Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В КОНТЕКСТЕ РАСШИРЕНИЯ СЕТЕВОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В КОНТЕКСТЕ РАСШИРЕНИЯ СЕТЕВОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ / НАУКОЕМКОЕ ПРОИЗВОДСТВО / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / ИНСТРУМЕНТЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лепеш Григорий Васильевич

Статья посвящена анализу состояния промышленного комплекса России и Беларуси в перспективе интеграции в рамках Союзного Государства. Рассмотрены перспективные направления интеграции, обеспечивающие синергию научно-инновационных процессов в направлениях разработки и производства высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью. Основное внимание в статье уделено сопоставлению механизмов промышленной политики и их становлению в рамках российско-белорусских интеграционных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лепеш Григорий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS FOR IMPROVING THE REGIONAL INDUSTRIAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF BELARUS IN THE CONTEXT OF EXPANDING INDUSTRIAL NETWORKING

The article is devoted to the analysis of the state of the industrial complex of Russia and Belarus in the perspective of integration within the Union State. Promising areas of integration providing synergy of scientific and innovative processes in the areas of development and production of high-tech products with high added value are considered. The article focuses on the comparison of industrial policy mechanisms and their formation within the framework of Russian-Belarusian integration processes.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В КОНТЕКСТЕ РАСШИРЕНИЯ СЕТЕВОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

^ КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

УДК 332.1, 338.2

МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В КОНТЕКСТЕ РАСШИРЕНИЯ СЕТЕВОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Г.В. Лепеш1

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия, 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30-32, литер А.

Статья посвящена анализу состояния промышленного комплекса России и Беларуси в перспективе интеграции в рамках Союзного Государства. Рассмотрены перспективные направления интеграции, обеспечивающие синергию научно-инновационных процессов в направлениях разработки и производства высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью. Основное внимание в статье уделено сопоставлению механизмов промышленной политики и их становлению в рамках российско-белорусских интеграционных процессов.

Ключевые слова: интеграция, промышленная политика, сетевое взаимодействие, высокотехнологичная продукция, наукоемкое производство, Союзное Государство, инструменты и механизмы промышленной политики.

MECHANISMS FOR IMPROVING THE REGIONAL INDUSTRIAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF BELARUS IN THE CONTEXT OF EXPANDING

INDUSTRIAL NETWORKING

G.V. Lepesh

St. Petersburg State University of Economics, Russia, 191023, St. Petersburg, nab. Griboedov Canal, d. 30-32, letter A.

The article is devoted to the analysis of the state of the industrial complex of Russia and Belarus in the perspective of integration within the Union State. Promising areas of integration providing synergy of scientific and innovative processes in the areas of development and production of high-tech products with high added value are considered. The article focuses on the comparison of industrial policy mechanisms and their formation within the framework of Russian-Belarusian integration processes.

Keywords: integration, industrial policy, networking, high-tech products, knowledge-intensive production, the Union State, tools and mechanisms of industrial policy.

Введение

Современное состояние российско-белорусских отношений характеризуется стремлением обеих стран к интеграции в рамках Союзного Государства, объединяющего все стороны развития общества, сегодня - путем создания материального базиса реализации 28 союзных программ, обеспечивающих экономическую интеграцию республик в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Дальнейшее объединение стран представляется на основе прогноза научно-технологического развития, разработки

по его результатам согласованной промышленной политики и ее реализации в соответствии с совместными программами и проектами Союзного государства. Важнейшим элементом интеграции выступают механизмы промышленной политики, которые должны способствовать достижению целей развития промышленности и, прежде всего, за счет синергии науки и производства при объединении российских и белорусских научно-производственных комплексов и наукоёмких производств.

1Лепеш Григорий Васильевич - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой Безопасность населения и территорий от ЧС, СПбГЭУ, тел.: +7 (921) 751-28-29, e-mail: GregoryL@yandex.ru.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и БРФФИ в рамках научного проекта № 20-510-00002.

Существующие в настоящее время механизмы промышленной политики России и Беларуси имеют ряд отличий, связанных с различной структурой субъектов промышленного регулирования. Поэтому реализация единой промышленной политики Союзного государства в полной мере требует создания нового регулирования промышленной политики и общих механизмов ее реализации, обеспечивающих нивелирование перспективных целей интеграционного объединения в материальном плане, а также снятие противоречий социально-политической трансформации, связанных с неровными весовыми характеристиками геополитического, экономического и социального характера.

