Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ И БЕЛАРУСИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА РАСШИРЕНИЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ И БЕЛАРУСИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА РАСШИРЕНИЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПОСТАВКА КОМПЛЕКТУЮЩИХ / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / INDUSTRIAL INTEGRATION / DIGITALIZATION / REGIONAL COOPERATION / JOINT VENTURES / SUPPLY OF COMPONENTS / UNION STATE / EURASIAN ECONOMIC UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лепеш Григорий Васильевич

Проведено сопоставление особенностей национальной политики Российской Федерации и Республики Беларусь в отношении трансформации индустриального сектора и сетевого трансграничного взаимодействия. Выявлены тенденции промышленной интеграции последнего десятилетия и перспективы сетевого взаимодействия в рамках Союзного государства и ЕАЭС. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и БРФФИ в рамках научного проекта № 20-510-00002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INDUSTRIAL POLICY OF THE TERRITORIES OF RUSSIA AND BELARUS AIMED AT EXPANDING NETWORK INTERACTION

The author compares the features of the national policy of the Russian Federation and the Republic of Belarus in relation to the transformation of the industrial sector and cross-border network interaction. Trends in industrial integration over the past decade and prospects for network interaction within the Union state and the EEU are identified. The reported study was funded by RFBR and BRFBR, project number 20-510-00002

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ И БЕЛАРУСИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА РАСШИРЕНИЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

^ КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

УДК 339.94

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ И БЕЛАРУСИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА РАСШИРЕНИЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Г.В. Лепеш1

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),

191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21

Проведено сопоставление особенностей национальной политики Российской Федерации и Республики Беларусь в отношении трансформации индустриального сектора и сетевого трансграничного взаимодействия. Выявлены тенденции промышленной интеграции последнего десятилетия и перспективы сетевого взаимодействия в рамках Союзного государства и ЕАЭС.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и БРФФИ в рамках научного проекта № 20-510-00002

Ключевые слова: промышленная интеграция, цифровизация, региональное сотрудничество, совместные предприятия, поставка комплектующих, Союзное государство, Евразийский экономический союз

FORMATION OF INDUSTRIAL POLICY OF THE TERRITORIES OF RUSSIA AND BELARUS AIMED AT EXPANDING NETWORK INTERACTION

G.V. Lepesh

St. Petersburg State Economic University (SPbGEU), 191023, St. Petersburg, Sadovaya str., 21

The author compares the features of the national policy of the Russian Federation and the Republic of Belarus in relation to the transformation of the industrial sector and cross-border network interaction. Trends in industrial integration over the past decade and prospects for network interaction within the Union state and the EEU are identified.

The reported study was funded by RFBR and BRFBR, project number 20-510-00002

Key words: industrial integration, digitalization, regional cooperation, joint ventures, supply of components, Union state, Eurasian economic Union

Российско-белорусское сотрудничество в рамках Союзного государства пока еще является наиболее продвинутой формой интеграции на пространстве СНГ. Согласованная премьер министрами обеих стран программа экономической интеграции России и Белоруссии предполагает к 2022 году перейти на единый внешнеторговый режим и "о создании на уровне экономик с 2022 года фактически конфедеративного государства" - такое заявление было сделано ТАСС 16 сентября 2018 г. Планируется переход на единые Налоговый и Гражданский кодексы, общий внешнеторговый режим, а также к единому регулятору рынков нефти, газа и электроэнергии и почти объединенному банковскому надзору, но все же с двумя центробанками. Фактически снимаются все существующие барьеры

во взаимоотношениях между российскими и белорусскими предпринимателями.

Помимо Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года, правовая основа экономического взаимодействия России и Беларуси определяется подписанным 29 мая 2014 года Договором о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), в который помимо РФ и Белоруссии входят Казахстан, Армения и Киргизия, а также в рамках СНГ (с 1991 г.), Таможенного союза (с 2010 г.) и Единого экономического пространства (с 2012 г.).

На региональном уровне сотрудничество России и Беларуси осуществляется на нормативно-правовой базе, регулируемой на сегодняшний день более, чем двухстами договоров,

1 Лепеш Григорий Васильевич - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой Безопасность населения и территорий от ЧС, СПбГЭУ, тел.: +7 921 751-28-29, e-mail: GregoryL@yandex.ru

соглашений и протоколов. Как правило они направлены на активизацию деятельности по увеличению товарооборота, инвестиционной активности и производственной кооперации, включая создание совместных предприятий и производств.

