Научная статья на тему 'Исследование направлений стабилизации отдельных секторов сферы услуг'

Исследование направлений стабилизации отдельных секторов сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ / СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко Л. В.

Сложность государственного управления рекреационно-туристским сектором сферы услуг заключается в том, что необходим комплексный подход к их применению при сложившейся системе институтов для достижения поставленных целей. Это требует соблюдение таких условий как непротиворечивость поставленных целей, учет противоречий между различными методами, с помощью которых эти цели достигаются и, наконец, цена достижения цели должна быть минимальной, а затраты на реализацию тех или иных форм и использование выбранных методов и их результаты должны подвергаться сопоставительной оценке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование направлений стабилизации отдельных секторов сферы услуг»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ СТАБИЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ СЕКТОРОВ СФЕРЫ УСЛУГ

Л.В. БОНДАРЕНКО,

ассистент,

кафедра «Гражданское право и процесс», Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса,

г. Шахты, е-mail: Lavee1984@mail.ru

Сложность государственного управления рекреационно-туристским сектором сферы услуг заключается в том, что необходим комплексный подход к их применению при сложившейся системе институтов для достижения поставленных целей. Это требует соблюдение таких условий как непротиворечивость поставленных целей, учет противоречий между различными методами, с помощью которых эти цели достигаются и, наконец, цена достижения цели должна быть минимальной, а затраты на реализацию тех или иных форм и использование выбранных методов и их результаты должны подвергаться сопоставительной оценке.

Ключевые слова: сфера услуг; развитие территорий; структура управления; экономическое влияние государства.

Коды классификатора JEL: L84, L88.

Разные территории обладают не только разным потенциалом, но и возможностями его использования и развития. В этом отношении Южный Федеральный округ имеет бесспорные преимущества и исключительные возможности для развития сферы услуг, направленной на оздоровление населения России и прием туристов из других стран, которые могут быть использованы более широко и служить основой для определения основных путей развития экономического потенциала территории, замещения сектором услуг многих видов производственной и сельскохозяйственной деятельности, что крайне важно для Юга России, где уровень безработицы выше, чем в целом по стране и не имеет тенденции к снижению. Большая часть услуг все еще оказываются с использованием традиционных технологий. Хотя для их развития требуется определенная доля предприимчивости, но основные усилия предпринимательского ресурса могут быть направлены на внедрение инновационных способов производства услуг. Поэтому важно научиться выделять уровень инновационости и конкурентоспособности этого сектора экономики, который непосредственно производит услуги, используя известные или новые способы производства (технологии, оборудование, методы лечения, методы организации и управления бизнесом и т.д.). Не следует забывать, что многие новые способы производства услуг могут быть заимствованы и перенесены на новый рынок. Значительно реже на рынок пробиваются и закрепляются на нем пионерские товары (услуги) и способы их производства. Но следует отметить что, проводя исследования потенциала, не составляет труда выявить возможности создания пионерских и уникальных по своему содержанию услуг с участием ученых научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений.

Существуют возможности выделения и развития инновационного потенциала, а также его оценка по уровню развития науки и практики производства услуг, уровню предпринимательской активности и условиям проявления предпринимательских способностей. Не вызывает сомнения, что повышение потенциала требует инвестиций. В этой связи экономический потенциал можно разделить на три части:

• потенциал, который может быть использован без существенных капитальных вложений;

• потенциал, который может быть задействован и повышен на основе самоорганизации, самоуправления и саморазвития экономической системы, например, за счет самозанятости населения, домохозяйств и различных форм малого бизнеса;

• потенциал, который может быть использован только при условии привлечения инвестиций. В этом отношении целесообразно говорить и исследовать инвестиционный потенциал территории, выделяя инвестиционный потенциал конкретного муниципального образования, всего региона (мезопотенциал) и совокупные инвестиции, которые могут быть привлечены на макроуровне за счет инвестиционной привлекательности территории и конкретного бизнеса.

Мировой опыт показывает, что успехи и вклад туризма в ВНП во многом обусловлены целенаправленной государственной политикой, формирующей благоприятные условия для приоритетного развития въездного и внутреннего туризма, а следовательно, его материально-технической базы, кадров для сферы услуг и т.д. [1].

Исходя из диалектики взаимодействия государственной и экономической систем, можно определить следующие объективные обстоятельства, наиболее сильно влияющие на формирование механизма государственного регулирования сектора услуг в России.

