Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И РИСКИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА В КОНТЕКСТЕ СЕТЕВОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И РИСКИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА В КОНТЕКСТЕ СЕТЕВОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЦИФРОВАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / УРОВЕНЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РИСКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Угольникова Ольга Дмитриевна, Мордовец Виталий Анатольевич

В статье определены риски современной промышленной политики индустриально развитых российских регионов в контексте цифровизации производства и расширения сетевого промышленного взаимодействия. Рассмотрены вопросы по устранению барьеров в производстве промышленной продукции в условиях неоиндустриализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT POLICY AND RISKS OF DIGITAL BUSINESS TRANSFORMATION IN THE CONTEXT OF INDUSTRIAL NETWORKING

The article identifies the risks of modern industrial policy in industrially developed Russian regions. They are considered in the context of industrial digitalization and expansion of network interaction of industrially developed Russian regions with Belarus. The issues of removing barriers in the production of industrial products to increase trade turnover between them were also considered.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И РИСКИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА В КОНТЕКСТЕ СЕТЕВОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕРВИСА

УДК 332.14

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И РИСКИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА В КОНТЕКСТЕ СЕТЕВОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

О.Д. Угольникова1, В.А. Мордовец2

1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 191023, Россия, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30-32, литер А; 2Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики (СПбУТУиЭ) 190103, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр, д. 44, Лит.А.

В статье определены риски современной промышленной политики индустриально развитых российских регионов в контексте цифровизации производства и расширения сетевого промышленного взаимодействия. Рассмотрены вопросы по устранению барьеров в производстве промышленной продукции в условиях неоиндустриализации.

Ключевые слова: промышленная политика, цифровая индустриализация, показатели цифровой экономики, уровень цифровизации, сетевое взаимодействие, риски, государственная поддержка

GOVERNMENT POLICY AND RISKS OF DIGITAL BUSINESS TRANSFORMATION IN THE

CONTEXT OF INDUSTRIAL NETWORKING

O.D. Ugolnikova, V.A. Mordovets

St. Petersburg State University of Economics, 191023, Russia, St. Petersburg, nab. Griboyedov Canal, 30-32, letter A.

Saint-Petersburg University of Management Technologies and Economics 190103, Russia, Saint-Petersburg, Lermontovsky avenue, 44A The article identifies the risks of modern industrial policy in industrially developed Russian regions. They are considered in the context of industrial digitalization and expansion of network interaction of industrially developed Russian regions with Belarus. The issues of removing barriers in the production of industrial products to increase trade turnover between them were also considered.

Keywords: industrial policy, digital industrialization, indicators of the digital economy, the level of digitalization, networking, risks, government support

Введение. Цифровая индустриализация характеризуется уровнем цифровизации и эффектами внедрения цифровых технологий и связанных с ними товаров и услуг в деятельности промышленных предприятий. Стратегическими направлениями развития отечественной экономики на период до 2024, обеспечивающими национальную безопасность, названы проекты «Цифровая экономика Российской Федерации» и «Производительность труда». Динамика продвижение цифровой индустриализации

отражена в документах Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и др., а также использована в формировании рейтингов Российской Федерации и ее субъектов в области цифровизации. Модель статистического измерения цифровиза-ции, представленная в [1], включает отдельные системы измерения вовлеченности предприятий в процесс цифровизации;

1 Угольникова Ольга Дмитриевна - кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, тел.: +7 906 253-59-49, e-mail: olga_ugolnikova@mail.ru

2Мордовец Виталий Анатольевич - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и управления социально-экономическими системами, тел.: +7 921-584-68-98, e-mail: mordovets@mail.ru

производства, использования цифровых технологий; импорта и экспорта, эффектов внедрения цифровых технологий и связанных с ними товаров и услуг, имеющиеся ресурсы развития цифровой экономики, включая инфраструктуру и кадровое обеспечение.

Анализ данных по российским регионам позволяет сделать вывод о неравномерности процесса цифровой индустриализации: индустриально развитые регионы отличаются как по числовым значениям основных показателей развития цифровой экономики, так и по индексу цифровизации для организаций предпринимательского сектора. Укажем: основная деятельность организаций предпринимательского сектора - производство продукции или услуг в целях продажи. К ним относятся предприятия промышленности; энергообеспечения; водоснабжения, утилизации отходов; строительства; торговли; а также транспорта; общественного питания, гостиницы; организации, осуществляющие деятельность в области информации и связи; другая деятельность.

