.
Keywords: assimilation, ethnic minorities, ethnic culture, large program of development of the West, traditional culture.
Всё большее значение в Китае приобретают вопросы этнического характера. Казалось бы, 56 официально признанных национальных меньшинств [9, а 63] не должны вызывать сложности управления у китайского правительства. Однако существует ряд причин, по которым руководство КНР принимает различные меры по устранению проблем, связанных с национальными меньшинствами Китая, и снятию напряжённости среди этнических групп. Начиная со II века до н. э., население Китая отличалось своей этнической неоднородностью [1, а 77], что, безусловно, порождало конфликты среди народностей.
При этом напряжённые отношения возникали не только между ханьцами и национальными меньшинствами, но и среди малых народностей друг с другом. Например, между народами ли и мяо взаимоотношения носили достаточно «острый характер», иногда даже происходили вооружённые столкновения. Основой конфликтов среди малых народов служили территориальные споры, социальное положение, различный культурный уровень [12, а 85]. В частности, отношения между национальными меньшинствами западных районов КНР и хань-ским населением являются достаточно напряжёнными из-за того, что присоединение к Китаю западных территорий происходило с помощью подчинения коренного населения. В период династии Цин во время завоеваний к народам Запада относились с особой жестокостью. После покорения в 1758 г. Джунгарии местное мужское население было вырезано почти поголовно. На опустошённых землях были созданы военные поселения, куда в массовом порядке стали направлять китайских крестьян и жителей других территорий империи. Военным путём была присоединена и Кашгария [4]. И в последующие годы, освоение Запада проходило в несколько этапов и носило завоевательный характер, главной целью которого было присоединение приграничных территорий.
Постепенно руководству КНР удалось в некоторой степени урегулировать взаимоотношения национальных меньшинств друг с другом. Однако проблема обеспечения мирного сосуществования ханьцев и национальных меньшинств осталась до конца нерешённой.
На сегодняшний день правительством КНР принимаются меры, направленные на консолидацию населения и укрепления позиций в западном регионе. К числу таких мер можно отнести осуществляемую на протяжении нескольких лет руководством Китая «программу освоения большого Запада» (GoWest). В 2013 г. эта программа была качественно переработана, в которой приоритетное направление получило не только улучшение качества жизни населения Западных районов, но и повышение профессиональных навыков местного населения за счёт привлечения квалифицированных сотрудников из числа ханьцев [13].
К западному региону Китая относятся такие провинции, автономные районы и города центрального подчинения, как: Шэньси, Ганьсу, Цинхай, Сычуань, Юньнань, Гуйчжоу, Нинся, Синьцзян, Тибет и Чунцин. Площадь региона составляет примерно 71 % (6 850 000 км2) территории всей страны [10, а 2]. Здесь сосредоточены основные запасы природного газа, калийной соли и других полезных ископаемых. Регион богат энергетическими ресурсами и достаточно обширным растительным миром. Кроме того, в Западном Китае большая концентрация районов компактного проживания национальных меньшинств. Несмотря на то, что западные провинции богаты природными ресурсами, экономически эти районы слаборазвиты и являются отстающими.
Эти обстоятельства подтолкнули к активному обсуждению программы развития Запада. В 2000 г. Госсоветом КНР официально был озвучен программный документ, направленный на развитие Запада. Программа рассчитана на 50 лет. За это время предполагается обеспечить среднегодовой
рост ВВП в размере 6 %, что позволит довести ВВП западных районов до 40 трлн юаней [7, с. 42]. Данных показателей правительство планирует достичь за счёт реализации следующих мер: развитие горнодобывающей обрабатывающей промышленности, развитие зон приграничной торговли, переброска на Запад специалистов из высокоразвитых регионов КНР и подготовка собственных специалистов, развитие социальной инфраструктуры, создание университетов.
На совещании руководства КНР и КПК, в 2000 г. было отмечено, что одно из приоритетных направлений программы «GoWest» (идти на Запад) - укрепление социально-политической стабильности среди этнических меньшинств [8, с. 12]. В 2013 г. в «Программу развития большого Запада» были внесены доработки, связанные с кадровым обеспечением освоения Запада, которые имеют большое значение и для национального вопроса [13]. Руководство КНР под предлогом улучшения кадрового состава в западном Китае стало отправлять в национальные районы представителей ханьского населения. По официальной версии, квалифицированные сотрудники разных направлений из числа ханьцев будут способствовать социально-экономическому развитию региона посредством личного трудового вклада и трансляции знаний, навыков, опыта представителям местного населения. Однако наряду с высококвалифицированными сотрудниками руководство КНР стало отправлять и «дешёвую» рабочую силу, тем самым искусственно увеличивая численность населения в пользу ханьцев.