В канун 20-летнего союзного юбилея (в 2019 году) Россия и Беларусь вели интенсивные переговоры об углублении экономической интеграции в формате Союзного государства. Правительствами обеих стран были выработаны и согласовали «дорожные карты», однако президент Беларуси наложил вето на их подписание и сорвал празднование юбилея. Переговоры по интеграционным «дорожным картам» между Россией и Республикой Беларусь возобновились с июня 2020 г. Несмотря на имеющиеся политические разногласия (например, по вопросу границ Российской Федерации - непризнания Беларусью Крыма российской территорией и др.) вопросы «единой промышленной политики, сельскохозяйственной политики, налоговой политики, единой политики проведения научных исследований, прикладных разработок» чрезвычайно важны для обеих стран в рамках Союзного государства [1].

С момента образования СНГ и до ныне Республика Беларусь является важнейшим торговым партнером Российской Федерации, занимая четвертое место по объему товарооборота России со странами мира, первое - среди стран СНГ. В свою очередь, Российская Федерация остается главным торгово-экономическим партнером Беларуси, ее доля в товарообороте республики стабильно составляет порядка 50%. Динамика товарооборота за последние годы представлена на рис. 1.

70 60 50 40 30 20 10 0

66,4

ш

2017 2018 2019

Ш Экспорт N Импорт

Рисунок 1 - Динамика доли российско-белорусского товарооборота1

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь (Бел-стат)[2] ее товарооборот с Россией за 2019 год составил 35,6 млрд. долл., из которых импорт из России - 21,9 млрд. долл., экспорт Республики Беларусь - 13,6 млрд. долл. Однако общая сумма взаимного товарооборота за 2019 год оказалась ниже предыдущего 2018 года ($35,61 млрд) и даже не приблизилась к уровню 2012 года. Несмотря на то, что по итогам 2019 года товарооборот Белоруссии с Россией снизился на 0,5%, в совокупной белорусской внешней торговле, на долю России по-прежнему приходится почти половина товарооборота.

На российском рынке пользуются популярностью поставляемые из Беларуси - продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, грузовые автомобили, тракторы и сельскохозяйственные машины, бытовая техника, шины, холодильное оборудование, мебель, пластиковая тара, текстильные изделия и обувь. Беларусь активно создает в России торговые дома и дилерские центры по продаже и сервисному обслуживанию этой техники.

Россия традиционно поставляет Беларуси топливно-энергетические товары, легковые автомобили, технологические машины и оборудование, черные металлы и изделия из них, продукцию химической промышленности, металлы и изделия из них. Белорусская промышленность широко использует материалы и комплектующие российских производителей.

Развитию совместного рынка способствует то, что значительная доля расчетов во взаимной торговле производится в национальных денежных единицах.

Наиболее плодотворно Беларусь взаимодействует с Москвой и Санкт-Петербургом, Тюменской, Московской, Смоленской, Оренбургской, Брянской, Нижегородской, Калужской областями, Республикой Татарстан. Объем внешней торговли с этими регионами превышает 70% белорусско-российского товарооборота. Активно работают в регионах созданные совместные в сфере торговли российско-белорусские предприятия. Например, в Тюменской области, это тюменский Торговый дом «Белшина», Торговый дом «МилавицаТюмень», СП «Славянский лен» и «Импортлифт». В г. Санкт-Петербурге сформирована действенная сеть по торговле продукцией белорусских производителей по следующим позициям: Продукция ПО «Минский тракторный завод» и АО «Амкодор» - реализуется через дилерскую сеть АО «Беларусь-МТЗ». Продукция машиностроения реализуется в основном через торговую сеть совместного предприятия «Ладога МАЗсервис».

1 Построено автором с использованием данных сайта https://regnum.ru/news/economY/2852484.html

Строительные материалы представительства ЗАО «Забудова», ОАО «Керамин» через сети магазинов. Телевизоры - через представительство ЗАО «Горизонт - Союз» и «Торговый дом Эра».

Основными партнерами г. Санкт-Петербурга в Республике Беларусь являются такие белорусские предприятия, как ЗАО «Атлант», Бобруйский машиностроительный завод. Минский инструментальный завод, Минский тракторный завод, ОАО «Амкодор», Минский автомобильный завод, Могилевский автомобильный завод, ПО «Полимир» (г. Новополоцк), ОАО «Моги-левхимволокно», ОАО «Керамика» (г. Витебск), ОАО «Керамин», Гомельский стеклозавод, ОАО «Барановичидрев», ОАО «Борисов-древ», ЗАО «Бобруйскмебель», Могилевский деревообрабатывающий завод, ЗАО «Молодечномебель», ЗАО «Холдинговая компания «Пинск-древ», ОАО «Элема» (г. Минск), ОАО «Свитанок» (г. Жодино) и др.

