№ 3, 2011
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОВМЕСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РАМКАХ АССОЦИАЦИИ ФИННО-УГОРСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ*
В. Н. Задорожный,
А. Ю. Тимофеев
(Сыктывкарский государственный университет)
Приводится опыт вузов РФ по разработке и реализации совместных образовательных программ. Формулируются принципы разработки таких программ и предложения по документационному обеспе-
Ключевые слова: Болонский процесс; Ассоциация финно-угорских университетов; совместная образовательная программа; сопряженный учебный план.
— создание целостной системы обес-
В условиях нарастающей глобализации интеграция образовательных систем и идей становится объективной необходимостью. Сегодня, когда в мире существуют мгновенные средства коммуникации и поиск нужной информации через Интернет занимает секунды, особую актуальность приобретает задача быстрого и эффективного реагирования на возникающие ситуации в образовании. Процесс создания единой Европы, продиктованный экономической целесообразностью и возросшей мобильностью общества, неразрывно связан с развитием сотрудничества европейских стран в области высшего образования [1, с. 4].
Болонский процесс начался с подписания 19 июня 1999 г. министрами образования 29 европейских стран Болонской декларации. В этом документе были сформулированы почти все основные принципы построения в Европе единого образовательного пространства:
— сопоставимость дипломов;
— введение в национальные системы высшего образования европейских стран двухуровневой структуры учебного процесса с уровнями бакалавриата и магистратуры;
— введение учета учебной нагрузки в зачетных единицах (кредитах);
— признание дипломов;
— расширение процесса мобильности студентов и преподавателей европейских университетов;
— развитие мониторинга образовательного процесса;
печения качества высшего образования в Европе.
На последующих встречах министров образования европейских стран (Прага, 2001; Берлин, 2003; Берген, 2005) расширялся круг участников Болонского процесса (Россия вступила в него в 2003 г.), обсуждались проблемы и шаги по преобразованию национальных систем высшего образования.
Министерством образования и науки РФ был разработан План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005—2010 гг. (приказ № 40 Минобрнауки РФ от 15.02.05). В соответствии с Планом в 2005 г. предполагалось внесение в Правительство РФ проекта Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об образовании“ и Федеральный закон „О высшем и послевузовском профессиональном образовании“» (в части установления уровней высшего профессионального образования).
Планом мероприятияй предусматривалось следующее:
— разработка Перечня направлений подготовки (специальностей) ВПО с учетом российских и мировых потребностей труда (2005—2006 гг.);
— определение профилей высшего профессионального образования, сохраняющих непрерывную подготовку специалистов (2006 г.);
* Статья подготовлена в рамках ФЦП «Развитие научного потенциала высшей школы» на 2009— 2010 годы (ГК №3.1.1/6545).
© Задорожный В. Н., Тимофеев А. Ю., 2011
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
— разработка, утверждение и введение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения, сформированных на основе компетентностно-го подхода (2007—2008 гг.).
Как видим, все пункты Плана мероприятий по реализации положений Болонской декларации выполняются с опозданием. Между тем некоторые авторы предсказывали российские проблемы в Болонском процессе [1, с. 205—214]. По их мнению, позитивные предпосылки для осуществления Болонского процесса в России имеют и оборотную сторону: в нем применительно к российским условиям есть негативные явления (отсутствие в России существенного государственного финансирования Болонского процесса; вопрос о повышении статуса степени бакалавра; проблема изучения иностранных языков и т. д.).
В указанном выше Плане мероприятий Минобрнауки РФ отсутствуют конкретные пункты, связанные с развитием процесса мобильности студентов и преподавателей. По мнению З. Ш. Шакирова, академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала таит в себе наибольшее количество «подводных камней» [1, с. 207].
В соответствии с п. 39 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования [7] «основные образовательные программы высшего профессионального образования могут разрабатываться и реализовываться совместно несколькими высшими учебными заведениями, в том числе зарубежными, в порядке, устанавливаемом Министерством образования и науки Российской Федерации». К сожалению, такой документ до сих пор не принят. Это обстоятельство заставляет вузы искать свои пути реализации сопряженных образовательных программ и формулировать свои локальные нормативные акты, прежде всего направленные на развитие конкретных интеграционных процессов в российском образовании.