Районы Западного Китая всегда отличались своей этнической неоднородностью, следовательно, правительству КНР достаточно сложно контролировать ситуацию, связанную с обеспечением мирного сосуществования национальностей, проживающих на территории данных районов. Состояние мирного сосуществования усложняется напряжённостью, которая связана с течениями сепаратистского характера (например, у тибетцев, уйгуров). Кроме того, существуют национальные меньшинства, которые практически не вступают в брак с представителями ханьцев, стремясь всячески поддерживать «чистоту» своей нации. Например, хуэйцы по конфессиональной принадлежности - мусульмане, поэтому многие аспекты повседневной культуры напрямую связаны с
вероисповеданием. Ситуации, связанные со смешанными браками, являются большим исключением, представителю ханьского населения необходимо принять ислам, иначе брак не состоится. Правительство КНР в свою очередь заинтересовано как можно быстрее «разбавить» национальные меньшинства ханьцами. Если в отношении хуй-эцев этот процесс не удаётся осуществить в полной мере, то в отношении других национальных меньшинств руководство Китая имеет преимущественный успех. Так, например, молодое поколение этнических групп: мяо, ли, буи, говорят в основном на путун-хуа (единый национальный язык Китая, язык СМИ и ханьцев). Обычаи, традиции у многих народов постепенно утрачивают своё значение. Происходит стирание культурных границ между ханьцами и представителями национальных меньшинств, очевидно, не в пользу последних.
Напряжённость в отношениях между ханьцами и национальными меньшинствами в этнокультурном пространстве западного региона КНР обусловлена и тем, что правительство КНР всегда оказывает поддержку ханьцам как тотемной нации, в то время как некоторые запросы национальных меньшинств оказываются без внимания со стороны правительства. В качестве примера можно привести тот факт, что народ мяо (народ диких кошек) не раз поднимал восстание против Цинской империи, самое активное из которых длилось 18 лет. В 1912 г. в нескольких деревнях Сянси мяо восстали против наместников, восстание было жестоко подавлено. После восстания в течение месяца продолжались казни восставших. Любого человека из народа мяо, который вызывал подозрение, задерживали и прилюдно казнили. Количество казней среди населения мяо иногда доходило до ста человек в день. Тела убитых, отрубленные человеческие головы не убирали, оставляли на обозрение другим в назидание.В 1976 г. более 70 тыс. мяо мигрировали на юг Китая и на север Тайланда [5]. Позднее китайские власти призывали мяо вернуться, обещая дать им землю. Мяо выдвинули встречное требование, по которому их традиции, обычаи, культурные ценности должны остаться неизменными без вмешательства государственной власти. Данную ситуацию до сих пор не удалось урегулировать до конца. Правительство не поддерживает сепаратистские движения, не способствует само-
определению народов, входящих в состав КНР. Кроме того, яростная и агрессивная борьба народа за сохранение своей самобытности и культурной идентичности зачастую воспринимается не как естественный процесс, а как проявление сепаратистских настроений и потому правительством не поддерживается и осуждается.
Быстрый экономический рост китайского государства способствовал становлению новой системы управления национальным вопросом. Трансформация взглядов руководства КНР была инициирована вызовами модернизационного развития государства. Основная проблема, с которой столкнулись власти КНР - это экономическая, транспортная, производственная отсталость Западного региона. Пекин, Шанхай и другие развивающиеся города несравнимы с городами западных провинций по экономическим показателям. Например, быстрые темпы технического роста способствовали модернизации транспортных сетей в крупных городах КНР, появились новые линии метро в Шанхае, скоростные поезда на территории Китая. Однако в сравнение с западными районами, это колоссальный разрыв. Многие китайские народы ва, мяо, джи, ли проживали изолированно из-за природной особенности рельефа, проезд между долинами был сложен. Именно поэтому многие этнические группы мяо развивались независимо друг от друга, что способствовало появлению уникальных элементов традиционной культуры. Например, одни мяо славятся своим мастерством красивой вышивки, другие изготовлением изящных украшений и головных уборов, мяо джи отличаются искусством росписи батика.
