МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПРОЕКТА В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
КРЫЛОВ С.Ю.,
кандидат военных наук, Балтийская академия туризма и предпринимательства, доцент, e-mail: skrylov1957@gmail.com
В статье рассматриваются механизмы государственно-частного партнерства, применение которых целесообразно в интересах реализации инновационного туристско-рекреационного проекта.
Ключевые слова: региональный туризм; инновационный туристско-рекреационный проект; механизмы государственно-частного партнерства.
The article deals with mechanisms of public-private partnership, the application of which it is expedient for the implementation of innovative tourist-recreation project project.
Key words: regional tourism; an innovative tourist-recreation project; mechanisms of public-private partnership.
Коды классификатора JEL: L83, R11, R51.
Важным условием развития регионального туризма является участие государства в реализации региональных и межрегиональных инновационных туристско-рекреационных проектов (ИТРП) в рамках государственно-частного партнерства.
При этом следует учитывать, что для продвижения в России проектов по схеме государственночастного партнерства существует ряд препятствий. Прежде всего, это система законодательства и отсутствие хорошо развитой финансовой системы. Кроме того, негативное влияние оказывает и российская политическая традиция, когда государство, нередко, осуществляет вмешательство в автономные сферы жизни общества, в том числе и компетенцию бизнеса, не всегда обосновывая свои действия законодательно [1]. Существенно тормозит развитие государственно-частного партнерства и коррумпированность государственного аппарата, что препятствует установлению доверительных и конструктивных отношений с предпринимателями. Так, по оценкам Министерства природных ресурсов, в настоящее время до начала реализации любого соглашения о разделе продукции необходимо пройти 28 этапов подготовки и согласований, и эта процедура растягивается на два-три года [4].
Следовательно, для обеспечения эффективной реализации ИТРП государству необходимо внедрить в практику использования различные механизмы государственно-частного партнерства, которые в сжатой форме отражены на рисунке.
Во-первых, это совершенствование нормативно-правовой базы, что создает правовую основу инновационной деятельности в туризме и научно-методического обеспечения в сфере туризма. Это, прежде всего, нормативно-правовое закрепление понятия туристских инноваций и создание системы защиты авторских прав и охраны интеллектуальной собственности в сфере туризма, а также обеспечение инновационной деятельности в сфере туризма государственными стандартами, методиками, инструкциями, положениями и другими документами, способствующими анализу, прогнозированию, экономическому обоснованию и оптимизации инновационных решений, направленных на разработку и внедрение базисных и улучшающих туристских инноваций, которые должны составить основу современного технологического уклада в сфере туризма. Во-вторых, это содействие межрегиональному трансферту туристских инноваций в случае межрегионального характера реализации ИТРП и, кроме того, координация и стимулирование внедрения туристских инновационных преобразований путем введения страхования инновационных рисков.
Не менее важная группа условий связана с финансированием реализации конкурентной инновационной стратегии ИТРП, создающей благоприятный (или неблагоприятный) инвестиционный климат реализации ИТРП, который, в свою очередь, и определяет интенсивность инновационных процессов.
© С.Ю. Крылов, 2011
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2
В ходе реализации конкурентной инновационной стратегии возможны различные виды финансового участия государства в реализации ИТРП. Это может быть прямое финансовое участие государства в том или ином виде финансирования ИТРП (например, участие в венчурном финансировании или финансировании малых инновационных туристских предприятий).
В регионах с традиционно сильно развитым научно-техническим сектором и высоким исследовательским потенциалом, каким является, например, Северо-Западный регион, представляется возможным формирование комплексного организационно-финансового механизма обеспечения непрерывности инновационного цикла «наука-производство», включающего три основных направления: «посевное» финансирование; долевое финансирование; венчурное финансирование [3].
Механизмы «посевного» финансирования должны предусматривать:
• заключение государственных контрактов на выполнение инновационных НИОКР, в рамках действующих региональных программ развития туризма и размещение заказов на инновационный турпродукт с соответствующим финансированием указанных работ из бюджетных средств;
• выделение бюджетных средств на безвозвратной основе на изучение коммерческой рыночной перспективы инновационного турпродукта (результатов проведенных НИОКР), формирование соответствующих бизнес-планов и т.п., а также реализацию мероприятий, направленных на оформление и охрану прав на созданные объекты интеллектуальной собственности в сфере туризма.
Механизмы долевого финансирования должны предусматривать:
❖ участие региона в финансировании коммерческого внедрения перспективных инновационных турпродуктов на возвратной платной основе (в форме бюджетного кредита);
❖ совершенствование механизмов привлечения банковского кредита для расширения инновационной деятельности;
♦♦♦ предоставление внедренческим турпредприятиям беспроцентных банковских ссуд.
Механизмы венчурного финансирования должны предусматривать:
♦ участие региона в создании малых инновационных фирм (венчуров), ориентированных на коммерциализацию принципиально новых и наиболее высокодоходных туристских инновационных продуктов, на основе оплаты их уставных капиталов бюджетными средствами либо иным имуществом (объектами недвижимости и др.);
♦ создание венчурных инновационных фондов, пользующихся существенными налоговыми льготами.
Применение вышеназванных финансовых механизмов будет способствовать экономическому развитию региона как субъекта туристской деятельности, развитию действующих и появлению новых инновационных турпредприятий, расширению масштабов коммерциализации новых туристских технологий, в том числе созданных при поддержке региона.
