Научная статья на тему 'Механизмы управления муниципальной собственностью'

Механизмы управления муниципальной собственностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2346
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / MUNICIPAL PROPERTY MANAGEMENT SOLUTION / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ECONOMIC EFFICIENCY / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / INVESTMENT ATTRACTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадыр Уулу Алмазбек

При рассмотрении экономических основ местного самоуправления муниципальной собственности, как экономической категории, отводится особое место. Доходы от экономической деятельности органов местного самоуправления напрямую зависят от эффективности использования муниципального имущества. Но на практике муниципальное имущество, в частности, недвижимость еще не в полной мере рассматривается органами местного самоуправления как стратегический актив, которым необходимо квалифицированно управлять для увеличения доходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUNICIPAL PROPERTY MANAGEMENT MECHANISMS

When considering the economic foundations of local self-government of municipal property, as an economic category, is given a special place. Income from economic activities of local governments are directly dependent on the efficiency of the use of municipal property. But in practice, municipal property, in particular property has not yet been fully considered by local governments as a strategic asset that must be skillfully manage to increase revenue.

Текст научной работы на тему «Механизмы управления муниципальной собственностью»

МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

Кадыр уулу Алмазбек, старший преподаватель

Кыргызский национальный университет имени Ж. Баласагына

(Кыргызская Республика, г. Бишкек)

Аннотация. При рассмотрении экономических основ местного самоуправления муниципальной собственности, как экономической категории, отводится особое место. Доходы от экономической деятельности органов местного самоуправления напрямую зависят от эффективности использования муниципального имущества. Но на практике муниципальное имущество, в частности, недвижимость еще не в полной мере рассматривается органами местного самоуправления как стратегический актив, которым необходимо квалифицированно управлять для увеличения доходов.

Ключевые слова: муниципальная собственность, управленческое решение, экономическая эффективность, инвестиционная привлекательность.

Используя преимущественно административные методы управления, невозможно учитывать особенности каждого объекта собственности, что в свою очередь ограничивает поступление средств в городской бюджет.

Для достижения поставленных целей используются следующие механизмы и методы решения задач управления муниципальной собственностью города:

- обеспечение обоснованности и оптимальности управленческих решений по распоряжению муниципальным имуществом на основе чётких и качественных показателей;

- привлечение к управлению собственностью города профессиональных участников рынка с использованием института доверительного управления;

- осуществление приватизации муниципального имущества, обоснование выбора способа приватизации (аукцион, конкурс, внесение в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ, продажа по итогам доверительного управления, продажа на финансовом рынке через профессиональных участников рынка ценных бумаг);

- формирование и развитие интегрированной информационной системы (внедрение программы «Имущество») для комплексного учёта муниципального имущества и принятия управленческих решений;

- проведение постоянного мониторинга рыночной стоимости недвижимого иму-

щества муниципального образования, пакетов акций, находящихся в собственности муниципального образования, долей муниципального образования в уставных капиталах обществ;

- повседневная работа с должниками арендной платы;

- совершенствование системы контроля за использованием муниципальной собственности города, определение, оценка и минимизация рисков при управлении собственностью муниципального образования [1].

Каждый из указанных элементов характеризуется качественной однородностью, имеет ярко выраженную специфику, в т.ч. и с точки зрения методов управления.

Независимо от объектов собственности (недвижимость, пакеты акций, доли в уставных капиталах обществ и иные объекты) её классификация (т.е. группировка по характерным признакам).

Классификация объектов собственности муниципального образования зависит от многих параметров. К основным параметрам относятся:

- цели руководства муниципального образования в отношении использования объектов имущества;

- виды отраслевой (структурной) принадлежности;

- формы управления собственностью;

- способ приватизации собственности;

- величина финансовых поступлений от объектов собственности муниципального образования (дивиденды, доходы от арен-

ды муниципального имущества, доходы от деятельности муниципальных предприятий, поступления от продаж и иные поступления).

Для детализации классификации объектов собственности могут применяться дополнительные параметры: техническое состояние объекта недвижимости, место расположения и т.д.

С точки зрения назначения собственности для реализации интересов собственника, всю муниципальную собственность города можно разделить на два класса:

- операционная собственность, которая используется собственником для реализации своих административных, социальных, экономических, производственных и иных функций;

- коммерческая собственность, которая используется для получения дохода.

Собственность муниципального образования, используемую в коммерческих целях, можно разделить на две основные группы:

- объекты муниципальной собственности, в отношении которых принято решение о приватизации;

- объекты муниципальной собственности, в отношении которых принято решение о сохранении их в муниципальной собственности и организации управления ими [2].

