ному риску и его удельный вес в общей величине риска, измеряемого дисперсией количества продукции.
Таким образом, для целенаправленного повышения ЭЭ ИДП оценивающие ее показатели должны быть ориентированы на увеличение рыночной стоимости предприятия. Целевая ориентация эффективных решений - это стремление к максимизации отношения результата к
затратам. Современные подходы не отрицают положений неоклассической экономической теории, скорее, на этой основе предлагают подходы, направленные на практическое применение концепции эффективности в обеспечении ЭЭ ИДП. Следует отметить, что неоклассическая теория не занималась рассмотрением поведения и оценкой результатов деятельности конкретного предприятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. Полный курс. СПб.: Экон. шк., 1997. 1064 с.
2. Марковиц Г.М. Выбор портфеля: эффективная диверсификация инвестиций (Portfolio selection: efficient diversification of investments, 1959). 1959.
3. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Т. Стоимость компании: оценка и управление. М.: Олимп Бизнес, 2002. 565 с.
4. Крушвиц Л. Финансирование и инвестиции. Неоклассические основы теории финансов: Пер. с нем. / Под общ. ред. В.В. Ковалева и З.А. Сабова. СПб.: Питер, 2000. 400 с.
5. Маршал В. Мейер. Оценка эффективности бизнеса. М.: Вершина, 2GG4.
6. Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент. В 2 т. Economics, Organization and Management. M.: Экон. шк., 2GG5. S9G с.
7. Сломан Дж., Сатклиффом М. Экономикс. Экспресс-курс. 5-е изд. СПб.: Питер, 2GG7. 6GS с.
S. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. / Под ред. Г.Г. Сапова. М.: Дело, 1993. S29 с.
9. Этрилл П. Финансовый менеджмент для неспециалистов: Пер. с англ. / Под ред. Е. Н. Бондарев-ской. 3-е изд. СПб.: Питер, 2GG6. 6GS с.
УДК 621.3
Федоров Е.А.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ НОВАЦИЙ
Для перевода экономики в «опережающий» инновационный тип необходимо формирование в нашей стране рынка промышленной интеллектуальной собственности, прежде всего, рынка прав на технологии. Именно в наличии рынка промышленной интеллектуальной собственности главное отличие инновационной рыночной экономики от экономики сырьевого типа.
Для формирования в России рынка промышленной интеллектуальной собственности (прав на технологии) наиболее критичным является отсутствие спроса на промышленную интеллектуальную собственность и в целом на новации.
Обеспечение потребления новаций способно ввести в оборот уже имеющиеся результаты интеллектуальной деятельности и задействовать создание новых. Поэтому важно изменить подходы, обеспечивая не только стимулирование производства новаций, но и потребление новаций (прежде всего технологий).
Отсутствие оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности и капитализации интеллектуальной собственности в организациях обусловливает и низкую эффективность использования бюджетных средств, выделяемых на развитие инновационной экономики. При уже на-
^ЖауЧНО-ТеХНИЧе£КИеВеДОМО£ТИ.СПбГПУ.1..2210.ЭКОНОМИЧе£КИе«НаУКИ
правленных на развитие институтов инновационной экономики около 1 трлн р. бюджетных средств и ежегодных расходах государства на исследования и разработки гражданского назначения в размере более 200 млрд р. учтено по данным отчетности в балансе Российской Федерации по состоянию на начало 2009 года интеллектуальной собственности, созданной за счет бюджетных средств, всего на сумму не более 5 млрд р. В показателях рынка продаж прав на результаты интеллектуальной деятельности Россия отстает от стран с инновационной экономикой в сотни и даже тысячи раз. Особенность российской экономики заключается не только в локальном производстве новаций, но и в том, что, как и в случае с нефтью, Россия производит для мировой экономики «инновационное сырье», ценностью в 100-1000 раз меньшей конечного продукта. По сути, усилия государства по поддержке изобретателя, малого бизнеса, венчурных проектов и др. - колониальные мероприятия по обеспечению метрополий качественным инновационным сырьем. Потребления новаций в стране практически нет, а государство вообще пока не движется в сторону рынка промышленной интеллектуальной собственности. В отличие от рыночных стран с инновационной экономикой основу активов российских предприятий составляют здания, сооружения, станки, а не интеллектуальная собственность (нематериальные активы). В результате отставание технологического уровня развития российской экономики все более увеличивается. При этом опыт трех модернизаций СССР для России неприемлем, поскольку ее намеченный путь - демократическое развитие общества и рыночный тип экономики; модели экономического развития двух государств несопоставимы.
