Научная статья на тему 'Исследование связи саморегуляции и механизмов психологических защит у детей школьного возраста'

Исследование связи саморегуляции и механизмов психологических защит у детей школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
249
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьный возраст / саморегуляция поведения / механизмы психологических защит / «отрицание» / school age / self-regulation of behavior / mechanisms of psychological protection / "Negation"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Демидова Лариса Иосифовна

В статье рассматриваются понятия механизмов психологических защит, саморегуляции, исследуется их связь. Наиболее выраженным механизмом психологической защиты у школьников является «Отрицание». Общая напряженность защит выше всех также представлена в механизме защиты – «Отрицание». Преобладает высокий и низкий уровень саморегуляции поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF SELF-REGULATION AND MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL DEFENSES RELATIONSHIP OF SCHOOL CHILDREN

The article deals with the concept of psychological protection mechanisms, self-regulation, examines their relationship. The most pronounced mechanism of schoolchildren’s psychological protection is ";Negation". The General tension of protection above all is also represented in the mechanism of protection – ";Negation". High and low level of behavior self-regulation prevails.

Текст научной работы на тему «Исследование связи саморегуляции и механизмов психологических защит у детей школьного возраста»

УДК 159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ САМОРЕГУЛЯЦИИ И МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Демидова Лариса Иосифовна.

Россия, Новосибирск, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», кандидат психологических наук, доцент, demidova272@mail. ru.

Аннотация. В статье рассматриваются понятия механизмов психологических защит, саморегуляции, исследуется их связь. Наиболее выраженным механизмом психологической защиты у школьников является «Отрицание». Общая напряженность защит выше всех также представлена в механизме защиты - «Отрицание». Преобладает высокий и низкий уровень саморегуляции поведения.

Ключевые слова: школьный возраст, саморегуляция поведения, механизмы психологических защит, «отрицание».

STUDY OF SELF-REGULATION AND MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL DEFENSES RELATIONSHIP OF SCHOOL CHILDREN

Demidova Larisa Iosifovna.

Russia, Novosibirsk, Siberian State University of Communications, Cand. psychol. Sciences, associate professor, demidova272@mail.ru.

Abstract. The article deals with the concept of psychological protection mechanisms, self-regulation, examines their relationship. The most pronounced mechanism of schoolchildren's psychological protection is "Negation". The General tension of protection above all is also represented in the mechanism of protection -"Negation". High and low level of behavior self-regulation prevails.

Key words: school age, self-regulation of behavior, mechanisms of psychological protection, "Negation".

Младший школьный возраст (от 6-7 до 9-11 лет) называют вершиной детства. В этот возрастной период происходит смена стиля жизни: новый вид деятельности - учеба, новая роль - ученик, новые требования и др. В школе ребёнок приобретает новые знания и умения, определенный социальный статус, новые интересы и ценности, у него меняется восприятие своего места в системе отношений. Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. Этот период является для ребёнка наиболее стрессогенным. Но с другой стороны у ребёнка в это время наиболее полно проявляются способы борьбы со стрессом, в частности механизмы психологических защит, активно формируется саморегуляция [1, 2].

Механизмы психологических защит (МПЗ) - это неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний [6].

(МПЗ) развиваются в детстве для сдерживания и регуляции определенных эмоций, подавления чувства страха, сохранения положительного образа себя, снижения тревожности и внутриличностного конфликта, сохранения психологического здоровья и др. [3].

Впервые (МПЗ) были выявлены З. Фрейдом, позже исследовались его дочерью А. Фрейд и другими учёными [7].

Саморегуляция - это способность сохранять внутреннюю стабильность на определённом, относительно постоянном уровне [4].

Методологическую основу исследования составили представления о психологических механизмах защиты З. Фрейда, А. Фрейд, Н. Мак-Вильямса; концепции саморегуляции В.П. Бояринцева, Б.В. Зейгарника, В.К. Калина, В.Е. Клочко и др.

Для исследования связи саморегуляции и механизмов психологических защит у детей школьного возраста был использован метод тестирования: тест «Диагностика типологий психологической защиты» (Р. Плутчик в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой и др.; тест В.И. Моросановой «Уровень саморегуляции поведения») [5].

Для проверки гипотезы: предположение о том, что уровень саморегуляции детей школьного возраста зависит от психологических механизмов защит - был использован метод ранговой корреляции Пирсона.

В исследовании участвовали 15 школьников возрасте 10-11лет.

