Механизмы социально-управленческого решения проблем семьи
Брачно-семейная система есть проекция системы общественной. Вместе с изменениями в обществе меняется ситуация и в сфере семейных отношений. Положение семьи в Российской Федерации в современных условиях можно охарактеризовать как кризисное. С переходом экономики на рыночные отношения значительно снизился жизненный уровень населения России. Особенно ухудшилось материальное положение многодетных семей, одиноких матерей, семей с детьми-инвалидами, студенческих семей. Практически все денежные доходы указанных категорий семей используются на покупку продуктов питания. Не менее остро стоят проблемы лечения и образования детей, их отдыха. В кризисный для нашей экономики период актуальной стала также проблема потери работы: от безработицы страдают как молодые специалисты, так и работники со стажем. Сложное социальное положение населения обостряет необходимость развития, четкого функционирования и преобразований в органах исполнительной власти, направленных на социальную защиту населения'.
Актуальность обсуждения проблемных вопросов, связанных с деятельностью служб социальной защиты населения и с повышением эффективности управления их работой обусловлена тем, что такие органы, как органы записи актов гражданского состояния (ЗАГС), управления образования, здравоохранения, непосредственно обеспечивают соблюдение конституционных прав личности и законности.
Основной проблемой всех семей является разрешение вопроса о социальном предназначении семьи в современном мире. Возникнув как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обслуживанию человеческой
1 См.: Семья - основа общественной стабильности, мира и прогресса // Человек и труд, 2005, №3, с.48-53.
деятельности. Сегодня функции, которые когда-то принадлежали преимущественно семье, могут быть осуществлены вне семьи. В связи с этим встает вопрос: что такое семья — исторический пережиток, который существует только в силу приверженности людей бытовым традициям, или фундаментальный социальный институт, вне рамок которого существование человека невозможно?
Этот теоретический вопрос подкрепляется все усиливающейся нестабильностью семейного образа жизни, нарастанием кризисных явлений, которые лишь отчасти обусловлены социально-экономическими трудностями, переживаемыми нашей страной. Характерно, что экономически благополучные страны, не пережившие в последние годы такого резкого падения уровня жизни своего населения, испытывают аналогичные трудности в функционировании семей.
В условиях сложной социально-экономической ситуации в нашей стране наиболее остро встает вопрос о скоординированной, четкой и отлаженной работе всех структур власти, чья деятельность направлена на социальную работу с семьей. Одним из способов реализации данной задачи является их взаимодействие.
В теории социального управления «взаимодействие - это совместное участие и связь сотрудников, подразделений, организаций, органов в процессе трудовой деятельности, возникающие на основе различных функций, полномочий, взаимных обязательств»1.
Для формирования эффективной системы социальной политики важны следующие основные направления.
Первое - поддержка беднейших слоев населения (больные, инвалиды, старики, многодетные семьи). Для того чтобы выяснить, какие категории населения имеют право на социальную помощь, используется показатель прожиточного минимума.
Теоретически прожиточный минимум является чертой, ниже которой государство не должно допускать снижение жизненного уровня своих
1 Яськов Е.Ф. Теория и практика социального управления: словарь-справочник. М., 1997, с. 31.
граждан, обеспечивая им материальную поддержку. Поэтому самое сложное - примирить в его величине и наборе компонентов требования научной обоснованности, ресурсной обеспеченности и социальной допустимости.
Социальное обеспечение осуществляется в виде предоставления широкого спектра социальных услуг: денежных выплат; талонов на бесплатное питание и приобретение одежды; обслуживания на дому престарелых и инвалидов; предоставления мест в домах для престарелых и инвалидов и т.д.
Принцип социальной помощи предполагает финансирование из бюджета. Одинаковый размер помощи для всех получателей - наиболее простой в организационном отношении вариант. Однако одинаковая помощь может понизить мотивацию к труду'.
В связи с реформированием системы социальной защиты возникает вопрос о минимуме социальных гарантий, которые общество может предоставить гражданам в переходных условиях. В современных условиях эти гарантии ограничиваются социальной помощью малообеспеченным. Такая система помощи является по существу системой гарантии минимального дохода (ГМД). Система, существующая в странах переходной экономики, называется оценкой уровня дохода (ОУД). Здесь социальная помощь не ставит своей задачей покрыть разницу между чертой бедности и действующим уровнем дохода. Она также не предполагает обязательных гарантий минимального дохода на уровне прожиточного минимума.
Второе направление - обеспечение права на труд. Государство должно гарантировать равноправие субъектов на рынке труда, свободный выбор профессии.
Социальная защита работников включает в себя:
1 Прокопов Ф. Эффективность системы пособий по безработице // Человек и труд, 2007, №3, с.31-36.
