Научная статья на тему 'Механизмы продвижения российского медицинского оборудования на внутреннем рынке'

Механизмы продвижения российского медицинского оборудования на внутреннем рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медицинское оборудование / внутренний рынок / маркетинг / импортозамещение / medical equipment / domestic market / marketing / import substitution

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаренко Екатерина Дмитриевна

В статье рассматриваются механизмы продвижения отечественного медицинского оборудования на внутреннем российском рынке. Произведена оценка текущего состояния внутреннего рынка медицинского оборудования в Российской Федерации с учётом различных факторов, начиная с 2020 года. В качестве основных аспектов, повлиявших на отечественный̆ рынок медоборудования, выделены пандемия COVID‑19, международные санкции, а также трудности с поставками зарубежного оборудования. В частности, была выявлена актуальность такого медицинского оборудования, как облучатели ультрафиолетовые кварцевые ОУФК, аппараты магнитотерапии. Были рассмотрены различные стратегии продвижения оборудования от отечественных производителей̆, задействующие как государственные, так и частные инструменты и дана оценка их эффективности. Благодаря полученной информации, в статье предложены механизмы для продвижения медицинского оборудования с учетом анализа и оценки доли российских компаний на внутреннем рынке страны, что позволит увеличить их конкурентоспособность и стать более устойчивыми к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Также данные аспекты способствуют росту национальной экономики и повышению качества здравоохранения в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Макаренко Екатерина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS FOR PROMOTING RUSSIAN MEDICAL EQUIPMENT ON THE DOMESTIC MARKET

The article discusses the mechanisms for promoting domestic medical equipment on the domestic Russian market. An assessment was made of the current state of the domestic market for medical equipment in the Russian Federation, taking into account various factors, starting from 2020. The main aspects that influenced the domestic medical equipment market included the COVID‑19 pandemic, international sanctions, as well as difficulties with the supply of foreign equipment. In particular, the relevance of such medical equipment as ultraviolet quartz OUFC irradiators and magnetic therapy devices was revealed. Various strategies for promoting equipment from domestic manufacturers were considered, using both public and private tools, and their effectiveness was assessed. Thanks to the information received, the article proposes mechanisms for the promotion of medical equipment, taking into account the analysis and assessment of the share of Russian companies in the country’s domestic market, which will increase their competitiveness and become more resistant to constantly changing environmental conditions. Also, these aspects contribute to the growth of the national economy and improve the quality of healthcare in the country.

Текст научной работы на тему «Механизмы продвижения российского медицинского оборудования на внутреннем рынке»

Механизмы продвижения российского медицинского оборудования на внутреннем рынке

Макаренко Екатерина Дмитриевна,

студент, Высшая школа управления, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: kate.makarenko2003@mail.ru

В статье рассматриваются механизмы продвижения отечественного медицинского оборудования на внутреннем российском рынке. Произведена оценка текущего состояния внутреннего рынка медицинского оборудования в Российской" Федерации с учётом различных факторов, начиная с 2020 года. В качестве основных аспектов, повлиявших на отечественный" рынок медоборудования, выделены пандемия COVID-19, международные санкции, а также трудности с поставками зарубежного оборудования. В частности, была выявлена актуальность такого медицинского оборудования, как облучатели ультрафиолетовые кварцевые ОУФК, аппараты магнитотерапии. Были рассмотрены различные стратегии продвижения оборудования от отечественных производителей", задействующие как государственные, так и частные инструменты и дана оценка их эффективности. Благодаря полученной информации, в статье предложены механизмы для продвижения медицинского оборудования с учетом анализа и оценки доли российских компаний на внутреннем рынке страны, что позволит увеличить их конкурентоспособность и стать более устойчивыми к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Также данные аспекты способствуют росту национальной экономики и повышению качества здравоохранения в стране.

Ключевые слова: медицинское оборудование, внутренний рынок, маркетинг, импортозамещение.

