Научная статья на тему 'Механизмы сохранения культуры в современном мире'

Механизмы сохранения культуры в современном мире Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
391
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Красильникова О. С.

Данная статья посвящена проблеме сохранения культурной уникальности в современном глобальном мире, приведены примеры восточных культур, которые участвуют в глобализации сохраняя свою национальную специфику. В статье обозначена характерная для России проблема поиска механизмов защиты собственной культуры. Автор обозначил механизмы сохранения и сопротивления культуры чужим ценностям – это поверхностная вестернизация, цензура в отношении к чужой культуре, религиозная традиция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы сохранения культуры в современном мире»

заложенные в нем, а, следовательно, обрести знание-переживание, источником которого это произведение является. Подлинное восприятие музыки - это творчество, обретение в этом процессе личностного знания-переживания - строительство собственного духовного мира, способствующего творческой самореализации личности в пространстве культуры.

Список литературы:

1. Адорно Т.В. Избранные труды: Социология музыки. - М.; СПб., 1999.

2. Асафьев Б.В. Избранные труды. Т. IV. - М., 1955.

3. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1968.

4. Рапацкая Л. А. Русская художественная культура. - М.,1998.

5. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. - СПб., 2000.

МЕХАНИЗМЫ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ © Красильникова О.С.*

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности,

г. Кемерово

Данная статья посвящена проблеме сохранения культурной уникальности в современном глобальном мире, приведены примеры восточных культур, которые участвуют в глобализации сохраняя свою национальную специфику. В статье обозначена характерная для России проблема поиска механизмов защиты собственной культуры. Автор обозначил механизмы сохранения и сопротивления культуры чужим ценностям - это поверхностная вестернизация, цензура в отношении к чужой культуре, религиозная традиция.

В н. XXI в. актуальной остается проблема Восток и Запад в контексте глобализации. Следует отметить, что более ста лет назад в XIX в. Н.Я. Данилевский отмечал одномерность подхода при описании этих культурногеографических миров, «Запад, Европа составляют полюс прогресса, неустанного усовершенствования, непрерывного движения вперед; Восток, Азия - полюс застоя и коснения»[2, с. 147]. Подобные характеристики продолжают сохраняться спустя столетие.

Политическое, ценностно-цивилизационное противостояние позволяет оценить глобализацию как ответ восточного мира на вызовы западной цивилизации.

* Преподаватель кафедры Философии и политологии

На Востоке, в традиционных культурах велик авторитет религии и ко многим вещам с Запада очень осторожное, сдержанное отношение. Особенно в китайской и арабо-мусульманской культурах. Например, глобализация в Китае, вопреки опасениям китайских традиционалистов не привела к унификации и вестернизации традиционных ценностей. В Пекине открыт «Макдоналдс», Шанхай называют «китайским Парижем» из-за богемной атмосферы, царящей в этом городе. Тексты песен западных рок

- групп, выступающих в Шанхае, не подлежат цензуре, в отличие от остальных городов Китая, в которых эта процедура является нормой. Цензура в этом случае - механизм защиты собственной культуры от распространения через музыкальную субкультуру чужих культурных образцов. Включение Китая в глобальный мир происходит на базе национального менталитета, на основе ценностей китайской культуры.

Рассмотрим механизмы сохранения в арабо-мусульманской культуре. В этих странах распространена материальная культура Запада и техника, но образ жизни и обычаи основаны на исламской традиции. Даже массовая культура в арабском мире находится под контролем цензуры. Например, американские продюсеры смогли запустить на арабском телевидении музыкальный проект МТУ при соблюдении двух условий. Первое - это контроль видео продукции арабскими цензорами, для которых главным критерием является мусульманская нравственность. Второе - до 80 % музыки должно звучать на арабском языке. Эта ситуация показательна тем, что никто из западных медиамагнатов не выступил с критикой этих условий под лозунгами: «защити свободу слова, долой цензуру!» На наш взгляд, причина сопротивления чуждым и разрушительным ценностям в арабской культуре -это религиозная традиция. Традиция защищает культуру и является иммунитетом против ценностей, которые враждебны родной культуре.

Противоположный пример - российская телевизионная культура. МТУ в России - это калька с американского телевидения. Большинство сериалов, реалити - шоу американские, не адаптированные к российской культурной специфике, поскольку в этом нет необходимости. Молодежные российские сериалы на этом канале не отличаются от американских аналогов («Клуб»). Если в России консервативная часть общества, как правило

- это родители, выступают против аморальных передач («Дом», «Блондинка в шоколаде») и требуют их прекращения, то в ответ раздается критика, что -это покушение на свободу выбора подростка. Логика подобных рассуждений проста - не хочешь, не смотри. На российском телевидении подобные передачи идут с начала 90-х годов («Про это», «Империя чувств»). Их уже не существует, но эти передачи представляют интерес с точки зрения их культурной составляющей, которая противоречит традиционной культуре. Фольклор является концентрированным выражением народной мудрости, ценностей. Наша пословица учит, что сор из избы не выносят. Современное

телевидение навязывает чуждые стереотипы отношений, основанные на конфликте как единственно возможной модели поведения. Современная массовая культура в России, как справедливо отмечает социолог О.Н. Козлова, ставит перед собой задачу «окультурить безделье».