Создание и обеспечение функционирования таких механизмов требует тщательного анализа состояния промышленных производственных комплексов России и Беларуси, а также промышленной политики обеих стран, механизмов и инструментов ее реализации.

1. Анализ состояния и развития производства российской и белорусской промышленной продукции

Промышленный потенциал Республики Беларусь определяется в основном сборочными предприятиями, сохранившимися после распада СССР, обеспечивающими на мировом рынке крупные поставки большегрузных карьерных самосвалов, грузовых автомобилей, тракторов и сельхозтехники, продукции электроники, калийных удобрений, нефтепродуктов, продукции химической, пищевой и легкой промышленности. И в настоящее время Беларусь является страной с экономикой, ориентированной в основном на экспорт, но работающей на импортируемых энергоресурсах. Подавляющая часть объемов сырья и материалов для промышленного производства экспортируется из Российской Федерации и подавляющую часть произведенной продукции Беларусь поставляет на экспорт (на Россию в целом приходится 42% экспорта страны - в большей степени пищевые продукты и изделия машиностроения). Отношение экспорта товаров и услуг к ВВП составляет 66% (у России - 28%, Украины - 41%, Польши -56%). Уникальное географическое положение Беларуси между ЕС и ЕАЭС в центре Европы, долгое время обеспечивало ей место основного транзитера товаров, проходящих через границы стран ЕС и ЕАЭС.

1 CIP ежегодно рассчитывается Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию

Основой хозяйственного потенциала страны является промышленность: на ее долю приходится около 40% основных средств предприятий всех отраслей экономики и создано почти 30% объема ВВП. По данным национального статистического комитета Беларуси, в 2021 году объем промышленного производства в текущих ценах сложился на уровне 154,4 млрд рублей, или увеличился на 6,5% по сравнению с 2020 годом. В 2019 году рост промышленного производства в Беларуси составил 12 % по отношению к 2018 г., а в 2020 году сокращение пром-производство составило всего лишь 0,7% Таким образом, несмотря на протесты и пандемию, экономические показатели в Белоруссии являются одними из лучших в Европе. По прогнозу правительства, в 2022 году ожидается рост промпроизводства на 5,3%. Положительная динамика по видам экономической деятельности показана на рис. 1.

Из данных Всемирного банка и Белстата следует, что реальный ВВП Беларуси удвоился с 1990 г., а промышленное производство выросло в три раза, в то время как в России рост ВВП за последние 30 лет составил около 20%. Несмотря на то, что в Беларуси в объеме ВВП обрабатывающего сектора промышленности преобладают предприятия низкотехнологичного и среднетехнологичного уровня [1], государство создает стимулы и активно финансирует инновации по развитию самих предприятий и выпуску высокотехнологичной продукции. Доля ВВП белорусских предприятий, затрачиваемая на внутренние исследования и разработки значительно меньше, чем, например, в России и ведущих западных странах (рис.2), однако примерно половину этих средств предоставляет государство, причем несмотря на то, что три четверти этих средств получают предприятия коммерческого сегмента промышленности. При этом доля инновационной продукции в ВВП Беларуси больше, чем в России.

Особое внимание государством оказывается наукоемкому сектору промышленности [1], что приводит к росту индекса ее конкурентоспособности (Competitive Industrial Performance Index, CIP)1, который отражает способность стран производить и экспортировать товары обрабатывающей промышленности на конкурентном уровне. Повышение позиции Беларуси происходит в основном за счет увеличения производства и экспорта товаров обрабатывающей промышленности. Так по данным аналитического доклада [3] национальной академии

(UNIDO) для оценки уровня конкурентоспособности обрабатывающей промышленности стран мира.

Беларуси в 2019 г. значительное увеличение показателей наблюдалось: у экспорта обрабатывающей промышленности на душу населения, долл. США (в ценах 2010 г.) - с 2079,2 до 2641,4 долл. США (увеличение на 27,0 %); у доли страны в мировом объеме добавленной стоимости обрабатывающей промышленности - с 0,17 до 0,21 % (увеличение на 23,1 %). В свою очередь, снижение национальных значений наблюдалось лишь по одному показателю «Доля

средне- и высокотехнологичных товаров в общем объеме экспорта обрабатывающей промышленности» - с 41,9 до 39,8 % (снижение на 5,0 %). При этом Беларусь занимает 35-е место в мире (рейтинг из 150 стран) по показателю «Доля производств высокого технологического уровня в добавленной стоимости обрабатывающей промышленности», значение которого составило 38,8 %.