Ое

"Я1

см о см

В последние годы российский рынок медицинского оборудования в России переживает существенную трансформацию. Начиная с 2020 года возникают различные факторы его турбулентности. Значительные перебои в поставках импортного медицинского оборудования были вызваны сначала пандемией COVID-19, а затем масштабными международными санкциями из-за меняющейся геополитической ситуации.

В связи с описанной ситуацией возникает необходимость развития и продвижения отечественного медицинского оборудования, которое на сегодняшний день всё ещё не имеет преимущественной доли на российском рынке. Таким образом, проблемой настоящей работы является продвижение отечественного медицинского оборудования на российском рынке. Целью работы представляется выявление эффективных инструментов продвижения медицинского оборудования отечественного производства.

В рамках достижения поставленной цели предполагается выполнение ряда задач: 1. Анализ ситуации на рынке отечественного оборудования в настоящее время; Выявление актуальности такого медицинского оборудования, как облучатели ультрафиолетовые кварцевые ОУФК, аппараты магнитотера-пии;

Оценка инструментов продвижения медицинского оборудования на российском рынке. Рынок медоборудования вмещает в себя совокупность различных видов медицинских изделий, что делает его достаточно объемным. В Российской федерации данную область торговли относят к B2B сектору. При этом, рынок медицинских товаров следует разделять на государственный и частный сектор. В 2019-м году, согласно оценкам экспертов, доля отечественных производителей на данном рынке составляла не более 20%. Остальную долю полностью занимали зарубежные производители. Данная пропорция объясняется тем, что на тот момент, как, отчасти, и сегодня, на российском рынке активно торговали такие крупные иностранные корпорации как: General Electric, Siemens, Toshiba, Stryker и др. При этом отечественные производители такой популярностью и высоким спросом не пользовались[2][5]. Даже на сегодняшний день, несмотря на активное развитие отечественного производства, медицинские организации продолжают отдавать предпочтение зарубежным производителям, несмотря на все колебания курса национальной валюты и затруднения с поставками оборудования. Тем не менее, по-

2.

3.

сле 2019 года положение на отечественном рынке начало изменяться, и данные изменения будут рассмотрены ниже.

Изменение баланса зарубежных и отечественных компаний, реализующих свою продукцию на российском рынке, можно связывать с целым рядом внешних непредвиденных причин. Среди основных следует выделить пандемию коронави-руса. Кроме того, баланс меняется и за счет осознанных мер российского правительства, направленных на популяризацию отечественного оборудования. Согласно статистике Минздрава РФ, в 2022 году уже треть медицинских изделий на российском рынке было произведено отечественными компаниями, а к 2030 году согласно национальной стратегии данный показатель планируется увеличить до 80%. Эту тенденцию можно отнести к позитивным ввиду текущей ситуации с поставками зарубежного оборудования, затрудненными в связи с санкциями. Тем не менее, стоит отметить, что указанные показатели (31% и 80%) отражают совокупное количество всех медицинских изделий, вне зависимости от их подкатегорий и кодов[2].

Введение санкционных ограничений способствовало ускорению процесса импортозамеще-ния на рынке медицинского оборудования в России - во многом благодаря ряду принятых и в настоящее время реализуемых мер государственной поддержки. Происходят перебои в товародвижении, функционировании логистических цепочек, от которых проигрывают все участники мировой торговли. В частности, кризис переживают национальные рынки и зависимые от них сферы социальной жизни. Одной из таких сфер является система здравоохранения, которая призвана обеспечивать граждан доступной медицинской помощью. Система здравоохранения и граждане не должны испытывать на себе последствия глобального мирового кризиса. Для этого необходимо обеспечивать всестороннюю поддержку отечественного здравоохранения, начиная с реализации целевых национальных программ, заканчивая мерами поддержки торговли для сохранения стабильности рынка медицинского оборудования, стимулирования отечественного производства и предложения на рынке.