В первом случае организуются работы и планируются мероприятия, ориентированные на рост стоимости объекта муниципальной собственности, подлежащего приватизации.

Во втором случае мотивацией уполномоченного органа исполнительной власти при принятии решения о сохранности объектов в муниципальной собственности для использования в коммерческих целях является:

- экономическая эффективность управления объектами муниципальной собственности;

- повышение инвестиционной привлекательности объектов муниципальной собственности;

- роль объекта в обеспечении функционирования отрасли (структуры), обеспечении жизнедеятельности населения и т.д.

Критерии оценки эффективности управления муниципальной собственностью.

Управление муниципальной собственностью используемой в коммерческих целях, должно осуществляться с учётом количественных и качественных критериев оценки эффективности управления.

К количественным критериям относятся:

- величина прямых финансовых поступлений в бюджет города (дивиденды от акционерных обществ, пакеты акций которых находятся в собственности муниципального образования, доходы от аренды муниципального имущества, доходы от продажи собственности, поступления от имущества, переданного в доверительное управление и иные поступления);

- повышение стоимости объектов муниципальной собственности и организаций с долей участия муниципального образования в уставном капитале;

- повышение управляемости муниципальной собственностью (увеличение доли муниципального образования в уставном капитале обществ, увеличение числа представителей муниципального образования в органах управления акционерных обществ, усиление контроля за использованием объектов недвижимости).

К качественным критериям оценки эффективности управления относятся:

- привлечение инвестиций;

- реализация приоритетных градостроительных проектов;

- развитие инфраструктуры;

- увеличение инновационного потенциала города и ряд других критериев в соответствии с политикой, проводимой администрацией.

Эффективность управления акциями, находящимися в собственности города, оценивается достижением целей в сочетании с оптимальной адресной тактикой в отношении каждого пакета акций, находящегося в собственности города.

В соответствии с требованиями законодательства учреждением признаётся организация созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций неком-

мерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Учреждения в отношении закреплённого за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

В соответствии с требованиями законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, определяется следующие цели управления имуществом муниципальных учреждений:

- оптимизация структуры муниципальных учреждений в соответствии с требованиями законодательства о местном самоуправлении, предполагающая соответствие функций муниципальных учреждений перечню вопросов местного значения;

- повышение эффективности использования имущества муниципальными учреждениями;

- сокращение расходов городского бюджета, связанных с содержанием неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, закреплённого за муниципальными учреждениями.

Реализация системы управления имуществом муниципальных учреждений в указанных целях предполагает:

- определение целей города в отношении каждого муниципального учреждения с чётким распределением отраслевой принадлежности учреждений.

- ликвидацию муниципальных учреждений не связанных с решением вопросов местного значения;

- создание новых учреждений в случае отсутствия управленческого механизма в вопросах, определённых действующим законодательством.

Определение перечня имущества необходимого и достаточного учреждениям для осуществления возложенных на них функций, предполагающее изъятие неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества.

При реализации данного направления осуществляется принцип функционального использования, предполагающий, что учреждение должно быть в достаточной

мере наделено имуществом для решения возложенных на него задач. При этом учреждение не должно иметь целью своей уставной деятельности получение прибыли от коммерческого использования имущества.

Создание системы мониторинга использования имущества муниципальными учреждениями, предполагающей:

- создание системы периодической отчётности руководителей учреждений об эффективности использования закреплённого за учреждениями имущества;

- установление ответственности руководителей учреждений за не предоставление отчётности об эффективности использования закреплённого за учреждениями имущества;

- введение системы отраслевых и комплексных проверок использования муниципального имущества;

- проведение инвентаризации имущества, используемого муниципальными учреждениями;

- провести ревизию учредительных документов муниципальных учреждений и приведение их в соответствие с типовыми.

Внедрение механизмов экономического стимулирования труда руководителей муниципальных учреждений в зависимости от эффективности использования муниципального имущества.

Под имуществом, составляющим имущественную казну муниципального образования понимается муниципальное имущество, не закреплённое на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными предприятиями и муниципальными казёнными предприятиями и муниципальными учреждениями соответственно.

Управление имуществом, составляющим имущественную казну, должно быть подчинено общим целям и задачам.

Указанное имущество может использоваться для решения задач:

- обеспечения полномочий органов местного самоуправления - муниципального образования для решения вопросов местного значения;

- получения неналоговых доходов бюджета городского бюджета.

В связи с установлением Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в КР» приоритета использования муниципального имущества для решения вопросов местного значения, а также с установлением перечня имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, основные направления управления имуществом имущественной казны могут быть сформулированы следующим образом:

- чёткое определение перечня имущества имущественной казны, необходимого для решения вопросов местного значения и сохранением этого имущества в муниципальной собственности.