На наш взгляд, подходы к разработке сопряженных образовательных программ (СПО — ВПО), реализуемых совместно несколькими учреждениями профессионального образования, также должны быть едиными и регламентироваться законодательными актами Минобрнауки.
Вузами Российской Федерации накоплен большой опыт разработки и реализации совместных интеграционных схем. Так, в январе 1993 г. при Мордовском государственном университете был создан Региональный учебный округ (РУО), который стал республиканским научно-методическим объединением вузов, средних учебных заведений и центром по обобщению их интеллектуального потенциала. Это позволило объединить вокруг Мордовского университета свыше 70 инновационных учебных заведений, базовых школ, училищ и техникумов; оформить около 90 двух- и трехсторонних договоров о научно-методическом сотрудничестве между средними и высшими учебными заведениями; создать и организовать работу 25 научнометодических секций по профилям и предметам образования [2]. Подобные объединения были созданы и в ряде других вузов: университетско-академический естественно-гуманитарный научнообразовательный комплекс на базе Удмуртского государственного университета; Красноярский региональный комплекс науки и образования; Марийский центр науки; Научно-педагогический комплекс Ростовского университета и др. Следует отметить, что в рамках направления научной программы «Университеты России» был разработан целый ряд документов («Положения», «Уставы»), регламентирующих деятельность созданных или создаваемых на базе университетов научно-образовательных объединений [4].
Сыктывкарским государственным университетом опыт реализации совместных образовательных программ был накоплен задолго до отмеченных изменений в российской системе образования. В 1993 г. был заключен Договор о сотрудничестве между Удмуртским государ-
№ 3, 2011
ственным университетом, Министерством образования Республики Коми, Сыктывкарским педагогическим колледжем № 1 и Сыктывкарским государственным университетом. В соответствии с этим договором три учебных заведения участвовали в реализации совместных образовательных программ высшего образования в заочной форме по специальностям «Физическая культура» и «Изобразительное искусство». Причем программы реализовывались в сокращенные сроки на базе среднего профессионального образования: выпускники Сыктывкарского педагогического колледжа № 1 поступали на соответствующие специальности УдГУ. Заказчиком такой подготовки выступило Министерство образования Республики Коми, которое и оплачивало обучение студентов. Образовательный процесс осуществлялся на учебных площадях СыктГУ и педагогического колледжа преподавателями Сыктывкарского и Удмуртского государственных университетов, а также Сыктывкарского педагогического колледжа. Кроме подготовки педагогических кадров стороны в рамках Договора ставили и перспективную задачу открытия на базе СыктГУ соответствующих собственных факультетов. Накопленный в рамках сотрудничества опыт и подготовленные собственные кадры позволили организовать в 1996 г. в Сыктывкарском государственном университете факультет физической культуры и спорта, а в 2000 г. — факультет искусств.
Отмеченный опыт сотрудничества можно использовать и при реализации совместных образовательных программ с учетом современных условий.
Качественно новым этапом интеграции вузов стала организация 30 марта 2007 г. Ассоциации финно-угорских университетов (АФУУ), которую на добровольных началах создали Марийский государственный университет, Удмуртский государственный университет, Сыктывкарский государственный университет, Югорский государственный университет, Петрозаводский государственный университет, Сомбатхейский педагогиче-
ский университет имени Д. Бержени (Венгрия). Позже ее членами стали Мордовский государственный университет и Университет Восточной Финляндии. При создании АФУУ было отмечено, что она должна способствовать плодотворному сотрудничеству ее членов в области учебно-методической и научно-исследовательской деятельности, разработке совместных программ, направленных на совершенствование университетского образования и научных исследований, развитие единого образовательного пространства, фундаментальных научных и инновационных исследований и обмен студентами в университетах регионов [8, с. 5]. АФУУ является неправительственной некоммерческой организацией. Договор об организации Ассоциации финноугорских университетов был «подкреплен» конкретными договорами университетов этого объединения.