2018

Кипр ■ Россия Китай

540,7

* Объединенные Арабские ■'.■■ ".■ ^Эмираты ■'■ Прочие

271,7 ■:-■.■:■/

600 500 400 300 200 100

о

Рисунок 2 - Иностранные инвестиции в Республику Беларусь2 (млн. дол.): а) - прямые суммарные инвестиции; б) - инвестиции отдельных государств

За последнее десятилетие Беларусь выходит на передовые позиции среди стран Союза Независимых Государств в качестве реципиентов российских инвестиций как прямых, так и накопленных. Традиционно инвестиционный вклад Российской Федерации в экономику Республики Беларусь характеризуется почти половиной объема всех совокупных прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Несмотря на большую долю исторически сложившихся инвестиций в газотранспортной отрасли, перспективы инвестиционного сотрудничества связаны с областью обрабатывающих производств, транспорта, IT - технологий, связи, науки и образования.

Однако в 2019 году прямые инвестиции из Российской Федерации резко упали с 502,5 до 263,6 млн USD. На первое место вышли Киприотские инвестиции в IT-секторе, секторе информации и связи. Россия оказалась на втором месте. Третье место по инвестициям занимает Китай (101,6 млн USD). Все же существует большая разница в российских инвестициях, вкладываемых в основном в развитие промышленного сектора и инвестиций других стран. Так, например, инвестиции из КНР составляют в основном связанные кредиты - для покупки китайских товаров, услуг китайских компаний и найма китайских рабочих.

Основную долю инвестиций в Республику Беларусь в 2019 году внесли инвесторы с объемами менее 50 млн. дол. Традиционно это: Великобритания, Польша, Литва, Украина, Австрия, Нидерланды, Германия и др.

В настоящее время в Республике Беларусь работает более 2,4 тыс. российских владельцев активов на территории Беларуси. Крупнейшие из них представлены в таблице 1.

На сегодняшний день в различных сферах реализуется более шестидесяти инвестиционных проектов с российским участием. Россия и Беларусь сотрудничают в области создания единого навигационно-информационного пространства с применением ГЛОНАСС-технологий на территории двух союзных государств, осуществляют взаимовыгодное военно-техническое сотрудничество «по разным направлениям, таким как беспошлинные поставки комплектующих и элементов для вооружений, которые производятся в России, разработка и производство вооружения и военной техники, в том числе совместно, как в интересах Беларуси и России, так и в интересах третьих стран, модернизация и ремонт ранее выпущенной техники» [3].

2 Построено автором по данным сайта https://regnum.ru/news/economv/2852484.html

Таблица 1 - Российские компании - резиденты в Беларуси

Российская компания Активы в Республике Беларусь Виды производственной деятельности, продукция

Нефтегазовая отрасль

1. ПАО «Газпром» «Газпромнефть-Белнефтепродукт» Сеть заправочных комплексов

2. ПАО «ЛУКОЙЛ», «ЛУКОЙЛ-Белоруссия» Переработка давальческой нефти на белорусских НПЗ + крупнейшая частная сеть АЗС

«ЛЛК-Нафтан». Производство присадки к топливу на базе новополоцкого «Нафтана»

3. ПАО «Роснефть» ИООО «РН-Запад» Поставка бензина и дизельного топлива

4. ПАО«Транснефть» УПП «Запад-Транснефтепродукт». Прокачка светлых нефтепродуктов на европейский рынок

5. АО «Татнефть». «Татбелнефтепродукт» Поставка на белорусский рынок топлива для переработки и эксплуатация сети АЗС

6. АО «РуссНефть» « Славне фтехим»

7. ПАО «НГК «Славнефть» ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» Производство широкого ассортимента нефтепродуктов

8. Финансы

9. ПАО «Сбербанк» БПС-Сбербанк Банковские операции, инвестирует в белорусскую ГГ-отрасль («Сбербанк-Технологии»), недвижимость («Элит Эстейт»), страхование (ТАСК) и другие секторы экономики

10. ПАО ВТБ Банком ВТБ (Беларусь) Банковские операции, инвестиции в недвижимость страхование и другие секторы экономики

11. Газпромбанк Белгазпромбанк

12. Внешэкономбанк Банком БелВЭБ

13. Альфа-Банк Альфа-Банк (Беларусь)

14. «Ингосстрах» «Ингосстрах»

15. Металл и горная добыча

16. АО «Новолипецкий металлургический комбинат» Молодечненский трубопрокатный завод Производство труб и фасонных частей любой сложности

