Научная статья на тему 'Международное финно-угорское сотрудничество Сыктывкарского государственного университета: расширение границ'

Международное финно-угорское сотрудничество Сыктывкарского государственного университета: расширение границ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международное финно-угорское сотрудничество Сыктывкарского государственного университета: расширение границ»

Перспективы

Международное финно-угорское сотрудничество Сыктывкарского государственного университета: расширение границ

Г. Н. Доровских,

доктор биологических наук, профессор, проректор по научной работе и международным связям ГОУВПО «Сыктывкарский государственный университет»

М. С. Федина,

кандидат филологических наук, доцент, руководитель Финно-угорского научно-образовательного центра ГОУВПО «Сыктывкарский государственный университет» (г. Сыктывкар, РФ)

В последние годы в образовании сложилась устойчивая тенденция к интернационализации и интеграции. Созданы предпосылки для построения общего европейского образовательного пространства с учетом особенностей и достижений национальных образовательных систем, что является залогом сохранения самобытности этносов в условиях глобализации.

В связи с переходом российской высшей школы на принципы Болонского соглашения становится очевидной необходимость сотрудничества высших учебных заведений с зарубежными вузами и структурами как значимого и эффективного механизма повышения конкурентоспособности и качества образовательных услуг С ростом активности России на международной арене возрастают и требования работодателей к знаниям и навыкам выпускников, обязательным компонентом которых служит международный опыт. Все это ставит качественно новые задачи управления и обеспечения образовательной деятельности в международном аспекте, ждущие своего решения.

Развитие международной деятельности в Сыктывкарском государствен-

ном университете неразрывно связано с международной активностью Российской Федерации и Республики Коми в политике, экономике, культуре, науке, образовании и других аспектах. Актуальными процессами являются:

- усиление политики «открытых дверей», развитие связей и сотрудничества с зарубежными компаниями, организациями и другими структурами в ходе глобализации;

- интеграция в мировую систему высшего образования, развитие образовательных технологий, способствование доступности образования для иностранных граждан, а также решение вопроса о конвертируемости и признании национальных дипломов о высшем образовании;

- стремление формировать специалистов, отвечающих высоким мировым требованиям, способных решать актуальные задачи развития гражданского общества с учетом реализации национальных геополитических и внешнеэкономических интересов.

Интенсификация международного сотрудничества Республики Коми во внешнеэкономической деятельности, социальном развитии, экологии, культу-

ре, гуманитарных связях способствует развитию международной деятельности Сыктывкарского государственного университета.

За последние годы вуз активизировал работу по направлению международного сотрудничества и добился следующих значимых результатов:

- заключил эффективно работающие соглашения с зарубежными научно-образовательными учреждениями;

- определил свою конкурентную позицию и сосредоточился на северной и финно-угорской тематике международного сотрудничества;

- добился успехов в реализации программы двойных дипломов по направлению «Экономика Восточной Европы» с университетом г. Хайльбронн (Германия);

- вступил в сеть северных университетов Университет Арктики и открыл ассоциированный офис программы «Бакалавриат приполярного регио-новедения» (BCS), в рамках которой студенты могут получить диплом европейского вуза;

- вступил в Международную ассоциацию финно-угорских университетов;

© Доровских Г. Н., Федина М. С., 2010

75

Финно-угорский мир. 2010. № 1

- увеличил студенческую мобильность, в том числе в результате сотрудничества со стипендиальными фондами;

- принял участие в международных научно-исследовательских проектах;

- провел сертификацию на соответствие обучения студентов факультета управления международным стандартам (^).

В настоящее время университет рассматривает международную деятельность в качестве одного из ключевых направлений своей работы. Основной целью развития международного и межрегионального сотрудничества вуза являются обеспечение рациональной интеграции университета в международное и российское научно-образовательное пространство, развитие и укрепление сотрудничества с научно-образовательными учреждениями РФ, стран СНГ и дальнего зарубежья.

Основные стратегические направления развития международной деятельности университета таковы:

- усиление многостороннего международного сотрудничества в научноисследовательских и образовательных проектах, в том числе в рамках Баренцева Евро-Арктического региона (сеть Университета Арктики), со странами и регионами финно-угорского мира;

- развитие международной студенческой мобильности и академических обменов;

- создание условий для экспорта образовательных услуг и его реализация;

- создание позитивного имиджа Сыктывкарского государственного университета. Разработка имиджевой политики и международный маркетинг университета - один из существенных параметров, определяющих развитие международных связей университета.

Важнейшим направлением международной деятельности Сыктывкарский государственный университет считает развитие финно-угорского сотрудничества, для усиления и активизации которого в апреле 2009 г. был создан

Финно-угорский научно-образовательный центр. Практически во всех классических университетах финно-угорских регионов России присутствуют подобного рода структуры. Они различны по форме организации (лаборатории, институты, межрегиональные центры), но близки по своим задачам.

