Перспективы
Международное финно-угорское сотрудничество Сыктывкарского государственного университета: расширение границ
Г. Н. Доровских,
доктор биологических наук, профессор, проректор по научной работе и международным связям ГОУВПО «Сыктывкарский государственный университет»
М. С. Федина,
кандидат филологических наук, доцент, руководитель Финно-угорского научно-образовательного центра ГОУВПО «Сыктывкарский государственный университет» (г. Сыктывкар, РФ)
В последние годы в образовании сложилась устойчивая тенденция к интернационализации и интеграции. Созданы предпосылки для построения общего европейского образовательного пространства с учетом особенностей и достижений национальных образовательных систем, что является залогом сохранения самобытности этносов в условиях глобализации.
В связи с переходом российской высшей школы на принципы Болонского соглашения становится очевидной необходимость сотрудничества высших учебных заведений с зарубежными вузами и структурами как значимого и эффективного механизма повышения конкурентоспособности и качества образовательных услуг С ростом активности России на международной арене возрастают и требования работодателей к знаниям и навыкам выпускников, обязательным компонентом которых служит международный опыт. Все это ставит качественно новые задачи управления и обеспечения образовательной деятельности в международном аспекте, ждущие своего решения.
Развитие международной деятельности в Сыктывкарском государствен-
ном университете неразрывно связано с международной активностью Российской Федерации и Республики Коми в политике, экономике, культуре, науке, образовании и других аспектах. Актуальными процессами являются:
- усиление политики «открытых дверей», развитие связей и сотрудничества с зарубежными компаниями, организациями и другими структурами в ходе глобализации;
- интеграция в мировую систему высшего образования, развитие образовательных технологий, способствование доступности образования для иностранных граждан, а также решение вопроса о конвертируемости и признании национальных дипломов о высшем образовании;
- стремление формировать специалистов, отвечающих высоким мировым требованиям, способных решать актуальные задачи развития гражданского общества с учетом реализации национальных геополитических и внешнеэкономических интересов.
Интенсификация международного сотрудничества Республики Коми во внешнеэкономической деятельности, социальном развитии, экологии, культу-
ре, гуманитарных связях способствует развитию международной деятельности Сыктывкарского государственного университета.
За последние годы вуз активизировал работу по направлению международного сотрудничества и добился следующих значимых результатов:
- заключил эффективно работающие соглашения с зарубежными научно-образовательными учреждениями;
- определил свою конкурентную позицию и сосредоточился на северной и финно-угорской тематике международного сотрудничества;
- добился успехов в реализации программы двойных дипломов по направлению «Экономика Восточной Европы» с университетом г. Хайльбронн (Германия);
- вступил в сеть северных университетов Университет Арктики и открыл ассоциированный офис программы «Бакалавриат приполярного регио-новедения» (BCS), в рамках которой студенты могут получить диплом европейского вуза;
- вступил в Международную ассоциацию финно-угорских университетов;
© Доровских Г. Н., Федина М. С., 2010
75
Финно-угорский мир. 2010. № 1
- увеличил студенческую мобильность, в том числе в результате сотрудничества со стипендиальными фондами;
- принял участие в международных научно-исследовательских проектах;
- провел сертификацию на соответствие обучения студентов факультета управления международным стандартам (^).
В настоящее время университет рассматривает международную деятельность в качестве одного из ключевых направлений своей работы. Основной целью развития международного и межрегионального сотрудничества вуза являются обеспечение рациональной интеграции университета в международное и российское научно-образовательное пространство, развитие и укрепление сотрудничества с научно-образовательными учреждениями РФ, стран СНГ и дальнего зарубежья.
Основные стратегические направления развития международной деятельности университета таковы:
- усиление многостороннего международного сотрудничества в научноисследовательских и образовательных проектах, в том числе в рамках Баренцева Евро-Арктического региона (сеть Университета Арктики), со странами и регионами финно-угорского мира;
- развитие международной студенческой мобильности и академических обменов;
- создание условий для экспорта образовательных услуг и его реализация;
- создание позитивного имиджа Сыктывкарского государственного университета. Разработка имиджевой политики и международный маркетинг университета - один из существенных параметров, определяющих развитие международных связей университета.
Важнейшим направлением международной деятельности Сыктывкарский государственный университет считает развитие финно-угорского сотрудничества, для усиления и активизации которого в апреле 2009 г. был создан
Финно-угорский научно-образовательный центр. Практически во всех классических университетах финно-угорских регионов России присутствуют подобного рода структуры. Они различны по форме организации (лаборатории, институты, межрегиональные центры), но близки по своим задачам.
Приоритетными направлениями деятельности нашего центра являются:
- популяризация национальных языков, культур, искусства и литературы финно-угорских народов;
- осуществление комплексных исследований по финно-угорской проблематике в сотрудничестве с международными и российскими организациями;
- активизация совместной работы с региональными, российскими и международными государственными учреждениями и организациями, общественными институтами, образовательными учреждениями в сфере национальных отношений и финно-угорского сотрудничества;
Перспективы
- работа в рамках Международной ассоциации финно-угорских университетов;
- участие в новых образовательных проектах, например, в создании программ дистанционного образования;
- активизация проектной деятельности в исследовательской и образовательной сфере;
- организация летних языковых, этнографических школ, в том числе для иностранцев;
- организация и проведение передвижных культурно-языковых школ для коми диаспоры за пределами Республики Коми;
- активизация академической мобильности студентов в университеты финно-угорских стран;
- создание научно-образовательной информационной базы данных;
- предоставление разного рода справочных сведений, информационных и консультационных услуг.