17. ПАО ««Северсталь» Сеть складов компании «Северсталь-Бел» Поставка металлопроката, заготовки для машиностроения

18. ПАО«Магнитогорский металлургический комбинат» «ММК-Белснаб»

19. ПАО «Мечел» «Мечел Сервис Бел» Поставка угля, железной руды, стали, проката

20. ОАО «Металлсервис» «Металлсервис» Продажа - покупка металла

21. Атомная промышленность

22. ГК«Росатом» | НИАЭП - АСЭ | Строительство АЭС

23. Телекоммуникации

24. ОАО «Мобильные ТелеСистемы» «Мобильные ТелеСистемы» Инвестиции в белорусскую экономику

25. Транспорт

26. ПАО«Аэрофлот — российские авиалинии» Непрофильные компании -

27. ПАО «Авиакомпания «Сибирь»

28. ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр»

29. ОАО «Российские железные дороги» «БелТрансТелеКом». Телекоммуникации

30. Сельское хозяйство и продукты питания

31. ООО "Торговый Дом Содружество" «Белагротерминал» Строительство логистического терминала, маслоэкстракционного завода

32. ЗАО «Фирма «Август» «Август-Бел» Производство гербицидов и фунгицидов

33. Danone СООО "Юнимилк Шклов" Производство кисломолочных товаров

34. Информационные технологии

35. ООО «Ланит» Artezio Разработка программного обеспечения

36. ОАО «РТИ» «БелЭнвижн». Интеграционные проекты по информатизации систем госуправления, телекоммуникационных и транспортных

37. ООО «Техносерв» (Техносерв Бел)

компаний, а также банков

38. Softline Хостинговая компании Active Technologies центры разработки в крупных городах Беларуси Разработка программного обеспечения

39. Торговля

40. «Спортмастер» Магазины Торговля спортивными товарами

41. «Связной» «Связной Бел» Салоны мобильной связи

42. «Евросеть» «БелЕвросеть».

43. «Кари» Торговая сеть Торговля обувью

44. «Вайлдберриз» Торговые сети Онлайн-торговля предметами одежды

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45. Lamoda

46. Строительные материалы

47. Санкт-Петербургский холдинг «Эталон» Строительство «питерского квартала» в Минске

48. «Атомстройэкспорт» Строительство АС

49. Медиа и интернет

50. «Яндекс» В Минске центр разработки Выполнение работ для головного офиса

51. Mail.Ru Group На белорусском рынке Электронная почта, поисковые сервисы, социальные сети, игры и др.

52. «Национальная Медиа Группа» «Видео Интернешнл-Минск» Продажа рекламных эфиров телеканалов

53. Оборонно-промышленный комплекс и машиностроение

54. ГК «Ростех» - концерн « Радиоэлектронные технологии» С белорусским холдингом «Агат - системы управления» предприятии «РЭБ Технолоджи» Модернизация, ремонт и техническое обслуживание средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), находящихся на вооружении России и Белоруссии.

55. АО «Концерн ВКО «Алмаз - Антей» Конструкторского бюро системного программирования Разработка программного обеспечения для управления радиолокационными системами

56. Группа ГМС Завод «Промбурвод» и Бобруйский машиностроительный завод Производство насосов

57. ООО «Омсктехуглерод» «Омск Карбон Могилев» Производство технического углерода

58. СП ОАО «Брестгазоаппарат» Компания GEFEST Производство бытовой техники

59. Химия и нефтехимия

60. Группа «Полипластик» УП «СТС - Белполипластик» Производство полимерных труб,

61. Фармацевтика

62. Дистрибьютор «Катрен» «Доминантафарм» Поставка медикаментов

63. Автомобили

64. АвтоВАЗ Сервисные центры СОАО «Минск-Лада» Продажа и обслуживание автомобилей

65. КамАЗ Сервисные центры

Около ста белорусских предприятий поставляют около 2000 наименований комплектующих и элементов вооружений для предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России, что составляет около 15% в оборонном заказе России. Белорусские предприятия поставляют как многоосные специальные колесные3 так и гусеничные4 шасси, на которых размещаются российские ракетные и ракетно-пушечные комплексы, включая пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет «Тополь-М» и «Ярс».

Наиболее важное значение для России имеют поставки из Беларуси оптического и оптико-электронного оборудования, дисплеев, аэрофотоаппаратуры, бортовой аппаратуры для

3 ОАО «Минский завод колесных тягачей» (МЗКТ)

4 ОАО «Минский тракторный завод» (МТЗ)

летательных аппаратов, автоматизированных систем управления и другой высокотехнологичной военной продукции. Наиболее известные белорусские предприятия - поставщики: ОАО «Пеленг», ОАО «Интеграл», КБ «Дисплей», Бе-лОМО, ОАО «Агат» и др.