Водоснабжение; сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

Снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом

Обрабатывающая промышленность Горнодобывающая промышленность

102 ,70%

112,60%

105,90%

102 ,80%

Рисунок 1 - Динамика промышленного производства Беларуси за 2021 г. по видам экономической

деятельности [2]

3,5% 3,0% 2,5% 2,0% 1,5%

1,0%

Рисунок 2 - Доля ВВП национальных предприятий, затрачиваемая на внутренние исследования и разработки

Особое внимание в Беларуси занимает сектор информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), становление которого стало возможным при серьезной государственной поддержке [1], основанной на законодательных и образовательных инициативах президента Белоруссии Александра Лукашенко. На сегодня в Республике Беларусь образовалась отрасль «Компьютерных и информационных услуг»,

насчитывающая на 2021 год 1894 компании, обеспечившая прирост ВВП около 4% (по данным Белстата за 2020 г.).

В настоящее время Белоруссия тесно сотрудничает с 80 субъектами Российской Федерации работают 2,5 тысячи предприятий с российским капиталом, более 60 процентов крупных и средних белорусских промышленных предприятий осуществляют кооперацию с российскими партнерами [4]. Основой развития российско-белорусских отношений служит гармонизация законодательства по наиболее актуальным направлениям сотрудничества, таким как транспорт, энергетика, безопасность, сельское хозяйство, а также принятие решений по реализации имеющихся крайне важных инфраструктурных и инвестиционных проектов, наукоемких производств в космической промышленности, нефтехимии, энергетике, фармацевтике, сельском хозяйстве и других отраслях.

2. Пространственные факторы и стратегические приоритеты

региональной промышленной политики в контексте сетевого промышленного взаимодействия с Республикой Беларусь Наиболее известные определения, характеризующие теоретические подходы и дающие представление о сущности промышленной политики, справедливо выделены в диссертационной работе [5] Щеглова Е. В.,

сформулированы авторами: Сафиулиным А.Р., Тиролем Ж., Кондратьевым В., Атановым Н.И., Ивантером В.В. и Даниловым-Даниельяном А.В. , Саликовым Е.Ю., Смирновым Е., Родри-ком Д. Завадниковым В., Грэммом О., Кармано-вым Ю., Яньшиной М.Н., Фатхутдиновым Р.А.,Алешиным Б.С., Сахаповым Р.Л. и Абсаля-мова С.Г., Татаркиным А.И. и Романовой О.А.

Наиболее полно сущность промышленной политики определена академиком А.И. Татаркиным [6, с.46], что «промышленная политика - это система отношений между государством, его территориальными образованиями и субъектами хозяйствования по поводу формирования конкурентоспособной промышленности на базе современных технологических укладов ее развития, адекватного закономерностям циклической динамики. Система мер поддержки государством развития промышленности является механизмом реализации промышленной политики, содействующим формированию конкурентоспособного промышленного комплекса, обеспечению его эффективного функционирования и решению социальных проблем населения». В этом определении в качестве термина «механизм реализации промышленный политики» определяется система правовых, организационных и других мер, содействующих формированию конкурентоспособного промышленного комплекса, обеспечению его эффективного функционирования. Такое определение существенно расширяет список субъектов промышленной политики, включая в их состав государственные структуры. Так одним из субъектов промышленной политики Российской Федерации выступает Правительство в лице Минпром-торга России, которое выполняет при этом не императивную функцию. Роль государства является большей частью координирующей и носит императивный характер только в отношении ряда мер, обеспечивающих поддержку наиболее значимых проектов в развитии промышленности, путем финансирования национальных проектов, льготного кредитования и др. В качестве субъектов промышленной политики сегодня выступают также госкорпорации, системообразующие компании, общественный сектор, регионы, имеющие свои стратегии развития.

Механизм реализации российской промышленной политики, претерпел значительные изменения с 90-х годов прошлого столетия, когда ее реализация осуществлялась путем развития наукоемких отраслей, реструктуризацию традиционных отраслей и компенсационный механизм, обеспечивающий решение проблемы структурной безработицы, инфраструктурного обеспечения структурной перестройки

промышленности и др. Разрабатываемые новые механизмы основаны прежде всего на дополняющих друг друга механизмах реализации частно-государственного партнерства (ЧГП), федеральных и региональных институтах развития, на проектном и кластерном подходах в развитии промышленности регионов Российской Федерации.