Отечественные производители во многих случаях предлагают гораздо более выгодные условия сотрудничества, связанные с покупкой и последующим обслуживанием оборудования, чем зарубежные компании, что объясняется не только политическими, но и чисто логистическими причинами. Тем не менее, существует явная проблема, которая затрудняет популяризацию российских компаний. Они все еще недостаточно эффективно проводят организацию системы сбыта товаров через дистрибьюторов, а также не проводят достаточно хороший маркетинг, в том числе маркетинг взаимодействия с непосредственно заинтересованными партнерами. Это приводит к тому, что многим дистрибьюторам просто невыгодно продавать отечественное оборудование, которое не пользуется достаточно большим спросом из-за неграмотной

маркетинговой политики. Это является значимой проблемой, так как именно дистрибьюторские сети во многом способствуют реализации оборудования. Они не только сбывают его, но и выстраивают логистические сети так, чтобы продукцию отечественного производства можно было купить во всей стране, а также получить после покупки качественное гарантийное обслуживание. Тем не менее, за последние пару десятилетий алгоритмы сбыта и продвижения медоборудование значительно трансформировались^].

При анализе развития российского рынка и его инфраструктуры в отдельную подгруппу продукции необходимо выделить сложное, высокотехнологичное медоборудование, такое как аппараты КТ, МРТ и др. На сегодняшний день проблема необходимости обеспечения импортозамещения данного оборудования всё еще актуальна. Российское аналогичное оборудование все еще не отвечает мировым стандартам и не может заменить устройства зарубежного производства. До сих пор достаточно большую долю на рынке имеют крупные иностранные компании, среди которых: GE Healthcare, Siemens Healthineers, Philips, RP Canon Medical Systems и прочие. На отечественном рынке наблюдается достаточно большое количество и российских производителей, однако они предлагают, в первую очередь, простое медоборудование, необходимость в котором не так остра[5]. В связи с вышеописанной ситуацией представляется, что при планировании стратегий торговой политики следует учитывать данный дисбаланс и отдавать приоритет инициативам, связанным с развитием более сложного, высокотехнологичного оборудования.

Таким образом, ситуация на российском рынке медицинского оборудования, с одной стороны, располагает к развитию отечественных производителей, но с другой, представляется сложной для медицинских организаций, которые нуждаются в качественном сложном медоборудовании, но не могут полностью удовлетворить потребности в условиях ограничения импорта и недостаточного темпа развития национальных передовых разработок. Примером компании, которая выпускает передовое медицинское оборудование, является "Линия здоровья". На примере её продукции будет показано, как можно продвигать медоборудование отечественного производства на российском рынке.

Продукция торговой марки «Линия здоровья» от горьковского завода аппаратуры связи (ГЗАС) им.А.С.Попова, работающего на рынке медтехни-ки более 10 лет, стала незаменимым помощником в период пандемии. Приборы от «Линии здоровья» оказывают лечебный и профилактический эффект, воздействуя на соответствующие системы организма. Рассмотрим возможности продвижения отечественного медицинского оборудования на примере двух позиций, которые производятся на заводах "Линии здоровья". В качестве конкретных примеров оборудования будут приведены бактерицидный облучатель устройства для магнитной терапии[3].

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

о. в

"Я1 СМ

о

см

Бактерицидный облучатель - это устройство открытого типа, которое предназначено для кварце-вания (обеззараживания) воздуха и поверхностей в помещении прямыми ультрафиолетовыми лучами бактерицидного эффекта (253,7 нм). Убивает (инактивирует) вирусы, бактерии, плесень, грибки, дрожжи, споры и прочие инфекционные микроорганизмы.

