-►
Инновации и инвестиции
УДК 621.3:594.12
Глухов В.В., Федоров Е.А.
Механизмы стимулирования востребованности инновационных технологий
В российском законодательстве нет базового понятия "технологии", что является серьезным тормозом для инвесторов, для рынка в целом. Производство новаций в экономике России востребовано только локально. На новации нет спроса в масштабах нашей промышленности, которая просто не основана на нематериальных активах, как принято в современных инновационных экономиках других стран.
Инновационная экономика представляет собой отлаженную систему, в которой эффективно взаимодействуют все важнейшие элементы инновационной системы, представляющие собой инфраструктуру инноваций. Можно выделить четыре сферы инновационной системы: генерация знаний;
сфера регистрации (патентования, оценки, учёта, защиты нематериальных активов);
торговая среда инноваций с соответствующей торговой инфраструктурой;
сфера практического воплощения нематериальных активов на производстве.
Основу структуры баланса и инвестиционного процесса постреформенных промышленных предприятий должны составить нематериальные активы, прежде всего технологии, бренды, товарные знаки. Когда эта цепочка целостна, тогда интересы бизнеса распространяются вплоть до научно-образовательной сферы, а скорость внедрения новаций растёт с геометрической прогрессией. Инновационные технологии и другие нематериальные активы должны стать для бизнеса отправной точкой, фундаментом его архитектуры и источником капитализации. Всё остальное - станки, здания и другие материальные активы - вторичны, они просто "одевают" инновационные технологии.
В 90-е годы строилась экономика сырьевого типа. Суть: производим природное сырье, поставляем его за рубеж, получаем за это сырье деньги и покупаем товары, услуги, оборудование, и т. п. Информация, наработанная за личные или государственные деньги, не является собственностью
производителя, поскольку не несет статуса собственности вообще. Есть только единственный механизм защиты - через государственную тайну, но он совершенно иного типа. Это все с точки зрения производства. С точки зрения внутреннего потребления новации, которые производятся в России, также не поступают на рынок. Для них в принципе нет рыночного механизма и рыночного оборота.
Четверть технологий США, Германии, Великобритании произведена выходцами из России и Советского Союза. В этих странах развитое инновационное законодательство. И российские ученые высочайшей квалификации едут туда, где их труду дают достойную оценку.
Сегодняшняя фрагментарная инфраструктура рынка новаций имеет системные ограничения: специальные нормы (понятийный аппарат, принципы, институты), налоговые условия, бухучёт, таможенное, бюджетное, оценочное законодательство и др. Её эффективность иллюстрирует ряд индикаторов. Средняя доля нематериальных активов российских организаций составляет лишь 0,3 % всех необоротных активов, что в 100 раз меньше чем в развитых инновационных компаниях. Для европейских стран средний показатель - 40 %, для Америки - еще выше. Во многом из-за отсутствия эффективной системы передачи в рынок результатов НИОКР, выполненных за счет бюджетных средств, в коммерческом обороте находится всего 1-2 % от запатентованных результатов интеллектуальной собственности. При этом простое наращивание частного и государственного финансирования на НИОКР и науку без структурных изменений скажется только локально и не приведет к увеличению оборота новаций в экономике России.
На сегодня в России есть один специализированный закон - часть 4 ГК. В нем прямо указана необходимость развития инновационных законов. Сам характер этого закона таков, что направлен он не на оборот новаций, а на потребление новаций. А
4
Инновации и инвестиции
так как в России нематериальная собственность (в том числе и инновации) почти не регистрируется, получилось, что вся система защиты интеллектуальной собственности направлена на защиту иностранных нематериальных активов и иностранной нематериальной собственности (например, компьютерных программ, технологий, патентов, произведенных за рубежом).
Для достижения стратегической цели, осуществления инновационного прорыва России самое главное в нынешних условиях - наладить сбыт (оборот) технологий и патентов. Сегодня это важнее собственно сферы производства новаций. Если это сделать (оценить новации, защитить права на них, признаваемые во всем мире), ученые, изобретатели, инвесторы в сфере новаций всех стран начнут пользоваться российской юрисдикцией - регистрировать патенты, технологии, бренды, ноу-хау и прочие результаты интеллектуальной деятельности. Соответственно подтянутся инвесторы, ученые, изобретатели, разработчики.
Пока в России, к сожалению, действует обратный процесс. Инвестиции в науку, в НИОКРы, в т. ч. государственные, приводят к результатам, не регистрируемым на рынке в России, и неизбежно переходят (перекупаются через гранты, премии, зарплаты) в другие страны, где оформляются в рыночные активы и в том числе продаются обратно в Россию с повышенными в сотни и тысячи раз ценами. Причем продаются не как технологии, а как отдельное оборудование, материалы, т. е. материализованные фрагменты технологий, что сразу прекращает их оборот как новаций.
Лаборатории, научно-исследовательские институты, НИОКРы, технологические центры не будут эффективно функционировать без инновационной правовой и организационной среды. Первый инвестиционный проект корпорации "Роснанотех" предусматривает участие в формировании капитала совместной с частными партнерами компании, создаваемой под юрисдикцией Нидерландов. Это решение было мотивировано авторами проекта как следствие несовершенства российского законодательства в области защиты прав интеллектуальной собственности. По данным Международной организации по экономическому сотрудничеству и развитию из России сегодня уезжают люди с двумя-тремя высшими образованиями, каждый пятый из которых - представитель научно-технического сообщества.
Необходимы следующие этапы государственных действий, обеспечивающие технологический прорыв российской экономики.