Постановка задач исследования. Исходя из общей цели, предметом исследования укажем риски и барьеры цифровой индустриализации города федерального значения Санкт-Петербург, как самостоятельного субъекта РФ. Одной из задач сформулируем проведение сравнительного анализа статистических данных по стране в целом за период 2005 г. - 2020 г., и данных соответствующих разделов мониторинга промышленных предприятий г. Санкт-Петербург на конец 2021 г. Другая задача - исследование направлений межгосударственной региональной промышленной интеграции в рамках интеграционного декрета Союзного государства [2]. Декретом утверждены 28 союзных программ, среди которых - формирование единой промышленной политики.

Методы. Авторами проанализированы состояние, проблемы цифровой адаптации промышленных предприятий г. Санкт-Петербург, как наиболее важного региона сетевого промышленного взаимодействия с РБ в рамках Союзного Государства.

Основу методологии исследования составили: опрос, статистический и системный метод, анализ, сравнительно-правовой метод, синтез, прогнозирование.

Выполнен анализ большого объема статистических данных по цифровизации промышленности, регионов в целом, цифровой адаптации промышленных предприятий. На основе материалов опроса и их обобщения установлена необходимость согласования промышленных политик регионов РФ и РБ по минимизации рисков и устранению барьеров в производстве промышленной продукции для увеличения

товарооборота между ними в условиях цифровой индустриализации.

В результате обработки большого массива статистической, фактической и монографической информации по вопросам модернизации и диверсификации экономики в условиях неустойчивой мирохозяйственной конъюнктуры и цифровизации производства, становлению Индустрии 4.0, сетевых механизмов развития промышленности, анализа классификации стран за 2020 г. по Индексу готовности к сетевому обществу (Network Readiness Index, NRI), который отражает уровень развития цифровых технологий и их влияние на экономический рост [3], по Индексу цифровизации для экономики в целом, для бизнеса, отражающему уровень применения комплекса цифровых технологий, создающих стартовые условия цифровизации в том числе промышленности (разработан ИСИЭЗ НИУ ВШЭ), были проанализированы результаты мониторинга цифровой трансформации промышленных предприятий Санкт-Петербурга [4], и на его основе - возможные направления государственной поддержки цифровой трансформации промышленности региона.

Схемы и модели оценки. Единицами (объектами) наблюдения являются промышленные предприятия Санкт-Петербурга, за исключением субъектов малого предпринимательства, осуществляющие следующие виды экономической деятельности: добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха; водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений.

Выборочная совокупность единиц наблюдения была построена на основе перечня промышленных предприятий Санкт-Петербурга, представленного в открытых интернет источниках и официальных сайтах промышленных предприятий, общественных организаций.

Сводная информация по использованию ИКТ в деятельности промышленных предприятий всех видов экономической деятельности (без субъектов малого предпринимательства) приведена, согласно данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [5], а также информационных источников ([1], [6]). Также были использованы материалы анкетирования промышленных предприятий Санкт-Петербурга, проведенного в рамках научно-исследовательской работы по проекту гранта РФФИ-БРФФИ по теме «Теория модернизации промышленных комплексов Республики Беларусь и индустриально - развитых регионов Российской Федерации в контексте неоиндустриализации».

Укажем некоторые базовые понятия, используемые в исследованиях и предоставлении статистических данных по цифровой индустриализации.

Информационные и коммуникационные технологии включает технологии, использующие средства микроэлектроники для сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных, текстов, образов и звука. Доступ к сети Интернет со скоростью передачи данных 256 кбит/сек и выше определяет широкополосный интернет. Облачные сервисы - технология распределенной обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет-сервис.

Экономические аспекты цифровизации исследуются в определении затрат на ИКТ, которые есть денежная форма фактических расходов организации по закупке вычислительной техники, ПО, оплате услуг связи, услуг сторонних организаций и специалистов, обучению сотрудников применению ИКТ.

В качестве основного в данной работе выступает понятие «промышленное производство», введенное федеральным законом и трактуемое как определенная на основании ОКВЭД как совокупность видов экономической деятельности, относящихся к

1) добыче полезных ископаемых,

2) обрабатывающему производству,

3) обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха,

4) водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, а также ликвидации загрязнений [7].