В свою очередь, российская сторона поставляет Беларуси продукции - около 4000 наименований, используемых на предприятиях военно-промышленного комплекса. Белорусские предприятия осуществляют также ремонт российской военной техники: самолетов, верто-летов5, боевых гусеничных машин6

Между предприятиями оборонно-промышленных комплексов Республики Беларусь и Российской Федерации налажено

5 Авиационный ремонтный завод» (город Барано-вичи)

6 Минское УП «Минотор-Сервис»

сотрудничество по совместному выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, совместному созданию и поставкам специальной техники и ее сервисному обслуживанию [4]. Совместно выполняется ряд научно-технических программ Союзного государства. Проводится работа по созданию совместных предприятий. Положительным примером является созданная в 1996 году по инициативе группы головных конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов и серийных предприятий Межгосударственная финансово-промышленная группа (МФПГ) «Оборонительные системы», в которую вошли 5 белорусских и 12 российских предприятий.

Расширению кооперации способствовали введение западных санкций и разрыв России с Украиной, которая поставляла для российского ОПК более 3000 наименований промышленной продукции. Примерно половину из них теперь поставляет Беларусь.

На сегодняшний день создана нормативно-правовая база, обеспечивающая неограниченную промышленную кооперацию российских и белорусских предприятий, вплоть до создания совместных производств и приобретения предприятий на обеих территориях. Тем не менее имеются субъективные и объективные причины ее ограничивающие. Проблемы возникают у российских предприятий с приобретением акций белорусских оборонных предприятий. Так в 2019 году сорвались договоренности о приобретении МЗКТ российской компанией КамАЗ по причине завышения цены белорусской стороной. Еще одна проблема возникла из импортоза-мещения. Российский оборонный комплекс находится в большой степени зависим от поставки белорусских колесных и гусеничных шасси (гусеничных в меньшей степени) для ракетных комплексов, а также прицельных комплексов и тепловизоров для бронетехники. Учитывая негативный опыт разрыва военно-технических связей с Украиной, Россия должна быть готовой к любому сценарию развития отношений. Так, в России уже разработаны многоосные шасси для стратегических ракетных комплексов «Ярс» и «Рубеж» взамен белорусских. Российский концерн «Алмаз-Антей», производящий ЗРС С-400В на шасси МЗКТ заявил о переходе на шасси Брянского автомобильного завода. Гусеничные шасси Минского тракторного завода для зенитных и зенитно-пушечных комплексов уже заменяют на аналогичные шасси ОАО «Мытищинский машиностроительный завод» (ММЗ).

Белорусская сторона расценивает подобную ситуацию как нечестную конкуренцию со стороны российских предприятий, нарушающую союзные соглашения. Тем не менее, несмотря на некоторые проблемы и противоречия,

следует ожидать, что кооперация белорусского ВПК и российского ОПК будет продолжать развиваться потому, что она экономически выгодна, особенно для Беларуси, поставляющей свою машиностроительную продукцию для российского ОПК.

Со времени образования Союзного государства произошли значительные перемены в кооперации России и Белоруссии, а с образованием ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия) и формированием Евразийской экономической комиссии все больше направлений работы, которые затрагивали взаимодействие бизнеса двух стран, стали выходить на наднациональный уровень. Это привело к ослаблению внимания к двусторонним контактам и проблемам в деловом взаимодействии.

По мнению экспертов [4,5] основными экономическими и технологическими факторами, способствующими укреплению промышленной кооперации между промышленными комплексами России и Беларуси, являются: развитие совместных инвестиционных проектов с высокой добавленной стоимостью, разработка согласованной промышленной политики в ЕАЭС и формирование единого энергетического рынка ЕАЭС, развитие 1Т-технологий, наличие схожих производственных стандартов, распространенность дистанционного взаимодействия в рамках межнациональных проектов, возможность совместного входа в международные технологические цепочки и др. Немаловажна социальная составляющая - наличие общего исторического прошлого, культурных традиций, языка.