Некоторые народы западных районов до сих пор проживают в рамках традиционного уклада жизни. Например, народ моссо всё ещё сохраняет устой матриархального общества, который господствовал более 10 тыс. лет назад. Многие народы, такие как цян, ляху, хани продолжают пользоваться подсечно-огневым методом земледелия. Эта модель производства была распространена в эпоху неолита, около 6 тыс. лет назад. В 2006 г. в провинции Хунань 61 % населения проживает в сельской местности, а 54 % приходится на занятость населения в сельском хозяйстве [3, с. 25].
Таким образом, наблюдается колоссальный разрыв между регионами, который необходимо, если не устранить, то попы-
таться сгладить. Начиная с 2000 г. Пекин выдвигает различные проекты и программы, направленные на развитие ускорения Запада. К ним можно отнести «План 31», программу «10 000 предприятий уходят на Запад», «План 15» и т. д.
С 2000 по 2009 гг. было реализовано 120 проектов. Китай очень умело использует опыт других стран: Японии, Южной Кореи, Сингапура, которые реализовали стратегию так называемых «летящих гусей» [2]. Основная идея этой стратегии заключается в перенесении технологий и производственной базы из развитых стран в развивающиеся страны.
Несмотря на финансовый кризис в 2008 г., реализация программы «GoWest» не была приостановлена. За последнее десятилетие правительство КНР достигло колоссальных успехов по реализации программы. В первую очередь улучшилась транспортная и энергетическая инфраструктура западных регионов КНР. Например, был реализован крупный и сложный проект по строительству железной дороги, путь который проходит через высокогорья и соединяет Цинхай и Тибет. Не следует забывать о второй ветке Западно-Восточного газопровода, которая соединяет СУАР с другими провинциями.
С 2010 по 2013 гг. на строительство 30 000 км сельских автодорог в Синьцзяне потратили 17,8 млрд юаней. Дорожная сеть охватила 2 574 сёл, а также 167 волостей и посёлков, в которых проживают 4,76 млн крестьян. К концу 2013 г. общая протяжённость автодорог в селах региона достигла 111 600 км. В Синьцзяне построено более 2 700 км скоростных автодорог [6]. Это говорит о том, что за последнее десятилетие Китай достиг невероятных успехов в улучшении транспортных, энергетических, экономических связей в западном регионе. Однако вопросы этнического характера всё ещё остаются открытыми.
Масштабные изменения повлекли за собой изменение повседневной жизни национальных меньшинств. Произошёл переход от традиционного жилища к современным домам, ускорился процесс урбанизации, для представителей национальных меньшинств созданы «Университеты национальностей». Однако социально-экономический прогресс имеет и обратную сторону, он не только способствует трансформации, но и исчезновению этнической культуры националь-
ных меньшинств западных регионов КНР Все программы, направленные на улучшение экономических показателей в западных районах, параллельно направлены и на ассимиляцию ханьцами национальных меньшинств. Большой приток ханьцев в западные районы способствует ускорению процесса ассимиляции. Появляется процент смешанных браков среди ханьцев и национальных меньшинств. В рамках государственной безопасности, китайскому руководству выгодно как можно быстрее ускорить процесс ассимиляции и консолидации населения Китая. Даже в официально провозглашенных проектах и планах употребляется термин единый китайский народ.
Например, в докладе о развитии районов проживания национальных меньшинств за 2004 г. активно упоминается «План 15» -это общий план по улучшению качества жизни китайского народа [14]. При этом «План 15» не содержит термина «национальные меньшинства». В рамках плана используется понятие «единый китайский народ», т. е. не предполагается разделение китайского этноса на национальности. Таким образом, внимание уделяется не только увеличению экономических показателей в западных районах, но и созданию единой гражданской нации. Что касается полиэт-ничности в этих районах, то правительство стремится добиться относительной этнической однородности населения за счёт привлечения представителей ханьского населения, что существенно облегчит управление.
Безусловно, фактически этническая культура национальных меньшинств не может исчезнуть бесследно, а ассимиляция не способна быть настолько масштабной. На территории Китая ещё остались народы, которые проживают в соответствии с традиционным укладом, до них ещё не дошли в полной мере различные средства связи: интернет, мобильная связь и т. д. Их жизнь протекает в непрерывной связи с природой. Традиции и обычаи влияют на повседневную жизнь и являются важной составляющей этнической культуры. Несмотря на то, что аспекты традиционной культуры малочисленных народов контролируются правительством Китая, всё же некоторые обычаи и традиции, ментальные особенности национальных меньшинств сохраняются до сих пор.
