Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ (НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)'

МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ (НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ / СУБЪЕКТЫ СКФО / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ступникова Оксана Емельяновна, Цаканян Шогик Артемовна

В данной работе проведен анализ оценки качества управления региональными финансами в РФ за 2021 год. Рассмотрены результаты мониторинга качества управления региональными финансами, проведенного Министерством финансов РФ. Особое внимание уделено субъектам СКФО, а также предложен ряд мер по повышению качества управления региональными финансами по некоторым направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS TO IMPROVE THE QUALITY OF REGIONAL FINANCIAL MANAGEMENT (ON THE EXAMPLE OF THE SUBJECTS OF THE NORTH CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT)

This paper analyzes the assessment of the quality of regional finance management in the Russian Federation for 2021. The authors consider the results of monitoring the quality of regional finance management, conducted by the Ministry of Finance of the Russian Federation. Particular attention is paid to the subjects of the North Caucasian Federal District, and a number of measures are proposed to improve the quality of regional finance management in some areas.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ (НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)»

УДК 330

Ступникова О.Е.1 Цаканян Ш.А.2

механизмы повышения качества управления региональными ФИНАНСАМИ (НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕдЕРАльНОГО ОКРУГА)

Аннотация. В данной работе проведен анализ оценки качества управления региональными финансами в РФ за 2021 год. Рассмотрены результаты мониторинга качества управления региональными финансами, проведенного Министерством финансов РФ. Особое внимание уделено субъектам СКФО, а также предложен ряд мер по повышению качества управления региональными финансами по некоторым направлениям.

Ключевые слова: региональные финансы, субъекты СКФО, региональный бюджет, качество управления, мониторинг.

Stupnikova O.

Tsakanyan Sh.

MECHANISMS TO IMPROVE THE QUALITY OF REGIONAL FINANCIAL MANAGEMENT (ON THE EXAMPLE OF THE SUBJECTS OF THE NORTH CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT)

Abstract. This paper analyzes the assessment of the quality of regional finance management in the Russian Federation for 2021. The authors consider the results of monitoring the quality of regional finance management, conducted by the Ministry of Finance of the Russian Federation. Particular attention is paid to the subjects of the North Caucasian Federal District, and a number of measures are proposed to improve the quality of regional finance management in some areas.

Keywords: regional finance, subjects of the North Caucasian Federal District, regional budget, quality of management, monitoring.

Региональные финансы являются неотъемлемой частью финансовой системы государства. Финансовая самостоятельность субъектов РФ в реализации бюджетных полномочий значительно возрастает, что обусловлено бюджетной децентрализацией.

На данный момент наблюдается тенденция регионализации социальных и экономических процессов. Это означает, что большая часть функций контроля и координации данных процессов передается от федеральных органов власти к региональным.

Наличие у каждого из субъектов РФ бюджета укрепляет их экономическую самостоятельность, активизирует хозяйственную деятельность, позволяет им развивать инфраструктуру на подведомственной территории, расширять ее экономический потенциал, выявлять и использовать резервы финансовых ресурсов. В конечном итоге, все это расширяет возможности наиболее полного и всестороннего удовлетворения нужд населения. Роль и значение региональных финансов существенно возрастает, а сфера их влияния и исполь-

1 Ступникова Оксана Емельяновна, канд. экон. наук, доцент, декан факультета экономики, управления и права, Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, Российская Федерация, e-mail: oks-ev@yandex.ru Oksana Stupnikova, Ph.D. in Economics, Associate Professor, Dean of the Faculty of Economics, Management and Law, North-Caucasian Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk, Russian Federation, e-mail: oks-ev@yandex.ru

2 Цаканян Шогик Артемовна, магистрант, Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, Российская Федерация, e-mail: shogik52012@mail.ru

Shogik Tsakanyan, Graduate Student, North-Caucasian Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk, Russian Federation, e-mail: shogik52012@mail.ru

зования расширяется. Это свидетельствует о том, что повышение качества управления региональными финансами является одним из основополагающих элементов устойчивого социально-экономического развития субъектов РФ.

