КАЧАЕВ P.P.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В АПК
Даны рекомендации по установлению необходимого соотношения между свободным рыночным ценообразованием и государственным регулированием цен на рынке сельскохозяйственной продукции и предложена система регулирования ценовых отношений нарынке сельскохозяйственной продукции
KACHAEV P.P.
STATE REGULATION OF PRICES AS A FACTOR OF INNOVATION IN
AGRICULTURE
Recommendations are given for establishing the balance between the free market pricing and the state regulation of prices on the market of agricultural products and the proposed system of regulation of the price formation on the market of agricultural products.
Ключевые слова: рыночное ценообразование, государственное регулирование цен, величина нормы прибыли, корреляционно-регрессионный анализ, трендовые модели.
Keywords: market-based pricing, the state regulation of prices, the magnitude of the rate of profit, correlation and regression analysis, trend models.
Цены являются важнейшим механизмом системы государственного регулирования аграрного сектора экономики, данный компонент в структуре совокупного объема государственной поддержки является преобладающим не только в странах с переходной экономикой, но и в странах с развитыми рыночными отношениями.
Задача государственного регулирования в этом вопросе состоит в том, чтобы с помощью ценовых рычагов привести систему спроса и предложения к тенденции равновесного состояния, гарантировать сельскохозяйственным товаропроизводителям получение доходов, достаточных для ведения хозяйства на расширенной основе, что имеет основополагающее значение для эффективного развития сельскохозяйственного производства.
Недостатки государственного ценового регулирования в значительной степени обусловлены отсутствием необходимых методических разработок по применению его механизма в условиях России. Ситуация ухудшается и неразработанностью общих принципов осуществления ценового регулирования на уровне регионов, которые сегодня предпринимают несогласованные действия в этом направлении, дополняя их, как правило, административными ограничениями на ввоз продукции. Все вышеперечисленное препятствует формированию единого рынка сельскохозяйственной продукции, выравнива-
нию доходов производителей сельскохозяйственной продукции разных регионов.
За последние годы неоднократно предпринимались попытки законодательно решить вопросы государственного регулирования агропродовольст-венных цен. Однако в реальной действительности из-за сложной финансово-политической обстановки в стране государственное вмешательство на продовольственном рынке не производилось.
На наш взгляд для установления необходимого соотношения между свободным рыночным ценообразованием и государственным регулированием цен на рынке сельскохозяйственной продукции, а также определения способов воздействия на них, необходимо систему цен рассматривать в виде четырех групп, соответствующих конкретным экономическим условиям и характеру товарно-денежных отношений: предельные, вмешательства, ориентировочные, защитные.
С учетом данного требования, рассчитана норма прибыли для каждого вида цен на сельскохозяйственную продукцию.
Таблица 1
Рекомендуемая величина нормы прибыли в закупочных ценах на сельскохозяйственную продукцию
Виды продукции Норма прибыли в ценах
предельных вмешательства Ориентировочных Защитных
Цмин Цбаз Цзак Цзал Цопт Црын Цмах Цпор
Продукция растениеводства 5-10 10-15 20-30 35-45 50-60 60-65 65-70 70-75
Продукция животноводства 5-8 8-10 10-15 15-20 20-25 25-30 30-35 35-40
Для определения уровня закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию по Республике Дагестан по предложенной системе нами предварительно выполнен расчет уровня максимальных (контрольных) цен на отдельные виды продукции. Весь процесс их определения выполнялся нормативным способом в следующей последовательности.
1 .Установлена зависимость изменения величины затрат на производство (3) от нескольких функционально не связанных друг с другом факторов (х^ на основе корреляционно-регрессионного метода при помощи уравнения линейной множественной регрессии следующего вида:
2.Определены выровненные значения факторных признаков (х^ на основе анализа сформировавшихся тенденций их развития с применением трен-довых моделей на ЭВМ (достоверность расчета 95 %).
3.Рассчитаны нормативные затраты путем подстановки в модель вида а0 + X аг^, полученных (выровненных) значений факторных величин (х^.
4.Определена максимальная (контрольная) цена путем сложения скорректированных на рост цен (ii, ij,) элементов нормативной себестоимости (3i) и прибыли (ni) по формуле: Омах = Е Q it, + ZIj • i.
В соответствии с данной методикой можно определить максимально возможные (контрольные) цены на зерновые культуры, мясо КРС и молоко. В качестве информационной базы, используемой для вычисления показателей, приняты статистические данные развития сельского хозяйства Республики Дагестан за период 2004-2011 годы.
Применение корреляционно-регрессионного анализа позволило установить зависимость изменения уровня затрат на производство одного центнера зерна, руб./ц, (З3): от урожайности культуры, ц/га, (xi); материальных затрат, руб./га, (х2); уровня оплаты труда, руб./га, (х3). При этом корреляционная модель, проверенная на значимость и корректность, имеет вид: 33 = 147,842 - 5,12xi, + 0,002х2 + 0,224х3.