Республика Беларусь начала трансформацию промышленности на этапе перехода страны к новым социально-экономическим отношениям, в условиях значительной технологической отсталости и низкой конкурентоспособности производимой продукции, вследствие несоответствия ее мировым стандартам и чрезмерно высоким затратам на производство. Отчасти эти, сохранившиеся по сей день реалии определяют сегодня преобладание в белорусской промышленности продукции низкотехнологичного сектора.

В нормативной правовой базе Беларуси, хотя и существует ряд определений промышленной политики, но размыты субъекты регулирования, что обуславливает сложность администрирования процессов развития производственного сектора. Так в Программе развития промышленного комплекса Республики Беларусь «субъекты промышленной деятельности» включают юридические лица и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют промышленную деятельность на территории Беларуси. Тем самым органы государственного управления, по сути, не являются прямыми регуляторами в сфере промышленной политики.

В 2021 г. в Беларуси принята Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы [7], которая определяет основные положения стратегии развития промышленности. В соответствии с Программой, «стратегия промышленного развития предусматривает преобразование отечественного производства в конкурентоспособный комплекс, оперативно и гибко реагирующий на мировую конъюнктуру и потребности внутреннего рынка.

Ставка будет сделана на ускоренное развитие высокотехнологичных производств в фармацевтике, оптике и электронике: электронных компонентов, оптико-электронных систем двойного назначения, медицинской техники, диагностического оборудования и систем безопасности». Особенностью сегодняшняя стратегия развития промышленного сектора Беларуси остается ориентированность на углубление интеграционных процессов, происходящих в экономике и политике со странами СНГ и в первую очередь с Россией «в рамках Союзного государства

с соблюдением национальных интересов. Основной критерий интеграции - обеспечение равных условий хозяйствования, энергопотребления, доступа к рынкам, участия в государственных закупках, использования финансовых инструментов» [7].

Процесс экономической интеграции сопряжен с определенными трудностями, обусловленными компромиссом, где каждая сторона отстаивает принципиальные для себя вопросы функционирования будущего экономического объединения. В этом плане российско-белорусская интеграция имеет определенные сложности, связанные с государственной принадлежностью крупных машиностроительных предприятий Беларуси. Реализация Программы социально-экономического развития Беларуси включает решение ключевой задача пятилетия -«начать работу по проведению инвентаризации и вовлечь неиспользуемые или неэффективно используемые ресурсы и национальное богатство (совокупность накопленных ресурсов, собственного капитала, материальных и нематериальных активов, созданных трудом всех предшествующих поколений) в экономический оборот». Данный тезис и должен обеспечить устранение барьеров для инвестиций, обусловленных государственной принадлежностью некоторых ключевых промышленных объектов Республики Беларусь.

Совершенствование механизма реализации промышленной политики Республики Беларусь производится государством путем поддержки наиболее наукоемких отраслей по направлениям создания: высокоточного автоматизированного оборудования, систем и средств измерения, технической диагностики, оптико-механических и оптико-электронных изделий, а также производств новых веществ и материалов различного функционального назначения, включая наноматериалы и нанотехнологии, новые технологии формообразования, где уже сегодня функционируют интеграционные институты между российскими и белорусскими предприятиями и научно-техническими комплексами. Значительное расширение интеграции наблюдается в рамках совместного производства военной техники и вооружения обеих стран. В соответствии с Программой [7] «эффективными инструментами выступят совместные программы действий по конкретным сферам деятельности, углубление производственной кооперации, развитие регионального сотрудничества».

Российская Федерация и Республика Беларусь находятся на стадии формирования единой промышленной политики в рамках

Союзного государства. На повестке дня формирование единой промышленной политики и ее основных инструментов - финансовой и институциональной, а также совершенствование механизмов, обеспечивающих эффективное достижение целей инновационного развития территорий Союзного государства. Разработка и реализация согласованной промышленной политики, направленной на создание условий для устойчивого экономического роста России и Беларуси, является одним из основных направлений деятельности Союзного государства. Выполнение союзных программ обеспечит совершенствование национальных инновационных законодательств, их последовательную гармонизацию и унификацию, обеспечивающую на базе единых нормативных правовых актов, уровень союзных решений прямого действия, имеющих юридическую силу. В первую очередь, это необходимо для согласованной разработки эффективных механизмов финансирования и налогового стимулирования, что будет способствовать увеличению инновационного потенциала экономик обеих стран.