В 2018 году Президент РФ в своем послании к Федеральному собранию выделил повышение эффективности использования бюджетных средств в качестве основного источника финансирования дополнительных расходов [1].

Основной целью регионального бюджета, принимаемого в виде закона, является достижение макроэкономической стабилизации, экономического роста, и, как следствие, повышение качества и уровня жизни населения.

С 2011 года в целях формирования стимулов к повышению качества управления региональными финансами в субъектах РФ Министерство Финансов проводит мониторинг и оценку качества управления региональными финансами [2].

Мониторинг и оценка качества управления региональными финансами представляют собой постоянную фиксацию ряда показателей, отражающих насколько деятельность органов власти на субфедеральном уровне, соответствует качественному и эффективному управлению региональными финансами.

Результаты мониторинга служат основой для формирования рейтинга регионов по качеству управления региональными финансами и позволяют выявить субъекты, претендующие на применение мер ограничительного либо стимулирующего характера [3].

Помимо этого, проводимый мониторинг позволяет понять, насколько эффективны используемые инструменты управления региональными финансами и как они внедряются в субъектах РФ. Это дает основание выявить меры, которые были бы направлены на улучшение финансовых результатов деятельности муниципальных образований. Важен и тот факт, что на основании результатов мониторинга проводится анализ причин достижения/ недостижения результатов, которые были запланированы [4].

На основании комплексной оценки ка-

чества устанавливается рейтинг регионов, и субъекту РФ присваивается одна из трех степеней качества управления региональными финансами: I степень - субъект с высоким качеством управления, II степень - субъект с надлежащим качеством управления, III степень - субъект с низким качеством управления. Результаты мониторинга размещаются на официальном сайте Министерства финансов РФ, тем самым обеспечивается прозрачность проводимой оценки и возможность ознакомления с этими результатами всех желающих. Более того, по результатам мониторинга Министерство финансов РФ направляет в каждый субъект письмо, в котором отражены результаты проводимой оценки. Все субъекты РФ, которые не достигают высокого качества управления (попадают во II или III группы), получают указания о том, каким образом повысить качество управления финансами на своей территории.

Мониторинг качества управления региональными финансами в 2021 году показал, что 29% субъектов РФ удостоились I степени качества управления, что на 1% больше показателя 2020 года, и, несомненно, говорит о высоком качестве управления региональными финансами [5].

Согласно результатам мониторинга, к субъектам СКФО с высоким качеством управления региональными финансами можно отнести Кабардино-Балкарскую Республику. Надлежащее качество управления региональными финансами в 2021 году смогли обеспечить Карачаево-Черкесская Республика, Республика Дагестан, Республика Северная Осетия-Алания, Ставропольский край и Чеченская республика. В число субъектов с низким качеством управления попала Республика Ингушетия.

Рассматривая изменения присваиваемой степени качества управления региональными финансами за 2018-2021 гг. (Таблица 1), необходимо обратить внимание, что Ставропольскому краю была присвоена I степень качества (высокое) в 2018 году, однако в 2019-2021 годах регион показал лишь надлежащее качество управления региональными финансами [6].

Таблица 1. Рейтинг качества управления региональными финансами

в субъектах СКФО

Субъект СКФО 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

1. Кабардино-Балкарская Низкое качество Высокое Высокое Высокое

Республика качество качество качество

2. Чеченская Республика Низкое качество Надлежащее Надлежащее Надлежащее

качество качество качество

3. Республика Ингушетия Низкое качество Низкое качество Низкое качество Низкое качество

4. Карачаево-Черкесская Надлежащее Надлежащее Надлежащее Надлежащее

Республика качество качество качество качество

5. Республика Дагестан Надлежащее Низкое качество Надлежащее Надлежащее

качество качество качество

6. Республика Северная Надлежащее Низкое качество Надлежащее Надлежащее

Осетия - Алания качество качество качество

7. Ставропольский край Высокое Надлежащее Надлежащее Надлежащее

качество качество качество качество

Начиная с 2019 года, Республики Северная Осетия-Алания и Дагестан повысили качество управления региональными финансами до II степени и «удержали» показатели в 2021 году [7]. Карачаево-Черкесская республика на протяжении 4 лет демонстрирует надлежащее качество управления, а Республика Ингушетия - низкое. Положительное изменение степени качества управления региональными финансами в Кабардино-Балкарской и Чеченской Республиках свидетельствует о повышении качества управления.