Задачей данной работы является сравнительный анализ статистических данных по стране в целом на 2019 г. и данных соответствующих разделов мониторинга промышленных предприятий г. Санкт-Петербург на конец 2021 г. (Таблица 1). Таблица 1 составлена на основе данных ([8], [9]).

Таблица 1 - Использование информационных и коммуникационных технологий в организациях (%)

N Организации, использовавшие: 2005 2010 2015 2016 2017 2018 2019

1 Персональные компьютеры 91,1 93,8 92,3 92,4 92,1 94,0 93,5

2 Серверы 9,3 18,2 47,7 50,8 50,6 53,4 53,8

3 Локальные вычислительные сети 52,4 68,4 63,5 62,3 61,1 63,9 63,5

4 Электронную почту 56,0 81,9 84,0 87,6 88,3 90,9 91,1

5 Интернет 53,3 82,4 88,1 88,7 88,9 91,1 91,2

в том числе широкополосный доступ 56,7 56,7 79,5 81,8 83,2 86,5 86,6

6 «Облачные» сервисы Нет с/д Нет с/д 18,3 20,3 22,9 26,1 29,1

7 Web-сайт в сети Интернет 14,8 28,5 42,6 45,9 47,4 48,7 51,9

В предыдущих статьях авторов был предложен анализ цифровой адаптации предприятий в отраслях промышленности по результатам анкетирования с учетом критерия уровня технологии отраслей предприятий-респондентов. Классификация по уровню технологичности отраслей была выполнена на основе методики расчета показателей «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте» и «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации» (Приказ Росстата от 15.12.2017 № 832, в ред. от 17.01.2019). Данные исследования отражены в [4], [10], [13]. В Таблице 2 представлен открытый состав каждого из класса.

Наибольшая доля респондентов представлена предприятиями отраслей среднего высокого технологичного уровня (31%), наукоемких отраслей (28%), отраслей высокого технологичного уровня (21%), в меньшей степени Таблица 2 - Классификация отр;

предприятиями низкотехнологичных отраслей (10%), среднетехнологичных отраслей низкого уровня (10%).

Результаты проведенного анализа ответов респондентов показали недостаточный уровень цифровизации предприятий таких отраслей промышленности, как горнодобывающая отрасль; обрабатывающие производства, предприятия по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха; предприятия по водоснабжению; водоотведе-нию, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений. Дополнительно отметим и отрасль здравоохранения. Предприятия широко используют цифровые инструменты для взаимоотношений с клиентами, поставщиками, партнерами, но применение цифровых технологий на уровне физических активов снижает уровень цифровой трансформации промышленности.

тей по уровню технологичности

N Уровень технологичности отраслей Открытый перечень отраслей промышленности выбранного класса

1 Отрасли среднего высокого технологичного уровня Химические производства, производство электрического оборудования, производство машин и оборудования, оружия и боеприпасов, автотранспортных средств, медицинских инструментов и оборудования и др.

2 Наукоемкие отрасли Водный транспорт, деятельность в сфере телекоммуникаций, разработка компьютерного программного обеспечения, научные исследования и разработки, деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, исследований и анализа и др.

3 Отрасли высокого технологичного уровня Производство компьютеров, электронных и оптических изделий, производство летательных аппаратов, включая космические, и соответствующего оборудования, производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях.

4 Средне технологичные отрасли Предприятия нефтегазовой отрасли, промышленностью пластмасс и др.

5 Низко технологичные отрасли Переработка отходов, водоснабжение, кожевенное производств и др.

Обсуждение хода и результаты использования информационных и коммуника-

Исследования. Приведем статистиче- ционных технологий на предприятиях указан-

ские данные, раскрывающие степень цифровой ных отраслей (Таблица 3). зрелости промышленности, с учетом

Таблица 3 - Использование ИКТ, всего по видам экономической деятельности и отраслям промышленности (2018 г. - 2019 г., %; предпринимательский сектор, 2019 г., %)

ВСЕГО ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 2018 г., 2019 г. (%)

Организации, использовавшие: 2018 г. 2019 г. Предприни мательский сектор (%)

1 Персональные компьютеры 94,0 93,5 76,6

2 Серверы 53,4 53,8 60,6

3 Локальные вычислительные сети 63,9 63,5 66,4

4 Интернет 90,9 91,1 89,6

в том числе широкополосный доступ 86,5 86,6 86,0

5 «Облачные» сервисы 26,1 29,1 29,1

6 Web-сайт в сети Интернет 48,7 51,9 48,5

ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Организации, использовавшие: 2018 г. 2019 г.