В настоящее время в области промышленной политики Союзного государства действуют более двадцати межправительственных соглашений. С 2021 года страны приступили к формированию единой промышленной политики. Уже сейчас есть договоренность о стимулировании развития совместных производств, а также проведении единой политики поддержки производства и продаж. «Предусмотрено устранение экономических и технических барьеров в части производства промышленной продукции для повышения прозрачности двусторонней торговли и увеличения товарооборота» [8]. При этом важным решением, открывающим доступ к неограниченной интеграции производств между российскими и белорусскими предприятиями, является введение единых правил доступа к государственному заказу и государственным закупкам.

Таким образом имеются все предпосылки синергии наилучших достижений российских и белорусских научных и производственных комплексов в едином экономическом пространстве на общих платформах и в равных условиях для хозяйствующих субъектов, в том числе при реализации сторонами национальных программ. Определилась также перспектива расширения инвестиционного сотрудничества, перехода от простой торговли к более эффективным долгосрочным и высокотехнологичным формам работы, укреплению взаимовыгодных отношений между Республикой Беларусь и

промышленно развитыми регионами Российской Федерации.

Проведение согласованной научно-технической политики России и Беларуси, гармонизация и унификация законодательства, а также интеграция и синхронизация выпуска совместных технологичных товаров является наиболее перспективной формой сотрудничества двух государств.

Одним из механизмов союзной промышленной политики очевидно являются союзные программы совместного развития, реализация которых направлена не только на повышение эффективности отраслей экономики, но и на создание новой инфраструктуры, основанной на государственно-корпоративных интегрированных производствах.

3. Модель промышленной политики Союзного Государства

В основе формирование и реализации промышленной политики положена регламентация и нормативно-правое обеспечение. Основываясь на предложенной Башкирцевым А.С. [9] «трехзвенной модели», предположим наличие трех взаимоувязанных элементов, регламентирующих промышленную политику. Добавляя четвертое звено - интегрированную структуру, получим модель интеграционной промышленной политики, основанной на гармонизации промышленного законодательства, концепции промышленного развития и согласованных программ развития предприятий в контексте интеграции производства промышленной продукции (рис. 3).

Программы Союзного Государства

1. Сближение макроэкономической политики.

20. Формирование единой промышленной политики. 21. Введение единых правил доступа к государственному заказу и государственным закупкам.

23. Единые правила конкуренции.

Программы регионального развития РФ

-перечь конкретных мероприятий; -круг ответственных лиц; -срок реализации; - источники финансирования

Программы развития РБ

-перечь конкретных мероприятий; -круг ответственных лиц; -срок реализации; - источники финансирования

Концепция развития промышленного комплекса РФ

- ретроспективный и текущий анализ;

-прогноз развития, задачи; -механизм отбора приоритетов развития; -система приоритетных направлений развития;

формы контроля и мониторинга; -механизм регулярной периодической корректировки концепции

Концепция развития промышленного комплекса РБ

- ретроспективный и текущий анализ; -прогноз развития, задачи; -механизм отбора приоритетов развития; -система приоритетных направлений развития; формы контроля и мониторинга; -механизм регулярной периодической корректировки концепции

Федеральный закон о промышленной политике Российской Федерации

- формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности; - обеспечение обороны страны и безопасности

государства;

- обеспечение занятости населения и повышение уровня жизни граждан Российской Федерации; ■ интеграция науки, образования и промышленности; -обеспечение технологической независимости; -оказание государственной поддержки

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025:

- рост конкурентоспособности промышленного комплекса;

- устойчивая энергетика и энергоэффективность;

- обеспечение социальной стабильности в обществе и рост благосостояния граждан; -качественный рост экономики; -цифровая трансформация;

- развитие регионов;

- оказание государственной поддержки

Рисунок 3 - Модель нормативного обеспечения интегрированной промышленной политики

Союзного Государства

Необходимость совершенствования региональной промышленной политики Российской Федерации в контексте сетевого промышленного взаимодействия с Республикой Беларусь определятся следующими факторами.

