Научная статья на тему 'Механизмы реализации стратегии социально-экономического развития региона'

Механизмы реализации стратегии социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2625
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОН / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ / STRATEGIC MANAGEMENT / REGION / STRATEGY OF SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT / MECHANISMS OF REALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремов Андрей Александрович

В статье рассмотрены основные механизмы реализации стратегии социально-экономического развития региона. особое внимание уделено корпорации развития Оренбургской области, мерам государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, регулированию потребительского рынка с целью поддержки местных товаропроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF REALIZATION THE STRATEGY OF SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

The paper is focused on the major mechanisms of the socioeconomic development strategy realization in the region. Special emphasis is laid to the concept of the Orenburg region development, to the measures of state support of the small and medium business, to regulation of the consumer market in order to support local commodity producers.

Текст научной работы на тему «Механизмы реализации стратегии социально-экономического развития региона»

Механизмы реализации стратегии социально-экономического развития региона

А.А. Ефремов, министр, министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области

Постановлением Правительства Оренбургской области в 2010 г. утверждена стратегия социально-экономического развития региона на долгосрочный период. Это документ комплексного развития территории, который охватывает такие сферы, как социум, экономика, среда обитания и жизнедеятельности, и определяет стратегические цели, приоритетные направления, а также мероприятия по их реализации и достижению. Всестороннее сбалансированное развитие региона невозможно без чёткого представления приоритетов развития на длительную перспективу, понимания своих конкурентных преимуществ и слабых сторон.

Достижение поставленных целей в существенной мере зависит от создания эффективных механизмов принятия и исполнения стратегических решений, их ориентации на конечный результат. Стратегический подход к управлению территорией базируется, в первую очередь, на применении целевых программ региона, на развитии механизмов повышения инвестиционной активности, финансовых инструментах поддержки малого и среднего предпринимательства, а также повышении эффективности муниципального управления.

Успешная реализация стратегии предполагает, прежде всего, рациональное использование имеющихся ресурсов, при этом основную роль играют денежные средства, выделяемые из бюджетов и различных фондов. Это означает, что стратегическое управление не может осуществляться в отрыве от бюджетного процесса. В основу деятельности региональных властей должны быть положены целевые программы,

которые представляют собой комплекс взаимоувязанных организационных, финансовых, экономических, социальных и хозяйственных мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и задач развития территории. Это позволит согласовать деятельность каждого органа исполнительной власти с приоритетами, зафиксированными в стратегических документах региона, и наиболее эффективно использовать государственные средства.

Механизмом сбалансированого развития региона, ориентированным на достижение конкретных результатов, является разработка программ развития муниципальных районов и городов. В настоящее время сформированы комплексные планы развития семи моногородов Оренбургской области. Проведённая работа показала серьёзные сложности — нет понимания целей развития городов, крайне низка активность населения, отсутствуют проектные предложения у представителей многих муниципальных образований. На муниципальном уровне в целом не сформирована система управления инвестициями, которая соответствовала бы Стратегии развития Оренбургской области. Местные органы власти имеют незадействованные резервы стимулирования инвестиционной деятельности на своей территории, но не только не используют их, но даже и не пытаются продвигать их в инвестиционной среде.

Необходимым условием развития экономики и достижения стратегических целей выступает динамичное и эффективное развитие инвестиционной деятельности. Реализация целей стратегии предполагает создание инвестиционных проектов, которые обеспечивают инвесторов и других заинтересованных участников необходимой информацией. Инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности

осуществления капитальных вложений. При этом ключевым фактором становится сложившийся на территории региона инвестиционный климат. Он, с одной стороны, является основным индикатором привлекательности экономики территории для инвестирования, с другой — показывает, насколько органы исполнительной и законодательной власти заинтересованы в притоке инвестиций.

На современном этапе инвестиционная политика Оренбургской области напрямую связана с реализацией долгосрочных планов развития региона. В настоящее время завершена разработка Концепции улучшения инвестиционного климата Оренбургской области, которая учитывает лучшие практики субъектов по привлечению инвестиций и рекомендована Министерством регионального развития Российской Федерации. Рассмотрим основные положения этой концепции.

1. Создание благоприятной для инвестиций административной среды. Предполагается, что субъект Федерации должен взять на себя решение всех административных проблем инвестора по принципу «одного окна».

