Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ КАК ЗАЩИТНЫЕ СИСТЕМЫ ЛИЧНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ'

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ КАК ЗАЩИТНЫЕ СИСТЕМЫ ЛИЧНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
механизмы защиты / стратегии поведения / конфликт / старшие подростки / defense mechanisms / behavioral strategies / conflict / older adolescents

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фадеева Е.А.

В работе проведено исследование взаимосвязи механизмов психологической защиты и стратегий поведения в конфликте у старших подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL DEFENSE AND STRATEGIES OF BEHAVIOR IN CONFLICT AS PERSONALITY DEFENSE SYSTEMS IN OLDER ADOLESCENTS

Paper investigates the relationship between psychological defense mechanisms and conflict behavior strategies in older adolescents.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ КАК ЗАЩИТНЫЕ СИСТЕМЫ ЛИЧНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ»

УДК 159.99

Фадеева Е.А.

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт филиал Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Нижний Тагил, Россия)

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ КАК ЗАЩИТНЫЕ СИСТЕМЫ ЛИЧНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация: в работе проведено исследование взаимосвязи механизмов психологической защиты и стратегий поведения в конфликте у старших подростков.

Ключевые слова: механизмы защиты, стратегии поведения, конфликт, старшие подростки.

Развитие мира происходит со стремительной скоростью. Протекающие в обществе процессы быстро меняются, оказывая существенное влияние на психическое состояние человека, поэтому при встрече с негативными условиями социальной среды срабатывают механизмы психологической защиты, которые помогают в стрессовых ситуациях и оберегают сознание от внешнего воздействия.

В подростковый период происходит процесс социального, личностного, профессионального, духовно-практического самоопределения. При протекании психологических процессов старший школьный возраст не имеет существенных отличий от периода взрослости, основная разница лишь в менее устойчивом эмоциональном состоянии [1, с. 12-17]. Все это ведет к напряжению и повышению вероятности возникновения конфликтов. З. Фрейд говорил, что конфликт является неотъемлемой частью внутренней жизни

каждого человека [2, с. 38-41]. Кроме того, конфликты являются значимой частью межличностных отношений. Согласно Л. С. Выготскому и Д. Б. Эльконину старшие подростки особенно остро реагируют на различные социальные потрясения [1, с. 6, 5, с. 9-22].

Механизмы психологической защиты и стратегии поведения в конфликте относятся к единой защитной системе личности, которая позволяет сохранить баланс между потребностями старших подростков и требованиями, которые предъявляет общество, поэтому целью исследования стало: изучение механизмов психологической защиты и стратегий поведения в конфликте у старших подростков как защитные системы личности.

В исследовании приняли участие учащиеся МАОУ СОШ №13 города Серова, всего 17 человек, 11 девочек и 6 мальчиков.

В работе были использованы две методики: «Определение способов регулирования конфликтов» [4 с. 246], К. Томас и опросник «Индекс жизненного стиля», Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х. Конте [3 с. 44 ].

На основании результатов исследования по тесту К. Томаса было выявлено, что чаще всего ученики выбирали компромисс (7 баллов), на втором месте сотрудничество (6 баллов) и на третьем приспособление (6 баллов), реже всего было выбрано соперничество (3 балла).

Стратегия поведение в конфликте Среднее значение в баллах

стратегия поведения в конфликте

Рис. 1. Усредненные результаты показателей по тесту Томаса «Определение способов регулирования конфликтов» старшеклассников, обучающихся в 11 классе МАОУ СОШ № 13, г. Серова.

Наиболее предпочитаемым способом разрешения конфликтных ситуаций являлся компромисс. Компромисс, как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. Такое поведение в конфликте характерно для людей со спокойным и уравновешенным характером, развитыми коммуникативными навыками, высокими нравственными качествами. Второй по популярности стала стратегия сотрудничества, как вид реагирования проявляется в том, что участники ситуации разрешают все противоречия, находят варианты взаимодействия, полностью удовлетворяющие интересам обеих сторон. Немного реже, чем сотрудничество выбирали приспособление, выбор данной стратегии говорит о том, что человек не хочет портить отношения или конфликтная ситуация ему безразлична. Соперничество, наименее используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Механизмы психологической защиты Среднее значение в процентах

70 £ 60 ® 50 40

ш

ф 30

^

| 20

го

¡5 10

11||||||

* ^ У *

Ж Ж Ж Ж ж 0<г 0в°

о* ^ ^ л/ о«*

У

механизм психологической защиты

Рис. 2. Усредненные результаты показателей по тесту «Индекс жизненного стиля» Келлерман-Плутчика-Конте старшеклассников, обучающихся в 11 классе МАОУ СОШ № 13, г. Серова.