Субъектами промышленной политики, осуществляемой на территории Российской Федерации, помимо Минпромторга России, Мин-сельхоза России, Минцифры России, Минэнерго России и других федеральных органов исполнительной власти сегодня выступают госкорпорации, системообразующие компании, общественный сектор, а также регионы, имеющие свои стратегии развития, в то время как в Программе развития промышленного комплекса Республики Беларусь под «субъектами промышленной деятельности» подразумеваются отдельные «юридические лица и индивидуальные предприниматели» [10]. Учитывая относительно малую

Представленная система элементов организационно-экономического механизма формирования и реализации промышленной

значимость индивидуального предпринимательства в определении белорусской государственной политики, следует констатировать, что промышленную политику Беларуси определяет государство. Именно прямое активное вмешательство государства в экономику (реализация субсидий, льгот, ограничений), с одной стороны и отсутствие воздействия на определенные предприятия или отрасли, с другой - создает акценты на создание соответствующей экономической среды. В связи с этим для гармонизации российско-белорусского промышленного взаимодействия требуется координация промышленных политик обеих стран на основе документов стратегического планирования.

На рисунке 4 приведена система элементов организационно-экономического механизма формирования и реализации согласованной промышленной политики России и Беларуси.

политики, помимо традиционных механизмов опирается на складывающиеся трансграничные территориальные объединения и совместное

Рисунок 3 - Система элементов организационно-экономического механизма формирования и реализации согласованной промышленной политики России и Беларуси

промышленное производство высокотехнологичной продукции. Для Республики Беларусь это означает развитие механизмов, заложенных в реализации частно-государственного сектора в перспективных для страны направлениях производства товаров с высокой добавленной стоимостью. В настоящее время институты развития Беларуси в основном имеют очень ограниченный функционал и занимаются вопросами местного значения (например, строительство дорог в определенной местности и др. Для обеих стран целесообразным является диверсификация национальных институтов развития, создания новых, обеспечивающих перспективы роста промышленности Республики Беларусь в интеграции с промышленно развитыми регионами Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стратегиями пространственного развития и России и Беларуси предусмотрено повышение конкурентоспособности экономик путем обеспечения условий для развития производства товаров и услуг в отраслях перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации и Республики Беларусь, а также усиления межрегионального сотрудничества и развития торгово-экономического взаимодействия. Причем в обеих странах решение задачи обеспечения национальной безопасности предусматривает развитие отдельных геостратегических территорий темпами, превышающими средние темпы в стране.

Российские регионы в силу исторически сложившихся условий существенно различаются обеспеченностью инструментами реализации и механизмами промышленной политики, обеспечивающими стимулирование их промышленного роста. Несмотря на развитость всех существующих инструментов реализации промышленной политики2, в России имеются существенные диспропорции как в размещении региональной промышленной инфраструктуры, так и в масштабах деятельности институтов развития3. В некоторых регионах региональные программы развития либо отсутствуют, либо в недостаточной мере обеспечены финансами для поддержки проектов промышленности. Поэтому промышленная политика Российской Федерации на современном этапе социально-экономического развития страны сосредоточена на

2 Существует несколько инструментов промышлен-

ной политики, среди которых наибольший интерес для представляют: бюджетная, налоговая, денежно-кредитная, институциональная, внешнеэкономическая и инвестиционная политика.

дифференцированной поддержке регионов с учётом их промышленной специализации и в интересах национальной безопасности.

Республика Беларусь строит свою промышленную политику в направлении совершенствования отраслевой структуры промышленного комплекса на основе осуществления проектов наукоемкой, высокотехнологической направленности в регионах с высоким научно-техническим потенциалом. Приоритетный характер при этом имеет развитие отраслей и производств, работающих на местном сырье (Брестская, Гродненская и Минская области). Внедрение энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий особо значимо в регионах, ориентированных преимущественно на привозное сырье (Витебская, Гомельская и Могилевская области). Территориально основные объекты промышленного производства Беларуси сосредоточены в урбанизированных зонах, относящихся к зонам влияния крупных городов, характеризующихся высокой концентрацией городского населения и его высокой мобильностью.

Для России и Беларуси развитие промышленного производства сегодня является единственным путем укрепления своих позиций на мировой арене. При этом в формировании промышленной политики обеих стран приоритетное значение отводится инновационному развитию как единственно возможной форме экономического прогресса. Наиболее перспективным методом сотрудничества государств является наращивание объемов и синхронизация процессов выпуска совместной высокотехнологичной продукции путем проведения согласованной научно-технической и промышленной политики Беларуси и России, на основе гармонизации и унификации законодательства обеих стран. Существенным примером успешного взаимодействия является реализация союзных программ совместного развития, направленных на повышение эффективности отраслей экономики и создание новых государственно-корпоративных интеграционных структур. Примерами уже функционирующих структур [11] являются «Брянсксельмаш», ООО «Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ» (Елабуга, Татарстан). Примерами являются успешные научно-технические проекты Беларуси и Татарстана в области

3 Специализированные государственные организации, деятельность которых направлена на стимулирование социально-экономического развития, укрепление НИС, в том числе с использованием государственно-частного партнерства.

