МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ Ермакова М.Ю.
Ермакова Мария Юрьевна - ассистент, кафедра государственного и территориального управления, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: статья посвящена основным проблемам развития малого и среднего предпринимательства в Северо-Западном федеральном округе, а также рассмотрению основных механизмов поддержки развития малого и среднего бизнеса в условиях экономических ограничений.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, малый и средний бизнес, регион, экономические ограничения.
Развитие малого и среднего предпринимательства в России - одно из наиболее главных направлений модернизации и преобразования экономики и повышения ее инновационной составляющей. С учетом сложившихся нестабильных условий, введенных санкций, а также ограниченных финансовых ресурсов, именно малые и средние предприятия, которые не требуют больших стартовых инвестиций, но обеспечивают высокие скорости оборота ресурсов, способны стать настоящим драйвером развития рынка потребительских товаров и услуг, способствовать повышению конкуренции на рынке среди отечественных производителей.
Особенно важную роль субъекты малого и среднего бизнеса играют в муниципальных образованиях, поскольку малое и среднее предпринимательство носит по преимуществу региональный характер и, главным образом, ориентирован на бюджет региона и направлен на удовлетворение местных потребностей [1].
Северо-Западный федеральный округ, в первую очередь г. Санкт-Петербург, является одним из важных центров научно-технического прогресса и развития инноваций в России. В 2017 г. в регионе насчитывается 694712 субъектов малого и среднего предпринимательства с численностью работников около 1,9 млн человек. Регион занимает 5 место по количеству зарегистрированных субъектов после Центрального, Приволжского, Сибирского и Южного федеральных округов.
Распределение субъектов малого и среднего предпринимательства СЗФО по отраслям представлено на рисунке 1. Наибольший удельный вес малых и средних предприятий рассматриваемого региона приходится на следующие сферы бизнеса:
• оптовая и розничная торговля, ремонт транспортных средств (36,92%);
• операции с недвижимым имуществом (21,19%);
• транспорт и связь (11,09%).
оптовая и розничная торговля, ремонт ТС, предметов личного пользования
операции с недвижимым имуществом, аренда транспорт и связь строительство обрабатывающие производства коммунальные, социальные и персональные услуги гостиницы и рестораны сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство финансовая деятельность здравоохранени, социальные услуги образование
производство и распределение э/э, газа и воды рыболовство, рыбоводство добыча полезных ископаемых
2, 1,2 4 1,1 0,70 0,32 0,23 0,17
5,37% 84% 24% 9°%
9°% %
% % %
19%
36,92%
Ряд1
0,00% 5,00% 10,00% 15,00% 20,00% 25,00% 30,00% 35,00% 40,00%
Рис. 1. Распределение субъектов МСП СЗФО по отраслям, 2015 г. [4]
Северо-Западный регион находится на 3 месте по размеру оборота, уступая Центральному и Приволжским регионам; 6 место по размеру инвестиций в основной капитал после Приволжского, Центрального, Южного, Сибирского, СевероКавказского Федеральных округов. Оборот и инвестиции в основной капитал в январе-сентябре 2016 составили 1589,5 и 11,1 млрд руб. [4]
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. № 2074-р утверждена и введена в действие «Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года» [6].
Администрациями субъектов Федерации, входящими в состав СЗФО, выделяются следующие проблемы, которые необходимо решить для успешного развития и дальнейшей поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе:
• административные барьеры при регистрации, юридическом оформлении, получении лицензий и патентов и открытии счета в банке, подключении к объектам инженерной инфраструктуры;
• неразвитость инфраструктуры малого и среднего предпринимательства (в частности сложности, возникающие при поиске помещений под аренду, покупке оборудования, обучения персонала и т.д.);
• затруднительность получения кредитов;
• практическое отсутствие организаций, которые могли бы оказывать финансовую, коммерческую, маркетинговую и информационную поддержку развития малого и среднего предпринимательства;
• недостаточное внимание к представителям данного вида бизнеса со стороны федеральных властей.