В повседневном употреблении встречаются такие понятия как "бактерицидные лампы" и "кварцевые лампы" из-за их использования в бактерицидных облучателях. Рынок данного оборудования делится на два сегмента: облучатели закрытого и открытого типа. В связи с пандемией коронави-руса спрос на такое оборудование, которое обеспечивает дезинфекцию помещений, сильно возрос. Именно в 2020 году произошло резкое наращивание объемов производства бактерицидных облучателей, который был вызван пандемией, охватившей весь мир. Помимо увеличения мощностей их производства в компаниях, которые и ранее занимались реализацией кварцевых ламп, на рынке появилось и множество новых игроков. В России, согласно статистике, к 2022 году объем рынка бактерицидных ламп составил порядка 271 тыс. шт. В нашей стране наибольшим спросом пользуется закрытый тип облучателей[3].

В России на рынке облучателей закрытого типа присутствует множество игроков. Наибольшую долю производства бактерицидных облучателей закрытого типа в стоимостном выражении в 2022 г. заняли производители: АО «КРОНТ-М», АО «ПО ЗАВОД ИМЕНИ СЕРГО», ЗАО «ЗАВОД ЭМА», ООО «АРДАТОВСКИЙ СВЕТОТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАВОД», ООО «АРМЕД», ООО «ГРИН СТРИМ ИНЖИНИРИНГ ГРУПП», ООО «ЕС СЕРВИС», ООО «МЕДИАЛАЙТ», ООО «МЕД-СТАЛЬКОНСТРУКЦИЯ», ООО «НПП АРГАТА», ООО «НПП МЕЛИТТА», ООО «ПУРЖ ТЕХНО-ЛОДЖИ», ООО «СИБЭСТ-СВЕТОТЕХНИКА», ООО «СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖАНИЯ СТЕРИЛЬНОСТИ», ООО «ТД ЛАБОРАТОРИЯ ИМПУЛЬСНОЙ ТЕХНИКИ», ООО «ФЕРРОПЛАСТ МЕДИКАЛ», ООО «ЭЛИД АЗОВСКИЙ ФИЛИАЛ», ООО «ЮНИ-ВЕРСАЛ РТ» и другие. Основные производственные мощности рынка бактерицидных облучателей сосредоточены в Республике Башкортостан, Московской, Новосибирской, Свердловской и Ростовской областях, а также в г. Москва.

Переменная магнитная терапия - это метод, основанный на использовании пульсирующих или синусоидальных МП. В первом случае индукционная величина изменяется по амплитуде, а направление остается неизменным. Во втором происходит периодическое изменение амплитуды и направления вектора магнитной индукции. Монофазная пульсирующая магнитотерапия применяется для получения эффекта постоянного магнита, но, с учетом биорезонансных колебаний проблемных анатомических структур. Синусоидальная МП является двухфазной. Данная методика обеспечивает двойное действие: стимуляцию ионных каналов клеточ-

ных мембран и стабилизацию резонанса патологически измененных тканей[3].

Наиболее востребованным физиотерапевтическим направлением является импульсная магнитотерапия. Медицинская технология, активно использующаяся в лечебных и реабилитационных целях, основана на концентрации действия силового поля, импульсно изменяющегося во времени. Моно- и биполярные импульсы различной длительности и частоты производят суммарный лечебный эффект. Увеличивая подвижность ионов крови и лимфатической жидкости, ИМП стабилизует работу нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной системы, благотворно влияет на сократительную способность миокарда, оказывает обезболивающее, противовоспалительное, противоотёчное, успокоительное, иммуномодулирующее действие.

Современный рынок медицинского оборудования предлагает широкий выбор аппаратов магнитной стимуляции, для профессионального и домашнего использования. Магнитотерапевтические установки различных классов (общего, распределенного или местного воздействия) могут содержать 1, 2, 3 и более индукторов. Одни из них работают за счет соленоидов, другие - путем пространственного перемещения магнитного поля.