За достаточно небольшой срок своего существования Финно-угорский научно-образовательный центр достиг ощутимых результатов:
- заключены договоры о сотрудничестве между Сыктывкарским университетом и филиалом Федерального государственного учреждения культуры «Государственный Российский Дом народного творчества» - «Финно-угорский культурный центр Российской Федерации», Финно-угорским культурным центром Республики Коми, Кудымкарским педагогическим колледжем (Пермский край), Институтом восточных народов и цивилизаций (Франция), Ассоциацией развития финно-угорских исследований (Франция), Народным университетом г Пудосъярви (Финляндия);
- ведется активная совместная деятельность с государственными и общественными организациями финноугорской направленности Республики Коми и зарубежья: Министерством национальной политики РК, Министерством образования РК, Министерством культуры РК, Культурным, научным и информационным центром Венгерской Республики (г. Москва), филиалом Федерального государственного учреждения культуры «Государственный Российский Дом народного творчества» -«Финно-угорский культурный центр Российской Федерации», Финно-угор-
ским культурным центром РК, Национальной библиотекой РК, Центром коми культуры г. Сыктывкара, МОД «Коми войтыр», «Коренные женщины», «Изьватас», «Ми», университетами -членами Международной ассоциации финно-угорских университетов, Институтом восточных народов и цивилизаций (Франция), Университетом Западной Венгрии (Венгрия), Обществом М. А. Кастрена (Финляндия) и др.
Именно совместная деятельность с вышеуказанными организациями и структурами позволила организовать и провести ряд крупных международных проектов, таких как Международная конференция «Функционирование финно-угорских языков в современных условиях» (Сыктывкар, ноябрь 2009 г.), международный семинар «Открывая Коми» (Париж, ноябрь 2009 г) и совместная подготовка специального выпуска журнала Ёtudes finno-ougriennes («Этюды финно-угроведения»), посвященного культуре и истории народа, на французском, английском, русском и коми языках, Международная конференция финноугорских студентов IFUSCO в Пермском крае (май 2010 г.), курсы по интенсивному изучению венгерского языка в Культурном, научном и информационном центре Венгерской Республики (Москва, август 2009 г.), «Передвижные курсы по изучению языка и традиционной культуры народа коми» в с. Ловозеро Мурманской области в январе 2010 г., международный семинар «Функционирование финно-угорских языков в сети Интернет» (Сыктывкар, май 2010 г.) и др.
Особо надо отметить работу в рамках Международной ассоциации финно-угорских университетов. Совместная деятельность классических университетов финно-угорских регионов нашла отражение в новом Договоре о совместной деятельности между семью вузами: ГОУВПО «Марийский государственный университет», ГОУВПО «Мордовский государственный университет», ГОУВПО «Удмуртский государственный университет», ГОУВПО «Сыктывкарский государственный университет», ГОУВПО «Югорский государственный университет», ГОУВПО «Петрозаводский государственный университет», Университетом Западной Венгрии - и согласованном пла-
не действий и мероприятий до 2012 г Одним из первых крупных совместных грантов в рамках деятельности ассоциации является грант Совета Европы по программе «Национальные меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества» с Мордовским, Марийским, Удмуртским государственными университетами и институтом «Коллегиум Фенно-угрикум» (Collegium Fenno-Ugricum) г Сомбатхей (Венгрия) «Создание терминологических словарей на национальных языках для общеобразовательной школы в регионах проживания финно-угорских народов Российской Федерации», идейным вдохновителем которого является доктор Янош Пустаи.
Повышается студенческая и академическая мобильность. Так, помимо традиционных курсов финского языка, проводимых ежегодно на территории РФ и Финляндии, ожидаются прибытие группы студентов университетов Турку и Хельсинки, изучающих коми язык на начальном уровне, приезд на стажировку исследователя коми литературы из Франции Себастьяна Каньоли, достигнуты соглашения о стажировках преподавателей в Венгрии, Финляндии и финно-угорских вузах РФ и т. д. Фактом признания успешности международной деятельности Финноугорского научно-образовательного центра стало избрание руководителя центра М. С. Фединой координатором Общества М. А. Кастрена (Финляндия) по Республике Коми.
Финно-угорская тематика актуальна и вызывает интерес не только на территориях проживания коренного финно-угорского населения, но и в других европейских странах, о чем наглядно свидетельствует активное сотрудничество с Францией. Есть все основания полагать, что в скором времени именно по финно-угорской линии у нас расширятся границы сотрудничества с Норвегией и Германией.
Взаимовыгодное и равноправное сотрудничество в международной сфере служит залогом успешности не только общих проектов в области науки и образования, но и решения стратегически важных задач для вузов в целом, одной из которых является подготовка специалистов, отвечающих мировым требованиям.
77