Научно-технические ведомости СПбГПУ 3' 2009. Экономические науки
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бард В.С., Бузулуков С.Н., Дрогобыцкий И.Н., Щепетова С.Е. Инвестиционный потенциал Российской экономики. М.: Экзамен, 2003.
2. Блохина В.Г.Государственное регулирование инвестиций // Проблемы федеральной и региональной
экономики: Ученые записки, Вып.9/ РГЭУ "РИНХ". Ростов н/Д, 2006.
3. Ример М.И., Касатов А.Д., Матиенко H.H.
Экономическая оценка инвестиций. СПб.: Питер, 2005.
УДК 332.146.2
Лепшокова Р. Р., Глазкова И.Ю.
механизмы реализации инвестиционной политики государства в агропромышленном комплексе
В ходе аграрных преобразований произошли существенные изменениями в формах собственности, социальной структуре, методах и механизме хозяйствования. Возникла проблема становления новых форм хозяйствования, вызванная ограничением хозяйственной самостоятельности предприятий, отсутствием разумной государственной политики, исключением сельского хозяйства из числа приоритетных отраслей экономики, которая привела к снижению эффективности функционирования АПК. В сложившейся ситуации разработка предложений по совершенствованию современной аграрной политики и повышению уровня государственного регулирования сельскохозяйственного производства представляется весьма актуальной.
Инвестиционная политика является частью государственной экономической политики, направленной на обеспечение эффективной инвестиционной деятельности. К основным принципам инвестиционной политики государства в АПК следует отнести:
— снижение реальных процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики в АПК на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции;
— решение проблемы неплатежей на основе поэтапного сокращения доли в расчетах между субъектами рынка;
— проведение налоговой реформы, расширение инвестиционных возможностей субъектов рынка;
— формирование организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков стимулирования прямых инвестиций внутренних
и внешних стратегических инвесторов в республике;
— повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе их конкурентного размещения, смешанного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, предоставления государственных гарантий по частным инвестициям и усиления государственного контроля над целевым использованием бюджетных средств.
Основным содержанием государственного регулирования производства в аграрном секторе является финансовая и материальная поддержка сельскохозяйственных предприятий со стороны государства. Мощным рычагом государственного регулирования сельского хозяйства является поддержание внутренних цен реализации его продукции на определенном уровне, обеспечивающем сельхозтоваропроизводителю возможность ведения не только простого, но и расширенного воспроизводства.
Недостатки государственного ценового регулирования в значительной степени обусловлены отсутствием необходимых методических разработок по применению его механизма в условиях России. Ситуация ухудшается и неразработанностью общих принципов осуществления ценового регулирования на уровне регионов, которые сегодня предпринимают несогласованные действия в этом направлении, дополняя их, как правило, административными ограничениями на ввоз продукции.
Следует подчеркнуть, что государство может регулировать не только нижний уровень цен, но и верхний ее предел. Если рыночная цена поднимается значительно выше целевой, то государство регулирует ее за счет увеличения предложения
на рынке с помощью реализации сельскохозяйственной продукции из сформированных запасов, снижения таможенных пошлин. Однако, контрольная цена, на основе которой разрабатываются все другие виды цен, учитывая фактические издержки производства не совсем объективно, на наш взгляд, отражает стоимость продукции. Это связанно с тем, что диспаритет цен вынуждает сельхозпроизводителей сокращать применение минеральных удобрений, средств защиты растений, горючесмазочных материалов, снижать уровень оплаты труда и так далее. Таким образом, фактические затраты на единицу продукции в настоящее время, формируются под влиянием ряда негативных факторов, следовательно, становится необходимым применение корректировки контрольных цен.
В КЧР для установления необходимого соотношения между свободным рыночным ценообразованием и государственным регулированием цен на рынке сельскохозяйственной продукции, а также определения способов воздействия на них, необходимо систему цен рассматривать в виде четырех групп, соответствующих конкретным экономическим условиям и характеру товарно-денежных отношений: предельные, вмешательства, ориентировочные, защитные.
Предельные цены включают предельные минимальные (Цмин) и базовые (Цбаз) цены. Первые - формируется из нормативной себестоимости продукции и минимальной нормы прибыли, обеспечивающей доход не ниже процента, выплачиваемого по долгосрочным вкладам. Предельные базовые цены на сельхозпродукцию должны возместить товаропроизводителю его нормативные затраты и обеспечить товарную рентабельность. В работе обосновано, что для реализации функций
защиты базовых цен и обеспечения устойчивого простого воспроизводства в качестве товарной нормы прибыли следует учитывать совокупную рентабельность в размерах 15-20 %, то есть не ниже годового темпа инфляции.