1 Персональные компьютеры 88,4 Нет данных

2 Серверы 65,1 64,8

3 Локальные вычислительные сети 69,5 69,2

4 Интернет 86,0 85,3

в том числе широкополосный доступ 83,9 82,6

5 «Облачные» сервисы 17,8 20,7

6 Web-сайт в сети Интернет 37,4 40,4

ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА

Организации, использовавшие: 2018 г. 2019 г.

1 Персональные компьютеры 94,0 Нет данных

2 Серверы 72,0 73,7

3 Локальные вычислительные сети 72,8 74,2

4 Интернет 92,8 93,2

в том числе широкополосный доступ 90,3 90,4

5 «Облачные» сервисы 26,2 27,6

6 Web-сайт в сети Интернет 61,6 63,2

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ ЭНЕРГИЕЙ, ГАЗОМ И ПАРОМ; КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ ВОЗДУХА

Организации, использовавшие: 2018 г. 2019 г.

1 Персональные компьютеры 93,4 Нет данных

2 Серверы 59,2 60,3

3 Локальные вычислительные сети 73,5 71,5

Продолжение табл.3

4 Интернет 89,1 92,5

в том числе широкополосный доступ 84,8 87,4

5 «Облачные» сервисы 17,4 20,9

6 Web-сайт в сети Интернет 47,7 51,1

ВОДОСНАБЖЕНИЕ; ВОДООТВЕДЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ СБОРА И УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЗАГРЯЗНЕНИЙ

Организации, использовавшие: 2018 г. 2019 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Персональные компьютеры 88,8 Нет данных

2 Серверы 40,6 60,3

3 Локальные вычислительные сети 43,8 71,5

4 Интернет 85,8 92,5

в том числе широкополосный доступ 76,3 87,4

5 «Облачные» сервисы 21,9 24,1

6 Web-сайт в сети Интернет 32,1 51,1

Денежная форма выражения расходов предприятия по закупке ВТ и ПО, оплате услуг связи, обучение сотрудников разработке и применению ИКТ, оплате услуг сторонних организаций и специалистов, прочие расходы на ИКТ, включая затраты организации на разработку

программных средств собственными силами определяется как затраты на ИКТ. Распределение затрат предприятий на ИКТ по видам экономической деятельности в 2005 г. - 2019 г. представлено в Таблице 4, составленной на основе данных источника [8].

Таблица 4 - Затраты на ИКТ, всего по видам экономической деятельности и отраслям промышленности (2005 -2019 гг., млрд руб.)

N Организации, затратившие средства на: 2005 2010 2015 2016 2017 2018

Всего 215 516 1153 1249 1488 1676

1 Приобретение вычислительной техники и оргтехники 78,5 113 234 249 297 335

2 Приобретение телекоммуникационного оборудования - - 156 145 162 174

3 Приобретение программного обеспечения 21,9 81,2 203 280 282 304

4 Оплату услуг связи 56,7 168 256 241 262 299

из них оплата доступа к Интернет - 39,2 68,1 69,3 69,8 74,3

5 Обучение сотрудников, связанное с развитием и использованием ИКТ 2,2 3,7 6,8 6,5 6,6 4,3

6 Оплату услуг сторонних организаций и специалистов по ИКТ (кроме услуг связи и обучения) 34,9 98,9 232 254 376 446

7 Прочие затраты 21,1 51,1 65,1 74,2 102 115

В 2019 г. всего по позициям (1) - (7) было затрачено 2453 млн. руб.

Статистические данные о затратах про- связи, обучение сотрудников и др., по рассмат-мышленных предприятий на ИКТ, оплату услуг риваемым отраслям, приведены в Таблице 5.

Таблица 5 - Затраты на ИКТ, всего по видам экономической деятельности и отраслям промышленности (2018 г., млрд руб., 2019 г., %)

ВСЕГО ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 2018 г.