2. Подготовка инфраструктуры для инвестиций, т.е. создание инвестиционных площадок и индустриальных парков. Требуется также разработка механизмов государственно-частного партнёрства для реализации инфраструктурных и социальных проектов.

Практика федерального центра показывает эффективность применения таких инструментов [1]. С этой целью созданы государственные институты развития — Банк развития, Российская венчурная компания, Инвестиционный фонд РФ. Формируются особые экономические зоны, технопарки, промышленные площадки.

3. Формирование финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций. Для реализации этого направления в регионе создаётся государственный оператор — ОАО «Корпорация

развития Оренбургской области». Цель её создания — привлечение инвестиционных ресурсов для обеспечения развития инфраструктуры области и реализации приоритетных проектов с использованием механизмов государственночастного партнёрства согласно стратегии развития Оренбургской области.

К основным функциям Корпорации развития относятся:

• предпроектная проработка инвестиционных предложений;

• подготовка инвестиционных площадок и привлечение инвесторов, а также средств институтов развития для реализации инвестиционных проектов;

• реновация (комплексная застройка) определённой территории муниципального образования с передачей Корпорации планировочных функций;

• инвестиционно-консалтинговая деятельность.

4. Стимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств. Инструментов, необходимых для осуществления данного положения, достаточно много, и некоторые из них уже успешно применяются — выставки, ярмарки и многие другие механизмы.

Значительная роль в развитии муниципалитетов принадлежит малому предпринимательству, которое является одним из ключевых элементов экономики, во многом определяющим уровень благосостояния общества в целом. Малый и средний бизнес начинает доминировать, поскольку лучше приспособлен к быстрой смене технологий, продуктов, может создавать конкурентоспособную продукцию при более низких капиталовложениях и издержках. В экономике локальные альянсы предпринимателей становятся одним из определяющих факторов достижения успеха на рынке [2].

Создание экономического пространства для ведения бизнеса субъектами малого предприни-

2010

2009

о

■" 2008

2007

0 50 100 150 200 250 300 350 400 450 500

□ Объем привлеченых средств федерального бюджета

□ Объем финансирования, предусмотренный областным бюджетом

Рис. 1 - Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области, млн. руб.

2010

2009

о

■" 2008

2007

0 50 100 150 200 250 300 350 400 450 500

□ Объем привлеченых средств федерального бюджета

□ Объем финансирования, предусмотренный областным бюджетом

Рис. 2 - Динамика оборота розничной торговли и индекса его физического объёма в 2005-2010 гг.

мательства в основном лежит на региональных и муниципальных органах власти [3], хотя существующее в Российской Федерации правовое пространство для осуществления этой деятельности определяется, прежде всего, федеральными органами власти.

Высокая социальная значимость предпринимательства обусловлена ещё и сложившейся налоговой системой страны — именно налоги, уплачиваемые предприятиями малого бизнеса, формируют основу местных бюджетов. Поэтому содействие развитию данной сферы экономики является одной из приоритетных задач, стоящей перед регионом, и её спектр постоянно расширяется. Так, с каждым годом увеличиваются расходы областного бюджета на поддержку и развитие предпринимательства. На рисунке 1 представлена динамика объёмов государственной поддержки предпринимательства за период 2007—2010 гг., которая показывает значительный рост финансирования за счёт средств областного бюджета — с 27,4 млн. руб. в 2007 г. до 157,7 млн. руб. в 2010 г. Это позволяет развивать систему финансовой, информационной и консультационной поддержки малого бизнеса, ускорить процесс создания организаций инфраструктуры и общественных объединений предпринимателей, усилить их ориентацию на решение конкретных региональных и межрегиональных проблем.

В настоящее время в рамках областной целевой программы «О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области на 2009—2011 годы» реализуются следующие направления государственной поддержки предпринимательства.

1. Субсидирование процентной ставки по кредитам предоставляется в размере 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату получения кредита в российских кредитных учреждениях, на срок не более трех лет.

2. Предоставление грантов начинающим предпринимателям на создание собственного дела.