Конфликты, которые возникают между правительством и национальными меньшинствами, не носят в чистом виде этниче-
ский характер, скорее - экономический и политический. Основой конфликтов является «обида», чувство негодования от недобросовестного управления ханьцами западных территорий, неравенство в доходах, борьба за рабочие места. Западные районы богаты ресурсами, которые приносят немалый доход китайской экономике, но качество жизни коренных народов от этого не становится лучше. С притоком ханьского населения в западные районы, процент конкуренции за рабочие места увеличился и при приёме на работу предпочтения отдается представителям ханьского населения.
Процесс конкуренции с ханьцами, в свою очередь, закрепляет многие народы за своим традиционным занятием. Например, хуэйцы традиционно славились своей необычайной кухней. На сегодняшний день, в современном Китае многие хуэйцы открывают кафе в различных провинциях КНР в основном на юге, юго-западе страны. Это своего рода семейный бизнес, в котором участвуют несколько семей. Активно развивается рынок изделий этнического характера. В этом случае программа «GoWest» способствовала расширению продажи и расширению потребительского рынка. Достигнуто это было в первую очередь благодаря появлению транспортных сетей и созданию фабрик по производству одежды и другой продукции в западных районах. С помощью известной сети «таобао» компании работают на мировой рынок. Развитие туризма в западных районах так же приносит доход местному населению. Создание рабочих мест, пусть не в полную силу, но всё же частично обеспечивает представителей национальных меньшинств рабочими местами.
Традиционный уклад жизни национальных меньшинств стремительно меняется. Некоторые элементы этнической культуры трансформируются, но ментальные особенности остаются неизменными. Значимые календарные праздники национальные меньшинства стремятся отмечать в соответствии с историческими традициями и обычаями своего народа.
Однако правительство КНР стремится прививать восприятие «неотделимости» национальных меньшинств от ханьцев, а ханьцев от национальных меньшинств, тем самым формируя «единую гражданскую нацию» (чжунхуа миньцзу). Одним из аспектов формирования «единой нации» является формирование корректных отношений меж-
ду различными национальностями. Отношение ханьцев к национальным меньшинствам раскрывается через праздничные ритуалы, кинематограф. Например, во время проведения праздника цветов, народ мяо проводит шуточную борьбу между ханьцами и мяо. Когда происходит перетягивание каната мяо и ханьцы находятся на противоположных сторонах, стараясь перетянуть канат в свою сторону. Такого рода шуточная борьба отражает стереотипное восприятие и отношение мяо к ханьцам, намекает на различие и некую конкуренцию между народностями, однако в итоге всё равно побеждает дружба, олицетворяющая единство.
В основе программы GoWest находится непоколебимая вера в преобразующую силу экономической модернизации, что в некоторой степени, по мнению руководства КНР, устранит проблемы этнического характера. Подводя итоги, можно прийти к следующим заключениям.
Политика закрепления западных районов обоснована экономическим ростом и созданием могущественного государства, что способствует ассимиляции национальных меньшинств ханьцами.
Опираясь на данные зарубежных исследований [11, с. 14], можно прийти к выводу, что по сравнению с ханьским населением национальные меньшинства находятся в наименее благоприятном положении. Степень удовлетворённости уровнем жизни в среде национальных меньшинств гораздо ниже, чем среди ханьцев.
Ханьцы по отношению к национальным меньшинствам испытывают чувство неотделимости. При этом западные районы для ханьцев - это перспективное экономическое будущее. В этнокультурном аспекте ханьцы не являются противниками этнического плюрализма, но при этом являются сторонниками концепции «единый Китай, единый народ, единая нация».
Список литературы
1. Булдакова В. Г Национальная политика КНР в отношении малочисленных народов // Россия и АТР 2006. № 4. С. 77-81.
2. Зотов А. Курс на запад. URL: http: www.chinapro.ru/rubrics/2/6066/ (дата обращения:
21.01.2014).
3. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010) / пер. с анг., под общ. ред. Н. И. Лапина, Г А. Тосунян. М., 2011. 256 с.
4. Подъяпольский С. А. Целостность китайского государства. URL: http://podyapolsky. info/node/30 (дата обращения: 11.02.2014).
5. Попова З. В. Отображение межкультурных различий и конфликтов между китайцами и народом мяо в творчестве китайского писателя Шэнь Цунвэня (1902-1988). URL: http://elib. org.ua/philosophy (дата обращения: 11.02.2014).
6. Строительство автодорог в Синьцзяне. URL: http://www.chinapro.ru/rubrics. (дата обращения: 7.03.2014).