станкостроения, организация сборочных производств белорусской сельхоз техники на территории Алтайского края, Красноярского края и др., поставки инновационной продукции российских предприятий для Минского автомобильного завода, в управляющую компанию холдинга «Белкоммунмаш», на совместное белорусско-швейцарское предприятие «Штадлер Минск» и др., поставки белорусских комплектующих для российской автомобильной промышленности, Минский тракторный завод (МТЗ) имеет кооперационные связи с 157 предприятиями России, поставляющими ему сырье, материалы и комплектующие. Российским федеральным ядерным центром Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики («РФЯЦ ВНИИЭФ») совместно с рядом российских и белорусских предприятий и организаций реализуется инновационный проект модернизации автотранспортных средств в части использования природного газа в качестве моторного топлива в дизельных двигателях -проект «Мотор-синтез-газ». Динамика российско-белорусского промышленного взаимодействия наблюдается и в оборонно-промышленной сфере. «Важнейшим направлением российско-белорусского технологического и инновационного сотрудничества, как в промышленной сфере, так и в других областях, становятся трансфер усовершенствованных способов производства, создание производственных цепочек востребованных продуктов с высокой добавочной стоимостью при активном участии в этом процессе малого и среднего бизнеса двух стран» [11]. Накопленный опыт промышленного взаимодействия и создание совместных производств инновационной высокотехнологичной продукции (с высокой добавочной стоимостью) российских и белорусских предприятий постепенно преодолевает тормозной фактор, определяющийся разноплановостью экономических моделей развития обоих государств: в России - либерально-демократической, а в Беларуси - централизованно-государственной.

Необходимым условием интеграции национальных инновационных систем является обоснование приоритетных проектов, направленных на продвижение промышленного комплекса к мировым уровням эффективности производства и качества выпускаемой продукции путем осуществления кардинальной модернизации и формирования новой структуры производственных фондов на основе новейших достижений научно-технического прогресса, и

механизмов интеграции в единое инновационное пространство на региональном уровне, на структурную перестройку промышленного комплекса, ориентированную на экспорт высокотехнологичных, наукоемких товаров и объектов интеллектуальной собственности.

Целесообразным представляется создание региональных платформ, включающих перечень перспективных проектов, которые должны быть реализованы в регионе, а также инновационные разработки для эффективного межрегионального взаимодействия и дальнейшего стратегического развития в рамках Союзного государства. С точки зрения Союзного государства это позволит избирательно подойти к выбору партнеров на основе анализа инновационного потенциала регионов и выстроить отношения белорусских предприятий с основным партнерам Российской Федерации на долгосрочной договорной основе через механизм принятия и реализации совместных программ сотрудничества, при этом использование имеющиеся возможности российских регионов и Беларуси для расширения двусторонних связей в области инноваций.

Особо важным представляется дальнейшее развитие Союзного государства на основе прогноза научно-технологического развития, разработки на его основе согласованной промышленной политики и ее реализации в соответствии с совместными программами и проектами Союзного государства. Промышленная политика должна поддерживать высокие технологии, обеспечивающие выпуск интегрированными предприятиями высокотехнологичной продукции, которая становится в новом тысячелетии одним из наиболее перспективных рынков, ареной жесточайшей конкуренции, важнейшим фактором геополитики. Одновременно это позволит исключить излишнюю конкуренцию внутри интеграционных объединений, повысит роль ученых в выработке эффективной конкурентной политики Союзного государства на мировом рынке.

Заключение

Реализация промышленной политики Союзного государства в полной мере требует создания нового регулирования на общей интеграционной основе, обеспечивающей поддержку национальной промышленности регионов России и Беларуси, когда на законодательном уровне решены общие проблемы развития,

четко прописаны механизмы и процедуры трансформационных изменений.