По постановлению Правительства области максимальный размер гранта составляет 300 тыс. рублей, а вложение собственных средств в проект — не менее 10%. Гранты получили ООО «ПВТ» (производство изделий методом промышленного металловязания с использованием инновационных технологий), ООО «Аналог» (производит сельскохозяйственное оборудование), и ООО «Гелиодор» (производство искусственного декоративного камня). Средства грантов позволили этим предприятиям приобрести необходимое для развития бизнеса оборудование и материалы.

В 2010 г. конкурсной комиссией рассмотрено около 380 заявок начинающих предпринимателей на создание и развитие собственного бизнеса, из них одобрено более 220 на общую сумму около 39 млн. рублей.

3. Развитие микрофинансирования. Микрозаймы выдаются на базе Гарантийного фонда для субъектов малого и среднего предпринимательства Оренбургской области, Оренбургского областного фонда поддержки малого предпринимательства, а также функционирует инфраструктура поддержки предпринимательства на местах. Всего за время реализации программы микрофинансирования поступило более 1200 заявок от субъектов предпринимательства, профинансировано более 600 проектов на общую сумму более 188 млн. рублей. В результате выдачи микрозаймов создано более 900 новых рабочих мест, сохранено более 3,2 тысячи рабочих мест.

4. Софинансирование муниципальных программ поддержки малого предпринимательства предполагает выделение из областного бюджета средств для поддержки приоритетных направлений развития малого бизнеса в городах и районах.

Потребительский рынок чрезвычайно важная сфера деятельности региона. В данной сфере занято свыше 180 тыс. работников, которые составляют 17% всех занятых в экономике. На рисунке 2 представлен график динамики оборота розничной торговли и индекса его физического

объёма за 2005—2010 гг. Из графика видно, что оборот розничной торговли в абсолютном выражении характеризуется положительной динамикой и за 11 месяцев 2010 г. составил 141,41 млрд. рублей. Индекс физического объёма за 2009—2010 гг. сократился по сравнению со всем предыдущим периодом.

С принятием Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в правовое регулирование сферы торговли были внесены существенные изменения. Основной идеей закона стало создание прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности.

Задача местных и региональных органов власти — формирование «правил игры» на потребительском рынке области в рамках действующего правового поля. В Оренбургской области существует проект «Оренбургское качество», направленный на формирование у потребителей позитивного имиджа местных товаропроизводителей. Результатом должна стать поддержка местных товаропроизводителей, сохранение рабочих мест, дальнейшее развитие экономики региона.

Важным направлением является также повышение эффективности государственного и муниципального управления. Система оценки качества работы органов власти регионов и муниципалитетов утверждена федеральными нормативными актами. В области проведена значительная работа по данному направлению, разработаны и внедрены административные регламенты и стандарты услуг. Одним из значимых мероприятий по повышению эффективности управления является создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. В Оренбурге такой

центр уже действует. В будущем планируется открытие подобных учреждений в Бузулуке, Бугуруслане, Новосергиевке.

Стратегия социально-экономического развития территории определяет её стратегический потенциал, приоритеты экономики и социально значимые цели. Это позволит не только упорядочить организацию распределения бюджетных средств между видами экономической деятельности региона, но и является одним из факторов привлекательности для внешних инвестиций. Также переход к стратегическому управлению повышает ответственность в принятии управленческих решений, консолидирует усилия всего общества.

Применение рассмотренных механизмов реализации стратегии как на областном уровне, так и в муниципалитетах направлено на достижение поставленных стратегических целей. Во-первых, распределение бюджетных средств на основе целевых программ повышает эффективность их расходования. Во-вторых, поддержка и развитие предпринимательства — это обеспечение бюджетных доходов, социальной стабильности и занятости граждан. В-третьих, улучшение инвестиционного климата способствует привлечению дополнительных средств для развития территории, повышает конкурентоспособность местных товаропроизводителей. В-четвёртых, введение системы оценки деятельности органов власти улучшит качество исполнения их полномочий, а соответственно, и реализации стратегии.

Литература

1. Масленников А. Государственно-частное партнёрство: региональный аспект // Экономист. 2008. №9. С. 72—79.

2. Майданская А.Н. Поддержка малого бизнеса на региональном уровне // Финансы. 2007. №6. С. 76-77.

3. Куцеборская М.Н. Стратегическое управление в системе регионального предпринимательства // Экономика и управление. 2008. №1. С, 217-219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.