Обеспечение потребления экономикой новаций возможно в нынешних условиях по двум следующим направлениям.
Первое - это введение системы технических норм и требований, формирующих мотивацию потребления новаций предприятиями (техрегла-менты, стандарты). В условиях глобальной конкуренции роль технической политики стала ключевой во многих отношениях. Эксперты отмечают, что сегодня существует практика завоевания развитыми странами экономических ниш методами нормативной экспансии - через продвижение своих интересов в технических регламентах,
стандартах, методах аккредитации, оценки соответствия и прочих формах допуска на рынок, в том числе через международную стандартизацию. На данный момент у российского предпринимательства отсутствуют реальные стимулы для участия в разработке и введении инновационных национальных стандартов. Получается так, что производители продолжают выпускать типовую морально устаревшую продукцию по сложившейся бюрократической процедуре доступа на рынок, а потребители выбирают зарубежную продукцию, которая выше по качеству. По этому направлению уже принимаются меры, однако они при всей своей важности способны придать экономике лишь «догоняющий» характер.
Экономика «опережающего» типа требует принятия мер второму направлению - по развитию рынка промышленной интеллектуальной собственности (прав на технологии). Запуск новых специальных рыночных инструментов и механизмов развития рынка промышленной интеллектуальной собственности (прав на технологии), прежде всего, посредством устранения в ближайшее время системных барьеров в сфере оборота прав на промышленную интеллектуальную собственность (административных, налоговых, таможенно-тарифных, упрощение процедур патентования и др.), в том числе во внешнеторговой деятельности, посредством введения системы экономических стандартов (системы показателей рынка интеллектуальной собственности (ИС) применительно к предприятиям (доля ИС в активах предприятия, доля затрат на ИС, объемы продаж ИС и др.), а также посредством принятия необходимых правовых норм в различных отраслях права, учитывающих специфику оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности и необходимость приоритетного развития рынка промышленной интеллектуальной собственности (прав на технологии).
Это направление предполагает, по сути, создание новой экономической среды, в том числе в налоговой сфере, в таможенной, в правоохранительной и судебной системах (прежде всего, в части обеспечения фундаментальной защиты собственности), требует принятия решений исключительно системного характера и, прежде всего, ускоренного и системного формирования соответствующей федеральной нормативно-правовой базы.
Такие системные меры должны привести и к соответствующим структурным изменениям в экономике, результатом которых станет замещение индустриальных предприятий прошлого века средними (иногда мелкими) новыми предприятиями с новыми владельцами (полное обновление класса собственников, при этом их будет не несколько десятков, а десятки и сотни тысяч). Такие предприятия на порядки компактнее, эффективнее, экологичнее, безлюднее нынешних. Самое главное - основой их функционирования должна стать промышленная интеллектуальная собственность с долей в капитале новых предприятий редко менее 50 %. Это соответственно предполагает изменение принципов начала предпринимательской деятельности - переход предприятий от предварительной для начала бизнеса покупки оборудования (в том числе высокотехнологичного) к покупке технологий и уже последующему обеспечению их оборудованием. Производительность новых предприятий в десятки и сотни раз выше, а выпуск продукции по объему не меньше выпуска продукции нынешних предприятий. Осуществление технологической профессиональной модернизации промышленности обеспечат, главным образом, около тысячи таких современных предприятий. Их примеры уже имеются, в том числе в сфере производства автомобилей и бытовой техники ведущих мировых брендов, в самолетостроении (проект «Сухой Суперджет») и др.
России для достижения критически важного минимального порога, обеспечивающего осуществление технологической профессиональной модернизации промышленности, необходимо разработать или приобрести как минимум около двух тысяч новейших промышленных технологий. При этом их разработка потребует по предварительным экспертным расчетам более 30 трлн р., в случае же приобретения прав на них потребуется более 10 трлн р. Такие средства могут быть обеспечены только при участии частных инвесторов, в том числе зарубежных, т. е. самими участниками рынка; государственный бюджет ни при каких условиях не сможет обеспечить указанные размеры средств.