Таким образом, на примере конкретной компании показано, что отечественные производители уже активно занимаются производством высокотехнологичного современного медицинского оборудования. Теперь необходимо рассмотреть возможные механизмы продвижения такого оборудования на внутреннем рынке для преодоления дефицита оборудования, вызванного перебоями в поставках и международными санкциями.

В первую очередь, следует отметить государственные программы, направленные на поддержку импортозамещения в различных отраслях экономики, в том числе в сфере купли-продажи медицинского оборудования. Данные меры принимаются на законодательном уровне в рамках национального проекта "Здравоохранение" и могут быть использованы как механизм для продвижения отечественной продукции компаний на внутреннем рынке.

Порядка 150 типов медицинских изделий были включены в список Минздрава для переоборудования отечественных клиник. В перечне медицинской аппаратуры, представленной в списке министерства здравоохранения, в том числе указаны как раз сложные аппараты - КТ, МРТ, антиогоа-фы, оборудование для проведения брахитерапии, устройства для проведения рентгена, а также сразу несколько видов ультразвуковых сканирующих устройств. Помимо этого, в списке перечислены и другие сложные устройства, в числе которых названы гастроскопы, бронхоскопы, микроскопы, в том числе цифровые, эндоскопические комплексы, операционное оборудование. В перечень также внесена аппаратура, необходимая для проведения клинико-лабораторной диагностики, включающая несколько типов анализаторов[3].

Программа переоснащения затронет и региональные медицинские организации, такие как сосудистые центры и первичные сосудистые отделения. В рамках федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» будет проведена закупка порядка 30-ти видов оборудования для данных учреждений. В числе прочих видов оборудования к закупке предложены и сложные устройства, например, ангиографические комплексы, МРТ, передвижные аппараты УЗИ высокого класса, которые используются в исследовании сердца и сосудов, КТ для исследований сердца и головного мозга, оборудование для проведения нейрохирургических операций и медицинской реабилитации, аппараты для искусственной вентиляции легких.

В документе национального документа прописано, что медицинские организации должны получать рекомендацию к закупке оборудования отечественного производства, при условии, что данное оборудование имеет «эквивалентные технологические характеристики» в соотношении с зарубежными аналогами. Чтобы обеспечить исполнение данного пункта, Минпромторг в сотрудничестве с такими государственными корпорациями, как «Роса-том», «Ростех» и др. составил сводный перечень продукции. В ведомстве полагают, что в результате успешного исполнения задач, поставленных национальным проектом, доля отечественных производителей на российском рынке увеличится до 40%. Таким образом, одним из механизмов продвижения отечественного оборудования на рынке медицинских устройств является государственный, законодательный механизм, который фактически обязывает медицинские организации закупать отечественное оборудование[3].

Помимо государственных механизмов продвижения медицинского оборудования, существуют и иные способы. Негосударственные методы привлечения организаций к отечественному продукту основаны на различных маркетинговых стратегиях, которые затрагивают интересы тех или иных сторон бизнес-процессов, а также стейкхолдеров медицинских организаций. Если выше были описаны методы, затрагивающие интересы государственных стейкхолдеров, то ниже будут рассмотрены механизмы, не требующие непосредственного государственного участия, что отвечает тенденции перехода производственных процессов на рынке медицинского оборудования в частную сферу.

Первая стратегия продвижения отечественного медицинского оборудования исходит из специфики данной отрасли внутреннего российского рынка[1]. Рынок медоборудования отличается от многих других тем, что здесь привлечение клиента стоит гораздо больше, чем его последующее удержание. В связи с этим производители и дистрибьюторы оборудования вынуждены уделять гораздо больше внимания поддержанию хороших отношений со своими клиентами, так как их потеря приносит внушительные расходы. В связи с данной особенностью рынка медоборудования основной задачей

маркетинга взаимоотношении становится именно удержание уже имеющихся клиентов. Для этого в рамках данной стратегии используются такие инструменты, как различные пакеты услуг по программе лояльности для клиентов, обслуживание персональных менеджеров и другие инструменты. Таким образом, в рамках данной стратегии используется прямой маркетинг.