Организации, затратившие средства на: 2018 г., (млрд руб.) 2019 г. (%)

1 Приобретение вычислительной техники и оргтехники 335 24,4%

2 Приобретение телекоммуникационного оборудования 174 20,0

3 Приобретение программного обеспечения 304 24,5

4 Оплату услуг связи 299 18,7

из них оплата доступа к Интернет 74,3 4,5

5 Обучение сотрудников, связанное с развитием и использованием ИКТ 4,3 0,2

Продолжение табл.5

6 Оплату услуг сторонних организаций и специалистов по ИКТ (кроме услуг связи и обучения) 446 7,7

7 Прочие затраты 115 Нет данных

ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Организации, затратившие средства на: 2018 г., (%) Создание, распространение и использование цифровых технологий 2019 г., млрд. руб.

1 Приобретение вычислительной техники и оргтехники 12,9 27.8

2 Приобретение телекоммуникационного оборудования 6,8

3 Приобретение программного обеспечения 13,5

4 Оплату услуг сторонних организаций и специалистов по ИКТ 49,9 21.6

5 Оплату услуг связи 13,3

из них оплата доступа к Интернет 2,9

6 Обучение сотрудников, связанное с развитием и использованием ИКТ 0,1

7 Прочие затраты 3,5

ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА

Организации, затратившие средства на: 2018 г., (%) Создание, распространение и использование цифровых технологий 2019 г., млрд. руб.

1 Приобретение вычислительной техники и оргтехники 20,7 176.3

2 Приобретение телекоммуникационного оборудования 4,0

3 Приобретение программного обеспечения 19,1

4 Оплату услуг сторонних организаций и специалистов по ИКТ 29,5 61.8

5 Оплату услуг связи 22,5

из них оплата доступа к Интернет 4,0

6 Обучение сотрудников, связанное с развитием и использованием ИКТ 0,2

7 Прочие затраты 4,0

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ ЭНЕРГИЕЙ, ГАЗОМ И ПАРОМ; КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ ВОЗДУХА

Организации, затратившие средства на: 2018 г., (%) Создание, распространение и использование цифровых технологий 2019 г., млрд. руб.

1 Приобретение вычислительной техники и оргтехники 35,2 38.8

2 Приобретение телекоммуникационного оборудования 7,5

3 Приобретение программного обеспечения 19,4

4 Оплату услуг сторонних организаций и специалистов по ИКТ 21,0 12.9

5 Оплату услуг связи 10,1

из них оплата доступа к Интернет 2,7

6 Обучение сотрудников, связанное с развитием и использованием ИКТ 0,1

7 Прочие затраты 6,7

ВОДОСНАБЖЕНИЕ; ВОДООТВЕДЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ СБОРА И УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЗАГРЯЗНЕНИЙ

Организации, затратившие средства на: 2018 г., (%) Создание, распространение и использование цифровых технологий 2019 г., млрд. руб.

1 Приобретение вычислительной техники и оргтехники Приобретение телекоммуникационного оборудования Приобретение программного обеспечения 15,0 6.6

2 3,0

3 14,3

4 Оплату услуг сторонних организаций и специалистов по ИКТ 26,8 2.1

5 Оплату услуг связи 38,5

из них оплата доступа к Интернет 10,0

Продолжение табл.5

6 Обучение сотрудников, связанное с развитием и использованием ИКТ 0,2

7 Прочие затраты 2,2

На примере статистических данных в проанализируем готовность к импортозамеще-сфере торгового обмена технологиями с зару- нию в области инновационного оборудования бежными странами (Соглашения в 2019 г.), (Таблица 6).

Таблица 6 - Торговый обмен технологиями с зарубежными странами, всего по видам экономической

деятельности и отраслям промышленности (2019 г.)

ВСЕГО ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организации, заключившие соглашения с зарубежными странами 2019 г.

ЭКСПОРТ

1 Число соглашений 523

2 Стоимость предмета соглашения, млн долл. США 2005,4

3 Поступление средств за год, млн долл. США 180,5

ИМПОРТ

4 Число соглашений 2853

5 Стоимость предмета соглашения, млн долл. США 9969,7

6 Выплаты средств за год, млн долл. США 3178,4

1. ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Организации, заключившие соглашения с зарубежными странами 2019 г.

