УДК 159.99
Фадеева Е.А.
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт филиал Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Нижний Тагил, Россия)
МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ КАК ЗАЩИТНЫЕ СИСТЕМЫ ЛИЧНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Аннотация: в работе проведено исследование взаимосвязи механизмов психологической защиты и стратегий поведения в конфликте у старших подростков.
Ключевые слова: механизмы защиты, стратегии поведения, конфликт, старшие подростки.
Развитие мира происходит со стремительной скоростью. Протекающие в обществе процессы быстро меняются, оказывая существенное влияние на психическое состояние человека, поэтому при встрече с негативными условиями социальной среды срабатывают механизмы психологической защиты, которые помогают в стрессовых ситуациях и оберегают сознание от внешнего воздействия.
В подростковый период происходит процесс социального, личностного, профессионального, духовно-практического самоопределения. При протекании психологических процессов старший школьный возраст не имеет существенных отличий от периода взрослости, основная разница лишь в менее устойчивом эмоциональном состоянии [1, с. 12-17]. Все это ведет к напряжению и повышению вероятности возникновения конфликтов. З. Фрейд говорил, что конфликт является неотъемлемой частью внутренней жизни
каждого человека [2, с. 38-41]. Кроме того, конфликты являются значимой частью межличностных отношений. Согласно Л. С. Выготскому и Д. Б. Эльконину старшие подростки особенно остро реагируют на различные социальные потрясения [1, с. 6, 5, с. 9-22].
Механизмы психологической защиты и стратегии поведения в конфликте относятся к единой защитной системе личности, которая позволяет сохранить баланс между потребностями старших подростков и требованиями, которые предъявляет общество, поэтому целью исследования стало: изучение механизмов психологической защиты и стратегий поведения в конфликте у старших подростков как защитные системы личности.
В исследовании приняли участие учащиеся МАОУ СОШ №13 города Серова, всего 17 человек, 11 девочек и 6 мальчиков.
В работе были использованы две методики: «Определение способов регулирования конфликтов» [4 с. 246], К. Томас и опросник «Индекс жизненного стиля», Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х. Конте [3 с. 44 ].
На основании результатов исследования по тесту К. Томаса было выявлено, что чаще всего ученики выбирали компромисс (7 баллов), на втором месте сотрудничество (6 баллов) и на третьем приспособление (6 баллов), реже всего было выбрано соперничество (3 балла).
Стратегия поведение в конфликте Среднее значение в баллах
стратегия поведения в конфликте
Рис. 1. Усредненные результаты показателей по тесту Томаса «Определение способов регулирования конфликтов» старшеклассников, обучающихся в 11 классе МАОУ СОШ № 13, г. Серова.
Наиболее предпочитаемым способом разрешения конфликтных ситуаций являлся компромисс. Компромисс, как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. Такое поведение в конфликте характерно для людей со спокойным и уравновешенным характером, развитыми коммуникативными навыками, высокими нравственными качествами. Второй по популярности стала стратегия сотрудничества, как вид реагирования проявляется в том, что участники ситуации разрешают все противоречия, находят варианты взаимодействия, полностью удовлетворяющие интересам обеих сторон. Немного реже, чем сотрудничество выбирали приспособление, выбор данной стратегии говорит о том, что человек не хочет портить отношения или конфликтная ситуация ему безразлична. Соперничество, наименее используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
Механизмы психологической защиты Среднее значение в процентах
70 £ 60 ® 50 40
ш
ф 30
^
| 20
го
¡5 10
11||||||
* ^ У *
Ж Ж Ж Ж ж 0<г 0в°
о* ^ ^ л/ о«*
У
механизм психологической защиты
Рис. 2. Усредненные результаты показателей по тесту «Индекс жизненного стиля» Келлерман-Плутчика-Конте старшеклассников, обучающихся в 11 классе МАОУ СОШ № 13, г. Серова.