- создание условий для занятости населения трудовой деятельностью, позволяющей работникам зарабатывать средства для жизни в объемах, достаточных для достойного существования;
- обеспечение безопасных условий труда для работников и доступа граждан к национальным системам здравоохранения, реабилитации и профессионального образования;
- обеспечение работников и членов их семей прожиточным минимумом материальных средств в случаях безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, несчастного случая в быту, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, утраты кормильца.
Третье направление - регулирование занятости населения, которое включает в себя разработку и реализацию программ по формированию новых рабочих мест в государственном и негосударственном секторах экономики, программ занятости инвалидов. Эти программы обязывают некоторые виды предприятий предоставлять определенный процент от общего числа рабочих мест для инвалидов.
Разрабатываются определенные программы. Разработкой и реализацией программ по борьбе с безработицей и с помощью безработным обычно занимаются биржи труда, в чьи функции входит изучение рынка труда, определение, какие специалисты пользуются спросом в настоящее время и какие изменения на рынке труда возможны в будущем. В соответствии с этим происходит подготовка и переподготовка кадров, перемещение и переквалификация рабочей силы. Кроме того, биржи выплачивают пособия по безработице.
В настоящее время в России ответственность за социальную защиту в случае крайне малого обеспечения несут местные власти, так как они могут лучше определить масштабы потребности в социальной помощи. Для этого Госкомстатом ежемесячно определяется стоимость потребительской корзины и рассчитывается базовое денежное пособие.
Для непосредственной организации социальной помощи незащищенным слоям населения важны местные социальные программы, которые существенно различаются по областям и даже по районам в пределах одной области. Однако все большее значение приобретает вопрос о создании единой системы социальной защиты, соединяющей интересы государства, работодателей и граждан.
Примечательно, что региональные власти отмечают остроту профориентационной проблематики и необходимость серьезных и системных мер по её разрешению, которые, однако, не находят никакого отражения на уровне официальной отчетности. Например, известно, что в регионе есть дефицитные специальности, но какие конкретные меры по увеличению предложения соответствующих специалистов региональному рынку труда предпринимаются, нигде не сообщается. Много говорится о перепроизводстве экономистов и юристов в системе регионального образования, но сделаны ли какие-либо шаги департаментами образования, службами занятости и образовательными учреждениями для преодоления серьезнейшего дисбаланса на рынке труда, неизвестно.
Помимо социально-экономических трудностей в молодой семье остро стоят социально-психологические проблемы, обусловленные отсутствием опыта, необходимого для совместной жизни и воспитания ребенка. В России нет ни одной государственной структуры, ответственной за социально-психологическое состояние семьи. Нет координационного центра, в обязанности которого входили бы разработка и осуществление стратегии деятельности государства в интересах семьи, материнства, отцовства и детства. Все это делает молодую семью нестабильной и увеличивает процент разводов.
Органы ЗАГС как основные фиксаторы социального статуса человека находятся в постоянном взаимодействии со структурными подразделениями районных администраций, входят в состав организационных комитетов по подготовке и проведению
мероприятий, направленных на укрепление семейных отношений. В первую очередь, это учреждения социальной сферы: управление образования, управление здравоохранения, управление культуры, отделение УФМС России, а также общественные районные организации - Совет ветеранов войны и труда и др.
В целях популяризации семей с большим жизненным стажем отделы ЗАГС совместно с Советами ветеранов войны и труда и с районными общественными организациями общества инвалидов постоянно ведут работу по выявлению юбилейных пар. Встречи с «золотым человеческим фондом» проходят нередко. В годовщину свадьбы юбиляры приходят в ЗАГС или специалистом ЗАГС осуществляется выезд на дом, где супруги вновь обмениваются клятвами любви и верности друг другу, вспоминают историю своего знакомства, делятся с приглашенными секретами своей долгой супружеской жизни, оставляют свои подписи в книге почетных юбиляров города. В данных мероприятиях принимают участие ветеранские организации, другие региональные объединения (такие, например, как Дети Войны), но из-за отсутствия единой базы данных о ветеранах их участие непостоянно, так как зависит от финансирования и инициативы, проявленной специалистами ЗАГС, к которым непосредственно обращаются юбиляры. Порой общественные организации помогают в проведении чествования (даже при наличии финансирования) только тех, кто состоит в их совете.
В целях популяризации семейных ценностей, регистрации отношений в органах ЗАГС, повышения ответственности у молодежи в последнее время на различных уровнях власти часто поднимался вопрос об организации выездных регистраций брака, что сделает церемонию более красивой, привлечет к решительному шагу -узаконить отношения, большее количество брачующихся.