В качестве положительных примеров российско-белоруской интеграции можно привести примеры научно-технических программ, реализуемых в рамках Союзного государства. Например, сверхвысокомолекулярный полиэтилен, полученный при реализации программ "Композит" и "Компомат", уже широко используется вместо обсадных труб в нефтяной промышленности; в рамках союзной программы «Компомат» белорусские специалисты совместно с российскими коллегами предприятия ОАО «СветлогорскХимволокно» разрабатывают оборудование и технологию получения нетканых углеродных материалов и углерод-углеродных композитов многофункционального назначения, которые используются в водородной энергетике. В качестве примера успешной промышленной интеграции машиностроительных предприятий известен пример Череповецкого литейно-механического (ЧЛМЗ) и Минского тракторного заводов, наладивших выпуск колесных тракторов на базе ЧЛМЗ, причем со значительной локализацией производства. ОАО «БелАЗ» в 2017 г. поставил для испытаний на АО «Невьянский цементник» из Свердловской

области карьерный самосвал БЕЛАЗ-75476 грузоподъемностью 45 т с газопоршневым двигателем КУНГУР-550, который производится на базе двигателя Ярославского моторного завода. Беларусь и Россия участвуют также в реализации совместных проектов в области растениеводства, животноводства, мелиорации.

Несмотря на общее падение инвестиций в белорусскую экономику, в 2019 году в Союзном государстве реализовывалось 12 совместных программ развития, бюджет которых составил рекордную цифру в 4 млрд. российских рублей, что на 1 млрд больше, чем в предыдущие годы десятилетнего периода. В 2019 году была завершена трехлетняя научно-техническая программа «Луч», направленная на импортозаме-щение в области изделий наноструктурной электроники, приборов и систем на их основе. Разработаны технологии производства десятков уникальных технологий и технологического оборудования для производства изделий микро-, опто- и СВЧ-электроники, микросхем, обладающих особыми свойствами. С белорусской стороны в программе участвовали: Институт физики имени Б.И. Степанова Национальная академия наук Беларуси, ОАО "Пла-нар", "Интеграл", Минский НИИ радиоматериалов, а с российской - известное ЗАО "Светлана-Рост" из Санкт-Петербурга. С 2020 г запущена новая программа - «Интеграция СГ», направленная на разработку нормативных документов и стандартов в области космической техники и технологий. Обсуждается вопрос создания спутниковых систем, которые должны быть меньше по габаритам и массе, чем у существующих аппаратов.

Из утверждённого на 2020 год бюджета Союзного государства в сумме 5,5 млрд российских рублей 85% планируется на реализацию союзных программ. Они касаются совместных разработок в науке, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, а также обеспечения безопасности Союзного государства.

Среди наиболее перспективных программ: «Автоэлектроника» в кооперации с белорусскими предприятиями ОАО «Интеграл» -УКХ «Интеграл», ОАО «КБТМ-ОМО», ОАО МПОВТ, ОАО «Минский НИИ радиоматериалов», ГНУ «Объединенный институт машиностроения» НАН Беларуси, ОАО «Витебский завод измерительных приборов», Борисовский за-вод»Автогидроусилитель», ОАО «Белаз» -управляющая компания холдинга «Белаз», ОАО «Экран» и со стороны России - АО «Научно-производственное предприятие «Радар ММС». В рамках программы «Автоэлектроника» в Санкт-Петербурге с 2016 г. выполняется совместная научно-техническая программа «Разработка нового поколения электронных компонентов для систем управления и безопасности

автотранспортных средств специального и двойного назначения», разработанная АО НПП «Радар ммс» совместно с белорусскими коллегами.

В настоящее время только по линии департамента оборонной промышленности и военно-технического сотрудничества к реализации в разной степени готовности находятся проекты концепций семи новых программ в различных областях:

- космических технологий - "Комплекс -

СГ";

- безопасности - "Безопасность-СГ";

- композитных материалов - "Новопол";

- аддитивных технологий - "Аддитивность";

- обеспечения ядерной и радиационной безопасности - «Радиационная безопасность»;

- экспериментальной физики элементарных частиц - "Ускоритель-СПР";

- совершенствования пенитенциарных служб Союзного государства - "Социальная адаптация".

Сегодня региональное сотрудничество осуществляется в рамках 70 соглашений. Более того, между областями, районами, городами Белоруссии и субъектами, муниципальными образованиями России заключено более 300 договоров. Более 8 тыс. белорусских и российских предприятий связаны производственной кооперацией, осуществляя взаимные поставки сырья, материалов и комплектующих изделий. Так, например, в грузовых автомобилях Минского автомобильного завода половина составляющих были изготовлены на российских производствах. На территории 40 субъектов России зарегистрировано 45 совместных сборочных производств и 154 субъекта товаропроводящей сети с белорусским уставным капиталом. В то же время в Белоруссии около 2,2 тыс. организаций с российским капиталом, в том числе более 1,3 тыс. совместных предприятий [6].