Ещё одна стратегия привлечения потенциальных покупателей к отечественной продукции - это брендинг. Российский производитель должен быть сосредоточен на создании собственного узнаваемого бренда, который будет продвигаться на различных площадках. В рамках процесса брендинга происходит создание продукта с уникальными характеристиками, который становится узнаваемым на рынке, в том числе за счёт грамотной рекламы в интернете, средствах массовой информации, по ТВ и с помощью иных каналов[2].

Ещё один способ продвижения - событийный маркетинг. Он заключается в организации и проведении различных мероприятий, подразумевающих демонстрацию готовой продукции предприятий, презентацию передовых технологий потенциальным покупателям медицинского оборудования[2]. На сегодняшний день отечественные компании недооценивают данный инструмент и не используют все его преимущества. Например, посредством событийного маркетинга можно значительно повысить узнаваемость бренда в профессиональном сообществе, что крайне важно для получения дорогой (в случае рынка медицинского оборудования) клиентуры. Представляется, что данный метод может также способствовать эффективному продвижению российского оборудования на отечественном рынке.

Следует также рассмотреть такой способ продвижения медицинского оборудования как клиентский сервис[2]. Отечественные производители достаточно хорошо освоили данный инструмент маркетинга. Они предлагают разнообразные программы лояльности с целью сохранения клиентов. В рамках клиентского сервиса предполагается сопровождение покупателя после приобретения оборудования: гарантийное обслуживание, сервис. Для многих покупателей на рынке медоборудования именно клиентский сервис, который предлагает та или иная компания, становится решающим критерием для выбора продукции того или иного производителя. Данный метод акутален и для рассмотренной в данной статье в качестве примера компании "Линия здоровья". К данному механизму на сегодняшний день можно отнести и систему управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). Благодаря современным технологиям удается отслеживать все этапы взаимодействия с клиентом - от поступления заявки до сервисного обслуживания и обслуживания в рамках гарантии. Это стало возможно благодаря техническому прогрессу и развитию менеджмента бизнеса.

Ещё одним важным инструментом продвижения является цифровой маркетинг и его различные на-

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

Q. в

"Я1 CM

о

CM

правления. Диджитал маркетинг активно внедряется во множестве сфер деятельности и во всех отраслях экономического производства. Он является неотъемлемым инструментом для создания бренда и его последующего продвижения посредством визуального контента. Кроме того, благодаря цифровым площадкам появляется возможность взаимодействовать с клиентами напрямую, что также затрагивает и другие перечисленные в данной статье маркетинговые инструменты. Современные инструменты диджитал маркетинга также позволяют отслеживать эффективность применяемых маркетинговых стратегий с целью их последующей доработки. Особенно действенными инструментами в рамках цифрового маркетинга являются поисковая оптимизация (SEO), маркетинг в социальных сетях (SMM), а также email-рассылки. Несмотря на то что социальные сети, как и рассылки на электронную почту, изначально не вызывали доверия у производителей медоборудования, отрицать их эффективность как маркетинговых инструментов невозможно, а потому сегодня их все больше начинают внедрять и в данном рыночном секторе. Однако именно цифровой маркетинг является наименее развитым маркетинговым инструментом в случае рынка медоборудования и нуждается в дальнейшем усовершенствовании.

Наконец, важную роль в продвижении отечественного оборудования может сыграть так называемый "маркетинг влияния". В случае рынка медоборудования особую роль в его продвижении играют, собственно, эксперты в области медицины - врачи, медработники, профессора в области медицины и предприниматели, специализирующиеся именно на медицинском оборудовании. Именно в случае с рынком медоборудования экспертное мнение получает особый вес, а потому может стать эффективным инструментом продвижения медицинских устройств. Мнение дипломированного эксперта в области медицины в данном случае имеет большее значение, чем традиционные "лидеры мнений" и инфлюэнсеры. Несмотря на то что данный инструмент пользуется популярностью у отечественных маркетологов, с точки зрения управления бизнес-процессами довольно сложно оценить его эффективность^].