Цены вмешательства состоят из закупочных интервенционных (Ц), залоговых страховых (Цзал) и гарантированных оптимальных (Ц ). Уровень первых и вторых должен быть соответственно на 10-20% и 5-10% ниже оптимальных гарантированных закупочных цен, уровень третьих рекомендуется устанавливать на 5-10% ниже контрольных максимально возможных цен.
Ориентировочные цены включают рыночные (Црын) и контрольные максимально возможные (Цмах). Свободные рыночные цены складываются на районных и межрайонных оптовых продовольственных рынках на момент реализации продукции сельского хозяйства. Их уровень определяется соотношением спроса и предложения со стороны участников данного рынка. Максимально возможные цены включают в себя нормативную себестоимость продукции и оптимальную норму прибыли, обеспечивающую расширенное воспроизводство в соответствии с потребительским спросом. Величина защитных пороговых цен (Цпор) определяется как сумма контрольной цены и таможенных, транспортных, торговых и других издержек, связанных с доставкой продукции до места ее сбыта.
Таким образом, в системе цен должно выполняться следующее условие: Ц < Ц < Ц < Ц
^ ^ 'мин 'баз 'зак 'зал
< Ц < Ц < Ц < Ц .
рын юпт ^мах ^пор
С учетом изложенных выше требований, рассчитана норма прибыли для каждого вида цен на сельскохозяйственную продукцию (табл. 1).
Таблица 1
Рекомендуемая величина нормы прибыли в закупочных ценах на сельскохозяйственную продукцию (%)
Виды продукции Норма прибыли в ценах
предельных вмешательства ориентировочных защитных
Ц 'мин Ц,баз Ц 'зак Ц^ал Ц, юпт Ц 'рын Ц 'мах Ц 'пор
Продукция растениеводства 5-10 1020 2040 4050 5060 60-65 65-70 70-75
Продукция животноводства 5-8 8-10 1015 1520 2025 25-30 30-35 35-40
^Научно-технические ведомости СПбГПУ 3' 2009. Экономические науки
Для определения уровня закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию по КЧР по предложенной системе нами предварительно выполнен расчет уровня максимальных (контрольных) цен на отдельные виды продукции. Весь процесс их определения выполнялся нормативным способом в следующей последовательности.
1 .Установлена зависимость изменения величины затрат на производство (З) от нескольких функционально не связанных друг с другом факторов (х.) на основе корреляционно-регрессионного метода при помощи уравнения линейной множественной регрессии следующего вида:
З = а„ + Та. ■ х..
0 1
2.Определены выровненные значения факторных признаков (х.) на основе анализа сформировавшихся тенденций их развития с применением трендовых моделей на ЭВМ (достоверность расчета 95 %).
3.Рассчитаны нормативные затраты путем подстановки в модель вида З = а0 + Та ■ х. полученных (выровненных) значений факторных величин (х.).
4. Определена максимальная (контрольная) цена путем сложения скорректированных на рост цен (г, г) элементов нормативной себестоимости (З.) и прибыли (П.) по формуле:
ц 1 = тз. ■ 1. + ТП ■ 1.
таах ^ 1 1 J J
В соответствии с данной методикой можно определить максимально возможные (контрольные) цены на зерновые культуры, мясо КРС и молоко. В качестве информационной базы, используемой для вычисления показателей, приняты статистические данные развития сельского хозяйства КЧР за период 2000-2007 гг.
Применение корреляционно-регрессионного анализа позволило установить зависимость изменения уровня затрат на производство одного центнера зерна, руб./ц, (Зз): от урожайности культуры, ц/га, (х1); материальных затрат, руб./га, (х2); уровня оплаты труда, руб./га, (х^. При этом корреляционная модель, проверенная на значимость и корректность, имеет вид:
З = 148,237 - 5,346х, + 0,001х + 0,211х .
з ' ' 1 ' 2 ' 3
Коэффициент детерминации позволил установить, что в сельскохозяйственных предприятиях региона колебания затрат при производстве зерновых культур на 99,6 % определяются вариацией исследуемых факторов. Увеличение урожайности культур на 1 центнер с гектара (х1) снижает уровень затрат производства одного центнера зерна на 5,346 руб., повышение на один рубль материальных (х2) и трудовых затрат (х3) в расчете на гектар,
обеспечивает прирост затрат соответственно на 0,001 и 0,211 руб./ц. Следовательно, резервы снижения затрат при выращивании зерновых культур имеются в увеличении их урожайности на основе совершенствования организации землепользования и севооборотов, лучшего использования минеральных и органических удобрений, рационального применения средств защиты растений, ускоренной сортосмене и сортообновлении.