Таким образом, межрегиональное сотрудничество России и Белоруссии вносит весомый и позитивный вклад в развитие экономических связей между двумя государствами, способствует росту взаимного товарооборота. Однако не до конца разработанными остаются механизмы этого взаимодействия, что приводит в ряде случаев к возникновению споров субъектов хозяйствования двух стран и даже к торговым войнам. Россия и Белоруссия работают над преодолением существующих препон на пути к созданию единого экономического пространства. И взаимодействие на уровне регионов является значительным резервом для укрепления двусторонних отношений.

Учитывая, происходящие на фоне Союзного государства упомянутые политические события, дальнейшая промышленная интеграция и кооперация будет развиваться в рамках ЕАЭС,

причем в направлении цифровой трансформации, по двум ключевым направлениям: в традиционных базовых и инновационных отраслях промышленности и в сфере научно-технического сотрудничества.

Важнейшее значение в этом процессе отводится повышение конкурентоспособности и импортозамещению в рамках общего рынка, особенно по отношению к высокотехнологичной продукции. Другая важнейшая задача - создание и развитие инновационных отраслей, где предлагается развивать уже созданный механизм «евразийских технологических платформ» (ЕТП), объединяющих бизнес и науку в единую площадку, позволяющую эффективно задействовать потенциал науки для решения практических задач промышленности [7]. Задачей ЕТП является обеспечение системной работы по аккумулированию передовых национальных и мировых достижений научно-технического развития, мобилизации научного потенциала государств-членов для решения прикладных задач по разработке инновационных продуктов и технологий, а также их внедрению в промышленное производство. В направлении цифровой интеграции сделаны следующие конкретные шаги:

1. Завершаются работы по созданию Информационной системы промышленности в рамках ЕАЭС, которая откроет внутренний рынок ЕАЭС, - обеспечит промышленникам и производителям возможность работы на общей электронной площадке, видеть возможности применения своих технологий и технологий партнеров в Союзе.

2. Произошла договоренность об общих подходах к реализации электронного трансграничного взаимодействия бизнеса с госорганами, а также с партнерами по евразийской интеграции.

3. Введен в эксплуатацию Единый реестр программ для ЭВМ и баз данных государств -членов ЕАЭС.

4. Утверждено Положение о формировании и функционировании евразийских технологических платформ (ЕТП).

5. Утверждены приоритетные ЕТП по тринадцати направлениям деятельности объектов экономики, в том числе в области промышленных технологий: «Космические и геоинформационные технологии - продукты глобальной конкурентоспособности», «Евразийская суперкомпьютерная технологическая платформа», «Фотоника», «Евразийская светодиодная технологическая платформа», «Технологии добычи и переработки твердых полезных ископаемых», «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания», «Евразийская сельскохозяйственная технологическая платформа», «Промышленные технологии "Легкая промышленность"»,

«Технологии металлургии и новые материалы», «Промышленные технологии обеспечения строительной индустрии», «Светотехника», «Энергетика и электрификация», «Технологии технического обслуживания и ремонта промышленного оборудования».

На сегодняшний день ЕТП объединяют более 400 ведущих национальных научных и промышленных организаций Евразийского экономического союза.

Применение ЕТП, обеспечивающих информационную инфраструктуру промышленного трансграничного производства и товарообмена, должны рассматриваться как главная задача становления цифровой экономики в рамках ЕАЭС. В конечном итоге ЕТП должна представлять собой цифровую платформу - как экосистему цифровых двойников производства, хранения и обработки данных, которая предполагает развертывания специального инструментария обработки данных и имитационного моделирования на их основе, замены физических экспериментов виртуальными и пр. [5.стр. 8]. На сегодняшний день как Российская Федерация, так и Республика Беларусь характеризуется с одной стороны быстро растущим цифровым потенциалом, содержание которого составляют в том числе и отечественные программные комплексы моделирования и управления реальными процессами в технике, производстве, обществе и природных процессах, а с другой - невысоким технологическим уровнем промышленного производства, характерного для переходного процесса к постиндустриальному обществу, что затрудняет взаимодействие предприятий в цифровом пространстве.

Несмотря на то, что программами циф-ровизации в России и Беларуси предусмотрено создание в странах цифровой инфраструктуры, в обеих республиках отсутствуют ключевые нормативные стандартизированные положения, предусматривающие внедрение и развитие цифровых технологий в промышленность и сельское хозяйство касающиеся внедрения технологий интернета вещей, больших данных и искусственного интеллекта, предусматривающие создание посредством цифровых трансформаций новых рабочих мест и развития цифровой компетентности и грамотности среди населения. Анализ состояния автоматизированных систем проектирования и конструкторско-технологиче-ской подготовки производства (КТПП) на предприятиях показывает, что на большинстве из них отмечается недостаточный уровень зрелости процессов и низкий уровень автоматизации, что не позволяет в настоящее время создать единую информационную среду для работы инженерно-конструкторского, технологического и производственного персонала, обеспечить си-нергетический эффект в интересах даже на

уровне отдельного предприятия (концерна).