Таким образом, были рассмотрены различные предложения по продвижению медицинского оборудования отечественного производства на российском рынке. Их можно разделить на два широких направления - механизмы, связанные с государственным регулированием, и рыночные механизмы, которые включают в себя различные маркетинговые инструменты. В рамках первого направления для продвижения отечественного медицинского оборудования используются законодательные инструменты, которые фактически делают обязательным внедрение российского оборудования в медицинских организациях. У данных инструментов есть определённые преимущества, так как, помимо фактически обозначенного требования к внедрению российских разработок, есть

также требование к уровню и качеству внедряемого оборудования^].

Помимо государственных механизмов, выделены также рыночные рычаги воздействия на потенциальных покупателей медицинского оборудования. Это, в первую очередь, различные маркетинговые инструменты. В данном направлении особенно следует сделать акцент на предложении по активному развитию цифрового маркетинга. Сегодня именно СМИ, а также социальные сети являются ключевыми площадками для продвижения любого рода продукции, в том числе и медицинского оборудования. Данные платформы можно также использовать для реализации продвижения с помощью "маркетинга влияния", так как через них наиболее удобно транслировать мнения лидеров общественных мнений и экспертов.

Предложения по продвижению медицинского оборудования были сформулированы на основе оценки текущей ситуации на отечественном рынке медицинских устройств. Были сделаны выводы об асимметрии в соотношении импортных и отечественных разработок в пользу первых, которая вызывает дефицит оборудования в медицинских организациях в условиях международных санкций и ограничений в импорте. Таким образом, только при сочетании государственных и рыночных механизмов продвижения отечественного оборудования можно преодолеть текущий дефицит и повысить долю российских компаний, производящих медицинские устройства, на национальном рынке.

Литература

1. Абдикеев Н.М. Реализация планов по импор-тозамещению в высокотехнологичных отраслях отечественной промышленности в условиях внешних санкций // Научные труды Вольного экономического общества России. 2022. -№ 3.

2. Гадаборшев М. И., Левкевич М.М., Цыганкова С.М. Медицинская организация: достижение сбалансированных результатов посредством удовлетворения потребностей основных групп стейкхолдеров // Journal of Siberian Medical Sciences, 2012. - № 6.

3. Бизюк Я.И., Эндрю Г.Ф. Влияние внешнеторговой политики на российский рынок медицинского оборудования // Российский внешнеэкономический вестник, 2023.

4. Веселовский М.Я., Милькевич Д.А. Проблемы коммерциализации инноваций в медицинской промышленности // Вестник АГТУ. Серия: Экономика, 2019. - № 2.

5. Ефрюшкина А.И. Тенденции использования маркетинговых инструментов на рынке медицинского оборудования в РФ // Скиф, 2023. -№ 8 (84) - с. 232-236.

6. Красюк Е.С. Анализ рынка медицинского оборудования в России: маркетинговый аспект // Бизнес-образование в экономике знаний. -2019. - № 1 (12).

7. Обзор российского рынка медизделий за 2019 год // Медицинские изделия [Электронный ресурс] URL: https://meditex.ru/about/pub-likatsii/2019_12_20_medicinskie_izdelia_rinok_ MI_v_RF_2019/index.php (Дата обращения: 22.01.2024).

8. Отставнов С.С. Исследование высокотехнологичного медицинского оборудования в России: социально-экономические аспекты // Современные исследования социальных проблем. -2013. - No. 1 (21). - с. 1-10.

9. Паскевская В.Н. Проблемы интеграции стейкхолдеров в цепочку создания ценности в индустрии медицинских изделий // Инновации и инвестиции, 2021. - № 11. - с. 63-67.