Ещё в 2008 г. поправкой в ФЗ «О регистрации актов гражданского состояния...» предлагалось закрепить норму, в соответствии с которой
6
«по просьбе лиц, вступающих в брак, государственная регистрация заключения брака может быть произведена на дому, в учреждении культуры или иной организации в присутствии лиц, вступающих в брак». Регистрации в учреждении культуры предшествует принятие местной властью в одном из регионов РФ соответствующего постановления, поскольку дело требует межведомственных согласований. Идея должна быть одобрена губернатором, свое согласие должны выразить областные структуры: управление ЗАГС и комитет по культуре. И даже при условии всех согласований возникают сложности. Необходимо разработать и принять областной закон о предоставлении гражданам дополнительных услуг в сфере ЗАГС; утвердить тарифы; принять постановление о выездных регистрациях на территории музеев, дворцов, дворянских усадеб, территории заповедников; правильно заключить договоры с учреждениями культуры; присутствие молодоженов не должно мешать традиционной работе этих учреждений; ввести в штатное расписание каждого подразделения ЗАГС специалиста(-ов) по организации выездных регистраций, а в закон или в административный регламент - положение, что штатная комплектация отдела ЗАГС напрямую зависит в том числе и от числа проведенных в течение года «на душу населения» торжественных регистраций, а не только от числа граждан, проживающих на территории.
Управлением образования, управлением культуры и управлением социальной защиты населения к международному Дню защиты детей ежегодно проводятся разноплановые мероприятия. Основной задачей всех, кто работает с семьей, является повышение ответственности взрослых, пап и мам, социальных чиновников и инспекторов. Отследить, оценить динамику детского благополучия - важная задача, которая стоит перед всеми органами исполнительной власти, связанными с социальной работой. Первый шаг на этом пути - своевременно и грамотно документировать все изменения гражданского состояния
ребенка. Второй - воспитывать детей, не отгораживаясь от них, не перекладывая свои обязанности на школу. Сотрудникам отдела ЗАГС пора идти в школы с лекциями на правовую тему, в клубы для будущих отцов и будущих мам, приглашать учителей на семейные праздники в отделы ЗАГС, демонстрировать уважение к этой касте, поднимать общественную значимость профессии. Жаль, что рыночные отношения с их конкурентной борьбой, ориентацией главным образом на материальное благополучие в своей основе негуманны.
На общем позитивном фоне взаимодействия органов исполнительной власти с администрациями, ЗАГСами и другими организациями, цель которых социальная защита населения, основной проблемой является то, что главы исполнительной власти субъектов РФ по-разному реагируют на акты Президента, исполнение указов не отлажено, их множественность и поспешность издания и явное обретение свойств административных актов нередко создают противоречия в практике управления и хозяйствования1.
В условиях федеративного устройства нашего государства на уровне органов республик, областей и т.д. складываются более сложные конституционно-административные отношения. Скажем, правительству республики или администрации области приходится реагировать, с одной стороны, на федеральные законы и законы республик, областей, с другой - на акты Президента и Правительства РФ, на акты Президента республики или губернатора. Пока соотношение «весов влияний» явно склоняется в пользу последней группы. Такой дисбаланс требует корректив в деятельности всех органов.
Семья сталкивается с рядом острейших проблем, которые она не может разрешить без помощи специалистов по социальной работе. Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы, т.е. все люди и организации, которые включены в
См.: Ильин А.В. Компетенция органов местного самоуправления // Российский следователь, 2004, №1, с.34-36.
процесс социальной работы: это и государство в целом, осуществляющее социальную политику, и общественные объединения, фонды, органы местного самоуправления. Поэтому в условиях многообразия форм собственности, существенных различий в уровнях доходов граждан, усиливающейся имущественной дифференциации следует искать новые подходы к организации социальной защиты. В этой связи требует корректировки реализация принципа сочетания платности и бесплатности услуг, предоставляемых службами социальной помощи нетрудоспособным. Потребность населения в социальных услугах возрастает, но государственные и муниципальные учреждения зачастую не имеют возможности предоставлять их в необходимом объеме, своевременно и качественно. Как правило, выгодным становится размещение госзаказов на оказание социальных услуг в негосударственном секторе.
Необходимо приступить к подготовке законопроектов "О негосударственном секторе социального обслуживания населения", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" в части совершенствования понятийного аппарата, уточнения номенклатуры учреждений социального обслуживания населения, форм и методов предоставления как государственных, так и негосударственных социальных услуг.
Ю.И. Караваева аспирант кафедры социологии, психологии и педагогики МГТУ «Станкин»*
Караваева Ю.И. Механизмы социально-управленческого решения проблем семьи. Развитие, функционирование и оптимизация органов исполнительной власти, направленных на социальную защиту населения как механизма решения социально-психологических и социально-экономических проблем семьи.
* Караваева Юлия Игоревна , e-mail: [email protected]
Ключевые слова: социально-психологические и социально-экономические проблемы молодой семьи, социальная защита населения, взаимодействие федеральных и региональных властей.
Karavaeva J.I. Mechanismes socially-managerial solution of problems of a family. Development, functioning and optimization of the enforcement authorities directed on social protection of the population as the mechanism of the decision of socially-psychological and social and economic problems of a family.
Key words: socially-psychological and social and economic problems of a young family, population social protection, interaction of the federal and regional authorities.