Первый этап. Должны быть выработаны межгосударственные и международные соглашения. России станет центром новаций, т. е. она новации производит и обеспечивает площадку для бизнесменов и инвесторов всего мира, которые хотят инвестировать в инновации и технологии.
Второй этап. На базе законодательства запускается фиксация результатов инновационной российской сферы, которая, как это ни парадоксально, осталась довольно мощной. Надо патентовать разработки, фиксировать технологии, товарные знаки, бренды. Производство новаций должно стать бизнесом. Причем результат этого бизнеса - совсем не обязательно лишь потребление внутри страны. Россия должна стать экспортером технологий, нематериальных активов.
Третий этап. Изменение принципов функционирования российской промышленности и производства в целом. Сегодня с точки зрения новаций промышленность работает по принципу внедрения. Мы бесконечно совершенствуем станки, часть из которых поставили и сто лет назад. Надо изменить структуру каждого промышленного предприятия в стране. В центре должны быть не оборудование, не заводы, не фабрики, т. е. нематериальные активы, а технологии, новации, т. е. активы нематериальные.
В этом суть перехода к пост-индустриальной экономике, свойственной развитым странам. Принцип внедрения надо заменить на принцип инновационного рынка, оборота. Основа каждой фабрики, завода, производства - технологии.
Порядка 20 млн россиян должны научиться или переучиться, но уже по-другому оценить понимание нематериальных активов. Когда мы запустим третий этап, то запустим потребление новаций нашей промышленностью и экономикой. Причем потребление новаций не только российских, но и мировых.
Необходимо изменить структуру всех предприятий в стране, структуру их активов, отчетность, модель принятия экономических решений и т. п. Необходимо провести полную модернизацию не только экономики, но и всего российского общества.
Следует отметить принятие Федерального закона "О передаче прав на единые технологии". Этот закон формирует на нашем экономическом рынке новое правовое поле, запускаются в оборот технологии, выработанные за государственный счет и принадлежащие государству. Тем самым закон создает рыночный механизм спроса на производство технологий, на финансирование науки и
^Научно-технические ведомости СПбГПУ 5' 2009. Экономические науки
изобретателей, творческих людей. Это позволяет экономике использовать новые технологии, приобретать и запускать их в оборот.
Другие два законопроекта - о патентных поверенных и изменения в четвертой части Гражданского кодекса.
Всем этим законопроектам необходимо придать системный воздействующий характер.
Развитие инновационной системы должно осуществляться по следующим принципиальным направлениям:
осуществление стратегического управления инновационным развитием экономики единым координационным органом, осуществляющим в условиях высокоизменчивой мировой конъюнктуры постоянный мониторинг и координацию действий государственных органов и организаций в части функционирования национальной инновационной системы;
кардинальное преобразование экономических и административных условий, препятствующих скорейшему формированию и эффективному функционированию полноценной инфраструктуры инноваций и рынка нематериальных активов;
стимулирование инвестиций в модернизацию технологической базы, проведение исследований и разработок, коммерциализация их результатов, капитализация интеллектуальной собственности посредством налоговых, таможенных и иных инструментов стимулирования;
совершенствование процедуры регистрации интеллектуальной собственности, её эффективной рыночной оценки, бухгалтерского учёта нематериальных активов и отчётности, защиты интеллектуальной собственности;
поддержка создания и развития малого и среднего инновационного бизнеса, в том числе путем предоставления государственным научным учреждениям возможности создания малых инновационных предприятий с вложением своей интеллектуальной собственности в их уставный капитал;
модернизация устаревших регламентов и стандартов, которые являются барьерами в расширении инновационной деятельности предприятий, развитие технического регулирования;
поддержка вхождения российских пред -приятий в высокотехнологичный иностранный бизнес;
поддержка создания и капитализации национальных высокотехнологичных брендов, компенсации расходов на зарубежное патентование и защиту прав интеллектуальной собственности за рубежом.
Кроме того, специфика нематериальных активов заключается в том, что для их развития недостаточно только национального законодательства. Например, Россия не участвует в международных договорах по защите интеллектуальной собственности ЕРС и РСТ, без которых смысл регистрации нематериальных активов в России утрачивается. Вместе с тем, нас не может устраивать и то положение, когда международные соглашения действуют в пользу лишь определенного круга лиц, не позволяют осуществить национальный инновационный прорыв. Поэтому мы ставим задачу по совершенствованию международной системы регулирования в сфере оборота нематериальных активов.
Наша страна в перспективе может стать лучшим местом не только для проживания, но и для создания здесь брендов, новаций, защита которых в самой высокой степени будет обеспечена по всему миру. Сейчас Россия - главный поставщик "интеллектуального сырья", когда идеи утекают из страны, минуя рынок, и уже в других странах регистрируются и становятся новациями. При развитой инновационной среде ученые и творческие люди со всего мира и их труд придут в страну с массовыми частными инвестициями.
Инновационный прорыв возможен в обществе, где интеллект и творческий потенциал человека являются ведущим фактором экономического роста и национальной конкурентоспособности. Нам необходимо кардинально повысить инновационную и инвестиционную активности в экономике страны, обеспечив:
увеличение числа предприятий, осуществляющих технологические инновации, с нынешних 10 % от общего числа организаций, как минимум, до среднего уровня по ЕС - около 40 %;
доведение уровня накопления до 30 % от ВВП;
сокращение энергоемкости экономики к 2020 году вдвое.
Россия должна занять лидерские позиции на мировом рынке по 8-10 позициям технологического превосходства