На основании результатов теста «Индекс жизненного стиля» Келлермана-Плутчика было выявлено, что самый популярный механизм психологической защиты в выборке была проекция (62%), реже выбирали рационализацию (56%) и компенсацию (50%). Наименее популярным вариантом было замещение (32%).
Таким образом было выявлено, что наиболее часто старшеклассники приписывают собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям. Можно предположить, что высокий уровень проявления проекции связан с наиболее часто применяемым родителями механизмом воздействия — воспитанием на примере. Вторая причина видится в том, что в старшем школьном возрасте девочки и мальчики выбирают для себя идеал, которому они пытаются следовать. Достаточно часто старшеклассники прибегают к рационализации. Этот механизм имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих.
Третьим по популярности механизмом защиты стала компенсация, проявляющаяся в поиске замены какого-то недостатка или чувства, в основном благодаря фантазии. Компенсация характерна мечтательным, ищущим идеал в различных сферах жизни. Учитывая тот факт, что у подростков одним из центральных новообразований является мечтательность, можно объяснить достаточно частое использование этого механизма. Реже всего подростки используют замещение. Это проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему.
Проблема конфликта, выработка средств психологической защиты от него в старшем подростковом возрасте является актуальной проблемой психологии. Обусловлено это тем, что идет процесс преобразование важнейших институтов социализации, большого потока информации, переживаниями связанными со вступлением во взрослую жизнь и другими факторами, которые отражаются на поведении старших подростков. Старшеклассники особенно остро и болезненно реагирует на конфликтную социальную обстановку. На, то как поведет себя ученик в конфликте будут влиять личностные особенности, воспитание и другие факторы, среди которых механизмы психологической защиты.
Самый популярный механизм психологической защиты — проекция, менее часто выбиралась рационализация и компенсация. Не распространенным вариантом было замещение.
Из стратегий поведения в конфликте чаще всего выбирали компромисс, реже сотрудничество и приспособление. Не пользуется популярностью стратегия соперничество.
Стратегия компромисса является одной из эффективных поэтому она будет популярна при рационализации и компенсации так как они являются высокими механизмы психологической защиты. При проекции, потому что происходит перенос своих отрицательных качества на оппонента и ожидая, что оппонент может ими воспользоваться рационально использовать компромисс.
Те, кто прибегает к отрицанию, конфликт могут игнорировать, поэтому будут использовать компромисс и другие стратегии поведения в конфликте.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Выготский Л. С. Собр. соч. : в 6 т. М., 1983. т. 4. 368 с;
2. Ильясов А.А. Сравнительный анализ взглядов Г. Зиммеля и
3. Фрейда на причины возникновения конфликтов // Вестник Череповецкого государственного университета - 2009. - №1;
3. Л. И. Вассерман, О.Ф. Ерышев, Е.Б. Клубова, Н.Н. Петрова, И.Г. Беспалько, М.А. Беребин, М.И. Савельева, Л.М. Таукенова, А.В. Штрахова, Т.А. Аристова, И.М. Осадчий. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. СПб.: НИПНИ им. Бехтерева, 1999;
4. Полушкина, Т.М. Социология управления: учебник и практикум для вузов / Т. М. Полушкина, Е. Г. Коваленко, О.Ю. Якимова, под редакцией Т. М. Полушкиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 264 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04613-7;
5. Эльконин Д.Б. Выдержки из научных дневников (1960-1962) // Вопр. психол. 2004. № 1
Fadeeva E.A.
Russian State Vocational Pedagogical University (Nizhny Tagil, Russia)
MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL DEFENSE AND STRATEGIES OF BEHAVIOR IN CONFLICT AS PERSONALITY DEFENSE SYSTEMS IN OLDER ADOLESCENTS
Abstract: paper investigates the relationship between psychological defense mechanisms and conflict behavior strategies in older adolescents.
Keywords: defense mechanisms, behavioral strategies, conflict, older adolescents.