7. Ушакова Е. GoWestcкитайским акцентом // «РЖД - Партнер». 2009. № 18 (166). С. 42-44.
8. Шорохов В. Б. Освоение западных районов КНР // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2001. № 1. С. 12-24.
9. Keith Dede. Ethnic minorities in China: The Mongols, Tibetans, Manchus, and Naxi // Traces of Identity: Reflecting Diversity Through language and writing. 2009. P 63-67.
10. Feiyue Wang, Yongxin Quan, John Henning. Finance in China's Western Region Development Plan. Canadian Society for Ecological Economics (CANSEE) Conference, August 25, 2001, Montreal, Canada. P1-13.
11. ShanWei, Chen Gang. The Urumqi Riots andChina'sEthnicPolicyin Xinjiang / East Asian-Policy. 2009. Vol. 1, No. 3. P 14-22.
12. / Избранные материалы исследования всех волостей Хайнаньского автономного округа народности мяо и ли. Издательство ежедневной народной газеты. 1954. 110 с.
13. 2013^^н№Ж^Р^Яйн№1ЖЛ^п:У|1г+£|ШЖЯ/ План поддержки городами Востока подготовки специалистов для Запада 2013 г. URL: http://www.gov.cn/zwgk/2013-01/15/content_2312647.htm (дата обращения: 18.12.2013).
14. ФИ'ШШШШ.ЖШ&. / Доклад о развитии районов проживания национальных меньшинств. URL: http://baike.baidu.com/view/5997731.htm (дата обращения:
20.02.2014).
References
1. Buldakova V. G. Natsional'naya politika KNR v otnoshenii malochislennykh narodov // Rossiya i ATR. 2006. № 4. S. 77-81.
2. Zotov A. Kurs na zapad. URL: http: www.chinapro.ru/rubrics/2/6066/ (data obrashcheniya:
21.01.2014).
3. Obzornyi doklad o modernizatsii v mire i Kitae (2001-2010) / per. s ang., pod obshch. red. N. I. Lapina, G. A. Tosunyan. M., 2011. 256 s.
4. Pod"yapol'skii S. A. Tselostnost' kitaiskogo gosudarstva. URL: http://podyapolsky.info/ node/30 (data obrashcheniya: 11.02.2014).
5. Popova Z. V. Otobrazhenie mezhkul'turnykh razlichii i konfliktov mezhdu kitaitsami i narodom myao v tvorchestve kitaiskogo pisatelya Shen' Tsunvenya (1902-1988). URL: http:// elib.org.ua/philosophy (data obrashcheniya: 11.02.2014).
6. Stroitel'stvo avtodorog v Sin'tszyane. URL: http://www.chinapro.ru/rubrics. (data obrashcheniya: 7.03.2014).
7. Ushakova E. GoWestckitaiskim aktsentom // «RZhD - Partner». 2009. № 18 (166). S. 42-44.
8. Shorokhov V. B. Osvoenie zapadnykh raionov KNR // Belorusskii zhurnal mezhdunarodnogo prava i mezhdunarodnykh otnoshenii. 2001. № 1. S. 12-24.
9. Keith Dede. Ethnic minorities in China: The Mongols, Tibetans, Manchus, and Naxi // Traces of Identity: Reflecting Diversity Through language and writing. 2009. P 63-67.
10. Feiyue Wang, Yongxin Quan, John Henning. Finance in China's Western Region Development Plan. Canadian Society for Ecological Economics (CANSEE) Conference, August 25, 2001, Montreal, Canada. P1-13.
11. ShanWei, Chen Gang. The Urumqi Riots andChina'sEthnicPolicyin Xinjiang / East Asian-Policy. 2009. Vol. 1, No. 3. P. 14-22.
12. / Izbrannye materialy issledovaniya vsekh volostei Khainan'skogo avtonomnogo okruga narodnosti myao i li. Izdatel'stvo ezhednevnoi narodnoi gazety. 1954. 110 s.
13. 2013^^н№Ж^Р^Яйн№1ЖЛ^п:У|1г+£|ШЖЯ/ Plan podderzhki gorodami Vostoka podgotovki spetsialistov dlya Zapada 2013 g. URL: http://www.gov.cn/zwgk/2013-01/15/ content_2312647.htm (data obrashcheniya: 18.12.2013).
/ Doklad o razvitii raionov prozhivaniya natsional'nykh men'shinstv. URL: http://baike.baidu.com/view/5997731.htm (data obrashcheniya: 20.02.2014).
Статья поступила в редакцию 18.03.2014