Для решения озвученных проблем правительством предложены следующие механизмы поддержки развития субъектов малого и среднего предпринимательства:
• введение льготных условий на уровне региона при совершении сделок по продаже/аренде помещений субъектам малого и среднего предпринимательства;
• совершенствование венчурного финансирования, создание специальных форм лизинга, с учетом интересов представителей малого и среднего бизнеса;
• упрощение доступа к пользованию новыми технологиями и информационными ресурсами;
• создание общественных организаций для обеспечения потребностей представителей малого и среднего бизнеса в субъектах РФ (входящих в состав федерального округа) - экспертных советов, центров и фондов развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, общественных консалтинговых центров, ассоциаций малого и среднего бизнеса, объединений малых и средних предприятий по видам деятельности, бизнес-инкубаторов;
• содействие установлению связей малого и среднего предпринимательства с иностранными партнерами, тем самым развивая их внешнеэкономическую деятельность;
• помощь в подготовке, переподготовке и повышении квалификации сотрудников малых и средних предприятий;
• создание саморегулируемых организаций в сфере деятельности данного сегмента бизнеса;
• участие субъектов малого и среднего предпринимательства в госзаказах (в том числе, муниципальных).
Для осуществления этих мер необходима разработка и реализация региональных и муниципальных программ развития и поддержки малого и среднего бизнеса.
Также требуется создать финансовые, экономические, инфраструктурные и административные условия развития малого и среднего бизнеса, адаптированные к Северо-Западному региону.
Для решения поставленных задач необходимо:
• совершенствовать систему налогообложения и финансово-кредитную поддержку предприятий малого и среднего бизнеса (в том числе по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) и по упрощенной системе налогообложения на основе патента. Необходимо установить для всех малых и средних предприятий пределы налоговых изъятий);
• создать систему кредитования и страхования, отвечающей особенностям малого и среднего бизнеса;
• облегчить доступ малому и среднему бизнесу к неиспользуемым основным фондам и ресурсам;
• сократить административные барьеры и устранить ограничения для свободного перемещения товаров;
• повысить эффективность работы правоохранительных органов по вопросам безопасности предпринимателей.
Организации, которые образуют инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Северо -Западном регионе, работают по следующим четырем основным направлениям: финансовая инфраструктура, консультационная инфраструктура, имущественная инфраструктура, инновационно -производственная инфраструктура.
Для наглядности, рассмотрим взаимодействие государства и бизнеса на примере города Санкт-Петербург, как наиболее развитого субъекта Северо-Западного федерального округа. Функция государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства закреплена за Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт- Петербурга. В составе Комитета создано специальное Управление поддержки малого и среднего предпринимательства. Функции общественной поддержки и регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства, а также взаимодействия органов власти с бизнесом выполняет Общественный совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, а также общественные советы по малому и среднему предпринимательству при
Администрациях районов Санкт-Петербурга. Функции предоставления практической помощи в ведении предпринимательской деятельности субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляют более 60 специализированных некоммерческих организаций и разветвленная сеть консалтинговых, юридических и аудиторских компаний, действующих на коммерческой основе [3].
Особенно важной, на мой взгляд, является проблема кредитования малого и среднего бизнеса. В рамках оказания субъектам малого и среднего предпринимательства кредитно-гарантийной поддержки более 170 поручительств для кредитов на общую сумму 5406,44 млн рублей были предоставлены по «Программе стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства» («Программа 6,5»). Кроме того, 141 МФЦ в 8 субъектах СЗФО приступил к оказанию услуг Корпорации малого и среднего предпринимательства, в том числе по предоставлению информации о недвижимом имуществе, о формах и условиях финансовой поддержки и организации участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг крупнейших заказчиков. Всего за период с 1 июня по 31 декабря 2016 года в МФЦ регионов СЗФО поступило 2872 обращения за услугами Корпорации. В Санкт-Петербурге, Ленинградской, Архангельской и Новгородской областях реализуются программы обучения Корпорации для предпринимателей. В 2017 году внедрение программ Корпорации «Азбука предпринимателя» и «Школа предпринимательства» дополнительно запланировано в 7 регионах округа [5].
За 2016 год на развитие малого и среднего предпринимательства в СевероЗападном федеральном округе выделили почти 1,5 млрд рублей. Финансовую поддержку получили более 12 тысяч малых и средних предприятий. Как итог — 9% рост числа предприятий в округе, что немало для кризисного периода.
Список литературы
1. Волкова-Гончарова Т.А. Современная оценка экономического и налогового потенциала малого предпринимательства: региональный аспект. М.: Логос, 2013. 231 с.
2. Единый реестр субъектов МСП. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/index.html/ (дата обращения 18.05.2017).
3. Иванова В.А. Современное состояние и проблемы развития малого и среднего бизнеса в регионах России, 2016 г.
4. Сайт Росстата РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.gks.ru/ (дата обращения 10.05.2017).
5. Сайт Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://corpmsp.ru/about/ (дата обращения 10.05.2017).
6. Cайт компании «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru/ (дата обращения 28.04.2017).