Механизм управления - имуществом казны.

Инвентаризация объектов имущественной казны, результатом которой станет получение информации, позволяющей оперативно провести рыночную оценку объектов имущественной казны на основе учёта их основных характеристик и использования методов статистической обработки о рыночных стоимостных характеристик реальных объектов имущественной казны.

С учётом данных реестра муниципального имущества муниципальное образование города должно регистрировать свои права на объекты имущественной казны.

Определение перечня имущества имущественной казны, не подлежащего приватизации или отчуждению.

На основании данных инвентаризации имущества, должен быть составлен и утверждён городским Кенешом и перечень имущества имущественной казны не подлежащего приватизации или отчуждению.

В основу данного перечня должны быть положены объекты, предназначенные для решения вопросов местного значения в соответствии со ст.ст. 16 и 50 КР «Об общих принципах организации местного самоуправления в КР».

Включение объектов в перечень должно соответствовать следующим принципам:

- объекты непосредственно используются для решения вопросов местного значения;

- объекты используются в настоящее

время не для решения вопросов местного значения, но по своему назначению могут использоваться для указанных целей.

Включение объектов в перечень возможно только после проверки их фактического использования на соответствие фактического использования требованиям законодательства о местном самоуправлении.

Перечень имущества имущественной казны, не подлежащего приватизации или отчуждению, утверждённый решением городским Кенешом, который подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации.

Объекты жилищно-коммунального хозяйства, не подлежащие приватизации в соответствии с законодательством о местном самоуправлении и законодательством о приватизации, подлежат отдельному учёту в составе имущества имущественной казны.

Необходимо провести полную инвентаризацию объектов жилищно-коммунального хозяйства, принятых в имущественную казну, провести оценку технического состояния объектов, паспортизацию и рыночную оценку.

Внедрение единых правил и процедур принятия решения по распоряжению объектами, не входящими в перечень имущества имущественной казны, не подлежащего приватизации или отчуждению, основывающихся на принципах:

- безусловный приоритет возмездного вида пользования с определением исключительных случаев предоставления объектов недвижимости на безвозмездной основе;

- использование высокодоходной недвижимости исключительно в коммерческих целях;

- запрет на предоставление имущества имущественной казны в аренду по ставкам ниже уровня рыночных цен сложившихся в регионе;

- приведение в соответствие с рыночными, ставки арендной платы, взимаемой за использование муниципального имущества с применением коэффициентов, отражающих вид, рентабельность и социальную значимость результатов деятельности

арендатора;

- сокращение льгот при использовании имущества имущественной казны, утверждение исчерпывающего перечня предоставления льгот;

- прозрачность действий по предоставлению в пользование имущества имущественной казны с обязательной публикацией списка объектов в средствах массовой информации;

- приоритет передачи имущества в аренду на длительный срок, до пяти лет, при передаче в аренду на торгах либо по результатам независимой рыночной оценки в целях увеличения поступления дохода в бюджет города;

- упрощение процедуры оформления прав пользования имуществом имущественной казны и сокращение её сроков [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитывая то обстоятельство, что указанное имущество должно быть приватизировано в целях решения вопросов бюджета города, необходимо определить перечень имущества, подлежащего приватизации.

Оптимизация структуры муниципальной собственности предполагает сокращение числа объектов, переданных в безвозмездное пользование, определение перечня объектов для решения вопросов местного значения, а также подлежащих перепрофилированию, приватизации либо отчуждению.

Включить налоговые платежи в состав арендной платы на имущество, закреплённое на праве хозяйственного ведения, оперативного управления и переданное в аренду.

Управление акциями, долями муниципального образования города.

Управление акциями (долями) в хозяйственных обществах, предполагает их использование в качестве средств, обеспечивающих право на участие в управлении хозяйствующим субъектом и приносящего доходы самостоятельного объекта управления.

По каждому пакету акций необходимо определить инвентаризационную стоимость, социальную значимость, цели владения акциями, а также соотношение долей прибыли, направляемой на развитие

хозяйствующего общества и на дивиденды.

Целями управления акциями (долями) являются:

- выполнение хозяйственными обществами общегородских функций;

- увеличение неналоговых доходов бюджета города.

- Управление муниципальными предприятиями.

Предприятием признаётся коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Имущество муниципального предприятия находится в муниципальной собственности и соответственно, принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Цели управления муниципальными предприятиями:

- оптимизация муниципального сектора экономики города необходимого для решения вопросов местного значения, в первую очередь предполагающая приватизацию или ликвидацию муниципальных предприятий, основной предмет деятельности которых не связан с решением вопросов местного значения;

- повышение эффективности деятельности муниципальных предприятий, а также эффективности использования закреплённого за ними имущества;

- погашение муниципальными предприятиями кредиторской задолженности, прежде всего по налогам, обязательным платежам в бюджет муниципального образования и по заработной плате, и как следствие, увеличение поступлений в бюджет от использования имущества, закреплённого за предприятиями.

