Научная статья на тему 'Механизмы психологических защит у студентов разных специальностей вуза'

Механизмы психологических защит у студентов разных специальностей вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
454
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL DEFENSE / THE STUDENTS OF THE UNIVERSITY / TEST / RESEARCH / МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ / СТУДЕНТЫ ВУЗА / ТЕСТ / ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бикова Р.Р., Сибирякова А.В., Демидова Л.И.

В статье рассматриваются механизмы психологических защит у студентов вуза. Предоставлены результаты эмпирического исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL DEFENSE OF STUDENTS DIFFERENT SPECIALTIES OF A UNIVERSITY

The article discusses the mechanisms of psychological defense of the students of the university. An empirical study is presented.

Текст научной работы на тему «Механизмы психологических защит у студентов разных специальностей вуза»

MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL DEFENSE OF STUDENTS DIFFERENT SPECIALTIES OF A

UNIVERSITY

Bikova R.,

Student, Siberian State Transport University Novosibirsk, Russia Sibiryakova A.,

Student, Siberian State Transport University Novosibirsk, Russia Demidova L.

Docent, Siberian State Transport University Novosibirsk, Russia

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

ВУЗА

Бикова Р.Р.,

Студент, Сибирский Государственный Университет Путей Сообщения

Новосибирск, Россия Сибирякова А.В.,

Студент, Сибирский Государственный Университет Путей Сообщения

Новосибирск, Россия Демидова Л.И.

Доцент, Сибирский Государственный Университет Путей сообщения Новосибирск, Россия Abstract

The article discusses the mechanisms of psychological defense of the students of the university. An empirical study is presented. Аннотация

В статье рассматриваются механизмы психологических защит у студентов вуза. Предоставлены результаты эмпирического исследования.

Keywords: mechanisms of psychological defense, the students of the university, test, research. Ключевые слова: механизмы психологических защит, студенты вуза, тест, исследование.

Механизмы психологических защит начинают формироваться у человека с раннего детства. Их проявление влияет на отношение в семье, поведение человека, на взаимоотношения с окружающими людьми, его самочувствие. Выявление механизмов психологических защит необходимо с целью предотвращения проблемных отношений, сохранения хорошего отношения к себе, для знания особенностей поведения личности. Этим конкретизируется актуальность и значимость исследования нами темы механизмов психологических защит.

Механизмы психологических защит психики -это психологические стратегии, бессознательно используемые человеком с целью оградить себя от тревоги, возникающей из-за отрицательных переживаний [1, 4].

Человек прибегает к механизмам психологических защит в попытке избавиться от чувства страха или вины. Впервые этот термин появился в 1894 г. в работе З. Фрейда «Защитные нейропсихозы». Он выделил десять механизмов [2, 3]:

-вытеснение - позволяет избавиться от тревоги, в ситуациях стресса. Человек как бы забывает чувства, причиняющие страдания, вытесняя их в бессознательную част;

-регрессия - защитный механизм, который используется человеком для защиты от тревоги и

страха. Регрессия характеризуется возвратом к детским моделям поведения [2, 3]:

-замещение -бессознательная замена в психо-травмирующих ситуациях

-отрицание - защитный механизм, при котором человек отказывается от признания факта, какого-либо события, чтобы защитить свою психику от внешней или внутренней угрозы. Чаще всего такой механизм используют дети или люди со сниженным интеллектом (хотя и обычные люди могут использовать отрицание в особо травмирующих ситуациях);

-проекция - процесс приписывания своих не приемлемых чувств, эмоций, переживаний, мыслей и мотивов поведения другим людям. Таким образом, человек снимает с себя ответственность за свои поступки и мысли, перекладывая вину на других, дабы опять защитить свое Я;

-компенсация - механизм защиты, проявляющийся в компенсации недостатков, как воображаемых так и реальных. Например, личная неудовлетворенность своим физическим строением тела, приводит к компенсации в виде занятий спортом;

-гиперкомпенсация - защитный механизм, при котором утрированное проявление качества, вызывающего чувство неполноценности и позволяющее превозноситься над другими;

-рационализация - механизм, который необходим, чтобы человек мог справиться с фрустрацией и тревогой. При этом механизме защищается самооценка человека, но искажается реальность.

В настоящее время известны и другие механизмы психологических защит. Отношение к ним в психологии неоднозначное.

Опираясь на теоретические основы, мы провели эмпирическое исследование, цель которого заключается в выявлении механизмов психологической защиты у студентов разных специальностей. В

Из рисунка 2 следует, что в экономическом факультете преобладают такие защитные механизмы, как вытеснение и отрицание, а у инженерного факультета - замещение и проекция. Так же можно увидеть, что механизмы психологических защит у инженерного факультета значительно превышают механизмы экономического факультета.

Таким образом, для студентов экономического факультета характерны такие механизмы психологической защиты, как отрицание (37%) и вытеснение (32%). Это означает, что на сознательном уровне человек отвергает события, мысли и чувства, которые не может принять, им также непроизвольно в бессознательное вытесняются нежелательные воспоминания, мысли и чувства.

Для студентов инженерного факультета более характерно использование замещения (73%) и проекции (59%). Студенты перенаправляют свои чувства или мнения с себя на другой объект, приписывают свои мысли, чувства и мотивы другим людям.

Таким образом, мы выявили, что у студентов разных специальностей доминируют разные механизмы психологической защиты.

нашем исследовании принимали участие 41 чел, из которых 22 студента инженерной специальности и 19 студентов экономической специальности Сибирского государственного университета путей сообщения. В исследовании использовался метод тестирования (тест Келлермана-Плутчика с целью выявления и обобщения характеристики защитных механизмов).

Процентное соотношение выбора механизмов психологических защит представлено на рисунке 1.

Результаты исследования важны для осмысления проблем, которые могут формироваться в результате включения студентами механизмов психологических защит. Данные исследования также могут быть полезны при взаимодействии студентов с сокурсниками и преподавателями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Демидова Л. И. Исследование связи саморегуляции и механизмов психологических защит у детей школьного возраста. \ Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (20октября 2018)/ отв.ред. Е. Л. Сорокина. - Новосибирск: Изд-во с.48-52

2. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Н. В. Силкина, Л. И. Демидова, К. В. Ги-лева, Ю. А. Наумова, Н. П. Никандрова, О.А. Успенская / отв. ред. д.пед.н. Н. В. Силкина - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2014.- 204с.

3. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы / А. Фрейд. - СПб.: Питер, 2018. - 160с.

4. Фрейд З. «Я» и «Оно». - Тбилиси: «Ме-рани», 1991.- 175 с.

о

^^—экономический факултет инженерный факультет

Рисунок 1 - Результаты исследования механизмов психологических защит, %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.