Научная статья на тему 'Механизмы регулирования в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды'

Механизмы регулирования в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
209
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАННЯ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / REGULATORY MECHANISMS / MANAGEMENT METHODS / COMPONENTS ENVIRONMENTAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Душечкина Н. Ю.

В статье рассматриваются механизмы регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и гармоничного сочетания экономических интересов человека с экологической безопасностью, сохранением окружающей среды. Раскрывается их структура. Представлена характеристика уровней взаимодействия составляющих элементов рационального природопользования. Доказана необходимость сочетания составляющих механизма регулирования рационального природопользования для сохранения и охраны окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reviews the mechanisms of regulation of relations in the field of environmental protection and harmonious combination of the economic interests of the human ecological safety, preservation of the environment. It reveals their structure. The characteristic interaction at all levels of the constituent elements of environmental management. The necessity of combining the components of the mechanism of regulation for rational nature conservation and environmental protection.

Текст научной работы на тему «Механизмы регулирования в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды»

Н.Ю. Душечкина

соискатель, Уманский государственный педагогический университет

имени Павла Тычины N. Yu. Dushechkina

аpplicant Uman State pedagogical University named after Paul Tychyny

(natic2005@ranbler. ru)

МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Аннотация. В статье рассматриваются механизмы регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и гармоничного сочетания экономических интересов человека с экологической безопасностью, сохранением окружающей среды. Раскрывается их структура. Представлена характеристика уровней взаимодействия составляющих элементов рационального природопользования. Доказана необходимость сочетания составляющих механизма регулирования рационального природопользования для сохранения и охраны окружающей среды.

Annotation. The article reviews the mechanisms of regulation of relations in the field of environmental protection and harmonious combination of the economic interests of the human ecological safety, preservation of the environment. It reveals their structure. The characteristic interaction at all levels of the constituent elements of environmental management. The necessity of combining the components of the mechanism of regulation for rational nature conservation and environmental protection.

Ключевые слова: механизмы регулировання, методы управления, составляющие элементы рационального природопользования, охрана окружающей среды.

Keywords: regulatory mechanisms, management methods, components environmental management.

Загрязнение окружающей среды и исчерпание невосполнимых природных ресурсов планеты угрожают существованию человечества на глобальном, региональном и локальном уровнях. На сегоднешний день приобретает особую остроту проблема их рационального и экономного использования.

Регулирование отношений в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, предотвращения воздействия хозяйственной и иной деятельности на природу, сохранение природных ресурсов, ландшафтов и других природных комплексов является приоритетным направлением природоохранного законодательства.

Экономический механизм обеспечения охраны окружающей природной среды формулирует соответствующие экономические и финансовые меры.

Национальная политика в указанной сфере определяется принятием Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» (25.06.1991 № 1264-XII), «Об экологической сети Украины» (24.06.2004 № 1864-IV), Постановлением Верховной Рады Украины «Об основных направлениях государственной политики Украины в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности» (от 05.03.1998 №188) и т.д.

Изучение проблемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды посвящены исследования ряда ученых: В. Кормили-цына, М. Цицкишвили, Ю. Яламова, И. Ковальчука, В. Робака и др.

Проблему финансового механизма регулирования природопользования и экономические методы управления раскрыто в исследованиях Л. Царика, С. Гунько, И. Чеболда, В. Джигирей, А. Запольского, А. Салюка и др. Исследователи убеждены, что в условиях рыночной экономики именно экономические факторы определяют поведение субъектов хозяйствования, влияют на принятие политических решений, в том числе и в области природопользования, охраны природы.

Ученые И. Ковальчук, В. Робак убедительно доказывают, что «Человечество должно понять простую истину: любой природный ресурс имеет цену. И эта цена определяется не только стоимостью добычи, транспортировки или его переработки... К этой цене обязательно необходимо закладывать «экологическую» составляющую: то есть тот, кто использует природный ресурс с целью получения прибыли, должен уплатить соответствующую цену за него. Если этот ресурс возобновляемый, то цена экологической составляющей должна быть эквивалентной затратам на его восстановление (например, возобновления плодородия почвы), если же ресурс невозобновляемый - то должен компенсировать его безвозвратные потери, расходы на обезвреживание отходов или их надежное и безопасное захоронение» [2, с. 246].