На основании результатов теста «Индекс жизненного стиля» Келлермана-Плутчика было выявлено, что самый популярный механизм психологической защиты в выборке была проекция (62%), реже выбирали рационализацию (56%) и компенсацию (50%). Наименее популярным вариантом было замещение (32%).

Таким образом было выявлено, что наиболее часто старшеклассники приписывают собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям. Можно предположить, что высокий уровень проявления проекции связан с наиболее часто применяемым родителями механизмом воздействия — воспитанием на примере. Вторая причина видится в том, что в старшем школьном возрасте девочки и мальчики выбирают для себя идеал, которому они пытаются следовать. Достаточно часто старшеклассники прибегают к рационализации. Этот механизм имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих.

Третьим по популярности механизмом защиты стала компенсация, проявляющаяся в поиске замены какого-то недостатка или чувства, в основном благодаря фантазии. Компенсация характерна мечтательным, ищущим идеал в различных сферах жизни. Учитывая тот факт, что у подростков одним из центральных новообразований является мечтательность, можно объяснить достаточно частое использование этого механизма. Реже всего подростки используют замещение. Это проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему.

Проблема конфликта, выработка средств психологической защиты от него в старшем подростковом возрасте является актуальной проблемой психологии. Обусловлено это тем, что идет процесс преобразование важнейших институтов социализации, большого потока информации, переживаниями связанными со вступлением во взрослую жизнь и другими факторами, которые отражаются на поведении старших подростков. Старшеклассники особенно остро и болезненно реагирует на конфликтную социальную обстановку. На, то как поведет себя ученик в конфликте будут влиять личностные особенности, воспитание и другие факторы, среди которых механизмы психологической защиты.

Самый популярный механизм психологической защиты — проекция, менее часто выбиралась рационализация и компенсация. Не распространенным вариантом было замещение.

Из стратегий поведения в конфликте чаще всего выбирали компромисс, реже сотрудничество и приспособление. Не пользуется популярностью стратегия соперничество.

Стратегия компромисса является одной из эффективных поэтому она будет популярна при рационализации и компенсации так как они являются высокими механизмы психологической защиты. При проекции, потому что происходит перенос своих отрицательных качества на оппонента и ожидая, что оппонент может ими воспользоваться рационально использовать компромисс.

Те, кто прибегает к отрицанию, конфликт могут игнорировать, поэтому будут использовать компромисс и другие стратегии поведения в конфликте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Выготский Л. С. Собр. соч. : в 6 т. М., 1983. т. 4. 368 с;

2. Ильясов А.А. Сравнительный анализ взглядов Г. Зиммеля и

3. Фрейда на причины возникновения конфликтов // Вестник Череповецкого государственного университета - 2009. - №1;

3. Л. И. Вассерман, О.Ф. Ерышев, Е.Б. Клубова, Н.Н. Петрова, И.Г. Беспалько, М.А. Беребин, М.И. Савельева, Л.М. Таукенова, А.В. Штрахова, Т.А. Аристова, И.М. Осадчий. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. СПб.: НИПНИ им. Бехтерева, 1999;

4. Полушкина, Т.М. Социология управления: учебник и практикум для вузов / Т. М. Полушкина, Е. Г. Коваленко, О.Ю. Якимова, под редакцией Т. М. Полушкиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 264 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04613-7;

5. Эльконин Д.Б. Выдержки из научных дневников (1960-1962) // Вопр. психол. 2004. № 1

Fadeeva E.A.

Russian State Vocational Pedagogical University (Nizhny Tagil, Russia)

MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL DEFENSE AND STRATEGIES OF BEHAVIOR IN CONFLICT AS PERSONALITY DEFENSE SYSTEMS IN OLDER ADOLESCENTS

Abstract: paper investigates the relationship between psychological defense mechanisms and conflict behavior strategies in older adolescents.

Keywords: defense mechanisms, behavioral strategies, conflict, older adolescents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.