Аналогичные уравнения регрессии можно вывести по затратам на производство одного центра мяса КРС (Зм) и молока (З ). Так, в результате проведенного многофакторного корреляционно-регрессионного анализа на основе использования данных хозяйств республики получены следующие уравнения регрессии:
Зм = 960,415 + 67,270х1 - 18,467^ + 3,449х3; R = 0,992; D = 0,984; где Зм - себестоимость мяса КРС, руб./ц; х1 - расход кормов на 1 голову КРС, ц к.е.; х2 - расход кормов на производство 1 ц привеса КРС, ц. к.е.; х3 - зарплатоемкость, руб/ц.
З =-1305,58 + 0,436х. - 7,501х + 501,906х;
мол ' ' 1 ' 2 ' 3'
R = 0,994; D = 0,987; где З - себестоимость молока и молочной
мол
продукции, руб./ц; х1- расход кормов на 1 голову коров, ц. к.е.; х2 -средний удой молока от коровы, кг; х3 - расход кормов на производство 1 ц молока, ц. к.е.; R, D - коэффициенты множественной корреляции и детерминации.
Как показывают расчеты, затраты на производство одного центнера мяса КРС и молочной продукции в сельскохозяйственных предприятиях республики на 98,4% и 98,7% соответственно зависят от учтенных в уравнениях регрессии факторов. Следовательно, сокращение себестоимости продукции животноводства должно быть связано с совершенствованием воспроизводства стада и организацией полноценного и сбалансированного по питательным веществам кормления.
Для выявления сформировавшихся тенденций развития факторных признаков производственной себестоимости одного центнера продукции в КЧР было проведено аналитическое выравнивание их динамики, в результате которого выявлено, что наиболее полно их описывают уравнения, приведенные в табл. 2.
Подстановка полученных значений выровненных факторных признаков в уравнения регрессии позволила определить величину нормативной производственной себестоимости 1 центнера продукции в 2008 году: одного центнера зерна на уровне 169 руб./ц (фактически - 185 руб./ц),
Таблица 2
Параметры трендовых моделей факторных признаков производственной себестоимости 1 центнера продукции в КЧР в 2000-2007 гг.
Факторный признак Параметры трендовых моделей Коэффициент детерминации
Производство одного центнера зерна
Урожайность, ц/га У = -5,8 + 40,738х - 14,829х2 + 1,633х3 D = 66,5%
Материальные затраты, руб./га У = 767,21 + 543,01х D = 81,6%
Уровень оплаты труда, руб./га У = 154,54 + 146,76х D = 87,0%
Производство одного центнера мяса КРС
Расход кормов на 1 голову КРС, ц к.е. У = 2,68 + 1,498х - 0,221х2 D = 83,2%
Расход кормов на производство 1 ц привеса КРС, ц. к.е. У = 21,22 - 4,078х + 0,821х2 D = 81,1%
Зарплатоемкость, руб/ц У = 148,8 + 122,2х D = 96,8%
Производство одного центнера молока и молочной продукции
Расход кормов на 1 голову коров, ц к.е. У = 56,42 - 7,654х + 1,786х2 D = 74,5%
Средний удой молока от коровы, кг У = 2273,1 + 189,5х D = 98,5%
Расход кормов на производство 1 ц молока, ц. к.е. У = 1,24 + 0,981х - 0,461х2 + 0,058х3 D = 81,7%
х - фактор времени.
мяса КРС - 3496 руб./ц (фактически - 3599 руб./ ц), молока и молочной продукции - 582 руб./ц (фактически - 555 руб./ц). Последующая корректировка нормативной себестоимости (З;) на индексы цен на средства производства и услуги, поставляемые сельскому хозяйству, и прибыли (П;) с учетом индекса роста цен потребительских товаров, рассчитанные органами государствен-
ной статистики, позволили определить величину максимальной (контрольной) цены по отдельным видам сельскохозяйственной продукции в республике в 2008 г.
Реализация предложенных в работе направлений будет способствовать эффективному развитию отрасли и повышению инвестиционной привлекательности АПК.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов A.B.
Государственная экономическая политика. М.: Дело и сервис, 1998.
2. Беспохатный Г. Новые механизмы приоритет-
ного развития сельского хозяйства / Экономист. № 7. 2008.
3. Карачаево-Черкесия в цифрах. Статистический сборник 2007-2008. Черкесск: Госкомстат КЧР, 2009 г
УДК 519.68
Леншова Т.М., Чижиков С.А.
комбинированный подход нейросетевого прогнозирования производственного индекса цен (на примере агропромышленного комплекса)
Сахарная индустрия представляет собой ность государства в поступательном развитии
одну из основных опор российского сельского собственной сахарной индустрии и аграрно-
хозяйства и аграрно-промышленного комплекса, промышленного комплекса в целом, развитии
в первую очередь в ключевых регионах (более внутренних и внешних рынков сбыта продукции
80% производства). Понятна заинтересован- отрасли.