Их мнение продолжают В. Кормилицын, М. Цицкишвили, Ю. Яламов, которые утверждают, что «Для определения антропогенной нагрузки на окружающую среду принято эколого-экономический потенциал, который характеризует максимально допустимую антропогенную нагрузку на всю совокупностью природных систем, которая не приводит к необратимым разрушениям структуры этой совокупности, а также к значительным перебоям в проявлении системных законов и резкому ухудшению динамических качеств систем» [3, с. 242].

Подобные механизмы управления природопользования определяли Л. Царик, С. Гунько, И. Чеболда, В. Джигирей. Ученые считают, что «В экономической науке возникла затратная концепция природопользования, сущность которой заключается в том, что природные ресурсы должны иметь экономическую оценку, поскольку она является предметом труда» [5, с. 148].

Анализ публикаций, раскрывающих экономические методы управления рациональным природопользованием и охраной окружающей среды показал, что эта проблема является актуальной, но механизмы регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды исследовано рассредоточено, что и стало целью нашей публикации.

Проблема гармоничного сочетания экономических интересов человека с экологической безопасностью, сохранением окружающей среды, рациональным природопользованием является чрезвычайно актуальной. Анализируя данную проблему И. Ковальчук, В. Робак дают ответ на вопрос «Возможно ли такое сочетание?» посредством трактовки термина рациональное природопользование на основе сочетания вышеупомянутых проблем, смысл которых, авторы характеризуют как систему деятельности, обеспечиваущую экономную эксплуатацию природных ресурсов, эффективный режим их воспроизведения с учетом экономических интересов общества и сохранения здоровья людей [2, с. 244].

Однако, как и решение большинства сложных проблем, решение данных задач не является простым и содержит несколько составляющих. Если брать за концептуальную основу исследования сочетание экономических интересов человека с экологической безопасностью, то первым составным элементом рационального природопользования определена его мировоззренческая направленность. Соответственно вторым - экономическая.

Другими традиционными составляющими механизма регулирования рационального природопользования И. Ковальчук, В. Робак считают трудовые ресурсы, природные ресурсы и средства производства [2, с. 244].

В. Кормилицын, М. Цицкишвили, Ю. Яламов характеризуют взаимодействие всех составляющих элементов рационального природопользования, как эколого-экономический потенциал надежности всех природных систем на локальном, региональном и глобальном уровнях [3, с. 243].

Соглашаясь с указанной точкой зрения, считаем, что проблема рационального природопользования может быть решена не только в региональных и даже общегосударственных пределах. Это глобальная проблема, которая присуща всей планете.

Итак, проблема механизма рационального природопользования может быть решена только при сочетании системы мер управления, экологического законодательства и экономического стимулирования, которые составляют единое целое и дополняют друг друга на глобальном, региональном и локальном уровнях. Вместе с тем каждый из них имеет самостоятельные функции, охватывает определенный круг задач и, в зависимости от уровня сформированности, стимулирует или тормозит работу системы в целом [5, с. 143].

На глобальном уровне одним из основных рычагов управления рационального природопользованием является правовое обеспечение.

К правовым основам охраны окружающей среды и обеспечения рациональным природопользования относится система государственных мероприятий, которая закреплена в праве и направлена на сохранение и восстановление природных ресурсов, улучшение условий, необходимых для жизни человека и развития материального производства.

Совокупность природоохранных норм и правовых актов, объединенных общностью объекта, предмета, работников и цели правовой охраны природы, образует природоохранное законодательство.

Существуют определенные формы законодательства, в том числе идля обеспечения рационального природопользования, таковы нормативные акты, содержащие нормы права с соответствующей отрасли [5, с. 144].

Не менее важной составляющей управления рационального природопользования является организационно-управленческая система по охране природы на региональном уровне.

Государственное управление по охране окружающей природной среды осуществляют Кабинет Министров Украины, Советы народных депутатов и их исполнительные и распорядительные органы, а также специальные уполномоченные на то государственные органы по вопросам охраны природной среды и использования природных ресурсов. Таким органом в Украине является Министерство экологии и природных ресурсов [5, с. 145].