5 июля 2007 г. был заключен новый Договор о сотрудничестве между Сыктывкарским и Удмуртским государственными университетами. Некоторые его разделы, например обмен ведущими преподавателями и участие в составе ГАК в качестве председателя, стали эффективно реализовываться, другие, в частности связанные с обменом издательской продукцией и проведением совместных учебных практик и обменом студентов, — не были воплощены в жизнь. В условиях перехода на уровне-вую систему подготовки и ФГОС сторонами было принято решение о конкретизации данных разделов и выделении приоритетного направления сотрудничества — разработки и реализации совместных образовательных программ. С указанной целью 22 октября 2010 г. университетами взамен договора 2007 г. был заключен Договор о сотрудничестве в рамках проектирования и реализации программы академической мобильности. В этом договоре был введен новый раздел, связанный с разработкой и реализацией совместных образовательных программ, а также прописаны процедуры кадрового и методического обеспечения академической мобильности.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Предполагается, что не позднее чем за месяц до конца учебного года стороны согласовывают через проректоров по учебной работе перечень специальностей, соответствующие им учебные планы и конкретные дисциплины, по которым желателен приезд преподавателя вуза-партнера, а также специальности, по которым желателен и возможен обмен студентами. В договоре детализирована процедура обмена издаваемой университетами учебно-методической литературой. На первом этапе производится обмен планами изданий по актуальным для вуза-партнера дисциплинам на следующий год с указанием стоимости одного экземпляра и тиража. Затем на основе планов изданий стороны формируют заказы для издательств, в которых указывают стоимость книг и необходимое число экземпляров. Издания включаются в план обязательной рассылки издательств. Если при этом общая стоимость литературы в обеих заявках совпадает, то обмен производится без взаимных денежных расчетов.
Между СыктГУ и УдГУ достигнута предварительная договоренность и о конкретных совместных программах по филологии (национальной); физической культуре и спорту; дизайну. Это именно те программы, по которым сотрудничество между нашими вузами является наиболее плодотворным.
Следует отметить, что 22 сентября 2009 г. заключен Договор о сотрудничестве между Сыктывкарским государственным университетом и Марийским государственным университетом. Стороны договорились осуществлять обмен издательской продукцией, ведущими преподавателями, а также организовывать совместно практики.
В данных случаях речь идет пока об обмене студентами и преподавателями в рамках существующего специалитета.
Разработка новых совместных образовательных программ, в том числе в рамках Ассоциации финно-угорских университетов, на наш взгляд, должна основываться на следующих принципах:
— учет интересов участвующих в образовательной программе сторон. При-
ведем пример «пассивного» участия одного вуза в образовательной программе другого. Марийским вузом осуществляется набор выпускников вузов Коми на магистерские программы. Интерес марийского вуза — в выполнении государственного задания по магистерским программам, сыктывкарских — в улучшении процента трудоустроенных. Совместные образовательные программы должны проектироваться прежде всего тогда, когда одному вузу в силу разных причин (недостаточное кадровое, методическое обеспечение и т. д.) невозможно реализовать эту программу;
— совместная образовательная программа должна быть экономичной с точки зрения затрат. Большая роль принадлежит информационным технологиям, направленным на реализацию элементов дистанционного обучения;
— совместные образовательные программы должны быть нацелены на повышение качества образовательного процесса, внедрение инновационных технологий.
Анализ опыта вузов, реализующих сопряженные образовательные программы с другими учреждениями, позволяет сделать следующие выводы по части документационного обеспечения совместных программ.
1. Реализация совместной образовательной программы предполагает наличие хотя бы у одного из вузов-партнеров лицензии по соответствующему направлению (специальности). В случае отсутствия лицензии у партнеров можно совместно подготовить необходимый для лицензирования пакет документов под базовый вуз этой совместной программы.