Основными направлениями, по которым производилась оценка качества управления региональными финансами в 2021 году, стали:

1) качество бюджетного планирования;

2) качество исполнения бюджета;

3) качество управления долговыми обязательствами;

4) финансовые взаимоотношения с муниципальными образованиями;

5) качество управления государственной собственностью и оказания государственных услуг;

6) открытость бюджетных данных;

7) выполнение указов Президента Российской Федерации.

Рассматривая первое направление - оценку качества бюджетного планирования - можно заметить, что подавляющее большинство

субъектов РФ продемонстрировало в 2021 году надлежащий уровень управления. Единственным регионом, имеющим минимальную оценку бюджетного планирования, и показавшим низкое качество бюджетного планирования, является Чеченская Республика.

Индикатором, важным для оценки качества бюджетного планирования, является соотношение недополученных доходов по региональным налогам и упрощенной системе налогообложения в результате льгот, установленных региональным законодательством, к общему объему вышеозначенных доходов. Доля налоговых льгот в объеме поступлений по региональным налогам и упрощенной системе налогообложения составляет 50% у Чеченской Республики и 35% у Республики Ингушетия. Это говорит о том, что при установлении налоговых льгот, необходимо учитывать риски недополучения доходов по данным налогам в отчетном году.

Следующим индикатором в рамках данного направления оценки является «Отклонение утвержденного объема расходов бюджета субъекта РФ на очередной финансовый год от объема расходов соответствующего года при его утверждении на первый год планового периода в году, предшествующему отчетному году», где лидирующую позицию занимает Чеченская республика с показателем 74% (Рисунок 1).

Рисунок 1. Отклонение утвержденного объема расходов бюджета субъекта РФ на очередной финансовый год от объема расходов соответствующего года при его утверждении на первый год планового периода в году, предшествующему отчетному году

Как видно из диаграммы, все регионы СКФО, за исключением Республики Северная Осетия-Алания, по итогам 2021 года имеют отклонение от запланированного объема расходов.

Говоря о положительной динамике, нельзя не отметить тот факт, что доля законов о внесении изменений в закон о бюджете региона, при утверждении которых учтены замечания (рекомендации) Минфина России, составляет 100% в Чеченской Республике, Республике Дагестан, в Ставропольском крае, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской Республиках и в Республике Северная Осетия-Алания.

К индикаторам, характеризующим второе направление - качество исполнения бюджета, относится отношение объема просроченной кредиторской задолженности субъекта РФ (и бюджетных и автономных учреждений субъекта РФ) к объему расходов бюджета субъекта РФ. Данный показатель оказался наиболее критичным у Республики Ингушетия - 9,8%, в то время как средний показатель по России - 0,3%. В Ставропольском крае объем просроченной кредиторской задолженности со-

ставил менее 0,5%, а в Республике Северная Осетия-Алания задолженность отсутствует.

Еще одним показателем в рамках данного направления оценки является отношение прироста расходов бюджета субъекта РФ в отчетном финансовом году, не обеспеченных соответствующим приростом доходов бюджета, к общему объему расходов бюджета субъекта РФ. Однако субъекты СКФО в число таких регионов не попали, что характеризует их положительно.

Рассматривая результаты оценки качества управления долговыми обязательствами, хотелось бы обратить внимание на то, что 83 региона (в том числе субъекты СКФО) уменьшили долговую нагрузку бюджетов субъектов РФ, что отмечается как положительная тенденция.

Говоря об итоговой оценке степени открытости бюджетных данных, мы видим, что регионом, имеющим минимальную оценку, является республика Ингушетия. Также весьма невысокие показатели имеют Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика и Северная Осетия-Алания. Степень достижения данными субъектами максимально

возможного количества баллов, набранных в ходе проведения мониторинга и составления рейтинга по уровню открытости бюджетных данных - до 30%.