Успех цифровой трансформации промышленных предприятий зависит от первоочередного решения ряда системных задач, таких как:

1. Стандартизация процессов конструктор-ско-технологической подготовки в рамках всех участников ЕТП. Для минимизации стоимости жизненного цикла (от идеи до модернизации/утилизации) технологии представления, обмена и корректной интерпретации данных для совместного использования должны быть стандартизованы: маркетинговые, конструкторско-технологические, производственные данные, данные мониторинга изделий в процессе эксплуатации, обслуживания и т.д.

2. Создание сквозного Центра Компетенций по направлениям, в который будут входить, на первом этапе, конструкторы, технологи и 1Т-специалисты из различных предприятий для обмена опытом, совместного проектирования и решений возникающих проблем, по направлениям деятельности ЕТП.

3. Подготовка кадров путем проведения апробаций и тестирования новых программных продуктов, или других передовых технологий в области проектирования и цифровых двойников.

4. Создание инфраструктуры для проведения апробации инновационных технологий.

5. Создание инструментов мотивация деятельности персонала в интересах интеграции.

6. Поиск путей хронического недофинансирования развития автоматизированных систем управления проектированием и КТПП в рамках отдельных предприятий.

7. Создание системы автоматизированного информационного обмена.

8. Создание 1Т-инфраструктуры и АРМ с достаточным уровнем применения инженерного программного обеспечения, с наличием необходимой серверной 1Т-инфраструктуры для установки и настройки программного обеспечения.

9. Формирование достаточного уровня зрелости процессов цифрового проектирования, в том числе с использованием суперкомпьютерных вычислений, предполагающих наличие 3D моделей компонентов, входящих в изделие и 3D моделей производственных полуфабрикатов для их изготовления, а также - с применением расчётных моделей САЕ на их базе.

Факторами, стимулирующими цифрови-зацию является осознание ее важности высшим руководством стран - участников ЕАЭС, создание нормативно-правовой базы цифровизации и трансграничного сотрудничества в рамках ЕАЭС, деятельность ЕАС по формированию

ЕТП.

Сдерживающие факторы составляют комплекс технических, правовых, организационных, экономических и других условий, ключевые из которых следующие:

1. Недостаточная гармонизация законодательства в результате отсутствия системных программ цифровизации большинства стран ЕАЭС.

2. Высокая стоимость технологий.

3. Консерватизм и непонимание роли цифровых технологий в трансформационных процессах чиновниками, бизнесменами и населением.

4. Отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров в образовании и недооценка роли развития цифровых компетенций среди населения.

Литература

1. Посол России в Белоруссии призвал «передоговариваться» по интеграции/ статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://eadaily.com/ru/news/ 2020/07/27 /posol-rossii-v-belorussii-prizval-peredogo varivatsya-po-integracii (дата обращения 25.06.2020)

2.Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://www.belstat.gov.by/(дата обращения 25.06.2020)

3. Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь. Сотрудничество [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://www.vpk.gov.by/activity/cooperation/ (дата обращения 25.06.2020)

4. Бокарева В.А. Сотрудничество России и Республики Беларуси [Текст] - Режим доступа https://pronowosti.ru/2018/05/20/sotrudnichestvo-rossii-i-respubliki-b/(дата обращения 25.06.2020)

5. Лепеш. Г.В. Модернизация промышленных комплексов индустриально развитых регионов Российской Федерации в контексте неоиндустриализации. //Технико-технологические проблемы сервиса - №3(49), -2019. С.3 - 8.

6.Кузьмина Е. Региональное сотрудничество России и Белоруссии в рамках ЕАЭС [Текст] - Режим доступа https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/ analytics/regionalnoe-sotrudnichestvo-rossii-i-belorus sii-v-ramkakh-eaes/#8 (дата обращения 25.06.2020)

7. Промышленная политика в Евразийском Экономическом Союзе: Три года интеграции, - с [Текст] - Режим доступа http://www.eurasiancommission. org/ru/Documents/.pdf (дата обращения 25.06.2020)

8. Лепеш Г.В. Совершенствование форм взаимодействия между предприятиями в контексте цифровой трансформации. //Технико-технологические проблемы сервиса. - №2(52), -2020. С.3 - 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.