В традиционной русской культуре охранительным механизмом было православие, которое имеет свою позицию в отношении идеологии поколения пепси, утверждающего «Бери от жизни все». В традиционной русской культуре, основанной на православии, принято думать о ближнем. Следовательно, если я возьму от жизни все, значит другой будет обделен. Поэтому - это слоган не нашей культуры, но СМИ сознательно умалчивают православное отношение ко многим проблемам и явлениям массовой культуры. Православие в современной России является достойным ответом чужим ценностям.

Исторические примеры подтверждают, что православие было защитным механизмом от чуждого, разрушительного влияния, не только культурного, но и политического и военного влияния. Во время феодальной раздробленности церковь призывает князей не враждовать, не радовать врагов своими раздорами. Церковные деятели обличали княжескую вражду, иногда им это стоило жизни. «Брат Мономаха Ростислав убил инока Григория за обличение, великий князь Святополк тоже за обличение мучил Печерского игумена Иоанна» [4, с. 359].

Князь Александр Невский в 1251 году поехал в Орду Батыя, союз Орды и Руси для того времени был необходим для противостояния Западу, угроза немецко-шведской агрессии сохранялась после победы 1242 года на Чудском озере. Это была не только военная, политическая, но и культурная агрессия. Поскольку рыцари монахи продвигаясь по Прибалтике (1237 год) насильственно окатоличивали покоряемое население. «К русским немцы и шведы относились еще более жестоко ...захваченных эстов обращали в крепостное состояние, русских просто убивали, не делая исключения даже для грудных младенцев» [1, с. 126-127]. После победы 1242 года, поступок Александра Невского, его поездка в Орду, братание с сыном Батыя, получил осуждение в народе, но поддержку митрополита Кирилла. В 1380 году игумен монастыря Святой Троицы, св. Сергий благословил князя Дмитрия Ивановича и с ним двух монахов, Пересвята и Ослабю [4, с. 363].

Патриарх Гермоген (Ермоген) во время смуты XVI века, рассылал воззвания по всей стране с призывами к восстанию и изгнанию латинян. Многочисленные послания патриарха сформировали общественное мнение в пользу восстания. Он предпочел мученическую смерть, но не сговор с польскими интервентами [3, с. 698, 701].

Эти исторические примеры показывают охранительное значение православия для русской культуры, для которой всегда важным оставался вопрос обновления и старины.

Итак, можно отметить какие существуют варианты сохранения национальной специфики в современном мире, на примере восточных культур. Для арабского мира - поверхностная вестернизация, и уверенность в правоте собственного образа жизни. Для Китая - цензура, избирательное и осторожное отношение к заимствованиям из других культур. Такое отношение сформировалось как результат китаецентризма, и ксенофобии китайцев. Китайская культура - положительный пример ксенофобии. Прежде чем распространять чужой экономический опыт, китайцы апробируют заимствования в отдельных экономических зонах. Это достойные варианты сохранения собственной культуры в глобальной ситуации внедрения инокультурных образцов. Для русской культуры - это обращение к православной традиции. Сохранение своей уникальности возможно благодаря уверенности в собственной уникальности, уважительного отношения к своей культуре.

Таким образом, поиск механизмов защиты отечественной культуры в условиях глобализации остается важной проблемой сохранения собственной уникальности.

Список литературы:

1. Гумилев Л.Н. От Руси к России. - СПб.: Кристалл, 2002. - С. 235-239.

2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Вехи, 2004. - С. 147-150.

3. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Книга I. - М.: Книга,1990.

4.Протоиерей Александр Шмеман Исторический путь православия. -М.: Паломник, 2007. - С. 348-365.

5. Семенов В.Е. // СОЦИС. - 2007. - № 4. - С. 37-43.

РОМАНТИЧЕСКОЕ НАЧАЛО КАК ВЕЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ © Мелешкина Е.А.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

В статье рассматривается уникальный феномен искусства на примере музыкального романтизма как удивительного культурного материала, который каждая эпоха читает по своему, присваивая себе право интерпретировать так, как видит и чувствует сегодня.

Среди множества интерпретаций романтизма в музыкальной теоретической мысли есть одно, чрезвычайно интересное сегодня, когда XIX век

* Доцент кафедры Социологии и философии культуры, кандидат педагогических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.