Реализация системы управления муниципальными предприятиями в указанных целях предполагает:

- определение целей города применительно к каждому предприятию;

- установление обязательных требова-

ний представления руководителями предприятий предложений о способе достижения цели, а также сведений о текущем и перспективном планировании финансово-экономических, хозяйственных и иных результатов деятельности предприятий;

- установление обязательных требований к форме, содержанию и периодичности представления указанных выше предложений, правил и порядка их оценки;

- установление требований к качественным показателям деятельности предприятий, а также порядка их оценки;

- установление порядка принятия решений о применении мер ответственности к руководителям за не предоставление указанных выше предложений или их негативную оценку, вплоть до увольнения.

Определение круга и количества муниципальных предприятий, необходимых для выполнения городских функций.

Для оптимизации количества муниципальных предприятий необходимо, чтобы создание предприятия осуществлялось исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых оно создаётся, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм.

В случае принятия решения о несоответствии деятельности предприятия определённым задачам, осуществляется:

- приватизация муниципального предприятия путём преобразования его в открытое акционерное общество с продажей акций данного предприятия на открытом аукционе;

- ликвидация предприятия в том случае, если его приватизация представляется нецелесообразной в связи с недостаточностью активов предприятия для создания и функционирования в форме акционерного общества.

Установление порядка принятия управленческих решений при не достижении цели города, не выполнении программы (антикризисные мероприятия).

Установление процедуры согласования сделок муниципальных предприятий, предусматривающей предварительный экономический анализ сделки, использование механизмов конкурсов и котировок как

способа заключения сделок муниципальными предприятиями.

Ужесточение контроля за деятельностью руководителей муниципальных предприятий, для чего необходимо:

- создать и поддерживать единую информационную систему, содержащую сведения о деятельности, финансово-экономическом состоянии и соблюдении действующего законодательства муниципальными предприятиями;

- провести ревизию учредительных документов муниципальных предприятий и привести их в соответствие с типовыми.

Структурным подразделениям администрации города:

а) устанавливать основные технико-экономические качественные показатели работы муниципальных предприятий, в соответствии с которыми оценивается эффективность их деятельности;

б) проводить периодический анализ финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий по результатам отчётов, иных контрольных мероприятий;

в) проводить обязательные ежегодные аудиторские проверки муниципальных предприятий, более широко использовать механизм аудиторских проверок по инициативе собственника;

г) предусмотреть в учредительных документах муниципальных предприятий целевое направление собственных средств предприятий на воспроизводство основных средств в пределах фонда амортизационных отчислений;

д) при принятии решения о создании, реорганизации, ликвидации необходимо оценивать баланс интересов производителя, потребителя и города, сохранения сложившейся номенклатуры услуг (товаров), их объёмов и сохранения хозяйственных связей;

Муниципальные предприятия могут быть сохранены при условиях:

а) решение социальных задач путём предоставления услуг (производства товаров) по минимальным ценам;

б) осуществление установленных законами дотируемых видов деятельности, в том числе поддержки социально-

необходимых убыточных производств; ства муниципальными предприятиями.

в) иных целей определённых дейст- Это обусловливает необходимость при-вующим законодательством КР. влечения внебюджетных средств на воз-

Введение системы отраслевых и ком- вратной и возмездной основе в виде зай-плексных проверок использования имуще- мов, кредитов, банков.

Библиографический список

1. Теория управления / Под ред. А.Л. Гапоненко. - М.: РАГС, 2004. - 558 с.

2. Черкасов Г.И. Общая теория собственности / Г.И. Черкасов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 328 с.

3. Шокотько М.А. Основные проблемы определения правового режима имущества находящегося в муниципальной собственности / М.А. Шокотько // Административное и муниципальное право. - 2008. - №3. - С. 13-19.

MUNICIPAL PROPERTY MANAGEMENT MECHANISMS

Kadir uulu Almazbek, senior lecturer

Kyrgyz national university named after Zh. Balasagyna

(Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. When considering the economic foundations of local self-government of municipal property, as an economic category, is given a special place. Income from economic activities of local governments are directly dependent on the efficiency of the use of municipal property. But in practice, municipal property, in particular property has not yet been fully considered by local governments as a strategic asset that must be skillfully manage to increase revenue.

Keywords: municipal property management solution, economic efficiency, investment attractiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.