Другим механизмом управления, как одного из рычагов регулирования рационального природопользования являются экономические способы, среди которых выделяются прямые и посредственные. К прямым относятся: покупка-продажа ресурса, арендные платежи, прямые платежи за ресурсы или загрязнение, прямые налоги, до посредственных - косвенные платежи, различные льготы или запреты, связанные с экономикой, штрафные санкции. К экономическим мерам регулирования относят также формирование рынка экологических услуг и экономических фондов [5, с. 146].

Экономический механизм обеспечения рационального природопользования на региональном уровне включает целый ряд инструментов воздействия на материальные интересы предприятий и отдельных работников, такие как: лимитирование природопользования; платность природопользования, предусматривающая плату за практически все природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды, размещение в ней отходов производства; финансирование, т.е. предоставление денежных средств на четко определенные природоохранные мероприятия; материальное стимулирование - обеспечение заинтересованности, выгодности для предприятия и его работников природоохранной деятельности [1, с.233, 234].

Важной задачей государства является создание таких условий деятельности предприятий, по которым они вынуждены осуществлять природоохранную деятельность, которая обеспечивалась бы административными и экономическими методами. Администрирование, не связаное с материальной заинтересованностью, не может заставить предприятие постоянно, эффективно и бережно относиться к окружающей среде. С другой стороны, экономические методы, не усиленных материальными возмещением в наиболее важных экологических проблемах, тоже не всегда обеспечивают необходимый качественный уровень и сроки осуществления природоохранной деятельности. Поэтому наилучших результатов достигают при сбалансированном сочетании экономической заинтересованности с достаточно жестким контролем и внеэкономическим принуждением соблюдение законодательства [1, с. 232].

Мероприятия по экономическому стимулированию, по результатам природоохранной деятельности, должны быть предусмотрены в первую очередь для управленцев предприятия, которые обязаны непосредственно участвовать в ней.

Поэтому, на локальном уровне, использование природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности должно стать результатом сформиро-ванности экологического мировоззрения каждого руководителя, деятельность которого связана с использованием природных ресурсов. То есть формирование в личности таких ценностей и нравственных чувств, при которых готовность к природоохранной деятельности, активная экологическая позиция, недопущения правил природоохранного поведения другими являются органическими составляющими мировоззрения, а собственное поведение является неотъемлемой частью природоохранной деятельности [4, с. 7].

Итак, анализ механизмов регулирования в сфере рационального природопользования доказывает, что при гармоничном сочетании системы мер управления, экологического законодательства и экономического стимулирования, данная проблема может быть решена. Исходя из вышесказанного, главной задачей современности считается формирование нового экологического мировоззрения,

обеспечение экологизации общественного сознания, бережного отношения к окружающей природной среде, понимание необходимости охраны окружающей среды на работе и в быту, стремление к воспроизведению восстановительных природных и обоснованного самоограничения использования невозобновимых ресурсов.

Список источников:

1. Джигирей B.C. Екологія та охорона навколишнього природного середовища: навч. посіб. / B.C. Джигирей. - 4-те вид. випр. і доп. - К.: Т-во «Знання», КОО, 2006. -319 с.

2. Ковальчук І.П. Екологія: підручник. / І.П. Ковальчук, В.Є. Робак. - Львів: Видавничий центр ЛНУ імені Івана Франка, 2006. - 328 с.

3. Кормилицын В.И. Основы экологии: учебное пособие / В.И. Кормилицын, М.С. Цицкишвили, Ю.И. Яламов; науч. ред. А.К. Дадавинян. - М.: МПУ, Издательство «Интерстиль», 1997. - 368 с.

4. Мелешко В.В. Управління малокомплектними початковими школами різної структури: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: спец. 13.00.01 «Загальна педагогіка та історія педагогіки» / В.В. Мелешко. - Київ, 2002. - 22 с.

5. Соціальна екологія: навчальний посібник. / [Л.П. Царик, С.І. Гунько, І.Ю. Чеболда та ін.]; за ред. Л.П. Царика. - Тернопіль: Підручники і посібника, 2002. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.