ЭКСПОРТ

1 Число соглашений 17

2 Стоимость предмета соглашения, млн долл. США 4,4

3 Поступление средств за год, млн долл. США 2,2

ИМПОРТ

4 Число соглашений 141

5 Стоимость предмета соглашения, млн долл. США 1329

6 Выплаты средств за год, млн долл. США 229

2. ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА

Организации, заключившие соглашения с зарубежными странами 2019 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭКСПОРТ

1 Число соглашений 487

2 Стоимость предмета соглашения, млн долл. США 694

3 Поступление средств за год, млн долл. США 127

ИМПОРТ

4 Число соглашений 2692

5 Стоимость предмета соглашения, млн долл. США 7637

6 Выплаты средств за год, млн долл. США 2949

Продолжение табл.6

3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИЕЙ, ГАЗОМ И ПАРОМ; КОНДИЦИОНИРОВА-

4 НИЕ ВОЗДУХА . ВОДОСНАБЖЕНИЕ; ВОДООТВЕДЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ СБОРА И УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЗАГРЯЗНЕНИЙ

Организации, заключившие соглашения с зарубежными странами 2019 г.

ЭКСПОРТ

1 Число соглашений 18

2 Стоимость предмета соглашения, млн долл. США 1307

3 Поступление средств за год, млн долл. США 51,3

ИМПОРТ

4 Число соглашений 20

5 Стоимость предмета соглашения, млн долл. США 3,7

6 Выплаты средств за год, млн долл. США 0,4

Индекс цифровизации позволяет оценить уровень использования широкополосного интернета, облачных сервисов, ЯРГО-техноло-гий, ЕЯР-систем. Он есть среднее арифметическое значение показателей удельного веса

организаций (в общем числе организаций соответствующего сегмента экономики), использующих соответствующие виды цифровых технологий (с округлением до целого значения). Вышеприведенные статистические данные,

отражающие числовые значения базовых показателей, используются для установления уровня цифровой трансформации отрасли (промышленности). Данные торгового обмена технологиями с зарубежными странами по видам экономической деятельности и отраслям промышленности позволяют оценить уровень конкурентоспособности предприятий отрасли в глобальной циф-

Согласно Индексу цифровизации и интенсивности использования цифровых технологий в предпринимательском секторе за 2019 год: 1) добыча полезных ископаемых - 29; 2) обрабатывающая промышленность - 36; 3) обеспечение энергией - 30; 4) водоснабжение, водоотве-дение, утилизация отходов - 25 (рис. 1).

ровой экономике.

Добыча полезных ископаемых

Водоснабжение, водоотведение, утилизация отходов

Обрабатывающая промышленность

Обеспечение энергией

Рисунок 1 - Многоугольник значений оценки уровня цифровизации интенсивности использования цифровых технологий в промышленности, 2019 г.

Интервалы оценки уровня с максимальных 53-68, выше средних 41-52, средних 36-40, ниже средних 31-35, минимальных 20-30. В результате обработки статистических данных, полученная оценка цифровизации в промышленности находится преимущественно в интервалах значений, ниже средних и минимальных.

Согласно Индексу цифровизации и интенсивность использования цифровых технологий в организациях предпринимательского сектора по странам за 2019 год, Россия имеет индекс 32, что соответствует последнему интервалу его значений, ниже средних, так как: максимальные 41-52; выше средних 36-40; средние 31-35; ниже средних 20-30. В обрабатывающей промышленности Россия имеет индекс 36, что соответствует интервалу средних значений, так как интервалы определены, как для оценки циф-ровизации в промышленности.

Вышеприведенные в Таблице 6 данные торгового обмена технологиями с зарубежными странами по видам экономической деятельности и отраслям промышленности позволяют согласиться с оценкой уровня цифровизации российской промышленности в глобальной цифровой экономике.

Результаты анкетирования промышленных предприятий Санкт-Петербурга, одного из индустриально развитых российских регионов, где формируется сетевая экономика с присущими ей социально-экономическими

отношениями, позволяют оценить риски цифро-визации производства и расширения сетевого взаимодействия регионов России и Беларуси. Данный вопрос актуален в контексте разработки теории модернизации промышленных комплексов Республики Беларусь и индустриально - развитых регионов Российской Федерации в период неоиндустриализации [10]. Отметим, что в результате развития цифрового общества, экономики, возникают не только глобальные сетевые структуры, но трансформируются производственные системы. Наряду с этим возникают новые угрозы, формой проявления которых, характеристикой (в том числе - количественной) становятся риски. В ходе мониторинга цифровой адаптации промышленных предприятий региона были установлены проблемы, на которые указали респонденты.