Еще одной группой механизмов усиления инновационной активности являются механизмы создания хорошо отлаженной инновационной инфраструктуры, наличие которой обеспечивает эффективное взаимодействие участников инновационного процесса при реализации ИТРП. В широком смысле выделяют следующие подсистемы (компоненты) инновационной инфраструктуры [3]:
■ финансовая: различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты, такие как, например, фондовый рынок высокотехнологичных компаний;
■ производственно-технологическая (или материальная): технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансферта технологий и т.п.;
■ информационная: собственно базы данных и знаний и центры доступа, а также аналитические,
статистические, информационные и т.п. центры;
■ кадровая: образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т.д.;
■ экспертно-консалтинговая: организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга как общего типа, так и специализирующиеся в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.).
Как видно, инновационная инфраструктура охватывает информационно-коммуникационную, финансово-инвестиционную, консультативно-управленческую и другие составляющие, которые формируют следующие коммуникационные механизмы, такие как:
• расширение рынка туристских инноваций на основе проведения постоянно действующих туристских выставок, ярмарок с их всесторонним освещением в специальной литературе и государственных изданиях;
• формирование регионального института управляющих инновационными преобразованиями, деятельность которых будет нацелена на мониторинг и экспертизу инновационных проектов, а также на оценку приоритетов их финансирования;
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО... 145
• образование инновационной туристской ассоциации с необходимым финансовым капиталом для
поддержки создания и реализации региональных (межрегиональных) ИТРП и помощи турпред-приятиям — инициаторам туристских нововведений;
• создание и функционирование центра распространения нововведений и консалтинговых служб по передаче технологий и управлению туристскими инновациями на региональном уровне.
Используя вышеприведенные механизмы государственно-частного партнерства, государство может участвовать в создании благоприятного инновационного климата в сфере туризма, стимулировании инновационных туристских предприятий, внедрении туристских новшеств и т.п., создавая тем самым инновационную систему развития регионального туризма и региональной экономики в целом.
Создание благоприятного инновационного климата в сфере туризма требует внедрения в процесс государственного регулирования инновационной деятельностью современных методов и механизмов стратегического планирования и управления по результатам, их согласование с механизмами принятия бюджетных решений [2]. Необходимо принятие соответствующих законодательных актов, адекватных реальной экономической, социальной и политической ситуации в стране, которые должны способствовать достижению следующих целей:
❖ обеспечение введения результатов интеллектуальной деятельности в экономический оборот;
❖ стимулирование внедрения в производство новых технологий;
❖ определение правового статуса отдельных участников инновационного процесса;
❖ создание правовых условий для развития научно-технической и инновационной деятельности путем уточнения полномочий субъектов Российской Федерации.
Создание инновационной системы развития регионального туризма требует, в том числе, и применения различных форм прямых методов государственного регулирования инновационных процессов. В административно-ведомственной форме это будет выражаться в виде прямого дотационного финансирования научных исследований в рамках инновационных туристско-рекреационных проектов, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям в целом.
Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает конкретное финансирование ИТРП посредством государственных целевых программ поддержки нововведений в рамках развития регионального туризма. При этом требуется создать систему государственных контрактов на создание и реализацию инновационных турпродуктов, участникам ИТРП необходимо предоставить кредитные льготы для осуществления нововведений и т.д.
Одним из направлений такого сотрудничества государства и бизнеса может стать формирование структуры регионального инновационного туристского продукта (ИТП). Такая модель государственночастного партнерства предполагает взаимодействие государства со специально организованной ассоциацией туроператоров, формирующих туристский продукт для регионального въездного туризма. При этом участие государства в формировании регионального ИТП должно создать туроператорам, входящим в ассоциацию, благоприятные условия для заключения договоров с организациями, осуществляющими деятельность, значимую для всех заинтересованных сторон, но эффект от которой ожидается в среднесрочной или долгосрочной перспективе. Примерами такой деятельности являются:
♦ экологическое оздоровление региона;
♦ реставрационные работы и сохранение культурно-исторических ценностей, являющихся объектами туристского показа;
♦ создание новых объектов туристского показа или проведение мероприятий, представляющих интерес, как для местного населения, так и для туристов;
♦ повышение привлекательности региона за счет улучшения его облика (через выполнение архитекторских работ, ремонт или изменение фасадов зданий, освещения города, чистоту улиц и др.);
♦ природоохранная деятельность;
♦ строительство социальной инфраструктуры (например, строительство благоустроенных пунктов остановок для туристов, путешествующих автобусом).
В случаях риска снижения туристского потока в результате роста цен на путевку, государство может прибегнуть к различным механизмам снижения себестоимости регионального ИТП, в первую очередь по его основным составляющим — транспорту и размещению.
Одним из таких механизмов является налоговое регулирование, когда предприятиям транспорта и (или) размещения предоставляются льготы к налогу на прибыль или налогу на добавленную стоимость, но только применительно к контрактам, заключенным с туроператорами, формирующими региональный инновационный туристский продукт.
Снижение цен на услуги для формирования регионального ИТП может происходить двумя путями:
1) посредством рыночного механизма, когда цены на услуги снижаются в результате роста предложения, вызванного предоставлением льгот;
2) посредством установления нормативных цен для услуг различного вида и качества, принятие которых дает поставщику право воспользоваться налоговой льготой.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2
При этом, необходимо сумму (N) прогнозируемого снижения затрат туроператоров на заключение контрактов с предприятиями транспорта и размещения планировать как средства одного из дополнительных фондов, например — развития экологии туристской дестинации региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственно-частное партнерство как форма отношений власти и бизнеса в России // http://lobbying. ru/index.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации: утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. № 1662-р // http://csr.spbu.ru/нормативные-доку-менты.
3. ОсадчаяИ., Осадчий Н. Становление крупных бизнес-структур в России и их взаимоотношения с государством // Наука и жизнь. 2007. № 2.
4. Смирнов С.Н., Симачев Ю.В., Засимова Л.С., Чулок А. А. Механизм повышения конкурентоспособности экономики регионов. М.: ГУ-ВШЭ, 2005.