Результаты исследования доминирующих механизмов психологических защит представлены в таблице 1.

Таблица 1

Доминирующие механизмы психологических защит (Р. Плутчик)

Респонденты Выраженная Общая напряженность всех

психологическая защита защит

7 Отрицание 69%

5 Регрессия 53%

4 Вытеснение 60%

4 Проекция 45%

Как следует из таблицы 1, наиболее выраженным механизмом психологической защиты у школьников является «Отрицание» (7 чел.).

Общая напряженность защит выше всех также представлена в механизме защиты «Отрицание» (69 %). Наиболее частое проявление отрицания - невидение, не-слышание. Реализуется это чаще всего через отвлечение внимания, лживость, отказ от занятий, в которых ребёнок не силен, особенно по сравнению с другими детьми. «Регрессия» (5 чел.) проявляется в сдерживании чувства неуверенности в себе, страхе неудачи, связанные с проявлением инициативы и др. «Вытеснение» (4 чел.) связано с забыванием истинного, но неприемлемого для человека мотива поступка. Проявляется в высоком уровне тревожности, страхах,

забывании, опозданиях.

Далее мы исследовали уровни саморегуляции поведения школьников (рисунок 1).

100%

53%

38%

0%

9%

■ Высокий уровень ■ Средий уровень ■ Низкий уровень

Рис. 1. Анализ результатов исследования уровней саморегуляции школьников по методике В.И. Моросановой

Как следует из рисунка 1, более всего у школьников выявлен высокий уровень саморегуляции поведения (53%). Это характеризует их, как самостоятельных, гибких, адекватно реагирующих на изменения условий, осознанно выдвигающих и достигающих цели. При высокой мотивации достижения школьники способны формировать стиль саморегуляции, позволяющий компенсировать влияние личностных особенностей, препятствующих достижению цели. Чем выше общий уровень осознанной регуляции, тем легче человек овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности [4, 5].

Менее всего представлен средний уровень саморегуляции поведения (9%). Низкий уровень саморегуляции поведения имеют 38 % школьников. При низком уровне саморегуляции. потребность в осознанном программировании и планировании своего поведения не сформирована, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей. У таких испытуемых снижена возможность компенсации неблагоприятных для достижения поставленной цели личностных особенностей. Соответственно, успешность овладения новыми видами деятельности в большой степени зависит от соответствия стилевых особенностей регуляции и требований осваиваемого вида активности.

Распределение испытуемых по результатам использованных методик представлено на рисунке 2.

Для выявления связи исследуемых параметров был использован метод ранговой корреляции Пирсона. Были сформулированы гипотезы, одна из которых - у выборки проявляется зависимость уровня саморегуляции и выраженным механизмом психологической защиты «Отрицание».

Расчёт, проведенный на основании исходных данных, выявил коэффициент корреляции Пирсона: ^=-1289.5/(34.683x45.809) = - 0.812. Это говорит о том, что существует связь с уровнем саморегуляции и механизмами психологических защит. Школьники с выраженной психологической защитой «Отрицание» имеют низкий уровень саморегуляции.

80 70 60 50 40 30 20 10 0

Опросник В. И. Морсановой

типологии

психологической

защиты

—I-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Рис. 2. Распределение испытуемых по результатам использованных методик

Таким образом, была у школьников были выявлены механизмы психологических защит, уровень саморегуляции, установлена связь между уровнем саморегуляции и механизмами психологических защит. Результаты данного исследования могут быть полезны для родителей, учащихся, учителей, педагогов-психологов и других специалистов, работающих с детьми.

Библиографический список:

1. Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал. 2007. - № 2. - С. 122-132.

2. Демидова Л.И. Адаптационный аспект личности в системе школьного образования. / Наука и социум: Материалы Всероссийской научно - практической конференции. 27 июня 2016г. / отв. ред. Е. Л. Сорокина. - Новосибирск: Изд-во Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2016. - С. 57 - 63.

3. Демидова Л.И. Исследование стресса у участников образовательного процесса / Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2014.- Вып. 31. - С. 170-174.

4. Демидова Л.И. Методы психологического воздействия и саморегуляции: учеб. пособие / Л.И. Демидова. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2017. - 108 с.

5. Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегулирования личности // Вопросы психологии. - 1991. - № 1. - С. 121 - 127.

6. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Н.В. Силкина, Л.И. Демидова, К.В. Гилева, Ю.А. Наумова, Н.П. Никандрова, О.А. Успенская. -Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2014. - 204 с.

7. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы — М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 68 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.