Коэффициент детерминации позволил установить, что в сельскохозяйственных предприятиях региона колеблемость затрат при производстве зерновых культур на 99,4% определяется вариацией исследуемых факторов. Увеличение урожайности культур на 1 центнер с гектара (xi) снижает уровень затрат производства одного центнера зерна на 5,123 руб., повышение на один рубль материальных (х2) и трудовых затрат (х3) в расчете на гектар, обеспечивает прирост затрат соответственно на 0,02 и 0,224 руб./ц. Следовательно, резервы снижения затрат при выращивании зерновых культур имеются в увеличении их урожайности на основе совершенствования организации землепользования и севооборотов, лучшего использования минеральных и органических удобрений, рационального применения средств защиты растений, соблюдение севооборотов.
Аналогичные уравнения регрессии можно вывести по затратам на производство одного центра мяса КРС (Зм) и молока (Змол). Так, в результате проведенного многофакторного корреляционно-регрессионного анализа на основе использования данных хозяйств республики получены следующие уравнения регрессии: 33 = 959,876 + 66,964х- 18,398х2 + 3,461х3. R= 0,993; D = 0,986 где Зм - себестоимость мяса КРС, руб/ц; xi- расход кормов на 1 голову КРС, цк.е.; х2- расход кормов на производство 1 ц привеса КРС, ц. к.е.; х3 - зарплатоемкость, руб/ц. Змол = 1223,47 + 0,42х, - 7,483х2+ 493,874x3 R = 0,995; D = 0,988
где Змол - себестоимость молока и молочной продукции, руб./ц;
xi - расход кормов на 1 голову коров, ц. к.е.;
х2 - средний удой молока от коровы, кг;
х3 - расход кормов на производство 1 ц молока, ц. к.е.;
R, D - коэффициенты множественной корреляции и детерминации.
Как показывают расчеты, затраты на производство одного центнера мяса КРС и молочной продукции в сельскохозяйственных предприятиях рес-
публики на 98,6% и 98,8% соответственно зависят от учтенных в уравнениях регрессии факторов. Следовательно, сокращение себестоимости продукции животноводства должно быть связано с совершенствованием воспроизводства стада и организацией полноценного и сбалансированного по питательным веществам кормления.
Для выявления сформировавшихся тенденций развития факторных признаков производственной себестоимости одного центнера продукции в Республике Дагестан было проведено аналитическое выравнивание их динамики, в результате которого выявлено, что наиболее полно их описывают уравнения, приведенные в таблице 2.
Таблица 2
Параметры трендовых моделей факторных признаков производственной себестоимости 1 центнера продукции в Республике Дагестан в 2003-2010 гг.
Факторный признак Параметры трендовых моделей Коэффициент детерминации
Производство одного центнера зерна
Урожайность, ц/га у=-5,7+40,741х-14,832х2+1,640х2 Д=66,6%
Материальные затраты, руб/га у=767,24+543,04х Д=81,7%
Уровень оплаты труда, руб/га у=154,61 + 146,83х Д=87,1%
Производство одного центнера мяса КРС
Расход кормов на 1 голову КРС, ц.к.е у=2,71+1,498х+0,224х2 Д=83,3%
Расход кормов на производство 1ц привеса КРС, ц.к.е. у=21,24 - 4,112х2+0,824х2 Д=81,2%
Зарплатаемкость, руб/ц у=150,4 + 123,1х Д=97,0%
Производство 1 центнера молока и молочной продукции
Расход кормов на 1 голову коров, ц.к.е у=56,51-7,660х+1,801х2 Д=74,6%
Средний удой молока от коровы, кг у=1989,1 + 189,7х Д=98,4%
Расход кормов на производство 1ц молока, ц.к.е. у=1,21+0,979х - 0,458х2+0,057 Д=81,6%
х - фактор времени
Подстановка полученных значений выровненных факторных признаков в уравнения регрессии позволила определить величину нормативной производственной себестоимости 1 центнера продукции в 2010 году: одного центнера зерна на уровне 223,08 руб/ц (фактически - 244,2 руб/ц), мяса КРС -4894 руб/ц (фактически 5075 руб/ц), молока и молочной продукции - 826 руб/ц (фактически - 814 руб/ц). Последующая корректировка нормативной себестоимости (3^ на индексы цен на средства производства и услуги, поставляемые сельскому хозяйству, и прибыли (П^ с учетом индекса роста цен потребительских товаров, рассчитанные органами государственной статистики, позволили определить величину максимальной (контрольной) цены по
отдельным видам сельскохозяйственной продукции в республике в 2010 году.
_Литература_
1. Абрамов Н.В. Инновационные и сберегающие технологии - основное направление развития АПК Тюменской области // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2004 №1 с. 14-18
2. Баутин В. Совершенствовать инновационную деятельность в АПК//АПК: экономика, управление ,2003 №1 с. 21-25
3. Оглобин Е.С. Организационные основы инновационной деятельности в агропромышленном комплексе //АПК: Экономика, управление, 2009 №1 с.26-31
4. Петриков А. Нерешенные задачи аграрных преобразований // АПК: Экономика, управление, 2000 №11 с.11-18