2. Разработка совместной образовательной программы должна сопровождаться формированием единого учебного плана, подписанного руководителями образовательных учреждений ВПО. При этом на титуле каждой составляющей единого плана должны присутствовать наименования специальности, квалификации, указание формы обучения и нормативного срока обучения. Можно использовать опыт реализации сопряженных учебных планов (колледж — вуз) [3; 6].
11111111111* № 3,
3. Вузами-партнерами должен быть согласован порядок поступления (зачисления) студентов (выпускников) на указанную образовательную программу и доведен до сведения обучаемых.
4. Должны быть согласованы программы дисциплин, подлежащих переаттестации. В соответствии с п. 46 Типового положения о высшем учебном заведении [7] студентам, обучающимся по программам двустороннего и многостороннего обмена, могут перезачитывать-ся дисциплины, изученные ими в другом высшем учебном заведении, в том числе зарубежном, в порядке, определяемом высшим учебным заведением.
5. Должен быть согласован порядок промежуточной аттестации студентов, обучающихся в рамках совместной образовательной программы.
6. Должны быть согласованы документально процедуры итоговой аттестации совместной образовательной программы и выдачи документов об образовании.
С целью эффективной организации учебного процесса в рамках совместной образовательной программы можно использовать опыт Координационных советов по реализации сокращенных образовательных программ на базе среднего профессионального образования [3]. В такой совет входят представители нескольких учреждений профессионального образования, участвующих в реализации сопряженного учебного плана.
Богатый опыт совместной деятельности накоплен вузами и в рамках Ассоциации вузов того или иного профиля [4; 5].
Конечно, остается еще много вопросов. Например, в соответствии с действующим порядком совместная образовательная программа будет аккредитовываться (а значит, учитываться) лишь в том вузе, который является базовым (вуз с соответствующей лицензией). Вуз, «пассивно» участвующий в совместной программе, проявляет к ней меньший интерес. В таком случае целесообразным
представляется вариант реализации совместно двух образовательных программ в двух вузах. Но чем он будет отличаться от действующих реализаций в вузах образовательных программ? Думается, что ответы на этот и многие другие вопросы будут найдены уже в ближайшее время.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Каримов, 3. Ш. Интеграционные процессы в современном высшем образовании / З. Ш. Каримов. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 308 с.
2. Наумченко, И. Л. Исследование состояния и способов интеграции региональных систем образования / И. Л. Наумченко // Тез. Всерос. науч.-практ. конф. «Интеграция региональных систем образования» / под ред. Н. П. Макаркина. — Саранск, 1995. — С. 32—34.
3. Нормативно-методическое обеспечение программ высшего профессионального образования, реализуемых в сокращенные сроки на базе среднего профессионального образования / авт.-сост.: А. Ю. Тимофеев, И. В. Минин, Е. В. Яковлева, А. Д. Романцова ; под общ. ред. А. Ю. Тимофеева. — Сыктывкар : Изд-во Сыктывкар. ун-та, 2009. — 100 с.
4. Региональные научно-образовательные объединения на базе университетов : сб. метод. материалов / авт. кол. под рук. А. М. Юркова. — Ростов н/Д : Изд-во Ростов. ун-та, 1993. — 189 с.
5. Сборник проектов типовых нормативноправовых и регламентирующих документов по организации и функционированию Ассоциации образовательных учреждений педагогического профиля. — М. : Изд. дом «Новый учебник», 2004. — Вып. 1. — 44 с. — (Б-ка Федеральной программы развития образования).
6. Сквозные образовательные программы высшего и среднего профессионального технического образования по направлениям: «Радиотехника», «Автоматизация и управление». — М. : Изд. дом «Новый учебник», 2004. —75 с. — (Б-ка Федеральной программы развития образования).
7. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) [Электронный ресурс] : утв. постановлением Правительства Российской Федерации № 71 от 14.02.08. — Режим доступа: mon.gov.ru.
8. Университеты финно-угорского мира : справ. изд. / отв. ред. Е. А. Хлебников. — Йошкар-Ола : Изд-во Мар. гос. ун-та, 2007. — 104 с.
Поступила 04.04.11.