Важно отметить, что финансовая грамотность населения является одним из основополагающих аспектов качественного управления региональными финансами и социально-экономического роста в регионе [8].

Поэтому одним из индикаторов, характеризующих открытость бюджетных данных, является доля образовательных организаций, которые обеспечили включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы. Согласно данным, приведенным в мониторинге, в 32 регионах элементы финансовой грамотности включены в программы не всех профессиональных образовательных организаций. К таким регионам относятся субъекты СКФО - Республики Ингушетия, Дагестан, Чеченская и Ставропольский край. Согласно статистике включения элементов финансовой грамотности в программы общеобразовательных организаций, показатель 95% и ниже демонстрируют: Республика Ингушетия, Ставропольский край, Республика Дагестан, Чеченская Республика, Республика РСО-Алания и Кабардино-Балкарская Республика.

Изучая итоги выполнения соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов за 2021 год, следует заметить, что Республика Ингушетия вошла в список регионов, которые не направили изменения в закон о бюджете в Минфин России и не учли рекомендации Минфина РФ. Также следует заметить, что Республики Ингушетия и Дагестан не обеспечили отдельные обязательства, предусмотренные для высокодотационных регионов. Не может не радовать тот факт, что ни один из регионов СКФО не попал в список нарушителей бюджетного законодательства в 2021 году.

На основе проведенного анализа можно сказать, что из года в год субъекты СКФО, за исключением Республики Ингушетия, улучшают показатели по многим направлениям мониторинга, что позволяет повышать качество управления региональными финансами,

проводить эффективную бюджетную политику, наращивать доходы и рационально управлять расходами.

При этом имеется ряд проблем, которые требуют решения:

1. Чеченская Республика и Республика Ингушетия продемонстрировали низкое качество бюджетного планирования.

2. Республика Ингушетия попала в число субъектов с низким качеством исполнения бюджета и наличием просроченной кредиторской задолженности.

3. Республика Ингушетия вошла в список регионов, которые не направили изменения в закон о бюджете в Минфин России и не учли рекомендации Минфина РФ.

Также следует отметить, что Республика Ингушетия признана регионом-банкротом и имеет внешнее финансовое управление, что является уникальным случаем. На деятельность финансового управления республики были наложены меры ограничительного характера [9].

Исходя из этого, возникает необходимость повышения качества управления региональными финансами. Для достижения данной цели предлагается ряд мер:

- формирование реалистичного прогноза доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета при подготовке проекта бюджета (с учетом накопленного опыта и анализа ошибок), что позволит улучшить показатели качества бюджетного планирования Республик Ингушетия, Дагестан, Карачаево-Черкесской и Чеченской, Северной Осетии-Алании;

- осуществление постоянной оценки эффективности действующих налоговых льгот и их отмена в случае выявления их неэффективности [10];

- выполнение условий соглашений по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов, подписанных субъектом Российской Федерации с Министерством финансов РФ;

- активное внедрение элементов финансовой грамотности в образовательные программы профессиональных и общеобразовательных организаций СКФО и системати-

ческое осуществление контроля знаний обучающихся;

- совершенствование нормативно-правовой базы как на федеральном, так и региональном уровне с целью усиления контроля и подотчетности работы субъектов управления региональными финансами.

Таким образом, в качестве одного из важнейших приоритетов государственной политики Российской Федерации, обеспечивающих

устойчивое, динамичное и сбалансированное развитие национальной экономики, выступает совершенствование механизмов эффективного и ответственного управления региональными финансами. Региональный бюджет должен выполнять важнейшую функцию платформы для взаимодействия интересов населения, бизнеса и органов власти, стимулируя формирование ответственности у субъектов бюджетного процесса.