Приоритетными направлениями деятельности нашего центра являются:

- популяризация национальных языков, культур, искусства и литературы финно-угорских народов;

- осуществление комплексных исследований по финно-угорской проблематике в сотрудничестве с международными и российскими организациями;

- активизация совместной работы с региональными, российскими и международными государственными учреждениями и организациями, общественными институтами, образовательными учреждениями в сфере национальных отношений и финно-угорского сотрудничества;

Перспективы

- работа в рамках Международной ассоциации финно-угорских университетов;

- участие в новых образовательных проектах, например, в создании программ дистанционного образования;

- активизация проектной деятельности в исследовательской и образовательной сфере;

- организация летних языковых, этнографических школ, в том числе для иностранцев;

- организация и проведение передвижных культурно-языковых школ для коми диаспоры за пределами Республики Коми;

- активизация академической мобильности студентов в университеты финно-угорских стран;

- создание научно-образовательной информационной базы данных;

- предоставление разного рода справочных сведений, информационных и консультационных услуг.

За достаточно небольшой срок своего существования Финно-угорский научно-образовательный центр достиг ощутимых результатов:

- заключены договоры о сотрудничестве между Сыктывкарским университетом и филиалом Федерального государственного учреждения культуры «Государственный Российский Дом народного творчества» - «Финно-угорский культурный центр Российской Федерации», Финно-угорским культурным центром Республики Коми, Кудымкарским педагогическим колледжем (Пермский край), Институтом восточных народов и цивилизаций (Франция), Ассоциацией развития финно-угорских исследований (Франция), Народным университетом г Пудосъярви (Финляндия);

- ведется активная совместная деятельность с государственными и общественными организациями финноугорской направленности Республики Коми и зарубежья: Министерством национальной политики РК, Министерством образования РК, Министерством культуры РК, Культурным, научным и информационным центром Венгерской Республики (г. Москва), филиалом Федерального государственного учреждения культуры «Государственный Российский Дом народного творчества» -«Финно-угорский культурный центр Российской Федерации», Финно-угор-

ским культурным центром РК, Национальной библиотекой РК, Центром коми культуры г. Сыктывкара, МОД «Коми войтыр», «Коренные женщины», «Изьватас», «Ми», университетами -членами Международной ассоциации финно-угорских университетов, Институтом восточных народов и цивилизаций (Франция), Университетом Западной Венгрии (Венгрия), Обществом М. А. Кастрена (Финляндия) и др.

Именно совместная деятельность с вышеуказанными организациями и структурами позволила организовать и провести ряд крупных международных проектов, таких как Международная конференция «Функционирование финно-угорских языков в современных условиях» (Сыктывкар, ноябрь 2009 г.), международный семинар «Открывая Коми» (Париж, ноябрь 2009 г) и совместная подготовка специального выпуска журнала Ёtudes finno-ougriennes («Этюды финно-угроведения»), посвященного культуре и истории народа, на французском, английском, русском и коми языках, Международная конференция финноугорских студентов IFUSCO в Пермском крае (май 2010 г.), курсы по интенсивному изучению венгерского языка в Культурном, научном и информационном центре Венгерской Республики (Москва, август 2009 г.), «Передвижные курсы по изучению языка и традиционной культуры народа коми» в с. Ловозеро Мурманской области в январе 2010 г., международный семинар «Функционирование финно-угорских языков в сети Интернет» (Сыктывкар, май 2010 г.) и др.

Особо надо отметить работу в рамках Международной ассоциации финно-угорских университетов. Совместная деятельность классических университетов финно-угорских регионов нашла отражение в новом Договоре о совместной деятельности между семью вузами: ГОУВПО «Марийский государственный университет», ГОУВПО «Мордовский государственный университет», ГОУВПО «Удмуртский государственный университет», ГОУВПО «Сыктывкарский государственный университет», ГОУВПО «Югорский государственный университет», ГОУВПО «Петрозаводский государственный университет», Университетом Западной Венгрии - и согласованном пла-

не действий и мероприятий до 2012 г Одним из первых крупных совместных грантов в рамках деятельности ассоциации является грант Совета Европы по программе «Национальные меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества» с Мордовским, Марийским, Удмуртским государственными университетами и институтом «Коллегиум Фенно-угрикум» (Collegium Fenno-Ugricum) г Сомбатхей (Венгрия) «Создание терминологических словарей на национальных языках для общеобразовательной школы в регионах проживания финно-угорских народов Российской Федерации», идейным вдохновителем которого является доктор Янош Пустаи.

Повышается студенческая и академическая мобильность. Так, помимо традиционных курсов финского языка, проводимых ежегодно на территории РФ и Финляндии, ожидаются прибытие группы студентов университетов Турку и Хельсинки, изучающих коми язык на начальном уровне, приезд на стажировку исследователя коми литературы из Франции Себастьяна Каньоли, достигнуты соглашения о стажировках преподавателей в Венгрии, Финляндии и финно-угорских вузах РФ и т. д. Фактом признания успешности международной деятельности Финноугорского научно-образовательного центра стало избрание руководителя центра М. С. Фединой координатором Общества М. А. Кастрена (Финляндия) по Республике Коми.

Финно-угорская тематика актуальна и вызывает интерес не только на территориях проживания коренного финно-угорского населения, но и в других европейских странах, о чем наглядно свидетельствует активное сотрудничество с Францией. Есть все основания полагать, что в скором времени именно по финно-угорской линии у нас расширятся границы сотрудничества с Норвегией и Германией.

Взаимовыгодное и равноправное сотрудничество в международной сфере служит залогом успешности не только общих проектов в области науки и образования, но и решения стратегически важных задач для вузов в целом, одной из которых является подготовка специалистов, отвечающих мировым требованиям.

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.