Благодаря рынку промышленной интеллектуальной собственности (прав на технологии) профессиональной и стратегической основой
бизнеса станет интеллект, поэтому необходимая новая экономическая среда потребует изменения облика и научно-исследовательской инфраструктуры. Резко, многократно должны увеличиться число и размеры научных учреждений и центров, конструкторских бюро, институтов и других научно-исследовательских структур. При этом около сотни крупных специализированных научно-исследовательских центров и институтов, представляющих прикладную науку, должны стать ядром проведения в России прикладных исследований и разработок новейших промышленных технологий, требуемых для осуществления технологической профессиональной модернизации промышленности.
Сфера деятельности прикладной науки призвана стать отдельным крупнейшим сегментом бизнеса и быть основанной на использовании предпринимательских мотивов, принципов, инструментов и механизмов. Создание бизнес-среды в этой сфере потребует и соответствующего кадрового ее обеспечения специалистами, осуществляющими свойственные развитым сегментам рынка функции (актуарии, оценщики, различные агенты и т. п.), в том числе возможно появление и специальной для сферы деятельности прикладной науки квалификации подобно возникновению риэлторов на рынке недвижимости. Прикладной науке подлежит не только целиком трансформироваться в рыночную среду, но и возглавить структуру будущей российской экономики, поскольку именно новые технологии определяют инвестиционный процесс в новой экономике. Собственники крупных научно-исследовательских центров и институтов, наращивая свои активы в течение ближайших 11 лет, заместят центры капиталов нынешних крупных предпринимателей, по сути они придут им на смену, поскольку основная рента, основные потоки капиталов концентрируются в новой экономике уже не в сфере производства (как сейчас), а в сфере прикладной науки. Новая экономическая политика обеспечит переток капиталов из сферы непосредственного производства в сферу прикладной науки - форпост новой экономики.
В структуре будущей российской экономики утратит свои позиции та часть нынешних крупных собственников, которая не примет объективную необходимость изменить парадигму сво-
его бизнес-мышления и поставить во главу угла инновационный процесс, а их место займут собственники новейших промышленных технологий, зачастую крупных научно-исследовательских центров и институтов прикладной науки. В целом структурные изменения в экономике затронут интересы нынешних крупных собственников, т. е. этот процесс выйдет на политический уровень и соответственно потребует политической поддержки и консолидации. Для перехода к новой экономике нужны жесткие инструменты стратегического управления, стратегической координации общества, в том числе принятие федерального закона о стратегическом управлении.
По предварительной оценке экспертов в первоочередном порядке необходимо принятие еще нескольких десятков проектов федеральных законов преимущественно в части корректировки действующих законодательных актов, в том числе в части:
принятия системных изменений в целях создания налоговых, таможенных, бюджетных и иных правовых условий приоритетного развития рынка промышленной интеллектуальной собственности;
развития инструментов рынка прав на результаты интеллектуальной деятельности (регистрации и закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе международной их регистрации, охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности, их учета, отчетности, страхования, инструментов торговой инфраструктуры интеллектуальной собственности и других);
развития финансовых, имущественных и иных институтов инновационной деятельности;
развития технического регулирования (введения системы технических норм и требований) в части стимулирования потребления новаций предприятиями, создания ими инновационной продукции и услуг, использования в производстве продукции инновационных технологий;
содействия международному патентованию российских результатов научно-технической деятельности и экспорту прав на российские результаты научно-технической деятельности и высокотехнологичной инновационной продукции;
системы мер по повышению эффективности государственного финансирования НИОКР, в том числе - выведения из статуса НИОКР работ, заведомо не влекущих к появлению охраноспособных результатов; введения для финансируемых за счет бюджетных средств НИОКР режима специального порядка капитальных вложений, обеспечивающего эффективность расходования значительных государственных средств по этому направлению; установления обязательного порядка закрепления прав государства на результаты НИОКР (в случаях появления охраноспособных решений и отсутствия соглашения о закреплении прав за исполнителями контрактов) посредством патентования или ноу-хау за государственными корпорациями, государственными предприятиями и учреждениями при проведении торгов на размещение государственных заказов;
развития инновационного образования (в том числе непрерывного профессионального образования и повышения квалификации), задействования механизма образовательных и кадровых программ.