Создавая механизм управления, в первую очередь следует выделять цели и задачи системы управления, что позволяет, с одной стороны, выделить критерии достижения целей, а с другой, — решить вопросы о способах и средствах измерения критериально регламентированных показателей, используемых в механизме управления. Многоцелевая задача не может быть решена без выделения основной и частных целей, а также установления приоритетности частных целей. Приоритеты целей по сути являются, во-первых, приоритетами отдельных видов деятельности, а во-вторых — приоритетами распределения ограниченных ресурсов. Во временном аспекте их целесообразно разделить по уровням на стратегические, тактические и оперативные:

• стратегические приоритеты отражают стратегическую важность ресурсов в ряду других ресурсов, которыми обладает территория, и видов деятельности в ряду других видов деятельности, позволяющих наиболее эффективно достигать поставленные цели управления. Они закладываются в программы развития на сроки более трех лет;

© Л.В. Бондаренко, 2009

ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ СТАБИЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ.

131

♦ тактические приоритеты направлены на устранение дисбаланса развития и устранение «узких мест» при производстве и реализации товаров и услуг в период от одного года до трех лет. С помощью тактических приоритетов устанавливают значимость отдельных видов рекреационной деятельности, а также других видов деятельности. Таким же образом выделяют и приоритетные ресурсы, используемые на заданном интервале времени;

♦ оперативные приоритеты действуют на срок до одного года, могут мобильно и быстро изменяться, но призваны обеспечить выполнение стратегических и тактических планов.

Для территорий, обладающих уникальными природными ресурсами, с одной стороны, необходимо строить стратегические, тактические и оперативные планы с учетом редкости (в природном аспекте) и дефицитности (в производственном аспекте) таких ресурсов, а с другой, — гармонично развивать другие виды ресурсов, например, трудовые ресурсы (прибегая к разным способам их восполнения, включая миграцию населения) и ресурсы капитала.

Обязательными элементами механизма управления являются методы и средства (инструменты), используемые в управлении. Важнейшим методом управления следует считать программно-целевой. На наш взгляд, именно программы и планы развития должны составлять регламентирующую основу механизмов управления и должны дополняться соответствующими нормативами, позволяющими, в частности, обеспечить управление качеством товаров и услуг, а также выбор или формирование эффективных структур управления.

Рассматривая общую структуру управления необходимо особое внимание уделить обеспечивающим подсистемам, в том числе правовой, информационной, организационной, методико-инструментальной, финансовоэкономической, транспортной, социально-психологической, культурно-воспитательной, экономической и экологической безопасности и др.

Важное место в структуре управления, должны занимать функциональные подсистемы: прогнозирования и планирования; организации; контроля, учета и анализа; ресурсного обеспечения; координации и регулирования; производства и реализации и другие. Хозяйственная практика доказывает целесообразность группирования функциональных подсистем, в частности, в отношении создания подсистемы мониторинга деятельности, а также дифференциации отдельных функций на внешние и внутренние, например, создание внутреннего контроля результатов деятельности предприятия и внешней системы лицензирования, сертификации и контроля.

При этом следует особо отметить, что управление сферой услуг осуществляется посредством разработки, организации и последующей реализации особой сервисной политики. В настоящее время в экономически развитых странах и ряде развивающихся государств сервисная политика является важной составной частью внешней и внутренней политики наряду с экономическим, социальным, культурным, экологическим и иными направлениями государственной политики.

Сервисная политика в Российской Федерации находится на стадии становления, она не отлажена ни организационно, ни с точки зрения экономического механизма ее реализации.

При этом обобщение опыта показывает, что конструктивные модели построения концепции сервисной политики должны иметь следующие важнейшие признаки. Во-первых, в основу их разработки необходимо положить обоснованные идеи и критерии выработки системы приоритетов развития сферы услуг, ее структурной политики. Во-вторых, для обеспечения реализации выдвигаемой системы развития сферы услуг в моделях необходимо обосновать определенные формы организационно-экономического механизма функционирования сферы услуг, то есть речь может идти о различных принципах формирования сервисной политики.

К важнейшим задачам совершенствования сервисной политики относятся:

■ определение конкретных приоритетов в сфере услуг и осуществление на их основе вложений в развитие «точек» сферы услуг;

■ проведение постоянного мониторинга рекреационно-туристского сектора сферы услуг для уточнения реальных возможностей в области приема туристов;

■ обеспечение отраслевого подхода при распределении средств федерального бюджета;

■ решение проблемы разграничения собственности по объектам рекреационно-туристского назначения;

■ разработка и внедрение систем статистического учета развития и функционирования рекреационнотуристского сектора сферы услуг;

■ осуществление мероприятий по созданию равных условий формирования и использования финансовых ресурсов на цели инвестирования в региональный рекреационно-туристский сектор сферы услуг, что потребует, в частности, определенной корректировки бюджетной и налоговой политики.