Заключение. Необходимо отметить изменение показателей деятельности предприятий в связи с реализацией проектов по развитию цифровизации и оценки эффективности деятельности федеральных и региональных органов государственной власти по поддержке цифрови-зации экономики, которые вызваны, в том числе, сформулированными стратегическими направлениями в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности [11]. Как сказано в документе, сквозные технологии (искусственный интеллект; новые производственные технологии; робототехника и

сенсорика; новые коммуникационные интернет-технологии; интернет вещей; технологии виртуальной и дополненной реальности) позволят достичь цифровой зрелости ключевых отраслей экономики и социальной сферы, решая задачи по достижению национальной приоритетной цели «Цифровая трансформация» [12] и реализуя пять экосистемных проектов: инновации в организации производства; технологические инновации; продуктовые инновации; инновации в сфере кадров; инновации в государственном управлении. На примере проекта «Продукция будущего» по цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности как переход к кастомизированной промышленной продукции «под клиента»; внедрение технологии предиктивной аналитики для перехода к «ремонту по состоянию», отметим, что для пяти показателей сформирован интегральный показатель, относящийся к остальным проектам, как «доля российской электронной продукции, используемой при реализации проектов обрабатывающей промышленности, в общем объеме электронной продукции, используемой при реализации таких проектов» с ростом значений показателя 37,5%; 39,5%; 40,8% в период 2022 -2024 гг.

Отметим, что системные теоретические исследования, посвященные формированию промышленной политики, ориентированной на расширение сетевого взаимодействия промыш-ленно развитых регионов в условиях цифровой индустриализации, не проводились. При этом такого рода исследования актуальны: технико-технологическая модернизация белорусской и российской экономики не может быть проведена в отрыве от организационно-управленческих аспектов трансформации глобальной экономики. Идет переход к экономике сверхиндустриального типа, она базируется на высокотехнологичной и наукоемкой промышленности и предполагает активную работу в области межгосударственной промышленной политики. Эта политика ориентирована на расширение сетевого взаимодействия индустриально развитых регионов России и Беларуси, учитывающих возрастающую роль экономической интеграции и реализующих интеграционные программы в условиях ужесточения конкурентной борьбы с другими странами на глобальных рынках.

Благодарности : Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и БРФФИ в рамках научного проекта № 20-510-00002.

Литература

1. Индикаторы цифровой экономики: 2021: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т И60 «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2021. - 380 с.

2. Документы, подписываемые по итогам заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства. 4 ноября 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5734

3. Аналитический доклад «The Network Readiness Index 2020: Accelerating Digital Transformation in a post-COVID Global Economy». [Электронный ресурс]. - URL: https://enterprise. press/wp-content/up-loads/2020/11/NRI-2020-Final-Report.pdf

4. Лепеш Г.В., Макарова И.В, Базовые параметры современной региональной промышленной политики и политики сотрудничества с Республикой Беларусь / Технико-технологические проблемы сервиса. №1(55), 2021 г. С. 3 -9.

5. Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (с изменениями), Ст. 2.

6. Информационное общество в Российской Федерации. 2020 : статистический сборник [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - Электрон. текст дан. (33,6 Мб). - М.: НИУ ВШЭ, 2020.

7. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

8. Россия в цифрах. 2020: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2020 - 550 с. Электронный ресурс https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/GOyirKPV/Ru s_2020.pdf

9. Информационное общество в Российской Федерации. 2020 : статистический сборник [Электронный ресурс] /

10. Лепеш Г.В. и др. Теория модернизации промышленных комплексов Республики Беларусь и индустриально - развитых регионов Российской Федерации в контексте неоиндустриализации. - Отчет по НИР, 1 этап, 2020-2021 г., Санкт-Петербург, СПбГЭУ, электронный ресурс. КИАСС РФФИ.

11. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности» от 06.11.2021 г. №3142-р.

12. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 г.».

13. Лепеш Г.В., Угольникова О.Д., Шарафутдинова Л.Р. Концептуальные основы цифровой индустриализации (на примере стран с различными технологическими укладами) / Технико-технологические проблемы сервиса. №2(56), 2021 г. С. 3 -14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.