Разработка и осуществление целенаправленной государственной промышленной политики может стать ключевым направлением в решении экономических вопросов в более широком объеме, чем в двустороннем формате, в значительной мере сможет нивелировать перспективные цели интеграционного объединения в материальном плане, снимая противоречия социально-политической трансформации, связанные с неровными весовыми характеристиками геополитического, экономического и социального характера. Растущее стремление белорусской общины к всестороннему развитию способствует ускорению процесса создания унифицированного государства, в котором роль Беларуси будет нивелирована.

На сегодня решается первоочередная задача в Союзном государстве - создание материального базиса реализации, одобренных президентами Беларуси и России 28 союзных программ, обеспечивающих экономическую интеграцию республик в краткосрочной перспективе до 2023 г. В рамках I этапа (среднесрочного) в Российской Федерации в соответствии со Стратегией региональной промышленной политики [12] «будет обеспечено сохранение индустриального потенциала регионов и заложены условия для их долгосрочного экономического роста (в том числе завершена реализация индивидуальных программ. II этап (долгосрочный) предполагает расширение в регионах современного конкурентоспособного промышленного сектора, сопровождающееся ускоренным ростом инвестиций в основной капитал и увеличением экспорта несырьевых неэнергетических товаров» уже будет происходить в рамках реализации региональной промышленной политики с учетом интеграции промышленных предприятий Беларуси.

Литература

1. Лепеш Г.В. Анализ состояния промышленного комплекса Республики Беларусь с точки зрения перспектив цифровизации производства, услуг и бизнес-моделей. /Г.В. Лепеш // Технико-технологические проблемы сервиса. - 2021. №4(58) - С.3 - 11.

2. Источник: SB.BY. Беларусь сегодня. Опубликовано: 17 января 2022 г. URL: https://www.sb.by/articles/vvp-vyros-na-2-3-a-obem-

promproizvodstva-na-6-5-belstat-opublikoval-pervye-itogi-2021 -goda.html.

3. О состоянии и перспективах развития науки в республике Беларусь по итогам 2019 года. / Аналитический доклад. / под ред. А. Г. Шумилина, В. Г. Гуса-кова. - Минск: ГУ «БелИСА», 2020. - 396 с.

4. Лепеш Г.В. Формирование промышленной политики территорий России и Беларуси, ориентированной на расширение сетевого взаимодействия. // Технико-технологические проблемы сервиса. №3(53), 2020 г. С. 3 - 11.

5. Щеглов Евгений Вячеславович. Развитие организационно-экономического механизма формирования и реализации промышленной политики. / Диссертация на соискание ученой степени канд. эконом. наук, Пермь, 2015, - 219 с.

6. Татаркин А.И., Романова О.А., Ченёнова Р.И., Макарова И.В. Региональная промышленная политика: от макроэкономических условий формирования к новым институтам развития. М.: ЗАО «НПО «Изд-во «Экономика», 2012.

7. Указ Президента Республики Беларусь от 29 июля 2021 г. № 292 Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы URL: https://pravo.by/docu-ment/?guid=3871&p0=P32100292

8. Совместное заявление Председателя Правительства Российской Федерации и Премьер-министра Республики Беларусь о текущем развитии и дальнейших шагах по углублению интеграционных процессов в рамках Союзного государства. [Интернет ресурс], URL: https://belarus.mid.ru/ru/press-cen-tre/news/sovmestnoe_zayavlenie_predsedatelya_pravi-telstva_rossiyskoy_federatsii_i_premer_ministra_respu-bliki_/ (дата обращения 12.01.2021)

9. Башкирцев, А. С. Региональная нормативно-правовая база развития промышленного комплекса: структура и содержание // Проблемы современной экономики. - 2013. № 3(47). - С. 290-296.

10. Промышленная политика в Беларуси [Электронный ресурс] // library.by. - Режим доступа: https://library.by/portalus/modules/beleconomics/referat _readme.php?subaction=showfull&id=11579740 87&archive=&start_from=&ucat=&. Дата доступа: 27.01.2021.

11. Технологии и инновации в сотрудничестве регионов Союзного государства как импульс развития евразийской интеграции: информ. -интеграц. проект / сост., интервьюирование: Б. Залесский, М. Вальков-ский, А. Грешников. - Минск: Бизнесофсет, 2017. -274 с.

12. Стратегия региональной промышленной политики Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года (проект) URL: https://minpromtorg.gov.ru/docs/#!strategiya_regionaln oy_promyshlennoy_politiki_rossiyskoy_federacii_do_2 024_goda_i_na_period_do_2035_goda

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.