Стоит отметить формы и методы, применяемые для управления рекреационно-туристским сектором сферы услуг. Так, формы государственного регулирования рекреационно-туристской деятельности как способы системного применения конкретных методов, действующих на туристский сектор, можно разделить на две основные группы:

1. Формы стратегического регулирования рекреационно-туристского сектора сферы услуг, связанные с государственным экономическим программированием, разработкой и реализацией целевых комплексных программ, инвестиционной, финансовой, налоговой, бюджетной, инновационной, структурной политикой; институциональными преобразованиями; политикой в области специального законодательства; политикой по привлечению иностранных инвестиций; программами по повышению инвестиционной активности в отдельных видах, направлениях и объектах туризма;

2. Формы тактического регулирования рекреационно-туристского сектора сферы услуг, связанные с осуществлением мероприятий по кратковременному стимулированию развития предприятий рекреационно-туристского сектора сферы услуг; по стимулированию роста производства и занятости в текущем периоде; краткосрочные целевые программы развития [2].

В рамках данных форм использование методов управления рекреационно-туристским сектором сферы услуг тесно связано с разрешением сложившихся системных противоречий в секторе туризма и отдыха, как следствие, с систематизацией применения этих методов на практике. Их можно классифицировать по разным критериям:

• по способу воздействия — прямые и косвенные;

• по степени охвата туристского сектора — глобальные и селективные на макро— и микроуровнях;

• по характеру применяемого инструментария — экономические, административные, административноэкономические, нормативно-правовые, информационные;

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

132

Л.В. БОНДАРЕНКО

♦ по объекту воздействия — методы дифференцируются по отраслевому (транспорт, гостиницы, индустрия развлечений и т.д.) и региональному признакам, критериям организационно-экономических и организационно-правовых форм;

♦ по субъекту потребления турпродукта и субъекту производства и реализации турпродукта.

При этом методы могут противостоять друг другу, что приводит к нивелированию положительного эффекта. Сложность государственного управления рекреационно-туристским сектором сферы услуг заключается в том, что необходим комплексный подход к их применению при сложившейся системе институтов для достижения поставленных целей. Это требует соблюдение таких условий как непротиворечивость поставленных целей, учет противоречий между различными методами, с помощью которых эти цели достигаются и, наконец, цена достижения цели должна быть минимальной, а затраты на реализацию тех или иных форм и использование выбранных методов и их результаты должны подвергаться сопоставительной оценке.

Основными направлениями экономического влияния государства на туристский сектор в развитых странах являются следующие:

1. Управление спросом на турпродукт через:

□ участие государства в маркетинге турпродукта;

□ участие государства в продвижении турпродукта;

□ прямое и косвенное влияние государства на ценообразование в туристском секторе;

□ лицензирование и сертификация в туристской деятельности;

□ ограничение государством доступа к турпродукту.

2. Управление предложением на турпродукт через [1]:

❖ участие государства в исследовании и планировании турпродукта;

❖ участие государства в регулировании турпродукта;

❖ налоговую политику государства;

❖ таможенную политику государства;

❖ участие государства в инвестиционных процессах в туристской сфере.

Большинство исследователей выделяют следующие элементы туристской политики:

♦ принятие собственного законодательства, регулирующего процесс производства и реализации тур-продукта;

♦ предоставление субъектам хозяйствования рекреационно-туристского сектора сферы услуг различных льгот и стимулов финансового и нефинансового характера;

♦ создание организационных структур по содействию развития предприятий рекреационно-туристского сектора сферы услуг и инвестирования в него;

♦ создание организационной структуры по обеспечению туристов информацией и продукцией туристского назначения;

♦ разработка и экспертиза рекреационно-туристских продуктов за счет государственных источников финансирования;

♦ оказание содействия туристам в получении таможенных, визовых и других льгот, упрощающих процесс получения регионального туристского продукта;

♦ предоставление гарантий и поручительств банкам под выделенные ими средства для реализации отобранных на конкурсной основе проектов рекреационно-туристского сектора и др. [3].

Таким образом, приведенное содержание туристской политики сводится к простому перечислению наиболее часто применяемых средств и методов стимулирования развития туризма. Но управление рекреационнотуристским сектором сферы услуг включает не только функцию стимулирования производителей турпродукта, но и такие функции, как выработка целей и приоритетов, планирование, организация, контроль. В частности, большинство исследователей, рассматривая туристскую политику, не учитывают такие элементы, как выработка стратегии, разработка и реализация туристского плана освоения местности (схемы размещения предприятий и объектов рекреационно-туристского сектора), расчет и обоснование туристского пропускного потенциала территории, развитие сопутствующих туризму секторов, мероприятия по созданию благоприятного имиджа территории для привлечения туристов и другие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Никифоров В.И. Сфера туризма: рыночный механизм и система управления. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.

2. КрутикА.Б. Инвестиции и экономический рост предпринимательства. СПб.: Лань, 2000.

3. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М.: Ось-89, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.