библиографический список

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 «Послание Президента Федеральному Собранию» [Электронный ресурс] // URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_291976/

2. Результаты оценки качества управления региональными финансами за 2021 год [Электронный ресурс] // URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2022/11/main/REZ_2021.pdf

3. Осинин А.Д. Мониторинг и оценка качества управления региональными финансами как инструмент повышения эффективности деятельности органов государственной власти субъектов РФ // Гуманитарные науки. Вестник финансового университета. 2018. С. 86-89.

4. Королева М.Л. Актуальные вопросы управления муниципальными финансами (на примере Костромской области) // Мир гуманитарного естественнонаучного знания. 2019. С. 119-125.

5. Результаты оценки качества управления региональными финансами за 2020 год [Электронный ресурс] // URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=134153-predvaritelnye_rezultaty_ otsenki_kachestva_upravleniya_regionalnymi_finansami_za_2020_god

6. Результаты оценки качества управления региональными финансами за 2018 год [Электронный ресурс] // URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=128207

7. Результаты оценки качества управления региональными финансами за 2019 год [Электронный ресурс] // URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/regions/monitoring_results/ monitoring_finance/?id_65=131369-rezultaty_otsenki_kachestva_upravleniya_regionalnymi_ finansami_za_2019_god

8. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы [Электронный ресурс] // URL:http://static.government.ru/media/files/uQZdLRrkPLAdE VdaBsQrk505szCcL4PA.pdf

9. Управлять финансами будут из Москвы: Ингушетию признали банкротом [Электронный ресурс] // URL: https://regcomment.ru/regions/ingush/upravlyat-finansami-budut-iz-moskvy-ingushetiyu-priznali-bankrotom/

10. Письмо Минфина России от 15.10.2019 № 06-06-09/80250 «Результаты оценки качества управления региональными финансами за 2018 год» [Электронный ресурс] // URL:

https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=128664-pismo_minfina_rossii_ot_15.10.2019_06-06-

0980250_rezultaty_otsenki_kachestva_upravleniya_regionalnymi_finansami_za_2018_god

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of March 1, 2018 "Message of the President to the Federal Assembly" [Electronic resource] // URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/

2. Results of assessing the quality of regional finance management for 2021 [Electronic resource] // URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2022/11/main/REZ_2021 .pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Osinin A.D. Monitoring and evaluation of the quality of regional finance management as a tool to improve the efficiency of public authorities of the constituent entities of the Russian Federation // Humanitarian sciences. Bulletin of the Financial University. 2018. P. 86-89.

4. Koroleva M.L. Topical issues of municipal finance management (on the example of the Kostroma region) // World of humanitarian natural science knowledge. 2019. P. 119-125.

5. Results of assessing the quality of regional finance management for 2020 [Electronic resource] // URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=134153-predvaritelnye_resultaty_otsenki_ kachestva_upravleniya_regionalnymi_finansami_za_2020_god

6. Results of assessing the quality of regional finance management for 2018 [Electronic resource] // URL: https ://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=128207

7. Results of assessing the quality of regional finance management for 2019 [Electronic resource] // URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/regions/monitoring_results/monitoring_finance/?id_ 65=131369-resultaty_otsenki_kachestva_upravleniya_regionalnymi_finansami_za_2019_god

8. Strategy for improving financial literacy in the Russian Federation for 2017-2023 [Electronic resource] // URL: http://static.government.ru/media/files/uQZdLRrkPLAdEVdaBsQrk505szCcL 4PA.pdf

9. Finances will be managed from Moscow: Ingushetia was declared bankrupt [Electronic resource] // URL: https://regcomment.ru/regions/ingush/upravlyat-finansami-budut-iz-moskvy-ingushetiyu-priznali-bankrotom/

10. Letter of the Ministry of Finance of Russia dated 10/15/2019 No. 06-06-09/80250 "Results of assessing the quality of regional finance management for 2018" [Electronic resource] // URL:

https://minfin.gov.ru/ru/document/ ?id_4=128664-pismo_minfina_rossii_ot_15.10.2019_06-

06-0980250_resultaty_otsenki_kachestva_upravleniya_regionalnymi_finansami_za_2018_ god8_god

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.