10. Регионы России - 2022 год стал для российских производителей медицинского оборудования годом развития бизнеса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www. gosrf.ru/2022-god-stal-godom-gospodderzhki-i-razvitiya-proizvodstva-mediczinskojprodukczii-v-rossii-v-novyh-usloviyah/ (Дата обращения: 23.01.2024)

11. Dontsova O.I., Abdikeev N.M. Improving the institutional environment for the development of hightech industry in Russia // Problems of Economics and Legal Practice, 2021. - Vol. 17. № 5. - P. 1821.

MECHANISMS FOR PROMOTING RUSSIAN MEDICAL EQUIPMENT ON THE DOMESTIC MARKET

Makarenko E.D.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The article discusses the mechanisms for promoting domestic medical equipment on the domestic Russian market. An assessment was made of the current state of the domestic market for medical equipment in the Russian Federation, taking into account various factors, starting from 2020. The main aspects that influenced the domestic medical equipment market included the COVID-19 pandemic, international sanctions, as well as difficulties with the supply of foreign equipment. In particular, the relevance of such medical equipment as ultraviolet quartz OUFC irradiators and magnetic therapy devices was revealed. Various strategies for promoting equipment from domestic manufacturers were considered, using both public and private tools, and their effectiveness was assessed. Thanks to

the information received, the article proposes mechanisms for the promotion of medical equipment, taking into account the analysis and assessment of the share of Russian companies in the country's domestic market, which will increase their competitiveness and become more resistant to constantly changing environmental conditions. Also, these aspects contribute to the growth of the national economy and improve the quality of healthcare in the country.

Keywords: medical equipment, domestic market, marketing, import substitution.

References

1. Abdikeev N.M. Implementation of plans for import substitution in high-tech sectors of domestic industry in the conditions of external sanctions // Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 2022. - No. 3.

2. Gadaborshev M.I., Levkevich M.M., Tsygankova S.M. Medical organization: achieving balanced results by meeting the needs of the main groups of stakeholders // Journal of Siberian Medical Sciences, 2012. - No. 6.

3. Bizyuk Ya.I., Andrew G.F. The influence of foreign trade policy on the Russian medical equipment market // Russian Foreign Economic Bulletin, 2023.

4. Veselovsky M.Ya., Milkevich D.A. Problems of commercialization of innovations in the medical industry // Bulletin of ASTU. Series: Economics, 2019. - No. 2.

5. Efryushkina A. I. Trends in the use of marketing tools in the medical equipment market in the Russian Federation // Skif, 2023. -No. 8 (84) - p. 232-236.

6. Krasyuk E.S. Analysis of the medical equipment market in Russia: marketing aspect // Business education in the economics of knowledge. - 2019. - No. 1 (12).

7. Review of the Russian medical products market for 2019 // Medical products [Electronic resource] URL: https://meditex. ru/about/publikatsii/2019_12_20_medicinskie_izdelia_rinok_ MI_v_RF_2019/index.php (Access date: 01/22/2024).

8. Otstavnov S.S. Study of high-tech medical equipment in Russia: socio-economic aspects // Modern studies of social problems. -2013. - No. 1 (21). - With. 1-10.

9. Paskevskaya V. N. Problems of integrating stakeholders into the value chain in the medical device industry // Innovations and investments, 2021. - No. 11. - With. 63-67.

10. Regions of Russia - 2022 has become a year of business development for Russian manufacturers of medical equipment. [Electronic resource]. Access mode: https:// www.gosrf.ru/2022-god-stal-godom-gospodderzhki-i-razvitiya-proizvodstva-mediczinskojprodukczii-v-rossii-v-novyh-usloviyah/ (Access date: 01/23/2024)

11. Dontsova O.I., Abdikeev N.M. Improving the institutional environment for the development of high-tech industry in Russia // Problems of Economics and Legal Practice, 2021. - Vol. 17. No. 5. - P. 18-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.